Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушин А. А., Рычковская Д. Н.

Статья посвящена изучению региональных аспектов активизации внешнеэкономической деятельности на основе проектного подхода. Представлены результаты анализа экспортной деятельности предприятий Республики Адыгея, относящейся к группе регионов депрессивного типа Юга России. Раскрыта товарная структура экспортно-импортных операций предприятий Республики Адыгея, основные направления экспорта конкурентоспособной продукции. Выделены стратегические задачи и инструменты реализации экспортного потенциала региона в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. Систематизированы проблемы реализации национальных и региональных проектов развития социально-экономического комплекса депрессивного региона. Дана оценка роли региональных проектов в развитии экспортной деятельности депрессивного региона. Раскрыты организационно-экономические аспекты реализации региональных проектов, направленных на развитие экспортоориентированных производств в Республике Адыгея. Выделены ключевые недостатки проектной деятельности по реализации экспортного потенциала депрессивного региона, предложены направления активизации внешнеэкономической деятельности, меры государственной поддержки экспортоориентированных производств в Республике Адыгея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE EXPORT POTENTIAL OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE DEPRESSED REGION ON THE BASIS OF THE PROJECT APPROACH

The article is devoted to the study of regional aspects of the activation of foreign economic activity on the basis of the project approach. The results of the analysis of the export activity of enterprises in the Republic of Adygea, belonging to the group of depressed regions of the South of Russia, are presented. The article reveals the commodity structure of export-import operations of enterprises of the Republic of Adygea, the main directions of export of competitive products. The strategic tasks and instruments for realizing the export potential of the region are highlighted in accordance with the Strategy of Socio-Economic Development of the Republic of Adygea until 2030. The problems of implementing national and regional projects for the development of the socio-economic complex of a depressed region are systematized. The role of regional projects in the development of export activities of the depressed region is assessed. The organizational and economic aspects of the implementation of regional projects aimed at the development of export-oriented industries in the Republic of Adygea are disclosed. The key disadvantages of the project activity for the realization of the depressed region’s export potential are highlighted, the directions of activation of foreign economic activity, measures of state support for export-oriented industries in the Republic of Adygea are proposed

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА»

Научная статья

УДК [332.14:316.42](470.621):339.5

ББК 65.049(2Рос.Ады)

М 74

DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-2-280-24-37

реализация экспортного потенциала социально-экономического развития депрессивного региона на основе проектного подхода

(Рецензирована)

Александр Александрович Мокрушин1

Дарья Николаевна Рычковская2

1,2Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

1mokrushin_alex@inbox.ru

2rychkovskayadasha@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению региональных аспектов активизации внешнеэкономической деятельности на основе проектного подхода. Представлены результаты анализа экспортной деятельности предприятий Республики Адыгея, относящейся к группе регионов депрессивного типа Юга России. Раскрыта товарная структура экспортно-импортных операций предприятий Республики Адыгея, основные направления экспорта конкурентоспособной продукции. Выделены стратегические задачи и инструменты реализации экспортного потенциала региона в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года.

Систематизированы проблемы реализации национальных и региональных проектов развития социально-экономического комплекса депрессивного региона. Дана оценка роли региональных проектов в развитии экспортной деятельности депрессивного региона. Раскрыты организационно-экономические аспекты реализации региональных проектов, направленных на развитие экспортоориен-тированных производств в Республике Адыгея. Выделены ключевые недостатки проектной деятельности по реализации экспортного потенциала депрессивного региона, предложены направления активизации внешнеэкономической деятельности, меры государственной поддержки экспортоориентированных производств в Республике Адыгея.

Ключевые слова: экспортный потенциал, экспортная деятельность, экспортно-импортные операции, социально-экономическое развитие, стратегические задачи, депрессивный регион, Республика Адыгея, проектный подход, национальные и региональные проекты.

Для цитирования: Мокрушин А.А., Рычковская Д.Н. Реализация экспортного потенциала социально-экономического развития депрессивного региона на основе проектного подхода // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2021. Вып. 2 (280). С. 24-37. DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-2-280-24-37.

Original Research Paper

realization of the export potential of the socio-economic development of the depressed region on the basis of the project approach

Alexander A. Mokrushin1

Darya N. Rychkovskaya2

1,2Adyghe State University, Maykop, Russia

1mokrushin_alex@inbox.ru

2rychkovskayadasha@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of regional aspects of the activation of foreign economic activity on the basis of the project approach. The results of the analysis of the export activity of enterprises in the Republic of Adygea, belonging to the group of depressed regions of the South of Russia, are presented. The article reveals the commodity structure of export-import operations of enterprises of the Republic of Adygea, the main directions of export of competitive products. The strategic tasks and instruments for realizing the export potential of the region are highlighted in accordance with the Strategy of Socio-Economic Development of the Republic of Adygea until 2030.

The problems of implementing national and regional projects for the development of the socio-economic complex of a depressed region are systematized. The role of regional projects in the development of export activities of the depressed region is assessed. The organizational and economic aspects of the implementation of regional projects aimed at the development of export-oriented industries in the Republic of Adygea are disclosed. The key disadvantages of the project activity for the realization of the depressed region's export potential are highlighted, the directions of activation of foreign economic activity, measures of state support for export-oriented industries in the Republic of Adygea are proposed.

Keywords: export potential, export activity, export-import operations, socioeconomic development, strategic objectives, depressed region, Republic of Adygea, project approach, national and regional projects.

For citation: Mokrushin A.A., Rychkovskaya D.N. Realization of the export potential of the socio-economic development of the depressed region on the basis of the project approach // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2021. No. 2 (280). P. 24-37 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-2-280-24-37.

В условиях глобализации хозяйственных процессов экспортная деятельность оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие страны, являясь одним из факторов повышения устойчивости экономического роста. Уровень развития внешнеторговой деятельности характеризует степень вовлеченности экономики макро-, мезоуровня в мировые хозяйственные отношения. Вместе с тем возрастает роль регионов в реализации внешнеэкономической стратегии Российской Федерации. В данном контексте необходимо усиление

элементов протекционизма в экономической политике регионов РФ на фоне роста глобальной конкуренции, реализация конкурентных преимуществ региональных социально-экономических комплексов.

Реализация экспортного потенциала развития регионов РФ предусматривает повышение эффективности национальных и региональных систем экспортной поддержки путем проведения институциональных реформ, усиления координации и контроля за результатами деятельности институтов, упразднения дублирующих функций. Также необходимы

формирование инфраструктуры господдержки и реализация мероприятий по стимулированию экспорта, развитию экспортоориентированно-го производства на основе программно-целевого и проектного подходов. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы эффективной реализации проектного подхода к развитию экспортной деятельности предприятий депрессивного региона.

Характерными особенностями проектной деятельности на мезоу-ровне являются:

- разовый и уникальный характер продукта проекта; обязательное согласование интересов всех участников проекта;

- ограниченность срока реализации проекта определенной календарной датой;

- выполнение работ и мероприятий проекта находится в пределах компетенции нескольких исполнительных органов государственной власти региона, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций;

- работы и мероприятия проекта связаны с уникальными условиями (временный состав проектной команды, специфические требования к продукту проекта);

- мероприятия проекта связаны с высокой степенью неопределенности [1].

На федеральном уровне основными целями внешнеэкономической политики являются: обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов страны в целом и ее субъектов в частности, а также других российских участников внешнеэкономической деятельности [2]. Экспортная деятельность в регионах РФ получила активную поддержку федерального центра с 2016 года посредством создания АО «Российский экспортный центр», принятия регионального экспортного стандарта, утверждения приоритетного

проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» в рамках одного из 13 национальных проектов - «Международная кооперация и экспорт». В послании Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. Президент РФ отметил необходимость удвоения объемов несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд долл. США, а также увеличения ежегодного экспорта услуг до 100 млрд долл. США (включая образовательные, медицинские, туристические, транспортные услуги) [3].

При этом реализация проектного подхода способствует повышению обоснованности и точности планирования программных мероприятий, более тщательному контролю над расходованием финансовых средств, за сроками реализации программных мероприятий, обеспечению транспарентности проектной деятельности, повышению исполнительской дисциплины и оперативности управления, сокращению сроков реализации проектов, а также повышению эффективности государственного управления, улучшению показателей экономического развития региона. Субъекты РФ самостоятельно определяют институциональную модель проектного управления, в некоторых случаях опережая федеральный центр и другие регионы, накапливая существенный опыт и подтверждая целесообразность расширения проектного управления в государственном секторе.

Одним из стратегических направлений реализации конкурентных преимуществ Республики Адыгея, относящейся к группе регионов депрессивного типа Юга России, является развитие экспортоориентиро-ванного производства, рост доли экспорта несырьевой неэнергетической продукции и услуг. Расширению экспортной деятельности способствуют транзитный характер транс-портно-логистических коммуникаций, развитый зернопродуктовый и

масложировой подкомплексы АПК региона.

Активизация экспортной деятельности предприятий Республики Адыгея способствует выстраиванию долгосрочных взаимовыгодных отношений с зарубежными бизнес-партнерами, улучшению экономических показателей региона за счет роста налоговых поступлений от

экспортных операций, распространению местной продукции, повышающей имидж региона на внешних рынках, а также развитию малых форм хозяйствования за счет господдержки экспортоориентированного производства.

Структура экспортно-импортных операций Республики Адыгея представлена в табл.1.

Таблица 1

Товарная структура экспортно-импортных операций Республики Адыгея

в 2017-2020 гг., тыс. долл. США

Наименование продукции 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Продовольственные товары и сельхоз. сырье 20666 3146 17869 4708 12780 15769 12495 8118

Продукция химической промышленности, каучук 6386 6289 5082 6107 3300 5931 3971 6185

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 7007 3343 10531 6032 6953 6719 3965 3588

Машины, оборудование и транспортные средства 3944 13248 5868 16730 4622 18119 4487 8641

Металлы и изделия из них 727 14247 759 12950 737 15393 275 22340

Минеральные продукты 90 683 49 531 17 280 29 438

Текстиль,текстильные изделия и обувь 28 594 12 911 5 1016 7 331

Топливно- энергетические товары 8 8 7 48 6 120 2 397

Другие товары 95 7371 174 7304 101 5112 79 4387

Общими экспортируемыми товарами ключевого значения для Республики Адыгея, Краснодарского края и ЮФО в целом являются зерно, масло и жиры (подсолнечное масло). Следует отметить значительное сокращение объема экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, изделий из металла, произведенных в

Республике Адыгея в 2017-2020 гг. Несмотря на наращивание промышленного производства, развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, импорт вышеуказанных категорий продукции увеличивается с каждым годом, что связано с дефицитом собственных ресурсов, значительной долей малого и среднего предпринимательства (МСП) в структуре экономики региона.

В структуре экспорта продукции АПК и сельского хозяйства Республики Адыгея в 2020 г. основную долю составила масложировая продукция (34,8%, или 4,78 млн долл. США, в т.ч. 3,59 млн долл. США - масло подсолнечное, 991,26 тыс. долл. США - жмыхи), молочная продукция (16,8%, или 2,31 млн долл. США), прочая продукция АПК (18,1%, или 2,49 млн долл. США). Доля зерновых культур в структуре агропромышленного экспорта Республики Адыгея в 2020 г. составила 13,9%; в 2017-2020 гг. отмечалась тенденция сокращения объема экспортируемых зерновых культур (с 6,81 до 1,91 млн долл. США).

Центром поддержки экспорта Республики Адыгея осуществляются мероприятия, способствующие выводу продукции предприятий

Основными направлениями экспорта продукции АПК и сельского хозяйства Республики Адыгея в 2020 г. являлись: Абхазия (2,7 млн долл. США), Турция (2,3 млн долл. США), Китай (1,5 млн долл. США). В структуре импорта продукции в Республику Адыгея в 2017-2019 гг. основную долю формируют поставщики из КНР (34%, 43%, 24% соответственно), Германии (20%, 18%, 15%), Словакии (15%, 12%, 14%); резко возросли импортные

региона на зарубежные рынки. Иностранные покупатели проявляют интерес к продукции агропромышленного и лесопромышленного комплексов, химической промышленности и машиностроения Республики Адыгея. Организуются бизнес-миссии в страны ближнего и дальнего зарубежья, а также реверс-ные бизнес-миссии, информация о товаропроизводителях республики размещается на электронных торговых площадках (в 2020 г. стоимостное выражение экспорта из Республики Адыгея превысило 25 млн долл. США; отгрузки осуществлялись, по меньшей мере, в 43 страны). Главные направления экспорта продукции республиканских производителей - Беларусь, Казахстан, Китай, Литва, Украина, Азербайджан (рис. 1).

поставки продукции из Италии (с 3% до 20%).

Реализация проектного подхода к управлению экспортной деятельностью в регионе способствует решению следующих проблем территориального развития:

- снижение уровня нагрузки органов государственной власти путем возложения полномочий, обязанностей, функций на специализированные структуры (проектный комитет, проектный офис);

8000 6000 4000 2000 о

у

7322

5962

4837

935" 1031" П04269 ¥396

#

¿у

/

5=°

>

2017 г. ■ 2018 г.

2019 I.

Рис. 1. Экспорт продукции Республики Адыгея в страны дальнего зарубежья,

тыс. USD [4].

- сокращение бюрократизма за счет внедрения соответствующих информационных систем, способствующих уменьшению трудозатрат и росту эффективности процесса проектной деятельности;

- повышение квалификации сотрудников, ответственных за осуществление проектной деятельности и проводимых в ее рамках мероприятий по улучшению социально-экономического развития региона.

Реализация экспортного потенциала Республики Адыгея предусматривает необходимость государственной поддержки экс-портоориентированных производителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года (далее - Стратегия) стратегическими задачами, способствующими реализации экспортного потенциала региона, являются:

- расширение внешнеэкономической деятельности за счет экспорта несырьевой неэнергетической продукции и услуг, дополнительного вовлечения субъектов МСП в экспортную деятельность;

- формирование и развитие институциональной среды регулирования экспортных операций, включая институты господдержки экспорта, повышения качества управления экспортной деятельности, а также господдержки развития экспортоориентированных предприятий в регионе;

- обеспечение кадрового потенциала развития экспорта в Республике Адыгея, включая стимулирование повышения профподготовки персонала органов государственного и муниципального управления, а также предприятий-экспортеров; проведение информационно-консультационных мероприятий для предпринимателей региона по вопросам внешнеэкономической деятельности;

- совершенствование информационно-технологической платформы господдержки экспорта, инноваций в экспортоориентированном производстве (включая сопровождение информационного портала, посвященного экспортной деятельности, реализацию регионального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг в Республике Адыгея»);

- государственное содействие продвижению продукции экспор-тоориентированных предприятий Республики Адыгея; расширение финансовой поддержки предприятий-экспортеров продукции (услуг);

- государственная поддержка инвестиционных процессов в Республике Адыгея, направленных на создание и развитие экспортоори-ентированных производств, содействие привлечению иностранных инвестиций в регион;

- развитие инфраструктуры экспортной деятельности, включая разработку региональных проектов, государственных и муниципальных программ господдержки экспортоориентированных производств (в т.ч. в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов МСП в Республике Адыгея»).

Плановые значения индикаторов стратегического развития экспортоориентированного производства в Республике Адыгея представлены в табл. 2.

Ключевыми инструментами реализации экспортного потенциала региона в соответствии со Стратегией являются региональные проекты в рамках соответствующего нацпроекта. Цель национального проекта «Международная кооперация и экспорт» на региональном уровне состоит в расширении экспорта продукции сельского хозяйства до 45 млрд долл. США к концу 2024 г., что предусматривает решение следующих задач:

- увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции для целей экспорта; выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью за счет

модернизации агропромышленного производства, введения в эксплуатацию новых земель сельхозназначения, ввода современных мелиоративных систем;

- формирование экспортоори-ентированной товаропроводящей инфраструктуры, модернизация транспортно-логистической инфраструктуры региона;

- обеспечение доступа сельскохозяйственной продукции на целевые рынки за счет снижения торговых барьеров;

- развитие системы продвижения сельскохозяйственной продукции на внешних рынках;

- переход с торговли сырьем на экспорт несырьевой продукции и товаров с высокой добавленной стоимостью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- производство высококонкурентной продукции с потенциалом экспорта за пределы страны;

- совершенствование мер государственной поддержки производителей-экспортеров сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Таблица 2

Плановые значения индикаторов стратегического развития экспортоори-ентированного производства в Республике Адыгея [5]

Индикатор 2021 г. 2024 г. 2027 г. 2030 г. Темп роста, %

Выпуск, млрд руб. 251 335 427 535 213,1

ВРП, млрд руб. 133 177 227 284 213,5

ВРП на душу населения, млн руб. 0,288 0,376 0,467 0,565 196,2

Добавленная стоимость в ценах базового года, млрд руб. 108 132 155 179 165,7

Экспорт, млн долл. США 80,6 183,5 306,7 457,4 567,5

Рост несырьевого неэнергетического экспорта к 2016 г., раз 3,6 7,6 12,8 19,1 530,6

Рост числа экспортеров, раз 2,33 3,55 4,78 6,00 257,5

Реализация данного нацпроекта предусматривает участие исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, включая Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея, Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, Комитет Республики Адыгея по туризму и курортам. Реализация проекта направлена на формирование общего дохода в размере 250 млрд долл. США к 2024 г. за счет продажи несырьевых неэнергетических товаров.

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» включает в себя реализацию в Республике Адыгея следующих региональных проектов:

- региональный проект «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея»;

- региональный проект «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту в Республике Адыгея»;

- региональный проект «Экспорт услуг Республики Адыгея»;

- региональный проект «Промышленный экспорт» (реализация планируется с 2022 г).

Реализация РП «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея» осуществляется в рамках соответствующей подпрограммы госпрограммы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной

продукции, сырья и продовольствия». Объем финансирования регионального проекта «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея» в 2019 г. составил 9,08 млн руб. (из них 8,99 млн руб. - из федерального бюджета, 0,09 млн руб. - из республиканского бюджета), в 2020 г. - 27,23 млн руб. (из них 26,96 - из федерального бюджета, 0,27 - из республиканского бюджета). На 2021 год запланирован объем финансирования проектных мероприятий в размере 36,3 млн руб. Планом мероприятий по реализации регионального проекта предусмотрено достижение 17 контрольных точек, которые отражены не в рамках мероприятий: 6 контрольных точек - в

2019 г., по 5 контрольных точек - в

2020 г. и 2021 г., 1 контрольная точка - в 2022 г.

В рамках данного регионального проекта реализованы следующие мероприятия:

- организовано взаимодействие с предприятиями-экспортерами продукции АПК, вовлечены в оборот 100 га земли для выращивания риса на экспорт с возмещением части затрат из бюджета на сумму 9,1 млн руб.;

- внедрены элементы Регионального экспортного стандарта 2.0, который предусматривает комплекс мер по активизации экспортной деятельности;

- выплачено более 27 млн руб. субсидий из бюджета региона ООО «Синдика Агро» для реконструкции рисовой системы, которая должна привести к вводу в эксплуатацию не менее 800 га;

- предоставлены льготные краткосрочные кредиты ООО «Мам-руко», ООО «Экспресс Кубань» по ставке до 5% годовых с целью повышения конкурентоспособности в рамках заключенного соглашения с Минсельхозом России;

- проведен квалификационный отбор производителей регионального значения для включения в единый список российских организаций,

реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности с поддержкой Российского экспортного центра;

- проведена мелиорация земель сельскохозяйственного назначения (в размере 72,6 млн руб. в 2019-2021 гг.). В 2020 г. проведены мероприятия по вовлечению в оборот 400 га земли для выращивания риса на экспорт, в том числе 100 га по плану 2021 г. В 2021 г. планируется реализация мероприятий по вовлечению в оборот 300 га земли для выращивания риса на экспорт. В рамках выполнения мероприятий регионального проекта мелиоративные работы ведутся в соответствии с соответствующей дорожной картой.

Согласно исследованию Федерального центра развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства РФ («Агроэкспорт»), Республика Адыгея относится к группе регионов с наибольшей диверсификацией промышленного производства в 2020 г. (наряду с Омской, Тамбовской, Липецкой, Томской, Волгоградской, Воронежской, Орловской и Тюменской областями, Санкт-Петербургом (значения HHI варьируются от 0,23 до 0,27) (рис. 2).

В структуре экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Адыгея основную долю составляет мясная, молочная и масложировая продукция. В 2020 г. экспортировано мас-ложировой продукции на 4,7 млн долл. США, молочной продукции - на 2,3 млн долл. США, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - на 2,1 млн долл. США, зерновой продукции - на 1,9 млн USD, прочей продукции АПК -на 1,8 млн долл. США. Также в 2021 г. ООО «Мамруко» впервые экспортировал собственную продукцию в объеме 120 тонн масла в Палестину, дополнительно увеличив долю экспортируемой масложировой продукции региона.

Реализация регионального проекта «Системные меры содействия

международной кооперации и экспорту в Республике Адыгея» направлена на формирование благоприятной институциональной среды, снижение административной нагрузки на экспортоориентиро-ванных предпринимателей, а также совершенствование механизмов государственного стимулирования экспортной деятельности в регионе путем внедрения регионального экспортного стандарта 2.0 (Стандарт). Региональным экспортным

центром, курирующим реализацию федерального проекта «Системные меры содействия международной кооперации и экспорта», разработана система мониторинга достижения Стандарта, которая регламентирует меры по активизации экспортной деятельности в регионе. В редакции Стандарта в 2020 г. сокращено количество элементов с 20 до 14; в рамках мероприятий регионального проекта в 2019-2020 гг. внедрено 8 элементов Стандарта из 14.

Рис. 2. Регионы РФ с наиболее диверсифицированным аграрным экспортом в 2020 г. [6].

В рамках данного проекта в 2019 г. в Республике Адыгея создан Центр поддержки экспорта, являющийся структурным подразделением АНО «Центр поддержки предпринимательства Республики Адыгея» (АНО «ЦПП РА»). Центр поддержки экспорта предназначен для оказания экспорто-ориентированным предприятиям региона информационно-консультационной, организационной поддержки внешнеэкономической деятельности, организации участия местных производителей в выставках, бизнес-миссиях международного и всероссийского

уровня, содействия выходу производителей на зарубежные рынки, проведения обучающих семинаров по вопросам организации экспортной деятельности.

В рамках мероприятий регионального проекта в 2019-2020 гг. из 14 внедрено 8 элементов Стандарта:

- создание Экспортного совета при главе республики;

- определение органа исполнительной власти республики, ответственного за координацию мер государственной поддержки экспорта; определение экспорта как одного из стратегических направлений развития региона;

- обеспечение участия бизнес-делегаций в визитах руководства субъекта Российской Федерации за рубеж;

- создание и развитие деятельности центра поддержки экспорта субъекта Российской Федерации, обеспечение доступа предприятий региона к государственным мерам поддержки;

- создание и ведение реестра экспортеров в субъекте Российской Федерации;

- создание и развитие механизмов популяризации экспортной деятельности в субъекте Российской Федерации;

- содействие участию региональных экспортеров в цифровых форматах торговли.

Информация об исполнении мероприятий размещена в подсистеме «Электронный бюджет» в рамках отчета о ходе реализации рассматриваемого регионального проекта.

В течение 2021 г. планируется внедрить 6 элементов Стандарта:

- определение направлений и механизмов развития экспорта услуг;

- обеспечение присутствия республики на внешних рынках;

- привлечение иностранных покупателей, инвесторов в регион;

- создание и развитие механизмов продвижения продукции региональных компаний за рубеж, включая создание и развитие бренда региона;

- вовлечение региональных компаний в экспортную деятельность за счет обучения, обучение госслужащих основам экспортной деятельности;

- создание «клуба экспортеров» в регионе и развитие менторства в экспорте.

Целью регионального проекта «Экспорт услуг Республики Адыгея» является увеличение объема экспорта услуг до 3,9 млн долл. США к 2024 г. посредством государственной поддержки, снятия соответствующих административных барьеров.

Плановое значение объема экспорта услуг Республики Адыгея, определенное Минэкономразвития РФ, составило 2,9 млн долл. США в 2020 г., включая услуги категории «Объем платы за пользование интеллектуальной собственностью и экспорта деловых услуг» в размере 0,4 млн долл. США. Фактически по итогам I полугодия 2020 г. показатель «Экспорт услуг» составил 3,8 млн долл. США, в том числе по объему экспорта услуг категории «Объем платы за пользование интеллектуальной собственностью и экспорта деловых услуг» - 0,1 млн долл. США.

Вместе с тем принято решение о досрочном завершении федерального проекта «Экспорт услуг» 31.12.2020 г. Согласно разъяснениям Аппарата Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № П6-62127, в случае досрочного завершения федерального проекта соглашение о реализации на территории субъекта Российской Федерации регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов соответствующего федерального проекта, заключаемое между руководителем федерального проекта и руководителем регионального проекта, подлежит расторжению путем заключения дополнительного соглашения. Соответствующие дополнительные соглашения сформированы в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Региональным проектом «Промышленный экспорт в Республике Адыгея» предусматривалось формирование Перечня производителей регионального значения для включения в единый список российских организаций, реализующих корпоративные программы конкурентоспособности (КППК). В 2019 г. Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея приняты необходимые нормативные акты, проведен квалификационный

отбор региональных производителей, реализующих КППК, по результатам которого сформирован региональный перечень и направлен в Минпромторг России. В итоге Мин-промторг РФ подписало соглашения с двумя предприятиями Республики Адыгея (ООО «Картонтара», ООО «ДомБытХим»).

Постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 г. № 1176 в Правила реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности внесены изменения -Минпромторг России по мере необходимости может принимать решение о проведении нового квалификационного отбора. Новые правила устанавливают полный переход на электронную форму взаимодействия с организациями. Теперь проведение квалификационного отбора, формирование и размещение единого перечня, заключение соглашений и представление организациями отчетности о реализации КППК будут осуществляться на базе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в системе ГИСП согласовывают заявки организаций, а решение по заключению соглашений о реализации КППК принимает Минпромторг России. Минпромторгом РФ открыт новый квалификационный отбор на заключение соглашений о реализации КППК (17.08-25.12.2020).

В структуре экономики Республики Адыгея значимую роль играет сектор малого и среднего предпринимательства, субъекты которого участвуют в экспортной деятельности. Органами государственной власти Республики Адыгея оказываются разнообразные меры поддержки экспортной деятельности МСП:

- обеспечение участия региональных производителей в международных выставках при содействии Центра поддержки экспорта;

осуществление финансовой поддержки за счет разработки

программы по возмещению части затрат индивидуальным предпринимателям, связанных с выставочной деятельностью;

- предоставление налоговых каникул, безвозмездных субсидий, беспроцентных кредитов;

- предоставление комплекса услуг по организации экспортной деятельности («коробочные решения»).

Проблемы реализации национальных и региональных проектов в Республике Адыгея условно подразделяются на три группы:

- управленческие проблемы (в т.ч. проблемы кадрового обеспечения проектной деятельности, проблемы межведомственного взаимодействия органов федеральной и региональной власти, отсутствие образной связи в решении задач территориального развития);

- финансовые проблемы (в т.ч. неритмичность финансирования проектов, снижающая качество исполнения проекта; значительные бюрократические препятствия; отсутствие эффективного организационно-экономического механизма регулирования проектной деятельности; отсутствие транспарентности расходования бюджетных средств; источниками финансирования проектов в основном являются федеральные средства, а потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП) ограничен несовершенством законодательной базы и высокими рисками; финансовые нарушения в реализации проектов, связанные с несоблюдением порядка госзакупок, оплатой невыполненной, частично или (и) некачественно выполненной работы);

- проблемы информационного обеспечения (в т.ч. недостаточный уровень информированности населения, предпринимательских структур о реализуемых проектах, невысокий уровеньдовериянаселенияквостре-бованности и объективности оценки результатов реализации проектов, доверия предпринимателей к

соблюдению эквивалентности распределения доходов от реализации ГЧП-проектов).

Основными недостатками проектной деятельности по реализации экспортного потенциала Республики Адыгея являются:

- отсутствие единой организационной структуры проектного управления в регионе; межотраслевой характер проектной деятельности и состав ответственных лиц;

- невысокий уровень квалификации специалистов, занимающихся реализацией нацпроектов, разработкой и реализацией региональных проектов в республике;

- отсутствие должного финансирования региональных проектов в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» в Республике Адыгея;

- несовершенство нормативно-правовой базы регулирования проектного регулирования экспортной деятельности (отсутствует соответствующее соглашение с Минпром-торгом РФ в отношении реализации проекта «Промышленный экспорт в Республике Адыгея», дополнительных соглашений с Минэкономразвития РФ; не утверждены паспорта отдельных региональных проектов); отсутствие унифицированной методологии проектной деятельности в регионе;

- низкий уровень развития институциональной инфраструктуры господдержки экспорта продукции местных производителей;

- проектное управление не внедрено в систему стратегического планирования территориального развития.

Следует отметить отсутствие паспорта регионального проекта «Промышленный экспорт в Республике Адыгея» на сайте исполнительных органов власти и в ПП «Электронный бюджет», отсутствие привязки паспорта проекта к госпрограмме республики. Вместе с тем не выработаны действенные механизмы межрегионального

взаимодействия на уровне исполнительной власти, институтов поддержки экспорта, а также бизнес-сообщества в пределах ЮФО.

Совершенствование организации внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур Республики Адыгея предусматривает решение следующих задач:

- увеличение финансирования регионального проекта «Экспорт продукции АПК», благодаря которому выплачиваются субсидии экс-портоориентированным производителям; благодаря данному проекту в 2020 г. субсидию получило лишь одно предприятие в размере полного финансирования;

- разработка стимулирующих мер, включая формирование критериев отбора приоритетных экспортных проектов, развитие сотрудничества с банками в рамках регионального проекта по предоставлению кредитов по низким ставкам, создание механизмов возмещения (компенсации) затрат;

- проведение комплексного анализа экспортного потенциала региона, результатов деятельности экспортоориентированных производителей для дальнейшей разработки мер господдержки для их включения в соответствующие региональные проекты;

- разработка экспортной стратегии региона, направленной на реализацию экспортного потенциала депрессивного региона;

- развитие институциональной среды господдержки экспортоори-ентированного производства в Республике Адыгея (в т.ч. создание в регионе экспортного таможенного представителя, регионального Евро Инфо корреспондентского центра (ЕИКЦ), соответствующего проектного офиса);

- разработка комплексной автоматизированной информационной системы (программы - проекты - контракты) с целью повышения оперативности и сокращения трудозатрат проектного управления;

- совершенствование нормативно-правовой базы проектного управления экспортоориентированной деятельностью в регионе, регламента процессов управления проектами и основных шаблонов проектных документов;

- совершенствование порядка планирования проектных мероприятий, определения участников и ответственных лиц, сроков предоставления промежуточных и итоговых отчетов, оценочных показателей;

- разработка стандартов, определяющих принципы реализации региональных проектов с учетом отраслевой специфики, специфики социально-экономического развития депрессивного региона; содействие

сертификации ISO для экспортоо-риентированных промышленных предприятий Республики Адыгея.

Таким образом, в рамках стратегии внешнеэкономического сотрудничества обеспечение устойчивого развития РФ напрямую зависит от эффективности реализации экспортного потенциала регионов. При этом национальные и региональные проекты являются действенными инструментами государственной поддержки экспортоориентиро-ванных производителей, обеспечения роста доли экспорта несырьевой неэнергетической продукции и услуг, дополнительного вовлечения субъектов МСП в экспортную деятельность.

Примечания:

1. О некоторых вопросах организации проектной деятельности: указ Главы Республики Адыгея от 28.06.2017 г. № 114 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0100201706300003 (дата обращения: 15.03.2021).

2. Широкова Е.Ю. Поддержка региональной экспортной деятельности (кейсы регионов-лидеров по росту экспортной квоты) // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 1. С. 40.

3. Полунин Д.И., Павлова Г.Г. Основные направления поддержи предприятий на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации проекта «Международная кооперация и экспорт» // Общество, экономика, управление. 2019. Т. 4, № 4. С. 55-59.

4. Укрупненная структура и динамика экспорта продукции АПК в разрезе отраслей АПК в 2020 году и за предшествующий период // Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России. URL: https://regions. aemcx.ru/dashboard/%d1% 80% d0%b5% d0%b3% d0%b8% d0%be% d0%bd/?regi on=79000000000 (дата обращения: 15.03.2021).

5. О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года: распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.12.2019 г. № 364-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/570910411 (дата обращения: 15.03.2021).

6. Обзор аграрного экспорта регионов России // Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России. URL: https://aemcx.ru (дата обращения: 15.03.2021).

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. On some issues of organizing proj ect activities: Decree of the Head of the Republic of Adygea dated June 28, 2017 No. 114 // Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0100201706300003 (date of access: 15.03.2021).

2. Shirokova E.Yu. Support for regional export activities (cases of leading regions in terms of export quota growth // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019. No. 1. P. 40.

3. Polunin D.I., Pavlova G.G. The main directions of support for enterprises at the federal and regional levels in the framework of the project «International cooperation and export» // Society, economics, management. 2019. V. 4, No. 4. P. 55-59.

4. Enlarged structure and dynamics of exports of agricultural products in the context of agricultural industries in 2020 and for the previous period // Federal Center for the Development of Exports of Agricultural Products of the Ministry of Agriculture of Russia. URL: https://regions.aemcx.ru/dashboard/%d1%80%d 0%b5%d0%b3%d0%b8%d0%be%d0%bd/?region=79000000000 (date of access: 15.03.2021).

5. On the Action Plan for the implementation of the Strategy for the socioeconomic development of the Republic of Adygea until 2030: Order of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea dated December 26, 2019 No. 364-r // Electronic fund of legal and regulatory and technical documents. URL: https://docs.cntd.ru/ document/570910411 (date of access: 15.03.2021).

6. Overview of agricultural exports of Russian regions // Federal Center for the Development of Exports of Agricultural Products of the Ministry of Agriculture of Russia. URL: https://aemcx.ru (date of access: 15.03.2021).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.04.2021; одобрена после рецензирования 13.04.2021; принята к публикации 20.04.2021. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 07.04.2021; approved after reviewing 13.04.2021; accepted for publication 20.04.2021.

© А.А. Мокрушин, Д.Н. Рычковская, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.