УДК 821.161.1.09
Д. Л. Морозова
аспирант (24.00.01), Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
«ВТОРНИКИ» НА ВАСИЛЬЕВСКОМ ОСТРОВЕ: М. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рассматривается личность М. Н. Чернышевского в контексте неформальных встреч в кругу близких и друзей: служба на железной дороге, занятия фотографией, важные даты и события жизни. На «вторниках», проходящих в квартире художника Ф. Г. Беренштама, царила творческая атмосфера, способствующая раскрытию личности Михаила Николаевича с новой стороны, отличной от уже сложившегося образа - директора музея и сына известного публициста Н. Г. Чернышевского. Источниками являются пять альбомов, заполнявшихся гостями на этих вечерах.
Альбомы содержат уникальные свидетельства своей эпохи и на сегодняшний день не опубликованы. Статья дополняет материал, введенный в научный оборот в предшествующие годы.
Ключевые слова: вторник, Ф. Беренштам, альбом, еженедельные встречи, М. Чернышевский
Для цитирования: Морозова, Д. Л. «Вторники» на Васильевском острове: М. Н. Чернышевский /Д. Л. Морозова //Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 2 (58). - С. 107-112.
В настоящее время значительное внимание в историко-культурологических исследованиях уделяется раскрытию проблемы эго-документов. Не менее актуальным остается коллективное документирование. Важнейшим компонентом при источниковедческом анализе является установление достоверности фактов, которые могут быть использованы в дальнейших изысканиях.
Рубеж XIX - XX вв. имеет огромное значение в историко-культурном отношении, персоналии, представляющие эту эпоху, - выдающиеся деятели культуры. Личность М. Н. Чернышевского уже являлась объектом исследования. Так через изучение эго-документов к нему обращается Е. Н. Манова в диссертации «Общественная и культурно-просветительская деятельность М. Н. Чернышевского» (Саратов, 2008).
Перед нами стоит обратная задача: раскрытие конкретной знаковой личности,
М. Н. Чернышевского, дополнение его биографии через коллективный документ, отражающий существование конкретной социальной группы, ее структуру, традицию контактов, социализацию поколений, досуг группы, общность и индивидуальность интересов ее членов, а также срез эпохи в бытовом и исто-рико-событийном отношении.
Целью работы становится анализ альбомов «Вторники» для выявления в них фактического материала и субъективных суждений, дополняющих уже существующий материал, полученный на основе изучения эго-доку-ментов (писем, дневников М. Н. Чернышевского) и других источников.
В конце XIX столетия на еженедельных встречах в квартире Ф. Г. Беренштама на Васильевском острове в Санкт-Петербурге собирался цвет творческой интеллигенции - друзья и единомышленники. Пять альбомов «Вторники»,
107
систематически заполнявшихся гостями на каждой встрече, хранят в себе записи о событиях, интересовавших тогда общество, и информацию
0 самих участниках этих собраний.
Одним из ключевых и постоянных посетителей был Михаил Николаевич Чернышевский (1858-1924), в будущем получивший известность как основатель и первый директор музея памяти своего отца - Н. Г. Чернышевского.
Более 30 лет Михаил Николаевич служил на железной дороге (железнодорожное хозяйство), в том числе и во время тех пяти лет, когда проходили вечера - с 1895 по 1900 г. В связи с этим на страницах периодически появляются тематические шутки и замечания. К примеру, на Вторнике
1 октября 1896 г.: «!!!Анонс!!! Вновь открытое отделение Общества Международных Спальных Вагонов помещается в Академии художеств, кв. Беренштам. Имеются отдельныя дамския и муж-ския купэ. Буфет... Пассажиры пользуются всяким комфортом» [5, с. 2]. На следующей встрече 8 октября шутку продолжили: «Страничка изъ жалобной книги: Я читалъ Анонсъ о томъ, что в этомъ доме отдаются спальныя купэ. Но вотъ уже третий час ночи, а прислуга и не думаетъ о приготовлении намъ постелей. Графъ Ипатьев» [Там же, с. 3].
Под своими записями Михаил Николаевич оставляет, как правило, личную подпись, в которой четко читается его имя и фамилия. Близкие друзья, обращаясь к нему на страницах альбомов, часто называют его «Мишель».
По альбомам можно отследить важные события в его жизни - рождение детей, награждение орденом, занятие фотографией, юбилей.
6 (18) декабря 1896 г. у Михаила Николаевича и Елены Матвеевны родились дочери-двойняшки. Страница от 10 декабря 1896 содержит рисунок: бородатый мужчина держит в руках два свертка - младенцев Нину и Елену. М. Н. Чернышевский стал отцом не впервые, старшая дочь Марианна родилась в 1891 г., хронологически эта информация не попала в альбомы.
Записи, упоминавшей о рождении сына Николая (3 (15) марта 1898), не удалось найти на страницах, эта дата выпадает на перерыв между сезонами - третий альбом закончился
Вторником от 2 декабря 1897 г., четвертый открыт 6 октября 1898.
На Вторнике от 22 апреля 1897 [5, с. 28] гости поздравляют М. Н. Чернышевского с получением государственной награды - Ордена Святого Станислава. При этом степень ордена не упоминается. Других данных, подтверждающих факт награждения, автору статьи не встретилось. Орден Святого Станислава являлся одной из наиболее распространенных наград и был самым младшим в порядке старшинства российских орденов [7]. Вручался он, как правило, государственным служащим -военным и статским.
В альбоме размещено поступившее к этому Вторнику письмо:
«Дорогая Маня, не откажись заучить прилагаемую оду къ сегодняшнему вечеру: "Дерзай ", о, лира восхищена. Превысить тоном [днесь] Парнасъ; Внемли, пространная вселена,
Внемли ея гремящий гласъ! ***
Я зрю: соборъ друзей прелестныхъ Весь здесь Мишеля окружилъ, Соборъ друзей ему известныхъ,
Съ которыми онъ въ свете жилъ. ***
Но что мне мысль моя вмещаетъ Не силенъ [изрещи] языкъ; Лишь сердце прямо ощущаетъ,
Насколько нашъ Мишай великъ. ***
Почтенный мужъ! Ты возблисталъ: Себе на шею Станислава Изъ рукъ Монарха восприялъ -Зато хвала тебе и слава!!! <...>»
Если серьезно отнестись к этим четверостишиям, можно предположить, что Михаил Николаевич был награжден орденом II степени, так как именно в этом случае награда носилась на шее. I степень предполагала серебряную звезду, широкую ленту через плечо и золотой крест у левого бедра, III степень - маленький золотой крест в петлице на груди.
Гости на этом вечере, оставляя записи, подписываются не собственными именами, а именами древнегреческих муз: Каллиопа (Ко-ля-опа), Эвтерпа, Эрато, Клио, Полигимния,
108
Урания. Художественным оформлением страницы служат маски античной трагедии.
Среди отзывов и поздравлений можно отметить:
«Къ чему ты, астрономъ, разсматривать хочешь ходъ древнихъ созвездий? Взгляни, появилось иное светило, звезда Станислава... Звезды той влиянье на все плодотворно - то светочъ карьеры, удачи и счастья. Смотри, какъ бли-стаетъ зарница победы!.. (Урания)». «Зевс и любезные боги! О, сотворите, да будетъ Мишель, нашъ возлюбленный другъ, богатъ, знаме-нитенъ среди гражданъ, такъ же и силою кре-покъ и голосомъ звученъ. Эвтерпа».
В ответ на поздравления друзей Михаил Николаевич ответил комментарием: «Я до такой степени растроганъ и потрясенъ, что решительно не знаю, что и ответить на подобное чествование!» Подробный отзыв был оставлен Чернышевским на следующей встрече, 29 апреля 1897 г. Здесь он обращается не к друзьям как таковым, а к обобщенному образу древнегреческих муз:
«Музы прекрасныя, девы прелестныя!
Съ детства я съ вами знакомъ и въ дружбе всегда пребывалъ неизменно. Вы возрастили меня, хоть увы! непослушенъ я былъ, и много ва-шихъ советовъ прекрасныхъ пропало напрасно. Прежде, бывало, и въ гости я къ вамъ заходилъ, правда не часто, но путь ведь далекъ на Парнасъ, и извощикъ дороги не знаетъ, своихъ же коней мне держать не по средствамъ. Время в трудахъ и заботахъ идетъ незаметно; ужъ старости слышу шаговъ приближенье, и ныне мне трудно ходить къ вамъ пешкомъ, а Пегаса, лошадку свою, ко мне вы не шлете, какъ прежде - верно и онъ ужъ состарился тоже! На ноги верно ослабъ и до места доехать не въ силахъ. Вотъ почему и поэты младые Пегаса не любятъ, а прямо садятся на дрожки простыя, иль новый ножный ин-струментъ, велосипедомъ зовомый, и едутъ себе на Парнасъ, но дороги не зная къ Парнасу тому, где жилище себе обрели Вы, о Музы прекрасныя, въ Шуваловскомъ парке блуждаютъ и тамъ по-черпаютъ себе вдохновенье на горке Парнасе1, ее принимая за ваше жилище, а дачницъ за музъ. Едутъ они на Пегасе поддельномъ и къ музамъ фальшивымъ, къ такому жъ Парнасу, ну и выхо-
1 Имеется в виду насыпной холм в юго-восточной части Шуваловского парка (окрестности Санкт-Петербурга), получивший название «Парнас». Был создан в середине XVIII в. руками крепостных графа П. И. Шувалова.
дятъ стихи по заслугамъ. Впрочемъ я въ сторону слишкомъ заехалъ, ведь могутъ и мне возразить, что соломину въ глазе чужомъ я увиделъ, въ своемъ не желая увидеть бревна! Итакъ продолжаю: чувствую я, что безъ меры обласканъ я вами, дарами своими вы точно засыпать хотели во вторникъ Мишеля, а онъ, пораженный, не в силахъ былъ вамъ отвечать: хоть сердце и трепетно билось въ груди, но уста онемели въ восторге. Нетъ! Невозможно въ словахъ передать мои чувства! Нетъ такихъ словъ и могучихъ и нежныхъ, какъ чувства, что въ сердце моемъ зазвучали; когда я увиделъ картину чудесную, дивную - музъ въ разноцветныхъ хитонахъ, съ дарами сошедшихъ съ Парнаса. Снова я духомъ взыгралъ старую лиру схвативши, струны настроить старался, чтобъ гимнъ вамъ хвалебный пропеть, но увы! Позаржавели струны, и въ пальцахъ ужъ гибкость не та, приходится лиру поставить на место обратно и къ помощи друга прибегнуть, который перстами своими съумеет звукъ изъ рояля извлечъ, и подъ звукъ тотъ чудесный я васъ умоляю принять въ заключенье Флоры дары, а значенье даровъ я сейчасъ объяснить постараюсь...» [5, с. 29].
На Вторнике от 7 октября 1897 г. [Там же, с. 31], в день открытия зимнего сезона, М. Чернышевский под своей подписью обозначил - «я родился 7 октября 1858 г.». Представляется интересным, что на странице содержится лишь одна встречная запись -«Vivat! Новорожденный!». Можно предположить, что дни рождения отмечались только по случаю юбилейных дат, а в остальном предпочтение отдавалось именинам.
Иначе выглядит страница сорокалетнего юбилея Михаила Николаевича. Четвертый альбом «Вторники 1898-1899» открывается объявлением:
«С.-Петербург. 7 октября 1898 г.
Въ новооткрывающемся увеселительномъ заведении на Введенской ул. д. 10 кв. 3 труппою Чернышевских при благосклонномъ участии род-ственниковъ и близкихъ знакомыхъ будетъ дано Блестящее представление в 3 отделенияхъ
I
"Новорожденный младенецъ "
Драмофарсъ в 1 действии
Произведение Н. Г. и О. С. Чернышевских, выпущенное въ светъ в 1858 г. без ведома и разрешения Цензурнаго Комитета.
Въ Сороковой разъ исполняетъ М. Н. Чернышевский
109
II
"Новоселье "
Водевиль-фуроръ въ 5 комнатахъ съ переоде-ваниемъ - изъ жизни обывателей Петербургской стороны
!!!! Въ первый разъ въ Петербурге на Введенской ул. д. 10 кв. 3 !!!!
III
"Вечернее чаепитие "» [3, с. 1].
Интересно, что встреча в виде исключения проходит не у Беренштамов, а в квартире Чернышевских. Место, где проживала семья, упоминается единожды на протяжении всех альбомов, как раз в связи с юбилеем.
Несмотря на то, что уже в начале 1890-х гг. Михаил Николаевич несколько раз становится призером фотографических выставок (в 1891 г. на конкурсе журнала Photo-Gazette в Париже получил третий приз за фотопортрет жены; в 1892 г. там же - бронзовую медаль за фотографию с изображением фрагмента домашнего интерьера) [1, с. 178], массово в альбомах фотографии появляются начиная с четвертого - «Вторники 1898-1899» [3].
Первыми снимками, представленными в альбомах, становятся три групповых фотографии с участниками Вторника. Все они расположены на одной странице во втором альбоме «Летние вторники 1896-1897» в день открытия сезона - «Первый Летний Вторникъ. 6 мая 1897» [4, с. 19], помимо этого страница красочно расписана акварелью. Снимки сделаны единовременно, лишь незначительные повороты головы и положение тел отличает одни от других. Количество людей и порядок их расположения не меняется. Фотографии не имеют авторской подписи, также отсутствует перечисление запечатленных людей. В настоящий момент визуальная идентификация участников не завершена, из 18 человек, представленных на снимке, автору статьи известны 9: И. Ипатьев, Е. Чернышевская, К. Первухин, В. Пы-пина-Беренштам, В. Ипатьева, Н. Пыпин, Ф. Беренштам, Д. Пыпин, М. Чернышевский.
В третьем альбоме «Вторники 1896-1897» присутствует лишь один снимок [5, с. 32], на котором в профиль в полный рост изображен сидящий за журнальным столиком мужчина, в
руках, по-видимому, он держит книгу. Однако и в этот раз фотография без пояснительных пометок.
Как уже упоминалось, начиная только с четвертого альбома «Вторники 1898-1899» [3] страницы обильно снабжены фотоснимками, при этом под всеми изображениями указано авторство М. Н. Чернышевского. Чаще всего это портретные снимки. На данный момент не всех гостей Вторников удалось идентифицировать. Можно отметить фотопортреты К. Первухина [3, с. 17], С. Первухиной [Там же, с. 9], Э. Визеля с женой [Там же, с. 2], В. Ипатьевой [Там же, с. 3, 5], В. Соловьева [Там же, с. 4], Е. Чернышевской [Там же, с. 7; 2, с. 39], Ф. Бе-ренштама [3, с. 18], Н. Пыпина [Там же, с. 26], Е. Пыпиной и В. Пыпиной [2, с. 38], автопортреты [3, с. 28а, 29; 2, с. 17] и т. д.
Под одним из своих автопортретов Михаил Николаевич подписал: «Вотъ какъ надо принимать непринужденную позу!» [3, с. 29].
Принцип расположения фотографий в альбоме Михаил Николаевич сам формулирует на первой странице: «Сегодня опять былъ фотографический сеансъ; результатъ - см. следующий вторникъ» [3, с. 1]. По сути, на протяжении всего альбома на страницах размещены снимки недельной давности. Так, смысл некоторых записей становится понятен только при сопоставлении двух страниц: на Вторнике от 3 ноября 1898 г. М. Н. Чернышевским оставлена фраза, не связанная, на первый взгляд, с общим содержанием страницы: «Сегодня утромъ я проходилъ по Мойке. А вечеромъ снималъ портретъ я съ судомойки» [3, с. 5]. На странице же следующего Вторника расположены три фотографии, где изображен мужчина в женской одежде со шваброй и тряпкой в руках; рядом надпись: «Какая миленькая судомойка, у кого она в услужении? Графъ» [3, с. 6] - видимо, на прошлой неделе гости разыгрывали тематические миниатюры, которые были сняты фотографом.
Интересно, что снимки использовались и для связи с отсутствующими. На странице от 17 ноября 1898 г. размещена открытка из Тифлиса: «Вторник 10-аго ноября. 12 ч. ночи. Что у вас теперь делается на вторнике?! Всем кланяюсь
110
и приветствую вторник 17-аго. С удовольствием жду продолжения фотографической галлереи. Ваш Ник. П.» [Там же, с. 7].
Если в четвертом альбоме представлены в основном участники Вторников, то пятый -«Вторники 1899-1900» [2] - содержит снимки иного характера.
Большую часть составляют фотографии из путешествий Михаила Николаевича. На вторнике от 8 июня 1899 г. Михаил Николаевич оставил запись: «Такъ холодно, что я решилъ ехать греться наКавказъ» [3, с. 35]. Через месяц - 13 июля -появится следующий комментарий: «Сегодняшний вторникъ посетилъ знаменитый путеше-ственникъ по Крыму и Кавказу Микеле [Черныши-ки], только что вернувшийся изъ Тифлиса, где за-получилъ страшный насморкъ и кашель. Мих. Чернышевский» [Там же, с. 40].
Другая крупная поездка - по Средней Азии: в 1899 г. Михаил Николаевич принимает участие в исторической экспедиции в качестве специалиста железнодорожного дела в связи с прокладкой новой ветви железной дороги Александров-Гай (Самарская губерния) - Чарджоу (Туркестан) [6].
Все подобные снимки имеют авторскую подпись.
Первая фотография из этой серии размещена на вторнике от 4 января 1900: посреди пустыни стоит повозка, запряженная верблюдом, в ней сидят двое мужчин - погонщик и сам Михаил Николаевич. Поверх снимка М. Чернышевским написано: «Вотъ я и приехалъ!» [2, с. 14].
Вторник от 18 января 1900 г. представлен фотографией «Уральские казаки на рыбной ловле» [Там же, с. 16], датированной 20 сентября 1899 г. На снимке видно пологий песчаный берег, на нем большое количество людей - мужчин и женщин, на воде много лодок, вдали различима вторая сторона берега.
25 января 1900 г. в альбоме размещен портрет или автопортрет М. Н. Чернышевского -здесь он изображен в профиль, сидящим на стуле в дорожной одежде. Текст под снимком написан его рукой: «Знаменитый путешественникъ по Средней Азии въ походной форме на берегу Аму-Дарви 22 ноября 99 г. Рекомендуется оная ферма и
для зоядущих (неразборчиво. - Д. М.) путешественников и знаменитых для поддержания своей репутации и не очень знаменитых для приобретения оной» [Там же, с. 17].
Следующая фотография [Там же, с. 20] вызвала у гостей вечера много забавных отзывов: на верблюде, нагруженном многочисленными тюками, сидит мужчина, улыбается в камеру; на заднем плане виден караван верблюдов. Размещена она 15 февраля 1900 г. Так, Д. Пыпин поинтересовался: «Отчего одинъ верблюдъ большой, а шесть другихъ маленькие?» Подпись, непосредственно сопровождающая снимок, гласит: «А вотъ на ветру мчится и другой рысакъ». Далее: «Это кто? веселенький и на мерблюде» -видимо, автор совершил описку. И заключительный комментарий: «на какомъ блюде».
«А вотъ и киргизския красавицы» [Там же, с. 21] - на снимке перед юртой стоят трое мужчин и пять женщин с детьми на руках. Рядом приписка: «Смотръ невестъ въ Летнемъ саду на свежемъ воздухе». Размещено изображение на странице вторника от 22 февраля 1900 г.
Среди прочих фотографий можно отметить следующее: «Весна на Каменномъ острове. 23 апреля 1900» [Там же, с. 28], «Кондукторъ меня-етъ копейки у сборщика на построение церкви» [Там же, с. 30], «Японская группа акробатовъ Акимото. Крестовский садъ 1900» [Там же, с. 39].
В достаточном количестве представлены групповые снимки гостей вечеров, индивидуальные портреты практически отсутствуют.
Вторники на Васильевском острове - характерное для своего времени явление и вместе с тем исключительное. Во многих домах в тот период проводились журфиксы, где среди гостей присутствовали известные ученые, исследователи, творческие личности всероссийского масштаба. Однако не все встречи оставили после себя письменные источники и фотоматериалы, позволяющие сегодня судить о составе участников, уровне их взаимоотношений, формах досуга, событиях эпохи.
На основе дневниковых записей (19171924 гг.) складывается образ М. Н. Чернышевского как обремененного семейными и деловыми (в частности, по устройству музея
111
Н. Г. Чернышевского) проблемами человека. Однако альбомы, затрагивая более ранний период жизни, напротив, транслируют совершенно иной образ: полный жизненных сил человек, один из идейных вдохновителей встреч, их постоянный участник.
При анализе содержания альбомов за пределами статьи остались многочисленные диалоги между Чернышевским и другими участниками. Тональность общения дает ос-
нование говорить о ключевой роли Михаила Николаевича в жизни Вторников. Представленный материал отражает крепкие дружеские связи, неформальную обстановку, царящие на этих вечерах. Изучение личности каждого из гостей Вторников может представлять интересный и важный материал для научного исследования, этому будет уделено особое внимание при дальнейшей работе с альбомами.
1. Манова, Е. Н. Основные даты жизни и деятельности М. Н. Чернышевского / Е. Н. Манова // Пропагандист великого наследия: сб. науч. тр. и материалов. - Саратов: Наука, 2011. - Вып. 4. - С. 177.
2. Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского. - ОФ 4064.
3. Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского. - ОФ 4181.
4. Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского. - ОФ 4259.
5. Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского. - ОФ 7342.
6. Ризаева, Е. Н. Коллекция фотографий М. Н. Чернышевского (из фондов музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://е1епа-П7аеуа83.Иуе]оигпа1.сот/ 3942.html (дата обращения 17.10.2017).
7. Юферев, С. Ордена и медали Российской Империи. Орден Святого Станислава [Электронный ресурс] // Военное обозрение. - 2014. - 20 нояб. - Режим доступа: https://topwar.ru/62583-ordena-i-meda1i-rossiyskoy-imperii-orden-svyatogo-stanis1ava.htm1 (дата обращения: 13.10.2017).
Получено 19.04.2019
D. Morozova
Post-graduate student (24.00.01), Saratov State University E-mail: [email protected]
"TUESDAYS" ON THE VASILYEVSKY ISLAND: M. CHERNYSHEVSKII
Abstract. The article considers the personality of M. Chernyshevskii in the context of informal meetings with relatives and friends: working on the railway, photography, important dates and events of life. On "Tuesdays" that took place in the apartment of the artist F. Bernstamm there was a creative atmosphere contributing to the disclosure of the personality of Mikhail Niko-laevich from the new side in contrast with already existing image of the museum manager and the son of the famous publicist N. Chernyshevskii. The information is taken from the five albums filled up by the guests of these evenings.
The albums contain unique information from those times and haven't been published up to now. The article will supplement the material introduced into scientific use in previous years.
Keywords: Tuesday, F. Bernstamm, album, weekly meetings, M. Chernyshevskii
For citing: Morozova D. 2019. "Tuesdays" on the Vasilyevsky island: M. Chernyshevskii. Culture and Arts Herald. No 2 (58): 107-112.
References
1. Manova E. 2011. Main dates of life and working of M. Chernyshevskii. Propagandist velikogo naslediya [Propagandist of the great heritage]. Saratov: Science. Issue 4. (In Russ.).
2. MNGCh. OF [The main fund of the museum] 4064. (In Russ.).
3. MNGCh. OF [The main fund of the museum] 4181. (in Russ.).
4. MNGCh. OF [The main fund of the museum] 4259. (in Russ.).
5. MNGCh. OF [The main fund of the museum] 7342. (in Russ.).
6. Rizaeva E. Kollektsiya fotografy M. N. Chernyshevskogo [Collection of photographs of M. Chernyshevskii (from funds of the Museum-estate of N. Chernyshevskii)] [Electronic resource]. Available from: http://elena-rizaeva83.livejournal.com/3942.html (accessed: 17.10.2017). (In Russ.).
7. Iuferev S. 2014. Orders and medals of the Russian Empire. Order of Saint Stanislaus [Electronic resource]. Voennoe obozre-nie [Military review]. 20 noyabrya. Available from: https://topwar.ru/62583-ordena-i-medali-rossiyskoy-imperii-orden-svyatogo-stanislava.html (accessed: 17.10.2017). (In Russ.).
Received 19.04.2019
112