Научная статья на тему '«Вечера на Васильевском острове. Страницы семейной истории: альбом «Вторники 1898-1899»'

«Вечера на Васильевском острове. Страницы семейной истории: альбом «Вторники 1898-1899» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЛОННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ВСТРЕЧИ / ЧЕРНЫШЕВСКИЙ / ПЫПИН / САЛОН / XIX ВЕК / SALON CULTURE / EVERYDAY CULTURE / MEETINGS / PYPIN / TUESDAY / 19-TH CENTURY / CHERNYSHEVSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морозова Дарья Леонидовна

Альбомы «Вторников» в коллекции музея Н.Г. Чернышевского уникальный образец салонной культуры рубежа XIX-XX вв. На страницах альбомов много подробностей о людях, живших в конце XIX в., большое количество рисунков (акварель, карандаш, тушь, перо), западноевропейских и русских почтовых открыток 1890-х гг. и фотографий работы М.Н. Чернышевского. Пять альбомов охватывают период с 1895 по 1900 гг. Данная статья рассматривает четвертый альбом «Вторники 1898-1899»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«EVENINGS ON VASILEVSKY ISLAND. PAGES OF FAMILY CHRONICLE-THE ALBUM OF TUESDAYS 1898-1899»

The albums of «Tuesdays» in the collection of the Chernyshevsky Museam are unique pattern of salon culture at the turn of the 19th century. They describe the life of people in the late 19th century in detail and contain a lot of paintings (water-color, pencil, pen and ink drawings), West-European and Russian postcards of the 1890-s and photographs made by M.N. Chernyshevsky. Five albums cover the period from 1895 to 1900. The article deals with the fourth album

Текст научной работы на тему ««Вечера на Васильевском острове. Страницы семейной истории: альбом «Вторники 1898-1899»»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 УДК 008(13.09) + 091

Морозова Дарья Леонидовна. Аспирант, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского; научный сотрудник, МУК «Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского».

e-mail: [email protected]

«ВЕЧЕРА НА ВАСИЛЬЕВСКОМ ОСТРОВЕ. СТРАНИЦЫ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ: АЛЬБОМ «ВТОРНИКИ 1898-1899»

Аннотация: альбомы «Вторников» в коллекции музея Н.Г. Чернышевского - уникальный образец салонной культуры рубежа XIX-XX вв. На страницах альбомов много подробностей о людях, живших в конце XIX в., большое количество рисунков (акварель, карандаш, тушь, перо), западноевропейских и русских почтовых открыток 1890-х гг. и фотографий работы М.Н. Чернышевского. Пять альбомов охватывают период с 1895 по 1900 гг. Данная статья рассматривает четвертый альбом «Вторники 1898-1899».

Ключевые слова: салонная культура, культура повседневности, журфикс, альбом, встречи, Чернышевский, Беренштам, Пыпин, вторник, салон, XIX век.

Morozova Daria Leonidovna. PhD student of Saratov State University; Research associate of the N.G.Chernyshevsky museum

e-mail: [email protected]

«EVENINGS ON VASILEVSKY ISLAND. PAGES OF FAMILY CHRONICLE-THE ALBUM OF TUESDAYS 1898-1899»

Annotation: the albums of «Tuesdays» in the collection of the Chernyshevsky Museam are unique pattern of salon culture at the turn of the 19th century. They describe the life of people in the late 19th century in detail and contain a lot of

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 paintings (water-color, pencil, pen and ink drawings), West-European and Russian postcards of the 1890-s and photographs made by M.N. Chernyshevsky. Five albums cover the period from 1895 to 1900. The article deals with the fourth album.

Keywords: salon culture; everyday culture; meetings; Pypin; Tuesday ; 19-th century; Chernyshevsky.

В XIX столетии на саратовской усадьбе Чернышевских-Пыпиных проживают две близкородственные семьи: дочери саратовского священника Егора Голубева сочетались браком со священником Гаврилой Ивановичем Чернышевским и дворянином Николаем Дмитриевичем Пыпиным. Здесь же прошли ранние годы жизни двоюродных братьев - публициста Николая Гавриловича Чернышевского и академика Александра Николаевича Пыпина. Полувеком позже потомки этих семей организуют в петербургской квартире на Васильевском острове еженедельные вечера, где собираются их близкие друзья и знакомые. Свидетельством этих встреч стали пять альбомов «Вторники», хранящиеся в Музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского в Саратове.

Преемственность встреч идет от так называемого «веймарского» кружка, который собирался в квартире А.Н. Пыпина. Впоследствии, «когда мы с мужем поселились на отдельной квартире и по вторникам у нас собирались друзья и знакомые, то нередко заглядывал к нам и Владимир Сергеевич. Сидят они с отцом за шахматами, вокруг идет веселая болтовня, поются романсы, ставятся шарады...» [Пыпина-Ляцкая 2000]. Этот фрагмент воспоминаний Веры Александровны Пыпиной-Ляцкой (Беренштам) рассказывает как раз о 1895 г., которым датируется первый из альбомов.

Родственный круг участников состоит из старшего поколения -Александр Николаевич Пыпин с женой, и младшего: Вера Александровна Пыпина и ее муж Федор Густавович Беренштам, являющиеся «хозяевами» вторников, т.к. именно в их квартире проходили встречи; Дмитрий Александрович Пыпин; Николай Александрович Пыпин, которому в альбоме посвящена отдельная страница на вторнике от 23 марта 1899 г.: «Возвращение

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 новобранца на побывку къ родным»; Михаил Николаевич Чернышевский, сын Н.Г. Чернышевского, с женой Еленой Матвеевной. В прежних альбомах из членов семьи часто можно было встретить также Наталью Александровну Пыпину и Константина Петровича Фан дер Флита.

Наиболее частыми гостями были В. Ипатьева, И. Ипатьев, К. Первухин, Э. Визель, М. Васильева, А. Добржанский, П.А. Ровинский, В. Соловьев, И. Гинцбург, М. Диллон, А. Михельсон и др.

Итак, альбомы суммарно охватывают период с 1895-1900 гг.: 1895-1896 гг., летний сезон 1896-1897 гг., 1896-1897 гг., 1898-1899 гг., 1899-1900 гг.

Речь в настоящей статье пойдет о четвертом альбоме (ОФ 4181). В оформлении он сохраняет особенности первых трех: заполняется только одна сторона разворота - правая, левая задействуется только в редких случаях, из-за нехватки места на одной стороне или, чаще, там размещаются открытки и телеграммы. Нумеруется тоже только одна сторона - в верхнем правом углу.

Если принять во внимание, что первая встреча в альбоме - 6 октября -действительно вторник, и продолжить далее календарь на оставшийся период, будет видно, что ни один вечер не пропущен - каждая встреча состоялась в отведенный для этого день, кроме, вероятно, одной - 17 августа 1899 г., т.к. «Хозяинъ и хозяйка извиняются, обоихъ отозвали экстренныя дела» [ОФ 4181: 45]. Также имеется страница от 21 сентября 1899 года, последняя в альбоме, не заполненная участниками. Возможно, и этот вторник не состоялся, либо эта встреча перенесена в следующий альбом.

Записи по большей части нанесены черными чернилами; носят свободный характер - отдельные реплики участников встреч, не всегда имеющие подпись автора. Это могут быть заметки и замечания, непосредственно касающиеся содержания альбомов. Так, на «веселом и шумном» вторнике от 6 апреля 1899 года содержатся записи: «Уже половина двенадцатого, а еще нетъ даже и заголовка ко вторнику» [ОФ 4181: 27], «Народу было много, а искусства и литературы на листе вторника маловато» [ОФ 4181: 27]. Бывало, гости увлекались вечерней программой, не успевая

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017

заполнять станицы альбома. На вторнике 25 мая 1899 года оставлено такое шуточное замечание: «Отчего Вторник - не пятница! Могло бы быть семь подряд или хоть два подряд как въ Новом времени» [ОФ 4181: 33].

Заметки повседневного характера, например интересные погодные наблюдения: «У Ильи Пророка громъ сегодня вероятно въ починке, - немножко покапало, да темъ и кончилось» [ОФ 4181: 41], «Где-то пожар - видно сильное зарево» [ОФ 4181: 41].

Часто можно встретить небольшие стихотворные строки. На вторнике 24 августа 1899 года, к примеру, за подписью В.Б. (вероятно В.А. Беренштам) читаем [ОФ 4181: 46]:

«Нас было двое - братъ и я Пришла Диллонъ - вотъ вся семья!»

А снизу приписка Д.А. Пыпина: «Это стихотворение сочиняли все втроемъ ровно часъ и сорокъ пять минутъ. Сделали открытие: въ русскомъ языке, кроме свиньи, земли и семьи почти не существует словъ на букву я».

31 августа 1899 г. состоялся стихотворный диалог [ОФ 4181: 47], скорее всего между братом и сестрой Ипатьевыми:

«Ося возвратился Изъ далекихъ странъ Умъ мой прояснился И создался планъ:

Осю не пущу я Теперь такъ далеко А то ведь разставаться Не такъ то съ нимъ легко.

Она».

«Веру я увиделъ, Стало мне легко И теперь ужъ не поеду

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 Такъ я далеко.

Сяду я за книжки Буду годъ зубрить... А потомъ мы вместе съ Верой Будем дружно жить.

Онъ».

Можно встретить записи на иностранных языках. На вторнике от 15 июня 1899 года стихотворные строки на немецком языке [ОФ 4181: 36]:

«Rhein

Durch den Sturm im leichten Nachen Protegiert von dem Planet Zu entfliehen dem alten Drachen Rudert er so fein und nett».

Рейн

Через бурю в легкой ладье Под покровительством планеты, Спасаясь бегством от древнего змея, Он гребет так нежно и мило.1 Альбом содержит много вложений. Это фотографии участников вечеров (работы М.Н. Чернышевского - видимо, к этому периоду относится начало увлечения Михаила Николаевича фотографией, поскольку в прежних альбомах такого не наблюдалось). «Вотъ какъ снимаютъ экономные фотографы - на одной пластинке сразу четырехъ!» [ОФ 4181: 15] - в этот раз произошло наложение нескольких снимков на один кадр. Гости вечеров с интересом ждут появления снимков на страницах альбома: «Следующий вторникъ я наконецъ появлюсь въ альбоме въ настоящемъ своемъ виде. В. Ипатьева» [ОФ 4181: 4].

1 Приблизительный перевод.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017

Открытки, с которыми бывшие в отъезде участники присылали «приветы» хозяевам и гостям. По этому поводу оставлена шуточная запись Д. Пыпиным [ОФ 4181: 35]:

«Здесь Менцель и ..., тамъ Киссингенъ и Швицъ У нас же холод лютый, на дворъ не выйдет шпицъ».

Хотя расположено это замечание на странице от 8 июня 1899 года - в разгар летнего сезона.

В альбоме размещены открытки из Тифлиса, Москвы, Швица, Бад-Киссингена, Парижа, Киссингена, Крыма, Екатеринослава, Венеции, Капри.

Большое количество рисунков, выполненных тушью, акварелью и карандашом. 1 декабря 1898 года К. Первухиным изображен клоун с рыжими волосами, воротником фрезой, в свободном «надутом» костюме, половина которого окрашена в желтый, половина в синий цвета. Рядом «графом И.И.», т.е. И. Ипатьевым, подписано: «Смейся, паяцъ, надъ разбитой любовью! Смейся, паяцъ, надъ позоромъ своимъ!!!» [ОФ 4181: 9]. На странице 23 февраля 1899 г. - букет акварельных цветов, похожих на анютины глазки, под ними подпись «У опытнаго садовника въ какие нибудь полчаса выростаютъ целые букеты!» [ОФ 4181: 21]. На вторнике от 9 марта 1899 года рисунок тушью -мужчина в детском чепце, туго запеленат как младенец, во рту большой бутыль: «двадцать пять летъ назадъ» [ОФ 4181: 23].

Всего альбом содержит 50 страниц: с 6 октября 1898 года по 21 сентября 1899 года.

Альбомы - интереснейший документ, являющийся не просто свидетельством необычайно дружеских, близких отношений между людьми, но и уникальным образцом салонной культуры конца XIX века, представляющий срез целой эпохи. Альбомы представляют собой не воспоминания или мемуарные заметки, но «живой» источник, создававшийся имманентно событию.

Список литературы:

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017

1. Альбом «Вторники 1898-1899», МНГЧ ОФ 4181

2. Пыпина-Ляцкая В.А. Владимир Сергеевич Соловьев. Страничка из воспоминаний / В. Соловьев: Pro et contra. Антология. Т. I Издательство Русского Христианского гуманитарного института. СПб, 2000. URL: http ://az.lib.ru/p/pypinalj ackaj a_w_a/text_1914_soloviev. shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.