Научная статья на тему 'Псковский фотограф М. И. Герасимов'

Псковский фотограф М. И. Герасимов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
753
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Псковский фотограф М. И. Герасимов»

Н. (ф. Левин

Псковский фотограф М. И. Герасимов

Эта публикация имеет довольно долгую предисторию, растянувшуюся на четыре десятилетия. И начиналась она не с поисков сведений о Герасимове, а с приобретения старинных видовых открыток Пскова, без которых трудно рассказывать о памятных местах нашего города. Через несколько лет стало ясно, что основная масса их делалась по снимкам этого фотографа. На дореволюционных открытках с видами Пскова чаще всего указывалось: «Фотограф Герасимов», а то и более подробно: «Издание фотографа М. И. Герасимова. Псков». Естественно желание краеведа знать о земляке, который дал возможность увидеть губернский Псков и некоторые другие города губернии. Однако сведения о нём в местной периодике отсутствовали.

В таких случаях обычно обращались к известному всем старожилу, музейщику Ивану Николаевичу Ларионову (1892-1981). Выяснилось, что подростком он начинал работать фотографом-ретушёром, причём именно у Герасимова. К тому же оказалось, что Герасимов снимал квартиру и помещение для фотографии у Ларионовых, а сын фотографа — Николай Михайлович Герасимов живёт в Таллине, и ему примерно 74 года. Справка из адресного бюро позволила найти его там и запросить у него сведения об отце. Понимая роль отца в культурной жизни Пскова, он ответил 9 марта 1973 года подробным письмом на 12-ти рукописных страницах. Однако в нём было мало конкретных дат, и предстояла значительная архивная работа и изучение псковской периодики тех лет. Существенным дополнением стала публикация опочецкого краеведа А. В. Кондратени в журнале «Псков» № 30 и в «Псковской правде» от 2 июля 2009 года о местном фотографе Александре Герасимове (младшем брате Михаила), разыскавшего его потомков.

По сообщению Н. М., будущий псковский фотограф Михаил Иванович Герасимов родился в Новоржеве 14 (26) октября Натан Феликсович Левин — краевед, Почётный гражданин Пскова.

1868 года. «Его дед был строителем города». На мой вопрос: «Как это понимать?» последовал ответ: «Так от родителей слышала тётя Таня», сестра отца, в замужестве Меньшикова. И далее «Его отец Иван Васильевич держал в Новоржеве чайную, погорел» и перебрался с семьёй в Псков. Здесь он нашёл место «сторожа-звонаря церкви Нового Вознесения во Пскове, что стоит на горке неподалеку от Поганкиных палат. В каменной сторожке, примыкающей к северной стене храма, и прошло раннее детство моего отца». Интересное подтверждение этим словам нашлось в клировой ведомости храма за 1877 год, отметившей: «Зданий, принадлежащих этой церкви, не имеется, кроме небольшого помещения для служителя церковного, находящегося при этой церкви». Там и жила семья Ивана Герасимова.

Клировая ведомость содержала послужные списки членов клира и приводила состав их семей. Настоятелем Нововознесен-ской церкви тогда был священник Василий Демидович Смиречанский, а обязанности псаломщика исполнял овдовевший священник Константин Васильевич Островский. К сожалению, работавший по найму звонарём и сторожем не входил в состав клира (причта), и сведения о нём не приводились в этих ведомостях. Поэтому остаются неизвестными многие факты из биографии Ивана Васильевича, в частности, когда он с семьёй переехал в Псков, когда здесь скончался... .

Михаил Иванович был старшим из четырёх детей, Александр родился уже в Пскове, в 1883 году, а время и место рождения сестры Татьяны и брата Николая в мемуарах родственников не встретились. Их овдовевшая мать Евдокия Герасимова, дочь опочецкого купца Николая Барышникова, вернулась с детьми на родину. Какой-то родственник, занимавшийся извозом, зимней дорогой, с обозом, отвёз Михаила в Петербург и пристроил в Гостиный двор «мальчиком» к купцу. Лишь в начале 1890-ых годов, когда ему было уже за 20, он появляется в Пскове. Николай Михайлович в письме не мог ука-

зать, с каким владельцем фотографии Михаил Иванович познакомился здесь, «вошёл с ним в компанию и почему она расстроилась». К счастью, в древлехранилище Псковского музея-заповедника нашёлся старинный фотопортрет с надписью на обороте: «Современная фотография С. И. СУДОПЛАТОВА и ГЕРАСИМОВА в Пскове».

Первоначально фотография принадлежала островскому купцу Сергею Ивановичу Судоплатову. По «Памятным книжкам Псковской губернии» за 1872-1895 годы его отец Иван Павлович был гласным Островской городской думы и членом попечительного совета местной женской прогимназии, а Сергей Иванович назван гласным этой думы лишь в 1899 году. В списке типографий и фотографий, составленном полицмейстером в 1903 году, указано, что по свидетельству губернатора от 6 сентября 1894 года владельцем частной фотографии по Сергиевской улице в доме Ларионовой состоит новоржевский мещанин Михаил Иванович Герасимов. И после этого обратная сторона фотокарточек оформлялась так же, с изображением фотоаппарата

и цветка, но хозяином «Современной фотографии» указывался один «М. И. ГЕРАСИМОВ». А Сергей Судоплатов, возвратясь на родину, по разрешению губернатора от 10 ноября 1895 года открыл фотографию в г. Острове.

Николай Михайлович вспоминал: «Фотография находилась в глубине двора, выходившего воротами на бывшую Сергиевскую улицу против гостиницы «Петербург» и расположенного по соседству с двором церкви Михаила Архангела. На том же дворе находилось небольшое одноэтажное здание, выходившее фронтоном на улицу, рядом с воротами». К этому следует добавить, что по Раскладочным ведомостям обложения недвижимости, публиковавшимся с 1863 года в «Псковских губернских ведомостях», это домовладение, состоявшее из полукаменного двухэтажного дома (низ каменный, верхний этаж деревянный) с мезонином и надворными постройками, принадлежало купеческой вдове Феодосии Гордеевой. В начале 1890-х годов оно перешло к псковскому мещанину Николаю Никифоровичу Ларионову (отцу Ивана Николаевича), который не позднее 1893 года построил этот одноэтажный каменный флигель. С 1897 года хозяйкой домовладения стали указывать его жену, псковскую мещанку Ольгу Андреевну Ларионову.

Михаил Герасимов женился на швее Александре Николаевне Варфаламеевой, 1873 года рождения, дочери объездчика, уроженца деревни Катышково Гдовского уезда Николая Варфоломевича, и молодые въехали в этот флигель. Вскоре, 4 марта 1898 года, в «Псковском городском листке» появилось такое объявление: «Во вновь открывшемся большом магазине дамских и детских нарядов А. Н. Герасимовой по Сергиевской улице, напротив гостиницы «С.-Петербург», принимаются заказы по журналам французской моды...». А 7 (19) октября 1898 года у них родился первенец — сын Николай. За ним последовали дочь Зинаида (родилась 26 сентября 1902 г.; в Мариинскую женскую гимназию поступила в 1912 году) и сын Владимир (родился вероятно в 1905 году).

О намерении Герасимовых открыть там же ещё один магазин видно из другого объявления в той же газете от 8 октября 1902 года:

«Распродажа большой партии товара, скупленного на аукционе, с уступкой от 50 % и более с 10 по 25 декабря с. г. в магазине, находящемся по Сергиевской улице, в доме Ларионовой, против гостиницы С.-Петербург. Изделия из бронзы, фарфора, терракоты и майолики, вазы и др. Большой выбор вновь полученных детских игрушек и готовых фотографических рамок и паспорту. Принимаются заказы на багетные рамки». Создаётся впечатление, что это была только проба, поскольку через полгода, 23 марта, он объявил: «Вновь открытый магазин М. И. Герасимова, Сергиевская улица, дом Ларионовой, против гостиницы «Петербург», к предстоящему празднику предлагает в большом выборе пасхальные яйца, как-то бронзовые, фарфоровые, картонажные и прочие с сюрпризами и без оных, а также всевозможные детские игрушки, коляски, велосипеды, альбомы для открытых писем и фотографических карточек, картины, рамки и багеты. Принимаются заказы на багетные рамки. Цены умеренные». Подобные рекламные объявления появлялись в местных газетах и в дальнейшем, но не часто, и мало отличались по содержанию. Более того, в «Памятной книжке Псковской губернии на 1913-1914 гг.» отмечено, что единственный магазин детских игрушек в уездном городе Острове по Полоцкой улице в доме Тягунова принадлежал М. И. Герасимову. А здесь, в Пскове, продажей детских игрушек занимались ещё не менее трёх конкурирующих магазинов.

По архивным документам за 1909-1914 годы, наименьший доход приносила семье фотография, имевшая годовой оборот в 3 тысячи рублей, из которого за аренду двух комнат надо было платить 264 рубля, да трём работникам 300 рублей. В то же время, оборот его магазина игрушек доходил до 12 тысяч рублей.

Коммерческие дела Михаил Иванович умело сочетал со своими разнообразными интересами и увлечениями. С детских лет его привлекала живопись; служа в столице мальчиком, в свободное время на Невском проспекте он подолгу рассматривал картины, выставленные в витринах магазинов. По словам сына, «пытался и сам рисовать, — я

видел у него пару карандашных рисунков, в которых сквозило художественное чувство». А по воспоминаниям И. Н. Ларионова, находящимся в древлехранилище музея, «Герасимов часто приглашал к себе (приезжавших в Псков) маститых и молодых художников, окружал их русским гостеприимством, радушием и создавал им все условия для отдыха и творческой работы. Многие, тогда ещё молодые художники — М. Г. Пла-тунов, В. В. Мешков, В. Н. Гагенмейстер, Н. А. Протопопов, Застер месяцами гостили у него и, конечно, никто из них не покидал гостеприимного хозяина, чтобы не оставить из своих произведений — «на добрую память». Среди побывавших в магазине Герасимова и заинтересовавшихся его фотоработами, был и Н. К. Рёрих, побывавший на Псковской земле в 1903-1904 годах.

Эту часть воспоминаний Иван Николаевич назвал «Антиквар М. И. Герасимов», поскольку рассказал в ней о коллекционировании древних предметов быта, обихода. «Это было весьма интересное собрание, подлинный и хорошо подобранный для того времени музейчик». Подробнее о собираемых отцом предметах сообщил в письме Николай Герасимов: «Разъезжая при фотографировании по провинции, он всюду искал старинные вещи, расспрашивал о них жителей, рылся в сундуках у старух, в хламе старьевщиков и привозил домой старинные «ленты», кокошники, душегрейки, сарафаны, дубовые, окованные железом расписные ларцы и сундуки с диковинными замками. Деревянные ковши-братины в виде гусей-лебедей, древние иконы, полуистлевшие книги в кожаных переплётах, кубки, лампадки. Одним словом, он собирал себе домашний музей».

Может показаться странным, что в газетных рекламных объявлениях Михаил Иванович не упоминал видовые открытки. Объясняется это просто. Каждая продавалась за 2-3 копейки, так что торговля ими заметного дохода не приносила. Но польза от них в торговле всё-таки была. Повышался авторитет фотоателье. Покупая открытки для себя или отправки другим, люди могли обратить внимание на иные товары. По этой же причине некоторые магазины тоже брали у него открытки небольшими партиями. Он зани-

мался их подготовкой к изданию по вечерам, отдыхая, но серьёзно, ответственно, так как понимал значение для прославления родных мест. И взялся за это дело не позднее второй половины 1901 года. В собрании крупного псковского коллекционера Петра Георгиевича Бычкова имеется открытка с видом Петропавловской улицы, отправленная из Пскова 29 декабря 1901 года. Она была выпущена по фотографии М. И. Герасимова «Акционерным обществом Гранберг в Стокгольме». В Интернете имеются сведения, что оно изготовляло «открытые письма» для многих городов России с 1900 года.

Из предисловия к нашему альбому «Псков на старых открытках» читателям известно, что первая открытка с пятью видами города появилась в апреле 1898 года по снимкам и заказу фотографа Макса Шольца. Дело развивалось быстро. Уже в 1900 году владельцы местных магазинов канцелярских принадлежностей А. А. Реман и Г. А. Румель издавали в Стокгольме видовые открытки Пскова, не указывая фотографа. Чаще всего снимки для них делал М. И. Герасимов. Это видно из того, что позднее по тем же фотографиям открытки издавал у Гранберга сам Герасимов. К примеру, на странице 376 указанного альбома воспроизведена открытка с видом Кислинской (Гремячей) башни, у стен которой позировали солдаты квартировавшего рядом 93-го пехотного Енисейского пол-

ка. На ней указано: «Издание Г. А. Румеля. Псков». Через пару лет идентичный вид с того же снимка появился с надписью: «Фотограф Герасимов».

Очевидно, сначала у него не было средств, чтобы самому заказывать по 4-5 тысяч экземпляров, как было принято у этой фирмы. Окрепнув, Михаил Иванович смог наладить регулярный выпуск псковских открыток. Сознавая важность его собирательства старинных бытовых вещей и увековечения на открытках сохранивших памятников архитектуры и городской среды, Псковское археологическое общество 18 января 1906 года приняло Герасимова в члены-соревнователи общества. Откликаясь на это избрание, в следующем году он подарил обществу 500 открыток с видами Пскова.

Михаил Иванович старался, чтобы открытки не просто фиксировали увиденное, но и выглядели более художественно. В частности, в 1914 году по его просьбе молодой художник Владимир Николаевич Гагенмей-стер, ставший преподавателем Художественно-промышленной школы и поселившийся по соседству, сделал по снимкам Герасимова увеличенные акварельные рисунки. Затем их фотографии были изданы в Стокгольме в виде открыток стандартного размера с указанием: «Акварель В. Гагенмейстер». На них изображены некоторые помещения древних палат и даже дверь XIII века в Ивановском

монастыре. В названном альбоме репродукции этих открыток можно увидеть на страницах 75, 160, 181, 311 и 398.

Когда старший сын немного подрос, отец нередко брал его на съёмку, и детская фигурка Коли Герасимова «оживляла» виды Кутузовского, Ботанического, Летнего садов, Иоанно-Предтеченского монастыря, крыльца Солодёжни, часовни «Владычный крест» (см. стр. 118, 120, 180, 199, 242, 310 и 312 альбома). Николай в 1916 году окончил расположенное вблизи от их квартиры, на Петропавловской улице, Коммерческое училище и поступил на химический факультет Петроградского технологического института имени императора Николая I. После Февральской революции учебные занятия временно прекратились, и он вернулся в Псков. К городу приближались немецкие войска, доходы от магазинов и фотографии резко сократились, и семья уехала в Нижний Новгород. Там Николай в 1917-1918 годах служил в студенческом батальоне, затем — в армии Юденича и в эстонской армии... По окончании Таллиннского политехникума в 1928 году он получил диплом инженера-химика, в 1948 году защитил диссертацию в Ленинградском технологическом институте имени Ленсовета, стал кандидатом наук, профессором, преподавал в Таллине, где и скончался 20 апреля 1978 года. Краткие сведения о нём помещены в Лексиконе эстонских учёных.

Более трагичной оказалась судьба его родителей. Из-за голода в Поволжье мать в 1922 году поехала узнавать о возможности возврата в Псков, но по дороге заболела тифом и скончалась на станции Дно, а в следующем году покончил с жизнью Михаил Иванович. Вечным памятником ему остаются выпущенные им почтовые открытки, позволяющие увидеть, как выглядел дореволюционный Пскова и другие места губернии. Хотя после их издания прошло сто и более лет, они

приносят пользу и в настоящее время. И не только тем, что служат иллюстрацией для статей на исторические темы. Архитекторы и реставраторы тщательно изучают их при подготовке своих проектов.

II скот.

I

В 1910 году М. И. Герасимов издал почтовую карточку с изображением построенного на Завеличье для 96-го пехотного Омского полка храма во имя Александра Невского, освящённого 4 (17) октября 1908 года. Рассказ об этом храме, опубликованный «Псковской правдой» в рубрике «Псков на старых открытках» 22 апреля 1990 года, стал поводом для возвращения его Псковской епархии и последующей реставрации церкви. А благодарный её настоятель протоиерей Олег Тэор переиздал открытку с пояснительным текстом в 1997 году... .

Архивные источники:

ГАПО, ф. 7, оп. 1, д. 143, л. 193; ф. 20, оп. 1, д. 2721; оп. 4, д. 5; ф. 39, оп. 1, д. 1202, лл. 89-96. Национальный архив Эстонии, ЕАА, ф. 2100, оп. 1, д. 2104.

- 132 -

Михаил Иванович Герасимов с матерью Евдокией Николавевной

Ясков М УО 20/V

-133 -

Евдокия Николаевна Герасимова с внуком Николаем

Ясков М УО 20/V

- 134 -

Александра Николаевна с двухлетним сыном Николаем

Ясков М УО 20/У

- 135 -

Николай, Зинаида и Владимир Герасимовы (1909)

Ясков М УО 20/У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.