Научная статья на тему 'Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Религиозная ситуация в российских регионах» (Омск, Омская академия МВД России, 22-23 октября 2010 г. ): аналитический обзор. Итоговый документ'

Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Религиозная ситуация в российских регионах» (Омск, Омская академия МВД России, 22-23 октября 2010 г. ): аналитический обзор. Итоговый документ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Религиозная ситуация в российских регионах» (Омск, Омская академия МВД России, 22-23 октября 2010 г. ): аналитический обзор. Итоговый документ»

Хронотоп

Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Религиозная ситуация в российских регионах» (Омск, Омская академия МВД России, 22-23 октября 2010 г.): аналитический обзор. Итоговый документ

Изучение религии, ее роли в жизни современного человека и общества является важным направлением исследований ученых, работающих в разных областях социального и гуманитарного знания . Интерес к этой проблематике стимулируется неоднозначными процессами, которые происходят сегодня в развитии государственно-конфессиональных отношений, в межрелигиозном взаимодействии, во взаимодействии общества и религии . Все это многообразие часто разнонаправленных процессов и тенденций формирует религиозную ситуацию как в отдельных регионах, так и в стране в целом

Участники конференции в своих выступлениях анализировали различные аспекты формирования религиозной ситуации в России . Конференцию открыл председатель оргкомитета, заместитель начальника Омской академии МВД России по научной работе доктор юридических наук В . В . Векленко . Он указал на обострение многих проблем, связанных с функционированием религии в современном обществе, и подчеркнул необходимость значительных усилий научного сообщества в процессе поиска их решений

На пленарном заседании прозвучали доклады, в которых были затронуты разные стороны религиозной ситуации в современной России

Профессор кафедры философии Омского государственного педагогического университета доктор исторических наук В . В. Николин в докладе «Две возможности православия в будущей России» предельно драматизировал проблематику религиозной ситуации в России Наша страна, по его мнению, находится перед серьезным историческим вызовом Опираясь на теорию Л . Н . Гумилева, докладчик подчеркнул реальность надвигающейся перспективы

уничтожения России в результате непримиримости четырех существующих ныне форм религиозного сознания — язычества, православия, просвещения, постчеловеческой веры . Единственной альтернативой трагическому развитию событий В . В . Николину представляется объединение различных верований на основе единой идеи спасения России . Эта идея должна стать фундаментом нового синтетического учения, своего рода пострелигии, которая позволит сформировать новый образ жизни, новую веру, новый тип человека И эта историческая возможность России во многом зависит от выбора, который будет сделан православием

Заведующий лабораторией социально-исторических исследований Института проблем освоения Севера СО РАН кандидат исторических наук В . П . Клюева рассказала об образовании и функционировании конгресса религиозных объединений Тюменской области . Конгресс объединяет представителей 20 религиозных объединений, в том числе протестантской церкви, мусульман и иудеев . Православные и католики, по свидетельству докладчика, не присоединились к конгрессу. Члены конгресса отстаивают интересы разных религиозных групп в вопросах защиты свободы совести и социальной деятельности Подобный опыт межконфессиональ-ного взаимодействия представляется В П Клюевой весьма плодотворным и полезным По ее мнению, Конгресс играет доминирующую роль в интеграционных процессах религиозного сообщества Тюменской области .

Интересный ракурс изучения развития традиционных религий в современных условиях предложил доцент кафедры всеобщей истории Омского государственного педагогического университета

кандидат исторических наук В. Б. Яшин в докладе «Буддизм в современной российской провинции (на примере г. Омска)». Он пришел к выводу, что буддизм, распространяясь в иной этнокультурной среде, приобретает признаки новых религиозных движений . В частности, среди последних были отмечены почти исключительная представленность адептов первого поколения, преобладание среди них городской интеллигенции, акцент на личное духовное самосовершенствование В сознании последователей различных направлений буддизма, существующих в Омске, докладчик отметил сочетание буддийских установок и психотехник с компонентами других религиозных и философских учений, с элементами оккультных практик . Российский контекст проецирует новые модификации буддизма

Старший преподаватель кафедры философии и политологии Омской академии МВД России А. А . Морозов в своем докладе «Религиозная ситуация: в поисках определенности» проанализировал две основные характеристики религиозной ситуации: отношение к религии в изучаемом сообществе и институциональное существование религии . Конечно, это принципиально разные характеристики, относящиеся к разным уровням функционирования религии Однако их сопоставление обладает определенным познавательным потенциалом Соотнесение дает возможность уточнить некоторые позиции Как правило, эмпирические измерения конфессиональных предпочтений практически не выявляют последователей многих религиозных течений, имеющих

зарегистрированные религиозные объединения . Это касается также характера и интенсивности воздействия религии на общественные процессы и активность личности, что далеко не полно фиксируется в институциональных формах существования религии. Институциональное существование религии было представлено в докладе через анализ тенденций в развитии государственно-конфессиональных отношений

На секционном заседании выступили ученые из Томска, Тюмени, Новокузнецка, Сочи, Омска . Помимо общих характеристик религиозной ситуации в современной России были обсуждены ее региональные особенности Во второй день конференции был проведен «круглый стол» «Религия в светском обществе» В центре внимания его участников оказался широкий круг проблем. Среди них — возрастание напряженности на основе мировоззренческого разделения, а также вопросы присутствия религии в общественном пространстве Результатом работы стало принятие Итогового документа, текст которого приводится ниже

К началу работы конференции был выпущен сборник тезисов докладов и сообщений (Религиозная ситуация в российских регионах: тезисы докладов и сообщений Второй всерос науч -практ конф (Омск, 22-23 октября 2010 г.) . Омск: Омская академия МВД России, 2010. 124 с.) .

Кандидат исторических наук А. А. Морозов

Итоговый документ Всероссийской научно-практической конференции «Религиозная ситуация в российских регионах»

(22-23 октября 2010 г.)

В г. Омске 22-23 октября 2010 г. состоялась Всероссийская конференция «Религиозная ситуация в российских регионах». Организатором конференции выступила Омская академия МВД России. В работе конференции приняли участие ученые из Омска, Сочи, Тюмени, Новокузнецка, Томска.

В докладах и сообщениях участники конференции проанализировали самые разные стороны религиозной ситуации в современной России. Было отмечено, что религиозная ситуация является комплексным показателем, объединяющим различные уровни и формы функционирования религии. В центре внимания ученых были количественное соотношение верующих и неверующих людей, конфессиональный состав изучаемых сообществ, интенсивность участия современного человека в религиозной практике, представленность религии в ценностных предпочтени-

ях, религиозная и социальная деятельность религиозных объединений, интенсивность и характер меж-религиозных отношений, проблемы государственноконфессиональных отношений.

Участники конференции пришли к выводу, что религиозная ситуация в российских регионах отличается большим разнообразием, определяемым многими особенностями. Россия — страна, в которой живут люди, придерживающиеся разных убеждений, как религиозных, так и нерелигиозных. Только официально зарегистрированные религиозные организации объединяют людей более шестидесяти религий. Сильные позиции в России имеет и нерелигиозное мировоззрение, основанное на гуманистических идеалах. В этих условиях становится особенно важной проблематика формирования условий, способствующих взаимному уважению и мирному сосуществова-

Хронотоп

77

нию людей, придерживающихся разных убеждений и религий.

Участники конференции считают:

— научное и педагогическое сообщество должно осознавать особую ответственность в формировании взаимоуважения, толерантности как принципов, определяющих отношения между людьми, придерживающимися разных убеждений и исповедующими разные религии; давать взвешенные оценки происходящих событий, не допускать высказываний, способных спровоцировать межрелигиозную вражду или взаимное неприятие людей, придерживающихся религиозных и нерелигиозных мировоззрений;

— органы государственной власти должны в своей деятельности руководствоваться действующим законодательством и идеями социального партнерства. Государственно-конфессиональные отношения в России должны строиться на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона ««О свободе совести и о религиозных объединениях», а также ратифицированных Россией международных документах в области прав человека. Россия — светское государство, в котором должна быть гарантирована свобода совести всем гражданам независимо от их убеждений и вероисповедания;

— необходимо целенаправленно формировать научные знания о религии в общеобразовательной и высшей школе. Как отмечается в Рекомендациях

ПАСЕ 1720 (2005) «Образование и религия», «знание религии является неотъемлемой частью знания истории человеческой цивилизации». Сегодня такие знания востребованы в обществе. А уровень информированности о сущности религии, о многообразии религиозных направлений чрезвычайно низок. Считаем необходимым ввести во всех государственных и негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования преподавание дисциплины «Религиоведение». Следует также очень осторожно подходить к вопросу преподавания знаний о религии в общеобразовательной школе.

Признавая свободу слова, призываем религиозных лидеров и религиозные сообщества воздерживаться от оскорбительных высказываний и необоснованных обвинений в адрес представителей других религий и людей, имеющих нерелигиозные убеждения. Очевидно, взаимные обвинения и нападки способствуют проявлению вражды и насилия к людям, придерживающимся иных убеждений.

Участники конференции выражают надежду на то, что в нашей стране, являющейся Родиной для людей разных убеждений и исповеданий, будут созданы условия, обеспечивающие реализацию свободы совести и свободы вероисповедания. Любые трудности преодолимы при наличии доброй воли к диалогу и совместным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.