Научная статья на тему 'Под эгидой ЮНЕСКО'

Под эгидой ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
286
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Под эгидой ЮНЕСКО»

ИНФОРМАЦИЯ

Л.М.ДМИТРИЕВА ОмГТУ

ПОД ЭГИДОЙ ЮНЕСКО

Через два месяца мировое сообщество вступит в XXI век. Много нерешенных проблем и вопросов оставляет нам уходящее тысячелетие. Сегодня в мировой культуре крепнет убеждение, что европейская

(«технократическая», или «техногенная», «Фаустова») цивилизация, обеспечившая высочайшие научные и технологические достижения, уже привела человечество на грань катастрофы. Агрессией же США и НАТО против Югославии, войной в Чечне разрушены надежды на то, что жестокие войны, вражда, конфронтация останутся в уходящем веке.

Печальный итог: за четыре с лишним тысячи лет известной нам истории только около трехсот были абсолютно мирными.

Очень хочется, чтобы в будущем тысячелетии мирных лет было значительно больше, а для этого так важно проявлять толерантность и ненасилие в международных, межконфессиональных и межэтнических отношениях.

Поддерживая благородное начинание ЮНЕСКО, объявившей 2000 год Годом культуры мира, группа омских ученых, в свою очередь, выступила перед ЮНЕСКО с предложением организовать в России, а точнее, в г.Омске, Международную научную конференцию «К культуре мира

- через диалог религий, диалог цивилизаций». Предложение было принято, и конференция успешно прошла 3-5 октября 2000 года в Омском государственном техническом университете.

Проведение подобной конференции именно в Омске не случайно. Во-первых, Сибирь исторически сложилась как регион относительного религиозного свободомыслия в России, где представители неофициальной части православной церкви (в том числе верующие протестантских общин) искали и находили благоприятные условия для своей духовной жизни.

Во-вторых, в Омске это уже не первая конференция подобного рода. В 1994 году проводилась Международная научная конференция «Исламская цивилизация в преддверии XXI века. К 600-летию ислама в Сибири», в 1995 г. - «Русское православие: 4 века в Сибири», в 1998 г.

- «Протестантизм в Сибири», получившие высокую оценку в научных кругах, что дает основание говорить об Омске

как центре религиоведческой науки в Сибири.

Целью конференции являлось подведение итогов исследовательской работы российских и зарубежных ученых, религиозных деятелей по означенной проблеме в широком ее аспекте.

В качестве организаторов конференции выступили Омский государственный технический университет (ОмГТУ), Академия гуманитарных наук, Министерство по делам федерации и национальностей РФ, администрация г.Омска, Российская Академия государственной службы при Президенте РФ, Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН .

В работе конференции приняли участие 170 человек: ученые, педагоги, представители государственных органов, общественных объединений, религиозных организаций, деятели культуры, журналисты из различных регионов России, Германии, Израиля, Ирана, Казахстана, Латвии, Палестины, США, Украины. Было заслушано 62 доклада и 75 выступлений в прениях на секциях. Выпущены материалы конференции в двух томах.

В рамках конференции работало 6 секций: «Религии мира за мир без насилия и войн», «Диалог религий, диалог цивилизаций - требование времени», «Культура мира - глобальная школа формирования толерантности и взаимопонимания», «Роль государственных органов в формировании цивилизованных межконфессиональных отношений», «Терминологическая культура - путь к миру и взаимопониманию». Традиционной уже стала и секция старшеклассников-краеведов «Сохранить историческую память».

В адрес конференции поступили приветствия от Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, администрации г.Омска, председателя духовного управления мусульман Сибири муфтия З.Шакирзянова, старосты иудейской общины «Ор Хадаш» Л.Я.Хайта, представителя Еврейского агентства в России М.Климмера.

Из многочисленных и разнообразных по тематике докладов и сообщений остановлюсь лишь на некоторых, прозвучавших на пленарном заседании.

Профессор Российского университета дружбы народов, академик АГН А.А.Нуруллаев в докладе «Межрелигиозный диалог и воспитание в духе мира и

ненасилия» обратил внимание участников конференции, что основополагающей установкой культуры мира является установка на диалог - диалог религий, культур, цивилизаций, диалог народов. В документах ООН и ЮНЕСКО, посвященных культуре мира, подчеркивается, что ключом к культуре мира является превращение жесткой конкуренции в сотрудничество, основанное на общих ценностях и целях. А саму культуру мира следует понимать, прежде всего, как глобальную школу, в которой индивиды и их разнообразные коллективы учатся жить вместе, разрешая возникающие противоречия и конфликты путем диалога, взаимопонимания, терпимости, согласия и солидарности.

В плане воспитания населения и прежде всего подрастающих поколений, в духе культуры мира и ненасилия исключительно важное значение имеет межрелигиозный (межконфессиональный) диалог. Большинство населения планеты остается религиозным, а разъединенность его вероисповедными перегородками, острая конкурентная борьба между различными конфессиями нередко приводят к активному политическому противостоянию больших групп населения, которое подчас оборачивается крупными кровопролития м и.

Целью межрелигиозного диалога должно быть преодоление конфронтации, формирование толерантных взаимоотношений между конфессиональными общностями, обеспечение мирного сосуществования религий и религиозных объединений, а в идеале -организация доброго сотрудничества по различным вопросам, волнующим общество, среди которых одно из важнейших - формирование культуры мира и ненасилия.

Религиозно-конфессиональный диалог возможен на различных уровнях. На уровне массы верующих он идет повседневно по самым различным направлениям. Другой уровень такого диалога - это диалог между религиозными объединениями и служителями религий. Хорошую его организацию показывают религиозные объединения различных городов нашей страны: Москвы, Оренбурга, Омска, Казани, Санкт-Петербурга и некоторых других. Однако на уровне религиозных центров, постоянно действующий религиозно-конфессиональный диалог удается организовать далеко не всегда.

Среди факторов, затрудняющих организацию постоянного межрелигиозного диалога в нашей стране можно назвать: а) слабый контроль государства за последовательной реализацией конституционных принципов отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом; б) политическую ангажированность многих религиозных лидеров;

в) серьезные внутриконфессиональные противоречия;

г) высокий уровень религиозной нетерпимости, проявляющийся среди значительной части населения и религиозных наставников.

Свою открытость межконфессиональному (межрелигиозному) диалогу и даже его расширению декларируют практически все руководители различных конфессиональных общностей, имеющихся в стране. Однако разностороннего и постоянного функционирующего межконфессионального общения, особенно на уровне лидеров, не получается. Одна из причин состоит в том, что руководители центров «традиционных» религий не очень хотят допускать к такому диалогу представителей других религиозных объединений. Взять, к примеру, Межрелигиозный совет России, созданный в 1998 году по инициативе Русской православной церкви, основным направлением деятельности которого является координация усилий религиозных объединений в сферах внутреннего и внешнего миротворчества, развития

взаимоотношений религии, общества и государства, укрепления общественной нравственности, сохранения и воссоздания духовного и культурного наследия народов России, организации и поддержки межрелигиозного диалога по общественно значимым и иным смежным проблемам.

В МСР входят лишь представители православия, ислама, буддизма и иудаизма. Между тем такие традиционные для России и действующие на законном основании в стране конфессии, как старообрядчество и католицизм, не говоря уже о лютеранстве, баптизме и адвентизме, имеющих также довольно многочисленные группы последователей в стране, остаются за пределами Совета.

Эффективным средством расширения и углубления межрелигиозного диалога и участия конфессиональных организаций в воспитании населения в духе культуры мира и ненасилия могут служить центры культуры мира создаваемые в последнее время в различных регионах страны. Было бы целесообразно в таких центрах создать секции межконфессионального сотрудничества.

В целях повышения значимости цивилизованных межрелигиозных (межконфессиональных) отношений для воспитания населения в духе культуры мира и ненасилия представляется целесообразным систематически отражать эти вопросы в различного рода итоговых документах, принимаемых на международных и межрегиональных встречах видных религиозных деятелей, а также на встречах политических руководителей высокого ранга.

Завкафедрой Омского государственного технического университета, академик АГН Л.М.Дмитриева обратила внимание участников конференции, что цель культуры мира - построение такого мира, в котором все богатое разнообразие национальных культур, цивилизаций, конфессий существовало бы в атмосфере взаимопонимания, терпимости и солидарности. Как отмечалось в докладе, подготовленном для ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для XXI века, цель обучения заключается в том, чтобы «научиться жить вместе». А пока в России растет национальная и религиозная нетерпимость.

Настораживает то обстоятельство, что степень конфессиональных симпатий среди граждан России в целом и в Западной Сибири в частности снижается и, что особенно неприятно, уровень религиозной терпимости к различным религиям у подрастающих поколений стал намного ниже, чем у людей старших возрастов. При этом, чем моложе люди, тем выше у них степень конфессиональных антипатий.

В интересах активизации интеграционных процессов и ослабления межнациональных и межконфессиональных противоречий, воспитания подрастающего поколения в духе толерантности и ненасилия, представляется целесообразным под руководством СО РАН провести обстоятельные социологические исследования характера и особенностей развития этноконфессиональной ситуации в Западной Сибири.

Директор Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, академик АГН Н.А.Томилов выступил с докладом «Историко-культурные общности, сибирская провинция и ее место в ареалах российской и мировой цивилизации», в котором подчеркнул, что в для укрепления потенций сибирской цивилизации как субкультуры российской цивилизации и для увеличения отдачи от нее имеются достаточно прочные основания - это и мощная подпитка ее всей российской культурой и всем российским обществом, и наличие в Сибири энергичного, хорошо адаптированного к местной среде населения, и существование здесь большого

научно-технического потенциала, и факт огромных природных богатств (Сибирь и ее отдельные регионы не зря называют порой кладовой мира), и относительная социальная стабильность в большинстве регионов Сибири (а там, где она нарушена, все равно есть условия для ее стабилизации), и т.д. Этнополитическая ситуация в Сибири сегодня неоднозначна, но в целом наступило отрезвление от этницизма и укрепляется гуманистическая идея в сознании сибиряков.

В настоящее время в культуре Сибири по-прежнему остроту сохраняет проблемэ интенсификации основ самобытности сибирской цивилизации - культур народов и национальных групп. И здесь значительна роль ученых, прежде всего гуманитариев. Большое значение имеет издающаяся 63-томная серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (главный редактор академик А.П.Деревянко) и другие издания. Но не меньшую роль в процессах укрепления сибирской цивилизации и ее значения в расширении российского культурного поля могла бы сыграть подготовка учеными многотомной серии по истории культуры Сибири. Потенциал сибирской культуры велик, и для ее изучения нужен Научно-координационный совет по теории и истории культуры Сибири межведомственного характера. В целом необходим мощный информационный рывок в деле распространения знаний о сибирской культуре. Особую важность представляет повышение приоритетности науки, в том числе гуманитарных направлений, а среди последних -культурологического направления.

В своем докладе «Современные религии и межнациональное взаимодействие» профессор Омской академии МВД России Л.В.Денисова подчеркнула, что мировые религии в ареалах своего распространения стали мощным консолидирующим фактором, который помогал на протяжении всей их истории объединению народов, формируя единую христианскую, буддийскую и исламскую культуры. Правда, религия, даже самая сильная, не способна уничтожить национальные различия языка, традиций и территориальных границ. Однако отдельные примеры проявления этой тенденции помнит каждый, изучавший историю. Появлялся, например, единый, интернациональный язык, который использовался в культовой практике, но который был знаком каждому образованному человеку. В западном христианстве таким языком была латынь, в восточном — греческий, частично замененный в славянских церквях древнеславянским языком. В мусульманских странах существует традиция чтения Корана только на арабском языке, который непременно изучают в каждом мусульманском учебном заведении, где бы оно ни находилось и какой бы национальности ни были его ученики.

Можно ли в этой ситуации сделать вывод, что мировые религии и есть та панацея, которая спасет человечество от межнациональной розни? Конечно нет. Тенденция разрушительной вражды сохраняется и в мировых религиях, однако она переходит на иной уровень. Меняются масштабы взаимодействий, поэтому разделение осуществляется не по линии рода или племени, не по различиям между нациями, а по принадлежности к макрокультуре, соответствующей определенной мировой религии. Мир давно разделен на христианский и мусульманский, и только буддизм чаще всего включается в более сложный комплекс так называемой восточной (а точнее - дальневосточной) культуры. Однако границы этих миров подобны Великой китайской стене, сквозь них не видно лиц, не слышно голосов. Проблема понимания, а следовательно, и нормального, не омраченного религиозными предрассудками общения остается по-прежнему актуальной.

Проблеме терминологии и международного сотрудничества был посвящен доклад профессора Омского государственного технического университета, руководителя Омского терминологического центра Л.Б. Ткачевой. Успех международного сотрудничества обеспечивается, прежде всего, взаимопониманием, которое достигается знанием языка коммуникации и особенно подъязыка сферы сотрудничества. Поэтому широкое распространение английского языка в сфере межкультурной коммуникации, особенно в языках для специальных целей, может рассматриваться как один из путей развития оптимальных средств общения во всех областях знаний на современном этапе развития мирового сообщества. Интенсивное проникновение английских терминов в другие языки мира, особенно в сфере бизнеса, банковско-финансовой деятельности и информатики способствует интернационализации терминов на основе этого языка.

Возникает проблема терминологической культуры специалистов и переводчиков, участвующих в международных контактах. Достичь этого можно лишь при наличии специалистов, владеющих профессиональной терминологией, т.е. знающих терминологию своей специальности, бизнеса и информатики, и переводчиков, владеющих знаниями о совместной деятельности и соответствующей терминологией. Причем подготовка специалистов и переводчиков должна осуществляться целенаправленно - переводчик-специалист в сфере международного сотрудничества.

Конференция имела кроме научного и важное политически-практическое значение. В Итоговом документе отмечалось, что, полностью разделяя благородные идеалы культуры мира и принимая во внимание решение Генеральной Ассамблеи ООН провозгласить 2001-2010 годы Международным десятилетием ненасилия и культуры мира в интересах детей планеты, а также стремясь всемерно способствовать реализации высокогуманных решений мирового сообщества, участники конференции обратились с конкретными предложениями к работникам органов государственной власти и средств массовой информации, служителям религий и ученым, к деятелям культуры и педагогам по совершенствованию государственно-церковных отношений и гармонизации межконфессионального и межнационального взаимодействия.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ Международной научной конференции «К культуре мира - через диалог религий, диалог цивилизаций»

3-5 октября 2000 года в г. Омске состоялась международная научная конференция «К культуре мира -через диалог религий, диалог цивилизаций». В ее работе приняли участие 170 человек: ученые, педагоги, представители государственных органов, общественных объединений, религиозных организаций, деятели культуры, журналисты из различных регионов России, Ирана, Казахстана, Латвии, Израиля, Палестины, США, Украины.

Собравшись вместе в год 2000-летия Рождества Христова, провозглашенный Организацией Объединенных наций Международным годом культуры мира, в свободной демократической обстановке мы обсудили следующие проблемы:

«Диалог религий, диалог цивилизаций - требование времени», «Религии мира о межнациональном и межконфессиональном сотрудничестве», «Межконфессиональное взаимодействие как фактор

гражданского мира и межнационального согласия», «Пути и средства совершенствования культуры межконфессионального взаимодействия», «Роль государственных органов в формировании цивилизованных межконфессиональных отношений», «Участие религий мира в деятельности по предотвращению и прекращению международных конфликтов», «Воспитание религиозной и этнонацйональной толерантности - серьезный фактор созидания культура мира», «Разносторонний межконфессиональный диалог в молодежной среде как условие формирования мира без насилия», «Терминологическая культура - путь к миру и взаимодействию».

Участники конференции отметили, что крупные политические перемены, произошедшие на земном шаре в последние десятилетия, сочетавшиеся с мощными интеграционными процессами в мировой экономике, возникновением и бурным развитием глобальной общепланетарной информационной системы (Интернет), создали благоприятные возможности для сближения государств и народов, для расширения разностороннего сотрудничества и урегулирования разногласий.

Вместе с тем, окончание «холодной войны», ускорение темпов общественного развития, экономическая глобализация и усиление взаимосвязи между народами и государствами не привели к ослаблению социальных, этнонациональных и межрелигиозных противоречий. Во многих регионах они еще более усилились и обострились. Существенно возрос разрушительный потенциал политического, националистического и религиозного экстремизма.

Концепция культуры мира явилась научно выверенным ответом на эти вызовы времени, противостоящим концепциям культуры войны и насилия.

Культура мира - это и благородный идеал, выстраданный народами за многовековую историю борьбы против войн и насилия, это и глобальная школа, в которой индивиды и их разнообразные сообщества учатся жить вместе.

Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на приверженности принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества и между народами.

Концепция культуры мира исходит из того, что различия, конкуренция, конфликты являются неотъемлемыми элементами жизни современного общества. Исходя из этого, она предлагает уважать различия, преобразовывать жесткую конкуренцию в сотрудничество, основанное на общих ценностях и целях, разрешать конфликты посредством диалога, взаимопонимания, терпимости, согласия и солидарности.

Полностью разделяя благородные идеалы культуры мира и принимая во внимание решение Генеральной Ассамблеи ООН провозгласить 2001-2010 годы Международным десятилетием ненасилия и культуры мира в интересах детей планеты, а также стремясь всемерно способствовать реализации высокогуманных решений мирового сообщества, участники конференции обращаются к работникам органов государственной власти и средств массовой информации, служителям религий и ученым, к деятелям культуры и педагогам со следующими призывами и рекомендациями:

1. Мы обращаемся к ученым с призывом обратить особое внимание на исследование проблем культуры мира и ненасилия, выявление места и роли религиозных организаций в разрешении социальных, политических и межнациональных конфликтов, в воспитании населения,

особенно подрастающих поколений в духе ненасилия и культуры мира. Мы убеждены, что школьные и вузовские учебники должны акцентировать внимание на опыте мирного сосуществования религиозных и этнонациональных групп.

2. Мы призываем служителей религий, руководителей духовных учебных заведений всемерно способствовать расширению разностороннего межрелигиозного (межконфессионального) диалога на самых различных уровнях. В этих целях:

- постоянно организовывать межрелигиозные встречи для обсуждения актуальных проблем жизни соответствующих регионов, городов и других населенных пунктов, обобщения опыта межконфессионального сотрудничества;

систематически взаимодействовать на межконфессиональной основе при проведении гуманитарных акций, благотворительной и милосердной деятельности (среди военнослужащих, в местах лишения свободы, в домах инвалидов и т.д.);

регулярно предоставлять возможность представителям других религий выступать в духовных учебных заведениях с лекциями об особенностях своих вероучений;

- активно включиться в работу по подготовке и реализации программ, связанных с провозглашением Организацией Объединенных Наций десятилетия ненасилия и культуры мира в интересах детей планеты (2001-2010 гг.);

- организовать в духовных учебных заведениях чтение циклов лекций по проблемам культуры мира, всемерно способствуя развитию у будущих служителей религий навыков диалога, переговоров, формирования консенсуса и мирного урегулирования разногласий.

3. Мы призываем религиозных наставников, деятелей культуры, писателей, журналистов, активистов национальных движений всемерно содействовать развертыванию межрелигиозного взаимодействия в миротворческой, экологической, гуманитарной сферах.

4. Мы призываем духовных наставников, работников образовательных учреждений, деятелей культуры и искусства, всю интеллигенцию страны активно способствовать созданию и развитию климата доверия и взаимопонимания между людьми разных национальностей и вероисповеданий, укреплять и развивать многовековые традиции гостеприимства, доброжелательства, добрососедского взаимодействия.

5. Стремясь содействовать развитию религиозно-конфессионального диалога, мы настоятельно призываем членов Межрелигиозного совета России инициировать приглашение различным конфессиональным обществам, имеющимся в стране, для вступления в его состав.

6. Рекомендуя широко распространять опыт создания центров культуры мира в различных городах страны, считаем целесообразным формирование в них секций межконфессионального взаимодействия.

7. Мы считаем необходимым введение во всех высших учебных заведениях страны преподавания этнологии и религиоведения.

8. Учитывая требования времени о необходимости гуманизации образования, мы обращаемся с просьбой к Министерству образования РФ не допускать сокращение преподавания гуманитарных дисциплин.

9. Принимая во внимание исключительную роль средств массовой информации в продвижении идеалов взаимопонимания, терпимости и солидарности между народами и цивилизациями, мы обращаемся к журналистам, ко всем работникам печати, радио и телевидения с призывом систематически публиковать

материалы по проблемам культуры мира и ненасилия, шире распространять информацию о позитивном опыте межнационального и межрелигиозного сотрудничества, последовательно разоблачать все формы ксенофобии и экстремизма.

10. Мы призываем обратить йсобое внимание на корректность в употреблении религиозных терминов, их толкование и адекватность при переводе с одного языка на другой, поддерживая этим решения постоянно действующего Международного круглого стола по сближению рас, наций и религий через терминологию

11. Мы обращаемся к руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации и всем прокурорским работникам страны с призывом усилить контроль за реализацией законодательства о свободе совести. Неукоснительное соблюдение конституционных принципов об отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом является надежной гарантией межрелигиозного (межконфессионального) мира и важным элементом межнационального согласия.

12. Полностью поддерживая многолетние выступления лидеров религиозных центров, рядовых верующих, работников государственного аппарата и ученых России о необходимости создания федерального государственного органа по делам религий, мы

призываем Федеральное Собрание Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации безотлагательно решить этот вопрос: создать в составе Правительства Российской Федерации полномасштабный федеральный государственный орган по делам религий.

13. Мы призываем Президента Российской Федерации В.В.Путина поручить Администрации Президента Российской Федерации в сотрудничестве с учеными и религиозными деятелями в сжатые сроки разработать проект концепции государственно-конфессиональных отношений Российской Федерации и после квалифицированной экспертизы одобрить его.

14. Решительно осуждая все формы экстремизма-политического, экономического, националистического, религиозного, экологического, мы просим Федеральное Собрание Российской Федерации ускорить принятие закона "О противодействии политическому экстремизму" как направленного против самой опасной разновидности крайних взглядов и действий.

Участники Международной научной конференции «К культуре мира -через диалог религий, диалог цивилизаций».

Омск, 5 октября 2000

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-

МЕТОДИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

«ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

23-24 ноября 2000 года в Омском государственном университете путей сообщения состоялась Международная научно-методическая конференция «Высшее профессиональное образование в условиях международной интеграции». В ее организации приняли участие Институт менеджмента и экономики и кафедра иностранных языков ОмГУПСа. В работе конференции участвовали 136 делегатов, в том числе ученые из России, США, Англии, Германии, Франции, Австрии. Россия была представлена учеными более чем 50 вузов страны. Конференцию открыл директор института менеджмента и экономики ОмГУПСа, член-корреспондент Академии менеджмента в образовании Медведев И.Л. С приветственным словом к делегатам конференции обратился проректор ОмГУПСа по научной работе, доктор технических наук, профессор Черемисин В.Т. В работе пленарного заседания приняли участие доктор педагогических наук, профессор Нижегородского Лингвистического университета Глебова Е. Ф.; координатор отдела связей с общественности«) Госдепартамента США для регионов Урала и Сибири Джонатан Флосс; консультант-методист издательства Macmillan Heinemann (Великобритания) A.A. Мжельский; профессор Омского государственного технического университета Л.Б. Ткачева; директор экзаменационного центра университета Париж-Сорбонна Седрати Юсеф; доктор филологических

наук, профессор Омского государственного университета Б.И. Осипов.

Многочисленные научные выступления продолжались на секционных заседаниях. Широкая проблематика конференции обсуждалась в 5 секциях и 3 подсекциях: преподавание иностранных языков в рамках программы подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства России (Президентская программа); интеграция системно-структурного, функционально-семантического и прагматического подходов к анализу лингвистических факторов; методика преподавания языка в условиях международной интеграции; методика и средства оптимизации и интенсификации обучения; культурологические и культурные проблемы в условиях интернационализации образования.

Центральной проблемой, по мнению участников первой секции, является определение путей и методов повышения эффективности обучения иностранному языку в условиях международной интеграции, с учетом изменений мотивации изучения языка в новой экономической, общественно-политической и лингвокультурной ситуации ив мире.

С учетом реализации новых коммуникативных потребностей учащихся остро встает вопрос как о совершенствовании форм и методов преподавания языка, так и об обеспеченности учебного процесса учебными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.