Научная статья на тему 'Межконфессиональное сотрудничество как объединяющий фактор в полиэтническом регионе'

Межконфессиональное сотрудничество как объединяющий фактор в полиэтническом регионе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
596
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романенко Жанна Анатольевна

Рассматриваются проблемы мирного взаимодействия и развития отдельных этносов на территории многонационального государства. Утверждается необходимость сотрудничества в рамках единого духовного богатства, накопленного человечеством на протяжении своего развития, поскольку именно в систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Основная же функция религии в таком взаимодействии состоит в том, чтобы помогать человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до абсолютного, вечного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONFESSIONAL COLLABORATION AS A UNITING FACTOR IN A POLYETHNIC REGION

The problems of peaceful interaction and development of separate ethnic groups in the territory of a multinational state are analyzed. The necessity of collaboration in the context of common intellectual wealth accumulated by mankind in the course of its development is asserted, since the concepts of good and evil, of fortune and misfortune, of aim and meaning in life make a part of human system of values. The main function of religion in this interaction is to help an individual to overcome historically changing, transient and relative aspects of one's existence and to ennoble an individual to something absolute and eternal.

Текст научной работы на тему «Межконфессиональное сотрудничество как объединяющий фактор в полиэтническом регионе»

ББК 63.5

Ж. А. Романенко Кафедра философии и культурологии

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ФАКТОР В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ1

Поликонфессиональный характер России является одной из наиболее важных отличительных черт российской цивилизации. Многоконфессиональная структура современной России сложилась в результате исторически длительного и сложного процесса, который не завершен и сегодня. Одним из факторов становления поликонфессиональности российской цивилизации явилось то, что Россия исторически является одним из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором живет более ста народов, каждый из которых обладает особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской цивилизации. Эту общезначимую роль они выполняют и сегодня. В связи с тем, что в обстановке усложняющихся общецивилизационных проблем нет альтернативы способам выживания человечества, кроме объединения всего положительного потенциала общества, в том числе и религиозного.

Роль религиозного фактора в настоящее время существенно возрастает. Это обусловлено как особенностями социокультурного развития человечества на данном этапе, так и культурной ценностью самой религии как духовного феномена. Сегодня главная цель, которая должна охватывать все без исключения измерения человеческой деятельности, заключается в построении такого общества, где люди могли бы жить в солидарности. Сила и влияние религии в истории человечества и в том, что она исторически стала средством сплочения людей в единый жизнеспособный и неодолимый организм, прежде всего в национальных рамках. Если же рассматривать мировые религии - буддизм, христианство, ислам, - то их «мировое» качество во многом обусловлено тем, что они универсальны, интернациональны в том смысле, что сущность человека с точки зрения этих религий определяется не принадлежностью к какому-либо народу или классу, а способностью приобщиться к Богу и тем самым спастись.

Религиозность, как фактор внутренней духовной жизни человека, невозможна без своего внешнего проявления в жизнедеятельности человека, выраженного в понятии «гражданственность». Гражданская (общественная) позиция напрямую связана с религиозными и нравственными мо-

1 Исследование осуществляется при поддержке РГНФ (проект № 04-0331001 а/Ю) и департамента промышленности, транспорта, связи, науки и технологий Астраханской области.

тивами и убеждениями человека. Каковы внутренние мотивации и ценности человека, так он и взаимодействует с окружающим обществом. Позиции агрессивного или враждебного взаимодействия либо разделенность и отчужденность вызваны определенными внутренними мотивациями, на которые происходит полагание как индивидуального, так и массового сознания. И как факт, общественная межконфессиональная разделенность следует из внутреннего неприятия, духовного нетерпения к иноверию и иной убежденности. Следовательно, мотивациями в данном случае могут являться принципы собственной правоты, истинности своей конфессии и доктрины.

Но религиозные учения, которые сами по себе направлены на созидательное и позитивное, могут являться позитивной мотивацией, поскольку в них присутствует ясный мотив добропожелания ко всему живому, ко всем людям, независимо от цвета кожи, национальности, их заблуждений. Необходимо сознание и формирование созидательной гражданской позиции на основе благой мотивации, базирующейся на фундаментальных принципах нравственности, добра, сострадания и любви.

Гражданская позиция, базирующаяся на основе религиозной мотивации стремления к гармонизации жизни, милосердия, служения людям, схожих ценностях, может способствовать межконфессиональному сотрудничеству и взаимодействию.

Пока в России инициатива не только совершенствования, но и вообще взаимодействия конфессий осуществляется снизу, на энтузиазме отдельных групп и личностей. Фундаментальная политика сближения конфессий со стороны государства и в самих религиозных организациях отсутствует [1, с. 75-80]. Именно поэтому очень необходимо говорить о важности развития культуры межконфессионального взаимодействия.

Межконфессиональное взаимодействие имеет возможность оказать позитивное влияние как на межнациональные отношения, так и на глобальные процессы оздоровления культуры. Но следует помнить, что в межконфессиональном взаимодействии присутствует многое не из сферы собственно религиозной, и потому надо уметь видеть, что в нем от духа религии, а что от социумных измерений - в противном случае мы будем неоправданно ожидать от этого взаимодействия таких результатов, на которые оно не способно по существу, и, разочаровавшись в их способности к созидательному духовному развитию, станем переносить эту неспособность на религию, чем закроем себе возможность обращаться к духовному опыту религии в вопросах развития культуры человечества на духовно истинном основании. В этой сфере нужна духовная чуткость, требования к которой возрастают. Но способность к духовной чуткости у человека убывает по мере его удаления от Бога, поэтому прежде всего необходимо личное духовное усилие, направленное на осмысление бытия, а уже затем можно надеяться на духовный прогресс культуры. Ведь обладатель религиозного сознания всегда находится на уровне сверхчувственного в рамках объяснения процессов, протекающих во Вселенной. Поскольку религиозное сознание не может удовлетвориться простыми от-

ветами, предложенными со стороны, готовыми ответами, и требует в качестве ответа наличия собственного опыта в разрешении тех противоречий и загадок, которые являет нам жизнь, то обладатель религиозного сознания стремится прежде всего к самосознанию. Этот процесс способствует становлению личности, более свободной от внешнего воздействия, т. е. постоянного социального давления, оказываемого обществом на сознание. Тем самым многие культурные догмы не помешают личности воспринимать и оценивать мир и людей, в частности принадлежащих другим конфессиональным направлениям, в качестве единого целого.

Диалог, осуществляющийся в рамках межконфессионального взаимодействия, - это форма контакта на равных с попыткой слушать и слышать собеседника, со стремлением понять его и взаимодействовать с ним. Целью межконфессионального диалога должно быть преодоление конфронтации, формирование толерантных взаимоотношений между конфессиональными общностями, обеспечение мирного сосуществования религий и религиозных объединений, а в идеале - организация доброго сотрудничества по различным вопросам, волнующим общество, среди которых один из важнейших -формирование культуры мира и ненасилия [2, с. 23-27].

Подлинный межрелигиозный диалог позволяет выявить общие ценностные установки, мировоззренческие взгляды, традиции. Вообще ценностное сознание характеризуют широта и терпимость к идейному, культурному, моральному, религиозному разнообразию; многоязычие как способность к продуктивной коммуникации между представителями различных стилей, категориальных основ, языков мышления, культурных традиций, мировоззрений; наличие общезначимого ядра идей и принципов, соблюдение которых обеспечивает безопасность, свободу и возможности развития сторон; основой такой формы мировоззрения должны быть дискретные, относительно автономные друг от друга, рационально выраженные нормативные основания сознания и поведения людей; готовность к компромиссам без опасности обвинения сторон в предательстве или отступничестве.

Для мировых религий таковыми являются многие из них, лежащие в основе идей культуры мира: идея единства человечества, уважение прав и жизни каждого человека, свобода, терпимость, справедливость, солидарность, забота об окружающей среде. Все религии сознают важность сострадания и потенциально способны облегчать и усиливать сострадание и гармонию. Именно на основе этого общего потенциала все они могут понимать друг друга и работать сообща, поскольку само сострадание включает в себя не только внимание к другим и желание что-либо сделать для них, но и воплощение этих благих желаний на деле.

Это обстоятельство создает благоприятные возможности для сотрудничества различных религиозных общностей в миротворческой гуманитарной, экологической сферах, позволяет содействовать увеличению пространства справедливости и уменьшению неравенства, способствовать поощрению устойчивого экономического и социального развития, а также продвижению идеалов взаимопонимания, терпимости и солидарности между всеми цивилизациями, народами и культурами.

Характерным примером практики такого диалога является Астраханская область, где имеется многовековой опыт существования и взаимодействия исламской и христианской культур.

Эффективным средством расширения и углубления межрелигиозно-го диалога и участия конфессиональных организаций в воспитании населения в духе культуры мира и ненасилия могут служить различные исследования и встречи, посвященные проблемам межэтнической и межкон-фессиональной толерантности, преодоления религиозного и националистического экстремизма, профилактике межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Положительные результаты могла бы дать организация в учебных заведениях чтений циклов лекций как по упомянутым проблемам, так и по вопросам культуры мира. Эффективность воспитательной работы в духе культуры мира может существенно возрасти, если к чтению лекций будут привлекаться религиозные наставники различных конфессий. Сами по себе такие факты будут убеждать верующих в реальной возможности взаимопонимания и сотрудничества последователей различных вероисповеданий.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Сагитов С. Т. Толерантность, этнос и культура мира // К культуре мира - через диалог религий, диалог цивилизаций: Материалы Междунар. науч. конф.: В 2 т. Т. 2. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. - 156 с.

2. Нуруллаев А. А. Межрелигиозный диалог и воспитание в духе культуры мира и ненасилия // К культуре мира - через диалог религий, диалог цивилизаций: Материалы Междунар. науч. конф.: В 2 т. Т. 2. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. -156 с.

Получено 10.06.04

INTERCONFESSIONAL COLLABORATION

AS A UNITING FACTOR IN A POLYETHNIC REGION

Zh. A. Romanenko

The problems of peaceful interaction and development of separate ethnic groups in the territory of a multinational state are analyzed. The necessity of collaboration in the context of common intellectual wealth accumulated by mankind in the course of its development is asserted, since the concepts of good and evil, of fortune and misfortune, of aim and meaning in life make a part of human system of values. The main function of religion in this interaction is to help an individual to overcome historically changing, transient and relative aspects of one’s existence and to ennoble an individual to something absolute and eternal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.