материалы по проблемам культуры мира и ненасилия, шире распространять информацию о позитивном опыте межнационального и межрелигиозного сотрудничества, последовательно разоблачать все формы ксенофобии и экстремизма.
10. Мы призываем обратить йсобое внимание на корректность в употреблении религиозных терминов, их толкование и адекватность при переводе с одного языка на другой, поддерживая этим решения постоянно действующего Международного круглого стола по сближению рас, наций и религий через терминологию
11. Мы обращаемся к руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации и всем прокурорским работникам страны с призывом усилить контроль за реализацией законодательства о свободе совести. Неукоснительное соблюдение конституционных принципов об отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом является надежной гарантией межрелигиозного (межконфессионального) мира и важным элементом межнационального согласия.
12. Полностью поддерживая многолетние выступления лидеров религиозных центров, рядовых верующих, работников государственного аппарата и ученых России о необходимости создания федерального государственного органа по делам религий, мы
призываем Федеральное Собрание Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации безотлагательно решить этот вопрос: создать в составе Правительства Российской Федерации полномасштабный федеральный государственный орган по делам религий.
13. Мы призываем Президента Российской Федерации В.В.Путина поручить Администрации Президента Российской Федерации в сотрудничестве с учеными и религиозными деятелями в сжатые сроки разработать проект концепции государственно-конфессиональных отношений Российской Федерации и после квалифицированной экспертизы одобрить его.
14. Решительно осуждая все формы экстремизма -политического, экономического, националистического, религиозного, экологического, мы просим Федеральное Собрание Российской Федерации ускорить принятие закона "О противодействии политическому экстремизму" как направленного против самой опасной разновидности крайних взглядов и действий.
Участники Международной научной конференции «К культуре мира -через диалог религий, диалог цивилизаций».
Омск, 5 октября 2000
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-
МЕТОДИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
«ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»
23-24 ноября 2000 года в Омском государственном университете путей сообщения состоялась Международная научно-методическая конференция «Высшее профессиональное образование в условиях международной интеграции». В ее организации приняли участие Институт менеджмента и экономики и кафедра иностранных языков ОмГУПСа. В работе конференции участвовали 136 делегатов, в том числе ученые из России, США, Англии, Германии, Франции, Австрии. Россия была представлена учеными более чем 50 вузов страны. Конференцию открыл директор института менеджмента и экономики ОмГУПСа, член-корреспондент Академии менеджмента в образовании Медведев И.Л. С приветственным словом к делегатам конференции обратился проректор ОмГУПСа по научной работе, доктор технических наук, профессор Черемисин В.Т. В работе пленарного заседания приняли участие доктор педагогических наук, профессор Нижегородского Лингвистического университета Глебова Е. Ф.; координатор отдела связей с общественности«) Госдепартамента США для регионов Урала и Сибири Джонатан Флосс; консультант-методист издательства Macmillan Heinemann (Великобритания) A.A. Мжельский; профессор Омского государственного технического университета Л.Б. Ткачева; директор экзаменационного центра университета Париж-Сорбонна Седрати Юсеф; доктор филологических
наук, профессор Омского государственного университета Б.И. Осипов.
Многочисленные научные выступления продолжались на секционных заседаниях. Широкая проблематика конференции обсуждалась в 5 секциях и 3 подсекциях: преподавание иностранных языков в рамках программы подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства России (Президентская программа); интеграция системно-структурного, функционально-семантического и прагматического подходов к анализу лингвистических факторов; методика преподавания языка в условиях международной интеграции; методика и средства оптимизации и интенсификации обучения; культурологические и культурные проблемы в условиях интернационализации образования.
Центральной проблемой, по мнению участников первой секции, является определение путей и методов повышения эффективности обучения иностранному языку в условиях международной интеграции, с учетом изменений мотивации изучения языка в новой экономической, общественно-политической и лингвокультурной ситуации ив мире.
С учетом реализации новых коммуникативных потребностей учащихся остро встает вопрос как о совершенствовании форм и методов преподавания языка, так и об обеспеченности учебного процесса учебными
материалами нового поколения. Об этом говорила магистр Сорбонского университета ДзенсН. П.. ВдокладеЛ.В.Талзи выявлена необходимость создания учебников и учебных пособий, основанных на учете национально-ориентированной методики. В сообщении доцента ОмГУПСа H.A. Высоцкой и заведующего кафедрой иностранных языков ОмГМА Моисеева В.М. отмечалось, что новые учебные материалы, включая словари, остро необходимы для все возрастающих потребностей обучения языку специальности - прежде всего языку делового общения, «бизнес-русскому». В сообщении 'М.И. Галковской говорилось о необходимости более эффективного и широкого использования современных мультимедийных средств обучения и программ. Важное место в обеспечении и усилении мотивации обучения имеет, по мнению Н.Г. Поляк, более целенаправленное и глубокое решение проблемы контроля знаний и умений учащихся. О международном значении проекта TEMPUS как составной части инновационного университетского менеджмента говорилось в совместном докладе к.т.н., доцента ОмГУПСа А.Ю. Тэттэра, руководителя отделом международных отношений Хелеманн Марион, менеджера международных проектов с Центральной и Восточной Европой Дрезденского технического университета Краузе Гюнтера; руководителя отдела международных отношений Венского технического университета Земанна Андреаса.
В работе лингвистической секции внимание было обращено на проблематику лингвистики общения. Для лингвистических исследований последних лет характерным является не только изучение «языка в себе и для себя», но и обращение к чрезвычайно сложной и актуальной в практическом отношении проблеме роли языка в познавательной деятельности человека, соотношение языковой семантики и знаний о мире, концептуальной и языковой картины мира. Это во многом нашло отражение в докладах И.И. Бояринцевой, Т.А. Аксеновой, H.H. Савельевой, Т.Л. Денисовой.
В третьей секции конференции были рассмотрены основные общие и частные проблемы методики обучения языку. В сообщениях Космодемьянской А.И., Корешковой Л.И. речь шла о гибких моделях обучения, учете творческого момента в деятельности обучающего и обучающихся.
В докладе Е.А. Статкевич рассматривались принципы подхода к грамматике и стилистике в процессе обучения, новые методические тенденции в современном преподавании иностранного языка; В.П. Родионова представила современные разработки в области лексикологии на основе активизации и систематизации процесса обучения, а в докладе Л.И. Сливиной были рассмотрены вопросы восприятия и порождения текста как высшей коммуникативной единицы обучения , вопросы обучения фонетике и интонации.
Особый интерес вызвало выступление С.А. Шуйской о новых методических приемах работы с обобщающими таблицами-схемами по русской орфографии.
В выступлениях участников четвертой секции (Агальцева A.M., Бородина A.B., Михайловой O.K., Мясникова Г.П., Патласова О.Ю., Шпалтакова В.П.) констатировалось, что методы и средства оптимизации и интенсификации обучения все больше направляются на развитие самостоятельности и инициативности в изучении всего комплекса наук. В этих условиях предлагается значительное усиление проблемности чтения лекций, внедрения новых форм обучения, таких как деловые игры, текстологическая эвристика, составление проблемных конспектов первоисточников, методов анализа и конкретных ситуаций (подборка кейсов стадий) и т.д. Эти методы направлены не на передачу новых знаний, а на
поддержание интереса к рассматриваемой проблеме организации заключительной дискуссии. Признается полезным применение тестирования различных типов, использование рейтинговой системы для прогнозирования итоговой оценки знаний.
Участники пятой секции обсуждали культурологические и культурные проблемы обучения в условиях интернационализации образования. Очень содержательным и интересным был доклад д.т.н., профессора Михеева В.П. о системе воспитательной работы со студентами на современном этапе. В докладах Г.Г. Волощенко, Антилоговой Б.А., Багринцевой Л.Г., Белой E.H., Иваненко Т.М., Матненко И.А., Орловой A.B., Фомичевой О.Б. обсуждались особенности эстетического воспитания студентов, развитие самосознания учащихся, говорилось о ценности языка в процессе развития личности, о культурологических аспектах генезиса и развития досуга, об общечеловеческих и национальных ценностях в условиях поликультурного образования.
Закрытием конференции был «круглый стол», позволивший участникам конференции обменяться опытом, заслушать отчеты руководителей секций и подвести итоги конференции.
Дискуссия на заключительном заседании «круглого стола» показала, что в высших учебных заведениях проводится активная исследовательская работа, обобщается педагогический опыт и ведется поиск резервных возможностей учебного процесса. В выступлениях участников «круглого стола» отчетливо звучала мысль о необходимости, при учете всей изменившейся ситуации и реальных условий, разработки новых организационных и содержательных принципов обучения высшему профессиональному образованию, укреплению международных связей, координации усилий всех заинтересованных в повышении эффективности и качества обучения в высшей школе.
По итогам конференции ее участниками было принято решение, в котором они выразили благодарность организаторам конференции и пожелание возобновить регулярность проведения научных встреч ученых на данную тему.
Все выступавшие отметили высокий уровень организации конференции, актуальность обсуждающихся на ней проблем и заинтересованное отношение ее участников. Выступившие отметили, что конференция внесла свой вклад в дальнейшее совершенствование проблем высшего профессионального образования. Участники конференции, в частности, предложили:
- способствовать созданию банка информационных данных для работы над учебниками, учебными пособиями и словарями нового поколения для разных категорий учащихся и студентов;
- заведующим кафедрами, руководителям вузов создавать условия для работы над учебниками модульного типа;
- признать необходимым создание Методического Совета по преподаванию русского и иностранных языков йа базе ОмГУПСа.
На конференции работали две выставки учебной и научно-методической литературы, подготовленные книжным салоном «Магистр» и компанией DBC Book Company (Новосибирск). Материалы конференции опубликованы в «Сборнике материалов научно-методической конференции».
Заведующая кафедрой иностранных языков ОмГУПС к.п.н., доцент Новикова Т А.