д.А. Рущин 127
религиозная ситуация на северо-западе: проблемы социокультурных идентичностей
Международная научная конференция 9-10 марта 2016 года, г. Санкт-Петербург
© Рущин Дмитрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
9-10 марта 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялась Международная научная конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе: проблемы социокультурных идентичностей». В первый день работы авторитетного международного форума заседания проходили в Таврическом дворце. На ежегодной конференции, проводившейся в городе на Неве уже в пятнадцатый раз, ведущие эксперты в области истории, религиоведения и философии, общественные и религиозные деятели страны обсудили важные вопросы. Основная проблема звучала так: как сделать религиозные воззрения народов России объединяющим, а не разделяющим фактором.
Организаторами конференции выступили: Санкт-Петербургская епархия, комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Русская христианская гуманитарная академия, Межрегиональный центр духовно-нравственного просвещения и межрелигиозного сотрудничества при РХГА, Северо-Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге (Армянская Апостольская Церковь), АНО «Центр этнорелигиозных исследований» при поддержке отдела по связям с религиозными организациями администрации губернатора Санкт-Петербурга.
Собравшихся приветствовал председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, протоиерей Александр Пелин.
Генеральный секретарь Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ Алексей Сергеев от имени Председателя Совета МПА поприветствовал участников конференции и пожелал им плодотворной работы. Алексей Сергеев отметил, что «свой вклад в развитие межрелигиозного и межкультурного диалога вносит МПА СНГ. Ассамблея имеет опыт проведения масштабных мероприятий с участием религиозных организаций из различных
регионов мира. А недавно на заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ был принят модельный закон "О свободе совести, вероисповедании и религиозных организациях"».
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В тексте Патриаршего обращения в частности говорится: «Сегодняшний мир стремительно меняется - одни социокультурные парадигмы сменяют другие и приводят к возникновению новых привычных общественных парадигм. Основными причинами этому служат миграционные потоки, цикличность экономических процессов и активизация глобальной конкуренции. Отрадно, что в современной России вопросы социокультурных и этнорелигиозных идентичностей обсуждаются на разных площадках, на государственном уровне апробированы составляющие национальной политики».
С приветственным словом от имени Правительства Санкт-Петербурга к участникам конференции обратился первый заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Вадим Окрушко. В своём выступлении чиновник отметил необходимость уделять особое, повышенное внимание межнациональным и межрелигиозным отношениям, всемерно поддерживать культуру, обычаи, самобытность народов, проживающих в регионе. При этом, как он полагает, необходимо «действовать на опережение для предупреждения проявлений экстремизма, вместе вести просветительскую работу и создавать условия для укрепления мира и согласия в обществе».
На пленарном заседании председатель оргкомитета представительного форума, профессор кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена Александр Прилуцкий рассказал о 15-летнем опыте работы данной конференции. Неизменная тема дискуссии - религиозная ситуация в регионе, весь спектр влияния религиозности на социальные институты и отношения. Анализ о этой ситуации необходим для нормализации
о
3 ю О
государственных и конфессиональных отношений, профилактики религиозных конфликтов, экстремизма и ксенофобии.
В докладе члена Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Владимира Зорина, посвященном исламу, было отмечено, что 11 процентов населения страны придерживаются мусульманской культурной традиции. Этнокультурная обстановка в северо-западных регионах России оценивается им как позитивная. Важным ресурсом общества становится взаимодействие исламской и православной культур.
О причинах кризиса российской идентичности рассказал известный религиозный писатель, публицист и философ Александр Щипков. По его словам, национальная и конфессиональная идентичность из узкого этнокультурного феномена превращается в мощный политический фактор и получает право на прямое высказывание. Мир снова становится свидетелем секулярного и религиозного конфликта, пример тому - ситуация с ИГИЛ* или французским еженедельником «Charlie Hebdo». В политическом споре выигрывает тот, чья идентичность прочнее. Кризис идентичности ведет к утрате политических позиций в мире. Идентичность - это попытка осознания своей исторической миссии, ответ на вопросы: кто мы и куда идем. Условие укрепления русской идентичности - синтез историко-культурных кодов, в частности, советских ценностей социальной справедливости и христианских ценностей. Он рассказал о проблеме радикализации общества: «Лозунг десоветизации, объективно говоря, был направлен не на конкретно советское, а на всю российскую идентичность. Огромное население с нечеткой идентичностью, основанной на комплексе неполноценности. Сейчас происходит конфликт традиционной и квазилиберальной идентичности. И придуманные, несуществующие конфликты «красного» и «белого», секулярного и религиозного». То есть, разрушение советского привело к разрушению традиционной идентичности.
Темой доклада заместителя директора исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН, заведующей кафедрой политологии РУДН, профессора Марины Мчедловой стала «Религия и "дебаты об идентичности": политические контексты современности». Докладчик отметила, что в условиях повышенных рисков современности религиозные идеология и институты становятся актуальными и «ощущаемыми» в повседневной жизни и в межличностных от-
: Организация запрещена в России.
ношениях. Религия включается в жизнь общества не столько как социальный институт, сколько как способ коллективной и индивидуальной идентичности.
Протоиерей Александр Пелин в своем выступлении на тему «Вызов идентичности: христианский ответ постмодерну» отметил, что в эпоху модерна, которая в России выпала на советское время, произошло разрушение традиционной общины, формировавшей личность. В результате секуляризации смысл жизни и ее ценности ушли из общественной жизни, идентичность, в том числе религиозная, стала частным делом. Идеологизированные понятия советского человека и борьба за чистоту нации - лишь робкие попытки выстроить идентичность без божественного начала. Факторы социальной реальности постмодерна - это появление новой медиа-среды и формирование глобального общества потребления, в котором личность идентифицируется именно через потребление, а не созидание. В христианской идентичности личность призвана раскрывать себя как образ и подобие Божие. Говоря о новых иден-тичностях общества постмодерна, А. Пелин отметил: «Сформировалось новое общество потребления, и новая фрагментированная личность определяет и идентифицирует себя через потребление, а не созидание. Человек стремится все больше испытать и ощутить, а не понять и осмыслить».
По мнению заместителя председателя комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ, муфтия Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбира Крганова, в современных исторических условиях обществу необходим набор правовых, административных, организационных, социокультурных, медийных и иных инструментов для реализации стоящих задач обеспечения межконфессионального мира и эффективного противодействия религиозному радикализму. Он привел высказывание министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «против нашей страны сейчас идет беспрецедентная информационная атака». Альбир Крганов подчеркнул, что явно можно заметить элементы чуждой религиозной экспансии. Сейчас религиозных деятелей во всем мире волнует подмена смыслов и понятий священных текстов, которая формирует в сознании обывателей негативный образ религий, в том числе Ислама. Возьмем самый простой пример: слово «ша-хид» означает «мученик, погибший за веру», а не психопат, убивающий себя и окружающих. Настоящими шахидами были наши сограждане, сражавшиеся в Великой Отечественной войне с нацистской Германией за свою
Родину, а не террористы, осквернившие это понятие. Кстати, призыв к джихаду против фашистов был объявлен тогда главой мусульман России. И настоящий джихад, полагает Альбир Крганов, это в первую очередь борьба со своими пороками и низменными качествами, т.е. работа над своим эго.
Выступление муфтия Москвы поддержал председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтий Равиль Панчеев. В своем выступлении он заявил, что всем нам стоит «гордиться историей, жить в стране как верные подданные, а не как временные и чужие. Временным и чужим не нужно знать историю и традиции».
Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ, профессор Марианна Шахнович осветила проблему гармонизации этнорелигиозной ситуации в контексте образования. Проректор по научной работе РХГА, профессор Дмитрий Шмонин продолжил тему религиозного образования. Заведующая кафедрой религиоведения Казанского (Приволжского) Федерального университета, доктор философских наук Светлана Астахова раскрыла тему религиоведческой экспертизы.
О советском принципе дружбы народов, в отличие от навязанной Западом толерантности, говорил в своем выступлении депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, профессор Алексей Воронцов. Он также предложил ряд конкретных мер по предотвращению обострения межнациональной и межрегиональной ситуации. По его мнению, «необходимо принять безотлагательные меры по упорядочиванию процесса миграции в Россию, включая недопущение нелегальной миграции, особенно с учетом "вирусов" экстремизма и терроризма, которые целенаправленно "заносятся" в нашу жизнь многими прибывающими в нашу страну иностранными гражданами».
По словам А. Воронцова, кроме жесткого противодействия нелегальной миграции, «необходимо начать систематическую работу по реальному включению в поле российской культуры и традиционных конфессий как легальных мигрантов, так и российской молодежи».
На секции «Псевдорелигиозный экстремизм и современные мировые вызовы» обсуждались развитие религиозной ситуации на Северо-Западе, роль религиозного фактора в геополитике, проблема псевдорелигиозного терроризма.
На секции «Калейдоскоп идентичностей и мировые процессы глобализации» шла речь о взаимном влиянии религиозной, этнической и гражданской идентичностей, культурном и религиозном измерении этноса.
10 марта 2016 г. в Государственном музее истории религии прошел круглый стол с участием представителей различных религиозных организаций России: «Трехвековой опыт Санкт-Петербурга по мирному сосуществованию и сотрудничеству представителей различных этносов и религиозных традиций» под эгидой Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Целью круглого стола являлось изучение и популяризации модели этно-конфессионального сотрудничества Санкт-Петербурга.
Среди выступивших на круглом столе главный специалист отдела по межнациональным отношениям и координации государственных программ Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Кирилл Сперанский. Он отметил многовековой положительный опыт истории многонационального и многоконфессионального Санкт-Петербурга как яркий пример мирного сосуществования и сотрудничества представителей различных национальностей и религиозных традиций. «Такие примеры проистекают из великой традиции межнационального и межрелигиозного мира, уходящей в историю нашего Отечества, - пояснил он. - Поэтому нужно не расходиться, не изолироваться и не сливаться, а оставаться самими собой и в рамках единого государства строить отношения, основанные на подлинном уважении, симпатии и способности развивать сотрудничество. Успехи и процветание сотрудничества во многом зависят от способности людей, принадлежащих к разным религиям и культурам, жить и работать вместе».
В этот же день в музее истории религии состоялся творческий вечер публициста и общественного деятеля, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Щипкова. На встрече были представлены последние работы А.В. Щипкова: книга «Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы», сборник статей о русской идентичности «Плаха», книга Святейшего Патриарха Кирилла «Семь слов о русском мире», составителем и автором предисловия которой выступил А. Щипков. На встрече разговор шел о патриотизме и русофобии, о церкви и власти, о политике и религии, о литературе и публицистике.