МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Д. Пахомов,
директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», сопредседатель Международной ассоциации «Христианство и Ислам» ДОКЛАД НА СЛУШАНИЯХ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РФ НА ТЕМУ: «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА" НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
14 июля 2015 г., г. Москва. В Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «О противодействии деятельности "Исламского Государства" на территории Российской Федерации». В данном представительном мероприятии в частности приняли участие:
Протоиерей Всеволод Чаплин - Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.
Муфтий Крганов Альбир Рифкатович - член Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
Епископ Сергей Ряховский - председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской.
Сатановский Евгений Янович - президент Института Ближнего Востока.
Бакланов Андрей Глебович - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Саудовской Аравии в 20002005 гг.
Андреев Владимир Владимирович - заместитель директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России.
Захарова Анжелика Валентиновна - президент Национального конгресса Славянских народов Грузии.
Хизриева Галина Амировна - старший научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований РИСИ.
Пахомов Дмитрий Вячеславович - директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд "Христианская Солидарность"»; сопредседатель Международной ассоциации «Христианство и Ислам»; а также многие другие представители экспертного сообщества и общественности.
Приводим текст доклада директора Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд "Христианская Солидарность"», сопредседателя Международной ассоциации «Христианство и Ислам» Пахомова Д.В., представленного на общественных слушаниях на тему «О противодействии деятельности "Исламского Государства" на территории Российской Федерации»:
«Уважаемые коллеги, благодарю за возможность выступить в столь представительном собрании!
Террористическая группировка "Исламское Государство" в своей деструктивной деятельности активно использует технологию "сетевых войн", приобретающую всё большее значение в нашу информационную эпоху. "Цветные революции", "арабская весна", события в Сирии, Ливии, и тем более революционные события февраля 2014 г. на Украине, - классические примеры применения этой технологии. Вместе с тем технология сетевых войн не исчерпывается организацией "цветных революций" и политических кризисов: сфера ее воздействия гораздо шире. Цель сетевых войн - непрямое или скрытое управление ключевыми общественными процессами и институтами, а через них - политической и бизнесэлитой, руководством государств - объектов воздействия с целью принятия последними желаемых решений. Также сетевые войны практически не ограничены в инструментарии и не сводятся, вопреки распространенному мнению, только к информационным войнам в СМИ или в социальных сетях Интернета. Они включают в себя общественно-политические, дипломатические, организационные, разведывательные и силовые инструменты.
Ключевая тактика сетевой войны - распределенная атака, или "роение". Это внешне самостоятельная деятельность различных акторов - общественных групп и движений, неправительственных и религиозных организаций, СМИ, силовых групп, отдель-
ных персоналий - в реальности координируемая и направленная на достижение одной или нескольких ключевых целей. Такой целью может быть атака на общественные группы и на лиц, принимающих решения, с целью принуждения их к действиям в желательном для операторов атаки направлении.
Управление подобным сообществом осуществляется опосредованным способом, при котором большинство непосредственных исполнителей либо используется "втемную", с обозначением лишь предпочитаемого общего "направления движения", либо участникам сети через посредников ставятся узкоспецифические задачи без раскрытия общего плана действий и конечной цели. "Роение" не требует "ручного" управления всеми участниками процесса, абсолютное большинство участников сети действует по собственной инициативе, самостоятельно изыскивая наилучшие способы выполнения своих задач. Завуалированность иерархических связей и оперативная взаимозаменяемость компонентов сети позволяет последней выдерживать атаки против нее -что значительно повышает эффективность, автономность и выживаемость сетевых структур различного толка по сравнению с классическими иерархическими (официальными) структурами. Участники сетевой атаки синхронизируют и координируют свои действия: в рамках сети всегда хорошо налажены процессы обмена информацией и координации действий, что обеспечивает еще одно преимущество сетевых организаций по адаптации и быстроте реагирования по сравнению с классическими общественными, государственными и религиозными институциями...
... В XX веке, в период господства атеистической идеологии, роль религии в общественных процессах существенным образом сократилась, но в последние десятилетия, после краха коммунистической идеологии и сопутствовавшего ей "научного атеизма", религия вновь возвращается в "большую игру", оказывая всё более возрастающее влияние на умы людей.
Объективный анализ актуальной межнациональной и межрелигиозной ситуации, как в самой Российской Федерации, так и в государствах образовавшихся после распада Советского Союза, а также вопрос, связанный с распространением экстремистских идей в исламской упаковке, увы, неутешителен!
Этническое и религиозное разнообразие России является как преимуществом, так и уязвимостью: продвижение экстремистских националистических и религиозных идей в таком обществе значительно облегчается, а при значительном ухудшении социально-
экономической обстановки с высокой вероятностью приводит к внутриполитическому взрыву.
В преимущественно исламских регионах Северного Кавказа наблюдаются две противоположные тенденции - внешняя стабилизация ситуации, выражающаяся в формировании жестких региональных политических систем и снижении количества радикальных силовых проявлений исламистского экстремизма (в том числе терактов), и скрытая экспансия экстремистских и джихадист-ских идей на фоне общей исламизации молодежи. Наиболее активен этот процесс в Дагестане, где смена власти и последовавшая попытка нового руководителя Рамазана Абдулатипова переформатировать систему неформальных клановых и властных квот в региональной власти в значительной степени потерпела неудачу. В настоящее время процесс скрытой экспансии экстремизма джи-хадистского толка конвертируется в повышение силовой экстремистской активности. Примером подобной тенденции можно назвать теракты в г. Грозном в декабре 2014 г. Таким образом, минимум вооруженной и террористической активности экстремистов, достигнутый в результате подавления прежних, существовавших еще с периода двух чеченских войн, радикальных движений, оказывается преодолен вследствие нарастания новых негативных тенденций в исламском сообществе Северного Кавказа.
На глубокое вовлечение молодежи республик Северного Кавказа с преимущественно исламским населением (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия) в религиозную жизнь ислама накладывается значительное повышение роли Интернета и социальных сетей, делающих доступными агитацию иностранных радикальных джихадистских движений, а также агитация "миссионеров" этих движений непосредственно "на местах". Также негативную роль оказывает симпатия некоторой части имамов этих республик к салафитской версии ислама, при этом данные представители духовенства не формируют негативное отношение к экстремистским джихадист-ским движениям и вооруженному экстремистскому подполью. Общую негативную тенденцию усиливает и тот факт, что в июне 2015 г. террористическая группировка "Исламское государство" объявила о создании провинции (вилаята) на территориях Чечни, Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии, с соответствующим заявлением выступил второй человек в террористической организации Абу Мухаммад аль-Аднани, выполняющий функции пресс-секретаря Абу Бакра аль-Багдади.
Основная деятельность по предотвращению подобных угроз (в том числе исходящих от террористической группировки "ИГ") для Российской Федерации в настоящее время возложена на уполномоченные органы государственной власти. Вместе с тем в практической реализации данных деструктивных влияний значительно возрастает роль технологии "сетевых войн" - для купирования угроз такого типа требуются неклассические подходы. Соответственно, повышается роль организаций гражданского общества. Это обстоятельство делает необходимым создание в России эффективных общественно-политических и общественно-религиозных сетевых структур - операторов технологии "сетевых войн".
Для решения описанных выше задач в феврале 2015 г. в Москве была создана Международная ассоциация "Христианство и Ислам".
Сопредседателями Международной Ассоциации "Христианство и Ислам" являются Ваш покорный слуга, директор фонда "МФХС" - Пахомов Дмитрий Вячеславович и заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ - Сафаргалиев Ильдар Фаатович.
Задачи проекта:
• Укрепление межрелигиозного и межнационального мира в Российской Федерации через укрепление диалога между представителями двух крупнейших традиционных религий России -Христианства и Ислама, а также посредством создания общественной сети христианских, исламских и конструктивных национал-патриотических организаций.
• Повышение роли Христианства и Ислама в общественной, политической и культурной жизни России.
• Народная (Общественная) дипломатия в государствах постсоветского пространства и Ближнего Востока.
• Системный мониторинг угроз политической дестабилизации в этнорелигиозной и социальной сфере в Российской Федерации и в государствах постсоветского пространства.
• Системный мониторинг угроз Российской Федерации исходящих от политической турбулентности и деятельности международных террористических организаций (в том числе и псевдорелигиозного толка) в странах ближнего и дальнего зарубежья.
По инициативе Международной ассоциации "Христианство и Ислам", поддержанной Русской православной церковью и целым
рядом традиционных для Российской Федерации конфессий, в ноябре текущего 2015 г. будет проведена единая для всех традиционных религиозных организаций России неделя молитвы о мире на Ближнем Востоке.
Благодарю за внимание!»
Текст предоставлен Международной ассоциацией «Христианство и Ислам», для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир». (Дата поступления в редакцию 15.07.2015.)
М. Билалов,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии (Дагестанский государственный университет) ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ СУФИЗМА И САЛАФИЗМА
В научной, философской и политологической литературе сегодня значительное внимание уделяется основным экономическим, политическим, психологическим и иным причинам обострения внутриконфессиональных отношений в исламе. Здесь важно выявить глубинные теоретические разногласия традиционного для Северного Кавказа ислама (его мистической ветви - суфизма) с салафизмом. Суфизм в современных формах исследуется в работах Р.И. Насырова [6], А. Моррисона [5], Д.О. Фоля (J.O. Voll) [10], М. Риттера (M. Rytter) [9], Х. Хемисси (H. Khemissia) [8] и многих других. В данной статье мы обращаем внимание на изначальные философские - онтологические и гносеологические - расхождения суфизма с салафизмом. При этом, с одной стороны, обращаемся к историко-философскому наследию ислама, с другой -философски осмысливаем само мусульманство как религию.
Как специфическую форму культуры религию изучает философия религии. Сегодня она предстает в науке как философская дисциплина, решающая своим категориальным аппаратом традиционные вопросы религии. В таком качестве она известна как философская теология. Но философия может рассматривать религию просто как один из предметов познания, пытаясь постичь ее сущность, специфику, причины возникновения, закономерности развития. Однако атеистически направленная философия в советский период не всегда была объективной в оценке философского насле-