Научная статья на тему 'Цивилизационный диалог культур: опыт образовательного сотрудничества'

Цивилизационный диалог культур: опыт образовательного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
273
70
Поделиться
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / МОРАЛЬНЫЙ КОНСЕНСУС / ГРАЖДАНСКОЕ ЕДИНСТВО

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Мишучков Андрей Александрович

В статье подводятся итоги круглых столов и конференций в 2013г., посвященных этнокон-фессиональным проблемам и межрелигиозному диалогу в развитии гражданского общества Оренбуржья и студенческого сообщества. Выявляется роль религиозных традиций и студенчества в межкультурном образовательном диалоге.

CIVILIZATIONAL DIALOGUE OF CULTURES: EXPERIENCE OF EDUCATIONAL COOPERATION

This article summarizes the round-table discussions and conferences in 2013, devoted to ethnic and religious issues and interreligious dialogue in the development of civil society and student community of Orenburg. It shows the influence of religious traditions and students in intercultural educational dialogue.

Текст научной работы на тему «Цивилизационный диалог культур: опыт образовательного сотрудничества»

Мишучков А.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: unitatem@mail.ru

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР:

ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье подводятся итоги круглых столов и конференций в 2013г., посвященных этнокон-фессиональным проблемам и межрелигиозному диалогу в развитии гражданского общества Оренбуржья и студенческого сообщества. Выявляется роль религиозных традиций и студенчества в межкультурном образовательном диалоге.

Ключевые слова: Этнокультурный диалог, межконфессиональный диалог, образовательное сотрудничество, религиозный экстремизм, моральный консенсус, гражданское единство.

Оренбуржье исторически является многонациональным и поликонфессиональным культурно развитым регионом. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г. на территории Оренбургской области проживают представители 126 национальностей, действуют 387 религиозных объединений, которые представляют 18 различных конфессий. На 2012 г. на территории области зарегистрировано 130 национально-культурных общественных объединений, 117 школ с этнокультурным компонентом, 470 национальных нерусских творческих коллективов, в которых занимаются более 4 тыс. человек [1]. Данные факты свидетельствуют о важности государственной политики в сфере культуры и образования по сохранению и приумножению национально-религиозных традиций и ценностей с целью формирования высокой культуры этноконфессиональной идентичности молодого поколения и интеграции его в современное общество, в котором происходят процессы модернизации и глобализации. Основные положения этнополитики государственных органов отражены в целевой ведомственной программе «Реализация модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2013-2015 гг.».

В Оренбургском государственном университете (ОГУ) поддерживается и развивается традиция проведения научных и богословских круглых столов, научно-практических конференций, разрешающих важные проблемы в сфере этноконфессиональных отношений в социуме. О специфике и опыте межрелигиозного сотрудничества в университетской среде в ОГУ в 2012 г. подробнее говорилось в статье А.А. Ми-шучкова [2]. Автор раскрыл феномен полидис-

курсивности в образовательной сфере, являющийся одним из механизмов разрешения этно-конфессиональных проблем.

Ведущей площадкой межкультурного и эт-ноконфессионального диалога в ОГУ является НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ под руководством профессора В.В. Амелина. В 2013г. в институте проведено по заданию Министерства образования и науки РФ научное исследование «Мониторинг межэтнических отношений и конфессиональной ситуации в Оренбургской области и в Приволжском федеральном округе» [3]. В нем дана комплексная оценка современного состояния этноконфес-сиональных отношений в Оренбургском регионе; на основе социологического опроса полутора тысяч студентов изучена их гражданская, региональная, этническая и конфессиональная идентичность, отношение к мигрантам, наличие опыта дискриминации по различным признакам, конфликтный потенциал, оценка личных и профессиональных жизненных перспектив; выработаны научно-обоснованные рекомендации органам государственной власти и институтам гражданского общества по совершенствованию этноконфессиональной политики. При институте стал действовать «Распределённый научный центр межэтнических и межрелигиозных проблем», созданный по поручению Президента РФ совместно с Минобрнауки и РАН. Сотрудники института организовали и стали участниками целого ряда мероприятий по этноконфессиональной проблематике, в которых участвовали преподаватели и студенты ОГУ и других вузов г. Оренбурга: 14.12.2012г. вторая и 28.11.2013г. - третья Всероссийская научно-практическая конференция

«Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтничном пространстве: исторический опыт и современность»; 15.04.2013 г. - круглый стол по теме «Ценности и идеалы российской цивилизации: традиции и современность библейской и коранической этики» в Оренбургской Духовной Семинарии [4]; 16.05.2013 г. - круглый стол в ОГУ «Этнокультура Оренбуржья: позитивные практики, проблемы, тенденции к развитию»[5];

24.05.2013 г. - IX Всероссийская научно-практическая конференция «Православие и культура славян в Южно-Уральском регионе», посвящённая 1150-летию славянской письменности [6]; 02.07.2013 г. - международная встреча экспертов в рамках общероссийской программы по противодействию идеологии терроризма по теме «Международное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом» [7]; 27.09.2013 г. - Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное наследие народов Южного Урала: история, этнография, религиоведение»;

24.11.2013 г. - Всероссийская научно-практическая конференция «Народы Кавказа в Уральском регионе», посвящённая 200-летию вхождения Дагестана в состав России [12]; 31.10.2013 г. - научно-богословский круглый стол «Российская цивилизация в диалоге культур Оренбуржья» [13]; 17.12.2013 г. - круглый стол «Обеспечение конституционных основ этнокультурного и религиозного многообразия в РФ» в ОГУ;

28.03.2014 г. - Всероссийская научно-практическая конференция «Религиозное многообразие Уральского региона»; 23.05.2014 г. - X Всероссийская научно-практическая конференция «Славяне в этнокультурном пространстве Южно-Уральского региона».

Из результатов проведенных мероприятий видно, что происходит дальнейшее углубление понимания научным и студенческим сообществом этноконфессиональных проблем: влияния культурно-религиозных традиций и глобализации на современное общество, мультикуль-турализма, толерантности, фундаментализма, ксенофобии, экстремизма. Отметим основные идеи в прозвучавших докладах и выдержки из резолюций круглых столов, которые выражают значимые проблемы и их решение в сфере этноконфессиональных отношений в обществе.

- Образовательное сотрудничество в сфере этноконфессионального воспитания студен-

тов государственных вузов и высших духовных учебных заведений на основе цивилизационной идентичности, высоких ценностей и идеалов.

15 апреля 2013 г. в Оренбургской Духовной Семинарии состоялся круглый стол по теме «Ценности и идеалы российской цивилизации: традиции и современность библейской и коранической этики», участниками которого выступили преподаватели и студенты трех учебных заведений: Оренбургского государственного университета, Оренбургской Духовной Семинарии, медресе «Хусаиния». Задачи круглого стола были следующие: раскрытие общего понимания ценностей и идеалов религий христианства и ислама в историческом контексте мировой и российской цивилизации; сохранение этнокультурных и религиозных традиций в Оренбургской области в условиях нарастающих тенденций глобализации, религиозного экстремизма и нигилизма; выявление роли и перспектив реализации образовательной модели этноконфессионального диалога между студентами разных учебных заведений.

Председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области муфтий Абдель Барый Хайруллин выступил с темой «Оренбургский муфтият и традиции межрелигиозно-го диалога». Он поделился опытом участия в межрелигиозных встречах, начиная с начала своего руководства муфтиятом в 1985 г. Примером высокой личной культуры в сфере диалога, по мнению муфтия, является владыка Леонтий Бондарь, служивший епископом в Оренбургской епархии 36 лет, который всемерно призывал к миру в сфере национальных и религиозных отношений. Иерей Вадим Татусь, проректор по учебной работе ОренДС в докладе «Роль духовных школ в духовно-нравственном воспитании будущих пастырей в сфере этноконфеси-ональной культуры общения» раскрыл историю становления и развития духовного семинарского образования в Оренбургском крае, участие ОренДС в культурной и научно-образовательной жизни города Оренбурга, показал миссионерскую специфику Оренбургской семинарии как в дореволюционный период (изучение Корана, арабского языка), так и в современный период (сравнительное богословие, апологетика, спецкурс «Теория и практика диалога религиозных культур»). Директор медресе хазрат Альфит Шарипов раскрыл нравственные при-

меры взаимной помощи мусульман и христиан. Братья Хусаиновы ежедневно кормили неимущих (около двух тысяч человек, мусульман и христиан), раздавали им одежду, построили фундамент Казанского кафедрального собора в г. Оренбурге. Помещик Аркадий из с. Озерки Илекского района в XIX в. спас крестьян-му-сульман из соседнего села от голодной смерти. На таких жертвенных примерах, на многовековых традициях добрососедства и взаимоуважения, сложившихся в нашей крае и стране, необходимо воспитывать будущее духовенство мусульман и христиан, молодое поколение, основывать социальное сотрудничество между конфессиями. Доцент ОГУ А.А. Мишучков раскрыл тему «Роль высшей школы в этнорелигиозном диалоге в РФ», показал роль студенчества как креативной части российской молодежи в духовном возрождении общества и сохранении этнорелигиозного мира. В резолюции круглого стола особенно важным является тезис о роли сотрудничества вузов и религиозных конфессий в духовном и этнокультурном воспитании молодежи: «Христианство и ислам как две исторические мировые религии, традиционные для культуры России, поддерживают эт-ноконфессиональный мир и стремятся к общим культурно-историческим и нравственным ценностям, в их реализации в историческом развитии российской цивилизации, повышению духовной роли России в мировом сообществе. У них стратегически совпадают цели - стабильное гражданское демократическое общество с высокой нравственностью и с идеалами святости. Мы совместно осуждаем международный терроризм как крайнее проявление фанатизма, не имеющего ничего общего с религиозными традициями, с духовной свободой человека. Международный терроризм, действующий под прикрытием религиозных целей, является общей проблемой для христиан и мусульман, решение которой возможно в их нравственном и политическом единстве, объединении на основе гражданской и общецивилизационной идентичности.

Одной из значимых площадок этнорелигиозного диалога в обществе являются образовательные учреждения, которые призваны воспитать достойное поколение граждан России, опираясь на базисные ценности христианства и ислама. Реализация образовательного диалога

в этноконфессиональной сфере позволит преодолеть проблемы ксенофобии в обществе, достичь национального и нравственного единства граждан» [4].

- Увеличение этнокультурного компонента в системе образования (истории, культуры, национальных языков) с целью формирования цивилизационной, гражданской (общероссийской), национальной, религиозной идентичностей учащихся, формирование высокой культуры этноконфессиональных отношений.

16 мая 2013 г. в областной библиотеке им. Н.К. Крупской прошло заседание круглого стола по теме «Этнокультура Оренбуржья: позитивные практики, проблемы, тенденции к развитию». С докладом «Этнокультурная политика как фактор сохранения стабильности и гражданского согласия в многонациональном регионе» выступил директор НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ, президент Ассамблеи народов Оренбургской области, профессор В.В. Амелин. На основе анализа ситуации он пришёл к выводу о том, что на территории края в основном удовлетворяются национально-культурные потребности разных народов, налажены механизмы взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, наработана нормативно-правовая база эт-нополитики. Между тем, в последние годы наблюдаются и некоторые тревожные тенденции. Происходит сужение информационного пространства на родных языках народов Оренбургской области. «Если прежде в регионе публиковалось до 15 национальных газет, то теперь их осталось всего три: «Яна Вакыт» (татарская), «Айкап» (казахская) и «Караван-Сарай» (башкирская)» [5]. В регионе постоянно сокращается и число школ с преподаванием родных языков национальных меньшинств. Если в 2004/2005 учебном году на территории Оренбургской области действовали 188 образовательных учреждений с этнокультурным компонентом (10485 учеников), то в 2011/2012 учебном году осталось лишь 117 школ (5592 учеников). В рекомендациях круглого стола прозвучало: «Руководителям областных теле-, радиоканалов возобновить передачи на родных языках народов Оренбуржья, что будет способствовать гармонизации межнациональных отношений, формированию культуры межнационального общения в соответствии с нормами мора-

ли и традициями народов Оренбургской области. Правительству Оренбургской области открыть Дом дружбы народов, который бы занимался идеологическим, координационным, методическим обеспечением этнокультурной политики, сохранением и развитием национальных культур [5]. При внешней бесконфликтности межнациональных отношений (66,8% опрошенных оренбургских студентов), отмечается высокий потенциальный уровень эт-ноконфесиональной конфликтогенности, о чем свидетельствует мониторинг 2013 г. [3,с. 29]: 23,8% высказались за поддержку лозунга «Россия для русских»; никакие трудовые мигранты не нужны России, проявление раздражения -44% [3, с. 98]; готовы участвовать в межнациональном конфликте - 68% [3, с.105]. Таким образом, внешняя позитивная оценка межнациональных отношений молодежи амбивалентно связана с повышением внутренней агрессии молодежи, с готовностью участвовать в протес-тном движении в случае межнациональных столкновений.

- Единство государственных органов, институтов гражданского общества, всех традиционных религий в профилактике и борьбе с этнорелигиозным экстремизмом и терроризмом. В противодействии экстремизму и терроризму эффективны лишь жесткие силовые методы государства. Никакого диалога гражданского общества с религиозными экстремистами невозможно в силу отсутствия морального консенсуса.

2 июля 2013 г. в г. Оренбурге прошла международная встреча экспертов в рамках общероссийской программы по противодействию идеологии терроризма по теме «Международное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом», где собрались представители духовенства и эксперты из России, Азербайджана, Казахстана и Киргизии [7]. На встрече выступил с докладом епископ Орский и Гайский Ириней с темой «Православие и Ислам - возможности диалога». Он привел факты необъявленной войны ваххабизма и салафизма против традиционного ислама и христиан в мире и в России. Общая угроза объединяет традиционных христиан и мусульман выступить против искажения религиозно-нравственных ценностей и этнорелигиозной нетерпимости. Епископ Ириней напомнил об особой духовной ответственности

религиозных лидеров в установлении религиозного мира как на Ближнем Востоке, так и в России. «В связи с этим особенного внимания заслуживает опыт сосуществования христианства и ислама в России. На протяжении тысячи лет традиционные религии ее народов никогда не входили в прямые конфликты и столкновения, сохраняя свою самобытность. Россия - это одно из тех редких многорелигиозных и многонациональных государств, в истории которых не было кровопролитных религиозных войн. Представители различных религиозных общин жили бок о бок, вместе трудились и защищали одну Родину. Они твердо стояли в отеческой вере, оберегали ее от посягательств извне и никогда не входили в реальные конфликты между собой на религиозной почве. Все эти факторы свидетельствуют о возможности активной роли традиционных религий в установлении гражданского мира и морального консенсуса в обществе. Одним из условий межрелигиозного диалога является стремление к сохранению традиционных ценностей религий и культур, совместное противостояние вызовам време-ни»[14]. В заключение доклада епископ Ири-ней высказал надежду, что духовные лидеры мусульман будут разоблачать кощунственный характер заявлений радикалов, прикрывающих и оправдывающих с помощью цитат из Корана свои преступления. Муфтий Фарид Салман, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, раскрыл связь происходящих событий в Сирии и России с мировой за-кулисой. «Опасно и страшно, что происходит в Сирии, ежедневно гибнут священники - мусульмане и христиане, шахиды во славу Господа. Важной задачей духовенства и власти является противодействие интернационалу терроризма. То, что сейчас творится в Сирии, является наглядным примером того, что может повториться в России. Россия является историческим примером мирных отношений между исламом и христианством и наш исторический опыт -надежный заслон против разжигания межрели-гиозной розни в России идеологией западной закулисы и ваххабизма» [7]. Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов раскрыл историю распространения ваххабизма в Поволжье и его последствиях для национальной безопасности России. По его мнению,

формирование единого ваххабитского фронта по линии Северный Кавказ - Поволжье - Центральная Азия уже произошло, и в случае ухода с политической арены светских правителей этих стран к власти могут прийти фундаменталисты, усилив свое влияние на своих сторонников в России. Для пресечения этой угрозы необходимо поставить под жёсткий контроль получение российскими гражданами за рубежом духовного образования, усилить работу зарегистрированных религиозных организаций с молодёжью и мигрантами, совершенствовать законодательство в целях предотвращения появления экстремистских организаций в РФ. От ОГУ выступил представитель А.А. Мишуч-ков с инициативой образовательного сотрудничества светских и религиозных учебных заведений с целью профилактики экстремизма: «Российская Федерация подвергается информационной войне, цель которой - разжигание этно-конфессиональных конфликтов, «управляемого хаоса» экспансионистскими кругами Запада и Ближнего Востока. Противодействие экстремизму возможно в сочетании силовых методов государства и мирного противодействия в рамках гражданского общества с опорой на культурно-исторические ценности православия и ислама в России, на местные религиозные традиции и обычаи в рамках общенациональной идеологии РФ».

- День народного единства (4 ноября) как дата значимого факта цивилизационного единства всех народов и религий в России, символ национального, гражданского и державного самосознания в российской культуре и истории.

31 октября 2013 г. студенты и преподаватели ОГУ приняли участие в научно-богословском круглом столе «Российская цивилизация в диалоге культур Оренбуржья», посвященном Дню народного единства.

Организатором и ведущим круглого стола был старший научный сотрудник УНИ ОГУ А.А. Мишучков. Обсуждены значимые темы: «Цивилизационное единство народов Оренбуржья: миссия Русской Православной Церкви» (проректор ОренДС, настоятель домовой церкви св. мчц. Татианы при ОГУ, иерей Вадим Татусь) [8]; «О взаимном отношении христиан и мусульман на территории России и Оренбуржья» (директор Медресе «Хусаиния» А.А. Ша-рипов) [9]; «Имперская идея российской госу-

дарственности и задачи этнорелигиозной политики РФ в современности» (иерей Дионисий Волков, настоятель храма Архистратига Михаила в с. Октябрьское); «Проблема этнокон-фессиональной и цивилизационной идентичности в РФ и Оренбуржье» (доцент ОГУ А.А. Мишучков) [10]; «Толерантность как одно из основных гуманистических принципов исламской цивилизации» (Маннанов Р. Ф.) [11] и другие. По итогам выступлений была принята резолюция круглого стола: «Праздник 4 ноября - День народного единства, был принят Государственной Думой РФ по инициативе Межрелигиоз-ного Совета России в 2005 г. и стал общенациональным символом народного единства гражданского общества и государства, символом гражданственности и патриотизма многонационального российского народа, объединяющего поколения наших сограждан. Истоки этого праздника уходят в наше далекое прошлое, в 1612 г., когда русский народ, сплотившись под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободил Москву от интервенции и положил конец Смутному времени. Люди объединили свои усилия во имя Родины, став выше сословных, национальных, религиозных и прочих различий ради созидания сильной центральной власти. Так создалась могучая Российская империя, историей которой гордятся все народы России. Традиция гражданского единства, основанная в 1612 г. на любви к родной земле и на ответственности перед ее будущим, становится особо актуальной сейчас, когда Российская Федерация преодолевает последствия разрушения межэтнического и гражданского единства после крушения СССР. Призываем всех граждан Оренбуржья отметить День народного единства добрыми и бескорыстными делами, благотворительной помощью нуждающимся согражданам. Руководителей всех уровней власти, депутатов, представителей промышленных предприятий и бизнеса призываем посетить в эти дни социальные учреждения области: детдома, приюты, интернаты, где живут те, кто особенно нуждается в опеке государства и общества. Милосердие является той гранью духовного выживания в обществе, опустившись ниже которой, общество начинает стремительно деградировать и становится обществом социальной несправедливости. В условиях нарастающих тенденций глобализации, ре-

лигиозного экстремизма и нигилизма, межре-лигиозный диалог выступает важной составляющей духовной и гражданской целостности общества, одним из средств совместного сохранения традиционными религиями своей культурной самобытности и идентичности. Призываем к социальному сотрудничеству государство, гражданское общество, христианские и мусульманские общины, как нераздельные части российского народа, в целях нравственного и материального благополучия общества, к совместным усилиям в противостоянии негативным явлениям: наркомании, алкоголизму, социальной несправедливости между бедными и богатыми, моральному разложению, культурному колониализму, потребительству, загрязнению окружающей среды и т. д. Опасные тенденции бездуховности, выраженные в неверии, экуменизме (объединении всех религий), нравственном релятивизме (неразличении добра и зла), пороках общества разрушают гражданское общество России, расшатывают базисные этнокультурные и религиозные традиции. Невежество в сфере религиозной культуры и нравственная распущенность являются причиной нигилизма молодежи и попыток религиозного экстремизма. История неизменно свидетельствует, что разрушение нравственных устоев порождает кризис личности и общества, внутреннюю пустоту и вражду людей. Поэтому верующие люди осознают свою обязанность утверждать сакральные моральные ценности посредством образования, средств массовой информации и проявления гражданской позиции верующих. Мы выражаем обоюдную убежденность в том, что реализация прав и свобод человека должна быть гармонизирована с соблюдением моральных норм и верой человека в Бога как абсолютной ценности в обществе. Защита прав верующих в последнее время в РФ стало предметом законодательного закрепления. Осуждая поругание религиозных ценностей, составляющих важную часть жизни многих людей, мы призываем государство и все общество предотвращать осквернение святынь, почитаемых верующими, и обеспечивать их религиозные права. Система образования должна помочь духовно ищущей молодежи в поиске и нахождении своей идентичности, утолении ее жажды знаний о Боге, духовных и нравственных ценностях нашего общества. Важно, чтобы основы религиозной

культуры прививались открыто - в школе и СМИ, не частным образом, не в подпольных кружках, не на сомнительных интернет-ресурсах. Обретение адекватного культурной традиции духовного мира личности является самым важным заслоном экстремистской пропаганды» [13].

- Миграционная политика государственных органов на всех уровнях управления, как выделенная в отдельную сферу, наряду с внутренней и внешней политикой, основанная на вертикали властных полномочий и отдельном финансировании. Миграционная политика является составной частью стратегии национальной безопасности РФ и элементом будущей общенациональной государственной идеологии, основанной на цивилизационной и гражданско-правовой идентичностях.

Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурный и межкон-фессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтничном пространстве: исторический опыт и современность» прошла 28.11.2013 г. на базе ОГПУ. Общим мнением докладчиков, ведущих специалистов в сфере этнополитики, было: формирование целостной государственной идеологии, основанной на общенациональных интересах гражданского общества и государства; выработка эффективной этноконфес-сиональной и миграционной политики, на основе такой государственной идеологии; необходимость создания вертикали руководящих органов (федеральный центр, регионы, муниципалитеты) по миграционной политике, с выделением ответственных лиц и органов управления, и отдельным их финансированием. По мнению Юнусовой А.Б., директора Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН, сталкиваясь с сходными проблемами «необходимо опираться на опыт миграционной политики в странах Евросоюза», «миграционная политика не может оставаться просто межведомственной, она должна стать отдельной частью государственной политики, обеспечивающей непосредственно национальную безопасность государства». Профессор ОГПУ Ефименко М.Н. указала на узость моделей личности в западной философии диалога культур (модальная личность в монокультуре, маргинальная личность (Р. Парк), толерантная личность (программа ЮНЕСКО), ко-

Мишучков А.А.

торые «слишком рационализированы, с выхолощенной духовностью» и которые не соответствуют социокультурным традициям российской цивилизации. Профессор МГЮА М.С. Солодкая затронула тему женской миграции в Оренбуржье. Официально она составила 14% в 2011 г., неофициально, согласно экспертным оценкам, до 30%. В отличие от мужской миграции, женщины приезжают чаще всего с целью постоянного местожительства, получения в будущем гражданства, в связи с рождением и воспитанием детей. Женская и детская миграция становится ощутимой в некоторых регионах Оренбуржья, оказывая нагрузку на систему образования, здравоохранения и социальной опеки государства. «В городе Оренбурге происходит стагнация научной элиты за последние 20 лет», «мы становимся все больше азиатским регионом», «происходит пауперизация городского населения», «возникают в городе сельско-клановые поселения» - прозвучало в выступлении учёного. Действительно, статистика миграции заставляет задуматься и обратиться к власти с вопросом об адекватной проблеме системе государственных мер. «Так, за 2012 г. через пункты пропуска на Оренбургском участке российско-казахстанской границы по миграционным картам проследовало (в оба направления - авт.)

3 млн. иностранных граждан. Из них въехало на территорию России 1 млн. 338 тыс., что на 20,4% больше чем в 2011 г.», «на территорию Оренбургской области прибыло и поставлено на миграционный учет 110 тыс. 800 иностранных граждан и лиц без гражданства»[3, с. 7-8].По-этому, действительно необходима целостная миграционная политика федеральных и муни-

ципальных органов власти по решению вопросов адаптации и интеграции в российском обществе мигрантов, по снятию напряженности внутри общества, основанная на общенациональных интересах, соблюдении прав и свобод граждан РФ и мигрантов.

Подводя итог всем проведенным мероприятиям, становится ясным, что: разрушение традиционной этнокультурной и гражданской идентичности и отсутствие общенациональной идеологии, объединяющей гражданское общество и государство, приводит к необратимым искажениям в сфере межнациональных и меж-религиозных отношений (экстремизм, национализм, этнократизм, двойные стандарты, терроризм). В формировании высокой этноконфес-сиональной культуры общения молодежи актуальным остается сотрудничество государства и традиционных религиозных организаций, вузовского образования и духовных школ, опора на сакральные историко-культурные ценности религиозных традиций российского общества.

С целью преодоления проблемы высокого уровня интолерантности и внутренней конфлик-тогенности студентов оренбургских вузов необходима реализация существующей системы образовательных программ по формированию компетенций на основе спецкурсов для студентов всех специальностей по «Этике», «Конфликтологии», «Диалогу этнорелигиозных культур», «Диалогу цивилизаций» и воспитательных усилий по популяризации национальных и религиозных традиций в университетской среде, способных выработать высокую цивилизационную, межнациональную и гражданско-правовую культуру личности граждан РФ.

14.04.2014

Список литературы:

1. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурный и межконфессиональный диалог в УралоПоволжском полиэтничном пространстве: исторический опыт и современность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osu.ru/sites/niisu/mm17. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

2. Мишучков, А.А. Межрелигиозный диалог в системе высшего образования / А.А. Мишучков // Вестник ОГУ. -2012. -№7. - С. 221-227.

3. Амелин, В.В. Межэтнические и конфессиональные отношения в Оренбургской области / В.В. Амелин, Д.Н. Денисов, К.А. Моргунов. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 270 с.

4. Петрова, И.В. В диалоге двух религий [Электронный ресурс] / И.В. Петрова // Оренбургский университет. -№17 (1167) от 24.04.2013. - Режим доступа: http://www.osu.ru/doc/961/article/5799. - (Дата обращения: 13.01.2013г.)

5. Круглый стол «Этнокультура Оренбуржья: позитивные практики, проблемы, тенденции к развитию» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osu.ru/sites/niisu/ev5. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

6. IX Всероссийская научно-практическая конференция «Православие и культура славян в Южно-Уральском регионе». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orenlib.ru/index.php?dn=news&to=art&id=672. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

7. Иерей Вадим Татусь. Представители митрополии выступили на международной встрече по борьбе с терроризмом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oepress.ru/iyul-2013-g/552-predstaviteli-mitropolii-vystupili-na-mezhdunarodnoj-vstreche-po-borbe-s-terrorizmom13.html. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

8. Иерей Вадим Татусь. Цивилизационное единство народов Оренбуржья: миссия Русской Православной Церкви [Элект-

ронный ресурс]. - Режим доступа: http://dumoo.ru/rossijskaya-civilizaciya-v-dialoge-kultur-orenburzhya-doklad-iereya-vadima-tatusya/. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

9. Шарипов, А.А. О взаимном отношении христиан и мусульман на территории России и Оренбуржья [Электронный ресурс] / А.А. Шарипов. - Режим доступа: http://dumoo.ru/rossijskaya-civilizaciya-v-dialoge-kultur-orenburzhya-sharipov-a-a/. -(Дата обращения: 13.01.2013 г.)

10. Мишучков, А.А. Проблема этноконфессиональной и цивилизационной идентичности в РФ и Оренбуржье. [Электронный ресурс] / А.А. Мишучков. - Режим доступа: http://dumoo.ru/rossijskaya-civilizaciya-v-dialoge-kultur-orenburzhya-mishuchkov-a-a-civilizacionnaya-identichnost/. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

11. Маннанов, Р. Ф. Толерантность как одно из основных гуманистических принципов исламской цивилизации [Электронный ресурс] / Р.Ф. Маннанов. - Режим доступа: http://dumoo.ru/tolerantnost-odin-iz-osnovnyx-gumanisticheskix-principov-islamskoj-civilizacii/. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

12. Всероссийская научно-практическая конференция «Народы Кавказа в Уральском регионе [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://orensau.ru/ru/novosti/3527-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferencziya-lnarody-kavkaza-v-uralskom-regioner. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

13. Морозова, Т. Приглашаем на диалог культур! [Электронный ресурс] / Т. Морозова. - Режим доступа: http://www.oepress.ru/oktyabr-2013-g/686-priglashaem-na-dialog-kultur13.html. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

14. Доклад Преосвященного Иринея, епископа Орского и Гайского,на международной встрече «Международное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом» - «Православие и ислам - возможности диалога» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.orskeparh.ru/?content=page&id=204. - (Дата обращения: 13.01.2013 г.)

Сведения об авторе:

Мишучков Андрей Александрович, старший научный сотрудник Управления научных исследований Оренбургского государственного университета, кандидат философских наук, доцент

460018, г. Оренбург, нр-т Победы, 13, ауд. 1204, тел.: (3532) 729104, e-mail: unitatem@mail.ru