Научная статья на тему 'Казахстанская модель межрелигиозного диалога: путь мира и согласия'

Казахстанская модель межрелигиозного диалога: путь мира и согласия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
942
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахстанская модель межрелигиозного диалога: путь мира и согласия»

ление - одновременное протекание процессов традиционализации и трансформации. В этом контексте можно утверждать, что в настоящее время в интеграции евразийского пространства реально заинтересованы только Россия и Казахстан. Остальные государства региона либо находятся в состоянии выбора приоритетов национального развития, либо уже идут по пути традиционализации или превращения в периферию мировой политики.

В современных условиях интеграция евразийского пространства как для России, так и для Казахстана является приоритетной внешнеполитической задачей, и при этом оба государства могут играть ведущую роль в этом процессе. Для обеих стран развитие интеграционных процессов означает, прежде всего, стратегическое решение проблемы национальной безопасности. С точки зрения стратегических интересов практическая реализация идеологии евразийства способна усилить центростремительные тенденции как в политическом, так и в экономическом планах. Политика активизации разносторонних контактов, в первую очередь со странами ближнего зарубежья, может помочь создать широкую сеть экономических, культурных, политических и информационных коммуникаций, что, в свою очередь, благоприятно повлияет на внутриполитическую ситуацию как в России, так и в других государствах СНГ. Кроме того, укрепление внутрирегиональных связей стало бы реальным препятствием на пути развития центробежных тенденций проникновения исламского фундаментализма и влияния США в Центральную Азию.

«Вестник Российского университета дружбы народов.

Сер. Политология».

М, 2013 г., № 1, с. 50-67.

А. Абуов,

директор Международного центра культур и религий Агентства по делам религий РК, доктор философских наук (г. Астана) КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА: ПУТЬ МИРА И СОГЛАСИЯ

Казахстан сегодня является важным международным центром межкультурного и межконфессионального диалога. Это неоспоримый факт. Казахстанский опыт межэтнического и меж-

конфессионального согласия был признан одним из наиболее успешных на постсоветском пространстве.

На протяжении многих веков единый народ Казахстана, обогащенный духовным наследием различных этносов и вероисповеданий, впитал в себя такие качества, как толерантность, веротерпимость и открытость к восприятию нового.

Гражданский мир и межнациональное согласие в различных социальных, этнических и религиозных группах - наша главная ценность. Казахстан стал родным домом для представителей 130 этносов и 17 конфессий, в нашей стране действует более 3 тыс. мечетей, церквей и молитвенных домов. За 20 лет своей государственной независимости Казахстан сумел построить свой Казахстанский путь, создать собственную уникальную модель общества межэтнического и межконфессионального согласия.

Благодаря взвешенной политике президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в стране созданы все условия для того, чтобы каждый казахстанец, какой бы национальности он ни был, мог изучать свой родной язык, соблюдать традиции и обычаи своего народа. Укрепляются взаимоуважение, терпимость и доверительные отношения между различными конфессиями. И мы признаем, что сегодня Казахстан является уникальной страной, сочетающей в себе цивилизационную палитру Евразии, и вполне становится очевидным то, что, несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, Казахстану удается сохранить в стране мир и стабильность.

Глава нашего государства всегда подчеркивает, что этнокультурное и конфессиональное многообразие Казахстана - это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями.

В Казахстане созданы достойные правовые аспекты государственно-конфессиональных отношений. Религия не вторгается в политико-государственные процессы, а государство, в свою очередь, не вмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия для полноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских и иных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь. Придерживаясь политики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулирует развитие между ними диалога, способствуя полноценной реализации ими своих функций. Эта констатация фактов важна потому, что на фоне возникающих в мире межэтнических и межконфес-

сиональных конфликтов уникальный казахстанский опыт по укреплению межконфессионального и межрелигиозного диалога оказался востребованным на глобальном уровне.

В данном контексте следует отметить, что Казахстан по инициативе президента Нурсултана Назарбаева первым в истории современности занялся продвижением межрелигиозного и меж-цивилизационного диалога. Теперь и другие страны и блоки также хотят внести вклад в данное благое начинание. Казахстан одним из первых среди субъектов международного права взял на себя ответственность и на деле начал заниматься продвижением диалога между лидерами различных мировых и традиционных религий и конфессий. Свидетельством этому стала инициатива Н. Назарбаева провести Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане, в столице нашего молодого государства, которая уже на протяжении нескольких лет становится бессменным местом встречи и востребованной диалоговой площадкой для религиозных лидеров всего мира.

Оглядываясь назад, можно проследить, как менялись темы форума, участники, но, главное, суть оставалась прежней - поддержание мира и спокойствия между представителями разных вероисповеданий.

Съезды, которым в мире нет аналогов

Благодаря поддержке глав государств и лидеров мировых и традиционных религий на казахстанской земле 23-24 сентября состоялся Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий. Для участия в его работе в Астану прибыло 17 делегаций из 14 стран мира; ислам был представлен делегациями из пяти стран: Саудовской Аравии, Египта, Индии, Пакистана, Ирана. Христианство на форуме представляли делегации из четырех стран: Ватикана, Великобритании, Франции, Швейцарии. Делегации от буддизма возглавляли: заместитель председателя Буддистского общества Китая Цзямуян Лосанцзюмэй Туданьцюэцзинима, генеральный секретарь Азиатской буддистской конференции за мир Тумээхуу Булган из Монголии. Делегацию от иудаизма возглавлял главный ашкеназийский раввин Израиля Иона Мецгер, синтоизма - директор управления Синтоистских храмов Японии Минору Сонода, индуизма - ученый-теолог Шантилал Сомайя. В качестве почетных гостей в работе форума приняли участие такие известные политики, как: министр юстиции Саудовской Аравии, специальный

представитель короля - Аль Аш-Шейх, министр по делам вакуфов Арабской Республики Египет, экс-премьер-министр Японии Ц. Хата, специальный представитель Генерального секретаря ООН В. Сотиров.

Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий, созванный в 2003 г. по инициативе главы государства, начал процесс духовного сближения между народами планеты. Позже к указанному процессу присоединились и другие форумы, исповедующие цель налаживания и продвижения межрелигиозного, межкультурного и межцивилизационного диалога и взаимопонимания, включая такие, как Альянс цивилизаций - форум, зародившийся по совместной инициативе Испании и Турции, Общество святого Эджидия, конференции межрелигиозного диалога в Дохе, Мекканская международная мусульманская конференция, Мадридский международный форум и др. Между участниками Форума состоялся открытый обмен мнениями о роли религии в современном мире и общечеловеческом характере основных моральных ценностей всех религий. Был поднят важный блок проблем, связанных как с выявлением причин конфликтов на религиозной почве, так и с необходимостью совершенствования межрелигиозной гармонии, взаимного уважения друг к другу, умения учиться на традициях других народов.

Таким образом, на Первом съезде был сделан решительный шаг на пути укрепления согласия и установления конструктивного диалога между цивилизациями, конфессиями, странами и народами. Второй съезд лидеров мировых и традиционных религий, который состоялся в Астане 12-13 сентября 2006 г., прошел уже в стенах Дворца мира и согласия, уникального архитектурного сооружения, автором проекта которого стал известный британский архитектор Норман Фостер. Четыре грани Дворца равномерно обращены к четырем сторонам света. В известном смысле это сооружение символизирует независимый Казахстан, дружеские объятия которого раскрыты для представителей всех наций и вероисповеданий. Дворец мира и согласия является символом дружбы, единения и мира на земле Казахстана. Открытие Дворца мира и согласия состоялось 1 сентября 2006 г. Идея строительства в молодой столице республики Дворца в виде пирамиды, который стал бы местом проведения съезда лидеров мировых и традиционных религий и олицетворял стремление молодого независимого государства к миру и согласию, принадлежит главе государства Н. Назарбаеву.

Мероприятие Второго съезда лидеров мировых и традиционных религий прошло под общей тематикой «Религия, общество и международная безопасность» по двум направлениям: «Свобода вероисповедания и уважение последователей других религий» и «Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности». Для участия в работе форума в Астану прибыли 25 религиозных лидеров и 14 почетных гостей из 26 стран Европы, Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока. В качестве почетных гостей были приглашены известные политические и общественные деятели, среди которых Генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мацуура, заместитель Генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе, экс-премьер-министр Малайзии Мохаммад Махатхир, Махмуд Закзук - министр вакуфов Египта, Алехо Видал Квадрас Рока - первый вице-президент Европейского парламента, Рене ван дер Линден - председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы, Стаф Ниммегеерс - первый заместитель Председателя Сената Королевства Бельгия, Ким Вон Ки - депутат Национальной ассамблеи Республики Корея, экс-спикер, Эмери де Монтескью - сенатор Французской Республики, а также представители законодательных органов, неправительственных организаций из разных стран.

В рамках съезда была озвучена инициатива о создании Международного центра культур и религий. Сегодня центр активно способствует проведению международных мероприятий и содействует взаимопониманию между религиозными деятелями и политическими элитами различных стран. Наряду с религиозными и культурными вопросами центр занимается осуществлением образовательных, научно-исследовательских и гуманитарных проектов, изучением потенциально конфликтных аспектов религиозной ситуации в мире.

Со дня создания Центр принялся за осуществление инициатив по проведению съездов лидеров мировых и традиционных религий и принял активное участие в организации и проведении третьего и четвертого форумов, организовал мероприятие по случаю 10-летнего юбилея Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Третий съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 1-2 июля 2009 г. По сравнению с предыдущими форумами уровень представительства участников Третьего съезда лидеров мировых и традиционных религий был наиболее высоким. Широкий круг приглашенных лиц был обусловлен значительностью и

масштабностью выдвинутых на съезде вопросов, и то, что многие общественные деятели и руководители представительных организаций откликнулись и приняли активное участие, свидетельствует о своевременности и важности проведенного мероприятия. Так, на съезд прибыли представители 77 делегаций более чем из 37 стран мира. Увеличилось количество представительств мировых религий: ислама, христианства и буддизма.

Авторитетность форуму придало присутствие на нем значимых действующих политиков в лице Президента Государства Израиль Шимона Переса, министров ряда стран, сенаторов, конгрессменов, советников глав государств и т.д. Наряду с участниками съезда - религиозными лидерами, их представителями, а также действующими и отставными политиками приняли участие в работе форума также общественные и научные деятели.

Одной из важных инициатив Третьего съезда является создание Совета религиозных лидеров для диалога и сотрудничества с другими форумами и международными организациями, работа которых была бы направлена на диалог культур и экономическое взаимодействие. Далее в ходе обмена мнениями было внесено предложение о создании Совета. На X секретариате съезда, состоявшемся в июне 2011 г. в Астане, была утверждена «Концепция Совета религиозных лидеров».

30-31 мая 2013 г. в Астане состоялся Четвертый съезд лидеров мировых и традиционных религий, прошедший под лозунгом «Мир и согласие как выбор человечества». На этот раз в съезде участвовали 85 делегаций из 40 стран мира: представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма, даосизма, синтоизма, индуизма, зороастризма, а также гости - представители государств, общественных и международных организаций. Впервые на съезде участвовала делегация от Русской православной церкви на самом высоком уровне, в работе Четвертого съезда принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В ходе подготовки форума членами секретариата были выдвинуты инициативы участников по самым актуальным и ключевым вопросам современности: роль религиозных лидеров; религия и молодежь; религия и женщина; религия и мультикультурализм. Данная идея впоследствии послужила формированию направлений работы по секциям: «Мир и согласие как выбор человечества»; «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития»; «Религия и мультикультурализм»; «Религия и женщина: духовные ценности и современные вызовы»; «Религия и молодежь».

Проведение четырех съездов лидеров мировых и традиционных религий показал, что религиозные лидеры смогут занять ведущие позиции в деле упрочения основ мира во всем мире.

Мир - потребность человечества, требующая приложения усилий для его установления, обеспечения его условий и защиты его достижений. И это совместный процесс, который не возлагается на одну конкретную сторону, а достигается лишь путем согласия и взаимопонимания, что требует от религиозных лидеров и религиозных институтов стремления стать посланниками мира и посредниками, которые пользуются доверием и авторитетом для решения спорных вопросов путем диалога. Важным представляется осознание того, что любовь к миру - это, прежде всего, терпение, уважение других религий. Необходимо относиться с пониманием к любым вероисповеданиям. Только на пути диалога и взаимного согласия различные народы и культуры смогут достичь мира. Президент и народ Казахстана преуспели в этом, успехи нашей страны в обеспечении межконфессионального согласия и терпимости - это пример для всего мира. Различия между религиями не так важны, как взаимопонимание и толерантность, умение «разбивать» межконфессиональные барьеры и преодолевать вызовы мультикультурного мира. Именно такую возможность нам предоставляет форум в Астане, где президент Казахстана Нурсултан Назарбаев создал «новую ООН», объединившую не только народы, но и религии, культуры и общества с различными идеологией и мировоззрением, видящих построение мира через диалог.

Сегодня Казахстан сводит воедино группы из различных этносов, чтобы обеспечить конструктивный диалог. Мы живем в сложные времена - бедность, голод, болезни, конфликты и другие глобальные угрозы требуют международного ответа. Помочь решить эти проблемы в силах религиозных лидеров, которые могут объединиться для того, чтобы продемонстрировать силу в разнообразии, вне зависимости от того, какой веры придерживается человек.

Религиозные лидеры высоко оценили позицию Казахстана, как одной из развитых и преуспевающих стран мира. Большую поддержку получили инициативы съезда по созданию Совета религиозных лидеров, по улучшению религиозной ситуации в стране и в мире в целом.

Международное сообщество осознает важность общечеловеческих ценностей. Любое единство и взаимопонимание берет свое

начало с диалога. Следовательно, основная сущность и межрелигиозного диалога, и диалога между цивилизациями именно в этом.

Вклад в развитие межрелигиозного диалога повысил авторитет нашей страны в сообществе наций, в глобальных структурах. Казахстан стал узнаваем своими добрыми начинаниями. Сегодня эта страна с бурно развивающейся экономикой и обществом, сплоченным на основе взаимопонимания и взаимного уважения. В современных реалиях всемирной глобализации встреча лидеров мировых и традиционных религий открывает широкие перспективы и возможности для взаимного сотрудничества, способствует преодолению насилия, религиозного фанатизма, экстремизма и терроризма.

Наша республика исконно является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями - исламом, христианством и буддизмом. Казахстан по праву называют «перекрестком цивилизаций». Веками здесь вместе жили и трудились представители разных народов и этносов. Здесь складывались прочные культурные и хозяйственные связи, способствовавшие взаимному обогащению и процветанию. И это колоссальное богатство народ страны стремится сохранить и передать потомкам.

Природа и дух казахстанского народа

На протяжении веков казахский народ отличался веротерпимостью и толерантностью. Унаследованное из культурно-этических традиций казахов терпимое отношение к духовной жизни представителей других этносов, соседствующих на одной земле, является хорошей основой для сохранения гражданского мира в настоящем и будущем. Особенно наглядно отражаются идеи толерантности и духовного согласия в философских трудах таких казахских мыслителей, как Баласагуни, Х.А. Яссауи, аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Машхур-Жусупа Копеева, Магжана Жумабаева, Ибрая Алтынсарина, русских деятелей - А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А. П. Чехова.

И вот сейчас, оставляя в прошлом пережитые годы, можно с уверенностью сказать, что все положительные перемены, произошедшие в стране, успешно состоялись благодаря межэтническому спокойствию и гармонии всего народа Казахстана. Мир и покой вошли в каждый дом. Сейчас, когда весь мир обеспокоен событиями в Египте, Сирии, еще раз убеждаешься в мудрости и даль-

новидности Нурсултана Назарбаева, который утверждает, что тренды единства и многообразия при наличии ясной государственной стратегии и доброй воли не противоречат, а дополняют друг друга. И мы в этом уже убедились. Наша страна является неким противовесом розням и разногласиям. Казахстан всему миру демонстрирует образец дружбы и согласия. В своей книге «Критическое десятилетие» Нурсултан Абишевич Назарбаев пишет: «Казахстан является светским государством не только формально, но и фактически - по самой природе и духу всего казахстанского народа, сознание которого формируется на исторической веротерпимости».

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

Алексей Малашенко,

доктор исторических наук,

член научного совета Московского центра Карнеги ТУРКМЕНИЯ: БЫЛА ЛИ ОТТЕПЕЛЬ?

По сравнению с остальными странами Центральной Азии специфика Туркмении состоит в следующем. Во-первых, туркменское общество наиболее традиционно. Несмотря на высокую степень урбанизации (в Ашхабаде проживает 800 тыс. человек, еще в нескольких городах - свыше 200 тыс., а все население страны составляет примерно 5 млн.) и создание в советскую эпоху современных промышленных отраслей - газовой, строительной, текстильной, а также современной по меркам 1970-х годов системы образования, в Туркмении сохранились деление на племена, соответствующая иерархия, а также своего рода племенное «разделение труда». Например, высшие государственные посты занимают представители крупнейшего и влиятельнейшего племени ахалтеке (к нему принадлежал первый и принадлежит второй президент страны).

Разумеется, нельзя абсолютизировать племенную структуру. Первый президент Туркмении Сапармурат Ниязов обязан возвышением не только племенной принадлежности, но и работе в партийном аппарате, в том числе в ЦК КПСС. Однако он никогда не забывал свою родовую принадлежность, тем более что ахалтекинцы всегда были самыми многочисленными и могущественными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.