Научная статья на тему 'Отношение к религии как отражение мировоззренческого выбора молодежи (на примере курсантов Омской академии МВД России)'

Отношение к религии как отражение мировоззренческого выбора молодежи (на примере курсантов Омской академии МВД России) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
313
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировоззренческий выбор молодежи / социологическое исследование / Отношение к религии / Религиозность / верующие / критерии религиозности / the youth's choice of outlook / Sociological research / attitude to religion / Religiosity / believers / religiosity criteria

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Морозов Андрей Анатольевич

В статье предлагается новая познавательная схема в исследовании мировоззренческого выбора молодого поколения. Она использована в проведении социологического опроса среди курсантов первого курса Омской академии МВД России. Сопоставляются полученные выводы с результатами общероссийских опросов по данной тематике. Автор обозначает практическую значимость исследований данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes a new cognitive scheme in the investigation of the choice of outlook of the younger generation. It was used in an opinion poll among the first-year cadets of the Omsk Academy of MIA of Russia. The received data are compared to the results of all-Russia polls on the same topic. The author demonstrates the practical significance of researching this trend.

Текст научной работы на тему «Отношение к религии как отражение мировоззренческого выбора молодежи (на примере курсантов Омской академии МВД России)»

Научный инструментарий

УДК 316 © А. А. Морозов, 2009

Отношение к религии как отражение мировоззренческого выбора молодежи (на примере курсантов Омской академии МВД России)

А. А. Морозов *

В статье предлагается новая познавательная схема в исследовании мировоззренческого выбора молодого поколения. Она использована в проведении социологического опроса среди курсантов первого курса Омской академии МВД России. Сопоставляются полученные выводы с результатами общероссийских опросов по данной тематике. Автор обозначает практическую значимость исследований данного направления.

Ключевые слова: мировоззренческий выбор молодежи, социологическое исследование, отношение к религии, религиозность, верующие, критерии религиозности.

Не так давно в некоторых европейских городах развернулось, к счастью, мирное противостояние между сторонниками религиозного и секулярного миропонимания . В один прекрасный день на пассажирских автобусах вместо рекламы появился слоган: «Бога нет! Радуйся жизни» . Акция была инициирована частным лицом и оплачена из средств, собранных частным порядком Но она не осталась без ответа Ряд религиозных организаций разместили тоже на автобусах противоположные высказывания: «Бог есть! Живи спокойно» . Эти события не имели каких-либо серьезных последствий (если не считать таковыми отказ некоторых водителей садиться за руль автобусов с подобными идеологическими лозунгами), однако в очередной раз продемонстрировали реально существующие в современном обществе мировоззренческие противоречия Но более важно, пожалуй, проявление заинтересованности общественности в обсуждении мировоззренческих вопросов

Международное законодательство в области прав человека гарантирует свободу совести в ряду других прав и свобод человека В национальных правовых системах, в том числе и в России, также закрепляется право иметь любые убеждения религиозного

или нерелигиозного характера, открыто их высказывать и распространять, жить в соответствии с ними . Мировоззренческий выбор объявляется прерогативой личности . Однако сама возможность выбора всегда была сложной философской проблемой, которая в развитии мысли имела разные решения . В современном культурном контексте о свободе выбора можно, вслед за В Виндельбандом, сказать, что «она является действительно существующей способностью человека, которая может быть ограничена и сужена в разных направлениях, но которой человек все же обладает» 1 . Признавая приватный характер выбора индивида, мы можем предполагать его всеобщие последствия В обществе формируется определенное соотношение различных индивидуальных позиций, которое образует интегральные характеристики того или иного социума . Количественные и качественные значения этих характеристик стали предметом изучения в современном гуманитарном знании . Наиболее значимые результаты исследования мировоззренческих предпочтений современного человека были получены в рамках социологии религии Вместе с тем необходимо оговориться, что значимость состоит лишь в четкости постановки вопро-

* В нашем журнале публикуется впервые .

сов, но никак не в определенности и однозначности полученных ответов .

Особое место занимает изучение мировоззренческих и ценностных предпочтений молодежи . Обоснованием здесь выступает востребованность результатов и для создания теоретических описаний социокультурных процессов, и для выявления тенденций развития общественного сознания, и для практических выводов, в том числе в области законотворчества и правоприменения. Молодежь как объект изучения привлекает исследователей и по своим специфическим характеристикам. Во-первых, молодые люди находятся в процессе становления мировоззренческих позиций Во-вторых, они являются заинтересованными в вопросах мировоззрения В-третьих, они оказываются наиболее отзывчивыми к современным духовным процессам

В большинстве исследований выясняется наличие или отсутствие религиозных представлений и установок в сознании и их влияние на поведение 2. Особое внимание уделяется социокультурным факторам, которые обусловливают сложившееся положение дел

В январе-феврале 2009 г. кафедрой философии и политологии Омской академии МВД России было проведено социологическое исследование «Отношение к религии курсантов Омской академии МВД России». Это только пробное исследование, в основу которого положена новая познавательная схема Отношение к религии понимается нами как целостный образ, включающий рациональные и эмоциональные оценки религии в качестве явления современной социокультурной действительности В предлагаемой познавательной конструкции «отношение к религии» можно выделить четыре элемента: состояние знаний о религии, наличие религиозных элементов в мировоззрении, оценку характера влияния религии на личность, осознание места религии в современной социокультурной реальности . Комплексное описание этих элементов позволит, мы надеемся, проводить анализ как отдельных проблем существования религии в современном обществе, так и положения религии в целом

Исследование проводилось в форме анкетирования . В нем приняли участие курсанты первого курса, обучающиеся по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция» (М = 179). Таким образом, большинство респондентов — это юноши и девушки 17-18 лет, недавно окончившие школу Они представляют различные сибирские регионы. Среди опрошенных нужно отметить небольшое преобладание юношей .

В соответствии с предложенной исследовательской схемой в анкете было четыре блока вопросов: а) о знаниях; б) о мировоззрении; в) о влиянии рели-

гии на личность; г) о значении религии в социокультурной действительности.

Вопросы о знаниях показали невысокий уровень информированности молодых людей о религии . Было задано семь вопросов, из которых только три были открытыми . При несложности предложенных вопросов (мы исходили из содержания школьной программы) лишь 10% респондентов смогли правильно ответить на все поставленные вопросы

В ответах на открытый вопрос: «Какие религии вам известны?» — было перечислено только восемь религий во всех анкетах, хотя было предложено написать не более десяти названий

В более чем 90% анкет были названы буддизм, христианство, ислам. Однако следует учитывать наличие сочетаний «ислам и мусульманство», «православие, католицизм, христианство» в одной анкете . Часто встречается искажение названий религий . В частности, христианство неоднократно было названо «крестьянством» и «хрестьянством»

На вопрос: «Какие религии называют мировыми?» — правильно смогли ответить 46,9% респондентов

Половина опрошенных не знает, какому событию посвящена христианская Пасха, но в то же время 82% заявили, что отмечают этот праздник . Конечно, можно сказать, что никто не обязан знать значение конфессиональных праздников Однако в последние годы празднование Пасхи широко освещается в средствах массовой информации Нужно проявить действительную незаинтересованность, чтобы ничего не узнать по этому поводу.

Закрытые вопросы тоже вызвали сложности: правильно указали направления ислама — 46,9% опрошенных, признаки анимизма — 21,8 и основателя буддизма — 11,7% . Причем закрытые вопросы имели по три реальных варианта выбора, а четвертый — «затрудняюсь ответить»

Таким образом, уровень знаний о религиозной сфере оказался низким Конечно, можно рассуждать о проблемах школьной подготовки, информационной стратегии развития, но выявленный факт от этого не меняется Полученные результаты не были случайными, что подтвердилось на занятиях по дисциплине «Религиоведение», которые проводил автор уже после опроса

Вопросы о мировоззрении должны были выявить наличие или отсутствие религиозного выбора В нашей анкете было предложено указать мировоззренческую группу, к которой относит себя респондент Результаты оказались следующие: верующие в Бога — 67,6%, верующие в сверхъестественные силы — 8,4, атеисты — 2,8, безразличные как к религии, так и к атеизму — 6,1, затруднились ответить — 15,1% респондентов. Таким образом, при дихотоми-

ческом делении мы получим верующих — 76%, неверующих — 24%. В целом подобные результаты не противоречат результатам других исследований — региональных и общероссийских В частности, К Каа-риайнен и Д . Е . Фурман приводят следующие цифры распределения участников общероссийского опроса в 2005 г. : верующие — 53%, колеблющиеся — 24, неверующие — 14, атеисты — 6% 3 . По данным опросов, проводимых Исследовательским центром «Религия в современном обществе, в 2002 г отнесли себя к верующим в Бога — 45%, колеблющимся между верой и неверием — 26, к верующим в сверхъестественные силы — 7, к безразлично относящимся к вере и неверию — 8, неверующим — 14% респондентов 4 . Можно предположить, что различие результатов во многом объясняется отсутствием в нашей анкете варианта «колеблющиеся» При наличии этой позиции возможно предположить, что значительная часть и наших респондентов отнесла бы себя как раз к ней

Полученные количественные характеристики ставят перед нами целый ряд вопросов Во-первых, насколько критерий самоидентификации отражает реальный мировоззренческий выбор опрошенных По нашему мнению, самозачисление в группу верующих можно считать минимумом присутствия религиозных элементов в сознании современного молодого человека . Во-вторых, каковы критерии, которые позволили бы определить верующего в строгом смысле слова В социологической литературе не существует единства по этому вопросу Сформировались две основные позиции: радикальная (категоричная) и умеренная (снисходительная)

Так, уже упоминаемые К Каариайнен и Д Е Фурман среди всех верующих по самоидентификации выделяют 8,8% традиционных верующих, которых собственно и можно серьезно отнести к группе верующих. С ними полностью соглашается Л . А. Андреева, отмечающая, что по ряду параметров (посещение храмов, участие в обрядах и богослужениях, соблюдение постов и т д ) российская религиозность находится на еще более низком уровне, чем в секу-лярной, «постхристианской» Европе 5 . Они доказывают, что настоящие верующие — это люди, включенные в определенную конфессиональную традицию, соблюдающие все церковные предписания, хорошо знающие основные положения соответствующего вероучения, не подверженные никаким суевериям По их мнению, современный человек, включенный в активную общественную жизнь, демонстрирует свою религиозность лишь как показатель своей респектабельности Соответственно, традиционные верующие «как были, так и остались гендерной группой социальных аутсайдеров» 6 Вероятно, речь идет о тех людях, которые ничем, кроме посещения церкви, не занимаются Это, несомненно, ради-

кальный взгляд на проблему По таким строгим критериям найти настоящих верующих было бы трудно даже во многих традиционных обществах Кроме того, исследователи не выявляют таких значимых и эмпирически фиксируемых в современной социокультурной ситуации феноменов, как внеконфессио-нальная и неиституциональная религиозность Причем последняя не исключает признания четких конфессиональных предпочтений Речь идет о тех людях, которые признают себя верующими, но считают, что вера не обязательно сопряжена с посещением церкви, общением с единоверцами, выполнением обрядов Религиозность этих людей может иметь характер интеллектуального увлечения, но в то же время потенциально содержать возможность глубокого религиозного опыта

И. Г. Каргина пытается разъяснить противоречие между большими показателями самоидентификации людей в качестве верующих и низкой религиозной активностью Она рассматривает группу верующих-христиан, к которой, по ее данным, относят себя 60% россиян . На вопрос: «Почему часть верующих не пришла в церковь вообще?» — были получены интересные в контексте нашего разговора ответы. Значительная часть опрошенных (38%) заявила, что «в этом нет необходимости, можно быть верующим и вне церкви» Каждый четвертый отметил фальшь и неискренность происходящего в церкви Почти такое же количество говорит о недоверии церковным организациям, в деятельности которых много политики и т . п . 7 Очевидно, люди, дающие подобные ответы, не попадают в группу «традиционных» верующих Однако есть ли основания исключать их совсем из числа верующих, или мы можем говорить о трансформации религиозности современного человека? Тем более необходимо учитывать, что многие люди сформировались вне прямого влияния религии на становлении их личности, а это создает определенные внутренние барьеры к проявлению активной религиозности В частности, по данным того же опроса, почти каждый пятый респондент сказал о том, что непонятен смысл происходящего на богослужении 8 Еще 8% просто не думали об этом Все это позволяет религиозным организациям рассматривать таких «нетрадиционных» верующих в качестве потенциальных прихожан, а многим поборникам секуляризации говорить о «несерьезности» религиозных предпочтений большинства наших современников Умеренная позиция заключается в признании разных уровней включения человека в религиозную жизнь: от простого ощущения присутствия неких высших начал (не всегда ясно осознаваемых) до четкого следования всем конфессиональным канонам Ю. Ю. Синелина не соглашается с позицией «радика-

лов», исключающих из числа верующих православных христиан тех, кто четко не следует всем церковным предписаниям, не разбирается в догматике, редко посещает храм и совершает молитву, почти не читает Библию и, более того, разделяет многие суеверия По ее мнению, «идентифицировать людей в качестве неправославных, если они считают себя православными, вследствие того, что не все у них соответствует церковным канонам, неправомерно» 9 Она указывает на объективные и субъективные факторы, определяющие состояние религиозности современного верующего Во-первых, и традиционная вера православных людей была в большей мере основана на религиозных чувствах, чем на знании о своей религии Во-вторых, была прервана традиция религиозного воспитания и соответствующего образа жизни В-третьих, христианская догматика достаточно сложна сама по себе, чтобы простой верующий мог самостоятельно в ней разобраться В-четвертых, признание магии, целительства, спиритизма, колдовства вовсе не свидетельствует об эклектичном или языческом характере веры Аргументы, приводимые Ю Ю Синелиной, достаточно весомы и заставляют серьезно переосмыслить вопрос о состоянии религиозности современного россиянина

Вместе с тем не следует абсолютизировать критерий самоидентификации По многим опросам, доля респондентов, заявивших о своей конфессиональной принадлежности (в частности, православной), оказывается существенно выше удельного веса верующих в Бога 10 . Сегодня существуют культурные и этнические основания конфессионального самоопределения . Человек может считать себя православным в силу того, что он русский, и мусульманином, потому что он узбек Однако, по нашему мнению, подобные основания вряд ли являются достаточными для определения религиозной принадлежности Даже умеренная позиция должна включать критерии, которые позволили бы провести границу между верующим и неверующим, между православным и неправославным Очевидно, что, например, быть православным или мусульманином, не веря при этом в Бога, невозможно.

Но вернемся к нашему опросу Третья группа вопросов связана с влиянием религии на личность Этот показатель имеет сложную структуру Он включает, во-первых, оценку характера влияния религии на развитие личности, во-вторых, присутствие религиозных элементов в системе ценностных предпочтений самих опрашиваемых В нашей анкете была представлена только первая составляющая Вопросы, отражающие эту позицию, показали в целом позитивную оценку влияния религии на личность Более 81% курсантов считает, что религия делает человека более нравственным и ответственным Не со-

гласились с утверждением «Религия лишает человека свободы» 70,4% . Но в то же время только 41,9% не разделили утверждение «Религия — опиум для народа» Следовательно, согласились с первым утверждением 15,6%, а со вторым — 28,5%. Такое несоответствие говорит о необходимости более детальной проработки данной проблематики

В эмоциональном плане восприятие религиозных людей нашими респондентами в основном имеет положительную окраску В частности, религиозный человек вызывает доверие у 35,2% опрашиваемых, такую же реакцию, как и нерелигиозные люди, — у 44,1%. Варианты «подозрение», «недоумение», «удивление» в совокупности набрали только 8,3%

Определение религиозной составляющей в ценностном наборе молодого поколения проводилось в ряде современных исследований Выявляя ценностные предпочтения молодежи, некоторые авторы говорят о том, что заявление о религиозных установках и ценностях есть не что иное, как следование моде на религию 11. Эта популярная сегодня мысль плохо подтверждается при рассмотрении реальных фактов Мода главным образом принадлежит сфере массовой культуры . В молодежных периодических изданиях, телевизионных передачах, музыкальных каналах, Интернете трудно найти следы подобной моды Религия, конечно, присутствует как объект обсуждения, но в этом случае она, как правило, остается чем-то внешним, не имеющим отношения к ценностному выбору Не подтвердило преимущественное влияние моды на возрастание роли религии и наше исследование Рост религиозности россиян и влияния религии в современном обществе объяснили временной навязываемой модой только 10,5% наших респондентов На обусловленность этого роста возвратом к традиционным национальным ценностям указали 50,8% курсантов, еще 35,2% оценивают обращение к религии в качестве средства преодоления насущных проблем.

Таким образом, можно говорить о взвешенном, серьезном отношении молодежи к религии Религиозные ценности соотносятся с наиболее важными сегментами жизни Но они являются ценностями второго порядка хотя бы в силу того, что процесс социализации происходит преимущественно посредством приобщения личности к светской культуре Религия же присутствует как историко-культурное явление Мы можем согласиться с утверждением С. Д . Лебедева, что «светская культура может рассматриваться как социокультурная константа современности» 12 . В процессе взросления человек усваивает, прежде всего, нерелигиозную картину мира, и вполне естественно, что религиозное влияние имеет часто случайный и неустойчивый характер И даже то, что 54,2% наших респондентов назвали свои семьи рели-

гиозными, не убеждает нас в обратном Невозможно представить, что в более чем половине российских семей дети получают религиозное воспитание

Четвертая составляющая нашего опроса касается оценки роли религии как фактора общественного и культурного развития В ответах на вопрос о роли православия, ислама, буддизма, иудаизма в становлении отечественной культуры бесспорное преобладание получили позитивные оценки: внесли существенный вклад в становлении национальных культур — 54,2%, были основой для становления национальных культур — 38,5% И только 2,8% респондентов указали, что эти религии тормозили развитие страны Всего 4,5% курсантов согласились с тем, что религии не сыграли сколько-нибудь значимой роли в национальной культуре

Позитивная ретроспективная оценка религии вполне согласуется с приятием общественной активности религиозных объединений Для большинства оказывается вполне приемлемым активное участие религиозных объединений в общественных процессах. Так, 81,5% курсантов допускает сотрудничество государства и религиозных организаций по разным вопросам жизни общества По мнению 84,3% респондентов, религиозные объединения должны участвовать в решении проблем современного общества, но при этом 57,5% опрошенных говорят о необходимости контроля их деятельности со стороны государственных и муниципальных органов власти .

Признают допустимым изучение религии в государственных и муниципальных учебных заведениях 73,2% курсантов До опроса было разъяснено различие между изучением и обучением религии .

Все это создает благоприятные условия для деятельности религиозных объединений Уровень доверия к ним, как свидетельствуют общероссийские опросы, достаточно высок Это, в свою очередь, ставит перед государством серьезные проблемы, связанные с реализацией принципов светского государства: отделение религиозных объединений от государства, равенство их перед законом, сохранение светского характера образования, защита свободы совести Но это тема отдельного разговора

Проведенное исследование не только показало большой познавательный потенциал предложенной нами четырехчастной схемы изучения отношения к религии, но и продемонстрировало необходимость ее серьезной методической проработки

Выявленный нами высокий показатель само-зачисления курсантов в группу верующих ставит больше вопросов, чем дает реальных ответов Однако он свидетельствует, по крайней мере, о минимальном присутствии религиозных элементов в сознании опрошенных

Несомненно, можно говорить о внутренней заинтересованности молодых людей в вопросах религии Эта заинтересованность носит как познавательный, так и мировоззренческий характер В современных социокультурных условиях вопрос о количестве верующих, и в частности православных христиан, отражает далеко не праздное любопытство Он имеет принципиальное значение не только для теоретических построений и выводов, но и для оценки общественной практики Обоснование различных инициатив религиозных организаций, установление религиозных праздников в качестве официальных выходных дней, введение факультативных курсов религиозного содержания происходят в значительной мере именно на основе этих цифр

Позитивные оценки роли религии в жизни личности и общества соседствуют с низкой информированностью о религиозной сфере в целом Это говорит о необходимости обеспечения молодого поколения систематическими знаниями о религии и атеизме Этому служат религиоведческие курсы, о необходимости которых говорится на различных научных конференциях К сожалению, учебная дисциплина «Религиоведение» преподается не на всех специальностях и далеко не во всех вузах

1 Виндельбанд В. О свободе воли // Избранное: Дух и история . М. , 1995. С. 573-574.

2 Журавлева И. В., Пейкова З. И. Религиозность российских и финских подростков // Социологические исследования . 1998. № 10 .С. 136-142; Лебедев С. Д. Отношение учащейся молодежи к религии как фактор воспроизводства религиозности // Там же . 2007. № 7. С . 87-97; Юдин В. В. Религиозность молодежи (по материалам исследований в Могилевской области) // Там же . 2006. № 5 . С. 137-139.

3 Каариайнен К., Фурман Д. Е. Религиозность в России на рубеже ХХ-ХХ1 столетий // Общественные науки и современность 2007 № 2 С 81

4 Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки . Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России М , 2005 С 398

5 Андреева Л. А. Процесс рехристианизации в секуляризованном российском обществе // Социологические исследования 2008 № 8 С 70

6 Каариайнен К., Фурман Д. Е. Указ . соч . С. 86 .

7 Каргина И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования 2004 № 1 . С. 46-47.

8 Там же С 47

9 Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования 2001 № 7 С. 96 .

10 Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Там же С. 69.

11 Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Там же 2008 № 2

12 Лебедев С. Д. Указ соч С 89

Теоретика

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.