Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Религиозная ситуация в российских регионах» (Омск, Омская академия МВД России, 10 октября 2008 г.): аналитический обзор'

Всероссийская научно-практическая конференция «Религиозная ситуация в российских регионах» (Омск, Омская академия МВД России, 10 октября 2008 г.): аналитический обзор Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Морозов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Религиозная ситуация в российских регионах» (Омск, Омская академия МВД России, 10 октября 2008 г.): аналитический обзор»

всероссийская научно-практическая конференция «Религиозная ситуация в российских регионах» (Омск, Омская академия МвД России, 10 октября 2008 г.): аналитический обзор

Мы живем в мире, в котором утверждаются абсолютно разные мировоззренческие системы. Среди них значимое место занимает религия. Сосуществование многих религиозных и нерелигиозных жизненных позиций не может не порождать множества проблем, решение которых является чрезвычайно трудным делом. Научное сообщество осуществляет постоянный поиск путей разрешения противоречий, возникающих в современных условиях. Именно в ряду этих поисков необходимо оценивать прошедшую недавно конференцию. Ее участники представляли многие регионы России от Благовещенска до Орла. С докладами и сообщениями выступили ученые из Омска, Нижнего Новгорода, Уфы, Тюмени, Красноярска.

Конференцию открыл председатель оргкомитета, заместитель начальника Омской академии МВД России по научной работе доктор юридических наук, профессор В. В. Векленко. Он поприветствовал участников и отметил важность подобных встреч, указал на многообразие научных и практических проблем, возникающих в связи с функционированием религии в современном российском обществе. По его словам, прошло время лозунгов и деклараций при обсуждении острых вопросов, связанных с оценкой роли религии в современном мире. Наступил момент для вдумчивого и спокойного разговора, который позволит отыскать реальные пути решения существующих в этой области проблем.

Первым на пленарном заседании стал доклад кандидата исторических наук старшего преподавателя кафедры философии и политологии Омской академии МВД России А. А. Морозова «Религия в секулярном мире», в нем были обозначены проблемы, которые получили дальнейшее обсуждение в ходе работы конференции. Докладчик обратил внимание на то, что нельзя смешивать понятия «светский» и «секулярный». В секулярном обществе религия вытесняется на периферию социальной жизни, становится частным делом верующих. Светское общество основано на признании равнозначности религиозных и нерелигиозных убеждений, допускает участие религиозных объединений в решении общих проблем. В секулярном обществе происходит активное наступление на религию «по всем фронтам», тогда как светское общество строится на взаимном признании различных мировоззренческих систем. Сложность решения проблем

существования религии в современном обществе обусловлена поляризацией мировоззренческих позиций, противостоянием религиозного и секуляр-ного фундаментализма.

Чрезвычайно интересным получилось выступление доктора философских наук, профессора Л. И. Григорьевой (Красноярск). Рассказывая о религиозной ситуации в Красноярском крае, она выдвинула ряд положений методологического характера. Во-первых, она указала на проблему определения понятия «религиозная ситуация». Необходимо четкое понимание его содержания: или мы оцениваем функционирование религии как социального института, или же религия, прежде всего, состояние самосознания людей, проявленность религиозного опыта. В зависимости от выбранных критериев мы получим соответствующие результаты. Во-вторых, исследуя спектр религиозных объединений, присутствующих в отдельных регионах, нужно помнить, что учет зарегистрированных религиозных организаций и выявление реально существующих объединений дают кардинально отличающиеся показатели. В-третьих, при определении религиозности отдельных социальных групп и анализе многообразия религиозных объединений мы должны учитывать, что распространено использование религии в корыстных целях. И наконец, при поиске решения отдельных проблем необходима четкая концепция того, что мы хотим видеть в религиозной сфере российского общества.

В докладе «Религия как самоидентификаци-онная и негэнтропийная сила культуры в эпоху глобализации» доктор философских наук, профессор К. А. Даллакян (Уфа) представляет религию как силу, препятствующую унификации культур в эпоху глобализации. В мире, где все, включая самого человека, превращается в товар, религия способствует самосохранению культуры. Она препятствует также технизации культуры и роботизации человека. Современная цивилизация порождает виртуальную реальность, которая становится альтернативной сферой существования множества людей. Этот уход от действительности К. А. Даллакян приравнивает к пристрастию к наркотикам. Религия же, по его мнению, противостоит и тому и другому через подлинное духовное развитие человека.

Сообщение кандидата философских наук, доцента О. К. Шиманской (Нижний Новгород) было

Хронотоп

71

посвящено особенностям миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Ученым было указано на создание в России системы православного образования и воспитания. Церковь развернула активную деятельность среди детей и молодежи, имеющую миссионерский характер. Относительно миссионерства в самой Русской Православной Церкви существуют две позиции: традиционная умеренная и «агрессивное миссионерство». Но в любом случае, по мнению докладчика, возрастающая активность церкви вызывает недоверие к ней со стороны значительного числа россиян. Этому способствует во многом неоправданное сближение церковной иерархии с государственными органами.

Поднятая О. К. Шиманской проблема проникновения религии в школу обсуждалась на конференции неоднократно. Большинство участников согласились, что религия должна оставаться вне государственной школы. В частности, муфтий г. Красноярска Г. Т. Фактуллин выразил мнение, что никакая религия не должна приходить в общеобразовательную школу, так как это будет разделять детей, что в перспективе приведет общество к возрастанию напряженности и конфликтности. Продолжая выступление, Г. Т. Фактуллин рассказал о процессах, происходящих в сибирском исламском сообществе. Отдельно он остановился на стереотипах, которые получили закрепление в общественном сознании относительно ислама. В первую очередь, речь идет о признании агрессивного характера мусульманской религии. Выступающий настаивал на том, что имеет место искажение реального образа ислама. Его поддержал доктор философских наук, профессор Р. Ю. Рахматуллин (Уфа), который обратил внимание собравшихся на неблагоприятный облик

ислама, создаваемый средствами массовой информации. Причем он выдвинул предположение о целенаправленной работе в данном направлении.

На конференции были выступления, предлагавшие анализ религиозной ситуации в отдельном регионе. С подобным докладом выступила доктор философских наук, профессор начальник кафедры философии и политологии Омской академии МВД России Л. В. Денисова. Представление о религиозной жизни современной России, по ее словам, можно получить, сопоставляя различные характеристики. Среди мотивов, лежащих в основе религиозных предпочтений, особое место занимает этническая самоидентификация человека. Отнесение себя к той или иной религии часто означает утверждение себя как русского или татарина. Л. В. Денисова проследила динамику регистрации религиозных объединений в Омской области за период с 1998 г. по 2008 г., в которой отмечается несколько устойчивых тенденций. В частности, устойчивый рост демонстрирует число религиозных организаций, принадлежащих Омско-Тарской Епархии РПЦ, что, по мнению докладчика, служит признаком стабильного и интенсивного укрепления позиций РПЦ. Устойчивый рост в регионе также демонстрирует ислам. Отмечается снижение активности протестантских конфессий и новых религиозных движений.

В целом, прошедшую конференцию можно считать конструктивным разговором, в ходе которого были обсуждены важные проблемы существования религии в современном российском обществе. К началу конференции был выпущен сборник тезисов докладов и сообщений *.

Кандидат исторических наук А. А. Морозов

* См.: Религиозная ситуация в российских регионах: тезисы докладов и сообщений всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 10 октября 2008 г.). — Омск, 2008. — 84 с.

72 Научный вестник омской академии мВД россии № 1(32), 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.