УДК 339.924(470:4)
Присоединение России ко Всемирной торговой организации (ВТО) является эффективным инструментом ее дальнейшей интеграции в мировую глобализированную экономику. Однако вступление России в данную международную организацию может негативно сказаться на деятельности ряда предприятий и отраслей российской экономики. В связи с этим необходима разработка методики оценки их готовности к деятельности в условиях ВТО, которая реально может быть применена на практике для определения мер по повышению конкурентоспособности экономических субъектов. Это предопределило цель научного исследования. В работе обоснована авторская оценка целесообразности присоединения России к ВТО, предложены методологические подходы к оценке готовности субъектов РФ к функционированию в новых экономических условиях, базирующиеся на алгоритме выбора соответствующей системы показателей и организации по ней мониторинга предприятий, что позволяет вырабатывать эффективные управленческие решения для минимизации негативных последствий присоединения России к ВТО. Результатом исследования стало обоснование того, что хотя задача определения стартовых позиций субъектов Российской Федерации перед грядущим вступлением в ВТО и возможных последствий от такого шага достаточно сложна и трудоемка, но решить ее теоретически и практически возможно.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, интеграция, мировая экономика, внешнеэкономическая деятельность, экспорт, импорт, иностранные инвестиции, субъект Российской Федерации.
Всемирная торговая организация, являясь важнейшим институтом, обеспечивающим организационно-правовую основу развития международной торговли, обусловливает углубление международной экономической интеграции. Для стран, не входящих в ВТО, присоединение к ней становится эффективным инструментом их дальнейшей интеграции в мировую экономику.
В настоящее время в эту международную организацию входит большая часть стран мира (153 государства), в рамках ВТО осуществ-
А. Ф. Линецкий
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЕЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
ляется 96 % объема международной торговли. За всю историю существования ВТО/ГАТТ ни одна из стран-членов, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ее состава, а не участвующие в деятельности организации страны стремятся в нее вступить [6]. Все это уже само по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению.
Российская Федерация, вступая в ВТО, получает дополнительную возможность усилить свою интегрированность в мирохозяйственные связи. Без присоединения к ВТО Россия не сможет успешно продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды.
Внешняя торговля России в постсоветский период демонстрирует достаточно стабильный рост, что свидетельствует об углублении интеграции ее экономики в мирохозяйственные связи. Исключением является лишь кризисный 2009 г. (табл. 1).
Таблица 1
Внешняя торговля России в 1995—2010 гг. [5], млрд дол. США
Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Внешнеторговый оборот, всего 145,0 149,9 155,6 168,3 212,0 280,6 369,2 468,6 578,2 763,5 495,2 625,4
Экспорт 78,2 103,1 101,9 107,3 133,7 181,6 241,5 301,2 351,9 467,6 301,7 396,4
Импорт 66,8 46,8 53,7 61,0 78,3 99,0 127,7 167,4 226,3 295,9 193,5 229,0
Сальдо торгового баланса 11,4 56,3 48,2 46,3 55,4 82,6 113,8 133,8 125,6 171,7 108,2 167,4
При этом в 2008 г. внешнеторговый оборот России, несмотря на начавшийся в конце года мировой финансовый кризис, продолжал расти и составил 763,5 млрд дол. США (рост по сравнению с 2007 г. на 32,0 %). Это обусловлено определенной инерционностью внешнеторговой деятельности. Оплата по реализуемым экспортно-импортным контрактам в период, когда начали проявляться кризисные процессы, могла быть произведена ранее, экспортная и импортная продукция соответственно у нас и за рубежом также могла быть произведена в докризисный период и т. д. Однако в 2009 г. негативные последствия кризиса отразились и на внешнеторговой деятельности, объемы которой сократились в сравнении с 2008 г. на 35,1 %. В 2010 г. рост объемов внешней торговли России возобновился.
В отличие от тенденций во внешней торговле, объем иностранных инвестиций в российскую экономику стал сокращаться в связи с кризисом уже в 2008 г. и продолжил снижаться в 2009-м. Однако в 2010 г. негативные тенденции были преодолены (рис. 1).
«#»
Млрд дол. США
тсптсптооооооооооо
1-Ч1-|1-|1-|1-|СЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧ
Рис. 1. Динамика иностранных инвестиций в экономику России в 1995 —2010 гг. [4], млрд дол. США
На конец 2010 г. общий объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял 300,1 млрд дол. США, что на 12 % превысило уровень 2009 г. По данному показателю Россия находится на 17-м месте в мире. Из всего объема накопленных иностранных инвестиций в российской экономике на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, приходилось 58,3 %; прямые инвестиции — 38,7 %; портфельные — 3,0 %.
Проанонсированное руководством страны вступление России в ВТО в 2011 г. обусловливает необходимость оценки последствий присоединения и выработки краткосрочных и долгосрочных подготовительных мер. Вместе с тем, как показывает практика, расчет политических, экономических и иных последствий присоединения России к ВТО объективно сложен. Это подтверждается и тем, что ни одна развитая страна в мире не имеет точного и полного экономического анализа всех потерь и выгод своего участия в ВТО. Имеющиеся формулы расчета ориентируются на теории сравнительных конкурентных преимуществ. Аргументы «за» и «против» присоединения России к ВТО приведены в таблице 2.
Таблица 2
Аргументы «за» и «против» присоединения России к ВТО [6]
Плюсы Минусы
Россия сможет принимать участие в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных текущих и стратегических интересов Россия будет лишена (ограничена) возможности принятия самостоятельных экономических решений, что может нанести непоправимый ущерб целым отраслям промышленности; не сможет автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО
Продолжение табл. 2
Плюсы Минусы
Россия получит лучшие условия доступа российской продукции на иностранные рынки России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, то есть установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5—7 лет до определенной величины. Необходимо будет принять обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий
Вступление в ВТО создаст более благоприятный климат для инвестиций в Россию и расширит возможности для российских инвесторов Банковская и страховая сфера деятельности России не выдержит конкуренции с ведущими иностранными компаниями. Россия не сможет включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке, применять максимальные или минимальные обязательные цены, предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю, ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам
Будут созданы условия для устранения дискриминации российских товаров и услуг на внешних рынках. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки, снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к системе разрешения споров ВТО и возможности принудительного исполнения решений Россия не сможет дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая налогообложение и предложение к продаже, рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.; дискриминировать товары, услуги и их поставщиков из одних стран по сравнению с товарами, услугами и их поставщиками из других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе); увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор); дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой; применять экспортные субсидии в любых формах
ВТО предоставляет возможность получения РФ компенсаций за ущерб, нанесенный в случае дальнейшего расширения Таможенного союза ЕС. Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ Россия не сможет ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям; ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениями; применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер; применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования
Окончание табл. 2
Плюсы Минусы
Участие России в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок ясным правилам, существенно сократит возможности лоббирования, так как она будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недис-криминации. Участие в ВТО предполагает стабильность законодательства, основанного на многосторонних нормах, что существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций и расширяет возможности для российских инвесторов. Будет приведено в соответствие с обязательствами России региональное законодательство России предстоит внести изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО. В частности, речь идет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, капиталовложений
Таким образом, последствия присоединения России к ВТО противоречивы и далеко не однозначны. Вместе с тем, по мнению автора, соотношение плюсов и минусов с учетом их удельного веса дает достаточные основания для целесообразности и необходимости такого шага.
Россия подала заявление о вступлении в ВТО/ГАТТ в 1993 г. и по продолжительности присоединения в настоящее время стала «лидером» среди всех стран мира. Однако проблема вступления РФ в ВТО кроется не столько в экономической, сколько в политической сфере. Гораздо менее экономически развитые страны Содружества Независимых Государств (СНГ) — Украина, Грузия, Киргизия, Молдова, Армения — в последние годы стали членами ВТО.
В отношениях между странами СНГ внешняя торговля по-прежнему занимает важнейшее место, и это экономически обоснованно. Опыт стран, входящих в Европейский союз, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными в них товарами послужило стимулом для развития экономики каждого государства.
Россия, стремящаяся сохранить свое влияние на постсоветском пространстве на долгие годы, заинтересована в том, чтобы не только нынешнее, но и будущие поколения политических лидеров, бизнес-элиты, интеллигенции, рядовых граждан стран-соседей и в буквальном, и в переносном смысле разговаривали с нами на одном языке. В то же время реальность постсоветского развития свидетельствует о снижении доли стран СНГ во внешней торговле России. За последние десятилетия она сократилась с 19,4 % в 1995 г. до 13,8 % в 2009-м и увеличилась в 2010 г. до 14,6 % (табл. 3).
Таблица 3
Страны СНГ во внешней торговле России в 1995—2010 гг. [5], млрд дол. США
Показатель 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Внешнеторговый оборот, всего 145,0 149,9 212,0 280,6 369,2 468,6 578,2 763,5 495,2 625,4
Со странами СНГ 96,8 25,4 33,6 47,2 51,6 64,7 82,6 106,3 68,5 91,3
Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России, % 19,4 16,9 15,8 16,8 13,4 13,8 14,3 13,9 13,8 14,6
Страны СНГ еще длительное время будут иметь весомую долю во внешнеэкономических связях России, поскольку некогда были элементами единого народно-хозяйственного комплекса. Геополитические интересы России также предполагают сохранение ее лидерства и партнерства в отношениях со странами СНГ. В пользу развития сотрудничества с ними говорит и то, что их цены, издержки, формы организации производства и прочие факторы весьма близки к российским. Более того, рынки стран СНГ имеют значительные возможности для их дополнительной производственной загрузки, кооперации, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.
Россия исторически призвана стать реальным объединительным центром того пространства, на котором столетиями формировалась ее государственность, отвергая притязания на подобную роль ведущих мировых стран. В этом историческом предназначении РФ и состоит ее шанс возрождения в качестве ведущей державы, занимающей соответствующее ее потенциалу место в глобализирующемся мире. В связи с этим присоединение России к ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ и упрочит ее позиции в отношениях с ближайшими соседями на постсоветском пространстве.
Вступление в ВТО приведет к определенным изменениям внешней среды. Прежде всего, это усиление конкуренции на внутреннем рынке за счет выполнения требований ВТО, таких как снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т. д., что приведет к облегчению проникновения на внутренний рынок импортных товаров и услуг и значительному увеличению их потока. Кроме того, российские предприятия в соответствии с будущими изменениями законодательства в области технического регулирования торговли должны будут в обязательном порядке использовать международные технические нормы и процедуры подтверждения соответствия.
Все это обязывает предприятия России, предваряя ее присоединение к ВТО, принять комплекс мер по повышению качества своей продукции и внедрению инноваций, обновлению технологий и повышению квалификации персонала, организации сертификации, изменению организационного поведения и т. д.
Учитывая то, что в процессе интеграции России в мировую глобализированную экономику в постсоветский период возрастает роль субъектов РФ [1], на взгляд автора, определенный научный интерес представляет разработка методологических подходов оценки их готовности к функционированию в рамках присоединения страны к ВТО.
В этой связи автор предлагает методику определения степени готовности субъекта РФ к новым экономическим условиям, основанную на проведении периодических мониторингов оценки деятельности предприятий данного субъекта Федерации к работе в рамках присоединения России к ВТО (рис. 2).
Проведению мониторинга предшествует разработка системы показателей по оценке готовности предприятий к работе в условиях вступления России в ВТО, которые по большей части коррелируются с показателями конкурентоспособности отечественных предприятий и, соответственно, могут быть использованы в этих целях. В настоящее время существует множество моделей и методов оценки конкурентоспособности предприятий. В связи с этим выбор (разработка) на основе данных моделей и методов оптимальной системы показателей по оценке готовности предприятий (групп предприятий) для функционирования в условиях членства России в ВТО является достаточно непростой задачей.
Однако чем более полным и качественным будет состав показателей, по которым осуществляется мониторинг, тем эффективнее окажутся управленческие мероприятия, осуществляемые руководителями предприятия, группы предприятий, отрасли и в целом субъекта Федерации. При этом целесообразно максимальное использование набора показателей, фиксируемых таможенными органами и территориальными органами федеральной службы государственной статистики.
С учетом этого предлагается ряд сгруппированных и упрощенных требований, которым должны соответствовать система показателей и методика оценки готовности какого-либо экономического субъекта к работе в новых экономических условиях присоединения России к ВТО:
1) пригодность — система показателей должна в комплексе освещать уровень конкурентоспособности и готовности к работе в условиях вступления в ВТО;
2) простота в использовании — методика должна быть простой (не-перегруженной) в расчетах и обеспечена необходимой информацией;
3) качественность — минимально возможное количество показателей при максимальном охвате всех сторон объекта оценки;
4) единый подход — методика должна быть по возможности универсальной, т. е. использоваться применительно к предприятиям разных отраслей промышленности, разного масштаба, типа производства и т. п.
Использование данных сгруппированных требований позволяет выбрать наиболее оптимальные методики оценки каждого конкретного предприятия, отрасли; применение этих методик в конечном итоге позволяет объективно определить степень готовности субъекта Федерации к новым экономическим условиям в рамках членства России в ВТО в определенный промежуток времени.
76
Рис. 2. Схема модели мониторинга готовности предприятий субъекта РФ к работе в условиях ВТО
Таким образом, задача определения стартовых позиций субъектов РФ перед грядущим вступлением России в ВТО и в свете возможных последствий для него от этого присоединения с целью выработки эффективных управленческих решений и подготовительных мер может быть решена с использованием описанного выше мониторинга.
Список литературы
1. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учеб. пособие I Л. Б. Вардомский, Е. Е. Скатерщикова. М., 20i0.
2. Татаркин А. И., Линецкий А. Ф. Особенности и проблемы интеграции экономики Российской Федерации в мировое хозяйство II Журнал экономической теории. 2009. № 2(i9). С. i42 —153.
3. Социально-экономическое положение России: стат. сб. М., 2000—20i0.
4. Федеральная служба государственной статистики. URL: httpIIwww.gks.ru (дата обращения: i0.07.20ii).
5. Федеральная таможенная служба РФ. URL: http:IIwww.customs.ru (дата обращеня: 20.08.20ii).
6. World Trade Organization. URL: www.wto.org (дата обращена: i0.08.20ii).
Об авторе
Линецкий Александр Федорович, кандидат экономических наук, профессор, НОУ ВПО «Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства», доцент, Уральский государственный экономический университет. E-mail: [email protected]
A. F. Linetsky
RUSSIAN ACCESSION TO THE WTO AS AN IMPORTANT FACTOR OF THE COUNTRY'S INTEGRATION INTO THE WORLD ECONOMY
Russian accession to the WTO is an efficient instrument of the country's integration into the globalised world economy. However, it can adversely affect a number of enterprises and industries within the national economy. Thus, there is a need to develop a methodology for the assessment of the preparedness for operating under the WTO membership conditions, which can be practically applied in the development of measures aimed at increasing the competitiveness of economic entities. It determines the objective of research. This article offers an author's assessment of reasonability of Russian accession to the WTO and suggests methodological approaches to the assessment ofpreparedness of the constituent entities of the Russian Federation for functioning in the new economic conditions based on the algorithm of choosing a system of indicators, as well as the organisation of enterprise monitoring according to this system, which makes it possible to formulate rational administrative decisions in order to minimise the adverse effects of Russian accession to the WTO. The major result of research is the conclusion that, although the objective of identifying the start position of the constituent entities before the accession to the WTO and its possible implications is quite difficult, it is both theoretically and practically feasible.
Key words: World Trade Organization, integration, Global Economy, External economic activities, export, import, foreign investment, constituent entity of the Russian Federation.
Reference
1. Vardomskij, L. B., Skaterwikova, E. E. 2010. Vneshnejekonomicheskaja de-jatel'nost' regionov Rossii. Moscow: KNORUS, pp. 448.
2. Tatarkin, A. I., Lineckij, A. F., 2009. Osobennosti i problemy integracii jeko-nomiki Rossijskoj Federacii v mirovoe hozjajstvo. Zhurnal jekonomicheskoj teorii № 2(19)/2009. E: Institut jekonomiki UrO RAN, pp. 142 —153.
3. Social'no-jekonomicheskoe polozhenie Rossii: stat. sb. 2010. M.: Rosstat.
4. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: http//www.gks.ru [Accessed 10 July 2011].
5. Federal'naja tamozhennaja sluzhba RF. Available at: http://www.customs.ru [Accessed 20 August 2011].
6. World Trade Organization. Available at: www.wto.org [Accessed 10 August 2011].
About author
Dr Alexander F. Linetsky, Professor, European-Asian Institute of Management and Entrepreneurship; Associate Professor, Ural State Economic University.
E-mail: [email protected]