Научная статья на тему 'Соблюдение принципа недискриминации при вступлении России в вто'

Соблюдение принципа недискриминации при вступлении России в вто Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
896
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИНЦИП НЕДИСКРИМИНАЦИИ / РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Залялова Далия Фаридовна

Статья посвящена рассмотрению принципа недискриминации и его соблюдение в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию, а также изложению возможных последствий для России от вступления в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compliance with the non-discrimination principle after joining the WTO by Russia

The article deals with the principle of non-discrimination and compliance as part of Russia's entry into the World Trade Organization, as well as the presentation of the possible implications for Russia from WTO accession.

Текст научной работы на тему «Соблюдение принципа недискриминации при вступлении России в вто»

7.2. СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕДИСКРИМИНАЦИИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО

Залялова Далия Фаридовна, аспирантка Казанского (Приволжского) федерального университета

d.zalyalova@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению принципа недискриминации и его соблюдение в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию, а также изложению возможных последствий для России от вступления в ВТО.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, принцип недискриминации, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим.

COMPLIANCE WITH THE NONDISCRIMINATION PRINCIPLE AFTER JOINING THE WTO BY RUSSIA

Zalyalova Daliya F., Ph.D. candidate at Kazan (Volga region) federal university

d.zalyalova@gmail.com

Annotation: The article deals with the principle of nondiscrimination and compliance as part of Russia's entry into the World Trade Organization, as well as the presentation of the possible implications for Russia from WTO accession.

Keywords: World trade Organization, principle of nondiscrimination, most-favoured-nation, National treatment.

Интеграция российской экономики в мировое хозяйство вряд ли возможна без обеспечения совместимости российских законодательных и нормативных актов, определяющих ее внешнеторговый режим, с мировой практикой. Данный процесс, прежде всего, направлен на создание условий для динамичной рыночной экономики в Российской Федерации, основанной на стабильной законодательной базе, способной обеспечить международную конкурентоспособность.

Приведение национального законодательства в соответствие к нормам, правилам и принципам, диктуемым Соглашениями Всемирной торговой организации, относится к системным вопросам по интеграции РФ в эту организацию. Законодатель уже несколько лет ведет работу по принятию новых законов и внесению изменений в действующее российское законодательство. С момента подачи заявки о присоединении к ГАТТ, и впоследствии к ВТО, Российская Федерация провела реформирование экономики, постепенно принимая законы и иные нормативные правовые акты, соответствующие многосторонним правилам и положениям ВТО. В большинство нормативноправовых актов внесены незначительные поправки, но в некоторых случаях приняты принципиально новые законы (в данном случае можно привести пример закона «О техническом регулировании», являющийся новинкой для российской правовой системы).

Также следует отметить что, Правительство РФ 15 сентября 2011 года издало Постановление № 781 о внесении соответствующих изменений в Положение о патентных и иных пошлинах, которое уже не подразделяет участников торгового оборота на

резидентов и нерезидентов и устанавливает единые фиксированные суммы указанных пошлин. Данное постановление вступило в силу именно с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной Торговой организации.

Одним из результатов участия России в ВТО станет создание на российском рынке правового пространства, привычного для иностранных контрагентов. После вступления в ВТО Россия приняла на себя определенные обязательства. Как известно, главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли. Основные принципы и правилами этой организации — предоставление режима наибольшего

благоприятствования в торговле на

недискриминационной основе, взаимное

предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров. [1] России необходимо перестроить систему внешнеторгового регулирования в направлении ее либерализации, для реализации чего необходимы следующие меры: сокращение импортных тарифных ставок, отмена одних мер нетарифного регулирования и ограничение применения других, отказ от предпочтения во внешней торговле одной страны в ущерб другой и т.д. [2]

По мнению заместителя Министра экономического развития и торговли Российской федерации Медведкова Максима Юрьевича некоторые акты все еще не приведены в соответствие с правилами ВТО. Необходимо будет изменить закон о "О таможенном тарифе" по трем элементам. Во-первых, таможенный сбор будет основываться на стоимости услуг таможенного органа, а не в процентном соотношении от стоимости ввозимого товара. Во-вторых, при определении таможенной стоимости главным методом должен стать метод определения таможенной стоимости по цене конкретной сделки, в связи с тем, что ВТО запрещает использование минимальных цен, справочных цен, чем мы сейчас активно пользуемся. В-третьих - введение таможенного депозита для товара, в отношении которого есть основания сомневаться в достоверности тех документов, которые предоставляет декларант для подтверждения данной таможенной стоимости товара.[3] Кроме того, ждут изменений законодательство по интеллектуальной собственности и законодательство о ветеринарном и фитосанитарном контроле, а также Таможенный Кодекс, в части прав таможенного органа на проведение действий на задержание перемещения груза через границу, если у него есть серьезные основания полагать, что товар перемещается через границу с нарушением прав владельца интеллектуальной собственности.

В рамках недискриминационной системы ВТО для России очевидно, что вступление в организацию автоматически будет означать ограничение возможностей правительства при проведении экономической политики использование инструментов точечной (выборочной) поддержки тех или иных предприятий, тех или иных бизнесов. ВТО жестко следит за тем, чтобы все участники рынка находились

Бизнес в законе

2’2013

в равных условиях, чтобы не было субсидий, в связи с тем, что субсидии де-факто создают конкурентные преимущества избирательно, причем в основном для слабых производств.[4] С момента вступления России в ВТО многие компании с экспортной продукцией оказались под действием юрисдикции ВТО, т.е. начнут оспаривать избирательность поддержки

определенных предприятий. Более того, многие иностранные компании, которые придут на рынок нашей страны, будут указывать на дискриминацию по этому признаку. В соответствии с нормами ВТО участник должен привести все свое законодательство (в том числе на региональном уровне) в соответствие с общими и специфическими обязательствами страны. Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования отдельных компаний и групп, так как Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации.

В результате присоединения к ВТО Россия оказалась в рамках многосторонней торговой системы и получит возможность участвовать в разработке правил международной торговли с учетом своих интересов. Вступив в ВТО, мы приобретаем право защищать внутренний рынок с помощью принятого в

мире инструментария. Также будет устранена

дискриминация России в мировой торговле, а это в свою очередь будет содействовать отмене ряда санкций против России (в т.ч. поправки Джексона -Вэника). Всё это должно создать определенную сбалансированность в сфере внешней торговли, а также способствовать общей экономической стабильности в стране.

До вступления России в ВТО практически все важные проблемы многостороннего торгового

сотрудничества - становление таможенных тарифов, совершенствование практики торговых отношений и др. - обсуждаются и решаются без влияния России на этот процесс. Итоги переговоров, будучи воплощенными в национальное внешнеторговое законодательство, становятся правовыми нормами, с которыми должны считаться все государства, в том числе и не участвующие в ВТО.

При вступлении в ВТО установление тарифов останется в компетенции самого государства, ограничиваясь только учетом требований нормативных актов ВТО. Членство в ВТО дает преимущество торговать со всеми странами-

участницами в условиях режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Однако, существует мнение, что вряд ли это существенно увеличит экспорт страны, поскольку с большинством стран Россия имеет двусторонние торговые договоры, в которых оговорено взаимное предоставление рНб. [5] Исключение составляют только государства, которые входят в зону свободной торговли или имеют другие преференциальные режимы, а также развивающиеся и наименее развитые страны. В результате, наше государство сможет воспользоваться постоянно

снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других. С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО.[6]

Некоторые экономисты считают, что это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.[7] Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании.

Поскольку открытие филиалов иностранных

финансовых и страховых институтов предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами с более качественным

сопровождением услуг.[8]

Российская Федерация должна гарантировать, что не будет сохранять ограничений прав на

осуществление торговли товарами за исключением ограничений, соответствующих положениям ВТО, и что все законы и правила, относящиеся к правилам на торговлю в Российской Федерации, независимо от того, приняты ли они Российской Федерацией или компетентными органами Таможенного союза, будут применяться таким образом, который не будет противоречить соответствующим обязательствам в ВТО. В частности, Российская Федерация должна подтвердить, что не будет устанавливаться ограничений прав граждан и предприятий, в том числе предприятий с иностранным участием, на осуществление импорта и экспорта товаров на таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено положениями Соглашения ВТО. Критерии для регистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц будут общеприменимы и опубликованы в официальном источнике, включая последующие изменения.[9] Без ущерба для других соответствующих положений Соглашения ВТО Российская Федерация должна обеспечить, что любые законы и правила, связанные с правом на торговлю товарами, не будут ограничивать импорт товаров в нарушение общего запрета количественных ограничений в соответствии со статьей XI: 1 ГАТТ-94, а также не будут дискриминировать импортные товары в нарушение положений статьи 111:4 ГАТТ-94. [10]Любые сопутствующие платежи, налоги и сборы должны быть ограничены примерной стоимостью оказанных услуг и их применение не должно вести к дискриминации в пользу аналогичных отечественных товаров.

Таким образом, став полноправной участницей ВТО, Россия может рассчитывать на определенные выгоды. Она получит более широкий доступ на мировой рынок, избежит дискриминации при продажах своих товаров, обеспечит прозрачность и предсказуемость норм регулирования внешней торговли. Однако Россия уже не сможет повышать таможенные тарифы на импорт по своему усмотрению, ибо ее тарифные ставки будут изменяться в соответствии с результатами многосторонних переговоров. Ей придется обосновывать любые ограничения на импорт той или иной продукции. Вступление России в вТо задало определенный вектор развития правотворчества в государстве, поскольку действующее

законодательство необходимо будет актуализировать в соответствии с нормативными документами ВТО.

Список литературы:

1. Всемирная торговая организация. Краткие сведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.ru/ (дата обращения 15.06.2012).

2. Шеховцева Е. В. Проблемы совершенствования таможенного и таможенно-тарифного законодательства в РФ в контексте присоединения России к ВТО // Ленинградский юридический журнал. - 2011, № 1, с. 5982.

3. Медведков М. Ю. Правовые аспекты присоединения России к ВТО [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ

4. Тихонова Н.Б. Особенности процесса либерализации международной торговли в деятельности ВТО // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2010, № 2, с. 89-96.Гришаева Л. Е. Россия и ВТО: современный механизм торможения // Экономический журнал. 2011, № 3. с. 6-22.

5. Чувахина Л.Г. Россия и ВТО. Проблемы вступления и перспективы участия // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. - 2010, № 3, с. 19-30.

6. Вагизова А.Р. Вступление России в ВТО //Международный журнал экспериментального образования, Мурманск. - 2011, № 8. с. 203-204.

7. Шабашев В.А. Правила ВТО для экономики России: потенциальные выгоды и потери //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012, № 1, с. 294-297.

8. Пахомов А.П., Баласанян М.В. Взаимоотношения Всемирной Торговой Организации (ВТО/ГАТТ) и России: от истории переговорного процесса о вступлении в организацию к возможным теоретическим последствиям от членства в ВТО// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011, №4 (27), с.101-107.

9. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации 16 ноября 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.ru/ (дата обращения 15.06.2012).

10. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 15 апреля 1994 г. // Всемирная торговая организация: документы и комментарии»/ Под ред. С.А.Смирнова. М., 2001.

Reference list:

1. The World trade organization. Quick summary [electronic resource]. - Access mode: http://www.wto.ru/ (accessed date 15.06.2012).

2. Shehovtseva E.V. Problems of improvement of the custom and tariff legislation in Russian Federation due to joining to WTO // Leningrad law journal. - 2011, №1, P. 59-82.

3. Medvedkov M.J. The legal aspects of Russia's accession to the WTO [electronic resource] // GARANT data base.

4. Tihonova N.B. Features of the international trade liberalization in the WTO activities // Actual problems of human and natural sciences, 2010, №2, p. 89-96. Grishaeva L.E. Russia and WTO: the modern slowdown mechanism // Russian economical magazine. 2011, № 3. p. 6-22.

5. Chuvahina L.G. Russia and WTO. Problems of joining and perpectives of participation // State university of Ministry of Finance of Russia. Financial journal. - 2010, № 3, p. 19-30.

6. Vagizova A.R. Russia's accession to WTO // International journal of the experimental education, Murmansk. - 2011, № 8. p. 203-204.

7. Shabasheva V.A. WTO rules for Russia's economy: potential benefits and losses // Bulletin of the Kemerovo state university. - 2012, № 1, p. 294-297.

8. Pahomov A.P., Balanasjan M.V. Relations between World trade organization (WTO/GATT) and Russia: from the history of the negotiation progress in connection to Russia's accession to WTO to possible theoretical consequences

from the membership in WTO // Actual problems of human and natural sciences, 2011, №4 (27), с.101-107.

9. Report of the Working group on Russia's accession in WTO dated November 16, 2011 [electronic resource]. - Access mode: http://www.wto.ru/ (accessed date 15.06.2012).

10. General agreement on tariffs and trade (GATT) dated as of 15 april 1994. // World trade organiation: documents and commentary / edited by S.A. Smirnova. M., 2001.

ОТЗЫВ

на статью Заляловой Далии Фаридовны на тему

«Соблюдение принципа недискриминации при вступлении России в ВТО»

Я, Тюрина Наталья Евгеньевна, кандидат юридических наук, рекомендую к публикации статью «Соблюдение принципа недискриминации при вступлении России в ВТО» в журнале «Бизнес в законе», написанную Заляловой Далией Фаридовной.

О рекомендуемой статье могу сообщить дополнительно: статья освещает проблему изменения правового поля в России в связи со вступлением в ВТО. Актуальность идей, содержащихся в рецензируемой статье, не вызывает сомнений в связи с недавним вступлением России в ВТО и недостаточной степенью исследования влияния соглашений ВТО на правоотношения, связанные с соблюдением общепризнанного международно-правового принципа не дискриминации в РФ. Полагаю, что статья «Соблюдение принципа недискриминации при вступлении России в ВТО» содержит новые результаты и заслуживает публикации в журнале «Бизнес в законе».

кандидат юридических наук,

доцент юридического факультета

Казанского федерального университета

Тюрина Н. Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.