ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
35
УДК 339.33
А. Ф. Линецкий, А.И. Тарасов
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО
Дано авторское определение словосочетания «трансформация внешнеторговой деятельности». Определены признаки, по которым могут быть классифицированы трансформационные изменения в сфере динамики внешнеторговой деятельности (ВТД). Приведены выгоды и потери от членства России во Всемирной торговой организации (ВТО), а также выделены факторы, определяющие их баланс. Разработаны этапы, цели и содержание стратегии развития ВТД субъекта Федерации в условиях членства России в ВТО. Показана динамика ВТД России и субъектов Федерации в последние годы. Проведен анализ и сопоставление динамики развития внешней торговли России и ее регионов в достартовый и в дальнейшем постстартовый периоды времени после присоединения России к ВТО. Дана оценка влияния членства в ВТО на внешнеторговую деятельность России и ее регионов. Проанализированы изменения доли стран Содружества Независимых Государств во внешней торговле России в постсоветский период. Предложены меры по трансформации ВТД России и субъектов Федерации в стартовых условиях членства России ВТО. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования действующей системы управления внешнеторговой деятельностью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом требований, норм и правил данной международной организации.
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, трансформация, Всемирная торговая организация, мировая экономика, субъект Российской Федерации, экспорт, импорт.
Внешняя торговля российских регионов в настоящее время находится в процессе глубокой трансформации, связанном с присоединением России к ВТО. С целью достижения большей согласованности в формировании глобальной экономической стратегии ВТО взаимодействует, по мере необходимости, с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития и связанными с ними организациями. Очевидным становится тот факт, что государства не в состоянии решить существующие проблемы без деятельности международных экономических организаций, созданных для обеспечения устойчивого развития системы мирового хозяйства, выработки новых подходов к его регулированию, содействия включению всех стран мира в мировую экономику, сокращению масштабов бедности. Вместе с тем деятельность указанных выше институтов в большей степени направлена на разработку ответных мер на конкретные вызовы, вместо того чтобы способствовать предотвращению кризисных явлений в мировой экономике.
ВТО, являясь автономным учреждением, представляет собой систему многосторонних соглашений, направленных на регулирование мировой торговли [8]. В условиях усиления процессов глобализации исследование регулирующей деятельности ВТО становится одним из ключевых моментов в определении задач развития мировой экономики, в выработке механизмов смягчения возможных кризисов в будущем, в реформировании существующей системы экономического миропорядка, имеет важное научное и практическое значение для развития новых подходов к совершенствованию деятельности этого института.
Процесс трансформации внешней торговли России в сложной экономической ситуации переходного периода членства в ВТО носит системный характер и не только формирует ее новую экономическую структуру, но и меняет сам механизм и содержание реализации и управления внешнеторговой деятельностью.
В связи с этим, по мнению авторов, исследование всех аспектов трансформационного процесса внешнеторговой деятельности России и ее регионов в условиях ее членства в ВТО, являющегося важнейшим фактором становления новой национальной экономической системы, представляется весьма актуальным.
Прежде всего, определим значение термина «трансформация». Юридический словарь терминов дает следующее определение: трансформация - вид процедуры в международном праве, при которой международные нормы и принципы должны войти в систему права определенного государства для регулирования внутриобщественных отношений. С правовой точки зрения нормы и принципы права международного характера самостоятельно не могут регулировать отношения в конкретном государстве, это возможно только после процедуры их трансформации, то есть преобразования в
нормы национального законодательства. В этом понимании термин «трансформация» используется с давнего времени, начиная с периода возникновения и применения международного права.
Авторами настоящей статьи понятие «трансформация внешнеторговой деятельности» трактуется как эволюционный переход от одного качества и количества внешней торговли к другому, более развитому ее состоянию с учетом современных правил, норм и требований ВТО. В данной трактовке термин «трансформация» используется в национальной экономике относительно недавно, с конца 80-х гг. прошлого столетия, когда началась либерализация внешнеэкономической деятельности в СССР. Достаточно широко он стал использоваться начиная с конца XX столетия в связи с реформами в сфере ВТД, связанными с процессом присоединения России к ВТО.
Трансформационные изменения в сфере внешней торговли России, которые наступили после ее присоединения к ВТО или наступят в ближайшее время в этой связи, могут быть классифицированы по следующим признакам:
- по своим последствиям они могут принести как новые возможности (выгоды), так и ограничения (потери);
- по мерам государственного регулирования ВТД они могут быть организационные, технические, законодательные и др.;
- по начальной дате их применения они могли реализовываться как с момента вступления России в ВТО, так и в течение переходного периода, который может быть до 9 лет. Отметим при этом, что некоторые трансформационные изменения во внешней торговле Россия стала реализовывать с момента принятия обязательств по двусторонним соглашениям в ходе проведения переговоров по вступлению в ВТО.
Приведем перечень трансформационных изменений во ВТД в условиях членства России в ВТО, классифицируя их по последствиям:
Возможности, полученные Россией от членства в ВТО:
• Россия получает возможность разработки новых правил, направленных на отстаивание национальных интересов на зарубежных рынках, в сферах благоприятной доступности российских товаров на зарубежных рынках, создания приемлемого инвестиционного климата, устранения дискриминационных барьеров. Россия может принимать участие в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных текущих и стратегических интересов;
• ВТО предоставила возможность получения Россией компенсаций за ущерб, нанесенный в случае дальнейшего расширения Таможенного союза ЕС;
• участие России в ВТО способствует укреплению отношений в рамках СНГ и Таможенного союза «Россия-Казахстан-Белоруссия».
Ограничения в сфере ВТД после присоединения России к ВТО:
• Россия должна будет внести изменения в свое законодательство, направленные на создание равных условий для конкуренции с иностранными компаниями, таких как ограничение государственных субсидий, постепенное снижение импортных таможенных пошлин на промышленные и сельскохозяйственные товары, ограничение транзита и доступа к транзитным сетям;
• Россия в настоящее время ограничена в возможности принятия самостоятельных экономических решений, что может нанести непоправимый ущерб целым отраслям промышленности;
• банковская и страховая сферы деятельности России вступают в жесткую конкуренцию со стороны ведущих иностранных компаний, Россия не может включать в инвестиционные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке, применять максимальные или минимальные обязательные цены, предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю, ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам;
• Россия вынуждена применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер; использовать меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования.
Баланс выгод и потерь России от присоединения к ВТО зависит от следующих факторов:
- от уровня международной конкурентоспособности национальной экономики и позиций в мировой торговле;
Трансформация внешнеторговой деятельности России и её регионов.
37
- от принятых страной обязательств по уровню либерализации ее участия в международной торговле при присоединении к ВТО;
- от эффективности государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Россия в стадии стартовых условий членства страны в ВТО в значительной мере сможет использовать преимущества от участия в данной международной организации только в случае своевременного и эффективного решения государством этих вопросов.
В новых экономических условиях Россия приняла на себя определенные обязательства и, соответственно, должна трансформировать свою внешнеторговую политику. Также необходима трансформация ВТД субъектов Федерации, так как значение российских регионов и муниципальных образований как субъектов международной деятельности в последнее время существенно повышается, а органы местного самоуправления все активнее занимаются внешнеторговой деятельностью, поддерживая иностранный бизнес на своих территориях, помогая предприятиям региона осваивать зарубежные рынки, формируя условия для эффективной ВТД [2].
Развитие ВТД субъекта Федерации осуществляется на основе разработки и реализации соответствующей стратегии [5]. В условиях членства России в ВТО для трансформации ВТД региона необходимо формирование новой стратегии развития ВТД. Ее разработка в новых экономических условиях должна осуществляться с учетом его отраслевой специализации, экономического потенциала, опыта практического осуществления международных и внешнеэкономических связей, исходя из установленных приоритетов в развитии внешнеэкономического сотрудничества и с учетом требований и обязательств, которые Россия взяла на себя в ходе переговоров по присоединению к ВТО.
Этапы, цели и содержание стратегии развития ВТД субъекта Федерации в условиях членства России в ВТО
1. Проведение мониторинга готовности к функционированию в новых экономических условиях и прогноз изменения внутренних и внешних факторов. Определение целей и задач функционирования внешнеэкономического комплекса региона.
2. Сбор, анализ и обработка исходной информации. Мониторинг и анализ тенденций развития ВТД, в том числе по ее видам (внешняя торговля, производственная кооперация, инвестиционное сотрудничество и др.). Оценка текущего состояния и прогноз развития внешнеэкономической деятельности региона.
3. Определение приоритетов в развитии ВТД в соответствии со структурой экономики региона. Специализация и конкурентные преимущества субъекта Федерации. Обоснование приоритетов в развитии ВТД.
4. Разработка перспективных направлений и комплекса мер по развитию ВТД. Перечень внешнеэкономических приоритетов в условиях членства России в ВТО. Разработка планов перспективных направлений и мероприятий по развитию ВТД субъекта Федерации.
5. Оформление стратегии развития ВТД региона в условиях членства России в ВТО. Информация, подготовленная на предварительных этапах разработки стратегии. Введение, содержание, заключение стратегии развития ВТД региона.
6. Корректировка стратегии в ходе реализации при изменении стартовых условий. Выделение и анализ внешних и внутренних факторов развития ВТД, в том числе требований ВТО. Внесение соответствующих изменений в содержание стратегии.
7. Подготовка итогов развития ВТД за определенный период (год). Статистические данные о ВТД субъекта Федерации. Отчет с аналитической информацией и предложениями по дальнейшему развитию ВТД.
По мнению авторов, представляет определенный научный и практический интерес анализ и сопоставление динамики развития внешней торговли России и ее регионов в достартовый и в дальнейшем в постстартовый периоды времени после присоединения России к ВТО (2012 г.). В этих целях приведем данные по итогам внешнеторговой деятельности России и ее субъектов Федерации в последние годы [7].
В 2012 г. внешнеторговый оборот Российской Федерации составил 779,1 млрд долл. США и по сравнению с 2011 г. вырос на 2,2 %. Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 62,3 %, доля импорта - 37,7 % (рис. 1).
900 800 700 600 500 400 300 200 100
/ —
/ У
/ V
/
-ггГ ✓ ✓
й-Н- и
Импорт
I Экспорт
-Внешнеторговый оборот, всего
■Сальдоторгового баланса
СГ>ООООООООООгН^Н<-1 СПООООООООООООО
Рис. 1. Внешняя торговля России в 1995 - 2012 гг., млрд долл. США [7]
Объем российского экспорта товаров в 2012 г. составил 485,7 млрд долл. США, что на 1,7 % больше, чем в 2011 г. Этот рост был обусловлен, прежде всего, увеличением экспортных поставок участниками внешнеэкономической деятельности, зарегистрированными в следующих субъектах Российской Федерации: в Москве - на 6,3 %, Саратовской области - на 81,9 %, Иркутской области -на 16,3 %, Московской области - на 27,7 %, Пермском крае - на 14,2 %. При этом в некоторых субъектах России произошло серьезное снижение объемов вывоза товаров: в Тюменской области - на 15,6 % (без учета экспорта углеводородов), Ненецком автономном округе - на 58,5 %, Красноярском крае - на 12,2 %, Мурманской области - на 40 %, Самарской области - на 15,8 %.
В 2012 г. объем импорта составил 293,4 млрд долл. США и по сравнению с 2011 г. вырос на 3,1 %. Существенное увеличение объемов импорта отмечено в следующих регионах: в Москве - на 5 %, Санкт-Петербурге - на 9,6 %, Московской области - на 7,7 %, или 2,2 млрд долл. США, Калининградской области - на 16,9 %, Приморском крае - на 17,2 %. При этом в некоторых субъектах России произошло значительное снижение стоимости импортированных товаров: в Ленинградской области - на 31,8 %, Белгородской области - на 21,6 %, Тюменской области - на 37,1 %, Ростовской области - на 6,6 %.
Параметры внешней торговли субъектов Федерации Уральского федерального округа в 2010-2012 гг. приведены в табл. 1.
Как следует из данных табл. 1, по итогам 2012 г. после присоединения России к ВТО объемы внешней торговли сократились в четырех из шести регионов УрФО и в целом по округу на 5,1 %.
Из приведенных выше данных следует, что для Российской Федерации характерна неодинаковая вовлеченность ее регионов во внешнюю торговлю, как, впрочем, и во многих других сферах. Это обусловливается различиями в экономическом потенциале, структуре экономики, географическом положении, финансовой устойчивости, наличии природных ресурсов. Объемы экспорта и импорта зависят от исторически сложившейся отраслевой специализации регионов. Реализация инвестиционных проектов также влияет на развитие внешней торговли регионов.
Проведенный анализ внешнеторговой деятельности субъектов Федерации в последние годы свидетельствует, что в некоторых субъектах Федерации и, в частности, в большей части регионов УрФО внешняя торговля в 2012 г. в сравнении 2011 г. несколько сократилась при общем росте объема ВТД России. Однако, на взгляд авторов, увязывать это со вступлением России в ВТО достаточных оснований нет, так как условия внешней торговли в начале переходного периода если и изменились, то не значительно, и не могли повлиять на объемы внешней торговли. Их колебание в ряде субъектов Российской Федерации вызвано другими причинами, специфичными для каждого региона.
Трансформация внешнеторговой деятельности России и её регионов... 39
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2014. Вып. 2
Таблица 1
Внешняя торговля субъектов Федерации УрФО в 2010-2012 гг.1, млн долл. США [7]
Объем Динамика, %
2010 2011 2012 2011 к 2010 2012 к 2011
Товарооборот
УрФО 21592,9 23679,3 22466,9 109,7% 94,9
Курганская обл. 344,3 463,5 444,7 134,6% 96,0
Свердловская обл. 11691,5 11349,3 11955,3 97,1% 105,4
Тюменская обл. (с учетом АО) 1776,7 4370,9 3690,5 246,0% 84,4
Ханты-Мансийский 904 1324,2 939,3 146,5% 71,0
автономный округ
Ямало-Ненецкий 330,4 488,6 767,9 147,9% 157,2
автономный округ
Челябинская обл. 7780,4 7495,6 6376,3 96,3% 85,1
Экспор т
УрФО 14564 15752,7 16134,0 108,2% 102,4
Курганская обл. 220,7 326,9 314,0 148,1% 95,1
Свердловская обл. 8595,7 8065,9 9082,3 93,8% 112,6
Тюменская обл. (с учетом АО) 634,2 1894,6 2132,5 298,7% 112,6
Ханты-Мансийский 306 57,9 123,6 18,9% 220,0
автономный округ
Ямало-Ненецкий 266,8 316,0 403,7 118,4% 127,8
автономный округ
Челябинская обл. 5113,4 5465,3 4605,2 106,9% 84,3
Импорт
УрФО 7028,9 7926,6 6332,9 112,8% 79,9
Курганская обл. 123,6 136,6 130,7 110,5% 95,7
Свердловская обл. 3095,8 3283,4 2873,1 106,1% 87,5
Тюменская обл. (с учетом АО) 1142,5 2476,3 1558,0 216,7% 62,9
Ханты-Мансийский 598 1266,3 815,7 211,8% 64,4
автономный округ
Ямало-Ненецкий 63,6 172,6 364,2 271,4% 211,0
автономный округ
Челябинская обл. 2667 2030,3 1771,1 76,1% 97,2
Примечание. Составлено авторами по данным Федеральной таможенной службы РФ. URL: http://www.customs.ru.
Таким образом, оценить реальное влияние ВТО на внешнеторговую деятельность России и ее субъектов Федерации пока не представляется возможным в связи с непродолжительностью членства России. При этом очевидно, что катастрофические прогнозы в этой связи не сбываются [3]. Вместе с тем также очевидно, что рано или поздно влияние ВТО скажется на внешнеторговой деятельности как субъектов Федерации, так и России в целом. С учетом этого все проблемы в развитии ВТД субъектов Федерации в настоящее время и, соответственно, пути их преодоления необходимо рассматривать через призму правил и норм ВТО. По мнению авторов, при этом следует обратить внимание, прежде всего, на следующие направления.
1 Данные по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам приведены по сведениям Уральского таможенного управления без учета экспорта углеводородов.
Членство России в ВТО неизбежно приведет в самое ближайшее время к определенным изменениям внешней среды. Прежде всего, это усиление конкуренции на внутреннем рынке за счет выполнения требований ВТО, а именно: снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т. д. Это приведет к облегчению проникновения на внутренний рынок и значительному увеличению потока импортных товаров и услуг. Кроме того, российские предприятия в соответствии с будущими изменениями законодательства в области технического регулирования должны будут в обязательном порядке использовать международные технические нормы и процедуры подтверждения соответствия [4].
Не секрет, что многие российские регионы конкурируют между собой на внешних рынках (например, Челябинская и Свердловская области при экспорте металлургической промышленности и др.), что не является позитивным в целом для российской экономики. В программе социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. предусматривается межрегиональное разделение труда и специализация субъектов Федерации по конкурентоспособным направлениям деятельности. Также была бы совершенно логична специализация российских регионов во ВТД (прежде всего, в экспорте). Для этого необходима разработка соответствующих механизмов по координации внешнеторговой деятельности субъектов Федерации.
Для развития внешнеторговой деятельности субъектов Федерации эффективным инструментом в условиях членства России в ВТО является повышение инвестиционной привлекательности и положительной репутации региона у иностранных партнеров посредством проведения регулярных презентаций и позиционирования внешнеэкономического потенциала зарубежным партнерам. Здесь уместно было бы сказать о X форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, прошедшем 10-11 ноября 2013 г. в г. Екатеринбурге с участием президентов двух стран. На выставке, посвященной данному форуму, представили стенды и экспонаты более чем из 20 регионов России и Казахстана, вызвавшие огромный интерес и внимание как у Российских, так и казахских бизнесменов.
В меняющихся экономических условиях необходим постоянный мониторинг взаимоотношений с каждой страной, на основе которого выявляются препятствия и трудности, сдерживающие развитие сотрудничества. Особенно важное значение во внешнеэкономической политике России имеют взаимоотношения со странами СНГ. Это наши ближайшие соседи, это бывшие территории некогда единого государства с общим экономическим пространством.
В отношениях между странами СНГ внешняя торговля по-прежнему занимает важнейшее место, и это экономически обосновано. Опыт стран, входящих в Европейский Союз, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными в них товарами послужило стимулом для развития экономики каждого государства.
Россия, стремящаяся сохранить свое влияние на постсоветском пространстве на долгие годы, заинтересована в том, чтобы не только нынешнее, но и будущие поколения политических лидеров, бизнес-элиты, интеллигенции, рядовых граждан стран-соседей и в буквальном, и в переносном смысле разговаривали с нами на одном языке.
Вместе с тем реальность постсоветского развития свидетельствует о снижении доли стран СНГ во внешней торговле России. В годы постсоветского периода она сократилась с 19,4 % в 1995 г. до 7,6 % в 2012 г. (табл. 2).
В условиях ВТО необходимо усилить роль торговых представительств Российской Федерации за рубежом. Система торговых представительств в целом должна соответствовать географической структуре экспорта и отражать приоритеты внешнеэкономической стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу, учитывающие необходимость освоения новых международных рынков стран-партнеров.
Таблица 2
Страны СНГ во внешней торговле России в 1995-2012 гг., млрд долл. США [7]
Показатель 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Внешнеторговый оборот, всего 145,0 149,9 212,0 280,6 369,2 468,6 578,2 763,5 495,2 625,4 762,3 779,1
Со странами СНГ 96,8 25,4 33,6 47,2 51,6 64,7 82,6 106,3 68,5 91,3 64,2 59,6
Доля стран СНГ 19,4 16,9 15,8 16,8 13,4 13,8 14,3 13,9 13,8 14,6 8,4 7,6
во внешнеторговом обороте России, %
Примечание. Составлено авторами по данным Федеральной таможенной службы РФ. URL: http://www.customs.ru.
Трансформация внешнеторговой деятельности России и её регионов.
41
Особое внимание в их работе должно быть уделено мониторингу того, как страны-члены ВТО выполняют свои обязательства. Необходимо обеспечить также более активное участие торгпредств в определении приоритетов двусторонних связей и совершенствования механизмов сотрудничества, информационном обеспечении и оказании содействия российским и иностранным партнерам при установлении деловых контактов. Важным направлением повышения эффективности работы торгпредств могла бы стать стандартизация и регламентация оказываемых ими услуг [1].
Присоединение России к ВТО требует не только адекватного информирования бизнеса о самой организации и условиях участия в ней, но, главное, необходимо качественное улучшение всей системы внешнеторговой информации, обязательной для успешной экспортной деятельности, выхода на новые международные рынки. Следует также учитывать, что с присоединением к ВТО у России появятся дополнительные обязательства относительно создания широкой информационной системы для оперативного информирования ВТО и стран-членов ВТО по вопросам, относящимся к компетенции организации.
Вместе с тем сегодня не создана единая национальная система внешнеторговой информации. Специализированные информационные порталы Минэкономразвития России содержат разрозненную, неполную и зачастую устаревшую для участников ВТД информацию. Размещаемая на них информация не в полной мере отражает потребности экспортеров. Кроме того, указанные информационные ресурсы не позволяют российским экспортерам оказывать консультационные услуги.
В этой связи создание единой национальной системы информационно-консультативной поддержки участников внешнеторговой деятельности (информационного центра) Российской Федерации является необходимым условием обеспечения процесса интеграции России в международное экономическое пространство в условиях ВТО.
Соответствующие отделения информационного центра требуются во всех федеральных округах и крупных регионах Российской Федерации, а также в основных странах-партнерах и опорных странах в регионах мира, внешнеэкономические связи с которыми имеют реальную перспективу развития.
Определяющими факторами реализации стратегии инновационного развития российской экономики в рамках присоединения России к ВТО являются обеспечение реальной правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с требованиями Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и эффективное распоряжение правами интеллектуальной собственности, в том числе созданной в результате использования средств федерального бюджета.
Для углубления международной интеграции России требуется проведение масштабной и скоординированной работы федерального центра и субъектов Российской Федерации по подготовке субъектов Федерации к работе в условиях присоединения России к ВТО. Очевидно, что в условиях растущей дифференциации социально-экономического развития российских регионов присоединение России к ВТО по-разному скажется на экономике субъектов Российской Федерации и формировании региональных бюджетов.
Отдельной проблемой является определение размеров поддержки агропромышленного комплекса, оказываемой из федерального и региональных бюджетов в условиях присоединения России к ВТО. Выполнение обязательств Российской Федерации по предельному объему предоставления субсидий сельскому хозяйству в рамках «янтарной корзины», возможно, в перспективе потребует соответствующего ограничения поддержки отечественного сельского хозяйства из федерального и региональных бюджетов.
В целом инструментами решения проблемы обеспечения конкурентоспособности экономики субъектов Российской Федерации в условиях присоединения России к ВТО должны стать долгосрочные программы социально-экономического развития регионов на основе развития территориального планирования, реализация инвестиционных проектов с участием Инвестиционного фонда Российской Федерации и Банка развития. Кроме того, учет необходимых изменений конкурентоспособности конкретных территорий в условиях ВТО должен найти отражение при подготовке и реализации решений об организации и использовании особых экономических зон и технопарков.
Важным условием обеспечения региональной конкурентоспособности является наличие обоснованной программы по подготовке экономики региона к работе в условиях присоединения России к ВТО, а также эффективная координация действий федеральных и региональных органов власти [1].
Требуется также разработка и реализация комплекса мер по стимулированию внешнеэкономических связей на уровне муниципальных образований, которые пока в большей части находятся за пределами нормативно-правового регулирования, так как остаются неясными объем их полномочий и роль органов государственной власти субъектов РФ в координации международных и внешнеэкономических связей на территориях муниципалитетов [6].
Подводя итоги, отметим, что в новых экономических условиях для развития ВТД субъектов Российской Федерации необходима ее трансформация с учетом саморегулирующего воздействия ВТО. Для этого потребуется дальнейшее совершенствование действующей системы управления внешнеторговой деятельностью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом требований, норм и правил данной международной организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2008. № 12 (132).
2. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учеб. пособие / Л.Б. Вардомский, Е.Е. Скатерщико-ва. М.: КНОРУС, 2010. 448 с.
3. Оболенский В.П. Присоединение к ВТО: Катастрофические прогнозы не оправдываются // Рос. внешнеэкономический вестник. 2013. № 1. С. 5-9.
4. Сабельников Л.В. Возможности оптимизации членства России в ВТО // Рос. внешнеэкономический вестник. 2013. № 2. С. 3-12.
5. Тарасов А.И. Формирование стратегии внешнеторговой деятельности субъекта Российской Федерации в условиях ВТО // Известия УрГЭУ. 2012. № 5 (43). С. 95-100.
6. Татаркин А.И., Линецкий А.Ф. Присоединение России к Всемирной торговой организации как важнейшее условие ее интеграции в мировую глобализированую экономику // Журн. экономической теории. 2011. № 4 (29). С. 147-152.
7. Федеральная таможенная служба РФ. URL: http://www.customs.ru.
8. URL: http://www.wto.ru & http://www.wto.org
Поступила в редакцию 15.01.14
A.F. Linetskiy, A.I. Tarasov
TRANSFORMATION OF EXTERNAL TRADE OF RUSSIA AND ITS REGIONS UNDER THE CONDITIONS OF WTO MEMBERSHIP
The article presents the author's definition of the phrase «transformation of foreign trade". We identify the features according to which transformational changes in the dynamics of foreign trade activities can be classified. The article also shows gains and losses of Russia's membership in the World Trade Organization (WTO), and highlights the factors that determine their balance. The stages, objectives and content of the development strategy of foreign trade activities of federal subjects in terms of Russia's membership in the WTO are developed. The dynamics of foreign trade activities of the Russian Federation and federal subjects in recent years are shown. We have also analyzed and compared the dynamics of the development of Russia's foreign trade and the foreign trade of its regions in the period before Russia's accession to the WTO and after it. The estimation of the impact of WTO membership on trade activities in Russia and its regions is carried out. The changes in the share of the countries of the Commonwealth of Independent States in Russia's foreign trade in the postSoviet period are analyzed. Measures on transformation of foreign trade activities of the Russian Federation and federal subjects in the initial conditions of Russia's membership in the WTO are proposed. The article substantiates the necessity of further improvement of the existing management system of foreign trade activities at the federal, regional and municipal levels to meet the requirements, rules and regulations of the international organization.
Keywords: foreign trade activity, transformation, World Trade Organization, global economy, subject of the Russian Federation, export, import.
Линецкий Александр Федорович, доктор экономических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 62 E-mail: [email protected]
Тарасов Александр Ильич, руководитель управления Министерства промышленности и торговли России по Уральскому району
620031, Россия, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1 E-mail: [email protected]
Linetskiy A.F.,
Doctor of Economics, Professor
Ural State University of Economics 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 Marta st., 62 E-mail: [email protected]
Tarasov A.I., Head of the Ministry of Industry and Trade of Russia in the Ural region 620031, Russia, Yekaterinburg, Oktyabrskaya, 1 E-mail: [email protected]