УПРАВЛЕНЕЦ № 3/43/ 2013
Россия и ее субъекты Федерации
в условиях членства
во Всемирной торговой организации
^ Тарасов Александр ильич
Руководитель управления
Управление Министерства
промышленности и торговли россии
по Уральскому району
620031, рФ, г. Екатеринбург,
пл. октябрьская, 1
Тел.: (343) 388-13-27
E-mail: aleksandrraskovalov@mail.ru
Ключевые слова
всемирная торговая организация
интеграция
мировая экономика
внешнеэкономическая деятельность
экспорт
импорт
субъект российской федерации
Аннотация
Обоснована авторская оценка целесообразности присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) как важнейшего фактора ее дальнейшей интеграции в мировую экономику. Предложена модель мониторинга готовности предприятий субъектов Федерации к функционированию в новых экономических условиях, позволяющая вырабатывать эффективные управленческие решения для минимизации негативных последствий присоединения России к ВТО.
JEL classification
Fl3, H25, H7
В прошедшем 2012 г. Россия после продолжительного 18-летнего периода наконец-то завершила процесс присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО). При этом все последние годы в рамках постцентрали-зованной экономики внешняя торговля России демонстрирует стабильный рост, исключением является лишь 2009 г., когда разразился мировой финансовый кризис (табл. 1). Присоединение России к ВТО в этих условиях является для нее дополнительным эффективным инструментом дальнейшей интеграции в мировую экономику.
Являясь важнейшим международным институтом, ВТО обеспечивает организационно-правовую основу развития международной торговли, обусловливает углубление международной экономической интеграции. В настоящее время в эту международную организацию входит большая часть стран мира (158 государств), в рамках ВТО осуществляется 96% объема международной торговли [2].
За всю историю существования ВТО/ ГАТТ ни одна из стран - членов ВТО, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ее состава, а не участвующие в деятельности организации страны стремятся в нее вступить [2]. Все это свидетельствует о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению.
Что ждет Россию в условиях членства в ВТО? Оппоненты присоединения к ВТО считают, что это нанесет непоправимый ущерб целым отраслям промышленности, лишит правительство возможности принятия нужных экономических решений.
России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, т.е. установить их максимальные пределы по каждой конкретной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины. Задача на переговорах - выйти на разумный уровень связывания, предполагающий постепенное открытие рынка без ущерба для эффективного, конкурентоспособного отечественного производства.
Кроме того, должны быть приняты обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий.
России предстоит внести определенные изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО. В частности, речь пойдет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, капиталовложений.
После присоединения к ВТО Россия не может:
• автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно только после консультаций, или в случае дефицита платежного баланса, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер;
Таблица 1 - Внешняя торговля России в 1995-2011 гг. [4], млрд дол.
Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
внешнетор- говый оборот, всего 145,0 149,9 155,6 168,3 212,0 280,6 369,2 468,6 578,2 763,5 495,2 625,4 845,9
Экспорт 78,2 103,1 101,9 107,3 133,7 181,6 241,5 301,2 351,9 467,6 301,7 396,4 522
Импорт 66,8 46,8 53,7 61,0 78,3 99,0 127,7 167,4 226,3 295,9 193,5 229,0 323,9
сальдо 11,4 56,3 48,2 46,3 55,4 82,6 113,8 133,8 125,6 171,7 108,2 167,4 198,1
Russia and Its Constituent Territories in terms of Membership in the World trade Organization
• дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая налогообложение и предложение к продаже, рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.;
• применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер;
• применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары);
• ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям;
• увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор);
• включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор);
• применять экспортные субсидии в любых формах;
• применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования;
• предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары);
• ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам;
• ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами или услугами;
• дискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и Таможенном союзе);
• ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениями;
• лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги условиями, которые выходят за
рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги;
• дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.
С приходом на российских рынок иностранцев начнется передел рынка страховых и банковских услуг. Согласно договоренностям с членами ВТО в переходный период продолжительностью 9-10 лет иностранные страховщики будут допущены на российский рынок (в отличие от банков, которым разрешат открывать только «дочек»).
Сторонники членства России в ВТО утверждают, что, вступив в ВТО, она получила дополнительную возможность усилить свою интегрированность в мирохозяйственные связи. Без присоединения к ВТО Россия не смогла бы успешно продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды.
Очевидными плюсами вступления России в ВТО являются, во-первых, получение лучших условий доступа российской продукции на иностранные рынки; во-вторых, создание благоприятного климата для инвестиций в Россию и расширение возможностей для российских инвесторов; в-третьих, получение права на участие в выработке правил международной торговли с учетом национальных интересов России. Ниже приведены систематизированные выгоды и потери нашей страны от присоединения к ВТО (табл. 2).
Таким образом, последствия присоединения России к ВТО противоречивы и далеко не однозначны. Вместе с тем, по мнению автора, соотношение «плюсов» и «минусов» с учетом их удельного веса дает достаточные основания для признания целесообразности шага, сделанного нашей страной.
Вступление в ВТО неизбежно приведет к определенным изменениям внеш-
^ Aleksandr I. TARASOV
Head of Department
Directorate of the Ministry of Industry
and Trade of the Russian Federation
in the Ural Region
620031, RF, Yekaterinburg,
pl. Oktyabrskaya, 1
Phone: (343) 388-13-27
E-mail: aleksandrraskovalov@mail.ru
Key words
world trade organization
integration
global economy
foreign economic activity
export
import
constituent territory of the Russian federation
Summary
In the article the author evaluates feasibility of Russia's accession to the World Trade Organization (WTO) as the decisive factor in its further integration into the global economy. The author suggests a model to monitor readiness of Russia's enterprises to operate in the new economic environment. The model makes it possible to take effective managerial decisions to minimize negative consequences of Russia's accession to the WTO.
JEL classification
F13, H25, H7
UpRAvLENETs № 3/43/ 2013
УПРАВЛЕНЕЦ № 3/43/ 2013
Источники
1. Линецкий А.Ф. Вступление России в ВТО как важнейший фактор ее интеграции в мировую экономику // Балтийский регион. 2011. № 4 (10).
2. Россия и Всемирная торговая организация. 11В1_: www.wto.ru;www.wto.org.
3. Татаркин А.И., Линецкий А.Ф. Развитие внешнеэкономической деятельности России на основе использования особенностей социально-экономического комплекса региона // Экономика региона. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2009. № 1(17).
4. Федеральная служба государственной статистики. 1^1.: 1пир/Лм^.д1«.ги
5. Федеральная таможенная служба РФ. http://www.customs.ru
References
1. Linetskiy A.F. Russia's accession to the WTO as a crucial factor of its integration into the global economy. [Vstuplenie Rossii v VTO kak vazhneyshiy faktor eye integratsii v mi-rovuyu ekonomiku]. Baltiyskiy region - Baltic region, 2011, no. 4(10), pp. 69-78.
2. Russia and the World Trade Organization. Available at: www.wto.ru;www.wto.org.
3. Tatarkin A.I., Linetskiy A.F. Development of foreign trade activities in Russia on the basis of use of social-economic complex peculiarities of the region. [Razvitiye vnesh-neekonomicheskoy deyatelnosti Rossii na osnove ispolzovania osobennostey sotsial-no-ekonomicheskogo kompleksa regiona]. Ekonomika regiona - Region's economy, 2009, no. 1(17), pp. 125-135.
4. Federal State Statistics Service. Available at: http//www.gks.ru
5. Federal Customs Service of the RF. Available at: http://www.customs.ru
Таблица 2 - Выгоды и потери от присоединения России к ВТО [2]
Выгоды Потери
Россия может принимать участие в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных текущих и стратегических интересов Россия лишается возможности принятия самостоятельных экономических решений, что может нанести непоправимый ущерб целым отраслям промышленности. не может автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО
Россия получает лучшие условия для доступа российской продукции на иностранные рынки России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, т.е. установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины. Должны быть приняты обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий
Вступление в ВТО создает более благоприятный климат для инвестиций в Россию и расширяет возможности для российских инвесторов Банковская и страховая сфера деятельности России может не выдержать конкуренции с ведущими иностранными компаниями. Россия не сможет включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке, применять максимальные или минимальные обязательные цены, предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю, ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам
Будут созданы условия для устранения дискриминации российских товаров и услуг на внешних рынках. Россия может вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки, снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получет доступ к системе разрешения споров ВТО и возможности принудительного исполнения решений Россия не может дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая налогообложение и предложение к продаже, рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.; дискриминировать товары, услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами, услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и Таможенном союзе); увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор); применять экспортные субсидии в любых формах; дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой
ВТО предоставляет возможность получения Россией компенсаций за ущерб, понесенный в случае дальнейшего расширения Таможенного союза ЕС. Участие России в ВТО способствует укреплению отношений в рамках СНГ Россия не сможет ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям; ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениями; применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер; применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования в СМИ
Участие России в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок ясным правилам, существенно сократит возможности лоббирования, так как она будет связана жесткими обязательствами. Участие в ВТО предполагает стабильность законодательства, основанного на многосторонних нормах, что существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций и расширяет возможности для российских инвесторов России предстоит внести изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО. В частности, речь пойдет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации
Модель мониторинга готовности предприятий в субъекте Федерации к работе в условиях ВТО [1]
ней среды. Прежде всего, это усиление конкуренции на внутреннем рынке за счет выполнения требований ВТО, таких как снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т.д. Это приведет к облегчению проникновения на внутренний рынок и значительному увеличению потока импортных товаров и услуг. Кроме того, российские предприятия в соответствии с будущими изменениями законодательства в области технического регулирования должны будут в обязательном порядке использовать международные технические нормы и процедуры подтверждения соответствия.
Все это обязывает предприятия России планомерно осуществлять ком-
плекс мер по повышению качества своей продукции и инновационности производства, обновлению технологий и повышению квалификации персонала, организации сертификации, изменению организационного поведения и т.д.
Учитывая что в процессе интеграции России в мировую глобализированную экономику все более возрастает роль субъектов Российской Федерации [3], на взгляд автора, представляет определенный научный интерес разработка и использование модели оценки их готовности к функционированию в рамках членства страны в ВТО.
Автор предлагает адаптированную модель мониторинга степени готовности субъекта Федерации к новым экономическим условиям (см. рисунок).
Использование данной модели позволит объективно оценить степень готовности субъекта Федерации к работе в условиях членства России в ВТО в определенный промежуток времени, а значит, запланировать и реализовать комплекс соответствующих мероприятий.
В завершение отметим, что задача определения степени готовности предприятий в субъектах Федерации к работе в условиях членства России в ВТО и возможных последствий для них от состоявшегося присоединения, хотя достаточно сложна и трудоемка, теоретически и практически разрешима. Это позволит своевременно выработать эффективные управленческие решения и принять необходимые корректирующие меры.
UPRAVLENETS № 3/43/ 2013