© Фёдоров М. В., Линецкий А. Ф., 2008
ФЁДОРОВ Михаил Васильевич
Доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, ректор
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-02-46 e-mail: [email protected]
ЛИНЕЦКИй Александр Фёдорович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 266-13-47, (912) 247-87-89 e-mail: [email protected]
Методология оценки готовности России к вступлению в ВТО
Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО), страны-члены ВТО, товар, услуги, таможенные пошлины, методология, модели, оценка, конкурентоспособность.
Аннотация. Рассмотрены современная ситуация вступления России в ВТО, последствия для России после присоединения к ВТО. Проанализированы различные методы определения конкурентоспособности экономических объектов, обоснована возможность реальной оценки степени готовности России к работе в условиях ВТО.
Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), продолжающийся уже почти 15 лет, в настоящее время значительно осложнился. Перспективы вступления России в ВТО «не являются близкими», заявил 12 августа 2008 г. К. Гутьеррес. Предложил пересмотреть результаты переговоров о вступлении России в ВТО в связи с ее действиями в Южной Осетии и будущий Президент США Б. Обама [1].
В свою очередь, на заседании Президиума Правительства России 25 августа 2008 г. премьер-министр Российской Федерации В. В. Путин по вопросу вступления России в ВТО заявил: «Мы выполняем все взятые на себя обязательства, а до сих пор этот процесс не завершен. Между тем наша экономика несет достаточно большую нагрузку» [3. С 2]. В связи с этим первый заместитель Председателя Правительства РФ И. И. Шувалов объявил, что правительство РФ не видит в ближайшее время перспектив вступления и выходит из ряда ранее принятых соглашений, хотя вступление в ВТО остается экономическим приоритетом России.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что вхождение России в ВТО может негативно сказаться на деятельности ряда предприятий, отраслей и российской экономики в целом (экономических объектов). В этой связи необходима оценка их готовности к работе в условиях ВТО для определения направлений работы по повышению конкурентоспособности.
Вопросами конкурентоспособности в России занимаются не столь продолжительное время, чтобы можно было утверждать об изученности проблемы.
Свой вклад в разработку теоретических и методологических аспектов оценки конкурентоспособности предприятия внесли многие зарубежные и отечественные ученые. Однако предлагаемые ими методики имеют те или иные недостатки.
Целью статьи является рассмотрение современной ситуации на переговорах по вступлению России в ВТО, а также общей методологии оценки готовности экономических субъектов России к работе в условиях ВТО на основе мониторинга их деятельности по показателям конкурентоспособности.
Научная новизна работы состоит в обосновании возможности реальной оценки степени готовности экономических субъектов России к работе в условиях ВТО.
ВТО - это важнейший институт, обеспечивающий организационно-правовую основу системы международной торговли. В настоящее время в ВТО входят 153 страны мира (по состоянию на август 2008 г.) [13]. На долю государств-членов ВТО приходится 96% мировой торговли товарами и услугами.
Сроки вступления стран в ВТО зависят от многих факторов, в том числе от соответствия законодательства нормам ВТО, жесткости переговорной позиции партнеров и, наконец, от политической ситуации (на данный момент этот фактор является определяющим для России).
Началом процесса вступления России послужило ее обращение в 1993 г. в секретариат Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), преемником которого в 1995 г. стала ВТО, с официальной заявкой о присоединении. В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ВТО.
О чем мы уже договорились? Наиболее проблемными странами, с которыми у России остались невыясненные отношения, являются США и Грузия. Причем Грузия является редчайшим примером в практике ВТО, когда государство, подписав соглашение, отзывает его.
США продолжают выдвигать требования по защите прав владельцев интеллектуальной собственности. Особое внимание американская сторона уделяет недостаточной, по ее мнению, правоприменительной практике, выявлению и закрытию интернет-сайтов, незаконно распространяющих произведения и фонограммы, пресечению импорта и экспорта контрафактной продукции.
В сфере тарифной политики по условиям доступа в переходные периоды иностранных товаров на российский рынок импортные средневзвешенные пошлины на промышленные товары снижаются с 10,2 до 6,9%, а на сельскохозяйственные товары - с 21,5 до 18,9%.
В доступе на российский рынок иностранных услуг и поставщиков по итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т. е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО.
В системных вопросах по приведению российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО переговоры продолжаются.
Какие последствия грозят России после присоединения к ВТО? Расчет политических, экономических и иных последствий присоединения России к ВТО объективно сложен. После присоединения к ВТО Россия не сможет: автономно повышать импортные таможенные тарифы; дискриминировать импортные товары и услуги на всех стадиях транспортировки и продажи; применять максимальные или минимальные обязательные цены; ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям; увязывать импорт с обязательством экспорта; включать в инвестиционные обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке; применять экспортные субсидии в любых формах; предоставлять привилегии государственным предприятиям, вовлеченным в торговлю; лицензировать деятельность поставщика услуги и др.
С приходом на российский рынок иностранцев начнется передел рынка страховых и банковских услуг. В переходный период продолжительностью 9-10 лет иностранные страховщики будут допущены на российский рынок (в отличие от банков, которым разрешат открывать только «дочек»).
Явные приобретения России от вступления в ВТО. Защитники членства России в ВТО утверждают, что без ее участия в ВТО она не сможет продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды. Ниже в таблице приведены аргументы за присоединение России к ВТО.
Аргументы за присоединение России к ВТО
Современная ситуация Ситуация после присоединения
Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли, что ставит под угрозу интересы страны Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов
Условия доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки постоянно ухудшаются. Против России применяется более 90 мер дискриминационного характера, ущерб от которых оценивается 3-4 млрд дол. США Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки, снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг, получит доступ к системе разрешения споров ВТО и возможности принудительного исполнения решений
Расширение ЕС за счет государств Восточной Европы и Прибалтики существенно ухудшило условия доступа на рынки этих стран ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае дальнейшего расширения таможенного союза ЕС
Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности Участие в ВТО предполагает стабильность законодательства, основанного на многосторонних нормах, что существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций и расширяет возможности для российских инвесторов
Субъекты РФ часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам Региональное законодательство будет приведено в соответствие с обязательствами России
Интеграция России и других стран СНГ идет крайне медленно и поставлена под угрозу в связи с присоединением к ВТО на данный момент пяти стран СНГ Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, таможенного союза
Лоббирование интересов отдельных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей. Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива Участие России в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок ясным правилам, существенно сократит возможности лоббирования, так как она будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации
Анализ соотношения «плюсов» и «минусов» позволяет уверенно утверждать о целесообразности присоединения России к ВТО. Однако, как это уже отмечалось, в настоящее время проблема вступления России в ВТО кроется не столько в экономической, сколько в политической сфере. Гораздо менее экономически развитые страны (Украина, Грузия, Киргизия, Молдова, Армения) в последние годы стали членами ВТО. При этом стратегическое движение России в сторону ВТО необходимо безусловно продолжать. В этой связи уместно привести заявление главы МИД РФ С. В. Лаврова о том, что Россия в любом случае вступит во Всемирную торговую организацию, но уже на нормальных, а не дискриминационных условиях. При этом период до этого вступления пойдет на пользу нашему производителю [7].
Таким образом, вступление в ВТО экономически целесообразно и оправданно, и Россия не отказывается от присоединения к ВТО. В связи с этим возникает необхо-
димость проводить оценку степени готовности России к вступлению в ВТО для выработки мероприятий по ликвидации узких мест.
С учетом этого рассмотрим методологию оценки готовности России к вступлению в ВТО на основе уровня конкурентоспособности экономических объектов.
В основе методов оценки готовности России к вступлению в ВТО лежит разработка системы соответствующих показателей готовности экономических объектов к работе в условиях вступления России в ВТО и проведение периодических мониторингов. Чем более полным и качественным будет состав данных показателей, тем более объективной будет картина по итогам мониторинга и тем более эффективными будут управленческие мероприятия, направленные на подготовку России к вступлению в ВТО.
Показатели готовности предприятий, отраслей и российской экономики России к работе в условиях вступления в ВТО непосредственно коррелируются с показателями конкурентоспособности экономических объектов. Таким образом, система мониторинга степени готовности вступления России в ВТО должна включать в себя прежде всего проведение комплексной оценки их уровня конкурентоспособности.
Существуют аналитические и графические методы оценки конкурентоспособности. Данное деление достаточно условно, так как методы во многом совпадают. Рассмотрим некоторые из них.
Рейтинговая оценка конкурентоспособности используется при целевом сравнении предприятий отрасли и/или региона. Выводы делаются на базе количественного сравнения, т. е. на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности. Далее рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге. Недостаток данного метода заключается в том, что сложно получить исходные данные, рассчитать показатели, а также полно учесть качественные характеристики деятельности предприятия.
Предлагается такая оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли. Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота объекта в его общем объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности. Данный метод определяет место фирмы на рынке, однако, так же, как и рейтинговая оценка, не позволяет определить причины выявленного положения фирмы, разработать необходимую стратегию.
Следующим шагом в развитии методологии оценки конкурентоспособности предприятия можно считать создание методик, использующих в качестве основы оценку товара/услуги. К ним относятся методики Р. А. Фатхутдинова [9] и А. А. Воронова [4]. Необходимо отметить, что проводить сравнение с товарами-аналогами очень важно, однако данные методики сфокусированы на конкурентоспособности товара как единственном определяющем факторе конкурентоспособности предприятия, а это не соответствует реальной действительности.
В этом смысле более состоятельными являются методики оценки конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции: И. А. Максимовой [5], А. С. Шальминовой [10] и Д. А. Мильгром [6] Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, в которых наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. Данная оценка конкурентоспособности охватывает все наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности предприятия, однако для сбора необходимой для анализа информации во всех трех методиках используются только экспертные методы.
Наиболее полным является интегральный подход к оценке конкурентоспособности, при котором интегральный коэффициент конкурентоспособности рассчитывается на основе ряда частных показателей. Интегральный подход дает возможность полностью охватить внутрифирменную деятельность, учитывая при этом динамику показателей.
К данным методам относятся методики В. Л. Белоусова [2], А. А. Воронова [4], а также Е. В. Поповой и Х. А. Фасхиева [8]. Они охватывают не только показатели конкурентоспособности товаров, но и таких сфер, как производственная деятельность, финансовое положение, маркетинговая политика предприятия. Хотя данные методы и охватывают практически все критерии конкурентоспособности, тем не менее они предполагают анализ предприятия как бы изолированного от остального рынка, так как дают результат собственно деятельности предприятия.
Методология оценки конкурентоспособности предприятия получила дальнейшее развитие в работе С. В. Кортова, касающейся разработки системы показателей конкурентоспособности предприятий в условиях вступления России в ВТО. Данная модель включает в себя оценку по пяти основным преимуществам предприятия: превосходный товар, эффективный маркетинг, технологическое лидерство, преобразующий менеджмент и инвестиционная привлекательность. Использование данной модели осложняется отсутствием необходимых показателей о хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.
Каждая из рассмотренных выше методик имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы выявить, какая методика является наиболее полной и подходящей для оценки конкурентоспособности какого-либо экономического объекта, необходимо сформулировать требования, которым она должна отвечать.
В этой связи Х. А. Фасхиевым сформулированы 25 квалиметрических требований к методам измерения конкурентоспособности предприятия [8]: пригодность, достаточность, уникальность, надежность, квантифицируемость, индивидуальность, ин-тегральность, нетрудоемкость, гибкость, оперативность, улучшаемость, количествен-ность, одинаковость, глобальность, единственность, сравнимость, воспроизводимость, всесторонность, чувствительность, монотонность, точность, динамичность, направленность, управляемость и экономическая эффективность.
Можно утверждать, что данные требования охватывают практически все аспекты требуемой методики. Однако проводить анализ методик по всем этим параметрам -процесс достаточно трудоемкий.
В связи с этим можно предложить ряд сгруппированных и упрощенных требований, которым должна соответствовать методика оценки конкурентоспособности предприятия в условиях вступления России в ВТО:
1) пригодность - система показателей должна в комплексе освещать поставленную цель исследования (уровень конкурентоспособности в условиях вступления в ВТО).
2) простота в использовании - методика должна быть простой в расчетах («не перегруженной»), обеспечена необходимой информацией.
3) качественность - минимально возможное количество показателей при максимальном охвате всех сторон поставленной цели исследования.
4) единый подход - методика должна быть универсальной, т. е. применяться к предприятиям разных отраслей промышленности, разного масштаба, типа производства и т. п.
Используя перечень требований, можно выбрать наиболее оптимальные методики оценки конкурентоспособности для каждого конкретного ключевого экономического объекта, применяя которые в конечном итоге можно оценить степень готовности России к присоединению к ВТО в целом.
Таким образом, задача определения стартовых позиций России перед грядущим вступлением в ВТО и, соответственно, степень ее готовности, а также возможных последствий для нее от присоединения к ВТО достаточно сложна и трудоемка, но теоретически и практически возможна.
Источники
1. Барак Обама предложил закрыть путь в ВТО для России // NEWSru.com. 2008. 13 авг.
2. Белоусов, В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.
3. В ВТО без соглашений // Российская газета. 2008. № 179.
4. Воронов, А. А. Измерение эффективности и качества работы машиностроительных предприятий в условиях рынка / А. А. Воронов // Машиностроитель. 2003. № 3.
5. Максимова, И. А. Оценка конкурентоспособности предприятия / И. А. Максимова // Маркетинг. 1996. № 3.
6. Мильгром, Д. А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий / Д. А. Мильгром // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2.
7. Россия обязательно вступит в ВТО // РИА Новости. 2008. 26 авг.
8. Фасхиев, Х. А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х. А. Фасхи-ев, Е. В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4.
9. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг: учебник / Р. А. Фатхутдинов. М. : БШ, 2000. С. 67-68.
10. Шальминова, А. С. Инновационное бизнес-планирование развития приоритетной отрасли / А. С. Шальминова // Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань : Изд-во КФЭИ, 2000.
11. www.wto.ru; www.wto.org.