Научная статья на тему 'Правила ВТО для экономики России: потенциальные выгоды и потери'

Правила ВТО для экономики России: потенциальные выгоды и потери Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ ВТО / ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К ВТО / ЕГО ВЫГОДЫ И ПОТЕРИ / PRINCIPLES / WTO FUNCTIONS / JOINING OF RUSSIA TO THE WTO / ITS BENEFITS AND LOSS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабашев Владимир Алексеевич

Дана характеристика Всемирной торговой организации (ВТО): ее принципов, функций. Названы сроки присоединения России к ВТО. Выявлены потенциальные выгоды и негативные последствия присоединения России к ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULES OF THE WTO FOR THE CONOMY OF RUSSIA: POTENTIAL BENEFITS AND LOSSES

The characteristic of the World Trade Organization (WTO) is given: its principles, functions. Terms of joining of.Russia to the WTO are named. Are revealed потенциальны benefits and negative consequences of joining of Russia to the WTO.

Текст научной работы на тему «Правила ВТО для экономики России: потенциальные выгоды и потери»

УДК 339.54

ПРАВИЛА ВТО ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ И ПОТЕРИ

В. А. Шабашев

RULES OF THE WTO FOR THE ECONOMY OF RUSSIA: POTENTIAL BENEFITS AND LOSSES

V. A. Shabashev

Дана характеристика Всемирной торговой организации (ВТО): ее принципов, функций. Названы сроки присоединения России к ВТО. Выявлены потенциальные выгоды и негативные последствия присоединения России к ВТО.

The characteristic of the World Trade Organization (WTO) is given: its principles, functions. Terms of joining of.Russia to the WTO are named. Are revealed потенциальны benefits and negative consequences of joining of Russia to the WTO.

Ключевые слова: принципы, функции ВТО, присоединение России к ВТО, его выгоды и потери.

Keywords: principles, WTO functions, joining of Russia to the WTO, its benefits and loss.

Переговорный марафон о присоединении России к ВТО длиною в 18 лет завершился. 18 декабря

2011 года восьмая Министерская конференция ВТО в Женеве утвердила списки услуг и обязательств, принимаемых РФ, что явилось основанием для присоединения к ВТО.

Глава Минэкономразвития Э. Набиулина и Гендиректор ВТО Паскаль Лами поставили подписи под протоколом о присоединении России к ВТО.

Затем, в течение 220 дней (до середины июля

2012 года), парламент России должен ратифицировать документы о присоединении, после чего через 30 дней она станет полноправным членом ВТО [1].

Министр экономического развития Э. Набиулина, выступая на этой конференции, подчеркнула, что мир переживает не лучшие времена, которые могут спровоцировать рост протекционизма, и Россия вместе с ВТО готова не допустить такого развития событий.

С присоединением России Всемирная торговая организация будет регулировать 97 % мировой торговли и превращает эту организацию в подлинно Всемирную торговую организацию по замечанию торгпреда США Р. Кирка.

Общепризнано, что присоединение РФ к ВТО является в определенной мере политическим шагом: стране, входящей в шестерку ведущих экономических мировых держав, не престижно быть вне ВТО.

Дадим характеристику ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная для урегулирования торговых проблем в соответствии с соглашением крупнейших торговых стран мира о снижении экспортных и импортных барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 года как преемница Генерального Соглашения о торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, в подчинении которой находится Генеральный совет, выполняющий текущую работу. Секретариат ВТО базируется в Женеве.

На конец 2011 года членами ВТО являлись 154 страны, на долю которых приходится мировой торговый оборот в размере $ 14,85 трлн в 2010 году.

Основополагающими принципами ГАТТ / ВТО является:

- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, в том числе товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики и разрешения торговых споров путем консультаций, переговоров через суд [2].

Важнейшими функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей;

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

- мониторинг национальной торговой политики;

- сотрудничество с международными специализированными организациями [2].

Таким образом, главные задачи стран-членов ВТО - торговля на основе справедливой конкуренции для получения экономических выгод и повышения конкурентоспособности своих товаров.

Длительность переговорного процесса объясняется сложными процедурами обсуждения с большим числом стран и отстаиванием выгодных для России условий. Большинство экспертов полагают, что наши переговорщики добились приемлемых (насколько это возможно) для нас условий.

В то же время, если западные бизнесмены с радостью встретили это событие, то значительная часть российского экономического сообщества (в том числе и министр промышленности и торговли) видят негативные последствия вступления России в ВТО.

Следует подчеркнуть, что условия ВТО для России будут действовать не сразу. Первый год будет подготовительным, адаптационным: все таможенные тарифы будут неизменными; будет окончательно приведено законодательство в соответствие с

правилами ВТО и сделает его более прозрачным и понятным для иностранного бизнеса (уже откорректировано 300 нормативно-правовых документов); органы власти и бизнес, изучив условия ВТО, будут разрабатывать меры (экономические, организационные и пропагандистские) по адаптации к ним, по снижению потенциальных потерь и получению наибольших выгод. Затем, постепенно по каждой товарной группе будут снижаться тарифные пошлины в течение 7 лет. Взвесим плюсы и минусы функционирования экономики России в условиях ВТО.

Потенциальные выгоды

Первое. Улучшение имиджа России в мире как полноправного субъекта международной торговли, участвующего в выработке правил ВТО с учетом своих национальных интересов.

Второе. Есть макроэкономические оценки экономического эффекта от вступления РФ в ВТО: 3 % прироста ВВП в среднесрочном периоде и 10 % - в долгосрочном. Это слишком оптимистические прогнозы Министерства экономического развития. Они основаны на моделях общего равновесия, полагая, что рабочая сила и капитал будут перетекать из неконкурентных отраслей в конкурентоспособные. Проблематично, что это будет носить системный характер [3, с. 24].

По оценке министра финансов РФ А. Силуано-ва, членство РФ в ВТО даст до 0,4 % ВВП РФ в течение десяти лет (в три раза ниже ранее дававшихся оценок Всемирного банка) [4, с. 1].

Большинство экспертов считают, что основной экономический эффект получим через 10 - 15 лет за счет коренной перестройки экономики на инновационной основе благодаря внешним стимулам принуждения и технологического обновления.

По расчетам Высшей школы экономики, до 2015 года прогнозируется ежегодный рост импорта в размере 1 - 2 %, легализация импорта - в размере

1,5 % [5, с. 5]. Увеличится импорт из Евросоюза, из Китая.

Третье. Ведущим официальным аргументом за присоединение России к ВТО является расширение доступа российских экспортеров к мировым рынкам. Реально это коснется компаний, которые экспортируют не более 10 % от всего российского экспорта (торговля углеводородами и биржевыми металлами нормами ВТО не ограничиваются) [6, с. 17].

Расширение экспорта может увеличить экономический рост с нынешних 4 % ВВП до прежних 7 %. По расчетам специалистов, устранение барьеров для экспорта создаст в стране до 40 тысяч новых рабочих мест.

Четвертое. Дополнительные преимущества получат компании, работающие на экспорт, в случае антидемпинговых разбирательств. Ежегодные потери от дискриминационных санкций составляют более $2 млрд.

Дело в том, что, в соответствии со ст. 13 Марракешского соглашения об учреждении ВТО, оговаривается возможность «неприменения многосторон-

них торговых соглашений между отдельными членами». Если Конгресс США не отменит поправку Джексона-Вэника, то нормы ВТО не будут применяться в торговле между Россией и США до ее отмены.

К тому же, членство РФ в ВТО - шаг к отмене злополучной поправки Джексона-Вэника в США.

Пятое. Снижение таможенных тарифов приведет к росту импорта товаров в Россию, развитию конкуренции на внутреннем рынке, которое будет стимулировать повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Шестое. Явной выгодой для российского потребителя в первые годы уменьшения таможенных тарифов будет снижение цен на ряд товаров: автомобили (на 2 - 5 %); лекарства, продукты питания (говядина, свинина, мясо птицы, овощи, фрукты, молочные продукты, масло, сахар), мобильные телефоны, компьютеры, бытовая техника, электроника и ряд других товаров.

Седьмое. Увеличение иностранных инвестиций в Россию позволит ускорить модернизацию отечественной промышленности. Это в конечном счете будет способствовать уходу от сырьевой модели российской экономики. Рост совместных предприятий внутри страны, кооперация с иностранными партнерами на внешних рынках будут способствовать повышению эффективности менеджмента, росту конкурентоспособности отечественного бизнеса.

Восьмое. Возрастают требования к качеству рабочей силы. Это даст новый импульс к росту качества подготовки специалистов со среднеспециальным и высшим образованием.

Девятое. В ходе переговоров достигнуто соглашение, что вступление России в ВТО не затруднит работу Таможенного союза России с Казахстаном и Белоруссией.

Десятое. Надо учесть, что выиграют от вступления в ВТО оптовики-импортеры, сыграв на снижении таможенных пошлин.

Одиннадцатое. Присоединение РФ к ВТО будет способствовать не только повышению эффективности внешнеэкономической деятельности за счет упрощения системы таможенных пошлин, прозрачности условий торговли, понижению расходов компаний и повышению товарооборота. Поскольку торговля политики будет осуществляться в интересах экономики в целом, уменьшится влияние лоббистских групп. Применение принципа недискрими-нации сократит возможность произвольного принятия решений и обмана, уменьшит коррупцию.

Первый вице-премьер Правительства РФ И. Шувалов считает, что Россия выторговала себе «небывалые условия» пребывания в ВТО [7, с. 7].

Так ли это, покажет время.

Негативные последствия.

Положительный эффект от вступления в ВТО имеет обратную сторону, которая может быть выражена в негативных последствиях для экономики России.

Первое. Рост конкуренции на отечественном рынке по экспертным оценкам может привести к разорению значительного числа неконкурентных предприятий, возможен рост безработицы в 1,5 -2 раза.

Второе. Возможна потеря контроля за качеством товаров, так как проблематично установить: использовался ли детский труд или труд заключенных, применялись ли неразрешенные химические препараты.

Третье. После некоторого понижения цен возможно их повышение.

Четвертое. Прогнозируется негативные последствия для ряда регионов в виде снижения доходов в бюджеты, где структура производства связана с автомобилестроением, химической промышленностью, машиностроением.

Пятое. Негативные последствия в различных отраслях могут проявиться по-разному.

Автомобилестроение. Отечественные производители скорее всего проиграют в конкуренции с более качественными западными (в том числе китайскими) автомобилями.

Новые и бывшие в употреблении (до 7 лет) иномарки могут подешеветь на 2 - 5 %. Пошлины на новые заграничные автомобили снизятся с 30 до 25 %. Далее, в течение трех лет, они останутся на этом уровне, а потом будут снижаться примерно по

2,5 % в год, пока через семь лет достигнут 15 %. На автомобили старше 7 лет пошлина останется неизменной. Важно отечественным автостроителям в этой ситуации повысить конкурентоспособность своей продукции.

Производство текстиля. Рост импорта товаров легкой промышленности может осложнить ситуацию в российской текстильной отрасли. Снижение пошлин на текстиль с 9,5 до 7,3 %, как и возможное снижение НДС, позволит уменьшить объемы контрафакта на рынке. Сегодня доля контрафакта на рынке текстиля доходит до 50 %, а на рынке одежды

- до 80 % [6, с. 23].

Промтовары. На промышленные товары импортные пошлины снизятся на 3 %, но в большей мере они снизятся на технологическое оборудование, что будет способствовать ускорению обновления основных фондов.

Техника, мобильные телефоны, компьютеры. Средние пошлины в 2011 году на ввоз 1Т-продукции

- 5,4 %, к 2015 году многие из них станут равны 0 %. России предстоит снять все ограничения на импорт техники, содержащей средства шифрования (мобильные телефоны, ноутбуки и др.).

Авиастроение. Россия за семь лет обязана сократить таможенные пошлины на импортируемые в страну широкофюзеляжные дальнемагистральные авиалайнеры с 20 до 7,5 %, а на все остальные суда -до 12,5 %. Это ставит в сложное положение реализацию российского проекта по созданию авиалайнера МС-21, использующего новейшие технологии.

Страховой рынок. Предстоит существенное увеличение на российском страховом рынке иностранных игроков за счет повышения соответст-

вующей квоты с 25 до 50 %. Через девять лет разрешается работа в России «прямых» филиалов иностранных компаний. Можно надеяться, что потребители страховых услуг выиграют от получения более качественных и разнообразных услуг.

Слабым российским страховым компаниям придется уйти с рынка или быть поглощенными крупными российскими или зарубежными страховыми игроками.

Банковский сектор. Российским банкам, наращивая капитализацию, придется вступить в конкуренцию с более сильными и гибкими зарубежными банками, которые могут предложить долгосрочные кредиты и более дешевые кредиты (на 1 - 2 %). Иностранные банки по-прежнему смогут работать в РФ, лишь создавая в нашей стране дочерние структуры.

Россия, в отличие от большинства других стран, отстояла право не пускать к себе филиалы иностранных банков.

Агропромышленный комплекс. В ходе переговоров о присоединении России к ВТО по вопросу о допустимом уровне государственной поддержки сельского хозяйства пришли к соглашению, что это $ 9 млрд в 2012 - 2013 годах с последующим равномерным снижением до $ 4,4 млрд в 2018 году. Это сумма поддержки, которую оказывало государство сельскому хозяйству в 2011 году. Есть резерв государственной поддержки через так называемую «зеленую корзину», расходы на сельское хозяйство в рамках которой не регламентируется правилами ВТО. Речь идет о затратах на науку, маркетинг, инвестиции в мелиорацию, строительство дорог, электросетей, развитие инфраструктуры аграрного сектора.

Однако в АПК есть производство товаров, которое более всего может пострадать от либерализации торговых правил: ввоз свинины, птицы, говядины, риса может подорвать очень сильно отечественное производство этих продуктов.

Определено, что степень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшится ни по одному из основных сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них РФ может даже увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период. Зафиксировано право РФ использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в приемлемых объемах (уровень 2011 года плюс 2 - 2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.

Для снижения риска роста импорта, допустим свинины, будут вводиться защитные меры для поддержки отечественного производителя.

На этот счет следует привести аргументы М. Медведкова - директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития: «Правила ВТО очень гибкие. И если из-за роста импорта возникает ущерб для производителя, можно вводить меры, которые компенсируют негативный эффект. Мы можем оказывать производителям разные формы поддержки. Предоставить субсидии, ввести квоты, повысить пошлины на импорт. Вступление в ВТО

означает, что Вы безвозвратно договорились о низких пошлинах, и если возникают проблемы, от них нельзя избавиться. Для этого, правда, есть определенные процедуры. Но они достаточно публичные, с ясными критериями» [7, с. 7].

Обнадеживающим является опрос журнала «Эксперт» представителей большинства отраслей по поводу готовности к вступлению РФ в ВТО: они далеки от панических настроений [6, с. 17].

Важно, как отмечает академик РАН В. Ивантер, обеспечить грамотное членство в ВТО, которое будет состоять в том, что мы выполняем все правила ВТО, которые нам выгодны, и не выполняем те, которые нам не выгодны. При этом он приводит примеры такого поведения Китаем, США [6, с. 22].

В ближайшие полгода Правительству РФ предстоит определиться с рядом проблем:

- вводить или нет 50 % квоту на участие иностранных банков в совокупном капитале российской банковской системы;

- оспаривать или нет не менее 120 торговых барьеров у своих партнеров, в том числе у Китая;

— научиться разрабатывать меры господдержки, не нарушая правил ВТО, запрещающие прямое субсидирование, влияющее на ценообразование товаров.

Важно, чтобы в процессе функционирования экономики России в условиях ВТО не усилилась разбалансированность межотраслевых пропорций, повышалась конкурентоспособность экономики РФ, качество жизни населения.

Литература

1. Российская газета», 19 декабря 2011 г.

2. Официальный сайт BTO//»www.wto.ru/ сЫо.а8р?1=8ргаука&1=6/20.11.2011.

3. Попов, В. Курсовой рычаг остается у нас / В. Попов // Эксперт. - 2011. - № 46.

4. «Коммерсантъ», 17.12. 2011.

5. «Российская газета», 14.02.2008.

6. «Эксперт». - 2011. - № 46.

7. «Российская газета», 19 декабря 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.