ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
В. М. ТРЕГУБОВА
В статье представлены основные направления переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Рассмотрены основные обязательства государств - членов ВТО, уделено внимание выработке особых условий, нацеленных на смягчение неблагоприятных последствий переходного процесса на экономику России. Приводятся мнения сторонников и противников членства России в ВТО. Особое внимание уделено последствиям вступления России в торговую организацию с точки зрения Всемирного банка, утверждающего, что Россию ждут в основном выгоды. В противовес Всемирному банку приводятся мнения некоторых российских ученых и экспертов, раскрывающих неблагоприятные последствия, ждущие Россию после вступления в ВТО.
Представлены первые результаты экономического развития России как участника ВТО. Приводятся выводы депутатов Госдумы и предпринимателей в ходе «круглого стола», посвященного последствиям вступления Российской Федерации в торговую организацию.
Ключевые слова: ВТО, переговоры, преимущества, бизнес, членство, экономическое развитие.
Россия в 1993 г. подала заявку о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, которое в 1995 было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для изучения торгового режима России и выработки условий ее вступления в ВТО была создана Рабочая группа.
Переговоры по вступлению России в ВТО начались в 1995 г. и сначала были акцентированы на изучении торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
В 1998 г. Россия предоставила предложения по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, после чего начались переговоры на двустороннем уровне.
С 2000 г. переговоры стали происходить по всем вопросам присоединения России к ВТО [2].
Переговоры проходили на основании документов, утвержденных Правительством РФ, и проводились по четырем направлениям:
Тарифные вопросы. Цель данного направления состояла в определении максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Сельскохозяйственные вопросы. Обсуждение вопросов допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора, а также уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Переговоры по данному направлению носили сложный характер.
Доступ на рынок услуг. В рамках данного направления необходимо было согласовать условия доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
Системные вопросы. Задача состояла в определении мер, которые будут предприняты Россией в области законодательства для выполнения своих обязательств как члена ВТО.
Представители российских деловых кругов принимали активное участие в обсуждении российской позиции на переговорах по присоединению к ВТО. С 2000 г., представителями Минэкономразвития было проведено несколько сот встреч по этим вопросам с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей.
По проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки так же были проведены круглые столы, конференции, семинары и другие мероприятия.
В ноябре 2011 г. переговоры были завершены. Пакет документов о присоединении Российской Федерации к ВТО рабочая группа одобрила и внесла на рассмотрение министерской конференции ВТО.
16 декабря 2011 г. на Министерской конференции стран-членов ВТО пакет документов по присоединению России к ВТО был одобрен.
ВТО предоставила России срок для ратификации пакета документов о присоединении к ВТО российским парламентом.
В июле 2012 г. Государственная дума РФ одобрила Протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации, Совет Федерации РФ его ратифицировал, а Президент России В. Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
Таким образом, переговорный процесс завершился, и Российская Федерация 22 августа 2012 г. официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации. Одним из условий присоединения России к ВТО явилась выработка особых оговорок и соглашений, нацеленных на смягчение неблагоприятных последствий переходного процесса на экономику России.
Вступление России в ВТО имеет как сторонников, так и противников.
Рассмотрим позиции обеих сторон.
Противники вступление России в ВТО доказывают, что для России это членство обернется ухудшением экономического состояния государства.
Членство в ВТО накладывает ряд обязательств и в определенной мере ущемляет суверенитет государства в формировании внутренней и внешней экономической политики. Право ВТО стоит над национальным законодательством государства.
Государство, являющееся членом ВТО, не вправе изменить свою политику даже с целью поддержания отечественных предпринимателей, решения продовольственной проблемы. Изменить условия возможно только через три года после вступления в силу договоров [4].
Членство в ВТО запрещает:
1) вводить количественные и качественные ограничения для доступа на свои рынки иностранных компаний;
2) ограничивать экспорт своих ресурсов;
3) блокировать импорт товара по экологическим параметрам;
4) регулировать размер прибыли, который иностранный предприниматель должен инвестировать в принимающей стране, и размер прибыли, которую может вывезти;
5) обязывать иностранного предпринимателя использовать в производстве продукцию, произведенную в принимающей стране;
6) обязывать иностранного предпринимателя принимать на работу население принимающей страны;
7) предоставлять уступки одному члену ВТО без распространения их на всех участников ВТО;
8) лишать частные организации прав, которыми наделены государственные;
9) отдавать предпочтение отечественным инвесторам в ущерб иностранным. Этот принцип ВТО делает незаконной поддержку отечественной промышленности, так как иностранные и национальные инвесторы должны обладать равными правами.
Вступление России во Всемирную торговую организацию стало серьезным испытанием для российских предпринимателей, так как малый и средний бизнес пока не в состоянии соревноваться с иностранными товаропроизводителями ни по качеству товаров, ни по цене. Вероятность завоевания чужих рынков в этих условиях мала, угроза лишиться своего, напротив, велика. В научной литературе в числе причин, сдерживающих рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, уже традиционно называются несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов, а также административные барьеры, в том числе коррупция. Поэтому для России важно выработать комплекс мер, направленных на защиту отечественного производителя [10].
Сторонники ВТО выдвигают свои доводы. Они утверждают, что эта международная организация выступает основным регулятором системы международных торгово-экономических отношений, ее нормы и правила представляют фактически международный торговый закон. Поэтому вступление в ВТО - это объективная необходимость.
Сторонники утверждают, что вступление в ВТО позволяет:
- получить выход в унифицированное правовое пространство;
- участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- обеспечить условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции;
- получить лучшие условия доступа российской продукции на иностранные рынки;
- получить доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- получить международно-правовую защиту в других государствах;
- получить защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных мер;
- получить режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для экспортируемых и импортируемых товаров;
- привести законодательную систему в соответствие с нормами ВТО и создать благоприятные условия для иностранных инвестиций;
- повысить рейтинг и улучшить имидж России в мире как полноправного участника международной торговли.
В ходе переговоров были оговорены особые условия вступления России в ВТО.
Сторонником вступления России в ВТО выступает Всемирный банк, специалисты которого провели свой анализ последствий вступления России в ВТО. По данным проведенного анализа Всемирный банк утверждает, что вступление в ВТО обеспечивает России значительные выгоды, среди которых:
- сокращение барьеров для прямых иностранных инвестиций в сфере услуг, что приведет к сокращению издержек бизнеса и повышению производительности предприятий, которые пользуются такими услугами [5];
- снижение тарифов облегчит российским предприятиям импорт продукции, содержащей современные технологии, что обеспечит повышение производительности и, вероятно, расширение экспорта;
- улучшение инвестиционного климата в России, которое приведет к увеличению основных фондов;
- сектора обрабатывающей промышленности, ориентированные на экспорт, вырастут больше других. Развитие данных отраслей позитивно скажется на национальной экономике России в целом, так как они будут рабочую силу привлекать из менее конкурентоспособных секторов на международном рынке, что благоприятно скажется на росте зарплаты [6];
- ставки заработной платы квалифицированных работников возрастут на 5,5 %, неквалифицированных - на 3,8 %, а доходность капитала увеличится на 1,7 %.
С выводами специалистов Всемирного банка не согласны российские ученые и эксперты, которые называют ряд отрицательных последствий для экономического развития страны [5].
Российские эксперты считают, что выводы Всемирного банка вряд ли претендует на статус независимого исследования о последствиях вступления России в ВТО, так как точный анализ выгод или убытков отдельных отраслей российской экономики возможен только исходя из конкретных условий присоединения России в ВТО. Также выводы не содержат указания на серьезные потери, неизбежные в таком сложном процессе, что говорит лишь о фактическом описании одних выгод с игнорированием отрицательных эффектов.
Российские ученые и эксперты представили свои выводы о том, что даст членство России в ВТО:
1) ограничит возможности государства регулировать экономические процессы, оказывать поддержку отечественному предпринимательству и защищать внутренний рынок от иностранной конкуренции;
2) не увеличит объем и не изменит структуру российского экспорта;
3) кроме продукции горнодобывающих отраслей Россия ничего не может предложить на экспорт из-за слабости перерабатывающей промышленности, которая может не выдержать конкуренции со стороны импорта;
4) устаревшее изношенное производство не позволит повышать производительность труда и наращивать экспорт;
5) создать конкурентоспособную перерабатывающую промышленность за семь отведенных лет едва ли удастся при нынешней макроэкономической политике;
6) за двадцать лет разговоров о необходимости переориентации экономики не создали конкурентоспособную перерабатывающую промышленность;
7) отсутствие государственной системы внешнеэкономической информации для бизнеса лишает его зарубежные операции необходимого информационного обеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам.
Членство России в ВТО выгодно прежде всего российским экспортерам топливно-энергетических ресурсов и странам-импортерам этих природных богатств российского народа.
Российскими экспертами внесены свои предложения. Для занятия достойного положения в мировом рыночном пространстве требуется [4]:
1) поменять векторы государственной макроэкономической национальной политики;
2) пересмотреть механизм государственного регулирования национального хозяйства.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности [1], опубликованном аналитической группой Всемирного экономического форума в сентябре 2012 г., Россия из 144 занимает 67-е место и практически по всем показателям, отражающим условия для инноваций и ведения бизнеса, активно теряет позиции. Причем ухудшение ситуации наблюдается в тех секторах, которые власти называют приоритетными. Основными проблемами для экономического развития в России эксперты называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата и высокие налоговые ставки.
Малый и средний бизнес в России в основном развит в сфере торговли и услуг и слабо - в производстве и в сельском хозяйстве. Состояние сельского хозяйства олицетворяет собой общее положение дел в стране [9].
Российские эксперты отмечают, что вступление России в ВТО вряд ли приведет к какому-то росту отечественного экспорта и повышению конкурентоспособности российских предприятий по следующим причинам:
- ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, а российский экспорт, в основном составляют сырье и топливо [3];
- изношенность производственных мощностей отечественной промышленности не позволит быстро изменить структуру российского экспорта в сторону перерабатывающих отраслей;
- Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой организации;
- российская промышленность пока не готова существенно обострить конкуренцию по многим позициям, таким как пищевая, фармацевтическая, автомобилестроительная, легкая и электронная промышленности, малом и среднем бизнесе и т. д. [3]. Вступление в ВТО чревато потерей для России национальной авиапромышленности, причем не только ее гражданской части, но в значительной степени и военной [7]. То же самое относится к автомобилестроению и сельскому хозяйству, так как присоединение России к ВТО приведет к снижению государственной поддержки сельского хозяйства.
По мнению экономистов Российской экономической школы Н. Волчковой и Н. Турдыевой, российские производители за счет конкуренции будут вынуждены снижать цены, однако не всем производителям снижение цен на свою продукцию может оказаться под силу [8].
Исходя из сказанного, многие эксперты полагают, что присоединение России к ВТО отрицательно отразится и на производственной сфере, и в сельском хозяйстве.
Каковы же первые результаты от вступления России в ВТО?
К сожалению, первые итоги вступления негативные. По словам лидеров отечественного производства и ведущих отраслей, этот шаг нанес ощутимый удар по их бизнесу. К такому выводу пришли депутаты Госдумы и предприниматели в ходе «круглого стола», посвященного последствиям вступления Российской Федерации в торговую организацию.
Однако, директор Института экономики РАН, Руслан Гринберг считает, что пока еще ничего провального не произошло, хотя ситуация в промышленности после вступления в ВТО очень сложная.
Валерий Гартунг, первый зампред комитета Госдумы по промышленности говорит: «Присоединение к ВТО - не единственная причина всех бед российской экономики, а лакмусовая бумажка. Мы остались беззащитными, и те преимущества, которые дают политики других стран своим экономикам, обнажились на российских рынках».
Все опасения экспертов подтвердились -за первое полугодие в России возрос импорт, снизились таможенные сборы, упали доходы в бюджет. Все это грозит разорением промышленных предприятий и сокращением числа рабочих мест.
Константин Бабкин, президент Промышленного Союза «Новое Содружество», отметил: «Нам обещали всевозможные блага: это и рост инвестиций, и цивилизованные отношения со всем миром, и развитие экспорта, и снижение потребительских цен, и увеличение эффективности отечественного производства. Но ничего такого мы не видим. К примеру, отгрузка товаров из России за 4 месяца 2013 г. существенно снизилась. Это касается практически всех отраслей. Падение в 9 % в металлургической области - конечно, не катастрофа, но удар. Экспорт основных видов продукции из РФ упал, по некоторым показателям, на 19 %. Импорт, наоборот, возрос: упал только импорт топливно-энергетических товаров. За 4 месяца недополученные доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности упали на 27 %. Ни одна из надежд не оправдалась, а потери экономики даже превысили пессимистические прогнозы». По его мнению, негатив в экономике нельзя списать лишь на один мировой финансовый кризис. «Во всем мире продажи сельхозмашин растут, а в России эта цифра упала на треть, и это не объяснить ничем другим, кроме вступления в ВТО», - уверен он.
Сельскохозяйственные ассоциации отчитались, что в животноводстве, в производстве свинины, говядины, мяса птицы и молока практически все предприятия находятся в убытках, рентабельных не осталось.
Мушег Мамиконян, президент Мясного Союза России, сказал в Госдуме: «Колоссальные инвестиции, которые были сделаны в отрасль до вступления в ВТО, не принесут прибыли. Одна только отрасль свиноводства в 2013 г. получит ориентировочно около 50 млрд убытков.
Зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам, Сергей Доронин отметил: «В молочной
индустрии около 30 % продукции замещено сырьем белорусского происхождения, и это ударит по отечественным инвесторам». О падении производства молока за последний год заявляет и Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока. За первый квартал этого года, впервые за всю современную историю РФ, падение производства молока, по официальным данным, составило более 5 %, неофициальным - более чем на 10 %. «Впервые в России в летнее время наблюдался дефицит молока» - заявил Даниленко и добавил, что необходима господдержка, а иначе вскоре молоко станет продуктом для состоятельных людей.
Каковы же дальнейшие действия?
Первым напрашивается решение о выходе России из ВТО.
С одной стороны, Валерий Гартунг признает: «Статистика катастрофическая, но выход из организации обойдется нам дороже, чем борьба с последствиями от вступления. Руслан Гринберг считает: «Ставить на обсуждение этот вопрос - очень экзотическая затея. Мы не должны бросаться из крайности в крайность. Мой призыв простой: у нас нет альтернативы, кроме как оставаться в ВТО и бороться за изменение правил, которые нам не нравятся. Наша задача еще и в том, чтобы в рамках Таможенного союза сформировать единую индустриальную политику и проводить ее в жизнь».
С другой стороны, Константин Бабкин говорит: «В выходе из ВТО ничего экзотического нет, и это можно сделать посредством подачи жалобы в Конституционный суд. Если нам невыгодно оставаться в ВТО, если ВТО мешает развитию сельского хозяйства, экономики в целом, грех там оставаться». Бабкин считает, что мы не только ничего не получили от членства в ВТО, но и наше правительство не собирается бороться за то, чтобы что-то получить.
Работающий в нашей стране европейский бизнес считает, что наша экономика чувствует себя намного хуже, чем ожидалось. Такой вывод содержится в ежегодном исследовании «Стратегии и перспективы европейских компаний в России», подготовленном Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) и Международным институтом маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь». Выгоды от вступления РФ в ряды Всемирной торговой организации пока не заметны, экономика тормозит, а инвестиционный климат не улучшается.
Для выхода из создавшегося положения российские эксперты и бизнесмены дали свои рекомендации.
Валерий Гартунг предложил: «Первое, что нужно предпринять, снижать курс рубля или хотя бы не давать ему дальше укрепляться. Это мировой тренд и средство в конкурентной борьбе, который используют Китай, США и Европа. Второе - ограничить рост тарифов естественных монополий. России необходимо использовать опыт КНР: Китай целенаправленно проводит политику поддержки экспорта высокотехнологичных и трудозатратных отраслей. Третье - нужно снижать ставки для реального сектора экономики, уменьшать страховые платежи с фонда оплаты труда».
Александр Бузгалин, профессор МГУ, эксперт Московского экономического форума считает: «Необходимо в срочном порядке понять масштаб проблем, связанных с ВТО. России нужны другие люди во власти. При этом ключевой стратегией для страны должны стать амбициозные цели, которые поведут РФ к прорыву вперед».
Олег Дерипаска, генеральный директор ОК «РУСАЛ», в ходе панельной сессии Петербургского международного экономического форума сказал: «Так как Россия недостаточно подготовилась к вступлению в ВТО, теперь ей срочно нужно создавать условия для роста промышленности. И надо понимать, что делать это придется в открытом режиме. Пока мы пожинаем только часть плодов. Проблемы, с которыми мы столкнулись, это наши проблемы, а не тех, кто нас зазывал в ВТО. И теперь нужно расхлебывать их, используя все ресурсы, которые у нас есть в стране. А их не так уж и много. Государство должно целиком пересмотреть подходы к промышленной политике, в таможенном, антимонопольном законодательстве, финансовой системе. Это единственный способ остаться конкурентоспособными».
С точки зрения Константина Бабкина: «Абсолютный приоритет для России - создание нормальных условий для развития собственной экономики, для реализации и приумножения потенциала народа. Если ВТО вредит такой цели, то туда вступать не нужно».
Эксперты констатируют, что пока непонятно, для кого в России вступление в ВТО оказалось выгодным.
Литература
1. ВЭФ: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013. URL: http://www.i-g-t.org
2. Информационный сайт «Россия и Всемирная торговая организация». URL: http:// www.wto.ru
3. Капитоненко В. В., Деева Е. А. Присоединение России к Всемирной торговой организации и оптимизация национальной экономики с учетом новых требо-
ваний // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3.
4. Петров А. А. Россия как член ВТО: за и против «Право и бизнес: Сборник статей I ежегод. Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В. С. Мартемьянова / под ред. И. В. Ершовой. 2012.
5. Сайт Вести «Экономика». URL: http:// www.ves-tifinance.ru
6. Сайт журнала научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://jurnal.org
7. Сайт фонда «Антикризис». URL: http://rus-crisis.ru
8. Справка Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО // Право ВТО. 2012. № 1. С. 54.
9. Тяпухин С. В. ВТО - глобальный коммерческий проект // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 8. С. 57-68; № 9. С. 69-78. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Черемисина Т. Н. Малое и среднее предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства. // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10. С. 216-220.
* * *
RUSSIA'S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION: EXPECTATIONS AND REALITY
V. M. Tregubova
The main directions of negotiations on the entry of Russia into the World Trade Organization are presented in article. The main obligations of member states of the WTO are considered, the attention to development of the special conditions aimed at softening of adverse effects of transient on economy of Russia is paid. Opinions of supporters and opponents of membership of Russia in the WTO are given. The special attention is paid to consequences of the entry of Russia in trade organization from the point of view of the World Bank claiming that Russia generally waits benefit. In a counterbalance to the World Bank opinions of some Russian scientists and the experts opening adverse effects, waiting Russia after accession to WTO are given.
The first results of economic development of Russia as participant of the WTO are presented. Conclusions of deputies of the State Duma and businessmen are given in a course of "a round table", the entry of the Russian Federation devoted to consequences into trade organization.
Key words: WTO, negotiations, advantages, business, membership, economic development.