Научная статья на тему 'Вступление России в ОЭСР и развитие отечественной «Зеленой» экономики'

Вступление России в ОЭСР и развитие отечественной «Зеленой» экономики Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
193
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РОССИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И НАУКА / ECONOMY / RUSSIA / THE ORGANIZATION FOR ECONOMIC COOPERATION AND DEVELOPMENT / AGRICULTURAL INDUSTRY AND SCIENCE

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Баутин Владимир Моисеевич, Ретеюм Алексей Юрьевич

Присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития наряду с возможностями ускоренной модернизации экономики потребует от России выполнения ряда обязательств, связанных с внедрением в управление сельским, лесным и рыбным хозяйством международных норм и правил. Среди них наиболее важное значение имеют стандарты, которые обеспечивают сертификацию посадочного материала, а также средства контроля качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Баутин Владимир Моисеевич, Ретеюм Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA’S OECD ACCESSION AND PROSPECTS OF NATIONAL «GREEN» ECONOMY

Russia is negotiating to become a member of the Organization for Economic Cooperation and Development. It would accelerate a process of modernization of the national economy but at the same time will require to fulfill a number of obligations related to the management rules in agriculture, forestry, and fisheries. The standards that provide certification of planting material, as well as means of quality control and indicators for sustainable development monitoring are among the most important ones.

Текст научной работы на тему «Вступление России в ОЭСР и развитие отечественной «Зеленой» экономики»

ЭКОНОМИКА

Известия ТСХА, выпуск 1, 2013 год

УДК [339.923:061.1]:502.1

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ОЭСР И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

В.М. БАУТИН1, А.Ю. РЕТЕЮМ2

(' РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева,2 МГУ имени М.В. Ломоносова)

Присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития наряду с возможностями ускоренной модернизации экономики потребует от России выполнения ряда обязательств, связанных с внедрением в управление сельским, лесным и рыбным хозяйством международных норм и правил. Среди них наиболее важное значение имеют стандарты, которые обеспечивают сертификацию посадочного материала, а также средства контроля качества продукции.

Ключевые слова: экономика, Россия, Организация экономического сотрудничества и развития, сельскохозяйственное производство и наука.

В ближайшем будущем ожидается вступление России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет 34 государства, производящих более половины мирового валового внутреннего продукта. Наша страна заинтересована в том, чтобы принять активное участие в деятельности ОЭСР, направленной на обеспечение устойчивого развития экономики за счет внедрения инноваций и структурных изменений.

Какие последствия будет иметь выполнение обязательств перед этой организацией для отечественного сельскохозяйственного производства и науки? Соответствующий анализ позволяет предвидеть картину достаточно сложных процессов адаптации, требующих значительных усилий от всех заинтересованных сторон, в особенности государства.

Документы ОЭСР содержат как директивные указания, так и рекомендации, не рассчитанные на безусловное выполнение. В число наиболее важных для нас норм, принятых в ОЭСР, относятся схемы сертификации семян [15, 17]. Они были впервые приняты еще в 1958 г. для повышения качества посевного материала в сельском хозяйстве Европы. В 2012 г. схемы сертификации семян применяли в 58 странах. Списки сертифицируемых сельскохозяйственных растений, сгруппированных в семь типов (травы, масличные, зерновые, кормовая и сахарная свекла, клевер, кукуруза и сорго, овощи), регулярно обновляются, в настоящее время они включает 200 видов растений и около 50 тыс. разновидностей.

Особое внимание в схемах обращается на условия, обеспечивающие чистоту сорта. Должны быть представлены доказательства однообразия и стабильности

свойств сортов. Количество генераций с перекрестным опылением между сортами должно быть строго ограничено. Для контроля чистоты применяются специальные процедуры тестирования. Соблюдение необходимых условий репродуктивной изоляции при производстве семян необходимо подтверждать полевыми наблюдениями (апробация и обследование семенных посевов) и пост-контрольным тестированием (полевые испытания полученных семян).

Чтобы участвовать в схемах семенной сертификации, Россия должна представить описание национальной системы и копии принятых норм и правил регистрации и сертификации семян. После принятия в ОЭСР российская система сертификации будет считаться эквивалентной другим национальным системам. Российская Федерация официально придерживается системы сертификации ОЭСР, однако в настоящее время ее правила не применяются, так как не подписаны соответствующие международные договора.

В России партии семян, предназначенные для продажи, в соответствии с Федеральным законом «О семеноводстве» [4] должны иметь сертификаты. С 2012 г. обязательная сертификация семян отменена. Контрольные меры за качеством продукции теперь осуществляются на основании закона «О техническом регулировании» [5]. Согласно этому документу определены формы подтверждения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории РФ может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации в рамках зарегистрированных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии систем добровольной сертификации для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, условиям договоров. В настоящее время в России зарегистрированы три системы добровольной сертификации: система сертификации Россельхозцентр, система сертификации Семстандарт и система сертификации ВНИИССОК.

Выполнение требований схем ОЭСР по сертификации семян в России — задача чрезвычайно актуальная. Отмена обязательной сертификации семян не улучшила ситуацию на их рынке. Как свидетельствуют результаты проверок, в целом по стране пятая часть семян не соответствует обязательным требованиям нормативных документов. Широко распространена реализация семян без документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества, растут площади полей, где высевают некондиционные семена.

Серьезно осложняют развитие отечественного семеноводства бюрократические процедуры. Российским компаниям, чтобы ввести в оборот новый сорт требуется до полугода только на прохождение многоэтапных согласований, в то время как иностранные производители затрачивают на получение всех необходимых документов на продажу семян в России всего месяц. Поэтому страна утратила конкурентоспособность по большинству культур, за исключением немногих овощных (капуста, огурец и морковь). К тому же возможности российской селекции недостаточно используются, множество созданных сортов остается невостребованным при доминировании нескольких сортов, давно введенных в оборот. Замедленные темпы обновления сортов негативно отражаются на развитии земледелия и снижают экспортный потенциал страны.

Внедрение схем ОЭСР при условии достаточной поддержки со стороны государства в виде финансирования инновационных программ и регулирования закупоч-

ных цен должно изменить ситуацию в семеноводстве к лучшему. По условиям схем ОЭСР в России, очевидно, потребуется провести большую работу по реорганизации сети региональных органов сертификации. Предстоит внедрить современную систему апробации и удостоверения качества семян, включая полевой контроль. Необходимые затраты окупятся при увеличении урожайности культур на 10-15% и повышении устойчивости производства. Следует ожидать, что положительный эффект от внедрения схем ОЭСР будет максимальным в северных и восточных субъектах Российской Федерации, где велика доля посевного материала низкого качества.

В 1967 г. специалисты ОЭСР разработали схему контроля лесного репродуктивного материала, которая была существенно обновлена в 1974 и в 2007 г. [20]. В настоящее время схему приняли 25 государств, и объем торговли посадочным материалом между ними достиг 6600 т (это 275 видов растений, занимающих в общей сложности 13,6 млн га). В 2010 г. ОЭСР выдвинула стратегический план развития сектора, нацеленный на улучшение использования генетических ресурсов и устранение технических барьеров в торговле [16]. В рамках этого плана намечается адаптация схемы к быстро меняющимся условиям и новым задачам, в частности, выращиванию леса для нужд сельского хозяйства и энергетики.

В России, в отличие от большинства стран ОЭСР, при искусственном лесовос-становлении используются в основном семена массового сбора в лесных насаждениях. В меньшем количестве используются семена с лесосеменных плантаций и постоянных лесосеменных участков, площади которых пока совершенно недостаточны для удовлетворения потребностей в сортовом семенном материале.

Стратегический план ОЭСР во многом совпадает с положениями Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, разработанной в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации [7]. В целях повышения ресурсно-экологического потенциала лесов предусматривается внедрение модели их интенсивного воспроизводства на селекционно-генетической основе. Для массового производства семян с улучшенными наследственными свойствами и выполнения работ по воспроизводству лесов и лесоразведению будут реа-лизовываться современные методы, в т. ч. с использованием функциональной гено-мики, клонального микроразмножения и генной инженерии, паспортизации объектов постоянной лесосеменной базы на основе генетических маркеров, что позволит значительно повысить качество, темпы и масштабы работ в области лесного семеноводства.

О значении сертификации лесного посадочного материала свидетельствует тот факт, что объем его рынка в России оценивается величиной порядка 1 млрд евро при ежегодном росте продаж на 20-30%. Однако доля отечественного посадочного материала на рынке растений для открытого грунта составляет всего 5-10%. Уменьшению масштабов импорта мешает отсутствие четких правил подтверждения качества. Например, импортный фитосанитарный сертификат выдается партии растений при пересечении границы за несколько часов, а российские питомники вынуждены тратить на получение карантинных сертификатов до 30-40 дней.

Схема ОЭСР по контролю лесного репродуктивного материала и соответствующая стратегия не накладывают на Россию каких-либо строгих обязательств. Практическое ее использование даст положительный эффект, особенно в регионах с большими площадями леса и в районах мегаполисов, являющихся главными потребителями посадочного материала.

Внедрение стандартов торгового качества продукции необходимо для обеспечения санитарно-гигиенической безопасности и получения доступа на экспортные

рынки. В 2012 г. исполнилось 50 лет с момента введения в действие схемы ОЭСР по международным стандартам на фрукты и овощи [9, 14]. В настоящее время необходимость применения этой схемы в России общепризнанна. В соответствии с наилучшей практикой нормативного регулирования ее можно включить в национальное законодательство, чтобы сделать требования ОЭСР обязательными. Распространение информации о стандартах качества продукции очень важно для перехода отечественного земледелия на мировой уровень. Естественно, создание эффективно функционирующей системы инспекции качества потребует времени и ресурсов.

В ОЭСР разработана и принята Стандартная методика официальных испытаний каркасов и кабин безопасности, устанавливаемых на сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторах [17]. Большинство стран-членов ОЭСР имеет национальные станции и органы, ответственные за испытания. Они получают протоколы испытаний защитных кабин, подготавливают их результаты к публикации и периодически издают. Стандартами ОЭСР предусмотрены натурные опрокидывания трактора, причем они не обязательны и проводятся в основном по желанию изготовителя кабины. По правилам техники безопасности защитные кабины или каркасы следует устанавливать на все колесные сельскохозяйственные тракторы.

Значение рассматриваемого стандарта для России определяется, прежде всего, высоким уровнем производственного травматизма в сельском и лесном хозяйстве (рис. 1). Парк нашей сельскохозяйственной техники устарел, до 60-70% техники

Рис. 1. Численность пострадавших на производстве в 2010 г. по видам экономической деятельности в расчете на 1000 работающих [2]

физически изношено. Прогнозируется постепенное увеличение спроса на тракторы (до 60-70 тыс. шт. в ближайшие годы).

В интересах отечественного машиностроения, имеющего тенденции к росту, необходимо принять тракторный стандарт ОЭСР. К настоящему времени проведены переговоры с руководителями секции «Тракторы и стандарты» ОЭСР о развитии сотрудничества и представительства российских испытательных центров в ОЭСР, о совместной деятельности в области гармонизации стандартов, испытаний, сертификации сельхозтехники с целью содействия в продвижении прогрессивной российской сельхозтехники на рынки Европы и зарубежной техники на рынки России.

В деятельности ОЭСР все большее место занимает решение проблемы устойчивого развития. Охрана окружающей среды и экологически обоснованное использование природных ресурсов рассматриваются в тесной связи с процессами улучшений в сельском хозяйстве. В целях мониторинга происходящих перемен в ОЭСР разработана система агроэкологических индикаторов [8]. Эта система предполагает наличие достаточно длинных статистических рядов, по которым можно было бы определить многолетнюю тенденцию изменений хозяйственной деятельности и состояния окружающей среды (см. таблицу). Принятые индикаторы оцениваются с точки зрения их

Агроэкологические индикаторы ОЭСР [7, 8]

Объект Индикатор Определение индикатора Статистическая информация в России

Почва Почвенная эрозия Площадь земель, подверженных водной эрозии различной степени силы (терпимая, слабая, умеренная, сильная, очень сильная) Отсутствует

Дефляция (ветровая эрозия) Площадь земель, подверженная развеванию различной степени силы (терпимая, слабая, умеренная, сильная, очень сильная) Отсутствует

Общее потребление воды в сельском хозяйстве Отсутствует

Использование воды Общее потребление подземных вод в сельском хозяйстве Отсутствует

Доля орошаемых земель Отсутствует

Воды Поступление фосфатов и нитратов в поверхностные и прибрежные воды Отсутствует

Качество воды Число точек сети мониторинга в сельской местности, где концентрация превышает норму для питьевой воды в поверхностных источниках по нитратам и фосфору и по нитратам — в подземных источниках Отсутствует

Число точек сети мониторинга в сельской местности, где в питьевой воде присутствуют остаточные количества пестицидов Отсутствует

Объект Индикатор Определение индикатора Статистическая информация в России

Выбросы аммония Доля сельского хозяйства в общем объеме выбросов Отсутствует

Воздух Использование метилбромида и разрушение озона Количество использованного метилбромида, т Отсутствует

Эмиссия парниковых газов и изменения климата Общий объем парниковых газов (углекислый газ, метан и другие газы), поступающих в атмосферу от сельского хозяйства и его доля в суммарных выбросах Имеется

Число сортов растений, сертифицированных для продажи на рынке по основным группам (фуражные культуры, зерновые, масличные, корнеплоды, бобовые, фрукты, овощи) Отсутствует

Пять доминирующих сортов по каждой категории сельскохозяйственных культур Отсутствует

Площадь, занятая трансгенными культурами Отсутствует

Генетическое разнообразие в сельском Породы сельскохозяйственных животных, сертифицированные для продажи на рынке (по основным группам: крупный рогатый скот, свиньи, птица, овцы, козы) Отсутствует

Видовое хозяйстве Три доминирующие породы сельскохозяйственных животных по каждой из категорий Отсутствует

разнообразие Породы сельскохозяйственных животных, которые находятся под угрозой исчезновения и подлежат охране по специальным программам Отсутствует

Статус охраняемых государством генетических ресурсов сельскохозяйственных растений и животных Отсутствует

Видовое разнообразие флоры и фауны Виды, использующие сельскохозяйственные земли как основное место обитания Отсутствует

Численность определенных групп размножающихся птиц, которые используют сельскохозяйственные земли для гнездования и размножения Отсутствует

Окончание таблицы

Объект Индикатор Определение индикатора Статистическая информация в России

Видовое разнообразие Разнообразие экосистем Трансформация сельскохозяйственных земель для использования их в иных целях и введение в оборот новых сельскохозяйственных земель Отсутствует

Доля «полуестественных» земель (залежей, приусадебных лесонасаждений и т.п.) в общей площади сельскохозяйственных земель Отсутствует

Важнейшие места обитания птиц, где сельское хозяйство серьезно угрожает существованию вида Отсутствует

Управление предприятиями Управление питательными веществами Число (площадь) сельскохозяйственных предприятий, в которых осуществляется планирование при использовании питательных веществ Отсутствует

Число сельскохозяйственных предприятий, регулярно выполняющих почвенные анализы на содержание питательных веществ Отсутствует

Применение пестицидов Площадь сельскохозяйственных земель, где используется интегрированная защита Отсутствует

Охрана почв Площадь сельскохозяйственных земель, где осуществляется охрана почв Отсутствует

Площадь сельскохозяйственных земель, покрытых растительностью весь год Отсутствует

Управление водными ресурсами Площадь сельскохозяйственных земель, где используются различные технологические системы орошения Отсутствует

Управление видовым разнообразием Площадь сельскохозяйственных земель, где применяются методы сохранения видового разнообразия Отсутствует

Органическое земледелие Площадь сельскохозяйственных земель, где ведется или внедряется органическое земледелие Отсутствует

Поступления в сельское хозяйство Питательные вещества Общий баланс прихода и расхода азота Отсутствует

Общий баланс прихода и расхода фосфора Отсутствует

Пестициды Количество использованных пестицидов (в действующем веществе) Отсутствует

Риск применения пестицидов для наземных и водных организмов и человека Отсутствует

Энергия Количество потребленной энергии, ее доля в общих затратах энергии в экономике Отсутствует

значимости для принятия политических решений, научной обоснованности, точности оценки и возможности правильной интерпретации.

К сожалению, в России в настоящее время нет информации по 36 из 37 агро-экологических индикаторов. Значения нескольких показателей могут быть представлены в ОЭСР по экспертным оценкам (это касается эрозии и дефляции почв, использования и качества воды, а также видового разнообразия). Однако в целом требуется организация статистических наблюдений большого круга экологически значимых явлений. Необходимость выполнения такой работы назрела давно. Соответствующая задача была поставлена еще в Указе Президента страны от 1 апреля 1996 г. N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [3], но до сих пор не получила решения.

ОЭСР ведет систематическое слежение за государственной поддержкой сельского хозяйства, используя для этого ряд индикаторов. В качестве основного показателя служит относительная величина общей поддержки сельскохозяйственного сектора (TSE), суммирующая поддержку производителей (PSE), поддержку общих услуг, оказываемых сельскому хозяйству, таких как научные исследования, инфраструктура, инспектирование, маркетинг и продвижение, а также субсидии потребителям. Уменьшение экономической нагрузки, связанной с поддержкой сельского хозяйства, в целом характерно для всех стран ОЭСР, что выражается в сокращении разрыва между внутренними ценами в стране и ценами франко-границы.

Вместе с сокращением уровня государственной поддержки изменяются способы оказания помощи, которая все больше зависит от требований к производителям следовать определенной практике производства для достижения целей охраны окружающей среды и продовольственной безопасности. Несмотря на сокращение уровня поддержки, политические меры, которые считаются искажающим фактором на рынке сельскохозяйственной продукции, продолжают доминировать во многих странах ОЭСР.

В России в последнее время уделялось много внимания оценке роли государства в сельскохозяйственном производстве, для чего привлекалась методика ОЭСР. Выяснилось, что суммирующая поддержка отечественных производителей составляет около 20-25%. Как представляется, реальная величина несколько выше, так как нужно учитывать также бесплатность воды для мелиоративных организаций, которые обслуживают орошаемое земледелие. Однако повышенные значения показателя не могут служить препятствием для вступления России в ОЭСР, где темпы проведения реформ различаются от страны к стране. Уровень поддержки производителей в странах — членах организации варьирует от 1% в Новой Зеландии и 6% в Австралии до 60% в Швейцарии, 61% в Корее и 62% в Норвегии. Уровень поддержки сельского хозяйства в России, оцененной зарубежными экспертами по общепринятой методике, практически не отличается от среднего по ОЭСР (рис. 2).

Как известно, большая часть территории России находится в природных зонах с неблагоприятными условиями для ведения земледелия и животноводства. Отечественная система обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства имеет целый ряд недостатков. Поэтому важное значение имеет использование опыта, накопленного у стран-участниц ОЭСР в области управления рисками [11, 12].

Отдельная тема — использование в России рекомендации ОЭСР по обеспечению устойчивого развития рыбного хозяйства путем «сокращения мощностей там, где они избыточны» [19]. В России перелов рыбы наблюдается в прибрежных акваториях Тихого океана.

Рис. 2. Показатели поддержки производителей и общей поддержки в странах — членах ОЭСР и России [13]

На Пятом Международном конгрессе рыбаков «Рыбная отрасль России — переход к экономике лидерства и инноваций» (Владивосток, 2010 г.) проблема избыточных мощностей обсуждалась как весьма актуальная. В решениях конгресса, в частности, записано, что избыточные мощности добывающего флота представляют собой внутреннюю угрозу для рыбных запасов. Конгресс поставил задачу претворения в жизнь Национального плана (в соответствии с документом ФАО от 1999 г. «Международный план действий по управлению рыбодобывающими мощностями»), включающего в себя требования более осторожного и гибкого подхода в определении нормативов эксплуатации флота и введение более жестких мер дифференцированной оценки и отбраковки промысловых мощностей. Рыбаки выразили заинтересованность в обновлении не только методов и инструментов контроля, мониторинга и управления текущими процессами лова, но и норм соответствия промысловых мощностей состоянию ресурсной базы [6]. К вышеизложенному следует добавить, что весной 2012 г. на министерском совещании АТЭС была принята Казанская декларация по продовольственной безопасности (Kazan Declaration on APEC Food Security), в п. 23 которой говорится о сокращении избыточной мощности рыболовного флота [10].

В число процедур, сопровождающих сертификацию продуктов сельского, лесного и рыбного хозяйства, относится химический анализ, который обеспечивает их безопасность. Соответствующие руководства ОЭСР основаны на принципах надлежащей лабораторной практики. Они используются для определения степени воздействия химических веществ на здоровье людей и окружающую среду. В России правила надлежащей лабораторной практики пока формально закреплены только в сфере доклинического исследования и контроля качества при производстве медицинских

препаратов. Интересы развития инновационной экономики требуют повсеместного внедрения в России принципов надлежащей лабораторной практики.

В заключение необходимо отметить следующее. Общие принципы российского законодательства, регулирующие отношения в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, во многом совпадают с основными положениями документов ОЭСР. Однако существует большое количество частных несоответствий и законодательных пробелов, обусловленных неразработанностью отечественных норм. Значительные упущения обнаруживаются в российской статистической отчетности, что будет препятствовать работе по сравнительному анализу и мониторингу, проводимой в ОЭСР. Кроме того, в переходный период должны быть приняты во внимание основные положения деклараций ОЭСР «Окружающая среда: ресурсы для будущего» (Declaration on Environment: Resource for the Future), «О превентивной экологической политике» (Declaration on Anticipatory Environmental Policy) и «Об экологической политике» (Declaration on Environmental Policy), что особенно актуально в рамках перспективного использования в российском сельском хозяйстве принципов "зеленой' экономики, обеспечивающей такое развитие, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы без разрушения природной основы для воспроизводства жизни человека [1].

Библиографический список

1. Баутин В.М. «Зеленая» экономика как новая парадигма устойчивого развития // Известия ТСХА. 2012. №2. С. 3-4.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:www.

gks. ru.

3. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 1 апр. 1996 г. № 440 // СПС Гарант.

4. О семеноводстве: [Федер. Закон принят Гос. Думой 12 ноября 1997 г.; по сост. на19 июля 2011 г.; № 248] // СПС Гарант.

5. О техническом регулировании: [Федер. Закон принят Гос. Думой 27 дек. 2012 г.; № 184] // СПС Гарант.

6. Резолюция Пятого Международного конгресса рыбаков «Рыбная отрасль России — переход к экономике лидерства и инноваций». URL: www. fish forum.ru / content.

7. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.nacles.ru/poleznaja-infonnacija/strategii/strategija-razvitija-lpk-rossii-na.

8. Environmental Performance of Agriculture in OECD Countries since 1990: Full List of Agri-Enviromnental Indicators. 2010. URL:http://www.oecd.org/tad/sustainableagriculture/agri-enviromnentalindicators.htm.

9. International Standards for Fruit and Vegetables. 1992-2012. URL: http://www.oecd-ili-brary.org/agriculture-and-food/intemational-standards-for-fruit-and-vegetables_19935668.

10. Kazan Declaration on APEC Food Security. URL: www. apec. org/link.asp.

11. Livestock Diseases: Prevention, Control and Compensation Schemes. 2012. URL: http://www.oecd.org/countries/botswana/livestockdiseasespreventioncontrolandcompensation-schemes.htm.

12. Managing Risk in Agriculture: Policy Assessment and Design. 2011.: OECD (2011). Managing Risk in Agricultura: Policy Assessment and besigh OECD Publishing. URL: http: // dx.doi.org/10.1787/9789264116146-en.

13. OECD-FAO Agricultural Outlook 2012-2021. URL: http://www.oecd.org/site/oecd-faoagriculturaloutlook/

14. OECD Fruit and Vegetables Scheme. Guidelines on Objective Tests. 2009. URL: http:// www.oecd.org/tad/standardsforseedstractorsforestfruitandvegetables/47288602.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. OECD Seed Schemas. A Synthesis of International Regulatory. Aspects that Affect Seed Trade. 2012. URLhttp://www.oecd.org/tad/standardsforseedstractorsforestfruitandvegetables/intem ationalregulatoryaspectsseedtrade.pdf.

16. OECD Scheme for the Certification of Forest Reproductive Material Moving in International Trade. Strategic Plan for the OECD Forest Seed and Plant Scheme. 2010. URL: http://www.oecd.org/fr/tad/normespourlessemencestracteursmaterielforestierfruitsetlegumes /46092739.pdf.

17. OECD Schemes for the Varietal Certification or the Control of Seed Moving in International Trade. OECD Seed Schemas "2012" Consolidated version. 2012. URL: http://www.oecd.org/tad/st andardsforseedstractorsforestfruitandvegetables/46091764.pdf.

18. OECD standards Codes for the Official Testing of Agricultural and Forestry Tractors. 2012. URL: http://www.oecd.org/agriculture/standardsforseedstractorsforestfruitandvegetables/oec dstandardcodesfortheofficialtestingofagriculturalandforestrytractors-2013.htm.

19. Recommendation of the Council on Guidelines for the Design and Implementation of Decommissioning Schemes in the Fishing Sector. 2008. URL: http://acts.oecd.org/Instruments/ ShowInstmmentView.aspx?InstrumentID=213.

20 The OECD Scheme for the Control of Forest Reproductive Material. 2007. URL: http:// www.nlcsk.sk/files/1084.pdf.

RUSSIA'S OECD ACCESSION AND PROSPECTS OF NATIONAL «GREEN» ECONOMY

V.M. BAUTIN1, A.JU. RETEJUM2

0 Russian State Agrarian University — K.A. Timiryazev MAA;

2 Moscow State University named in honour of M. V. Lomonosov)

Russia is negotiating to become a member of the Organization for Economic Cooperation and Development. It would accelerate a process of modernization of the national economy but at the same time will require to fulfill a number of obligations related to the management rules in agriculture, forestry, and fisheries. The standards that provide certification ofplanting material, as well as means of quality control and indicators for sustainable development monitoring are among the most important ones.

Key words: economy, Russia, the Organization for Economic Cooperation and Development, agricultural industry and science.

Баутин Владимир Моисеевич — д.э.н., проф., академик РАСХН, ректор РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; тел.: (499) 976-54-90; e-mail: rector@timacad.ru).

Ретеюм Алексей Юрьевич — д.геогр.н., проф. кафедры физической географии и ланд-шафтоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (199991, г. Москва, Ленинские горы, 1; тел.: (495) 939-22-38; e-mail: nauka@geor. msu.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.