Научная статья на тему 'Перспективные направления развития семеноводства в России, как фактор обеспечения продовольственной безопасности'

Перспективные направления развития семеноводства в России, как фактор обеспечения продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1189
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕНОВОДСТВА В РОССИИ / СЕЛЕКЦИЯ / СЕМЕНОВОДСТВО / КАЧЕСТВО СЕМЕННОГО МАТЕРИАЛА / HISTORY / PUBLIC POLICY / PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SEED GROWING IN RUSSIA / BREEDING / SEED PRODUCTION / QUALITY SEED MATERIAL

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Панарина В.И., Мельник А.Ф., Полухин А.А.

Система семеноводства в России за время своего развития претерпевала различные изменения, которые позволяли ей функционировать в тех или иных организационно-экономических условиях. Так, начиная с 1924 г., формируется Государственная сеть сортоиспытания, впервые проводится апробация сортовых посевов и устанавливается государственный контроль за качеством семян, проводится районирование селекционных и местных сортов. За счет внедрения новых сортов не только увеличились площади сортовых посевов, но и урожайность сельскохозяйственных культур. Лишь к концу 80-х годов прошлого столетия предпринятые меры и государственная политика в области селекции обеспечили формирование системы семеноводства сельскохозяйственных культур. Однако распад СССР в 90-х гг. оказал негативное влияние на развитие отечественного семеноводства. Последствиями этого процесса cтало обветшание материально-технической базы, потеря кадров, разбалансированность механизма внедрения новых сортов и отсутствие финансирования со стороны государства. Отечественная селекция и семеноводство дошли до кризисного состояния, уступив свои позиции сортам иностранной селекции, превосходившим по качеству и продуктивности отечественные, сделав их не конкурентоспособными на российском рынке. Несмотря на предпринятые меры, в дальнейшем со стороны государства, и по сегодняшний день остается ряд нерешенных проблем, не позволяющих осуществить полномасштабное импортозамещение отечественными сортами, обеспечить российских сельхоз товаропроизводителей качественным и разнообразным посевным материалом высших категорий. В настоящее время агропромышленный комплекс Россиии остается зависимым от импортных семян и прежде всего по таким культурам как кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, овощные культуры. Однако имеющийся у России потенциал обеспечит создание эффективной системы семеноводства даже в условиях высокой сортоконкуренции, что позволит не только решить задачу по импортазамещению, а также осуществлять экспорт российских семян на мировые рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Панарина В.И., Мельник А.Ф., Полухин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF SEED GROWING DEVELOPMENT IN RUSSIA AS A FACTOR OF FOOD SECURITY

The seed-farming system in Russia changed much during its development. This fact allowed it to function under different organizational and economic conditions. So since 1924, the national network of a crop variety testing was formed, approbation of high-quality crops was carried out for the first time and the state control of seeds quality was established, the division into districts of elite selection and local varieties was used. Due to the introduction of new crops the areas of high-quality crops were increased as well as their crop productivity. By the end of the 80-ies of the last century the national crop selection policy and the measures in the field of crops selection provided the formation of the crops seed multiplication system. However, the collapse of the USSR in the 90-ies of the 20-th century had negative influence on the domestic seed farming development. The consequences of this process were the dilapidation of material and technical resources, loss of qualified staff, deregulation of the new crops introduction mechanism and lack of state financing. The domestic selection and seed farming reached the crisis position, yielded its position to foreign crops, which were better in comparison with domestic crops, and made them uncompetitive on the Russian crop market. In spite of the taken governmental actions, up to the present time there is a number of unsolved problems which make it impossible to carry out the full-scale import substitution with domestic crops and to provide Russian agricultural producers with qualitative and various seed grain. Now the Russian agro-industrial complex depends on import seeds, first of all on corn, sugar beet, sunflower, green crops. However the Russian potential will provide the creation of an effective seed-multiplication system even under the conditions of the high-quality crop competition, which will allow not only to solve the problem of import substitution of foreign seeds, but also to lead Russian seeds to the world export markets.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития семеноводства в России, как фактор обеспечения продовольственной безопасности»

УДК / UDC 338.439.01.001.25:631.53.01

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕНОВОДСТВА В РОССИИ, КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF SEED GROWING DEVELOPMENT IN RUSSIA

AS A FACTOR OF FOOD SECURITY

Панарина В.И., кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник Panama V.I., Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher Мельник А.Ф.*, доктор сельскохозяйственных наук, доцент Melnik A.F., Doctor of Agricultural Sciences, Associate Professor

Полухин А.А., доктор экономических наук, доцент Polukhin А. А., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia *E-mail: melnik.anat202@yandex.ru

Система семеноводства в России за время своего развития претерпевала различные изменения, которые позволяли ей функционировать в тех или иных организационно-экономических условиях. Так, начиная с 1924 г., формируется Государственная сеть сортоиспытания, впервые проводится апробация сортовых посевов и устанавливается государственный контроль за качеством семян, проводится районирование селекционных и местных сортов. За счет внедрения новых сортов не только увеличились площади сортовых посевов, но и урожайность сельскохозяйственных культур. Лишь к концу 80-х годов прошлого столетия предпринятые меры и государственная политика в области селекции обеспечили формирование системы семеноводства сельскохозяйственных культур. Однако распад СССР в 90-х гг. оказал негативное влияние на развитие отечественного семеноводства. Последствиями этого процесса стало обветшание материально-технической базы, потеря кадров, разбалансированность механизма внедрения новых сортов и отсутствие финансирования со стороны государства. Отечественная селекция и семеноводство дошли до кризисного состояния, уступив свои позиции сортам иностранной селекции, превосходившим по качеству и продуктивности отечественные, сделав их не конкурентоспособными на российском рынке. Несмотря на предпринятые меры, в дальнейшем со стороны государства, и по сегодняшний день остается ряд нерешенных проблем, не позволяющих осуществить полномасштабное импортозамещение отечественными сортами, обеспечить российских сельхоз товаропроизводителей качественным и разнообразным посевным материалом высших категорий. В настоящее время агропромышленный комплекс Россиии остается зависимым от импортных семян и прежде всего по таким культурам как кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, овощные культуры. Однако имеющийся у России потенциал обеспечит создание эффективной системы семеноводства даже в условиях высокой сортоконкуренции, что позволит не только решить задачу по импортазамещению, а также осуществлять экспорт российских семян на мировые рынки.

Ключевые слова: история и государственная политика, перспективы развития семеноводства в России, селекция, семеноводство, качество семенного материала.

The seed-farming system in Russia changed much during its development. This fact allowed it to function under different organizational and economic conditions. So since 1924, the national network of a crop variety testing was formed, approbation of high-quality crops was carried out for the first time and the state control of seeds quality was established, the division into districts of elite selection and local varieties was used. Due to the introduction of new crops the areas of high-quality crops were increased as well as their crop productivity. By the end of the 80-ies of the last century the national crop selection policy and the measures in the field of crops selection provided the formation of the crops seed multiplication system. However, the collapse of the USSR in the 90-ies of the 20-th century had negative influence on the domestic seed farming development. The consequences of this process were the dilapidation of material and technical resources, loss of qualified staff, deregulation of the new crops introduction mechanism and lack of state financing. The domestic selection and seed farming reached the crisis position, yielded its position to foreign crops, which were better in comparison with domestic crops, and made them

uncompetitive on the Russian crop market. In spite of the taken governmental actions, up to the present time there is a number of unsolved problems which make it impossible to carry out the full-scale import substitution with domestic crops and to provide Russian agricultural producers with qualitative and various seed grain. Now the Russian agro-industrial complex depends on import seeds, first of all on corn, sugar beet, sunflower, green crops. However the Russian potential will provide the creation of an effective seed-multiplication system even under the conditions of the high-quality crop competition, which will allow not only to solve the problem of import substitution of foreign seeds, but also to lead Russian seeds to the world export markets. Key words: history, public policy, prospects of development of seed growing in Russia, breeding, seed production, quality seed material.

Становление системы семеноводства в России произошло менее ста лет назад. Ее начало заложено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О семеноводстве», подписанным В.И. Лениным 13 июня 1921 года [1]. Он гласил:

- приступить немедленно к организации массового размножения и распространения в Республике чистосортных семян, а потому организацию семеноводства в Республике признать первостепенным заданием Народного Комиссариата Земледелия;

- образовать из селекционного (чистосортного) семенного материала государственный фонд специального назначения, для чего безотлагательно провести планомерную регистрацию, учет и мобилизацию соответствующего семенного материала;

- поручить в первую очередь Шатиловской (Тульской губ.), Энгельгардской (Смоленской губ.), Московской, Воронежской, Саратовской, Безенчукской (Самарской губ.), Вятской и Омской областным станциям, а также и Новозыбковской (Гомельской губ.) опытной станции немедленно приступить к расширению и быстрой организации государственных питомников маточных семян, развивая селекцию и семеноводство применительно к условиям сельскохозяйственной области, для чего расширить находящуюся в их распоряжении площадь питомников путем передачи наилучших оборудованных Советских хозяйств;

- выделить немедленно из каждой области сеть наиболее отвечающих всем требованиям семенных Советских хозяйств с целью организации в них государственных рассадников для размножения семян чистых сортов для последующего их распространения среди сельскохозяйственного населения области;

- снабдить указанные государственные питомники и рассадники всеми необходимыми средствами производства.

Затем идет формирование Государственной сети сортоиспытания (1924 г.), впервые проводится апробация сортовых посевов (1924 г.), устанавливается государственный контроль за качеством семян (1926 г.) и проводится районирование селекционных и местных сортов (1929 г.) [2]. В 30-х гг. XX века уже начинается формирование основных принципов организации семеноводства, организовывается сеть опытных станций, создается Государственный фонд сортовых семян, впервые утверждаются ГОСТы на сортовые семена зерновых культур. Однако предпринимаемых мер было недостаточно для решения имеющихся проблем в семеноводческой отрасли. Поэтому выходит постановление Совнаркома СССР от 29 июня 1937 г. № 1018 «О мерах по улучшению семян зерновых культур», которое устанавливает:

- «что использование семян зерновых, семенных участков колхозов и совхозов на какие бы ни было иные нужды, кроме посевных, карается заключением виновных в тюрьму на срок до 1 года или принудительными работами на срок до 2 лет»;

- «что смешение на элеваторах и складах «Заготзерно» и «Госсортфонда» различных сортов зерна, снабженных сортовыми удостоверениями, а также смешение сортового зерна с не сортовым, карается в уголовном порядке с заключением виновных в тюрьму на срок до 2 лет или принудительными работами на срок до 3 лет».

Также к концу 40-х гг. и на последующие 20 лет устанавливается четкая система семеноводства в СССР (рис. 1). Это позволило поднять семеноводческую отрасль на новый уровень. За счет внедрения новых сортов не только увеличились площади сортовых посевов, но и урожайность сельскохозяйственных культур.

Рисунок 1 - Изменение системы семеноводства по этапам развития (1937-1960 гг.)

Тем не менее, райсемхозы с трудом справлялись со своими задачами: медленно проходила сортосмена в связи с чем темпы внедрения высокоурожайных сортов снижались; допускалось механическое засорение и смешение сортов; посев вели некондиционными семенами. С целью дальнейшего совершенствования системы семеноводства в стране ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают 23 апреля 1960 г. постановление № 438 «Об улучшении семеноводства зерновых, масличных культур и трав». Согласно этому постановлению изменилась схема семеноводства (рис. 2). Теперь экспериментальные базы НИУ, учхозы ВУЗов и элитхозы производили семена сельскохозяйственных растений категорий элита и 1-й репродукции, которые затем поступали в колхозы и совхозы, тем самым позволяя повысить качество высеваемых семян, увеличить площади под высокоурожайными сортовыми посевами.

Рисунок 2 - Изменение системы семеноводства по этапам развития (1960-1976 гг.)

Однако обозначились такие трудности в семеноводстве как: засоренность посевов, распространение болезней, оставались площади, засеваемые нерайонированными семенами, и замедлялся процесс интенсификации семеноводческой отрасли. В этой связи 4 ноября 1976 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление № 915 «О мерах по дальнейшему улучшению селекции и семеноводства зерновых, масличных культур и трав», которое предусматривало: разработку и осуществление мероприятий по улучшению организации селекционно-семеноводческой работы по зерновым, масличным культурам и травам, по ускоренному созданию и внедрению в производство новых высокопродуктивных сортов этих культур, отвечающих требованиям интенсивного земледелия, а также по организации производства на промышленной основе высококачественных сортовых семян в специализированных семеноводческих хозяйствах и межхозяйственных объединениях и укреплению материально-технической базы селекции и семеноводства [3].

В течение этого нового этапа развития укрепилась материально-техническая база семеноводства. Были построены склады, семяочистительные и сушильные комплексы, асфальтированы площадки, в спецсемхозы поступала техника и удобрения [4]. Так сформировалась новая система семеноводства сельскохозяйственных культур на промышленной основе (рис. 3).

Рисунок 3 - Изменение системы семеноводства по этапам развития (1976-1990 гг.)

Однако распад СССР 26 декабря 1991 г. оказал существенное влияние на развитие отечественного семеноводства, которое дошло до кризисного состояния. Отечественная селекция и семеноводство уступили свои позиции сортам иностранной селекции, превосходившие по качеству и продуктивности отечественные, сделав их не конкурентоспособными на российском рынке [5].

Сложившаяся ситуация не могла оставаться без внимания со стороны государства:

- в 1993 году был принят федеральный закон № 5605-1 «О селекционных достижениях» регулирующий имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием селекционных достижений [6];

- 1997 год - вступает в силу федеральный закон № 149-ФЗ «О семеноводстве» устанавливавший правовую основу деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля [7];

- 2004 год - путем реорганизации «Государственной ветеринарной службы России» и «Государственной службы по карантину растений (Госкарантин)» образуется Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

- 2006 год - принимается четвертая часть Гражданского кодекса РФ, содержащая главу 73 «Право на селекционное достижение», регламентирующей предоставление правовой охраны селекционным достижениям;

- 2007 год - распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2007 г. № 566-р путем реорганизации в форме слияния государственных семенных инспекций и территориальных станций защиты растений создается ФГБУ Россельхозцентр;

- 2007 год - постановлением Правительства РФ № 446 утверждается Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы, в рамках которой проводилась поддержка элитного семеноводства;

- 2010 год - ФГБУ «Россельхозцентр» регистрирует систему добровольной Сертификации «Россельхозцентр» с целью повышения качества продукции, защиты интересов граждан от недобросовестности производителей продукции и продавцов, содействия повышению конкурентоспособности, оказания помощи приобретателям и пользователям в компетентном выборе продукции, эффективностью использования объектов сертификации [8];

- 2011 год - разрабатывается проект «Стратегии развития селекции и семеноводства до 2020 года», который предусматривал повышение потенциала продуктивности отечественных сортов и гибридов на 25-30%, однако так и не был принят;

- 2012 год - постановлением Правительства РФ № 717 утверждается Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая будет способствовать созданию условий для развития отечественного конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных культур;

- 2013 год - полномочия Россельхознадзора по государственному надзору в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327, внесено соответствующее дополнение (пунктом 5.1.7.) [9];

- 2016 год - Президент России подписал Указ от 21.07.2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», который предусматривает разработку и реализацию комплекса мер, направленных на создание и внедрение до 2026 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки и обеспечивающих: производство оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и племенного животноводства, имеющим, в настоящее время, высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства [10];

- 2017 год - постановлением Правительства РФ № 996 утверждена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг., ожидаемым результатом ее реализации будет снижение уровня импортозависимости за счет внедрения и использования: технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений не менее чем на 30% [11].

Таким образом, постепенно формируется система семеноводства, ориентированная на современные организационно-экономические условия (рис. 4).

Рисунок 4 - Система семеноводства на современном этапе развития

Также в 2010 году был создан Национальный союз селекционеров и семеноводов, основными задачами которого являются: обобщать и брать на вооружение селекционный зарубежный опыт; разрабатывать схемы продвижения семян новых сортов и гибридов от оригинатора до производителя товарной продукции; содействовать селекционерам в создании действенной системы сбора роялти; участвовать в сертификации семеноводческих хозяйств; продвигать семена отечественных сортов и гибридов на российском рынке с последующим

выходом за рубеж; совершенствовать нормативно-правовую базу селекции и семеноводства, защищать интересы селекционеров и семеноводов в государственных и иных органах, международных организациях; организовывать электронную биржевую торговлю элитными высококачественными семенами, которая решит проблемы реализации элитных семян и позволит вытеснить «серый» рынок семян; участвовать в формировании страховых и переходящих фондов семян; оказывать юридическую помощь членам Союза; содействовать в привлечении частного капитала в отечественную селекцию [12].

На сегодняшний момент предпринимаемые меры дают положительные результаты. Так, по итогам реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов увеличился с 2007 года к 2012 году в 3 раза, а фактический размер субсидий на приобретение элитных семян за счет федерального бюджета за весь период выполнения программы составил 5122,4 млн. руб. (табл. 1). Индикатор Госпрограммы по удельному весу площади, засеваемой элитными семенами, был выполнен в 2008 году в 25, в 2011 - 22, в 2012 - 34 регионах РФ [13-15].

Таблица 1 - Показатели реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и

год

2008 2009 2010 2011 2012

о о о о о

Показатели но и и к с е т но И и к с е т но И и к с е т но И и к с е т но И и к с е т

с го ур дп ес ро С |_ тк с го ур дп ес ро С |_ тк с го ур дп ес ро С |_ тк с го ур дп ес ро С |_ тк с го ур дп ес ро С |_ тк

а ф а ф а ф а ф а ф

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, % 8 9,2 10 10 12 10 14 19,6 15 21,2

Субсидии на приобретение элитных семян за счет 477,4 555,6 484,9 582,1 490,3 500,0 513,2 1716,9 538,3 1767,8

федерального бюджета, млн. руб.

Результатами реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» за 2013-2016 гг. стало выполнение показателей фактически предусмотренных программой (табл. 2). За исключением уменьшения размера субсидий предусмотренных на приобретение элитных семян за счет федерального бюджета в 2015 и 2016 гг. [16-19].

Таблица 2 - Показатели реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и

Показатели год

2013 2014 2015 2016

предусмотрено Госпрограммой фактически предусмотрено Госпрограммой фактически предусмотрено Госпрограммой фактически предусмотрено Госпрограммой фактически

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, % 20,0 20,9 7,2 7,2 7,9 7,9 7,9 7,9

Субсидии на приобретение элитных

семян за счет федерального 513,2 608,2 487,5 578,3 2437,0 2012,0 1417,9 1411,9

бюджета, млн. руб.

Также с введением Системы добровольной сертификации «Россельхозцентр» ежегодно в ней региструрует семеноводческие хозяйства. По состоянию на третью декаду 2017 года их количество составляет 1080 хозяйств. Включение в реестр проводится по итогам сертификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, комплексную доработку, фасовку и реализацию семян растений на соответствие требованиям к семеноводческим хозяйствам [8].

Вместе с тем, несмотря на предпринемаемые действия агропромышленный комплекс Россиии остается зависимым от импортных семян и прежде всего по таким культурам, как кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, овощные культуры: доля сортов иностранной селекции допущенных к использованию на территории РФ: по кукурузе составляет 62%, сахарной свекле - 50%, подсолнечнику - 64%, рапсу - 65% и картофелю - 33% [5]. В то же время доля российских сортов таких сельскохозяйственных культур как пшеница, рис, просо, гречиха, тритикале, овес и лен-долгунец допущенных к использованию на территории Российской Федерации в общем объеме достигает 90-100% [20].

В 2017 году по данным ФГБУ «Россельхозцентр» на территории России было проверено и высеяно 9,9% семян элиты яровых зерновых и зернобобовых и 60,6% - семян 1-4 репродукции (рис. 5). Наибольший процент семян элиты был посеян в Северо-Западном и Дальневосточном ФО - 17,5 и 18,2%, соответственно.

Рисунок 5 - Доля высеянных семян яровых зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах РФ в 2017 г. по их категории

По мнению начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России Мирочиненко А.В., имеется и еще одна проблема - существующая система допуска на российский рынок семян создает неопределенность по объему и качеству поставляемых семян [21]:

- отсутствуют достоверные сведения об объемах и каналах поступления импортных семян на российский рынок;

- система регистрации семян, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не обеспечивает однозначной идентификации сорта при их ввозе;

- отсутствует сквозной контроль качества поставляемых семян;

- не осуществляется централизованный сбор информации об условиях высева семян и его результатах;

- отсутствует система арбитража в спорах с семенными компаниями.

Не менее важным вопросом остается и качество семенного материала. Так, несмотря на контроль со стороны государственных органов в области семеноводства, не все реализуемые семена сельскохозяйственных культур отвечают необходимым параметрам. Результаты мониторинга ФГБУ «Россельхозцентр» семян к посевной компании 2017 года показали, что:

- 88,1% семян яровых зерновых и зернобобовых культур в РФ являются кондиционными и 11,9% - некондиционными (табл. 3);

- 98,0% семян озимых культур являются кондиционными и 2,0% -некондиционными [8].

Таблица 3 - Качество семян в РФ по результатам мониторинга ФГБУ «Россельхозцентр» к посевной компании в 2017 году__

Субъекты РФ Потребность семян, тыс.т. Наличие семян, тыс.т. Некондиционных, % Кондиционных, %

яровых зерновых и зернобобовых культур

Российская Федерация 5826,1 6011,6 11,9 88,1

Центральный ФО 844,7 859,3 5,6 94,4

Северо-Западный ФО 73,7 67,1 21,8 78,2

Южный ФО 278,6 296,4 3,0 97,0

Северо-Кавказский ФО 53,7 54,4 4,8 95,2

Приволжский ФО 1785,6 1895,5 6,7 93,3

Уральский ФО 771,0 765,4 29,5 70,5

Сибирский ФО 1939,2 1997,9 14,3 85,7

Дальневосточный ФО 78,9 74,7 29,9 70,1

озимых культур

Российская Федерация 3666,9 3332,7 2,0 98,0

Центральный ФО 921,3 826,1 2,2 97,8

Северо-Западный ФО 21,7 11,0 26,9 73,1

Южный ФО 1245,1 1225,3 0,1 99,9

Северо-Кавказский ФО 394,1 356,1 0,4 96,0

Приволжский ФО 993,7 847,2 2,2 97,8

Уральский ФО 17,2 11,9 20,3 79,7

Сибирский ФО 73,0 54,3 15,5 84,5

Дальневосточный ФО 0,3 0,2 42,9 57,1

Семеноводство это неотъемлемая часть эффективной работы сельскохозяйственного производства, которая при успешном развитии способна обеспечить потребительский спрос на высококачественные семена и сортовое разнообразие. Имеющийся у России потенциал при правильном его использовании и активной поддержке Государства даже в условиях высокой сортоконкуренции позволит не только создать эффективную систему семеноводства для обеспечения решения задачи по импортазамещению, а также осуществлять экспорт российских семян на мировые рынки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИО ГРАФИЯ

1. Исторические материалы // URL: http://istmat.info/node/46263.

2. Глуховцев В.В., Антимонова О.Н. Семеноводство полевых культур. Кинель:РИО Самарской ГСХА, 2016. 144 с.

3. Библиотека нормативно-правовых актов СССР // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9025.htm.

4. Строна И.Г., Анискин В.И. Промышленное семеноводство. М.: Колос, 1980. 287 с.

5. Полухин А.А., Панарина В.И., Злобин Е.Ф. Государственное стимулирование развития материально-технической базы и трудового потенциала семеноводства в России // Вестник ОрелГАУ. 2016. Т. 63. № 6. С. 36-40.

6. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ // URL: http://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-06081993-n-5605-1 -о/.

7. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ // URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-17121997-n-149-fz-o/.

8. ФГБУ Российский сельскохозяйственный центр // URL: http://rosselhoscenter.com.

9. Минина Е.Л., Березкин А.Н. Краткий обзор системы семеноводства и селекции растений, их правового регулирования в Российской Федерации. М.: Москва, 2014. 63 с.

10. Информационно-правовой портал Гарант.ру // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71350102/.

11. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации // URL: http://www.mcx.ru.

12. Национальный союз селекционеров и семеноводов // URL: https://www.nsss-russia.ru.

13. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Москва, 2009. 172 с.

14. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Москва, 2012. 204 с.

15. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Москва, 2013. 281 с.

16. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2013 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Москва, 2014. 344 с.

17. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Москва, 2015. 360 с.

18. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Москва, 2016. 373 с.

19. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Москва, 2017. 208 с.

20. Панарина В.И., Полухин А.А. Семеноводство как основа продовольственной безопасности Российской Федерации // Экономика сельского хозяйства России. № 4. 2017. С.55-59.

21. Мирочиненко А.В. Российский рынок семян - вопросы конкуренции // Антимонопольная политика: наука, практика, образование: II Международная научно-практическая конференция. URL: http://fas.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.