Научная статья на тему 'Новые аспекты регулирования российского экспорта сельскохозяйственной продукции'

Новые аспекты регулирования российского экспорта сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / ответственное ведение бизнеса / экспорт / международная торговля / agriculture / responsible business conduct / export / international trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гирич Мария Георгиевна, Левашенко Антонина Давидовна

Развитие торговли сельскохозяйственной продукцией с соблюдением принципов устойчивого развития является мировой тенденцией, которая диктуется изменением спроса, а также способствует повышению конкурентоспособности производителей, улучшению их репутации и имиджа. Соблюдение этих принципов – необходимое условие для экспорта продукции на рынки развитых стран. Стандарты ответственного ведения бизнеса ОЭСР и ФАО для сельскохозяйственных цепочек поставок являются одними из наиболее значимых стандартов для международной торговли, так как устанавливают экологические и социальные требования к компаниям. Но на практике такие требования могут создавать нетарифные барьеры. Для контроля за исполнением стандартов ответственного ведения бизнеса ОЭСР был создан механизм досудебного урегулирования споров – национальный контактный центр (НКЦ). Привлечение экспортера к участию в деле в НКЦ серьезно может повлиять на репутацию, возможность найти торговых партнеров и привлечь финансирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гирич Мария Георгиевна, Левашенко Антонина Давидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New legal aspects of regulating Russian agricultural exports

Promotion of agricultural trade in compliance with the principles of sustainable development is a global trend driven by changes in demand. Also it contributes to higher competitiveness of the producers improving their reputation and image. Adherence to the sustainable development principles is an essential condition for exporting products to the developed markets. Th e OECD and FAO responsible business standards for agricultural supply chains are among the most important standards for international trade as they establish the environmental and social requirements for companies. However, such requirements may in eff ect create non-tariff barriers. National Contact Points (NCPs) as an alternative dispute resolution mechanism were created to monitor implementation of the OECD Responsible Business Conduct Standards. Exporter’s involvement in specifi c instances to the National Contact Point might seriously aff ect the company’s reputation and opportunities to fi nd trading partners and raise funds.

Текст научной работы на тему «Новые аспекты регулирования российского экспорта сельскохозяйственной продукции»

Новые аспекты регулирования российского экспорта сельскохозяйственной продукции

УДК 339.5 (100) Мария Георгиевна ГИРИЧ,

ББК 65.428(0) Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы

Г-510 при Президенте РФ (119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82, корп. 3),

младший научный сотрудник Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР; e-mail: girichmari@mail.com;

Антонина Давидовна ЛЕВАШЕНКО, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ (119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82, корп.

3) - старший научный сотрудник, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР, E-mail: levashenko-ad@ranepa.ru

Аннотация

Развитие торговли сельскохозяйственной продукцией с соблюдением принципов устойчивого развития является мировой тенденцией, которая диктуется изменением спроса, а также способствует повышению конкурентоспособности производителей, улучшению их репутации и имиджа. Соблюдение этих принципов - необходимое условие для экспорта продукции на рынки развитых стран. Стандарты ответственного ведения бизнеса ОЭСР и ФАО для сельскохозяйственных цепочек поставок являются одними из наиболее значимых стандартов для международной торговли, так как устанавливают экологические и социальные требования к компаниям. Но на практике такие требования могут создавать нетарифные барьеры. Для контроля за исполнением стандартов ответственного ведения бизнеса ОЭСР был создан механизм досудебного урегулирования споров - национальный контактный центр (НКЦ). Привлечение экспортера к участию в деле в НКЦ серьезно может повлиять на репутацию, возможность найти торговых партнеров и привлечь финансирование.

Ключевые слова: сельское хозяйство, ответственное ведение бизнеса, экспорт, международная торговля.

New legal aspects of regulating Russian agricultural exports

Maria Georgievna GIRICH,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

(82 building 3, Vernadskogo Avenue, Moscow, 119571, Russian Federation) - researcher, Head of

Russian Center of competence and analysis of OECD standards; e-mail: girichmari@mail.com;

Antonina Davidovna LEVASHENKO, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (82 building 3, Vernadskogo Avenue, Moscow, 119571, Russian Federation) - Senior researcher, Head of Russian Center of competence and analysis of OECD standards, E-mail: levashenko-ad@ranepa.ru

Abstract

Promotion of agricultural trade in compliance with the principles of sustainable development is a global trend driven by changes in demand. Also it contributes to higher competitiveness of the producers improving their reputation and image. Adherence to the sustainable development principles is an essential condition for exporting products to the developed markets. The OECD and FAO responsible business standards for agricultural supply chains are among the most important standards for international trade as they establish the environmental and social requirements for companies. However, such requirements may in effect create non-tariff barriers. National Contact Points (NCPs) as an alternative dispute resolution mechanism were created to monitor implementation of the OECD Responsible Business Conduct Standards. Exporter’s involvement in specific instances to the National Contact Point might seriously affect the company’s reputation and opportunities to find trading partners and raise funds.

Keywords: agriculture, responsible business conduct, export, international trade.

Сельское и лесное хозяйство является крупным сегментом экспорта в России. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё составляют около 5,53% от всего экспорта. [1] Наибольшую часть экспорта занимает зерно (более 40%), сахар, масло растительное, картофель. В 2018 году было экспортировано 54,8 млн тонн зерна, а рыбы и морепродуктов - на 8,5 млрд долларов. [1] В 2017 году экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий составил более 11,8 млрд долл. США.

С точки зрения международного экономического права, торговля сельскохозяйственными и лесными товарами является чувствительным сегментом. В частности, в отношении субсидий для сельского хозяйства - ВТО пытается ограничить возможности стран предоставлять экспортные субсидии (Соглашения ВТО по сельскому хозяйству 1995 г.), которые могут искажать международную торговлю. Экспортные субсидии снижаются, что вынуждает компании искать альтернативные источники финансирования, включая привлечение международных инвестиций. Между тем, с 1970 годов ОЭСР и крупные производители и компании из ритейла активно развивают идею ответственного ведения бизнеса, в том числе при осуществлении международных инвестиций, за счет чего ужесточаются требования к компаниям, особенно транснациональным, по соблюдению экологических, социальных норм, норм о правах человека и трудящихся, требования по ведению нефинансовой отчетности и т.д.

Стоит отметить, что российское сельское хозяйство также обладает низкой энергоэффективностью, высокой долей водозабора пресной воды, большим объемом отходов, выбросов парниковых газов и продовольственных потерь. По данным Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в РФ в 2017 году, затраты на энергетику составляют до 35% в себестоимости молока, свинины и яиц. [2] Несоблюдение российскими

компаниями экологических и социальных стандартов приводит к снижению возможности для поиска иностранных контрагентов, инвесторов, а также к снижению возможностей для экспорта.

Например, Нидерланды разработали инструмент «Проверка рисков корпоративной социальной ответственности», в рамках которого действует «карта рисков» в зависимости от страны. [3] Инструмент предназначен для компаний, банков, инвесторов, которые хотят работать с зарубежными, в том числе российскими, поставщиками. Между тем, на карте рисков по России выделено около 12 рисков, связанных с нарушением трудовых прав, в том числе в лесной промышленности и сельском хозяйстве, в том числе связанных с использованием принудительного труда мигрантов. Выделен ряд экологических рисков, связанных с незаконной вырубкой лесов, например, корейской сосны, которая поддерживает жизнь амурских тигров. [3] В данном случае, голландским компаниям рекомендуется осторожно работать с российскими поставщиками и стараться обеспечивать максимальное соблюдение международных норм.

Международными документами, включившими в себя международные стандарты ответственного ведения бизнеса на сегодняшний день, являются Декларация ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям 1976 г. [4] и Руководство ОЭСР для многонациональных предприятий 2011 года [5]. В 2016 году на базе общих норм Декларации ОЭСР 1976 года и Руководства 2011 года, ОЭСР совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) разработали отраслевое Руководство по ответственным сельскохозяйственным цепочкам поставок. [6] Руководство распространяется на производителей, дистрибьюторов, розничных торговцев, инвесторов, транспортные компании в сфере сельского хозяйства и т.д.

Руководство включает общие стандарты ответственного ведения бизнеса, которые закладывают общие принципы устойчивого развития, например, предотвращение или смягчение негативных последствий, раскрытие информации, взаимодействие с местными общинами, защита прав трудящихся и прав человека, так и специальные стандарты, включая обеспечение продовольственной безопасности и питания, уважение прав владения природными ресурсами местных общин, рациональное использование природных ресурсов, предотвращение образования отходов и продовольственных потерь, повышение энергоэффективности и т.д. [6]

В отличие от других отдельных инструментов ответственного ведения бизнеса, например, Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН, Декларация ОЭСР 1976 г., Руководство ОЭСР 2011 года и Руководство по сельскому хозяйству ОЭСР-ФАО 2016 года имеют инструмент досудебного урегулирования споров - Национальный контактный центр (далее - НКЦ). НКЦ выполняет функции органа досудебного разрешения споров, вытекающих из факта нарушения компаниями норм, закрепленных в стандартах ответственного

ведения бизнеса ОЭСР. [4] НКЦ существует в каждой из стран-участниц Декларации, при этом не обязательно быть страной-участницей ОЭСР, чтобы создать внутри страны механизм НКЦ. Например, Казахстан присоединился к Декларации о многонациональных предприятиях в 2017 г., однако НКЦ был создан ещё 2012 г. Россия не участвует в Декларации и не имеет НКЦ. При этом, НКЦ - это реальный механизм принуждения компаний быть ответственными, так как многие страны с учетом участия компании в споре и ее поведения выделяют финансирование компании или оказывают нефинансовую помощь. Так, например, Канада и Германия при предоставлении экспортного кредитования требуют от компаний участия в процедурах НКЦ для разрешения возникающих споров. [7]

Споры, рассматриваемые НКЦ, оказывают серьезное влияние на международную торговлю. По вопросам экспорта сельского хозяйства был рассмотрен ряд дел. Например, в 2014 году в НКЦ Дании пожаловалась датская неправительственная организация на датскую компанию, которая нарушила права человека, продавая сухое молоко в развивающихся странах, включая Кот-д’Ивуар, Нигерию и Бангладеш. [8] Компания планировала экспортировать сухое молоко в развивающиеся африканские страны, где местные молочные секторы в основном состоят из мелких производителей и крестьянских фермеров. Неправительственная организация указала, что компания должна проявить должную осмотрительность, так как продажа молока - это одно из основных ремесел африканских фермеров, которое дает возможность заработать на проживание. Экспорт сухого молока может привести к негативным последствиям: молоко местных фермеров не будет продаваться, местные фермеры не смогут конкурировать с крупной компанией, что приведет к исчезновению одного из основных источников дохода фермеров. Компания согласилась ограничить экспортные поставки молока в некоторые районы, где торгуют местные фермеры. Данное дело - яркий пример того, как стандарты ОЭСР, закрепленные в Декларации ОЭСР 1976 г., Руководстве ОЭСР 2011 года и Руководстве по сельскому хозяйству ОЭСР-ФАО 2016 года, могут влиять на экспорт товаров.

В одном из дел НКЦ против норвежской компании Sjovik A.S, которая занималась рыбным хозяйством на территории Западной Сахары, Правительство Норвегии и Агентства по экспортному кредитованию отказалось предоставлять экспортное финансирование компании, из-за того, что территория Западной Сахары была признана несамоуправляющейся территорией при ООН, при этом Марокко пыталось присоединить территорию к себе. Предоставление экспортного финансирования компании могло быть истолковано как де-факто участие Норвегии в качестве страны в споре по поводу принадлежности Западной Сахары.

Таким образом, важным инструментом для развития торговли сельхозтоварами является внедрение стандартов ответственного ведения бизнеса. Если страна, например, принимает какие-либо экологические, социальные требования или требования по нефинансовой отчетности компании, то это может стать мерой торгового протекционизма и составлять угрозу для экспорта товаров. Между тем, НКЦ - это

инструмент, который позволяет принудить компанию быть ответственной, в том числе за счет угрозы неполучения финансовой помощи для экспорта или ограничения возможности экспорта.

В случае, если российский экспортер, например, картофеля или свеклы, будет экспортировать в Нидерланды, то экспортер должен будет доказать, что товар был произведен с соблюдением трудовых прав работников. Это также можно назвать мерой торгового протекционизма, однако такую меру возможно преодолеть соблюдая международные стандарты ответственного ведения бизнеса, включая прохождение процедуры сертификации по таким стандартам.

Между тем, стандарты ответственного ведения бизнеса в некоторых странах также дают возможность получить финансовую помощь при экспорте, особенно МСП. В Канаде проводится программа AgriAssurance для МСП, в рамках которой осуществляется финансирование МСП в сфере сельского и рыбного хозяйства для покрытия расходов на международные сертификации. Чтобы стать участником программы и получить помощь, малые и средние предприятия должны принимать непосредственное участие в выращивании урожая, обработке или изготовлении продукции, иметь не больше 250 сотрудников, иметь годовой доход до 50 миллионов долларов, быть экспортоориентированными. МСП покрывается как минимум 50% расходов на международные сертификации, при этом общая сумма не должна составлять более 50 000 долларов США. [10]

Стоит отметить, что некоторые страны ставят условие об обязательной сертификации в международных инициативах для получения возможности участия в государственных закупках. Так, например, правительства Германии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов в рамках Лесного попечительского совета (FSC) взяли на себя обязательство закупать древесину и изделия, которые поступают из законных и устойчивых источников. Страны признали сертификацию FSC в качестве проверки законности и устойчивости древесины. Таким образом, чтобы компании могли участвовать в госзакупках или же имели приоритетное право на получение тендера, древесина и изделия из нее должны быть сертифицированы FSC.

Россия сегодня не участвует в Декларации ОЭСР 1976 г. и не внедряет руководства ОЭСР, а также не имеет НКЦ для разрешения споров. Между тем, в России существует ряд инициатив, направленных на развитие ответственного ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства.

В июле 2019 года Минсельхоз вынес на обсуждение проект ФЗ «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии». В законопроекте появилось такое понятие, как «экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие», которое подразумевает проведение мониторинга почв, применение безопасных для человека и окружающей среды удобрений и других агрохимикатов, запрет на применение ГМО, переработку отходов и запрет на использование неэкологичной упаковки и т.д. Минсельхоз предлагает

создание внутренней российской системы добровольной сертификации экологических товаров. Однако из экологически чистого сельскохозяйственного производства выпадает блок по энергоэффективности, ресурсосбережению, снижению выброса парниковых газов. Кроме того, законопроект не охватывает блок по аквакультуре, которая также требует ответственного поведения компании. Между тем, в 2017 году доля экспорта рыбы от общего объема продовольственных продуктов составила 3%. [11]

Безусловно, новый ФЗ «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии» - это нужный шаг, который помогает компании внедрять стандарты ответственного ведения бизнеса, так как возможность прохождения сертификации и признание продукта «зеленым» прежде всего влияют на экспортный потенциал сельхозпроизводителя и деловую репутацию за рубежом. Однако чтобы сертификация действительно работала и помогала национальным производителям экспортировать и работать с крупными ритейлерами, необходимо, чтобы сертификация соответствовала международным стандартам, в частности, за счет сотрудничества Минсельхоза с международными инициативами, участия в них в качестве наблюдателей.

Для сертификации работает множество международных инициатив. Например, инициатива «Лучший хлопок», Bonsucro, Круглый стол по устойчивой сое, Круглый стол по устойчивому производству пальмового масла, Глобальное партнерство в отношении животных программа «5 шагов», Инициатива по устойчивой говядине и т.д. Такие инициативы, в первую очередь, направлены на развитие международной торговли и экспорта. Стандарты таких инициатив разработаны с учетом отраслевых особенностей на основе международных стандартов.

Стандарты могут стать основой для добровольной сертификации в России, что в дальнейшем позволит российским экспортерам адаптироваться под международные требования. Например, одним из сегментов экспорта российского сельского хозяйства является сахар. По данным Международной организации по сахару, Россия в 2016 году заняла 8 место в мире по производству сахара [12] Так, в 2017 году, доля экспорта сахара в общем объеме экспорта продовольствия составила 1,2 %. [13]

В 2018 году в России также был принят Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 280-ФЗ «Об органической продукции». Законопроект направлен на ограничения использования различных вредных веществ: агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, ионизирующего излучения, пищевых добавок и т.д. Закон также предполагает добровольную государственную сертификацию с занесением в реестр, а также маркировку.

Таким образом, в сфере сельского хозяйства в России принимаются отдельные стандарты, направленные на внедрение принципов ответственного ведения бизнеса. Однако такие стандарты должны соответствовать международным, включая

стандарты сертифицирующих инициатив, что позволит российским экспортерам найти зарубежных партнеров, привлечь инвесторов, а также преодолеть возможные законодательные барьеры, связанные с внедрением экологических стандартов, стандартов по правам человека и трудящихся и т.д.

России желательно присоединиться к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям 1976 г. Это может потребовать создание национального контактного центра, который сможет оказывать услуги досудебного регулирования споров между инвесторами, компаниями и некоммерческими организациями быстро и с небольшими затратами, в частности, по вопросам, связанным с экспортом. Одним из шагов по внедрению стандартов ответственного ведения бизнеса должно стать создание Плана по ответственному ведению бизнеса, который будет включать в том числе меры по ответственному ведению сельского хозяйства.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Отчёт о внешней торговле России в 2018 году: товарооборот, экспорт, импорт, торговые партнёры, структура, товары, динамика, Внешняя торговля России в 2018 году // URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2018-godu/ (дата обращения: 25.09.2019).

2. Официальный сайт Минэкономразвития России, «Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году» // URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgostarif/201812103 (дата обращения: 25.09.2019).

3. MVO Nederland, CSR Risk Analysis for International Business Activities // URL: https:// www.mvorisicochecker.nl/en/world-map (дата обращения: 25.09.2019).

4. OECD, Text of the OECD Declaration on International Investment and Multinational Enterprises // URL: https://www.oecd.org/daf/inv/investment-policy/oecddeclarationoninternation-alinvestmentandmultinationalenterprises.htm (дата обращения: 25.09.2019).

5. OECD (2011), OECD Guidelines for Multinational Enterprises, OECD Publishing. // URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264115415-en (дата обращения: 25.09.2019).

6. OECD/FAO (2016), OECD-FAO Guidance for Responsible Agricultural Supply Chains, OECD Publishing, Paris. // URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264251052-en (дата обращения: 28.09.2019).

7. Global Affairs Canada, «Canada’s Enhanced Corporate Social Responsibility Strategy to Strengthen Canada’s Extractive Sector Abroad», 2018. // URL: https://www.international. gc.ca/trade-agreements-accords-commerciaux/topics-domaines/other-autre/csr-strat-rse.aspx-?lang=eng (дата обращения: 28.09.2019)

8. OECD responsible business conduct, Sale of milk powder in developing countries // URL: http://mneguidelines.oecd.org/database/instances/dk0014.htm (дата обращения: 30.09.2019).

9. IDH the Sustainable Trade Initiative, Dutch Agreement for the Food Products Sector //

URL: https://www.idhsustainabletrade.com/dutch-agreement-for-the-food-products-sector/

(дата обращения: 30.09.2019).

10. Agriculture and Agri-Food Canada, AgriAssurance: Small and Medium-sized Enterprise Component: Applicant guide, 2018 // URL: http://www.agr.gc.ca/eng/programs-and-services/agri-assurance-small-and-medium-sized-enterprise-component/applicant-guide/?id=1517867394365 (дата обращения: 30.09.2019).

11. Сайт Правительства России, 2019 // URL: http://government.ru/news/36075/ (дата обращения: 30.09.2019).

12. International Sugar Organization, The Sugar Market, 2018 // URL: https://www.isosugar. org/sugarsector/sugar (дата обращения: 25.09.2019).

13. Агроинвестор, Е. Дятловская, Минсельхоз: аграрии подтвердили задачу по удвоению экспорта, 2018 // URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/30274-minselkhoz-agra-rii-podtverdili-zadachu-po-udvoeniyu-eksporta/ (дата обращения: 25.09.2019).

14. Bonsucro, About Bonsucro // URL: https://www.bonsucro.com/what-is-bonsucro/ (дата обращения: 25.09.2019).

15. Занилов А.Х., Мелентьева О.С., Накаряков А.М., Научно-методические рекомендации для сельскохозяйственных консультантов «Организация органического сельскохозяйственного производства в России», 2019 // URL: https://soz.bio/organizaciya-organichesko-go-selskohozyajstvennogo-proizvodstva-v-rossii/ (дата обращения: 30.09.2019).

BIBLIOGRAFIYA:

1. Otchyot o vneshnej torgovle Rossii v 2018 godu: tovarooborot, eksport, import, torgovye partnyory, struktura, tovary, dinamika, Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2018 godu // URL: http:// russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2018-godu/ (data obrashcheniya: 25.09.2019).

2. Oficial’nyj sajt Minekonomrazvitiya Rossii, «Gosudarstvennyj doklad o sostoyanii

energosberezheniya i povyshenii energeticheskoj effektivnosti v Rossijskoj Federacii v 2017 godu» // URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgostarif/201812103 (data

obrashcheniya: 25.09.2019).

3. MVO Nederland, CSR Risk Analysis for International Business Activities // URL: https:// www.mvorisicochecker.nl/en/world-map (data obrashcheniya: 25.09.2019).

4. OECD, Text of the OECD Declaration on International Investment and Multinational Enterprises // URL: https://www.oecd.org/daf/inv/investment-policy/oecddeclarationoninternati onalinvestmentandmultinationalenterprises.htm (data obrashcheniya: 25.09.2019).

5. OECD (2011), OECD Guidelines for Multinational Enterprises, OECD Publishing. // URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264115415-en (data obrashcheniya: 25.09.2019).

6. OECD/FAO (2016), OECD-FAO Guidance for Responsible Agricultural Supply Chains, OECD Publishing, Paris. // URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264251052-en (data obrashcheniya: 28.09.2019).

7. Global Affairs Canada, «Canada’s Enhanced Corporate Social Responsibility Strategy to Strengthen Canada’s Extractive Sector Abroad», 2018. // URL: https ://www.international. gc.ca/ trade-agreements-accords-commerciaux/ topics-domaines/ other-autre/ csr-strat-rse. aspx?lang=eng (data obrashcheniya: 28.09.2019)

8. OECD responsible business conduct, Sale of milk powder in developing countries // URL: http://mneguidelines.oecd.org/database/instances/dk0014.htm (data obrashcheniya: 30.09.2019).

9. IDH the Sustainable Trade Initiative, Dutch Agreement for the Food Products Sector // URL: https://www.idhsustainabletrade.com/dutch-agreement-for-the-food-products-sector/ (data obrashcheniya: 30.09.2019).

10. Agriculture and Agri-Food Canada, AgriAssurance: Small and Medium-sized Enterprise Component: Applicant guide, 2018 // URL: http://www.agr.gc.ca/eng/programs-and-services/agriassurance-small-and-medium-sized-enterprise-component/applicant-guide/?id=1517867394365 (data obrashcheniya: 30.09.2019).

11. Sajt Pravitel’stva Rossii, 2019 // URL: http://government.ru/news/36075/ (data obrashcheniya: 30.09.2019).

12. International Sugar Organization, The Sugar Market, 2018 // URL: https://www.isosugar. org/sugarsector/sugar (data obrashcheniya: 25.09.2019).

13. Agroinvestor, E.Dyatlovskaya, Minsel’hoz: agrarii podtverdili zadachu po udvoeniyu eksporta, 2018 // URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/30274-minselkhoz-agrarii-podtverdili-zadachu-po-udvoeniyu-eksporta/ (data obrashcheniya: 25.09.2019).

14. Bonsucro, About Bonsucro // URL: https://www.bonsucro.com/what-is-bonsucro/ (data obrashcheniya: 25.09.2019).

15. Zanilov A.H., Melent’eva O.S., Nakaryakov A.M., Nauchno-metodicheskie rekomendacii

dlya sel’skohozyajstvennyh konsul’tantov «Organizaciya organicheskogo sel’skohozyajstvennogo proizvodstva v Rossii», 2019 // URL: https://soz.bio/organizaciya-organicheskogo-

selskohozyajstvennogo-proizvodstva-v-rossii/ (data obrashcheniya: 30.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.