Научная статья на тему 'Вступительный экзамен «Черчение» в Архитектурном институте. 1940–1960-е годы'

Вступительный экзамен «Черчение» в Архитектурном институте. 1940–1960-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзамен по черчению / ваза / МАИ / Орса Ю.Н / drawing exam / vase / MAI / Orsa Yu.N

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванов Александр Викторович

Статья посвящена особенностям вступительного экзамена по черчению в Московском архитектурном институте (МАИ) в период с 1944-го (начало учебы после возвращения института из эвакуации) до 1970 года, когда характер этого экзамена был изменен. Описываются экзаменационные задания и требования, чертежные принадлежности и приспособления. Приводятся варианты экзаменационных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrance exam "Drawing" at the Architectural Institute in 1940–1960s

The article considers the entrance exam in drawing to the Moscow Architectural Institute (MAI) from 1944 (the beginning of studies after the return of the institute from evacuation) until 1970, when the nature of this exam was changed. It describes: examination tasks and requirements; drawing accessories and fixtures. The variants of the examination are given.

Текст научной работы на тему «Вступительный экзамен «Черчение» в Архитектурном институте. 1940–1960-е годы»

А. В. Иванов 10.24412/cl-35672-2022-1-0087

A. V. Ivanov

Вступительный экзамен «Черчение» в Архитектурном институте. 1940-1960-е годы

Entrance exam "Drawing" at the Architectural Institute in 1940-1960s

Ключевые слова: экзамен по черчению, ваза, МАИ, Орса Ю. Н. Keywords: drawing exam, vase, MAI, Orsa Yu. N.

Аннотация: Статья посвящена особенностям вступительного экзамена по черчению в Московском архитектурном институте (МАИ) в период с 1944-го (начало учебы после возвращения института из эвакуации) до 1970 года, когда характер этого экзамена был изменен. Описываются экзаменационные задания и требования, чертежные принадлежности и приспособления. Приводятся варианты экзаменационных заданий. Abstract: The article considers the entrance exam in drawing to the Moscow Architectural Institute (MAI) from 1944 (the beginning of studies after the return of the institute from evacuation) until 1970, when the nature of this exam was changed. It describes: examination tasks and requirements; drawing accessories and fixtures. The variants of the examination are given.

В послевоенное время, больше 60 лет назад, в 1940-1960-х годах молодые юноши и девушки, выбрав профессию архитектора, прошли все сложности вступительных испытаний в Московский архитектурный институт (МАИ). Своими яркими воспоминаниями и впечатлениями о событиях тех лет делятся выпускники (ныне преподаватели и сотрудники) МАРХИ. Поскольку специальных, отдельных материалов по этой теме практически нет, основой статьи служат интервью, учебные работы выпускников МАРХИ, поступавших в те годы. Об экзамене по черчению рассказывают: Н. П. Тюрин (1945 г. поступления), Ю. Н. Орса (1955 г. поступления), Л. И. Иванова-Веэн (1965-1966 гг. поступления) и др. Период исследования ограничивается с 1943 по 1970 год, - от момента начала работы института после эвакуации до момента радикального изменения экзамена на проекционное черчение.

Единственным институтом, выпускавшим только архитекторов, в Советском Союзе тогда был МАИ. На 1 курс набирали 170 человек. За поступление отвечала приемная комиссия, а за подготовку абитуриентов -подготовительные курсы. При поступлении в Архитектурный необходимо было сдать семь экзаменов: русский язык, математику, физику, иностранный язык, черчение, рисунок (голова и капитель). И среди них, бесспорно, для будущего архитектора самый главный профессиональный экзамен - черчение.

Орса Ю. Н. вспоминает: «Я в 55 году поступал. Чертил вазу. Ну, те вазы, которые ребята до сих пор чертят при подготовке...». Экзамен по черчению кратко между собой так и называли «Ваза». За четыре часа требовалось: построить форму и обвести тушью (рис. 1).

Изображение вазы, малой архитектурной формы, выбрано не случайно. Ваза имеет прямое сходство с реальными архитектурными объектами, деталями интерьера, завершениями, украшавшими парадные лестницы и въездные ворота. «В архитектуре барокко и классицизма ваза была одним из наиболее часто используемых декоративных элементов» [4, с. 320]. Не надо далеко ходить за примерами: они и сейчас присутствуют на лестнице главного корпуса МАРХИ.

На экзамене общая композиция листа, на котором изображалась ваза, для всех заданий подчинялась одним и тем же правилам и выполнялись по установленному стандарту: строго симметрично относительно правого и левого края листа. Сверху было принято оставлять чуть больше места, чем снизу. Одно задание отличалось от другого формой вазы. В 1950-е годы для экзамена использовалась вертикальная композиция, позже, в 60-е годы (по инициативе Ю. Н. Орсы) появляются и горизонтальные композиции листа (рис. 2). Рамка по краям листа ничем не отличалась от современных правил: 5-5-5-20 мм.

Чертеж выполняли на том же формате, что и сейчас -А3 (297 х 420 мм), но называли его тогда еще по старым ГОСТам, принятым в СССР, - «12» [1].

Оформление работы имело единые правила и требования для всех.

На чертеже обязательно присутствовали следующие надписи:

- «ВАЗА» (с самого верха, над вазой) - высотой 14 мм, модернизированным романским шрифтом [5]. Некоторые абитуриенты заливали надпись серой акварелью, создавали утемнение книзу шрифта.

- «ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА» (на второй строчке) - высотой 6 мм, узким архитектурным шрифтом 1.

- «МАСШТАБ 1:1» (под чертежом) - высотой 4 мм, узким архитектурным шрифтом.

Строчка линейного масштаба находилась на следующей строке со шкалой от 0 до 100.

Все надписи, привязанные к оси симметрии вазы, располагались точно посередине листа, а промежуток между строчками равнялся высоте букв верхней строки. Чуть позже, начиная с 1960-х годов, все надписи выполняли единым шрифтом - узкий архитектурный.

Линейные размеры (еще один важный элемент оформления работы) состоял из следующих типов:

Вертикальные - помещались в двух цепочках, справа - дробные, слева - один общий.

1 Куцын, Т. И. Начертание шрифтов: пособие для архитекторов и инженеров. М., 1950. См: табл. 25 «Модернизированный романский шрифт» и табл. 45 «Шрифт Архитектурный узкий».

Горизонтальные цепочки распределялись по уровням, общая длина не обозначалась. Пересечение выносных линий с размерными подчеркивались засечками (2-3 мм).

Радиусы обозначались прямой линией, проходящей от центра окружности к ее дуге, с надписью и завершались стрелкой (3 мм).

Процесс вычерчивания вазы состоял из следующих основных этапов: компоновка основной проекции и надписей на листе, построение вида в карандаше, обводка тушью всех линий от самых толстых к самым тонким. Все это требовало от абитуриента не только скорости, но и высочайшей концентрации и филигранной точности исполнения. Экзамен проходил на 3-4 этаже Кузнецовского корпуса, обычно в аудиториях кафедры Основ архитектурного проектирования. В день экзамена абитуриенты, придя со всем необходимым, получали на руки экзаменационное задание - чертеж, «синьку» и чистый лист бумаги А3 с печатью. На первом месте при проверке работы была графика. В исполнении чертежа было важно всё: точность сопряжений, постоянная толщина линии одного типа, идеальность прямых и циркульных линий, умение ровно писать шрифт (довольно мелкий - 3 мм) от руки. Работа «на отлично» воспринималась нерукотворной, так как сложное изображение состояло из идеальных прямых и циркульных линий, соединения между которыми невозможно было различить. Качественная обводка - главный критерий оценки!

и ,гЛ ^

^ Л

Рис. 1. Экзаменационный чертёж вазы. 1950-е гг. Фотография с оригинала. Из собрания Музея МАРХИ

«1111(1111 1111

Рис. 2. Пример горизонтальной вазы. Автор Ю. Н. Орса. 1960-е гг. Частный архив

Сопряжения - особая тема. При вычерчивании в карандаше и при обводке сопряжения считались крайне сложными.

Типовую задачу можно сформулировать так: как соединить 2-3-4 окружности (центры некоторых из них неизвестны) в одну единую кривую линию с незаметными переходами? Или: как плавно соединить прямую линию с 1-2 окружностями? «И умение делать какие-то простейшие построения: строить гусёк, каблучок. Вот эти формы. Сопряжения делать кривых с прямыми. И разбираться в том, как определить центр какой-то кривой, которая была предназначена сопрягать пару других линий. И как её центр найти. Радиус был указан, но как определять центр? Это надо было делать, так сказать, думая своей головой», - вспоминает Орса. Иногда задания составлялись так, что необходимо было построить добрую половину вазы, для того чтобы найти центр одной окружности. Причем незаметно каждый год форма вазы усложнялась: появились крышка, а за ней и ручки, в которых тоже были окружности, а значит и новые сопряжения. Стоит учитывать еще один немаловажный факт: качество инструмента из обычного канцелярского магазина была крайне низким: «... помню, выравнивал прямой угол у деревянного угольника на шкурке. Сидел, точил, выравнивал, смотрел на глаз», - вспоминает Орса. Во всём этом, во время подготовки, учащиеся разбирались, и уже к самому экзамену свободно должны были овладеть всем этим.

Работу оценивали по пятибалльной шкале. «Отлично» можно было получить с большим трудом. Орса очень четко это объясняет: «Собственно оценивалось качество линий, качество сопряжений, качество надписей, общая компоновка: такие чисто технические параметры. То есть каких-то теоретических параметров не было, только чисто технические, потому что нужно было просто механически перечертить».

Экзаменационные задания составляли преподаватели кафедры начертательной геометрии - Орса Ю. Н., Карпов В. Н. и другие под чутким руководством заведующего кафедрой Климухина А. Г. Каждый год вступительное задание обновлялось, - кто-нибудь из преподавательского состава, по поручению зав. кафедрой, делал новый чертеж с изображением вазы, которое держалось в строгом секрете вплоть до самого экзамена. С одного оригинального чертежа снимали необходимое количество копий, которые получали абитуриенты непосредственно на экзамене. Все копии имели розовый, голубоватый, кремовый оттенок: выполнялись они по технологии диазотопии - сухого копирования, единственным тогда машинным способом получения копий с чертежей. Хотя сами листы-копии выглядели как пастельный калейдоскоп, всё равно все по традиции называли их «синькой».

Чертежные инструменты использовались в основном советского производства, которые приобретали в обычных канцелярских или специализированных магазинах (например, «Чертежник» и «Художник»). Иногда кому-то привозили из-за рубежа, кто-то пользовался трофейными, а кому-то даже удавалось приобрести

раритетные экземпляры, что-то переходило по наследству от родственников и знакомых. Особенно ценились немецкие - Richter, чешские - KOH-I-NOOR. Из иностранных материалов только китайская тушь была доступна в магазинах.

Применяли различные чертежные инструменты-приспособления. Чертежные доски были тяжелыми из массива липового дерева, а их торцы - с дубовыми вставками. Лист бумаги крепился к доске кнопками, оставляющими проколы в мягкой бумаге и древесине. Рейсшина была деревянная, Т-образная, приставная (рис. 3), «на колёсиках» появилась с середины 1950-х годов. Треугольники - деревянные, пластмассовые, которые приходилось исправлять самостоятельно. Карандаши в основном твердые, с советской маркировкой Т-2Т, ластики - «резинки» различных видов.

Особое место среди всех инструментов всегда занимала готовальня. Без циркуля, измерителя, рейсфедеров для прямых и кривых линий, обязательно входивших в ее состав, было невозможно начертить вазу и обвести ее! Футляр готовальни (особая деревянная, обклеенная изнутри бархатом, а снаружи коленкором коробочка) так бережно сохранялся каждым владельцем! Большинство пользовались готовальнями с Московского завода «Готовальня» и Ленинградского - «Союз», такими как: КБ-Л, КМ и более простые У-17, У 14, и совсем простые НЧК-14. Минимальный и необходимый набор готовальни содержал: циркуль, разметочный циркуль - «измеритель», кронциркуль, держатель с рейсфедером, рейсфедер-вставка, отвертку, сменные иголки и грифели. Каждый циркуль, рейсфедер требовал постоянной настройки и поддержании в рабочем состоянии. За готовальней следили все без исключения.

Черная тушь - еще один очень важный чертежный материал, влияющий на вид чертежа и оценку. Так ее описывает Орса: «Хорошая была тушь, густая, черная, такая плотная, не то, что теперь. Быстро сохла, не расплывалась». Кто-то, для тонких линий, специально натирал китайскую тушь. При работе с тушью на первый план выходили такие моменты, как точность и опыт. Вначале, естественно, все испытывали сложности: тушь расплывалась, капала, пачкала всё вокруг. Но с опытом и должным отношением, рано или поздно, всем, кто не опускал руки, удавалось овладеть техникой обводки тушью.

Гшобна рейсшины

Рис. 3. Чертёжная доска с угольниками. 1940-е гг. [2]

Применяли следующие типы линий, такие как: прямые, циркульные, от руки. Прямые линии обводили по рейсшине и угольникам, используя для этого рейсфедер с прямым держателем. Кривые линии обводили только по циркулю, применяя рейсфедер-вставку в циркуль. Лекала не применяли. От руки линии - точней сказать, крохотные отрезки от одного до трех миллиметров -выполняли металлическим пером. Подобное допускалось только для элементов оформления работы: мелкий шрифт, стрелки 3-4 мм - которые должны были казаться одинаковыми, как будто начерченными по линейке.

Подготовка к экзамену - самый важный процесс, от которого напрямую зависит результат поступления, тогда, как и сейчас, проходил у всех по-разному: курсы при институте, индивидуальные занятия с репетитором и даже самостоятельная подготовка. Естественно, курсы по черчению от института являются самыми базовыми, доступными, где у школьников есть реальная возможность пройти программу подготовки и освоить необходимые навыки. Все учебные программы и задания составлялись ведущими педагогами в тесной связи с профильными кафедрами.

«В 1964 году я приехала поступать первый раз. Курсы по черчению, рисунку и другим предметам были. Я ходила на рисунок и черчение», - вспоминает Л. И. Иванова-Веэн. Но так было не всегда, курсы появились в Архитектурном институте с 1960-х годов, до этого времени ребята готовились самостоятельно или с репетиторами. В этот период институт предоставлял консультации. Орса говорит: «Курсов по черчению тогда не было, только консультации. Были курсы по рисунку. В общем, мы там сами добывали какие-то материалы. И я сам чертил и готовился по справочнику по черчению. По шрифту у меня был Куцын Т. И. "Начертание шрифтов"» [3]. Кто-то ходил к частным педагогам, бывшим выпускникам архитектурного института, приходя к ним домой и получая опыт непосредственно «из рук -в руки». Выбор способа подготовки определялся индивидуально, исходя из множества факторов, возможностей, способностей самих поступающих и их родителей.

Специальных учебников тогда институтом не выпускалось. Из печатных изданий были малоформатные методички, где в сжатом, общем виде излагались общие требования и методические указания. Хорошим примером (в той ситуации) может служить поздняя версия подобного издания: «Методическое пособие для подготовки к приемным экзаменам по рисованию и черчению» [5]. Издание более позднее (1973 г.) характеризует объем и подробность изложения материала того периода. В нем содержатся требования, рекомендации к экзамену по черчению всего на 3-4 страницах (столько же иллюстраций). И в конце издания обязательно находился список специальной литературы, которой мог воспользоваться любой, желающий обратиться к более серьезной литературе на нужную тему. Такие объемные многостраничные издания уже могли служить опорой при подготовке. Естественно, при таком положении вещей большинство выбирало путь обучения у педагогов и в коллективе.

Бывшие абитуриенты вспоминают, что поддержкой в подготовке не только к черчению, но и к другим экзаменам, служила, кроме личной мотивации и желания, особенная атмосфера института, «покорявшая с первого знакомства». Очень часто выпускники отмечают, что огромной помощью для них стало общение, дружеская близость со сверстниками, поступавшими вместе с ними: можно было обсудить непонятное, поделиться опытом, переживаниями, получить совет и помощь. До сих пор многие дружат, работают, поддерживают отношения между собой, искренне и горячо вспоминают свои молодые годы, согруппников, педагогов.

В заключение стоит подчеркнуть, что форма вазы кажется очень простой только на первый взгляд. И может даже показаться, что «проще не бывает». Но если учесть все факторы вместе, приведенные выше: получение основных навыков черчения в карандаше; умение обводить тушью, строить самые изощренные сопряжения, понимать простые чертежи с размерами в нужном масштабе, компоновать проекции с надписями, писать шрифт по линейке и от руки, чертить по ГОСТу; знание архитектурных обломов, - то поступившие в институт ребята уже могли копировать, чертить, понимать гораздо более сложные архитектурные задания. Тогда студенты первого курса начинали обучение архитектурному проектированию с перечерчивания, копирования чертежей реальных архитектурных сооружений. Традиционная форма ваз, построенная по всем законам, правилам и приемам классической архитектуры, развивала чувство гармонии, соразмерности деталей к целому, внутренней красоте общих пропорций и всей формы.

Так, прочерчивая вазу за вазой, начиная с первых шагов подготовки, они осваивали не только профессионально-технические навыки, но и развивали в себе чувство красоты и гармонии, без которых невозможно представить искусство архитектуры.

Отмечу, чертеж «вазы» как вступительный экзамен для архитектора вошел не только в современную систему подготовки абитуриентов МАРХИ, к уже измененному современному экзамену, но и стал примером подготовки абитуриентов для других вузов нашей страны: в МГХПА им. С. Г. Строганова при поступлении на факультет дизайна и в МГАХИ им. В. И. Сурикова при поступлении на факультет архитектуры до сих пор чертят вазу отдельным экзаменом. Опыт такого экзамена стал настолько удачным, что применяется и до сих пор. Именно так сохраняется опыт и традиции подготовки будущих архитекторов.

Список цитируемой литературы:

1. ГОСТ 2.301-68. ЕСКД. Форматы (взамен ГОСТ 3450-60) // СПС «Кодекс» : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200006582 (дата обращения: 12.02.2022).

2. Кириллов, А. Ф. Черчение и рисование / А. Ф. Кириллов. -Москва: Высшая школа», 1980.

3. Куцын, Т. И. Начертание шрифтов: пособие для архитекторов и инженеров / Т. И. Куцын. - Москва : Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950.

4. Осмоловская, О. В. Рисунок по представлению в теории и упражнениях. От геометрии к архитектуре / О. В. Осмоловская, А. А. Мусатов. - Москва : Архитектура-С, 2012.

5. Тихонов, С. В. Методическое пособие для подготовки к приемным экзаменам по рисованию и черчению / С. В. Тихонов, В. Ф. Кринский. - Москва : МАРХИ, 1973.

Л. Е. Баклыкская 10.24412/cl-35672-2022-1-0088

L. E. Baklykskaya

Вступительный экзамен «Рисунок» на архитектурном факультете в Хабаровском политехническом институте (1972-1992 гг.) Entrance exam "Drawing" at the Faculty of Architecture at the Khabarovsk Polytechnic Institute (1972-1992)

Ключевые слова: вступительный экзамен, рисунок, ХПИ, подготовительные курсы, архитектурный факультет. Keywords: entrance exam, drawing, KhPI, preparatory courses, Faculty of Architecture.

Аннотация: В статье рассматривается история подготовки и проведения экзамена по рисунку в ХПИ. Представлена историография довузовских курсов «Рисунок». Анализируются особенности экзаменационных заданий, включая подготовительные курсы в начальном архитектурном образовании.

Abstract: The article discusses the history of preparing and conducting an exam in drawing at KhPI. The historiography of pre-university courses "Drawing" is presented. The features of examination tasks are analyzed, including preparatory courses in primary architectural education.

Специальность «архитектура» в Хабаровске берет свое начало с 1972 года, когда было образовано архитектурное отделение при строительном факультете в Хабаровском политехническом институте (ХПИ). В 1977 году был создан архитектурный факультет ХПИ, в составе которого сформированы три кафедры: «Архитектура», «Архитектурное проектирование» и «Изобразительное искусство».

В 1992 году ХПИ преобразован в Хабаровский государственный технический университет (ХГТУ), при котором в 1995 году создан Институт архитектуры и строительства. В 2005 году ХГТУ переименован в Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ).

Автор продолжает исследование темы вступительных испытаний по спецпредметам на специальность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.