Научная статья на тему 'Методические и содержательные аспекты подготовки абитуриентов к творческому экзамену по черчению на кафедре дизайна архитектурной среды'

Методические и содержательные аспекты подготовки абитуриентов к творческому экзамену по черчению на кафедре дизайна архитектурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / GEOMETRIC-GRAPHIC PREPARATION / СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА ПО ЧЕРЧЕНИЮ / CONTENT OF THE EXAM IN DRAWING / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / SPATIAL IMAGINATION / АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС / ARCHITECTURAL AND CIVIL ENGINEERING CLASS / ПРОБНОЕ ИСПЫТАНИЕ / PILOT TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеюк Наталья Венеровна

В статье рассматриваются методические и содержательные аспекты подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по черчению; указываются проблемы недостаточной графической подготовки абитуриентов для выполнения заданий творческого конкурса; представлены содержание курса подготовки, варианты заданий, система оценок, показатели эффективности подготовки абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеюк Наталья Венеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические и содержательные аспекты подготовки абитуриентов к творческому экзамену по черчению на кафедре дизайна архитектурной среды»

3. Integration of a joint activity of children with disabilities and children with no health problems. This principle should be implemented in almost all types of services.

4. Mutual - wide participation in the volunteers and voluntary mutual support [2].

Content rehabilitation of children with disabilities varies during the course of rehabilitation, depending on the nature of the disease, its progress and physical fitness of the child with disabilities, and the type of health care setting (hospital, clinic, sanatorium).

In content-based rehabilitation of children with disabilities are physical rehabilitation, and the basis of physical rehabilitation work - dosed training. Dosed training - focused process improvement and restoration of disturbed functions of the whole organism, its individual systems and organs [8].

Thus, the content of rehabilitation of children with disabilities is regarded as a complex rehabilitation and medical problem, which includes physical, medical, educational, psychological, domestic, professional, social and economic rehabilitation.

Each area rehabilitation of children with disabilities is important and necessary, but the main focus of a physical rehabilitation and medical rehabilitation.

Children with disabilities at an early age is necessary to lead an active lifestyle, exercise and sports. Physical therapy contributes to some extent, not only the maximum possible increase viability child with disabilities, but also full of personality, and the acquisition of autonomy, social, domestic, mental activity and independence.

To restore disturbed functions of a child with disabilities using three periods of action of therapeutic physical training:

1. Benign acute period of forced situation where physical and functional condition of the body broken (child assigned bed rest).

2. Functional Anatomy of the recovery period, when its function is impaired (napivpostilnyy mode when a sick child can sit and walk around the room).

3. Training - the final stage of restoration of function not only of the affected organ, but also the whole body (it is possible to adapt to everyday stress and training the whole body) [2].

As a result of regular exercise the child with disabilities to adapt gradually magnifying loads going on reha-

bilitation and correction of violations that have arisen in the course of an illness or injury.

The problems that stand in front of a modern university education, due to dramatic changes in the content not only the most professional goals, and social order for their decision.

Conclusions.

Technology to help children with disabilities based on a comprehensive rehabilitation of all areas of rehabilitation. Under the direction of children with disabilities experiencing physical and functional difficulties not only because of the disease, abnormalities or deficiencies of development, but also physical unsuitability and attitudes of others to their special needs, the prejudices of society reprehensible attitudes towards people with disabilities.

Rehabilitation work is a major process aimed at comprehensive care to children with disabilities to achieve their maximum at a certain disease, physical, mental, and future professional and social usefulness.

References

1. Bodazhkov, M. V. Experience of using means of physical training in the complex of measures for rehabilitation of the disabled / M. V. Bodazhkov, A. Shepherd // Physical training and a healthy lifestyle tezizy rep. All-Union. Scientific-Practical. Conf. (Sevastopol, February, 1990). - M., 1990. -P. 14-15.

2. Fiziska rehabilitacija: Macibu gramata / Galvenais redaktors S. N. Popov. - Rostova-uz-Don, 2005.

3. Fonarev, M. I. Enchiridion pediatric physic illicit / M. I. Fonarev. - Leningrada, 1983.

4. Muller, A. R. Child with disabilities: a book for parents. - Moscow, 2006.

5. Musin, V. M. Fiziska rehabilitacija: maclbu gramata augstako maclbu aizvesanu studentiem fiziskas audzinasanas un sporta / V. M. Musin. - K., 2005.

6. Populara mediciniska enciklopedija. Galvenais redaktors B. P. Petrovskij. - M., 1987.

7. Suchenco, L. P. Fiziskas audzinasanas un sporta nakamo specialistu profesionala sagatavosana (teoretisks un metodologisks aspekts) / L. P. Suchenco // Pedagogijas un profesionalas apmacibas psihologijas instituts APN Ukraina; Zaporozjes valsts universitate. - Zaporozje, 2003.

8. Werner, D. Rehabilitation of Disabled Children / David Werner. - M., 1995.

УДК 371.3:744.4

Н. В. Дорофеюк

Череповецкий государственный университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ К ТВОРЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ЧЕРЧЕНИЮ НА КАФЕДРЕ ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются методические и содержательные аспекты подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по черчению; указываются проблемы недостаточной графической подготовки абитуриентов для выполнения заданий

творческого конкурса; представлены содержание курса подготовки, варианты заданий, система оценок, показатели эффективности подготовки абитуриентов.

Геометро-графическая подготовка школьников, содержание экзамена по черчению, пространственное воображение, архитектурно-строительный класс, пробное испытание.

The article deals with methodological and substantive aspects of the students' preparation for the entrance exam in drawing. The problems of insufficient graphic preparation of entrants for creative competition assignments are shown. The content of training courses, job options, evaluation system, performance of the applicants are presented.

Geometric-graphic preparation, content of the exam in drawing, spatial imagination, architectural and civil engineering class, pilot test.

Введение.

Обучение на направлении «Дизайн архитектурной среды» требует определенного уровня довузовской графической и художественной подготовки и достаточного пространственного мышления у абитуриентов. Развитию пространственного воображения и навыков выполнения чертежей и рисунков у учащихся способствуют такие школьные дисциплины, как: рисование, черчение, геометрия, география, физика и др.

Первые пространственные представления учащиеся получают в школе, но их совершенно не достаточно для формирования пространственного мышления у учащихся, умения грамотно выполнить чертеж. Кроме того, в некоторых школах отсутствует черчение, или данный предмет преподается с большим временным отрывом в 7, 8 классе. Поэтому геометро-графическая подготовка и способности абитуриентов для выполнения заданий творческого экзамена, как правило, не соответствуют необходимому уровню.

Основная часть.

На кафедре дизайна архитектурной среды (ДАС) Череповецкого государственного университета (ЧГУ) организован архитектурно-строительный кабинет для школьников 9-11 классов, где проводится подготовка к творческому конкурсу по черчению и рисунку в течение учебного года. Общий объем за-

нятий в 1 и 2 семестрах составляет 60 часов по каждой дисциплине.

Рассмотрим методические и содержательные аспекты подготовки к испытанию по черчению.

Задачи и структура курса подготовки школьников определяются содержанием экзамена. На экзамене абитуриент должен выполнить чертеж на формате А3 по следующим темам: проекционное черчение, геометрическое черчение, узкий архитектурный шрифт. Содержание четырех заданий экзаменационного билета можно представить схемой (рис. 1). Кроме того, при оценке работы учитывается качество графики и правильность композиционного расположения всех изображений на формате листа.

На первом занятии учащиеся знакомятся с набором необходимых инструментов и правилами их использования, а также общими правилами оформления чертежей (типами линий, штриховкой, правилами нанесения размеров).

На занятиях применяются различные способы геометро-графической подготовки. Наиболее эффективными средствами развития пространственного воображения и приобретения навыков решения визуальных и графических задач являются:

- демонстрирование фигур;

- моделирование;

- грамотное чтение чертежа и его выполнение.

Экзамен по черчению

Рис. 1. Содержание экзамена по черчению

Эти средства приводят к наилучшим результатам, если они используются систематически и в комплексе. Поэтому школьники после изучения теоретических основ всех необходимых тем на каждом занятии выполняют все четыре задания: от простых к более сложным. Графические приемы выполнения всех геометрических фигур рассматриваются на доске, учащиеся выполняют все построения за преподавателем. После каждого аудиторного занятия школьники получают домашнее задание соответствующего уровня сложности.

Приведенная группа заданий активно способствует развитию конструктивных умений и навыков. В процессе решения таких задач, прежде чем изобразить пространственный объект на чертеже, учащимся необходимо отчетливо представить его, мысленно выполнить определенные конструктивные операции с его элементами. Каждый чертеж является важнейшим средством формирования и развития пространственных представлений.

Также уделяется внимание рассмотрению различных изображений одной и той же модели. Привыкая работать по шаблонному изображению пространственных фигур, учащиеся теряются, когда необходимо создать образ по чертежу, на котором пространственный объект расположен нетрадиционно. Выполнение таких упражнений способствуют совершенствованию умения рассматривать объект с различных точек зрения, удерживая его образ в памяти, анализировать созданную трехмерную модель, менять пространственное положение объекта. Например, учащиеся выполняют третий вид по двум заданным изображениям по следующим вариантам:

- по главному виду и виду сверху;

- по главному виду и виду слева.

Учащимся, у которых навыки выполнения чертежей и пространственные представления поддаются развитию медленно, выдаются специальные задания по изготовлению моделей для демонстрации их на следующем занятии. Также модели могут быть изготовлены сразу на уроке. Например, легко моделировать многогранник с призматическим отверстием, коническую и цилиндрическую поверхности. Для этого достаточно иметь листы бумаги и ножницы. При необходимости в процессе занятия каждый ученик может изготовить экспромтом модель объекта или его элемента для более ясного понимания ортогональных изображений.

Пример первого задания по проекционному черчению, где необходимо выполнить третий вид и аксонометрию модели, представлен на рис. 2. Модель, как правило, состоит из нескольких простейших призматических и цилиндрических форм и содержит внутренние отверстия и внешние вырезы.

Если рассматривать объекты предметно-пространственной среды с точки зрения объемов, то можно сказать, что многие архитектурные сооружения представляют собой простые геометрические формы [1, с. 99]. Поэтому умение выполнять данное задание закладывает фундамент для формирования

навыков к решению геометрических и проекционных задач различного объема и уровня сложности.

1 1 1 1

г 1 1 1 1 1 1 с« еч "Г*

8 *

Рис. 2. Задание по проекционному черчению

Задание по геометрическому черчению - выполнение контура декоративной вазы, где требуются знания и навыки вычерчивания сопряжений и архитектурных обломов и умения наносить размеры (рис. 3).

Рис. 3. Задание по геометрическому черчению

Графическая работа абитуриента по черчению оценивается по 50 бальной шкале. Положительной принята оценка от 20 баллов и выше. Каждое задание максимально оценивается следующим образом:

- три вида с разрезами - 13 баллов;

- аксонометрия с вырезом четверти - 14 баллов;

- контур декоративной вазы с нанесением размеров - 13 баллов;

- композиция - 5 баллов;

- графика - 5 баллов.

Кроме систематических занятий в течение года для абитуриентов предусмотрено проведение мастер-

класса по компьютерной графике, способствующего развитию динамичности пространственных представлений. Школьникам демонстрируется создание объемных объектов (тел вращения и многогранников) с использованием программы AutoCAD и возможность их наблюдения в различных ракурсах.

Динамичность образа трехмерного объекта проявляется в возможности не только его видоизменять, но и видеть движение и перемещение объектов. Далее учащимся предлагается самостоятельно создать несколько пространственных геометрических фигур и выполнить их просмотр с разных точек зрения. При визуализации создания трехмерной модели у школьников появляется более полное осмысление пространственного образа.

Для подведения итогов курса обучения в архитектурно-строительном классе и определения уровня подготовки проводится пробное зачетное испытание по заданиям идентичным экзаменационным, которые слушатели курсов выполняют без помощи преподавателя.

Выводы.

В качестве показателей эффективности используемой методики довузовской подготовки школьников к конкурсному испытанию по черчению используются следующие характеристики:

1. Уровень пространственного мышления и умения при выполнении пробного экзамена:

- достаточный, если все задания выполнены с незначительными ошибками; учащийся показал знание правил и навыки выполнения чертежа, пространственное представление модели и хорошую графику;

- недостаточный, если при изображении допущены значительные ошибки, модель определена неверно, графика не соответствует требованиям стандартов.

- количество поступивших студентов на направление ДАС, закончивших архитектурно-строительный класс.

- анализ приемной кампании 2013 и 2014 гг. показал, что все учащиеся курсов, поступавшие на направление «Дизайн архитектурной среды», успешно справились с творческим конкурсом и составили более 50 % студенческой группы;

- кроме того, показателем эффективности может служить количество абитуриентов, поступивших на аналогичное направление в другие вузы;

- например, в ВоГУ (г. Вологда) на направление «Архитектура» ежегодно успешно поступает 34 слушателя архитектурно-строительного класса.

Программа подготовки к экзамену по черчению предусматривает выполнение учащимися большого объема графических заданий, что обеспечивает приобретение устойчивых навыков выполнения чертежей по геометрическому и проекционному черчению, соответствующих уровню довузовской подготовки.

Литература

1. Дорофеюк, Н. В. Макетирование как метод моделирования объектов предметно-пространственной среды при изучении основ архитектурно-дизайнерского проектирования / Н. В. Дорофеюк, Ю. О. Костина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. -№1(54). - С. 80-83.

УДК 376.37

Т. В. Захарова, А. А. Моисеева

Череповецкий государственный университет

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В статье рассматривается индивидуализация процесса изучения и формирования социальных эмоций у дошкольников с речевыми нарушениями как фактор их успешной социализации в современном мире. Авторами выделены структурные составляющие индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями, представлена модель индивидуализации процесса формирования социальных эмоций у дошкольников с речевыми нарушениями.

Социальные эмоции, процесс индивидуализации, социализация, индивидуальные особенности, нарушения речи.

The article considers the individualization of the learning and formation processes of social emotions of preschoolers with speech disorders as a factor of their successful socialization in the modern world. The authors highlighted the structural components of the individual characteristics of children with speech disorders and presented the individualization model of formation of social emotions of preschoolers with speech disorders.

Social emotions, process of individuation, socialization, individual characteristics, speech disorders.

Введение.

Процесс индивидуализации образования применительно к категории дошкольников с общим недоразвитием речи является инновационным в силу то-

го, что существующая система специального образования не всегда может охватить всех детей, нуждающихся в помощи специалистов, и требует смены педагогической парадигмы в направлении построе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.