класса по компьютерной графике, способствующего развитию динамичности пространственных представлений. Школьникам демонстрируется создание объемных объектов (тел вращения и многогранников) с использованием программы AutoCAD и возможность их наблюдения в различных ракурсах.
Динамичность образа трехмерного объекта проявляется в возможности не только его видоизменять, но и видеть движение и перемещение объектов. Далее учащимся предлагается самостоятельно создать несколько пространственных геометрических фигур и выполнить их просмотр с разных точек зрения. При визуализации создания трехмерной модели у школьников появляется более полное осмысление пространственного образа.
Для подведения итогов курса обучения в архитектурно-строительном классе и определения уровня подготовки проводится пробное зачетное испытание по заданиям идентичным экзаменационным, которые слушатели курсов выполняют без помощи преподавателя.
Выводы.
В качестве показателей эффективности используемой методики довузовской подготовки школьников к конкурсному испытанию по черчению используются следующие характеристики:
1. Уровень пространственного мышления и умения при выполнении пробного экзамена:
- достаточный, если все задания выполнены с незначительными ошибками; учащийся показал знание правил и навыки выполнения чертежа, пространственное представление модели и хорошую графику;
- недостаточный, если при изображении допущены значительные ошибки, модель определена неверно, графика не соответствует требованиям стандартов.
- количество поступивших студентов на направление ДАС, закончивших архитектурно-строительный класс.
- анализ приемной кампании 2013 и 2014 гг. показал, что все учащиеся курсов, поступавшие на направление «Дизайн архитектурной среды», успешно справились с творческим конкурсом и составили более 50 % студенческой группы;
- кроме того, показателем эффективности может служить количество абитуриентов, поступивших на аналогичное направление в другие вузы;
- например, в ВоГУ (г. Вологда) на направление «Архитектура» ежегодно успешно поступает 34 слушателя архитектурно-строительного класса.
Программа подготовки к экзамену по черчению предусматривает выполнение учащимися большого объема графических заданий, что обеспечивает приобретение устойчивых навыков выполнения чертежей по геометрическому и проекционному черчению, соответствующих уровню довузовской подготовки.
Литература
1. Дорофеюк, Н. В. Макетирование как метод моделирования объектов предметно-пространственной среды при изучении основ архитектурно-дизайнерского проектирования / Н. В. Дорофеюк, Ю. О. Костина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. -№1(54). - С. 80-83.
УДК 376.37
Т. В. Захарова, А. А. Моисеева
Череповецкий государственный университет
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В статье рассматривается индивидуализация процесса изучения и формирования социальных эмоций у дошкольников с речевыми нарушениями как фактор их успешной социализации в современном мире. Авторами выделены структурные составляющие индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями, представлена модель индивидуализации процесса формирования социальных эмоций у дошкольников с речевыми нарушениями.
Социальные эмоции, процесс индивидуализации, социализация, индивидуальные особенности, нарушения речи.
The article considers the individualization of the learning and formation processes of social emotions of preschoolers with speech disorders as a factor of their successful socialization in the modern world. The authors highlighted the structural components of the individual characteristics of children with speech disorders and presented the individualization model of formation of social emotions of preschoolers with speech disorders.
Social emotions, process of individuation, socialization, individual characteristics, speech disorders.
Введение.
Процесс индивидуализации образования применительно к категории дошкольников с общим недоразвитием речи является инновационным в силу то-
го, что существующая система специального образования не всегда может охватить всех детей, нуждающихся в помощи специалистов, и требует смены педагогической парадигмы в направлении построе-
ния процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений, особой организации образовательно-воспитательной среды.
В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (М. В. Браткова, А. В. Закрепина [1], О. А. Денисова, О. Л. Леханова [2], Ю. А. Разенкова [4], С. В. Соловьева [5] и др.). Разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до настоящего времени не приобрела технологической завершенности. В настоящее время ведется работа по направлению, отражающему проектирование образовательных программ и индивидуальных маршрутов обучения в решении проблемы формирования социальных эмоций у дошкольников с речевыми нарушениями (Т. В. Захарова, А. А. Моисеева) [3].
Цель: разработка модели индивидуализации процесса изучения и формирования социальных эмоций у дошкольников с речевыми нарушениями.
Основная часть.
Степень успешности и эффективности социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целом и с речевыми нарушениями в частности в значительной мере зависит от своевременного, последовательного и систематического формирования социальных эмоций. В современных условиях развития общества социализация рассматривается как сочетание приспособления (социальной адапта-
ции) и обособления (индивидуализации) человека в условиях конкретного этноса. Индивидуализация тесно связана с другими сходными понятиями: инди-видуация, индивидуальное обучение, индивидуальный подход, технология индивидуализированного обучения.
Развивающие позитивные функции индивидуализации состоят в том, что благодаря этому процессу у человека формируются самопринятие, самоуважение, самостоятельность, ответственность, свобода творческой мысли, собственная позиция по отношению к действительности, возможно, отличная от точки зрения и взглядов других людей, потребность в самовыражении, самоактуализации и самопрезентации. При этом человек обладает внутренней свободой и одному ему присущими способами поступков и действий, но не наносящих урона другим.
В нашем исследовании индивидуализация включает учет индивидуальных возможностей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционного обучения во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются, а дифференциация - учет индивидуального своеобразия детей на основании личностных особенностей в той конкретной форме, когда они группируются по степени тяжести речевого расстройства для осуществления непосредственно образовательной деятельности.
Для повышения эффективности работы по формированию социальных эмоций у дошкольников, на наш взгляд, необходимо выделить структурные составляющие индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями (табл. 1).
Структурные составляющие индивидуальных особенностей Характеристика структурных составляющих индивидуальных особенностей
Особенности высшей нервной деятельности 1) основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; 2) типы по относительному преобладанию восприятия сигналов первой и второй сигнальных систем (мыслительный тип (левополушарный), художественный тип (правополушарный), смешанный тип); 3) парные характеристики типов высшей нервной деятельности и темпераментов (экстраверт-интраверт, эмоциональная стабильность-невротизм (эмоциональная неустойчивость)
Особенности развития личности 1) уровень интеллектуального развития (особенности памяти, внимания, воображения, мышления, социального и эмоционального интеллекта); 2) личностные особенности дошкольников (волевая регуляция поведения, особенности характера, задатки и способности, проявление чувств и эмоций); 3) познавательные интересы (упорядочение, систематизация представлений, накопление и способы обработки информации, выявление и понимание связей и отношений, исследовательские интересы)
Социальный опыт дошкольника, его социальный статус Социальные знания и навыки, социальные качества личности, социальная компетентность, социальные отношения
Тип восприятия информации Аудиальный, визуальный, кинестетический и дискретный
Тип восприятия эмоций Довербальный тип, диффузно-аморфный тип, диффузно-локальный тип, аналитический тип восприятия, синтетический тип, аналитико-синтетический тип
Копинг-стратегии, копинг-поведение Проблемно-фокусированные / эмоционально-фокусированные, когнитивные / поведенческие / эмоциональные, эффективные / неэффективные), формы поведения адекватные ситуациям, изменение установок в отношении ситуации
Таблица 1
Структурные составляющие индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями
В связи с обозначенными структурными составляющими индивидуальных особенностей дошкольников можно сформулировать принципы построения индивидуального маршрута формирования социальных эмоций: принцип психологической комфортности, принцип демократизации, принцип гуманизма, принцип дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения, принцип творчества, принцип естественной двигательной активности (Л. В. Шмелькова) [6].
Модель индивидуализации процесса формирования социальных эмоций у дошкольников с речевыми нарушениями представлена в схеме на рисунке.
Исходя из представленных в модели структурных составляющих индивидуальных особенностей дошкольников, необходимо из банка имеющихся диагностических методик осуществить выбор тех, которые позволят наиболее полно и точно оценить каждый из выделенных компонентов.
Для удобства и наглядности диагностические методики, направленные на изучение структурных составляющих индивидуальных особенностей дошкольников, представлены в табл. 2.
Успешная социализация
Формирование социальных эмоций у дошкольников с речевыми нарушениями с учетом их индивидуальных особенностей
Социально-нравственное направление Субъектно-деятельностное направление
- развитие эмоциональных и социально-перцептивных способностей; - развитие социально-нравственных свойств и способов поведения в обществе; - развитие коммуникативных навыков - развитие способности к саморегуляции, самоконтролю, целеполаганию; - развитие активности, инициативности, самостоятельности
Индивидуализация системного сопровождения; индивидуальные маршруты формирования
социальных эмоций
Психолого-педагогические условия
Организационно-педагогические условия
Содержательно-педагогические условия
развитие различных типов мышления, наклонностей и интересов
Г
многообразие разноуровневых основных и дополнительных образовательных
научно-методическое обеспечение процесса формирования социальных эмоций
развитие способности к принятию решений
методы, средства и организационные формы
обогащение социального опыта дошкольников
Структурные составляющие индивидуальных особенностей дошкольников
особенности высшей нервной деятельности
социальный опыт дошкольников, их социальный статус
особенности развития личности
тип восприятия информации
тип восприятия эмоций
копинг-стратегии, копинг-поведение
Рисунок. Модель индивидуализации процесса формирования социальных эмоций у дошкольников с речевыми нарушениями
Таблица 2
Диагностические методики для изучения индивидуальных особенностей дошкольников
Структурные составляющие индивидуальных особенностей Диагностические методики
Особенности высшей нервной деятельности - темпинг-тест Е. П. Ильиной, - метод экспертных оценок (опросник для воспитателя на выявление психологических особенностей темперамента старших дошкольников), - диагностика свойств темперамента с помощью наблюдения (Б. С. Волков, Н. В. Волкова), - методика «Перенос кубиков», разработанная Ю. А. Самариным, и методика «Наконечник», разработанная В. А. Горбачевым, - методики «Темперамент ребенка», «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», «Выбор в действии» и опросник темперамента А. Томаса - С. Чесса
Тип восприятия информации - «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников» Ю. В. Мурашовой, - блиц-тест определение способа познания у детей от 5 до 6 лет (Лорен Брэдвей, Барбара Ал-берс Хил), - интегрированные и адаптированные к дошкольному возрасту методика различения трех основных сфер сенсорного опыта Л. Д. Столяренко и метод определения типов личностей К. Юнга (модификация Г. А. Ванюхиной), - ассоциативный эксперимент (модификация Г. А. Ванюхиной), - тест для детей «Аудиал, визуал, кинестетик». Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников
Тип восприятия эмоций - методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А. М. Щетинина)
Особенности развития личности - цветные прогрессивные матрицы (Дж. Равен), - пиктограмма (А. Р. Лурия), - методика 10 слов (А. Р. Лурия), - «Шифровка» (Д.Векслер), - методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко), - методика мотивационных предпочтений «Три желания» (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых)
Копинг-стратегии - проективная методика «Тест фильм» Р. Жиля (адаптированная И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатовой), - проективная методика «Расскажи сказку» Л. Дюсс (адаптированная Г. Х. Махортовой), - карта оценки детских защитных механизмов Р. Плутчика, К. Перри (модификация Е. В. Чумаковой), - «Ситуация опасности» Л. В. Николаевой
Социальный опыт и статус - методика «Диагностика самооценки» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн), - беседа «Расскажи о себе» (А. М. Щетинина), - изучение самооценки и оценкиличностных качеств детей группы (Т. А. Репина), - тест «Несуществующее животное», - тест «Маски» (А. М. Щетинина), - методика «Выбор в действии», - методика «Игровая комната» (Р. С. Немов), - методика «Лесенка» (В. Г. Щур), - методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад), - методика «Какой Я?» (Р. С. Немов)
В отечественной системе образования закономерно повышается интерес к индивидуальным формам воспитания и обучения. Можно выделить несколько подходов к решению этой проблемы: пересмотр содержания стандартов образования на основе компетентностного подхода, развитие личностно-ориентированного обучения, построение образования как средства самореализации, расширение способов индивидуального образования.
С одной стороны - это шаг к индивидуализации воспитательно -образовательного процесса, с другой - это повышение ответственности педагогов за уровень усвоения содержания образовательной про-
граммы каждым ребенком, исходя из собственных потребностей в самопознании и самореализации, за оценку воспитанности и обученности каждого ребенка.
Кроме того, трудности перехода к индивидуальным формам воспитания и обучения связаны с тем, что коррекционный воспитательно-образовательный процесс соответствует образовательной программе учреждения и годовым, перспективным, календарно-тематическим планам, которые, в свою очередь, разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов и включают базовый и вариативный компоненты.
Все перечисленное говорит о необходимости создания технологических цепочек индивидуализации процесса социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи, разработки алгоритма учета структурных составляющих индивидуальных особенностей в работе по формированию социальных эмоций у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Выводы.
В процессе исследования было выявлено, что проблема индивидуализации процесса изучения и формирования социальных эмоций у детей является актуальной для современной педагогики, психологии, дефектологии и привлекает внимание многих специалистов.
Необходимость преодоления несоответствия между образовательными стандартами и реальными возможностями ребенка объясняет особое внимание педагогов к проблеме индивидуализации обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
Определение и реализация содержания деятельности по формированию социальных эмоций в рамках социально-нравственного и субъектно-деятельностного направлений предполагает создание психолого-педагогических, организационно-
педагогических и содержательно-педагогических условий. Разработка и совершенствование алгоритма учета структурных составляющих индивидуальных особенностей в работе по формированию социальных эмоций у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, обозначение содержательного
компонента перечисленных направлений и условий станут предметом дальнейших исследований проблемы успешной социализации дошкольников.
Литература
1. Браткова, М. В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью / М. В. Браткова, А. В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - №5. - С. 55-60.
2. Виноградова, М. А. Проектирование образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ / М. А. Виноградова, О. А. Денисова, Н. В. Иванова, О. Л. Леханова. - Череповец, 2012.
3. Захарова, Т. В. Алгоритм проектирования образовательных программ и индивидуальных маршрутов формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования / Т. В. Захарова, А. А. Моисеева // Материали за 9-а международна научна практична конференция, «Динамиката на съвременната наука». Т. 6: Педагогически науки. - София, 2013. - С. 90-97.
4. Разенкова, Ю. А. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития. Вып. 47 / Ю. А. Разенкова, Н. А. Александрова, В. Р. Баенская. - М., 2012.
5. Соловьева, С. В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / С. В. Соловьева. - Екатеринбург, 2011.
6. Шмелькова, Л. В. Педагогические условия реализации механизма индивидуализации обучения: дис ... канд. пед. наук / Л. В. Шмелькова. - Челябинск, 1991.
УДК 37.01
Н. В. Иванова, Е. В. Яковлева
Череповецкий государственный университет,
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье обосновывается актуальность формирования социальной компетенции у будущих педагогов. Раскрывается сущность и выделяются компоненты социальной компетенции педагога дошкольного и начального образования. Определяется теоретическая основа и закономерности формирования социальной компетенции у будущих педагогов для профессиональной деятельности в условиях вариативного социокультурного пространства образовательных учреждений.
Социальная компетенция, вариативное социокультурное пространство образовательной организации, закономерности формирования социальной компетенции.
The article explains the urgency of forming the social competence of future teachers. The paper reveals the essence and highlights the components of the social competence of the teacher of preschool and primary education. The authors determined theoretical basis and laws of formation of social competence of future teachers for professional work in the conditions of variable social and cultural space of educational institutions.
Social competence, variability sociocultural space educational organization, patterns of formation of social competence.
Введение. образованию в контексте социокультурной ситуации.
Одной из основных проблем, стоящих перед пе- Происходящие в России социально-политические, дагогикой сегодня, является поиск новых подходов к социально-экономические перемены усложнили