Научная статья на тему 'Тестирование на довузовском этапе обучения как способ установления обратной связи «Преподаватель-абитуриент»'

Тестирование на довузовском этапе обучения как способ установления обратной связи «Преподаватель-абитуриент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕСТ / МОНИТОРИНГ / АБИТУРИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова Т.В., Кошеутова О.Л.

Статья посвящена мониторинговому тестированию абитуриентов на довузовском этапе обучения. Итоги тестирования, рассматриваемые в статье, представлены как способ установления обратной связи «преподаватель-абитуриент» в рамках экзамена «Композиция». Основным содержанием тестирования было выявление входящих компетенций в области проекционного черчения как основы дальнейшего обучения. Авторы делают вывод о необходимости срезовых тестов в начале, середине и конце обучения, что будет способствовать индивидуализации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестирование на довузовском этапе обучения как способ установления обратной связи «Преподаватель-абитуриент»»

критического мышления проявляется сопоставление. Сравнение аналогов осуществляется на эмпирическом уровне критического мышления. Выявление соответствия - на нормативном и ценностном уровнях. На эмпирическом уровне преобладает когнитивная составляющая мышления. На нормативном и ценностном - логическая. Вместе с проектированием технологии и обучением алгоритму мыслительных операций важным представляется тщательный подбор материала критического осмысления в подмножествах «кейсов», академического материала, результатов научных исследований. Наряду с перечисленными ситуациями педагогического сопровождения на пути к найденному и известному заранее результату педагогические ситуации могут разворачиваться как неопределенные, не имеющие ответа. Это ситуации осмысления по поводу самой технологии критического мышления и мыслительных алгоритмов.

Сегодня в процессе реформирования образовательных программ высшей школы мгновенная инверсия отечественной образовательной концепции в нечто иное путем механической компиляции откопированных внешних образцов невозможна, особенно в ситуации, когда иного нет в отечественных производственных отношениях, рынке труда и, как следствие, в культуре, когда иное не осознано в части механизмов своей реализации. Однако сама идея модернизации создает особую проблемную ситуацию, открывающую актуальность и запускающую процесс осознания новых возможностей и прежде всего возможности совместного творчества педагогов и студентов по моделированию результатов образования и образовательного процесса.

Библиографический список

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовани // Интернет-журнал «Эйдос». - 2013. - 10 сент.

2. Раппапорт А.Г. История архитектурной мысли и ее будущее // Доклад на Междунар. науч. конф. «Личность, эпоха, стиль» 6-7 октября 2008 г. - М.: НИИТАГ РААСН, 2008.

УДК 378.14

ТЕСТИРОВАНИЕ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-

АБИТУРИЕНТ»

Гудкова Т.В.

Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств

Кошеутова О.Л.

Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств

Аннотация. Статья посвящена мониторинговому тестированию абитуриентов на довузовском этапе обучения. Итоги тестирования, рассматриваемые в статье, представлены как способ установления обратной связи «преподаватель-абитуриент» в рамках экзамена «Композиция». Основным содержанием тестирования было выявление входящих компетенций в области проекционного черчения как основы дальнейшего обучения. Авторы делают вывод о необходимости срезовых тестов в начале, середине и конце обучения, что будет способствовать индивидуализации обучения.

Ключевые слова: тестирование, тест, мониторинг, абитуриент.

Важный элемент довузовской подготовки абитуриентов архитектурно-художественных вузов - выявление и развитие творческих способностей. Во многих вузах в качестве творческого вступительного введен экзамен по композиции. Характер композиционных заданий предполагает наличие в должной степени развитого пространственного мышления и сформированных навыков графической культуры.

Так как наличие пространственного мышления является одним из основных качеств будущего архитектора, развитие этого вида мышления должно стать целью обучения, в особенности на тех учебных предметах, где в большей степени оно проявляется, следовательно, формируется и развивается. Многочисленные исследования ученых показали, что наиболее эффективными методами формирования пространственных представлений являются такие, которые обеспечивают сочетание восприятия реальных предметов, практического действия с ними и обозначающего их слова. И основное место среди них принадлежит черчению, поскольку в своих наиболее развитых формах пространственное мышление формируется на графической основе. В черчении предметное содержание изображений сочетается с широким использованием знаковых моделей, условно заменяющих собою предмет изображения и утративших с ним всякую наглядную аналогию [2].

В школьной программе советского периода черчение было рассчитано на трехлетний курс обучения. Например, в седьмом классе предусматривалось изучение способов проецирования, рассмотрение чертежей в системе прямоугольных проекций. Особый акцент делался на анализе геометрической формы предметов. Это давало возможность ученикам верно воспринять способы изображения окружающих их предметов.

К сожалению многих специалистов, в ныне действующих образовательных стандартах черчение как учебная дисциплина в базовых и профильных общеобразовательных дисциплинах отсутствует, что негативно сказывается на развитии пространственного воображения, столь необходимого для освоения профессии архитектора. Графические средства информации, и в частности чертежи, наиболее точны, емки и кратки. Без чертежей, умения их разрабатывать и читать, немыслима инженерная деятельность [1]. Частично эту проблему решает факультативное изучение данного предмета, но школ, реализующих эту возможность, очень мало.

Данный пробел сегодня восполняется на этапе довузовской подготовки. Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо выявить уровень развития обучающихся, приходящих в вуз на

подготовительные курсы. Подобную диагностику возможно осуществлять при помощи тестирования.

Целью нашего тестирования было определение уровня знаний в области проекционного черчения у абитуриентов, проходящих обучение в системе довузовского образования и поступающих на специальности «архитектура», «дизайн архитектурной среды» и «градостроительство». Нами был разработан тест, проведено мониторинговое анкетирование, обработаны результаты.

Всего в тестировании приняло участие 119 человек (10 групп абитуриентов, которые проходили на данный момент подготовку к экзамену «Композиция»). Среди групп, участвующих в тестировании, были следующие абитуриенты: 1) учащиеся очных курсов (ПК); 2) учащиеся заочной школы абитуриента (ЗПК); 3) учащиеся подготовительного отделения (ПО). Тестирование проводилось в начале обучения. Его задачей стало определение входящих компетенций абитуриентов перед обучением на курсах, поэтому в содержании вопросов были задействованы элементарные знания в области проекционного черчения, являющиеся основой школьной геометрии и черчения.

Тестирование включало следующие группы вопросов по темам: 1) «Контур (силуэт)»; 2) «Изометрия»; 3) «Построение фигур»; 4) «Проекции фигур». Каждая из тем содержала три уровня вопросов, характеризующих качество знаний абитуриента в выделенной области: 1-й уровень -удовлетворительное (освоение материала на репродуктивном уровне): 2-й уровень - среднее (репродуктивно-вариативное оперирование полученными знаниями); 3-й уровень - высокое (свободное оперирование полученными знаниями).

По теме 1 «Контур/силуэт» тестировались общее понимание данной категории на уровне проекционного черчения: дали правильный ответ: на 1-м уровне - 90%, на 2-м уровне - 85%, на 3-м уровне - 80 % респондентов.

Это указывает на высокие показатели среди обучающихся по общетеоретическому уровню подготовки в рамках школьной программы.

По теме 2 «Изометрия» тестировались знания в области проекционного черчения: 79% опрошенных дали правильный ответ на 1-м уровне, на 2-м уровне - 69 %, на 3-м - 65%.

Следует отметить, что тестирование базовых знаний по черчению, выявило у опрашиваемых абитуриентов средний уровень развития проекционного мышления.

По теме 3 «Построение фигур» тестировались знания, которые абитуриенты используют в области школьной геометрии и школьного черчения: правильные ответы распределились следующим образом: 1-й уровень - 90 %, 2-й уровень - 75%, 3-й уровень - 35% правильных ответов.

Ответы абитуриентов, касающиеся построения в изометрии фигур по заданным проекциям, позволили выявить низкое оперирование полученными базовыми школьными знаниями.

По теме 4 «Проекции фигур» тестировались знания в области школьной геометрии и черчения: абитуриенты дали правильные ответы: на 1-м уровне -85%, на 2-м - 75%, на 3-м уровне - 60%. Это свидетельствует о том, что поступающие имеют средние знания в области понимания («чтения») проекций фигур.

В целом тестирование показало, что абитуриенты в большинстве случаев демонстрируют высокий уровень при репродуктивном воспроизведении знаний (уровень 1) и репродуктивно-вариативном оперировании знаниями (уровень 2). Меньшее количество абитуриентов показало свободное оперирование знаниями (уровень 3), особенно в теме 3 - преобладают отрицательные результаты. Группа опрошенных, давшая правильные ответы в темах 1, 2 и 4 (уровень 3), продемонстрировала, что перед учащимися можно ставить и более сложные задачи.

Следовательно, можно констатировать, что на начальном этапе обучения преподавателям при подготовке абитуриентов необходимо уделять больше внимания тем компетенциям, которые необходимы в качестве исходящих (итоговых) для абитуриентов при поступления в вуз и в качестве входящих для студентов 1-го курса специальностей «архитектура», «дизайн архитектурной среды» и «градостроительство», а именно касающихся развития проекционного мышления (упражнения на построение объемов по проекциям и разделение объемов на проекции) с постепенным усложнением материала.

Проведенное нами экспериментальное тестирование как механизм обратной связи «преподаватель-абитуриент» показало, что тестовые срезы необходимы не только в начале обучения, но также в середине и в конце. Со стороны преподавателя это не только выявит проблемы в освоении материала, но и поможет индивидуальной работе с каждым поступающим. Со стороны абитуриента это будет не только способствовать осознанию проблем в изучаемой области (отсутствие знаний, слабое понимание вопроса), но стимулировать к углубленному освоению материала в проблемной области.

Библиографический список

1. Корх В.М. Роль предмета «черчение» в профессиональном обучении [Электронный ресурс]. - URL: http://irbis-nbuv.gov.ua.

2. Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. - М.: Владос, 2002. - 237 с.

УДК 165.6/.8

КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО: О СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Сереев С.К.

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. Констатируется ограниченность широко распространенных представлений о культуре и творчестве, являющихся результатом неоклассической методологической программы. Современный подход к изучению культуры и творчества связывается с новой методологической программой, опирающейся на понятия и принципы синергетики, важнейшими из которых являются нелинейность, самоорганизация, неопределенность, переходные состояния развития. Синергетическая методология позволит осуществить исследования в направлении создания целостной теории, объединяющей понятия культуры и творчества и придающей им системный характер.

Ключевые слова: культура, творчество, переходные состояния развития, синергетика, нелинейность.

Концептуальные подходы к исследованию культуры и творчества как особого рода феноменов очень разнообразны, что является общепризнанным. В настоящее время широко распространены представления о культуре и творчестве, которые можно назвать «плюралистическими», которые отрицают возможность выявления общей сущности означаемого этими понятиями. Так, Е.Э. Дробышева утверждает, что обобщающее понятие культуры есть не более чем умозрительная категория, отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их совместного существования, в то время как реально в истории и современности существовало и существует множество локальных культур [4]. Творчество зачастую вообще выводится из сферы рационально познаваемого, что в лучшем случае позволяет рассматривать отдельные проявления, акты творчества методами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.