Научная статья на тему 'Вступительный экзамен «Рисунок» на архитектурном факультете в Хабаровском политехническом институте (1972–1992 гг.)'

Вступительный экзамен «Рисунок» на архитектурном факультете в Хабаровском политехническом институте (1972–1992 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вступительный экзамен / рисунок / ХПИ / подготовительные курсы / архитектурный факультет / entrance exam / drawing / KhPI / preparatory courses / Faculty of Architecture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баклыская Лариса Евгеньевна

В статье рассматривается история подготовки и проведения экзамена по рисунку в ХПИ. Представлена историография довузовских курсов «Рисунок». Анализируются особенности экзаменационных заданий, включая подготовительные курсы в начальном архитектурном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrance exam "Drawing" at the Faculty of Architecture at the Khabarovsk Polytechnic Institute (1972–1992)

The article discusses the history of preparing and conducting an exam in drawing at KhPI. The historiography of pre-university courses "Drawing" is presented. The features of examination tasks are analyzed, including preparatory courses in primary architectural education.

Текст научной работы на тему «Вступительный экзамен «Рисунок» на архитектурном факультете в Хабаровском политехническом институте (1972–1992 гг.)»

Бывшие абитуриенты вспоминают, что поддержкой в подготовке не только к черчению, но и к другим экзаменам, служила, кроме личной мотивации и желания, особенная атмосфера института, «покорявшая с первого знакомства». Очень часто выпускники отмечают, что огромной помощью для них стало общение, дружеская близость со сверстниками, поступавшими вместе с ними: можно было обсудить непонятное, поделиться опытом, переживаниями, получить совет и помощь. До сих пор многие дружат, работают, поддерживают отношения между собой, искренне и горячо вспоминают свои молодые годы, согруппников, педагогов.

В заключение стоит подчеркнуть, что форма вазы кажется очень простой только на первый взгляд. И может даже показаться, что «проще не бывает». Но если учесть все факторы вместе, приведенные выше: получение основных навыков черчения в карандаше; умение обводить тушью, строить самые изощренные сопряжения, понимать простые чертежи с размерами в нужном масштабе, компоновать проекции с надписями, писать шрифт по линейке и от руки, чертить по ГОСТу; знание архитектурных обломов, - то поступившие в институт ребята уже могли копировать, чертить, понимать гораздо более сложные архитектурные задания. Тогда студенты первого курса начинали обучение архитектурному проектированию с перечерчивания, копирования чертежей реальных архитектурных сооружений. Традиционная форма ваз, построенная по всем законам, правилам и приемам классической архитектуры, развивала чувство гармонии, соразмерности деталей к целому, внутренней красоте общих пропорций и всей формы.

Так, прочерчивая вазу за вазой, начиная с первых шагов подготовки, они осваивали не только профессионально-технические навыки, но и развивали в себе чувство красоты и гармонии, без которых невозможно представить искусство архитектуры.

Отмечу, чертеж «вазы» как вступительный экзамен для архитектора вошел не только в современную систему подготовки абитуриентов МАРХИ, к уже измененному современному экзамену, но и стал примером подготовки абитуриентов для других вузов нашей страны: в МГХПА им. С. Г. Строганова при поступлении на факультет дизайна и в МГАХИ им. В. И. Сурикова при поступлении на факультет архитектуры до сих пор чертят вазу отдельным экзаменом. Опыт такого экзамена стал настолько удачным, что применяется и до сих пор. Именно так сохраняется опыт и традиции подготовки будущих архитекторов.

Список цитируемой литературы:

1. ГОСТ 2.301-68. ЕСКД. Форматы (взамен ГОСТ 3450-60) // СПС «Кодекс» : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200006582 (дата обращения: 12.02.2022).

2. Кириллов, А. Ф. Черчение и рисование / А. Ф. Кириллов. -Москва: Высшая школа», 1980.

3. Куцын, Т. И. Начертание шрифтов: пособие для архитекторов и инженеров / Т. И. Куцын. - Москва : Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950.

4. Осмоловская, О. В. Рисунок по представлению в теории и упражнениях. От геометрии к архитектуре / О. В. Осмоловская, А. А. Мусатов. - Москва : Архитектура-С, 2012.

5. Тихонов, С. В. Методическое пособие для подготовки к приемным экзаменам по рисованию и черчению / С. В. Тихонов, В. Ф. Кринский. - Москва : МАРХИ, 1973.

Л. Е. Баклыкская 10.24412/cl-35672-2022-1-0088

L. E. Baklykskaya

Вступительный экзамен «Рисунок» на архитектурном факультете в Хабаровском политехническом институте (1972-1992 гг.) Entrance exam "Drawing" at the Faculty of Architecture at the Khabarovsk Polytechnic Institute (1972-1992)

Ключевые слова: вступительный экзамен, рисунок, ХПИ, подготовительные курсы, архитектурный факультет. Keywords: entrance exam, drawing, KhPI, preparatory courses, Faculty of Architecture.

Аннотация: В статье рассматривается история подготовки и проведения экзамена по рисунку в ХПИ. Представлена историография довузовских курсов «Рисунок». Анализируются особенности экзаменационных заданий, включая подготовительные курсы в начальном архитектурном образовании.

Abstract: The article discusses the history of preparing and conducting an exam in drawing at KhPI. The historiography of pre-university courses "Drawing" is presented. The features of examination tasks are analyzed, including preparatory courses in primary architectural education.

Специальность «архитектура» в Хабаровске берет свое начало с 1972 года, когда было образовано архитектурное отделение при строительном факультете в Хабаровском политехническом институте (ХПИ). В 1977 году был создан архитектурный факультет ХПИ, в составе которого сформированы три кафедры: «Архитектура», «Архитектурное проектирование» и «Изобразительное искусство».

В 1992 году ХПИ преобразован в Хабаровский государственный технический университет (ХГТУ), при котором в 1995 году создан Институт архитектуры и строительства. В 2005 году ХГТУ переименован в Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ).

Автор продолжает исследование темы вступительных испытаний по спецпредметам на специальность

342

Образование

«архитектура» в хабаровском вузе. В предыдущей публикации рассматривалась история подготовки и проведения экзамена по композиции в ХГТУ [1].

а)

б)

Рис. 1. Экзаменационная работа-1: а - 1980-е годы [2, с. 112]; б - 1990 -е годы [4, с. 67]

а)

Рис. 2. Подготовительные упражнения по изучению: структуры простых форм [2, с. 35]; б -

при построении объемной формы [2, с. 34]

свойства линии

Рис. 3. Экзаменационная работа-2: 1980-е годы [2, с. 120]; б - 1990-е годы [4, с. 110]

На протяжении всего периода абитуриенты сдавали два спецпредмета - рисунок и черчение, подготовку которых вела кафедра изобразительного искусства. Преподавателями кафедры были в основном молодые выпускники художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института: Е. В. Сашко, Н. И. Вагин, В. М. Чайка, П. В. Баклыский, В. Ф. Бабу-ров, М. А. Задворных и др. У них не было опыта работы с будущими архитекторами, поэтому основой их деятельности стала программа Московского архитектурного института. В ХПИ в 1970-80-х годах существовала традиция прохождения ФПК в МАРХИ, где эти педагоги неоднократно повышали квалификацию. В 1975 году автор публикации сдавала эти экзамены.

Программа вступительного экзамена предусматривала два рисунка с натуры, выполняемых в течение трех экзаменационных дней за 12 астрономических часов. Первое задание - рисунок группы геометрических тел -выполнялось в течение 4 часов, второе задание - рисунок античной головы - должно быть выполнено за 8 часов. Содержание экзамена было основано на опыте МАРХИ [5]. Однако хабаровские преподаватели рисунка внесли в него особенности, с их точки зрения, необходимые для будущих архитекторов, а именно овладение линейно-конструктивным объемным рисунком. Решающую роль в развитии такого подхода сыграла личность Е. В. Сашко, отличного рисовальщика, который пользовался безусловным авторитетом у преподавателей и был кумиром студентов.

В первом задании натурная постановка представляла собой установленную на прямоугольном подиуме несколько ниже уровня глаз группу геометрических тел. Обычный состав постановки - 3 тела, в некоторых случаях возможны 4 тела. Это, как правило, куб, цилиндр, прямая пирамида с квадратным основанием, правильные прямые призмы, в основании которых лежат квадрат, шести- или восьмиугольники, прямые параллелепипеды различных пропорций, конус, иногда прямая треугольная призма и шар.

Главной целью первого задания являлась проверка знания абитуриентом грамоты рисунка, уровня владения им средствами линейно-конструктивного построения, умения анализировать пространственную структуру и моделировать ее в рисунке. На рисунке 1 представлены примеры реальных работ разных лет. По ним можно судить, как внимание абитуриентов все более направлялось от умения изображать предметы в соответствии со зрительным восприятием видимых форм на анализ объемно-пространственного устройства формы.

Деятельность подготовительных (довузовских) курсов не ограничивалась многократным выполнением рисунков натурных постановок. Рисующий должен знать структуру простых объемных тел и уметь нарисовать их по представлению, без натуры. Кроме того, он должен ориентироваться в пустом пространстве листа и уметь «вставить» в него предмет. Аналитический характер системы упражнений на подготовительных курсах был направлен на изучение объемных тел и способов

б)

а

а

их размещения в пространстве (рис. 2). На эту тему есть публикации П. В. Баклыского: ряд статей [3] и учебное пособие «Рисунок для поступающих», которое выдержало три переиздания (2002, 2012 и 2013 гг.) и было активно востребовано абитуриентами и преподавателями, работающими на подготовительных курсах [2, 4].

В учебном пособии П. В. Баклыского [2, 4] подробно представлено и второе экзаменационное задание. Натурная постановка - это установленный на подиуме на уровне глаз рисующего или несколько выше гипсовый слепок одной из голов античных статуй: Антиной, Ди-адумен, Афродита (из Арля), Афродита Книдская, раненая амазонка, Гермес или другая, равная им по сложности.

Основной целью второго экзаменационного задания являлась проверка способности абитуриента к анализированию сложной пространственной формы и умению моделировать ее средствами рисунка. В качестве объекта моделирования выбран гипсовый слепок античной головы как традиционный объект рисования, хотя на ее месте могла бы оказаться и другая сложная природная форма. «Экзаменуемый должен продемонстрировать готовность рассматривать изображаемый объект ... и необходимый уровень владения ... средствами для моделирования этого объекта» [4, с. 78].

Для выявления объема не приветствовалась сплошная закраска пятен поверхностей формы, допускались лишь легкие растушевки. Экзаменующемуся рекомендовалось не трогать белый фон рисунка, «избегать применения неосмысленной штриховки» [4, с. 109] и набирать тон в нужных местах за счет разных по качествам (силе тона, насыщенности) линий. Рисунок 3 демонстрирует, как аналитический подход в построении линейно-конструктивной основы объемной формы стал веду-

щим в экзаменационных заданиях античной гипсовой головы.

Автор статьи обучалась в Хабаровском политехническом институте в 1975-1980 годах, а с 1982 года по настоящее время преподает дисциплины архитектурного и архитектурно-дизайнерского направлений. В последнее десятилетие является членом экзаменационной предметной комиссии по «рисунку» на вступительных экзаменах. Многолетний опыт свидетельствует о том, что экзамены по спецпредметам (рисунку, в частности) и подготовка к ним являются первым, но очень важным этапом архитектурного образования. Подготовительные курсы и экзаменационный процесс помогают выявить и направить художественную чувствительность и креативность абитуриента к адекватному решению поставленных задач.

Список цитируемой литературы:

1. Баклыская, Л. Е. Экзамен по «композиции» на кафедре дизайна архитектурной среды ХГТУ в 1998-2003 годах // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ : Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. - Москва : МАРХИ, 2022. - С. 121.

2. Баклыский, П. В. Рисунок для поступающих по направлениям бакалавриата «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»: Учеб. пособие / П. В. Баклыкский. - Хабаровск : Изд-во ХГТУ 2002. - 127 с.

3. Баклыский, П. В. Рисунок для поступающих по направлениям бакалавриата «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»: учеб. пособие / П. В. Баклыский. - 3-е изд., испр. и доп. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ 2013.

4. Баклыский, П. В. Структура пространства, в котором ориентируется рисовальщик / П. В. Баклыкский // Новые идеи нового века: Материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ - 2020. - Т. 3. - С. 65-69.

5. Тихонов, С. В. Рисунок: Учеб. пособие для вузов / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков . - Москва : Стройиздат, 1983.

А. П. Ермолаев 10.24412/cl-35672-2022-1-0089

A. P. Ermolaev

Мои чудесные люди в МАИ-МАРХИ My wonderful people MAI-MARCHI

Ключевые слова: МАИ, МАРХИ, педагоги, сотрудники. Keywords: MAI, MARCHI, teachers, employees.

Аннотация: Небольшой личностный, отнюдь не теоретический текст - воспоминания об интересных людях, с которыми довелось встречаться в годы учебы в МАИ (1958-1964) и во время моей педагогической деятельности в МАРХИ, с 1979 года по настоящее время. Очерк о людях, увлеченных своим делом, соединяющих профессиональный интерес с природной красотой натуры. Воспоминания о руководителях института, заведующих кафедрами и их педагогах, руководителях библиотеки, музея и сотрудниках разных подразделений. Abstract: A small personal, by no means theoretical text - memories of interesting people whom I had to meet during my years of study at the MAI in 1958-1964 and during my teaching career at the MARCHI, from 1979 to the present. We are talking about people who are passionate about their work, combining professional interest with the natural beauty of nature. Memoirs are given about the leaders of the institute, heads of departments and their teachers, heads of the library, museum, and employees of various departments.

«Мои» - так как я пишу о тех, кто порадовал меня, дале- может быть, назовут иных - у каждого может быть свой ко не о всех, с кем я имел дело. Естественно, что другие, выбор, и тоже интересный. Чудесный человек соединяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.