Научная статья на тему 'Дисциплина "Архитектурная графика" в системе профессиональной подготовки'

Дисциплина "Архитектурная графика" в системе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / АРХИТЕКТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ARCHITECTURAL DIRECTION / ДИСЦИПЛИНА "АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА" / DISCIPLINE "ARCHITECTURAL GRAPHICS" / "ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА" / "LANDSCAPE ARCHITECTURE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучукова Татьяна Васильевна

Необходимость изучения дисциплины «Архитектурная графика» диктуется условиями будущей профессии студентов-архитекторов, в которой им приходиться читать графические изображения чертежи, входящие в паспорта зданий и сооружений, справочники, инструкции и другие документы, касающиеся архитектурных сооружений. Целью работы является определить роли и места дисциплины «Архитектурная графика» в системе высшего профессионального образования, проанализировать и обобщить ее цели и задачи. На основании изложенного сделано заключение, что изучения курса архитектурной графики дают будущему архитектору знания построения чертежа, умения чтения и составления графической и текстовой конструкторской документации в соответствии с требованиями стандартов, умения применять полученные знания и навыки на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE "ARCHITECTURAL GRAPHICS" IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING

The need to study the discipline «Architectural graphics» is dictated by the conditions of the future profession of architectural students, in which they have to read graphic images drawings that are included in the passports of buildings and structures, directories, instructions and other documents relating to architectural structures. The purpose of work is to define roles and places of discipline «Architectural graphics» in the system of higher education, to analyse and generalize her purposes and tasks. On the basis of stated the conclusion is made that studying of a course of architectural graphics give to future architect of knowledge of creation of the drawing, ability of reading and drawing up graphic and text design documentation according to requirements of standards, abilities to put the gained knowledge and skills into practice.

Текст научной работы на тему «Дисциплина "Архитектурная графика" в системе профессиональной подготовки»

pedagogical sciences

УДК 378

ДИСЦИПЛИНА «АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© 2017

Кучукова Татьяна Васильевна, доцент, доцент кафедры дизайна архитектурной среды и технической графики художественно-графического факультета Смоленский государственный университет (214000, Россия, Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, e-mail: filiperspektiva@mail.ru)

Аннотация. Необходимость изучения дисциплины «Архитектурная графика» диктуется условиями будущей профессии студентов-архитекторов, в которой им приходиться читать графические изображения - чертежи, входящие в паспорта зданий и сооружений, справочники, инструкции и другие документы, касающиеся архитектурных сооружений. Целью работы является определить роли и места дисциплины «Архитектурная графика» в системе высшего профессионального образования, проанализировать и обобщить ее цели и задачи. На основании изложенного сделано заключение, что изучения курса архитектурной графики дают будущему архитектору знания построения чертежа, умения чтения и составления графической и текстовой конструкторской документации в соответствии с требованиями стандартов, умения применять полученные знания и навыки на практике.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование; архитектурное направление; дисциплина «Архитектурная графика»; «Ландшафтная архитектура».

DISCIPLINE «ARCHITECTURAL GRAPHICS» IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING

© 2017

Kuchukova Tatyana Vasilyevna, Associate Professor of the Department of Design of Architectural Environment and Technical Graphics Smolensk State University (214000, Russia, Smolensk, street Przevalskogo, 4, e-mail: filiperspektiva@mail.ru)

Abstract. The need to study the discipline «Architectural graphics» is dictated by the conditions of the future profession of architectural students, in which they have to read graphic images - drawings that are included in the passports of buildings and structures, directories, instructions and other documents relating to architectural structures. The purpose of work is to define roles and places of discipline «Architectural graphics» in the system of higher education, to analyse and generalize her purposes and tasks. On the basis of stated the conclusion is made that studying of a course of architectural graphics give to future architect of knowledge of creation of the drawing, ability of reading and drawing up graphic and text design documentation according to requirements of standards, abilities to put the gained knowledge and skills into practice.

Keywords: higher education; architectural direction; discipline «Architectural graphics», «Landscape architecture».

Человек строил для себя жилище и обустраивал окружающую среду с незапамятных времен. В настоящее время эта проблема не утратила своей актуальности. Поэтому ряд учебных заведений поставил перед собой нелегкую задачу - выпуск ограниченного числа специалистов для решения архитектурных проблем в собственных регионах. В Смоленском государственном университете осуществляется подготовка студентов по направлению «Ландшафтная архитектура» с профилем декоративные растения. Областями профессиональной деятельности студентов являются планирование и проектирование объектов ландшафтной архитектуры: организация открытых пространств, дизайн внешней среды, планирование, проектирование, строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры, их реконструкцию и т.п. [1].

В основе ландшафтной архитектуры, как и архитектуры объемных сооружений, лежит архитектурная графика, так как она развивает навыки художественного выполнения графической части проектно-планировочных работ. Садово-парковое строительство требует как специальных знаний, так и определенных умений и навыков в области изобразительного искусства. Формирование таких умений - задача весьма сложная. Абитуриенты, выбравшие для себя такое направление подготовки, при поступлении не сдают творческий экзамен и часто не имеют никакой художественной подготовки [2]. Поэтому в базовую часть основной образовательной программы введена дисциплина «Архитектурная графика и основы композиции». Согласно ФГОС ВО «Ландшафтная архитектура», изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся компетенции «владения основными способами и средствами графической подачи проектной документации и навыками изобразительного искусства».

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области изобразительного искусства, архитектурной графики и основ композиции, теоретических и практических основ построения архитек-

турных форм с последующим применением навыков в практике.

В результате освоения дисциплины студент должен знать приемы построения перспективных изображений (аллей, интерьеров, парковых и уличных пространств) с наземных и высотных точек зрения, историю развития композиционных приемов и графических средств в садово-парковом искусстве и ландшафтной архитектуре, средства и закономерности построения форм в искусстве и дизайне; уметь оформлять графические документы; владеть приемами архитектурной графики с использованием традиционных методов (отмывки, рисовально-эскизные проработки, прикладное черчение); владеть навыками изображения основных типов шрифтов, связанных с характером изображенных архитектурно-ландшафтных объектов, стилем построек и парковых композиций, средствами художественного проектирования в решении профессиональных задач.

Современная архитектурная графика охватывает все виды средств, с помощью которых пространственные формы изображаются на плоскости. В том числе и умение выполнять и читать чертежи на первых, промежуточных и окончательных этапах решения технического замысла. Программой школьного образования не предусмотрено обучение архитектурно-строительному черчению, лежащему в основе проектирования любых архитектурных объектов. Следовательно, познакомить студентов с основами выполнения и чтения чертежей элементов благоустройства территории, интерьеров офисных или жилых помещений - одна из задач данной дисциплины. То есть, в рамках данной дисциплины необходимо объединить обучение и основам прикладного черчения, и основам композиции, учитывая тот факт, что предварительной подготовки ни в одном направлении у студентов не было [3].

Смоленский государственный университет является крупнейшим учебным заведением Смоленского региона, позволяющим получить высшее образование. В структуре университета работает художественно-гра-

фический факультет, включающий в себя три кафедры (кафедра изобразительного искусства; кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства; кафедра дизайна архитектурной среды и технической графики). Дисциплина «Архитектурная графика и основы композиции» преподается на кафедре дизайна архитектурной среды и технической графики.

Изучаемый материал состоит из следующих разделов: средства изображения и виды архитектурной графики; методы архитектурной графики; отличительные особенности архитектурной графики; тональная и цветная графика; ортогональные проекции в прикладном черчении; оформление архитектурных планов, разрезов, фасадов зданий; наглядные изображения - аксонометрические изображения, перспективные изображения ландшафта и его компонентов; антураж и композиция чертежа; чертежи генеральных планов; презентация архитектурных проектов; закономерности и средства композиции в художественном проектировании - зрительное восприятие массы, фактура и текстура, цвет, пропорции, масштабность, ритм, симметрия, асимметрия; виды композиции - фронтальная, объемная и глубинно-пространственная. На изучение курса отводится 153 часа: 96 часов аудиторных (лекции и лабораторные) и 57 часов самостоятельной работы.

Основная образовательная программа для изучения дисциплины определяет два семестра. Учебный материал распределяется следующим образом: в одном семестре рассмотреть основные средства изображения и виды архитектурной графики, методы архитектурной графики, тональную и цветную графику; изучить использование ортогональных проекций в прикладном черчении, оформление архитектурных планов, разрезов, фасадов зданий; познакомить с наглядными изображениями (аксонометрическими и перспективными) ландшафта и его компонентов; чертежами генеральных планов. Следующий семестр посвятить изучению закономерностей и средств композиции в художественном проектировании: зрительное восприятие массы, фактура и текстура, цвет, пропорции, масштабность, ритм, симметрия, асимметрия. Виды композиции: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная.

Знания и умения, полученные студентами в ходе изучения данной дисциплины, могут быть использованы и при рукотворном проектировании, и в процессе работы с графическими компьютерными программами, так как язык архитектурной графики зависит от умения создавать трехмерную композицию на двухмерной поверхности (лист бумаги или экран монитора) [4, 5]. Поскольку обучаемые студенты имеют минимальную художественную подготовку, мы первоначально делаем упор на изображения от руки как самые привычные и эффективные способы отображения окружающей действительности.

Рассмотрим формирование навыков владения приемами архитектурной графики на примере выполнения заданий начального семестра. Студентам предлагается ряд упражнений и заданий на постановку руки, на знакомство с техникой использования различных инструментов и материалов, отработку внимания, точности, аккуратности. Упражнения выполняются на качественной чертежной бумаге формата А4. Первоначально обучаемые знакомятся с линейной графикой, выполняя композицию из прямых линий различной конструкции и назначения по образцу. Задание выполняется тушью и рейсфедером или роллерами разной толщины. Следующее упражнение строится по такому же типу, но состоит из дуг и окружностей. После освоения приемов работы новыми инструментами студенты получают более сложное задание с элементами творчества: заполнить сетку квадратов произвольными орнаментами из прямых и циркульных линий. Завершает блок работа, связанная с использованием шрифтов в архитектурной графике: изучение стиля, типов, размеров, рисунка, размещения шрифтов и выполнение гарнитуры узкого ар-

хитектурного шрифта на формате. Творческой частью является выполнение надписей на работах и титульного листа [6, 7].

Следующий блок заданий и упражнений посвящен изучению тональной и цветной графики. Студенты знакомятся с инструментами и приспособлениями для тональной и цветной графики, элементами техники и технологии выполнения отмывки. Практическая часть состоит из выполнения монохромной и цветной отмывки и произвольной композиции из трех геометрических тел с точечным и штриховым оттенением.

Наработав определенный опыт применения различных техник и материалов, обучаемые переходят к использованию ортогонального проецирования в архитектурной графике. Они получают индивидуальные задания с неполными графическими данными и описанием жилого дома и выполняют чертежи плана, разреза, фасада здания. Параллельно с этой работой идет изучение аналогов и выполнение копий, а затем и собственных примеров выполнения антуража (по пять видов лиственных, хвойных пород деревьев и кустарников) и стаффажа. На чертеже фасада выстраиваются солнечные тени, он оформляется элементами антуража, отмывается. Затем выполняется чертеж генплана здания с элементами озеленения участка, изображением мощения и раскладки плитки, газонов. Выполняется линейное и цветовое оформление чертежа генплана.

Завершает блок прикладного черчения изучение наглядных изображений, используемых в проектировании: аксонометрии и перспективы. Студенты выполняют упражнения по построению аксонометрии и перспективы методом архитекторов с высокой и низкой линией горизонта, изучают образцы использования аксонометрических изображений антуража. Итоговой работой является перспективное изображение генплана участка, выполненное методом квадратной сетки, оформление изображения средствами архитектурной графики и презентация получившегося проекта.

На лабораторных занятиях каждому студенту предоставляется набор индивидуальных графических заданий, которые необходимо выполнить самостоятельно. Задания не требуют мгновенного выполнения и окончательно оформляются самостоятельно во внеурочное время. Все задания должны быть выполнены до окончания семестра и оформлены в портфолио, которое необходимо сдать на последнем практическом занятии. Работы должны быть проверенны и подписаны преподавателем, сброшюрованы в подшивку с титульным листом, установленного кафедрой содержания.

На каждом занятии осуществляется текущий контроль. Используется устная и письменная формы контроля, а также выполнение тренировочных упражнений, показывающих степень освоения теоретического материала. После изучения каждой темы дисциплины студенты отчитываются о выполнении аудиторного и домашнего (самостоятельного) заданий. В критерии оценки графических упражнений студента входит: оригинальность композиционного решения; уравновешенность композиции; наличие композиционного центра; графическое и цвето-тоновое решение; декоративность и работа цветовых пятен; владение техническими приемами получения изображений; степень стилизации выбранного мотива; качество исполнения; художественное впечатление от работы; качество оформления работ.

Промежуточный контроль знаний по курсу проходит в конце семестра в виде зачета или экзамена. На зачет в первом семестре изучения дисциплины (4 семестр) студенты должны предоставить портфолио графических работ и упражнений установленного содержания. Экзамен во втором семестре изучения дисциплины (5 семестр) проходит в виде просмотра заданий.

Таким образом, к концу первого семестра студенты узнают основные техники архитектурной графики, методы графического изображения, приемы перспективно-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)

143

pedagogical sciences

го изображения пространств, умеют оформлять графические документы, овладевают некоторыми приемами архитектурной графики, навыками изображения основных типов шрифтов. В следующем семестре основной задачей является овладение основными средствами, закономерностями и приемами построения форм в архитектуре и искусстве, средствами художественного проектирования в решении профессиональных задач.

В результате освоения курса обучающиеся готовы к решению ряда задач профессиональной деятельности [1]:

в области производственно-технологической деятельности: участие в работах по разработке и проектированию объектов благоустройства территорий;

в области проектной деятельности:

- разработка проектной и рабочей документации на различных стадиях проектирования, оформление законченных проектных работ;

- участие в работах по разработке схем планировочной организации земельного участка;

- участие в проектной деятельности уполномоченных организаций, работа в команде специалистов связанная с устойчивым развитием территорий на этапе территориального планирования и подготовки генеральных планов поселений и городских округов;

- проектирование объектов для производства посадочного материала;

- проектирование объектов ландшафтной архитектуры на техногенных территориях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура». 2017.

2. Кучукова Т. В. Развитие социально значимых качеств личности в образовательном процессе // Современные исследования социальных проблем. 2009. Выпуск 5. С. 63-65.

3. Кучукова Т.В. Особенности построения учебного процесса при преподавании чертежно-графических дисциплин // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2015. № 9.

4. Кудряшев К. В. Архитектурная графика. М.: Архитектура-С, 2006. 312 с.

5. Франсис Д. К. Чинь Архитектурная графика. М.: Астрель, 2007. 220 с.

6. Афонина Е.В. Особенности преподавания гра-фо-геометрических дисциплин в техническом вузе // Вестник Брянского государственного технического университета. 2007. № 2 (14). С. 88-91.

7. Преображенская Н. Г. Система обучению черчению и развитие учащихся общеобразовательной школы: Монография. Смоленск: СГПУ, 2004. 352 с.

Статья поступила в редакцию 26.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.