УДК 398.54+908
А. Н. Дмитриенко
ВСТРЕЧА ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ С ПРОТИВНИКОМ: МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ СОПЕРНИКОВ В БУРЯТСКИХ УЛИГЕРАХ
ерсонажи сибирского героического эпоса, в частности бурятского, традиционно делятся учеными на две группы: положительных и отрицательных. Критерий такого разделения — отношение к родной земле и народу. «Априорная и бескомпромиссная двуполярность является одним из ведущих принципов формирования образов в архаичном эпосе. Поэтому в улигерах нет «сомневающихся», неоднозначных героев», — пишет Н. Н. Николаева [13, с. 12]. Центральным положительным персонажем эпоса является богатырь, который представляет собой объект для подражания, воплощает в себе чаяния коллектива. Другие положительные действующие лица — это представители ближайшего окружения главного героя (его родители, сестра, невеста/жена, конь) или те, кто стали его побратимами в процессе совершения подвигов — богатыри и зооморфные персонажи.
Цель нашей статьи — выявить в эпических сказаниях бурят (улигерах) модели поведения персонажей-соперни-ков. Под моделью поведения будем понимать целостный комплекс знаков (речевых и поведенческих), направленных на создание некоторого образа. Поступки и реплики персонажей в улигерах в ху-
© А. Н. Дмитриенко, 2013
дожественной форме реализуют народные ожидания правильного, надлежащего поведения, обеспечивающего сохранение и воспроизводство образца — социальной нормы, которая, в свою очередь, является воплощением духовных ценностей бурят. Таким ообразом, описав модели поведения, мы сможем вычленить ценности народа, отраженные в эпосе.
Помня о том, что эпос — это не зеркальное отражение действительности, заметим, что ценностные ориентации, проявленные в улигерах, являются квинтэссенцией этической мысли бурят традиционного общества. О том, что «отдельный улигер — это конкретное проявление идеалов общины», писал еще во второй половине XX века бурятовед А. И. Уланов [15, с. 18], однако первые работы, посвященные теме идеалов, норм и ценностей в улигерах появились сравнительно недавно (И. Н. Дашибалова [8], И. Б. Елаева [6], Б. Н. Кузьмина [11]).
Говоря о ценностях, отраженных в улигерах и касающихся темы борьбы с врагами, скажем, что важное место в эпосе занимает тема мирной счастливой жизни. Главный герой никогда не вступает в войну просто так, из жажды наживы, но всегда — из-за нависшей над его родной землей и родом угрозы. «Зачем вы меня на войну настраиваете? // Почему не наставите на доброе, мирное
Статья посвящена выявлению в эпических сказаниях бурят моделей поведения богатыря и его врага — мангадхая — во время битвы. Эпизод битвы рассмотрен в трех аспектах: вербальном, действенном, психологическом.
Автор считает, что модель поведения персонажей указывает на такие духовные ценности бурятского народа, как: мирная спокойная жизнь на родной земле, благополучие рода, слава и авторитет в народе, любовь к другу и ненависть к врагу.
Ключевые слова: бурятский эпос, улигер, богатырь, мангадхай, борьба, модель поведения, духовные ценности.
п
дело? », — говорит Аламжи Мэргэн своим дядьям, подстрекающим его на войну [5, стк. 660]. «Все радуются тому, что // Время мирное настало вновь, // Лук н стрелы все убрали. // Время светлое н радостное пришло, // Снаряженье боевое все убрали, // Живут все, наслаждаясь, // В мире, счастье и покое. [3, стк. 4310], «...решив, что хорошее время пришло, колчаны и луки убрали; решив, что спокойное время вернулось, луки и стрелы убрали» [1, стк. 3080].
Типы противников
Список противников богатыря в буря-товеденни представлен достаточно полно, кроме того, давно существует классификация антагонистов. Еще Е. М. Меле-тинскнй [12, с. 283] и А. И. Уланов [15, с. 143] обозначили более ранних по времени возникновения врагов героя — многоголовых чудовищ мангадхаев — и более поздних — силачей, иноземных ханов-захватчиков. Е. Н. Кузьмина [9] представила три типа женских персонажей в хронологическом аспекте: от зооморфных к зоо-антропоморфным и далее —антропоморфным.
Если говорить о половой принадлежности врагов героя, то нужно обязательно упомянуть о женских персонажах: о бабушке-прародительнице мангадхаев, о матерях и женах-мангадхайках, о старухе с червивым чаем.
Отношения между врагами не могут быть нейтральными. Единственный способ их взаимодействия - борьба физическая (бой) или умственно-психологическая (обман). Причем битва эта не на жизнь, а на смерть, так как ее исход гарантирует дальнейшее существование одному и уничтожение другому. «Улигер дает строгую антитезу: доброе отношение к человеку-другу и непримиримость к врагам», — пишет И. Е. Елаева [6, с. 197].
Бой с Мангадхаем
Мангадхаи, согласно улигерам, — главные враги бурятского рода, это чудовища со множеством голов и рогов, олицетворение зла. Подобные монстры, согласно данным указателя Ю. Е. Березки-
на [4], встречаются в фольклоре многих стран (см. «Ы9В. Многоглавое существо»). Они наделены огромной силой, велики ростом, жизнестойки и имеют такие же чудесные свойства, что и главный герой: обладают даром предвидения, могут изменять облик и подниматься к небожителям. «Образы чудовищ в тюрко-монгольском эпосе с самого начала имели как бы "двойной смысл", отражая не расчлененность восприятия враждебных человеку стихийных сил природы и исторических врагов, представителей чужой этнической среды. По мере разработки этих образов мифология все больше выступала не как "почва", а как "арсенал", как источник поэтических средств изображения реальных человеческих противников», — пишет Е. М. Мелвтинский [12, с. 283]. Действительно, в унгинской традиции (более поздней формации бурятского эпоса) образ мангадхаев меняется: исчезают рога, они становятся вполне приличными юношами, известными в округе силачами (например, [3]).
Рассмотрим эпизод поединка богатыря с чудовищем более подробно в трех аспектах: действенном: (поступки и поведение персонажей), вербальном или речевом (тематика реплик соперников) и психологическом (состояние персонажей).
Действенный аспект. Что делают персонажи?
Поединок между персонажами обычно проходит на чужой земле или на пограничной территории (у одинокого степного дерева на бескрайней широкой равнине), т. к. цель богатыря — не допустить врага в пределы своей земли. Герой предвидит приближение мангадхая по различным признакам. Например, богатырский конь чует врага задолго до его появления, земля колеблется от поступи противника, воздух дрожит, небо грохочет. На пути герой видит реки крови от прошлых поединков, слышит рев быка или крик самого соперника.
После словесной перебранки завязывается бой: рукопашный, борьба на тороках (сумы всадника), стрельба из лука. Персонажи сменяют несколько видов оружия (палицы, топоры, копья и т. д.),
на помощь хозяевам приходят их кони или быки. Часто силы противников бывают равны, поэтому воины меняют тактику борьбы, делают перерыв на отдых, а затем снова бросаются в бой.
Обязательной частью поединка является описание «анатомии» борьбы: крови, порванных частей тела, разбросанных кусков мяса. Такие подробности призваны насытить эпизод драматизмом, а также показать масштабность происходящего, трудность сражения.
Среди обязательных заключительных действий героя — расправа с противником. Перечислим основные виды уничтожения богатырем чудовищ: 1. Герой сжигает труп врага, мелет его и прах развевает над морем. 2. Герой закапывает мангадхая в яму, оставляя на поверхности сторожа с колотушкой, чтобы в случае оживления чудовище не сбежало.
3. Герой пригвождает врагов к дереву, оставляет нож и ножницы и наказывает всякому прохожему отрезать кусок его тела. Кроме того, он поливает соперника живой водой, чтобы тот мучился вечно.
4. Помимо самого мангадхая, герой убивает его коня, его жену и ребенка, разоряет его хозяйство, б. В поздних улиге-рах герой забирает себе жену, коня мангадхая, угоняет скот.
При рассмотрении способов расправы, важно помнить, что смерть в улигерах воспринимается как временное состояние, сродни сну. «Погибшие герои оживают. И убитые чудовища тоже обладают такой способностью. Отсюда жестокость — чтобы зло не возродилось вновь, мангадхаев разрубают и закапывают или сжигают», — заключает И. Э. Елаева [6, с. 197].
А. И. Уланов, ссылаясь на исторические документы и археологические данные, упоминал о разных способах захоронения у племен, живших на территории Прибайкалья: сжигание, бросание на съедение зверям, закалывание в яму со всем личным имуществом. В наиболее архаичном эхирит-булагатском эпосе бурят, как считал ученый, сохранилось описание похоронного обряда времен неразложивше-гося родового строя: «герои не берут оружия побежденных, все его вещи кладут
вместе с ними (или сжигают), заботятся лишь о том, чтобы чудовища вновь не ожили» [15, с. 29]. Приведем пример: «Добро этого мертвеца // пусть не будет моим // проживу //на свое добро: // богатства немало у меня. А если подданных посчитать, //их также довольно у меня» [7, стк. 920—925]. Во время же военной демократии отношение к имуществу врага меняется: герой-победитель уже берет себе оружие, доспехи, коня, жену, детей побежденного.
Резюмируя, можно сказать, что тела мангадхаев герой может предать всем четырем стихиям: земле, огню, воде, воздуху, но окончательно убить противника можно только огнем (см. «Ь15Р. Только огнем» в указателе Березкина [4]). Из «плена» воды и земли персонажи могут вырваться, возродиться, принять свой прежний облик (например, оживление убитого мангадхая в улигере «Еренсей»),
Часто после победы герой совершает ритуал обкуривания. Это часть обряда бариса — жертвоприношения духу данной местности. Логичным завершением битвы является освобождение плененных мангадхаем людей.
Вербальный аспект. Как и о чем говорят соперники?
Персонажи во время поединка (в других случаях ситуация иная!) почти никогда не молчат. Реплики действующих лиц передают слушателям важную информацию об имени и родословной соперников, о мотивах (причинах) сражения, о характерах соперников, об условиях борьбы.
Непременное условие боя — знание врага в лицо. Именно поэтому противники обязательно представляются до или после поединка, т. к. выступают они не как индивиды, но как представители всего рода.
Мотив (повод) сражения героя — предотвращение покушения на родную землю, род или возмездие за разорение родного края и спасение родственников. Антагонист вступает в схватку также по двум причинам: либо для ограбления земли богатыря, либо для отмщения за убитых сородичей.
Посредством реплик персонажей слушатель узнает и о самооценке противников: богатырь миролюбив и скромен, выйти на тропу воины его вынуждают обстоятельства; напротив, его враг зол, хвастлив и воинственно настроен.
Перед поединком персонажам необходимо договориться о способах борьбы: бой на поясах, рукопашный бой, стрельба из лука. Описание сражения занимает значительную часть сказания (несколько тысяч строк).
Важную роль играет словесная перебранка перед битвой, недаром она является «общим» местом, вошедшим в указатель типических мест героического эпоса под названием «П.А.14в. Начало борьбы (перебранка перед боем) [10]. Словесная атака — это и средство устрашения противника и катализатор схватки.
Выпукло показана в сцене заклинания стрелы магическая функция слова: «Над опереньем он говорил: // — Если мне суждено умереть, // Улети, [стрела], в безвестную тьму, // Если мне суждено жить, // Снеси головы // Шести диким гусям. // Насадив на зарубки свои, // Проткнув своим наконечником, // [Всех их] доставь!» — так сказав, // Он пустил стрелу [5, стк. 1860-1869].
Слово может быть использовано для обмана. Например, мангадхай предложил Аламжи Мэргэну сделать передышку, а когда богатырь уснул, трижды пытался убить его. Таким образом, реплики персонажей в эпизоде поединка играют сюжетообразующую роль.
Психологический аспект. Первое сражение особенно важно для богатыря. «Победа в бою, открывающая серию единоборств с грозными чудовищами, придает богатырю уверенность в своих силах, снимает с мангадхая ореол таинственности и непобедимости. Одолев "первого могучего врага", богатырь побеждает робость и страх перед своим извечным врагом и отныне встает на тропу борьбы с мангадхаями до победного конца» [5, с. 296].
Известно, что эпическое повествование небогато изображениями чувств персонажей в силу природы жанра, однако
некоторые эмоции, такие как гнев, испуг, страх, растерянность, волнение, печаль, плач, радость, смех все же представлены достаточно для формирования раздела «ILA.11. Психологическое состояние» «Указателя типических мест героического эпоса народов Сибири» [10].
Узнать о душевном состоянии персонажей в эпизоде сражения мы можем из их реплик, которые принимают вид устоявшихся выражений, эпических формул. Обычно перед боем богатырь произносит такие слова: «Дитя человека не может быть / / Больше самого человека, // Шейных позвонков не может быть // Больше шести! — // Так он говори л-сказывал. — // Земля, куда я стремился, // Здесь находится! // Что испугаться [до смерти], // Что на ногах устоять — одинаково [может случиться]» [5, стк. 1490—1495]. Это так называемая формула решимости демонстрирует как кратковременную нерешительность героя, так и последующую готовность на подвиг. Душевная борьба, изгнание сомнений, выраженные хотя и в виде шаблона, дополняют облик богатыря, представляют его аудитории не просто как невозмутимого воина, но как живого героя, вынужденного каждый раз бороться со своим страхом перед могучим и страшным врагом.
Одолев противника, богатырь восклицает: «Со мной мое имя известное // И слава моя громкая!» [5, стк. 2160], или: «Врага коварного я победил, // Жеребенка я за хвост поймал!» [14, с. 151], или: «Нельзя же бахвалиться, // что страшного врага победил; //не подобает перешагивать голову // того, кого ты победил [2, стк. 19360].
В заключительных репликах героя показана как ценность авторитета богатыря, так и необходимость разумного, спокойного отношения к своей победе.
О психологическом состоянии чудовища мы имеем меньше данных, т. к. описанию чувств мангадхая сказитель не уделяет много времени. Однако иногда улигер-шин отмечает переломный момент битвы репликой мангадхая, которая показывает удивление силой противника, осознание
его недооценки возможностей главного героя: «Даже пролившееся // Голос имеет, оказывается! // Даже засохшее // Силу имеет, оказывается!» [5, стк. 1570].
Однако чаще улнгершин ограничивается показом физического состояния врага в финале сражения: «козой закричал, // козленком заплакал» [7, стк. 900].
Итак, психологическое состояние главного героя перед битвой может быть шатким, поэтому он иногда просит небожителей укрепить его душу, сделать его сердце каменным. Одолев противника, богатырь поднимает свою самооценку, но не кичится успехом. У мангадхая модель поведения иная: перед боем он хвастлив, спесив и грозен, в середине битвы он вынужден признать силу противника. В финале описывается его жалкое состояние: грозное чудовище плачет, как козленок.
^г ^г
Проанализировав модели поведения соперников, мы пришли к следующим выводам:
1. В улигерах отразились такие ценности бурятского народа как: мирная
спокойная жизнь на родной земле, благополучие рода, слава и авторитет в народе, любовь к другу и ненависть к врагу, смелость, решительность, отважность как положительные свойства человека.
2. Модель поведения соперников меняется в процессе битвы. Богатырь вступает в бой скромно, не бахвалится своей силой, а, напротив, переживает по поводу своей неготовности достойно сражаться (например, герой или слишком стар, или слишком молод). Для воодушевления себя он произносит вдохновляющие слова, а в финале поединка богатырь убеждается в собственных силах и готовится к следующим победам. Мангадхай же, изначально будучи спесивым, в итоге терпит поражение. Модель поведения первого можно представить восходящей линией — от нерешительности к славной победе, модель поведения второго — нисходящей: от похвальбы к позору и смерти.
В ходе дальнейшего исследования будут рассмотрены вопросы зависимости модели поведения богатыря от типа противника и анализ причин поражения (уязвимость героя).
Литература
1. Абай Гэсэр. - Улан-Удэ, 1960. - 313 с.
2. Абай Гэсэр-хубун. - Улан-Удэ, 1966. - Ч. 2: Ошор Бог до и Хурин Алтай. — 231 с.
3. Алтан Шагай // Шаракшинова Н. О. Улиге-ры бурят. - Улан-Удэ, 2000. - С. 9-82.
4. Верезкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологичееких мотивов по ареалам. [Электронный ресурс]: Аналитический каталог. URL: http: // ruthenia.ru/folklore/berezkin/intro.htm. (дата обращения: 3.03.2012)
5. Бурятский героический эпос. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. — Новосибирск, 1991. — 312 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
6. Елаева И. Э. Традиционные ценности и этническое самосознание бурят // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. — М., 1994. - С. 184-216.
7. Еренсей. - Улан-Удэ, 1968. - 207 с.
8. Дашибалова И. Н. Проблемы этнической сте-реотипизации бурят в ценностно]« аспекте. — Улан-Удэ, 2006. - 77 с.
9. Кузьмина Е. Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. — Новосибирск, 1980. - 160 с.
10. Кузьмина Е. Н, Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов). — Новосибирск, 2005. — 1381 с.
11. Кузьмина Е. Н. Ценностные ориентиры героического эпоса народов Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2007. № 4. - С. 92-94.
12. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса (Ранние формы и архаические памятники). — М., 1963. — 462 с.
13. Николаева Н. Н. Отрицательные женские персонажи в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика. - Улан-Удэ, 2008. - 105 с.
14. Семь соловых кобылиц Сутая // Шаракшинова Н. О. Улигеры бурят. — Улан-Удэ, 2000. - С. 146-153.
15. Уланов А, И. Бурятский героический эпос. — Улан-Удэ, 1963. - 220 с.
Получено 17 мая 2012 г.