Научная статья на тему 'Тра диционная эпическая культура монголоязычных народов: архаическая основа в числовом образе мангадхая'

Тра диционная эпическая культура монголоязычных народов: архаическая основа в числовом образе мангадхая Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / АРХАИКА ЧИСЛА / ЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ / ОБРАЗ МАНГАДХАЯ / TRADITION / NUMERIC ARCHAIC / EPIC HERITAGE OF MONGOLS / THE IMAGES OF MANGADHAYA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Базаров Андрей Александрович, Цыдендамбаева Баради Нанзатовна

В статье рассматривается архаическая основа в числовом образе многоголовых чудовищ-мангадхаев по 11 параметрам. Интерпретируется числовая характеристика этих голов. Выдвинута научная гипотеза, что числовая характеристика мифологических образов относится к наиболее архаичному периоду развития традиционной эпической культуры монголов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL EPIC CULTURE OF MONGOLS: ARCHAIC BASIS OF THE NUMERIC IMAGE OF MANGADHAE

The paper deals with the archaic basis of the numeric image of multiheaded monster Mangadhae into 11th parameters. It is interpreted by numerical characteristic of this heads. The investigation suggests a scientific hypothesis about that the numerical characteristic of mythological images belong to the most archaic period of the traditional epic Mongolian culture.

Текст научной работы на тему «Тра диционная эпическая культура монголоязычных народов: архаическая основа в числовом образе мангадхая»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 008.001.14 © А.А. Базаров, Б.Н. Цыдендамбаева

ТРАДИЦИОННАЯ ЭПИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ: АРХАИЧЕСКАЯ ОСНОВА В ЧИСЛОВОМ ОБРАЗЕ МАНГАДХАЯ

В статье рассматривается архаическая основа в числовом образе многоголовых чудовищ-мангадхаев по 11 параметрам. Интерпретируется числовая характеристика этих голов. Выдвинута научная гипотеза, что числовая характеристика мифологических образов относится к наиболее архаичному периоду развития традиционной эпической культуры монголов.

Ключевые слова: традиция, архаика числа, эпическое наследие монголоязычных народов, образ мангадхая.

A.A Bazarov, B.N. Tsydendambayeva

TRADITIONAL EPIC CULTURE OF MONGOLS:

ARCHAIC BASIS OF THE NUMERIC IMAGE OF MANGADHAE

The paper deals with the archaic basis of the numeric image of multiheaded monster Mangadhae into 11th parameters. It is interpreted by numerical characteristic of this heads. The investigation suggests a scientific hypothesis about that the numerical characteristic of mythological images belong to the most archaic period of the traditional epic Mongolian culture.

Keywords: tradition, numeric archaic, epic heritage of Mongols, the images of Mangadhaya.

В традиционной эпической культуре монголоязычных народов широко представлены образы, архаические черты которых составляют специфику, характеризующую их наиболее близкими к мифологическим истокам [3, с. 103]. Число в этой эпике представляет собой именно ту архаичную основу, которая связана с древнейшим мифологическим уровнем традиционной культуры монголов. Известный монголовед С.Ю. Неклюдов, выявляя своеобразные «приметы времени», оставленные в художественной ткани эпических произведений монгольских народов, и анализируя их черты общности и различия, отмечает, что «в стадиально-типологическом отношении наиболее архаические формы сохранились не в ойратском, а в бурятском эпосе» [4, с. 8]. Он пришел к выводу, что бурятские эпические произведения являются наиболее архаичными среди всех эпических традиций монголоязычных народов [4, с. 12]. В свою очередь, среди бурятских групп улигеров эхирит-булагатские локальные традиции являются самыми древними. Поэтому бурятские улигеры, особенно эхирит-булагатские, представляют огромный интерес для исследователей, ставящих перед собой цель реконструировать стадии развития традиционной культуры монголов, выделить наиболее архаичные пласты ее развития.

В анализируемом улигере «Абай Гэсэр Могучий»1 архаичная структура представлена двумя мотивами: борьба героя-богатыря с чудовищами, врагами и поход за суженой. Здесь мотив помощи сестры героя отсутствует. Герой с начала до конца действует один, иногда прибегает к помощи тысячи бурханов, Творца-небожителя, трех сестер-кукушек, тридцати трех богатырей и трех тысяч воинов. Другие чудесные помощники в эпическом повествовании упоминаются редко.

В улигере «Абай Гэсэр Могучий» обнаружено восемь разновидностей мангадхаев. К их группе причислена и одноглазая женщина-чудовище с одним зубом и с тысячесаженной кожемялкой - неизменная фигура.

Мангадхай всегда представляет врага героя улигера и является весьма распространенной эпической фигурой, что вызывает несомненный интерес со стороны исследователей. Однако системное рассмотрение эпического мангадхая не было предпринято. Оснащенность его образа числовыми понятиями можно отнести к его особенностям, хотя в прозаических вариантах количество голов мангадхая иногда уже упускается, что свидетельствует о постепенной утрате архаической основы в эпической традиции.

Для выявления фигуры мангадхая в эпическом произведении были предприняты попытки

з

охарактеризовать его по следующим параметрам: количество голов и рогов; эпитет в имени мангадхая; место появления или рождения; разновидность оружия; связь с деревом; связь с природными стихиями; родство мангадхаев; наличие коня; отношение к «Северному дому» - бурят. «Ара гэр»; душа; поединок между героем и мангадхаем.

Характеристика ставосьмиголового мангадхая (1). Количество голов. Сто восемь голов [1884]2. (2). Эпитет. Желтый кусающий ман-гадхай [1885]. (3). Локализация. Мангадхай появляется вследствие освобождения его из-под земли Агсагалдаем - старшим из тридцати трех богатырей героя [1876-1886]. (4). Оружие. Оружием служит его огромная пасть [1893-1894]. (5). Дерево. - Освобождается из-под осины [1876]. (6). Стихия. Не выявляется. (7). Родство. Женой 108-голового мангадхая является одноглазая и однозубая женщина с 1000-саженной кожемял-кой [5504]. 13-головый мангадхай является младшим их сыном [3882], 77-головый - старшим [9465]. (8). Конь. Не выявляется. (9). «Ара гэр». На восток от дома (Понятие «Ара гэр» в переводе не отражено) [4527-4550]. (10). Душа. (11). Битва. Битва завершается победой героя. Он развеивает прах побежденного 108-голового мангадхая [2394-2424].

Характеристика женщины с одним глазом, с одним зубом, с тысячесаженной кожемял-кой. (1). Количество голов. Количество голов не упоминается [6400]. (2). Определение в имени родительницы мангадхаев. /С острой [вытянутой] белой головой, с острым клювом, с одним зубом посередине рта, у нее тысячесаженная кожемялка [5433-5440]. (3). Локализация. Абай Гэсэр встретил ее в таежных дебрях Хухэя [5428]. Она говорит: Я - женщина, выросшая в теснинах великого черного моря, я - женщина, выросшая у подножия высокой горы Хатан [5460-5463]. (4). Оружие. 1000-саженная коже-мялка [5440]. (5). Дерево. Не выявляется. (6). Стихия. Не выявляется. (7). Родство. Я - та, кто в согласии живет с Желтым кусающим 108-головым мангадхаем-пожирателем. Я - Эрхэ Тайжи, дочь 500-голового старого Мангадхая, который родился и вырос у 50 западных тэнгри-ев, у него 50 жердей-рогов, землисто-серый конь и кабанья доха. Замужем я - судьбу свою соединила с судьбой желтого кусающего 108-голового мангадхая [5505-5520]. Еду, чтобы привезти старшему сыну [в жены] Гагурай Но-гон-красавицу [дочь] Галта Улан-тэнгрия [54645466]. Старшим сыном является мангадхай с 67-головами и с 6-ю рогами. (8). Конь. Имеющая светло-рыжего жеребца [5429]. (9). «Ара гэр».

На севере от дома («Ара гэр») [5404]. (l0). Душа Не выявляется. (ll). Битва.

Характеристика тринадцатиголового ман-гадхая. (l). Количество голов. Тринадцать голов [3859]. (2). Эпитет. Асурайский желтый [3860]. (3). Локализация. Абай Гэсэр после битвы с Гал-хан Нурман ханом встречает тринадцатиголового мангадхая на Алтае, затем - Хухэе [3859]. (4). Оружие. Поединок врукопашную [3950]. (5.) Дерево. Абай Гэсэр прищемляет в расщелине могучей лиственницы, прибивает мангадхая к красной лиственнице 90 гвоздями, 70 гвоздями, оковывает 95 обручами [3961-3970]. (6). Стихия. Не выявляется. (У). Родство. Младший сын 108-голового мангадхая [3882-3884]. (8). Конь. На ярко-рыжем коне. На красном седле ездит [9511]. (9). «Ара гэр». 13-голового мангадхая встречает на севере Алтая [3863]. Родился на северо-западе дома («Ара гэр») [3882]. (l0). Душа. Наличие души [8656]. (ll). Битва. Закрывает в преисподней [9970-9983].

Характеристика мангадхая, имеющего шестьдесят семь голов и шесть рогов (l). Количество голов. Шестьдесят семь голов и шесть рогов у третьего мангадхая [6400]. (2). Эпитет. Ёбсоголдой шара мангадхай [6402]. (3). Локализация. В улигере место рождения не указано, упоминается в эпизоде, когда старуха приводит к нему Гэсэра в образе коня [6398]. (4). Оружие. Не выявляется. (5). Дерево. Не выявляется. (6). Стихия. (У). Родство. Сын одноглазой и однозубой старухи-мангадхайки [5460-5477]. (8). Конь. Не выявляется. (9). «Ара гэр». К востоку от (Ара гэр) [4159], От дома на юг [4809]. (l0). Душа. Не выявляется. (ll). Битва - Не выявляется.

Мангадхай с пятьюстами головами и пятьюдесятью рогами (l). Количество голов. Упоминание о том, что есть такой родственник [7233]. Мангадхай появляется позже [8720]. (2). Эпитет. Мангад хYгшэн ахай [8722]. Мангад старый брат. (3.) Локализация. Происходит от 55 тэнгриев [7231]. (4). Оружие. Кнут [8728], 80саженный белый топор [8730]. (5). Дерево. Не выявляется. (6). Стихия. Не выявляется. (У). Родство. Приходится отцом старухи с одним глазом на макушке, с одним зубом во рту, с острым большим подбородком [7230-7237]. (8). Конь. Землисто-серый конь [7235]. (9). «Ара гэр». В сторону северо-запада от (Ара гэр) [8716]. (l0). Душа. Не выявляется. (ll). Битва. Мангадхай побежден и замурован в преисподней [8884-8889].

Мангадхай с семьюдесятью семью головами. (l). Количество голов и рогов. Семьдесят семь [7541]. (2). Эпитет. Даньял шара мангад-

А.А. Базаров, Б.Н. Цыдендамбаева. Традиционная эпическая культура монголоязычных народов: архаическая основа в числовом образе мангадхая

хай [7542]. (3). Локализация. Родился на западе от Ара гэр [7593]. (4). Оружие. Кнут [7545]. (5). Дерево. Лиственница [7674]. (6). Стихия. Не выявляется. (7). Родство. Старший сын 108-голового мангадхая [9465]. (8). Конь. Светлосоловый жеребец [7543]. (9). «Ара гэр». На западе от дома («Ара гэр») [7527]. (10). Душа. Не выявляется. (11). Битва. Врукопашную. Герой защемил мангадхая в лиственнице. Забил 90 обручами, 90 и 70 гвоздями [7690].

Мангадхай с шестьюстами головами и шестьюдесятью рогами. (1). Количество голов. Шестьсот голов и шестьдесят рогов [8376]. (2). Отличительной чертой мангадхая является его одежда из шкур козла и свиньи (гахай ямаан да-хатай) [8379]. Имеет коня сероватого, цвета земли. (3). Локализация. Герой встречает мангадхая по пути от Ара гэр [8373]. (4). Оружие. Не выявляется. (5). Дерево. Не выявляется. (6). Стихия. Не выявляется. (7). Родство. Родство выявляется из диалога мангадхая и героя: «Убив мою мать, убив отца моего, убив моего младшего брата, куда же это направляется такое отродье, как ты?» [8384]. (8). Конь. Мангадхай на землисто-сером коне, в кабаньей дохе [8378]. (9). «Ара гэр». На северо-западе от дома («Ара гэр») [8373]. (10). Душа. Не выявляется. (11). Битва. После победы над врагом забивает его коня [8450], [8489]. Этот эпизод напоминает раньше бытовавший у бурят шаманский обряд - хоронить хозяина вместе с конем.

Мангадхай, имеющий тысячу восемь голов. (1). Количество голов. Тысяча восемь голов [7350]. (2). Эпитет. Митурайский желтый мангадхай [7350]. Обладает магией, наводящей страх. (3). Локализация. О появлении 1008-голового мангадхая сообщают три сестры-кукушки [7350]. (4). Оружие. Топор [8673]. Верхней огромной челюстью мангадхай бороздил край высокого светлого неба, нижней огромной челюстью бороздил он верхний слой широкой земли [8536]. Стрела его величиною с лиственницу [8529]. (5). Дерево. Стрела сравнивается с лиственницей [8529]. (6). Стихия. (7). Родство. У 1008-голового мангадхая имеется голова, хранящая души 13 мангадхаев [8656]. (8). Конь. Ярко-рыжий конь [8532]. (9). «Ара гэр». С правой стороны от («Ара гэр») [7349], [7471], [7527]. (10). Душа. Не выявляется. (11). Битва. Герой попадает в пасть 1008-голового мангадхая [8565]. Оттуда он выходит победителем [85708620].

Представленная схема рассмотрения мангад-хаев показывает характерные свойства чудовищ. Итоги анализа по пунктам свидетельствуют о

следующем: Пункт 1. Все мангадхаи имеют «множество» голов и рогов. Их числовые характеристики анализируются в конце всех пунктов. Пункт 2. Цвет пяти мангадхаев - желтый, приближенный к земной сущности. Самый старший из них 500-головый охарактеризован вместо цвета эпитетом ‘хYгшэн’ (старый), 600-головый мангадхай снабжен более подробным описанием: имеет одежду из шкур козла и свиньи, что, несомненно, показывает его земной материальный вид. Только женщина-мангадхайка, впрочем, она как-то отделяется от них во всем своем облике, и цвет, который присваивается ей, - это белая голова. В целом по цвету о мангадхаях можно говорить как о желтых существах. Пункт 3. Место появления мангадхаев. Обрисовка их места появления дает интересную картину. Один из них появляется из-под земли, другой - в тайге, еще один - на Алтае и Хухэе. Эти три предстают как обитатели Земли. О 500-головом мангадхае - самом старшем из них, говорится, что он появился от 55 тэнгриев. Два мангадхая указаны относительно «Ара гэр» (Северного дома). Появление двух других мангад-хаев не конкретизируется. Пункт 4. Оружие. У всех мангадхаев примитивные оружия борьбы. Однако есть описания с числовыми понятиями, которые придают им гиперболические размеры. Самым мощным оружием владеют женщина-мангадхайка (1000-саженная кожемялка) и 500-головый мангадхай (80-саженный белый топор). Пункт 5. Отношение к дереву. Здесь упоминаются осина и лиственница. Они выступают как средство подавления мангадхаев. Пункт 6. Стихии. Отношение к какой-нибудь стихии здесь не показано. Пункт 7. Родство между мангадхаями. 108 головый мангадхай и женщина-мангадхайка рисуются как муж и жена. Женщина-мангадхайка является дочерью 500-голового. Остальные мангадхаи выявляются из контекста как их дети, кроме 1008-голового, представляющегося как бы их вместилищем-хранителем. Пункт 8. Конь. Мангадхаи имеют коней, только в двух случаях упускается их наличие. Цвет их жеребцов в основном также землисто-серый или светло-ярко-рыжий, как и сами чудовища-мангадхаи. Пункт 9. В улигере есть понятие «Ара гэр», подразумевающее «место», от которого все персонажи отправляются куда-нибудь. Рассмотрению этого понятия посвящена отдельная статья. Пункт 10. Душа. О душе упоминается в связи с 13-головым мангадхаем. Пункт 11. Битва. Завершается победой героя над ман-гадхаями. В погребении мангадхаев есть сходство с ритуальным погребением шаманов.

К пункту 1. Следует отметить, что основной характеристикой мангадхая оказывается количество голов, которые определяются разными числами. Некоторые числовые понятия, характеризующие мангадхаев, странным образом соотносятся с буддийскими сакральными числами, в частности с числами 108 и производным от него 1008. Общеизвестно, что число 108 имеет отношение к буддийской религиозной сакральной символике. В связи с этим, исходя из отрицательного значения образа мангадхая, наделенного числом 108, можно предположить, что данная числовая корреляция выражала отношение шаманистов - создателей улигеров - к новоявленному буддизму. В пользу такого предположения, не прибегая к другим доказательствам, можно привести пример заметного сокращения хождений улигеров в Забайкалье (либо модифицирования их содержания), куда с начала XVII в. в течение трех столетий проникал ламаизм из Монголии [2, 1987, с. 65]. Можно предположить, что числовые определения, встречающиеся в улигерах, в частности, у мангадхаев, в своё время могли возникать в связи с реалиями и имели символические значения.

Следует отметить, что числовые понятия, характеризующие головы мангадхаев, являются не однозначными и не соответствующими реальным возможным количествам голов, а значит, вполне возможно, под этими числами подразумевались не их количество, а смысловые связи, то есть они служили символами. При этом наблюдается некий повтор в парных числах: 500 и

50, 600 и 60, 67 и 6, указывающие на определенные направления в их обозначениях.

В результате исследования можно выдвинуть научную гипотезу, что числовая характеристика мифологических образов относится к наиболее архаичному периоду развития традиционной эпической культуры монголов. В дальнейшем эта числовая характеристика вытесняется из художественного оборота в область обычного счета различного рода метафорами. Данную гипотезу можно проследить на базе древнейших культур: Греции, Индии, Китая, в исследовании это делается на основе образцов эпической культуры бурят-монголов.

Литература

1. Абай Гэсэр Могучий. Бурятский героический эпос. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. - 526 с.: ил. (Эпос народов Евразии).

2. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. - 120 с.

3. Гомбоин Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1990. - 112 с.

4. Неклюдов С.Ю. Эпические традиции народов Центральной Азии и проблема литературных контактов Востока и Запада в средние века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1973. - 25 с.

1 Эпическое произведение бурят «Абай Г эсэр Могучий» («Абай Гэсэр хYбYYн») записан известным ученым-фольклористом Ц.Ж. Жамцарано в 1906 г. от сказителя Маншуда Имегенова (1849-1908).

2 Здесь и далее в скобках указаны номера строк из улигера «Абай Гэсэр могучий».

Базаров Андрей Александрович, доктор философских наук, профессор кафедры истории, археологии и этнографии БГУ. 670025 г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25, e-mail: e-mail:bazarow_andr@mail.ru

Bazarov Andrey Alexandrovich, doctor of philosophical sciences, professor of Chair of History, archeology and ethnography of the BSU, 670025, Ulan-Ude, Pushkin str., 25 e-mail: bazarow_andr@mail.ru

Цыдендамбаева Баради Нанзатовна, старший лаборант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН 670042, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, е-mail: baradi@mail.ru

Tsydendambayev Baradi Nanzatovna, senior laboratory assistant of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, 670047, Ulan Ude, Sakhyanovoy str., 6, e- mail:baradi@mail.ru

УДК 294.3 © Т.Ц. Бардуева

ЗНАЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА БОДХИЧИТТЫ В БУДДИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

(Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 12-13-03002 а/Т Буддизм Ваджраяны в Бурятии: философские, сотериологические и мировоззренческие аспекты)

В данной статье бодхичитта или сострадание, одна из основополагающих категорий буддизма, рассматривается как важный и необходимый компонент в буддийской традиции Махаяны и Ваджраяны.

Ключевые слова: бодхичитта, бодхисаттва, парамита, три типа личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.