Научная статья на тему 'Всплеск политической активности женщин Иркутской области накануне объединительного референдума'

Всплеск политической активности женщин Иркутской области накануне объединительного референдума Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевченко Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всплеск политической активности женщин Иркутской области накануне объединительного референдума»

Социология

Библиографический список

1. Селиванов.В.В. Возможно ли образовать взрослого человека? II Мат-лы Междунар. конф, «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе». 30 мая -3 июня 1999 года. ИОВ. - СПб, 1999.-С. 96-99.

2. Валицкая А.П. К неклассической парадигме образования II Мат-лы Междунар. конф. «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе». 30 мая -3 июня 1999 года. ИОВ. - СПб, 1999.-С.99 - 1001.

3. Шамес Л.Я. Социализация и культурация личности в андрагогике - системе непрерывного образования взрослых II Известия Иркутской Государственной экономической Академии. - 2004. - № 3(40) - С. 93-97.

4. Шамес Л.Я. Интенсификация образования взрослых - путь обновления российского образовательного пространства II Мат-лы Междунар. конф. «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе». 30 мая -3 июня 1999 года. ИОВ. - СПб, 1999.-С. 145-146.

Статья принята к публикации 13.12.06

АЛ. Шевченко

Всплеск политической активности женщин Иркутской области накануне объединительного референдума

Сегодня политологи констатируют слабость и разобщенность общероссийского женского движения, незначительность его влияния на политическую ситуацию в стране, Однако в отдельных регионах России в некоторые моменты исторического развития и сегодня наблюдается всплеск политической активности женщин. Об этом можно судить по участию региональных женских организаций Прибайкалья в проведении референдума

по объединению Иркутской области и Усть - Ордынского Бурятского автономного округа, который прошел 16 апреля 2006 года.

Референдум показал, что подавляющему большинству жителей двух субъектов федерации далеко не безразлично будущее региона. 98,28% жителей округа и 88,77% избирателей Иркутской области высказались за слияние двух субъектов федерации. При этом явка избирателей в обоих субъектах превысила 50%. Эти данные служат достаточным основанием для вывода: люди поняли идею объединения и потому поддержали ее.

Голосованию предшествовала большая работа всех политических партий и общественных движений, в том числе и женских организаций, проявивших особую активность.

С инициативой объединить женские формирования области для подготовки референдума выступила общественная организация «Байкальский региональный Союз женщин «Ангара». Она предложила проект проведения большого Форума под девизом «Женщины - за развитие нового Прибайкалья!», который был поддержан областным штабом по проведению референдума. Форуму предшествовали предфорумные сессии в восьми городах Иркутской области и Усть-Орде. В их работе приняли участие представительницы различных политических партий и общественных организаций региона, женщины - руководители, депутаты.

На каждой из сессий обсуждались острые проблемы территорий, которые затем были представлены

на итоговый Форум, который состоялся 2 апреля в областном центре. О значимости события свидетельствует и тот факт, что в работе Форума приняли участие вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Геннадий Истомин, заместитель председателя Усть-Ордынской Думы Ирина Морохоева, депутаты регионального парламента Виктория Дворниченко, Наталья Протопопова, представители структурных подразделений администрации области и округа.

Делегаты выразили обеспокоенность состоянием здравоохранения, ходом реализации молодежной и демографической политики в области, высоким уровнем криминогенное™ и безработицы на территории субъектов. В результате обсуждения была принята резолюция, в которую вошли рекомендации органам власти всех уровней и общественным формированиям. Следует остановиться на них подробнее.

В сфере развития женского движения предлагалось создать объединенный Совет женских организаций и инициативных групп Прибайкалья и обеспечить их участие в подготовке решений Форума в требуемых форматах реализации (поправки к законам, проекты к реализации в конкурсах социальных заказов, предложения к программам социально - экономического развития и т.д.).

В сфере построения гражданского общества

и укрепления равных прав и равных возможностей мужчин и женщин федеральным и региональным органам власти было рекомендовано принять закон, обеспечивающий квотирование женщин в списках кандидатов от политических партий на выборах в органы власти всех уровней. Кроме того, органам власти Прибайкалья предлагалось озвучить перспективы социально-экономического развития Иркутской области с пояснениями перспектив каждой отдельной территории. В резолюции отмечалась необходимость обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней, повышение ответст-

венности чиновников перед гражданским обществом. Им предлагалось выстраивать взаимодействия с учетом

разнообразного спектра женских организаций и инициативных групп.

Одним из предложений женских активисток было включение в программы социально - экономического развития территорий и региона вопроса о создании Центров развития и поддержки гражданского общества (Домов общественных организаций), реализующих функции объединения НКО на территориях проживания, развитие системы гражданского образования на территории Прибайкалья.

В сфере улучшения качества жизни федеральным органам власти были адресованы предложения обеспечить социальный минимум для всех граждан России, живущих ниже прожиточного минимума, снять ограничения по оплате больничных листов, решить вопрос об уменьшении отчислений в Федеральный бюджет и направлять их на социальные нужды региона. Органам власти Прибайкалья предложено принять следующие меры: разработать программу «удержания» молодежи в Иркутской области, принять Закон «Об образовании» для повышения правовой защищенности учреждений образования, учащихся и педагогов, усовершенствовать закон о наркотиках, ужесточив наказание наркоторговцам, обеспечить бесплатность и доступность систем здравоохранения и образования, увеличить размер ЕДВ, законодательно закрепить ответственность за работу по месту распределения молодых специалистов, прошедших обучение за счет бюджетных средств, создав условия для их работы и проживания, разработать программу занятости детей и подростков, в том числе в сфере трудоустройства молодежи старше 14 лет, обеспечить оказание действительной поддержки действующим и вновь образованным предприятиям в сфере малого бизнеса.

Кроме того, было предложено создать при органах исполнительной власти всех уровней комитеты по проблемам семьи, материнства и детства, законодательно проработать вопрос о квотировании рабочих мест для молодых специалистов.

В сфере семьи, материнства, отцовства и детства органам власти женщины рекомендовали: решить вопрос снижения % ипотечного кредитования для неполных семей, доплачивать к пенсии 100 рублей за каждого выращенного ребенка. Мужчин, уклоняющихся от уплаты алиментов, привлекать к принудительным работам, поднять размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет до уровня прожиточного минимума, урегулировать ценовую политику в отношении детского питания, увеличить сумму детских пособий. Рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот на имущество и повышение детского пособия семьям, принявшим сирот, усыновителям, попечителям, опекунам, усилить контроль за содержанием детских домов и приютов, ужесточить меры наказания за нарушение прав ребенка. Используя

опыт других субъектов Федерации и опыт Иркутской области, разработать специальную программу по определению всех безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечительства, в систему детских домов по семейному и патронажному типу. Для предприятий всех форм собственности, принявших на работу выпускников интернатных учреждений, предусмотреть налоговые льготы (не более чем на 3 года). Разработать и принять закон о семье, материнстве, отцовстве и детстве ( об охране материнства, отцовства и детства), проработать механизм его реализации, предусмотрев льготное ипотечное кредитование для молодых семей, в т. ч. и неполных. Восстановить награды матерям-героиням, учредить знак Иркутской области «Почетная мать». Сделать доступным бесплатное детское питание, в том числе в школах, увеличить сумму детских пособий, повысить зарплату работникам бюджетной сферы.

А кроме того, пропагандировать нравственные семейные ценности: через СМИ и социальную рекламу, ввести серию передач на радио, телевидении по воспитанию семьи. Обеспечить доступность детских дошкольных учреждений, оказывать государственную материальную поддержку развитию дошкольного образования. Усилить контроль за работой правоохранительных органов в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и т. д.

В сфере решения проблем сельских женщин Федеральным и региональным органам власти предложено активизировать ипотечное кредитование для жителей села,

проводить активную политику занятости населения, разработать меры по снижению диспоритета цен на топливо и сельсхозпродукцию. Ускорить процесс принятия федеральных законов «О развитии сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в РФ», «Об устойчивом развитии сельских территорий», «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ. Решить вопросы во-до-, энерго- и газоснабжения сельского населения, возрождения дошкольных учреждений. Разработать меры по стимулированию возврата специалистов в село (материальные, строительство жилья, выделение земельных участков), организовать предоставление кредитов на развитие местных подсобных хозяйств, обеспечить государственную поддержку развития частного производителя, снижение барьеров по оформлению прав на землю. Помочь жителям села решить вопрос с реализацией избытков сельскохозяйственной продукции, с оборудованием и открытием пунктов приема продуктов населения, вернуть 25%-ю надбавку работникам бюджетной сферы для поселков городского типа, улучшить охрану правопорядка на селе, в том числе за счет возрождения народных дружин, закрепить законодательно меру ответственности за потраву сельскохозяйственных посевов, разработать программу возрождения и строительства новых Домов Культуры на селе.

Социология

В сфере решения проблем пожилых людей: органам власти рекомендовано увеличить размер пенсии за счет дотаций из регионального бюджета (пенсии должны быть выше прожиточного минимума). Поднять уровень размера социальных дотаций из местного бюджета к пенсиям пенсионеров Иркутской области до уровня дотаций УОБАО. Сохранить коэффициенты к пенсиям пенсионерам, приезжающим из районов Крайнего Севера. Вернуть скидку на оплату телефонов пенсионерам и инвалидам.

Увеличить пособие на погребение неработающих пенсионеров, размер пенсии пенсионерам за счет областного бюджета. Ввести единый социальный билет для бесплатного проезда на всей территории Иркутской области к 01.01.2007г. Организовать кризисную линию и центр психологической поддержки людей в возрасте.

Поставить вопрос перед органами милиции о принятии мер к детям людей в возрасте, которые жестоко обращаются со своими престарелыми родителями (вымогают деньги, бьют, выгоняют из дома).

Таким образом, Форум продемонстрировал активную позицию женщин в поддержку объединительного процесса Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и повлиял на результаты голосования. Принятие столь обстоятельного и серьезного документа свидетельствует о том, что «Ангара» на данном этапе продемонстрировала свою активность и показала способность поставить перед органами власти проблемы, существующие в регионе. В результате некоторые из них сегодня уже находят решение.

Статья принята к публикации 10.11.06

И,А. Потемкина

Содержательные характеристики процесса социализации

Становление человека - длительный процесс, который отличается не только достаточно продолжительными временными параметрами, хронологией переживаемых возрастов, от младенчества к детству, юности, молодости и дальше, но и множеством объективных исторических обстоятельств, каждое из которых в состоянии ускорить или замедлить этот процесс. Исследование процесса социализации представляет научный интерес для различных школ и течений в современной гуманитарной науке. Специфика изучения данной проблематики состоит в том, что исследование носит комплексный характер и не может ограничиваться лишь рассмотрением с одной точки зрения. Социализация как процесс рассматривается как социологическими, так и философскими, психологическими и педагогическими научными школами. Методологическую основу для понимания проблемы социализации заложила Философия Просвещения, теоретические достижения классического этапа развития философии и социологии, выводы культурно-антропологических и психоаналитических школ конца Х!Х века - начала XX века.

Рассмотрим лишь некоторые взгляды наиболее известных школ на процесс социализации, т.к. объем данной статьи не позволяет нам провести более глубокий анализ. В рамках философских теоретических традиций процесс социализации рассматривался как исторический процесс, закладывающий основу для развития общества. В данном случае исследованию подлежали основные закономерности процесса, приводящего к смене культурно-исторического типа общества (К.Маркс, А,

Шопенгауэр и др.). Социологическая традиция концентрировала свое внимание на изменениях в механизме «включения» личности в общество, на влиянии социальных институтов на положение человека, на связях и взаимосвязях, обеспечивающих поступательное развитие человека и общества (О.Конт, Г. Спенсер, П.А. Сорокин и др.). Культурно-антропологические исследования уделяли особое внимание анализу человеческого поведения и сознания, являющегося результатом процесса социализации (Ч. Кули, Э. Тэйлор и др.). Психологические школы акцентировали свое внимание на соотношении «биологическое - социальное», которое рассматривалось преимущественно в личностной, индивидуальной перспективе (Дж. Мид, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.).

В начале XX века социализация рассматривалась учеными, прежде всего, как процесс, обеспечивающий поступательное «включение» личности в общественную жизнь. Результатом данных исследований стало построение различных моделей социализации - бихевиоризм и символический интеракционизм [1]. В целом, рассмотрение процесса социализации велось на двух теоретических уровнях: макро- и микроуровень. В первом случае изучению подлежали общие закономерности, влияющие на общество в целом и на личность в конкретном случае. Микроуровень, наоборот, во главу угла ставил операциональный характер человеческого поведения. Именно в связи с этим наметилось два основополагающих методологических принципа в моделировании процесса социализации - интерпретация личности преимущественно либо в качестве объекта, либо в качестве субъек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.