Научная статья на тему 'Содержательные характеристики процесса социализации'

Содержательные характеристики процесса социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
655
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики процесса социализации»

Социология

В сфере решения проблем пожилых людей: органам власти рекомендовано увеличить размер пенсии за счет дотаций из регионального бюджета (пенсии должны быть выше прожиточного минимума). Поднять уровень размера социальных дотаций из местного бюджета к пенсиям пенсионеров Иркутской области до уровня дотаций УОБАО. Сохранить коэффициенты к пенсиям пенсионерам, приезжающим из районов Крайнего Севера. Вернуть скидку на оплату телефонов пенсионерам и инвалидам.

Увеличить пособие на погребение неработающих пенсионеров, размер пенсии пенсионерам за счет областного бюджета. Ввести единый социальный билет для бесплатного проезда на всей территории Иркутской области к 01.01.2007г. Организовать кризисную линию и центр психологической поддержки людей в возрасте.

Поставить вопрос перед органами милиции о принятии мер к детям людей в возрасте, которые жестоко обращаются со своими престарелыми родителями (вымогают деньги, бьют, выгоняют из дома).

Таким образом, Форум продемонстрировал активную позицию женщин в поддержку объединительного процесса Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и повлиял на результаты голосования. Принятие столь обстоятельного и серьезного документа свидетельствует о том, что «Ангара» на данном этапе продемонстрировала свою активность и показала способность поставить перед органами власти проблемы, существующие в регионе. В результате некоторые из них сегодня уже находят решение.

Статья принята к публикации 10.11.06

И,А. Потемкина

Содержательные характеристики процесса социализации

Становление человека - длительный процесс, который отличается не только достаточно продолжительными временными параметрами, хронологией переживаемых возрастов, от младенчества к детству, юности, молодости и дальше, но и множеством объективных исторических обстоятельств, каждое из которых в состоянии ускорить или замедлить этот процесс. Исследование процесса социализации представляет научный интерес для различных школ и течений в современной гуманитарной науке. Специфика изучения данной проблематики состоит в том, что исследование носит комплексный характер и не может ограничиваться лишь рассмотрением с одной точки зрения. Социализация как процесс рассматривается как социологическими, так и философскими, психологическими и педагогическими научными школами. Методологическую основу для понимания проблемы социализации заложила Философия Просвещения, теоретические достижения классического этапа развития философии и социологии, выводы культурно-антропологических и психоаналитических школ конца Х!Х века - начала XX века.

Рассмотрим лишь некоторые взгляды наиболее известных школ на процесс социализации, т.к. объем данной статьи не позволяет нам провести более глубокий анализ. В рамках философских теоретических традиций процесс социализации рассматривался как исторический процесс, закладывающий основу для развития общества. В данном случае исследованию подлежали основные закономерности процесса, приводящего к смене культурно-исторического типа общества (К.Маркс, А,

Шопенгауэр и др.). Социологическая традиция концентрировала свое внимание на изменениях в механизме «включения» личности в общество, на влиянии социальных институтов на положение человека, на связях и взаимосвязях, обеспечивающих поступательное развитие человека и общества (О.Конт, Г. Спенсер, П.А. Сорокин и др.). Культурно-антропологические исследования уделяли особое внимание анализу человеческого поведения и сознания, являющегося результатом процесса социализации (Ч. Кули, Э. Тэйлор и др.). Психологические школы акцентировали свое внимание на соотношении «биологическое - социальное», которое рассматривалось преимущественно в личностной, индивидуальной перспективе (Дж. Мид, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.).

В начале XX века социализация рассматривалась учеными, прежде всего, как процесс, обеспечивающий поступательное «включение» личности в общественную жизнь. Результатом данных исследований стало построение различных моделей социализации - бихевиоризм и символический интеракционизм [1]. В целом, рассмотрение процесса социализации велось на двух теоретических уровнях: макро- и микроуровень. В первом случае изучению подлежали общие закономерности, влияющие на общество в целом и на личность в конкретном случае. Микроуровень, наоборот, во главу угла ставил операциональный характер человеческого поведения. Именно в связи с этим наметилось два основополагающих методологических принципа в моделировании процесса социализации - интерпретация личности преимущественно либо в качестве объекта, либо в качестве субъек-

Социология

■J " , ' >- - * ic - -ell*" ■-*

та данного процесса. Одна из самых разработанных концепций социализации (субъект - объектный подход), была сформулирована в рамках структурно-функционального анализа. Так, Т. Парсонс рассматривает социализацию как одну из подсистем культурной системы, выполняющей функцию латентности - поддержание образа. С точки зрения субъект - объектного подхода социализация - это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, которое происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Субъект - субъектный подход делает акцент на взаимном влиянии человека и общества.

Впервые термин «социализация» был введен Ф, Гид-денсом в 1898 году в работе «Основания социологии» [2], для объяснения эволюции общественного организма от «зоогенетической к демогенетической ассоциации». Начиная с этого момента в гуманитарном знании появляется традиция трактовать социализацию как «широкое» неоднозначное явление. Несмотря на то, что попытки осмысления процессов интеграции индивидов в социум предпринимались еще О. Контом и Г. Спенсером, основания современных теорий социализаций заложены в концептуальных построениях Г. Тарда (французского социолога XIX века) и его теории подражания. По его мнению, основное социальное значение имеет подражание, существующее в форме обычаев и моды, благодаря которому возникают общественные и групповые ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т.е. приспосабливаются к условиям общественной жизни [3]. Понятие «социализации» начало активно использоваться с конца 40-х - начала 50-х годов XX века в работах американских социологов и социальных психологов Д. Гослина, В. Вентуорса, И. Толмэна, Т. Декар-тье, Э. Маккоби и др. [4]. В конце 60-х годов XX века интерес к проблеме социализации резко возрос у представителей практически всех школ и течений современной западной социологии и социальной психологии. Так, представители бихевиоризма (Б.Скиннер) и необихевиа-ризма (Э. Толмен) рассматривали социализацию как процесс социального научения. Символические интерак-ционисты (Дж, Мид, Р.Парк) исследовали социализацию как результат социального взаимодействия людей. В свою очередь, представители гуманистической психологии (А. Маслоу) оценивали социальное становление и развитие как самоактуализацию Я - концепции.

Разные социологи по-разному трактуют понятие социализации, принимая во внимание различные факторы, обусловливающие этот процесс. Нейл Смелзер рассматривает социализацию как процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям [5]. Ян Щепаньский определяет социализацию как процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в

человеке природные психобиологические задатки, а с другой, общество посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре трансформирует их в социально-значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека [6]. И.С. Кон акцентирует внимание на близости понятия «социализация» к русскому слову «воспитание», значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивид старается привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и не только становится полноправным членом общества, но и сам себя ощущает полноценным человеком в этом обществе [7]. Кравченко А.И. утверждает, что социализация не поддается искусственному управлению либо манипулированию. Она является обучением культурным нормам и освоением социальных ролей, где социальные ценности передаются от родителей к детям. Под социальными ценностями он подразумевает представления о том, что такое доброе и злое, плохое и хорошее, как это понимали родители родителей и родители родителей их родителей [8].

В наиболее распространенных справочных изданиях мы находим следующие определения социализации:

- «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит» [9].

- «как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» [10].

- «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений [11].

Таким образом, социализация - это сложнейший процесс формирования личности, ее жизненной позиции на основе влияния (воздействия) на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, средства массовой информации, литературу, искусство. Социализация представляет противоречивое единство двух определяющих тенденций: влияние общества на человека и, наоборот, влияние человека на общество, Как правило, выделяются следующие основные факторы, которые влияют на процесс социализации человека:

• Социальная сфера, в которой человек постоянно пребывает, воспитывается, формируется. Обычно вначале это - семья, где ребенок усваивает образ поведения, стиль жизни, которые характерны для родителей, затем воспитательное или учебное заведение, где ус-

Социология

- t.v.-r.-

W:

ваиваются правила жизни заведения, влияние педагогов и воспитателей, сверстников. В группе сверстников индивиды вступают в разносторонние контакты между собой, очень часто эти отношения сохраняются на длительный срок, образуя неформальные группы людей одной возрастной группы.

• Средства массовой информации, такие как телевидение, радиовещание, печать, Интернет, оказывают сильнейшее влияние на сознание человека.

• Активность самой личности в ее деятельности, в реагировании на окружающие изменения, ее самостоятельность в выборе и овладении знаниями, умениями, навыками, в способности их осмыслить, сопоставить различные точки зрения, оценить их. То есть это двуединый процесс интериоризации и экстериоризации.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 т. лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 млн, лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации, слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития [8].

Библиографический список

1. Скиннер Б. Поведение организмов (1938), Мид Дж. От жеста к символу (1934), Интернализованные другие и самость (1934).

2. Giddins F. The Principles of Sociology. An Analysis of Phenomena of Association and of Social Organization. -New York: The Macmillan Company/London: Macmilan & Co., Ltd., 1994.-Pg.-32.

3. Павловский B.B. Ювентология проект интегратив-ной науки о молодежи.- М.: Академический проект, 2001.- С.149.

4. Goslin D. Handbook of socialization theory and research. Ed., 1969; Wentworth W. Context and understanding. An inquiry into socialization theory. N.Y.- Oxford, 1980 и

др.

5. Смелзер H. Социология: Пер. с англ. - М., 1994. - С.94-128.

6. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.- М., 1969. - С,51.

7. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. -С.134.

8. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов, М.: Академический Проект, 2000. - 381с.

9. Современная западная социология. Словарь. -М., 1990,- С. 316.

10. Краткий словарь по социологии. - М„ 1988. -С. 318.

11. Философский словарь. - М., 1996. - С.441.

Статья принята к публикации 22.11.06

Д.С, Леденцов

Классификация ценностей

В научной литературе представлено множество способов классификации ценностей по различным основаниям. Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же, трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность, в определенную графу. Тем не менее, можно дать условно упорядоченную классификацию ценностей. Приведенная в настоящей работе модель построения системы универсальной классификации имеет достаточно общее, широко применяемое представление, реализующее методику последовательного выделения свойств и группировок объектов. При этом, как в выбранных критериях классификации, так и в формируемых объединениях применяется общепринятая логика структурного анализа «от сложного к простому». Такой достаточно универсальный метод, как последовательно-преемственный анализ, позволяет обосновать и

сформировать основные разряды классификации, объединяющие объекты по признакам таксономического, генетического, типологического, видового, группового или иного критериального единства на научной основе. Любая классификация более или менее определенной совокупности объектов начинается с выбора критериев, в качестве которых на первом этапе чаще всего выделяются и применяются явные, внешние или внутренние, признаки [1]. На наш взгляд, наиболее явным признаком, позволяющим разделить все ценностное поле на две большие части, на два класса, является деление на ценности и антиценности. Классы, в свою очередь, делятся на «роды». В них объединяются, идентифицируются и позиционируются совокупности объектов по критериям, прямо или косвенно указывающим на единство происхождения, общность природы или однородность процессов их возникновения, становления, развития [1]. Природа человека двойственна, с одной стороны, человек -

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.