ЄОЦИУМ И КУЛЬТУРА
УДК 316.7 ББК 60.55
В. В. Жилкин
ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ
В статье исследуется сущность информационной социализации, обосновывается введение самого понятия инфосоциализации. Выделяются типичные агенты инфосоциализации - семья, равновозрастные группы и друзья, формальные группы в образовательных учреждениях, социальный институт власти и средства массовой информации, профессиональные группы, общественные организации. В работе используются результаты авторских исследований, а так же результаты исследований Фонда «Общественное мнение».
Процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление к данной системе, называется социализацией. Как указывают М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, социализация личности представляется как непрерывный процесс, в ходе которого наделенный определенными биологическими задатками и психологическими расположениями человек приобретает необходимые для жизнедеятельности в обществе качества и опыт1. В. Г. Крысько понимает под социализацией личности аккумулирование ею в процессе жизни и деятельности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого посредством воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества2.
Известный американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям»3. Крупнейший польский социолог академик Ян Щепаньский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей»4. «Социализация, - пишет И. С. Кон, - близка к русскому слову „воспитание”, значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает,
Общество
Terra Humana
прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества»5.
В разных словарях социализация определяется как:
1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он прина-длежит»6;
2) «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социальнокультурного опыта»7;
3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»8;
4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»9.
В середине 90-х гг. ХХ в. К. Ясперс отметил, что с появлением современной (компьютерной) техники изменилось все: она резко усилила социальную динамику и явилась принципиально новым фактором мировой истории, вызвавшим изменения, не сравнимые ни с чем, что известно людям из последних пяти тысяч лет10. Опыт многих стран свидетельствует о том, что как только услугами компьютерных сетей начинают пользоваться более чем 15 % населения страны, проявляются резкие качественные изменения роли этих сетей в жизни общества. После этого вопросы существования и развития личности в измененных условиях сводятся к вопросу социализации человека в условиях информатизации общества. По данным Фонда «Общественное мнение», осенью 2006 г. в России недельная аудитория пользователей Интернета составила именно 15 % населения (при этом суточная аудитория - только 8 %)11. Приведенные цифры, таким образом, подтверждают фактическое повышение роли компьютерных сетей в жизни российского общества. В то же время анализ распределения пользователей Интернет по российским регионам показывает, что подавляющее большинство недельной и суточной интернет-аудитории сосредоточено в Москве - 85 % и 63 % соответственно12. Вывод, который напрашивается, однозначен - на практике население российских регионов недостаточно социализировано в условиях информатизации общества.
Высокая динамика информационных процессов в современном обществе предполагает существование принципиального отличия социализации личности, которая не может происходить в условиях стихийного воздействия на нее различных обстоятельств жизни и случайных факторов социализации (как в индустриальном обществе). Личность необходимо целенаправленно воспитывать и готовить к жизнедеятельности в информационном обществе13.
Необходимо отметить, что комплексные исследования социологического характера, посвященные подготовке личности к эффективному функционированию в информационном обществе посредством целенаправленной социализации, среди научных трудов обозначенного профиля
в настоящий момент, к сожалению, отсутствуют. Модель социализации, рассчитанную на пользователей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках киберпространства, предлагает С. В. Бондаренко, в работах которого процесс социализации предполагает «освоение пользователями технологий межличностной коммуникации, социальной навигации и правил поведения в компьютерных сетях, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований, существующих как в конкретных виртуальных сетевых сообществах, так и в социальной общности киберпространства в целом»14.
Автор указанного исследования делит процесс первичной социализации в социальной реальности киберпространства на два этапа: ар-хетипический и инструментально-когнитивный. Архетипический этап подразумевает формирование у личности субъективной реальности киберпространства на основе восприятия социальных мифов, связанных с его функционированием, где в качестве агентов социализации выступают сверстники, родители, преподаватели соответствующих учебных дисциплин. Социальные мифы, в данном случае, выполняют компенсаторную функцию и способствуют формированию мотивов продолжения процесса социализации. На этом этапе происходит первоначальное знакомство пользователя с социальными нормами киберпространства и усвоение базовых элементов сетевой этики.
Следующий этап социализации - инструментально-когнитивный - по мнению С. В. Бондаренко, начинается после подключения пользователя к телекоммуникационным сетям, где он сталкивается с альтернативными образцами мышления и поведения, усваивая при этом конкретные ролевые ориентации, нормативные модели социальных взаимодействий, получая навыки навигации в киберпространстве и взаимодействия с другими пользователями и с контентом; ощущая на себе действие механизмов социального контроля.
Анализируя процесс социализации в рамках социальной системы киберпространства, С. В. Бондаренко ведет речь об усвоении личностью основной структуры ролей и ценностей, доминирующих в рамках той или иной общности киберпространства, подчеркивая, что «кроме освоения норм и ценностей киберпространства, пользователю приходится корректировать свое поведение под влиянием эволюционных изменений, которые происходят в сообществе, в котором он ранее со-циализировался»15. В заключение своих рассуждений исследователь отмечает, что предложенная модель социализации пользователей разработана применительно к социальным взаимодействиям, осуществляемым только в глобальных телекоммуникационных сетях общего поль-зования16.
По мнению других современных исследователей, таких как Т. Е. Айгни-на, Ю. С. Брановский, Ю. С. Зубов, Н. В. Макарова, Т. А. Полякова, Н. А. Сляднева и др., осуществление целенаправленной подготовки личности к жизни в информационном обществе возможно посредством формирования и развития информационной культуры личности, которая становится определяющим фактором социализации в информационном обществе. При этом актуальность проблемы формирования информационной культуры также обусловливается темпами информатизации общества.
Общество
Terra Humana
Ссылаясь на определение информационной культуры, трактующее ее как одну из составляющих общей культуры, связанную с социальной природой человека и являющуюся продуктом его разнообразных творческих способностей, К. Зиновьева основывает концепцию информационной культуры личности на рассмотрении человека как создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию. Информационная культура при этом анализируется ею как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой инфор-
17
мации17.
Соглашаясь с этой трактовкой, следует заметить, что процесс и результат освоения личностью всего объема социально-значимой информации, включающей в себя определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества, также называется социализацией18. В информационном обществе движущей силой развития станет производство и потребление информационного продукта, что потребует изменения не только производства, но жизненного уклада и системы ценностей - трансформации сознания в целом. Из этого следует, что социально-значимая информация в достаточно большой степени трансформируется и станет частью опыта, накопленного человечеством. Таким образом, в информационном обществе к социализации в ее классическом понимании априори добавится процесс и результат усвоения, а также готовность к воспроизведению и анализу личностью актуальной составляющей информационного опыта человечества, включающего работу с информацией и информационно-коммуникационными технологиями - так называемая инфосоциализация (информационная социализация).
Термин «информационная социализация» впервые встречается в работе педагога В. А. Бородиной19, где он рассматривается в рамках социализации посетителя библиотек (читателя), которая должна включать в себя, по мнению автора, традиционную библиотечно-библиографическую, читательскую социализацию, ориентацию в автоматизированных библиографических каталогах и культуру восприятия любых знаковых систем. В качестве базиса социализации читателя В. А. Бородина выделяет информационную деятельность - способ освоения личностью разнообразной информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человека в целом. Количественно-качественные изменения в информационной деятельности, т. е. информационное развитие личности, обусловливает ее восхождение к вершине информационной деятельности - информационной культуре, которая, в данной трактовке, включает не только знания, умения, навыки по работе с разнообразной информацией и на разных носителях, но и некие мотивационно-ценностные и рефлексивные механизмы освоения информационных ресурсов. Таким образом, информационную социализацию можно рассматривать как компонент информационной культуры.
Информационная ситуация в современном обществе (особенно в регионах) отличается повышенной сложностью, обусловленной недостаточной структурированностью информационных ресурсов и низким уровнем культуры информационной деятельности. Само информацион-
ное пространство каждое мгновение изменяет свою структуру - появляются и прекращают свое развитие и существование информационные ресурсы и виртуальные сетевые сообщества, изменяют свое направление информационные потоки, создаются новые технологии обработки и передачи информации. Парадокс ситуации усугубляется тем, что предпринимаемые системой образования и профессиональной деятельности редкие попытки информационной социализации индивидов не реализуют принцип соответствия современным требованиям жизни. Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным детально рассмотреть понятие инфосоциализации и наметить ее эффективные способы.
Следует еще раз отметить, что инфосоциализация отличается от социализации в ее классическом понимании только семантическим наполнением, имея при этом ту же структуру, компоненты, содержание самого процесса. Сущность инфосоциализации состоит в том, что это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение личностью значимого для нее информационного опыта путем приобщения к информационному пространству (информационной инфраструктуре), системе информационных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы информационных связей за счет собственной информационной деятельности, активного включения в информационное пространство. Другими словами, личность не просто усваивает информационный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, в собственную информационную культуру. Факт преобразования информационного опыта предполагает активность личности в применении такого преобразованного опыта, т. е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему информационному опыту, но его воспроизводство - продвижение на новую ступень.
Первая сторона процесса инфосоциализации - усвоение информационного опыта - это характеристика того, как информационное пространство воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на информационное пространство с помощью информационной деятельности. Активность позиции личности в данном случае обусловлена тем, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии информационной деятельности.
Стремительные изменения в современной общественной жизни, рост ИКТ позволяют утверждать, что инфосоциализация по своему содержанию есть процесс информационного становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Это становление осуществляется, прежде всего, в двух сферах: информационная деятельность и информационные коммуникации. Общей характеристикой этих сфер можно назвать процесс расширения, умножения информационных связей личности.
На протяжении всего процесса инфосоциализации личность осваивает все новые виды информационной деятельности. Параллельно с этим происходит три важных процесса:
Общество
Terra Humana
- ориентация в системе информационных связей, присутствующих в каждом виде информационной деятельности и между ее различными видами;
- выбор основного вида информационной деятельности;
- освоение в ходе реализации информационной деятельности новых ролей, их осмысление и осознание их значимости.
Сущность этих преобразований в системе информационной деятельности развивающейся личности сводится к процессу расширения возможностей личности именно как субъекта информационной деятельности.
Информационные коммуникации рассматриваются в контексте ин-фосоциализации с точки зрения их расширения и углубления как неразрывно связанные с информационной деятельностью. Расширение информационных коммуникаций можно понимать как умножение опосредованных ИКТ контактов личности с другими людьми и информационными ресурсами, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углублением информационных коммуникаций, в первую очередь, можно считать переход от их монологических форм к интерактивным, умение ориентироваться на сетевого партнера или на понимание структуры диалога самих средств ИКТ, воспринимать их более адекватно. Взятые в совокупности эти две сферы создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, осваивая не только информационное микропространство, но и всю систему информационных отношений.
В качестве примера можно привести результаты авторского исследования, в ходе которого респонденты распределили виды собственной информационной деятельности по степени частоты их выполнения посредством ИКТ:
- прослушивание музыки, просмотр видео - 44,6 %;
- поиск необходимой информации - 41,8 %;
- набор, редактирование текста - 41,8 %;
- чтение электронных документов, книг - 30,5 %;
- посещение Интернета - 29,1 %;
- повышение собственного образовательного уровня - 28,2 %;
- произведение операций над собственными аудио-, фото-, видеофайлами - 24,4 %;
- участие в компьютерных играх - 17,8 %;
- общение с кем-либо посредством e-mail, ICQ, чатов и т. п. - 14,6 %;
- программирование - 11,3 %;
- произведение операций над собственными сетевыми ресурсами - 8 %.
Исходя из результатов конкретного исследования, можно сделать вывод, что информационная деятельность, опосредованная ИКТ, на современном этапе носит скорее развлекательно-игровой характер, чем креативно-познавательный. Тем не менее, по мнению участников исследования (45,1 %), применение ИКТ стимулирует личность иметь более активную жизненную позицию.
Таким образом, активно преобразовывая действительность, личность вносит в нее свой опыт, свой творческий подход, что актуализирует необходимость выявления взаимозависимостей, возникающих на каждом этапе инфосоциализации между двумя сторонами этого про-
цесса: усвоением информационного опыта и воспроизведением его. Исходя из реалий современного общества, социокультурной ситуации, сложившейся в регионах, решение этой задачи подразумевает выделение стадий процесса инфосоциализации, рассмотрение основных социальных институтов и групп, влияющих на инфосоциализацию личности.
1. Семья. Инфосоциализация личности начинается в семье - ребенок, выбирая стиль жизни или образ поведения своих родителей и других членов семьи, имеющих информационный опыт, априори усвоит этот опыт гораздо полнее. Согласно данным авторского исследования, проведенного в Тамбове, в современных условиях важность роли семьи в процессе инфосоциализации осознается 44 % респондентов.
2. Равновозрастные группы, друзья. Включение в «группы равных» - друзей одного возраста - также влияет на инфосоциализацию личности. Последние исследования показывают, что в настоящее время большую часть информационного опыта личность получает в возрастных группах в процессе информационных коммуникаций с себе подобными. По результатам авторского исследования, значительную роль в инфосоци-ализации респондентов сыграли друзья (60 %) и различные группы по интересам (24,2 %).
3. Формальные группы в образовательных учреждениях (классы, студенческие группы и т. д.) На этой стадии, на наш взгляд, инфосоциализация должна входить в свою активную стадию в силу того, что к равновозрастным группам добавляется формальный учебный план, в который уже с младшей школы должны входить дисциплины, направленные на усвоение информационного опыта. Исследование показало, что респондентами признается участие в процессе инфосоциализации школы (21,4 %), вуза (20 %), системы дополнительного образования (20,6 %), а кроме того, преподавателей информатики в образовательных учреждениях (35 %) и на специализированных курсах (31 %).
4. Социальный институт власти и средства массовой информации. Являясь очень сильным фактором воздействия на поведение и взгляды людей, газеты, журналы, телевидение, радиовещание, сетевые электронные СМИ, которые на региональном уровне практически полностью зависимы от института власти, в настоящий момент самым непосредственным образом влияют на инфосоциализацию индивида. По мнению 33,3 % респондентов авторского исследования, федеральный и региональный институт власти играют в процессе инфосоциализации большую роль.
5. Профессиональные группы. Необходимость усваивать информационный опыт в рамках профессиональной деятельности является важным фактором инфосоциализации личности: 19,4 % респондентов высказались в пользу профессиональных групп и 55 % - в пользу коллег по профессиональной деятельности, принимавших активное участие в процессе их инфосоциализации.
6. Общественные организации. В настоящий момент даже церковь применяет в своей практике ИКТ, что делает ее роль в инфосоциализации немаловажной. Роль общественных организаций и фондов в этом процессе подчеркнули 20,6 % респондентов, принимавших участие в исследовании автора.
Общество
Terra Humana
Как и обычная социализация, инфосоциализация проходит первичную и вторичную стадии. Первичная инфосоциализация представляет собой процесс трансляции информационного опыта детям, прежде всего, в семье, являющейся связующим звеном между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами, осуществляемый теми, кто находится в непосредственном и регулярном контакте с ребенком - родителями, ближайшими родственниками. Наиболее эффективным способом первичной инфосоциализации является информационная деятельность родителей, которая выступает наглядным примером поведения в обществе нового типа. Необходимо учитывать, что до определенного времени семья является практически единственным интерпретатором ценностей различных социальных структур, с которыми личность столкнется в бу-дущем20. Поскольку в семье закладывается тип структуры будущего поведения, то чем позитивнее будет настрой всех членов семейной группы на использование ИКТ, тем органичнее процесс инфосоциализации будет осуществляться на его следующих стадиях, именно семья дает «образ мира», в котором предстоит жить ребенку. Следует особо отметить, что в отличие от обычной социализации, способы инфосоциализации не зависят от того, к какому полу относится агент первичной инфосоциализа-ции - к женскому или мужскому. Информационные опыт и деятельность универсальны и не имеют гендерных различий. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил информационной деятельности, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм информационного общества, учится следовать им даже в тех случаях, когда их смысл и содержание ему не особенно понятны21.
Если бы дородовой педагогике уделялось в настоящий момент хотя бы столько же внимания, как в Древней Греции, то в ее программу обязательно было бы введено ознакомление будущей матери с ИКТ. Как показывают локальные исследования, дети, чьи матери в период беременности продолжали работать на компьютере (в разумных пределах, безусловно), гораздо быстрее и проще адаптируются к информационной деятельности с использованием ИКТ. Ребенок, которому с раннего детства приходилось наблюдать родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, работающих за компьютером, и которому позволяли самому выполнять несложные действия, воспринимает ИКТ, бытовую технику практически любого уровня сложности как нечто само собой разумеющееся, полностью интегрированное в его сознание.
В подростковом и юношеском возрасте, которые характеризуются быстротой возрастных изменений, сочетающихся с систематическим увеличением контактов личности с внешним миром, обеспечивающим подвижность интересов, установок и ценностных ориентации, процесс инфосоциализации становится более масштабным, что отчасти обусловлено попаданием в целевую аудиторию производителей компьютерных игр, которые в достаточной мере способствуют освоению ИКТ (правда, в очень ограниченном диапазоне). На этом этапе подростки и молодые люди приобретают более широкие знания об информационных потоках, завершают формирование своего информационного мировоззрения.
Если период детства характеризуется практически полной самоидентификацией ребенка со своей семьей, с суждениями, оценками, поступками родителей, то в подростковом и в юношеском возрасте решения и, в какой-то мере, потребности находятся в зависимости и от сверстников, и от моды, и от массовой культуры, и от общественного мнения. Кризисность этого переходного периода обусловливается изменением формы самоопределения развивающейся личности: проявлением стремления к самоутверждению и самореализации, возрастанием активности поведения. Особенностью инфосоциализации этого периода можно назвать возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир (порой диаметрально противоположных), которые транслируют разные агенты инфосоциализации. Как показывает практика, часто эффективнее оказывается усвоение тех информационных ценностей, трансляция которых ярче, эмоциональнее и символически насыщеннее. При этом, как утверждает И. С. Кон, нестабильность эмоциональной компоненты в сочетании с большим количеством запретов, исходящих от родителей и школы, обусловливают свойственные этому возрасту колебания и ошибки22.
Следует отметить, что понятие «ювентизации»23, введенное известным болгарским социологом П. Митевым и трактуемое им как перемены, вносимые молодежью в общественные отношения, специфический вид творчества, порожденный новым доступом молодежи к социальнополитической и ценностной системе общества, может быть отнесено и к инфосоциализации. Эффективное функционирование в рамках информационного общества подразумевает не только адаптацию к информационной деятельности и ИКТ, но и воспроизводство их составляющих, информационное творчество во всех его проявлениях.
Таким образом, включение подростков и молодежи в информационную деятельность носит двусторонний характер: инфосоциализация как форма принятия ценностей информационного общества и, можно так сказать, инфо-ювентизация как форма обновления современного общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи. Однако здесь важно иметь в виду, что подобное обновление может приобретать крайние и односторонние формы отрицания большей части предшествующего информационного опыта: псевдоноваторство на базе его негативной компоненты, различные формы отклоняющегося поведения, принадлежность к девиантным сетевым сообществам. При этом возникновение отклоняющихся форм поведения связано чаще всего с характером групп, в которые личность включается в процессе взросления.
Успешность или эффективность инфосоциализации в подростковом и молодежном возрасте часто обусловлена решающим влиянием следующих факторов: целенаправленного воздействия общества на личность (информационное общество должно формировать «информационную» личность); инфосоциальной среды (сетевого или ситуативного информационного сообщества, профессиональной группы родителей); информационной активности самой личности (желания осваивать ИКТ и применять их в повседневной жизнедеятельности); аналитического мышления (умения сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать), творческой активности в информационной деятельности.
Общество
Terra Humana
Следует также отметить, что инфосоциализация в подростковом возрасте не сводится к механическому усвоению законов функционирования информационного пространства, информационных потоков и информационного общества, к сумме внешних влияний макро- и микросреды. Высокая социальная и информационная мобильность молодежи обусловливает целостность этого процесса, включающего формирование информатизационного сознания и становление особого информационно активного общественного слоя.
Вторичная инфосоциализация осуществляется вторичными социальными группами (малыми или большими), институтами, организациями и учреждениями, а также сетевыми сообществами опосредованно ИКТ. Здесь отношения носят в большей мере институционализированный характер. Этап инфосоциализации во вторичных группах актуализирует проблемы групповой идентификации и формирует групповые интересы и установки на тот или иной характер деятельности24, в том числе и информационной, использование ИКТ. Особое значение в этот период придается знанию специальных символов (так называемых «смайликов»), сленга, которое подтверждает сетевой статус личности и ее роль (роли) в информационных взаимодействиях и коммуникациях.
Значение вторичной инфосоциализации особенно велико в зрелом возрасте, когда социальные статусы и роли личности в основном уже определены и центр тяжести переносится на их реализацию и корректировку, при этом информационная мобильность может снижаться. Кроме того, в этом возрасте особенно ярко проявляется изменение отношения личности к информационному пространству и социальной среде, для объяснения которого американский психолог и психоаналитик Э. Эриксон выдвинул теорию «кризисного развития», или «критических периодов»25.
Инфосоциализация и в зрелом возрасте идет обычно по восходящей линии, когда личность, активно включаясь в информационные потоки и осваивая ИКТ, добивается все более высокого социального статуса и соответствующей социальной роли. На этой стадии в жизни личности могут происходить серьезные перемены, изменение жизненных планов и перспектив, переоценка ценностей, связанных с устареванием элементов культуры или с серьезными переменами в условиях жизни общества в целом, что, в сочетании с ростом и обновлением ИКТ, обусловливает необходимость усвоения новых знаний и ценностей, навыков вместо прежних. Следует отметить, что для современной ситуации (особенно в регионах) характерно начало процесса инфосоциализации в зрелом возрасте, что, безусловно, порождает ряд трудностей.
В отличие от обычной социализации, ослабевающей и приобретающей пассивную форму на этапе старости, в связи с возрастом и выходом на пенсию, а также нередко в связи с серьезным ослаблением физических и психических возможностей26, инфосоциализация в большинстве зарубежных стран и на этой стадии может протекать очень активно. Автор данной статьи долгое время дискутировал в чате, в частности, с 86-летним жителем Бразилии, всерьез интересующимся вопросами кибер культуры. И это не единичный случай. В России ситуация усложнена общей невостребованностью людей пенсионного возраста, тем не менее личные
наблюдения и анализ периодической печати показывают, что примеров успешной инфосоциализации людей пенсионного возраста, включающей освоение ИКТ, с каждым днем становится все больше и больше. Осознание необходимости адаптации к новым условиям обеспечивает возможность применения оставшихся сил, знаний, опыта в стремлении находиться среди активных членов современного общества, а также среди субъектов коммуникации, опосредованной ИКТ.
Вышеизложенный анализ особенностей инфосоциализации личности в различные возрастные отрезки жизни позволяет выделить в самом процессе инфосоциализации, включающей освоение ИКТ, две формы: адаптацию и интеграцию. Адаптация личности подразумевает приспособление человека к информационному пространству, его требованиям и законам функционирования информационных потоков. В современном обществе адаптивный характер процесса инфосоциализации может быть обусловлен самой личностью, ее биопсихологическими или социальными ограничениями: низким уровнем интеллекта или принадлежностью к антисциентистскому течению. Интеграция предполагает активное поведение индивида в информационном пространстве, в котором человек делает сознательный выбор видов и форм информационной деятельности и в которое он способен вносить какие-либо изменения, когда в этом есть необходимость и целесообразность. Такая форма взаимодействия личности с современным обществом характерна для «открытого» типа личности, например, ориентированной на науку и дальнейшее прогрессивное развитие общества.
Подразумевая тот факт, что информационное общество находится на начальной стадии своего становления и человечество не готово к инфосо-циализации в форме интеграции, мы делаем вывод, что на данном этапе целесообразно говорить об адаптивной форме инфосоциализации личности. В качестве наглядной модели адаптации можно рассматривать принцип подвижного равновесия, описанный в работах Л. фон Берта-ланфи, но использовавшийся ранее в социологии Г. Спенсера, а также в эволюционной теории биологов К. А. Тимирязева и А. Н. Северцова. Процесс адаптации личности детерминируется двумя группами факторов: внутренними, обусловленными развитием самой личности27, и внешними, отражающими уровень состояния социальной системы, характер ее жизнедеятельности, в которую включается личность28. Таким образом, при внутренних факторах инфосоциализация будет определяться логикой возникновения и развития самой личности, тогда как при внешних факторах - состоянием социальных процессов развития современного общества, функционированием информационных потоков и т. д.
Информационное общество в большей мере, чем остальные типы обществ, заинтересовано в эффективности возникающих в его рамках социальных структур и, как следствие, в управлении процессами инфо-социализации индивидов. Последнее обстоятельство связано с тем, что эффективность инфосоциализации определяет социальное качество совокупности членов информационного общества, а основой развития социальных систем служит интеграция ценностных стандартов в структуру усвоенных личностью потребностей и установок. Что же касается процесса стихийного воздействия на личность информационного пространства,
Общество
Terra Humana
то эффективность инфосоциализации будет определяться реальным использованием и развитием информационно-коммуникационных технологий и информационными процессами в сфере экономики, политики, культуры, а именно тем, насколько эти структуры и процессы будут создавать предпосылки развития личности, условия для ее самореализации.
1 Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь : Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск, 1998. - С. 264.
2 Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999. - С. 262.
3 Смелзер, Н. Социология. - М., 1994. - С. 652.
4 Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 51.
5 Кон, И. С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 134.
6 Бондаренко, С. В. Модель социализации пользователей в киберпространстве // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество : труды VI Всеросс. объединенной конф. Санкт-Петербург, 3-6 нояб. 2003 г. - СПб., 2003. - С. 5-7.
7 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., 1991. - С. 421.
8 Химанен, П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель / П. Химанен, М. Кастельс. - М., 2002. - С. 319.
9 Robertson, I. Sociology. - 2 Ed. - New York, 1981. - P. 105.
10 Ясперс, К. Современная техника. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
11 Интернет в России // Россия в Интернете. Выпуск 17. Осень 2006 / Фонд «Общественное мнение», 2006.
12 Там же.
13 Атаян, А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. - Режим доступа: www.viu-online.ru.
14 Бондаренко, С. В. Модель социализации пользователей в киберпространстве. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество : труды VI Всеросс. объединенной конф. Санкт-Петербург, 3-6 нояб. 2003 г. - СПб., 2003. - С. 5-7.
15 Бондаренко, С. В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа : Приложение. - 2002. - № 12 (38). - С. 32-39.
16 Бондаренко, С. В. Модель социализации пользователей в киберпространстве. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество : труды VI Всеросс. объединенной конф. Санкт-Петербург, 3-6 нояб. 2003 г. - СПб., 2003. - С. 5-7.
17 Зиновьева, К. Информационная культура личности. - Краснодар, 1997. - 136 с.
18 Учебный социологический словарь / Общ. ред. С. А. Кравченко. - Изд. 2-е, доп. - М., 1997. - 170 с.
19 Бородина, В. А. Информационная социализация - путь к всеобщей доступности информации // Библиотечное дело - 2004: всеобщая доступность информации : Материалы Девятой междунар. науч. конф. Москва, 22-24 апр. 2004 г. - М., 2004.
20 Кравченко, А. И. Культурология : Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М., 2001.
21 Социология : Учебное пособие. - М., 1995. - С. 170.
22 Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.
23 Митев, П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. - София, 1983. - С. 29.
24 Дудченко, В. Ситуационные структуры в организациях (системные исследования). - М., 1983.
25 Берне, Э. Я. Концепция и воспитание. - М., 1968. - С. 53, 71-77.
26 Социология : Учебное пособие. - М., 1995. - 272 с.
27 Беккер, Г. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении / Г. Беккер, А. Босков. - М., 1961.
28 Харчева, В. Основы социологии : Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 1997. - 304 с.