Научная статья на тему 'Информатизация в современных социализационных процессах'

Информатизация в современных социализационных процессах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
240
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ / INFORMATIVE CONSCIOUSNESS / INFORMATIVE COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / INFOSOCIALIZTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилкин Владимир Владимирович, Томилин Виктор Филиппович

Статья посвящена новому типу социализации инфосоциализации. Автор рассматривает феномен инфосоциализации как современный социальный тренд. Обосновывается необходимость формирования специфического сознания личности информатизационного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION IN MODERN SOCIALIZED PROCESSES

Article is devoted to the new type of socialization infosocialization. Authors consider a phenomenon infosocialization as the modern social trend. Necessity of formation of specific consciousness of the person informative consciousness is proved.

Текст научной работы на тему «Информатизация в современных социализационных процессах»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

В. В. ЖИЛКИН, В. Ф. ТОМИЛИН

Статья посвящена новому типу социализации - инфосоциализации. Автор рассматривает феномен инфосоциализации как современный социальный тренд. Обосновывается необходимость формирования специфического сознания личности - информатизационного сознания.

Ключевые слова: информатизационное сознание, информационно-коммуникационные технологии, инфосоциализация.

По аналогии с любой открытой развивающейся системой, жизнь человека функционально взаимосвязана с информацией: потребность в ней первична по отношению ко всякой другой потребности и всякому действию. С момента своего появления в природной среде человечество осознавало роль информации (или информированности) в собственной жизни, задумывалось над закономерностями ее появления и функционирования.

Потребность в информации об окружающей человека действительности складывалась в процессе его социального становления. Необходимость в ней первоначально была связана с обеспечением безопасности индивидов и их групп -наблюдение за внешней средой и анализ информации о ее состоянии постепенно становились важнейшими видами человеческой деятельности. Однако определяющим фактором в формировании потребности в информации стал совместный труд: даже исходные формы его разделения предполагали общение людей в процессе первобытного взаимодействия. Постоянные контакты обеспечивали возможность понимать друг друга, обмениваться информацией, согласовывать цели и средства совместных действий. Коммуникация превратилась в неотъемлемую составляющую человеческого бытия, объединяя людей в сообщества различных уровней организации: род - племя -союз племен. При этом содержание коммуникации непосредственно связывалось с человеческими отношениями.

Проблема функционирования информации в рамках общественной жизни, создания информационного общества на протяжении долгого времени волнует большое количество исследователей, ученых и философов. Предпосылки фор-

мирования информационного общества, которое можно определить и как этап развития техногенной цивилизации, появились еще в ХУ-ХУИ вв. в Европе. Гуманизм эпохи Возрождения в сочетании с христианской культурной традицией считать человеческий разум уменьшенной копией божественного наделил человека способностью постигать и преобразовывать окружающий мир -функциями Творца. Приоритетным направлением последующего социокультурного развития стала идея подчинения человеком природы при помощи науки и техники, что закономерно привело к становлению индустриального общества. Постоянный рост производства и научно-технический прогресс, замена экстенсивного развития интенсивным, радикализм и глобальный характер перемен, формирование нового отношения к природе, знаниям и информации последовательно привели к зарождению укладов информационного общества [6].

Наибольший вклад в теорию информационного общества внес американский ученый Дэниел Белл, который в 1973 г. предложил для развитого западного общества парадигму социальной организации, основанной на ИКТ, создающих возможности для развития государства, общества и его культуры, отдельного гражданина [7]. По мнению Д. Белла, грядущее общество структурно и функционально должно быть напрямую зависимо от науки и техники, организация которых становится главной проблемой. Он впервые предложил рассматривать информацию и научные знания не только как актуальную часть современного производства, сервисных и социальных технологий, а как их фундаментальную основу, однозначно утверждая, что информация - это власть,

а доступ к информации является условием свободы [8].

Российский исследователь трудов Д. Белла В. Л. Иноземцев отмечает, что «основанием классового деления современного социума становятся образованность людей, обладание знаниями». Сосредоточенность значимых знаний в относительно узком круге людей В. Л. Иноземцев объясняет интеллектуальными возможностями человека как главным фактором приобщения к информации. Исходя из этого положения, движущей силой человеческой цивилизации на этапе информационного общества является образование как основной путь к вхождению в «элиту знающих людей», в круг «подлинных владельцев информации» [4].

Анализ концепций информационного общества позволяет определить его как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы -знаний.

Вместе с тем нельзя не признать, что ожидаемые перемены институциональной структуры, вызванные технологическими изменениями в обществе, не происходят, что позволяет усомниться в реализации самой идеи информационного общества. Теоретики информационного общества сочли возможным отождествлять информацию и знание, но обилие информации (чаще оцениваемой количеством байт, а не качеством контента) и особенности ее тиражирования в современном обществе скорее опровергают данный тезис.

Становление информационного общества, усиленное и ускоренное процессами глобальной информатизации, ведет к качественному изменению роли информационных процессов в эволюции существующих социальных систем. Интеллектуальные факторы начинают играть превалирующую роль в жизнедеятельности общества по сравнению с факторами материальными. Таким образом, интеллектуальный аспект информационной деятельности современного общества становится ведущим фактором социального прогресса.

При этом основные проблемы информатизации обусловлены, прежде всего, противоречием между необходимостью своевременного использования в большинстве сфер человеческой деятельности больших информационных объемов высокого качества и невозможностью оперативно формировать такие объемы в силу отсутствия навыков применения информационных средств и технологий и, самое главное, неготовности массового и индивидуального сознания к такого рода деятельности.

Проблема неумения и невозможности получения и использования имеющейся информации в условиях изменения общей социализации обусловливает необходимость формирования специфического сознания личности - информатизаци-онного сознания. Информатизационное сознание представляет собой специфическую форму отражения социальной реальности, направленную на информационные процессы и информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) [3].

Процесс формирования сознания, в том числе информатизационного, напрямую связан с процессом развития личности в целом, которое определяется внутренними (физические и психические свойства человека) и внешними (среда и воспитание) условиями. В отличие от биологической информации, генетически передаваемой от поколения к поколению и определяющей основы биологической жизнедеятельности достаточно жестко, социальная информация заново усваивается и формируется каждым поколением с гораздо большей степенью свободы. В современном мире одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом в условиях информатизации общества, механизмом воспитания и обучения становятся ИКТ.

Рассмотрение информатизационного сознания как вида общественного сознания предполагает его подчинение общим закономерностям развития структуры общественного сознания. Ин-форматизационное сознание должно участвовать, прежде всего, в реализации информационных отношений, характеризоваться непосредственной связью с информационными интересами, с процессом производства и потребления информации, оказываясь, таким образом, органически вплетенным в общественные отношения в целом, отражая совокупность процессов и явлений действительности общества, стремящегося стать информационным.

В общепринятом понимании теоретическое сознание должно получать выражение в системе законов и категорий, являющейся результатом научного познания того или иного вида деятельности. Вместе с тем теоретическое сознание включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в деятельности, связями, в которые они вступают в своей повседневной жизни. Эти взгляды и представления, далеко не всегда совпадающие с научными выводами, образуют эмпирический слой мышления, или так называемое обыденное созна-

ние. В своей повседневной практике люди руководствуются, как правило, этим обыденным сознанием, которое непосредственно определяет принимаемые решения, действия, поступки. Анализируя данное явление, можно предложить рассмотрение информационного мышления в качестве процесса и результата познания информационной деятельности в форме понятий, суждений, умозаключений, которые входят и в содержание информатизационного сознания. В этом смысле сознание будет являться продуктом мышления. С другой стороны, мышление осуществляется с помощью достигнутого уровня сознания. В данном аспекте информатизационное сознание следует считать первичным элементом по отношению к информационному мышлению. Мышление как процесс познания есть информатизационное сознание в действии, в движении. Результат этого процесса выражается в формах мышления, которые затем переходят в содержание информатиза-ционного сознания [2].

В целом информационное мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в информационной деятельности, теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Подобное определение информационного мышления очерчивает сферу его предположительного функционирования: практика информационной деятельности, межличностные коммуникации, опосредованные ИКТ. Такой методологический подход позволяет рассматривать информационное мышление как форму проявления информатиза-ционного сознания в конкретной общественной ситуации; при этом недостаточная развитость ин-форматизационного сознания обусловливает противоречивость развития информационного мышления индивидов и социальных групп.

Показательными являются результаты исследования, иллюстрирующие частоту проверки респондентами электронной почты. Наличие инфор-матизационного сознания обусловливает понимание сущности научного прогресса, роли в нем скорости временных и информационных процессов, актуальности навыков своевременного (быстрого) реагирования на поступающую информацию, которое в большинстве случаев опосредовано ИКТ. Частота получения информации (или проверки ее наличия) посредством электронной почты в определенной степени свидетельствует

о высоком уровне информационного мышления личности и о наличии информатизационного сознания. Исследования позволили выделить несколько типов пользователей этим инструментом

ИКТ: «случайные» проверяют почту не чаще

1 раза в месяц, «разовые» - 1 раз в 2 недели, «еженедельные» - 1 раз в неделю, «регулярные» -3-4 раза в неделю, «постоянные» - не реже 1 раза в день и «оперативные» проверяют почту несколько раз в день [3].

Следует выделить три направления формирования информатизационного сознания. Первое из них связано с продуцированием и тщательной проверкой законов функционирования информации, другими словами, с созданием мощной теоретической базы в области информатизации. Второе - с модификацией структуры общественной практики (как единства информационной деятельности и межличностных коммуникаций, опосредованных ИКТ) в ходе дальнейшей информатизации как социокультурного процесса. И третье - с овладением необходимым на данном этапе развития общества объемом и качеством знаний. Глубокие знания расширяют кругозор и горизонт мышления, учат подходить к решению вопросов с профессиональных позиций, стимулируют творческую активность. Овладение такими знаниями становится предпосылкой грамотного и эффективного функционирования в новом типе общества. Как показывает исследовательская практика, информационное мышление вовлекает в оборот не все знания личности в сфере информации, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике.

Существует универсальный способ корреляции информатизационного сознания и информационного мышления. Исходя из классического понимания культуры как процесса сохранения и воспроизводства культурных ценностей, способ взаимодействия информатизационного сознания и информационного мышления, регулирующий участие индивидов и социальных групп и степень их самореализации в информационной деятельности, имеет полное право называться информационной культурой. Другими словами, это означает формирование прошлым информационным опытом определенного состояния информатизацион-ного сознания (и информационного мышления как формы его проявления) общества, социального слоя, социальной группы, воплощающих это состояние в определенной информационной деятельности.

Процесс формирования информатизационно-го сознания может быть затруднен закономерной для России проблемой - ограниченной практической инновационностью, которая имеет две формы проявления: институциональную и личностную. Первая проявляется в наличии монополизма

ведомств на достижения науки и техники, слабой ориентации многих организаций на реальное внедрение в профессиональную деятельность ИКТ, на усвоение прогрессивного мирового опыта, на соответствующую переквалификацию персонала. Вторая, личностная форма находит свое выражение в масштабах инновационного поведения субъектов, развитости их установок на разработку и внедрение новшеств. В этом случае низкая инновационность отражает неразвитость ценностей, регулирующих преобразовательную деятельность: ценности творчества, успеха, риска, нетривиальных достижений, отсутствие питающих их стимулов, ориентации на внедрение ИКТ. Отсутствие информатизационного сознания или его неразвитость могут стать реальным препятствием включенности индивида в информационное пространство как форму существования информационных систем, как пространство определенных информационных взаимодействий, как сферу отношений между людьми и общностями по поводу информации.

Формирование информатизационного сознания обеспечит индивиду качественно новый уровень отражения информационных процессов, восприятие ИКТ, адекватное степени развития личности, информационные потребности и формирование ценностных установок и социальной активности, соответствующих требованиям информационного общества, что в совокупности станет предпосылкой его включенности в информационное пространство.

В середине ХХ в. К. Ясперс отметил, что с появлением современной техники изменилось все: она резко усилила социальную динамику и явилась принципиально новым фактором мировой истории, вызвавшим изменения, не сравнимые ни с чем, что известно людям за последние пять тысяч лет. Опыт многих стран свидетельствует о том, что как только услугами компьютерных сетей начинают пользоваться более чем 15 % населения страны, проявляются резкие качественные изменения роли этих сетей в жизни общества. После этого вопросы существования и развития личности в измененных условиях сводятся к вопросу социализации человека в условиях информатизации общества. Высокая динамика информационных процессов в современном обществе предполагает существование принципиального отличия социализации личности, которая не должна происходить в условиях стихийного воздействия на нее различных обстоятельств жизни и случайных факторов социализации (как в индустриальном обществе). Личность необходимо целенаправлен-

но воспитывать и готовить к жизнедеятельности в современных условиях.

Модель социализации, рассчитанную на пользователей ИКТ в рамках киберпространства, предлагает С. В. Бондаренко, в работах которого процесс социализации предполагает «освоение пользователями технологий межличностной коммуникации, социальной навигации и правил поведения в компьютерных сетях, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований, существующих как в конкретных виртуальных сетевых сообществах, так и в социальной общности киберпространства в целом» [1].

Автор указанного исследования делит процесс первичной социализации в социальной реальности киберпространства на два этапа: архети-пический и инструментально-когнитивный. Архе-типический этап подразумевает формирование у личности субъективной реальности киберпространства на основе восприятия социальных мифов, связанных с его функционированием, где в качестве агентов социализации выступают сверстники, родители, преподаватели соответствующих учебных дисциплин. Социальные мифы в данном случае выполняют компенсаторную функцию и способствуют формированию мотивов продолжения процесса социализации. На этом этапе происходит первоначальное знакомство пользователя с социальными нормами киберпространства и усвоение базовых элементов сетевой этики.

Следующий этап социализации - инструментально-когнитивный - по мнению С. В. Бондаренко, начинается после подключения пользователя к телекоммуникационным сетям, где он сталкивается с альтернативными образцами мышления и поведения, усваивая при этом конкретные ролевые ориентации, нормативные модели социальных взаимодействий, получая навыки навигации в киберпространстве и взаимодействия с другими пользователями и с контентом, ощущая на себе действие механизмов социального контроля.

Анализируя процесс социализации в рамках социальной системы киберпространства, С. В. Бондаренко ведет речь об усвоении личностью основной структуры ролей и ценностей, доминирующих в рамках той или иной общности киберпространства, подчеркивая, что «кроме освоения норм и ценностей киберпространства, пользователю приходится корректировать свое поведение под влиянием эволюционных изменений, которые происходят в сообществе, в котором он ранее социализировался». В заключение своих рассуждений исследователь отмечает, что предложенная

модель социализации пользователей разработана применительно к социальным взаимодействиям, осуществляемым только в глобальных телекоммуникационных сетях общего пользования [1].

По мнению А. И. Ковалевой, процесс становления и развития личности, состоящий в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе, называется социализацией [5]. В информационном обществе движущей силой развития станет производство и потребление информационного продукта, что потребует изменения не только производства, но жизненного уклада и системы ценностей - трансформации сознания в целом. Из этого следует, что социальнозначимая информация в достаточно большой степени трансформируется и станет частью опыта, накопленного человечеством. Таким образом, в современном обществе к содержанию процесса социализации априори добавятся процесс и результат усвоения, а также готовность к воспроизведению и анализу личностью актуальной составляющей информационного опыта современного общества, включающего навыки работы с информацией и ИКТ, то есть инфосоциализация [2].

Сущность инфосоциализации состоит в том, что это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение личностью значимого для нее информационного опыта путем приобщения к информационному пространству (информационной инфраструктуре), системе информационных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы информационных связей за счет собственной информационной деятельности, активного включения в информационное пространство. Другими словами, личность не просто усваивает информационный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, в собственную информационную культуру. Факт преобразования информационного опыта предполагает активность личности в применении такого преобразованного опыта, т. е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему информационному опыту, но его воспроизводство, продвижение его на новую ступень.

Первая сторона процесса инфосоциализации -усвоение информационного опыта - это характеристика того, как информационное пространство воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на информационное пространство с помощью инфор-

мационной деятельности. Активность позиции личности в данном случае обусловлена тем, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии информационной деятельности [2].

Стремительные изменения в современной общественной жизни, рост ИКТ позволяют утверждать, что инфосоциализация по своему содержанию есть процесс информационного становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Это становление осуществляется, прежде всего, в двух сферах: информационная деятельность и информационные коммуникации.

На протяжении всего процесса инфосоциали-зации личность осваивает все новые виды информационной деятельности. Параллельно с этим происходят три важных процесса: 1) ориентация в системе информационных связей, присутствующих в каждом виде информационной деятельности и между ее различными видами; 2) выбор основного вида информационной деятельности; 3) освоение в ходе реализации информационной деятельности новых ролей, их осмысление и осознание их значимости. Сущность этих преобразований в системе информационной деятельности развивающейся личности сводится к процессу расширения возможностей личности именно как субъекта информационной деятельности. Информационная деятельность, опосредованная ИКТ, на современном этапе носит скорее развлекательноигровой характер, чем креативно-познавательный. Тем не менее, сам факт применения ИКТ стимулирует личность к более активной жизненной позиции [2].

В современном обществе инфосоциализация осуществляется как формальными (семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, профессиональные группы, социальный институт власти, средства массовой информации, общественные организации), так и неформальными агентами, что обусловливается доступностью и привлекательностью транслируемых ценностей для объектов инфосоциализации. Так, на стадии первичной инфосоциализации в российских условиях формальными ее агентами выступают прежде всего семья, в какой-то степени дошкольные учреждения, затем основными формальными агентами последовательно становятся школа, вуз, профессиональная группа, а на послетрудовой

стадии - снова семья и отчасти общественные организации.

При рассмотрении процесса социализации традиционно выделяют две фазы: социальную адаптацию и интернализацию (интериоризацию). Специфика процесса инфосоциализации заключается в том, что личность не только не всегда готова и способна включить в свой внутренний мир нормы и ценности современного социума, трансформированного ИКТ, но подчас отказывается от них при первой же возможности. Тем не менее, вероятное отсутствие выраженной фазы интернализации не означает отсутствия самого процесса и результата инфосоциализации. Для рассмотрения инфосоциализации представляется важным выделение ее этапов, фаз, отслеживаемых по критериям инфосоциализации, иллюстрирующим саму процессуальность данного явления - инфоадапта-цию (приспособление к информационному пространству, требованиям и законам функционирования информационных потоков), инфоинтегра-цию (включенность и самостоятельные интеракции индивида в информационном пространстве, сознательный выбор личностью видов и форм информационной деятельности) и инфоактив-ность (способность личности вносить перемены в информационное пространство, когда в этом есть необходимость и целесообразность) [3].

Если рассматривать процесс инфосоциализа-ции с точки зрения двух составляющих - трансляции соответствующих ценностей как целенаправленного воздействия социальных институтов с целью формирования адекватного требованиям современного общества уровня информационной культуры личности и стихийного воздействия информационного пространства, что также относится к инфосоциализации - то управлять первым процессом более целесообразно. Что же касается процесса стихийного воздействия на личность информационного пространства, то эффективность инфосоциализации будет определяться ре-

альным использованием и развитием ИКТ и информационными процессами в сфере экономики, политики, культуры, а именно тем, насколько эти структуры и процессы будут создавать предпосылки развития личности, условия для ее самореализации.

Литература

1. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д, 2004.

2. Жилкин В. В. Инфосоциализация в образовании. СПб., 2007.

3. Жилкин В. В. Инфосоциализация в условиях информатизации сознания личности // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2009. № 2.

4. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М., 1999.

5. Ковалева, А. И. Социализация // Социологическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Н. Иванова. М., 2003. Т. 2. С. 445.

6. Негодаев И. А. На путях к информационному обществу. Ростов н/Д, 1999.

7. Bell D. The Coming of Post Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. Harmondsworth: Penguin, Peregrine, 1973. Р. 126-127.

8. Bell D. The Post-Industrial Society: The Evolution of an Idea // Survey. (Ind). 1971. № 79. Р. 158.

* * *

INFORMATION IN MODERN SOCIALIZED PROCESSES

V. V. Zhilkin, V. F. Tomilin

Article is devoted to the new type of socialization - info-socialization. Authors consider a phenomenon infosocialization as the modern social trend. Necessity of formation of specific consciousness of the person - informative consciousness is proved.

Key words: informative consciousness, informative - communicative technologies, infosocializtion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.