Научная статья на тему 'Проблема экологии информатизационного сознания'

Проблема экологии информатизационного сознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
323
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ / ЗАЩИТА СОЗНАНИЯ / INFORMATION CONSCIOUSNESS / INFORMATIONCOMMUNICATION TECHNOLOGIES / CONSCIOUSNESS ECOLOGY / CONSCIOUSNESS PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жилкин В. В.

Статья посвящена экологической составляющей нового типа сознания информатизационного сознания. Развитая экологическая составляющая информатизационного сознания является его важной и неотъемлемой чертой, что способствует умению мыслить системно, даже глобально, видеть все богатство взаимосвязей и противоречий современного общества, находящегося на пути сложного перехода к информационному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF ECOLOGY OF INFORMATIVE CONSCIOUSNESS

The article is devoted to ecological component of new type of consciousness informativeconsciousness. The developed ecological component informativeconsciousness is its important and integral line that promotes ability to think systematically, even globally, to see all riches of interrelations and contradictions of the modern society which are on a way of difficult transition to information.

Текст научной работы на тему «Проблема экологии информатизационного сознания»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ ИНФОРМАТИЗАЦИОННОГО СОЗНАНИЯ

В. В. ЖИЛКИН

Статья посвящена экологической составляющей нового типа сознания - информатиза-ционного сознания. Развитая экологическая составляющая информатизационного сознания является его важной и неотъемлемой чертой, что способствует умению мыслить системно, даже глобально, видеть все богатство взаимосвязей и противоречий современного общества, находящегося на пути сложного перехода к информационному.

Ключевые слова: информатизационное сознание, информационно-коммуникационные технологии, экология сознания, защита сознания.

Появление информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к воспроизводству необъятного количества информации. Масштабы ежечасно появляющегося нового потока информации вступили в непримиримое противоречие с необходимостью ориентироваться в нем. Создавать новый материальный или интеллектуальный продукт вместо поиска аналога, сделанного ранее, стало гораздо выгоднее. Современное общество столкнулось с проблемой информационной перегрузки, суть которой состоит в том, что количество поступающей информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком. В литературе информационная перегрузка порой трактуется как состояние, при котором люди принимают «любую информацию», в том числе и не полезную в данный момент, и фактически являющуюся, выражаясь языком кибернетики, помехой. Одновременно в научной среде широко обсуждаются проблемы информационного голода, информационного неравенства, нехватки актуальной информации. Универсальный характер данных проблем проявляется в случае постановки и решения общих и частных вопросов. Как это ни парадоксально, одной из причин недостатка информации является ее избыток, вызывающий информационную перегрузку, которая увеличивается по мере того, как растут скорости и объемы передачи информационных единиц. По мнению У. Мартина, в информационном обществе возрастет культурная ценность информации в интересах развития человека и социальных групп, информация выступит в качестве важного стимулятора перемен в обществе и, что особенно значимо, - станет основой формирования нового типа сознания [11].

Таким образом, проблема неумения и невозможности получения и использования имеющейся информации актуализируется и требует более детального исследования причин этого явления. В качестве рабочей можно выдвинуть гипотезу о необходимости формирования специфического сознания личности, стоящей на пороге информационного общества, которое мы предлагаем назвать информатизационным сознанием. В нашем понимании, информатизационное сознание должно представлять собой специфическую форму отражения социальной реальности, направленной на информационные процессы и ИКТ [4; 5].

Благодаря ИКТ человек значительно увеличивает объемы потребляемой информации, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, развивает художественный вкус. В то же время неподготовленное сознание личности с расширением границ восприятия, мышления, познания получает зависимость от ИКТ. Такие проявления информатизации общества, как информационный пресс, изменение традиционного уклада и образа жизни, возрастание объема операторских работ, изменение характера и качества межличностного общения в большой степени влияют на личность.

Процесс формирования сознания, в том числе информатизационного, напрямую связан с процессом развития личности в целом, которое определяется внутренними (физические и психические свойства человека) и внешними (среда и воспитание) условиями. Обе группы условий ведут к оперированию информацией - ее восприятию, накоплению, хранению, необходимости и навыкам использования, ее последующему воспроизводству. Но в отличие от биологической информации, ге-

нетически передаваемой от поколения к поколению и определяющей основы биологической жизнедеятельности достаточно жестко, социальная информация заново усваивается и формируется каждым поколением с гораздо большей степенью свободы.

Еще в 1983 г. Р. Коэн отмечал, что технологии модернизируют всю человеческую жизнь, что обуславливает необходимость исследования следующего круга проблем: измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма; отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей; нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления глобальных опасностей, грозящих человечеству; не следуют ли за сиюминутными и конъюнктурными успехами непредвиденные и долговременные неудачи; не становится ли чудо науки чем-то подобным религиозным чудесам в сознании масс, а научная аргументация не превращается ли в религиозную риторику; содействует ли научно-технический прогресс сплочению всего человечества [8]. Повсеместное внедрение ИКТ порождает проблему защиты человеческого сознания от проникающего воздействия мощных информационных технологий. Для такого рода научных проблем и задач выделился новый раздел общей экологии человека - экология сознания, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человеческого общества и информационного пространства в условиях интенсивного процесса информатизации всех видов человеческой деятельности.

Следует отметить, что воздействие ИКТ на социальную структуру общества в рамках ускоряющейся информатизации осуществляется по двум направлениям. Воздействие ИКТ непосредственно на сознание человека происходит за счет значительного расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей, при этом вопрос о влиянии ИКТ на динамику изменения системы ценностей остается открытым. Они воздействуют также на социальную организацию, что принципиально снижает издержки передачи информации, упрощает и стремительно ускоряет процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей), характеризующихся преобладанием неиерархических горизонтальных коммуникаций, возможностью общения всех со всеми.

В то же время современные исследования показывают, что при работе с компьютером человек также испытывает особые воздействия на свою психику, которые связаны с большим нервноэмоциональным и зрительным напряжением, пе-

реработкой больших массивов информации, что в свою очередь может вызывать значительные изменения физиологических и поведенческих показателей и обусловливать психические отклонения, появление психосоматических жалоб, выражающихся в тенденции к повышенному переживанию и выражению негативных эмоциональных состояний. Британским исследовательским центром социальных проблем был проведен эксперимент с участием 2,5 тыс. пользователей, в результате которого выяснилось, что ряд технических и эргономических проблем сетевых информационных ресурсов (недоступность сайтов, медленная загрузка, плохой дизайн, нелогичная навигация) приводит к обострению так называемого «синдрома мышиной ярости», выражающемуся в проявлении агрессии, направленной на мышь, клавиатуру и другие периферийные устройства, что крайне негативно влияет на сердце, нервную и иммунную системы человека [10]. Кроме того, исследования, проведенные автором статьи, выявили один любопытный аспект поведения существенной части пользователей ИКТ, который, на наш взгляд, говорит о неадекватности их отношения к технике и технологиям в целом. Так 17,7 % респондентов в процессе работы с компьютерной техникой для достижения результата ведут с ней «диалог», приписывая человеческие черты и душевные качества. Это означает, что даже наличие определенного уровня информационного мышления, позволяющего осуществлять информационную деятельность посредством ИКТ, не обеспечивает личности сформированность информати-зационного сознания, подразумевающего адекватное взаимодействие с техникой и технологиями. По результатам исследования пользователей, воспринимают компьютер, ИКТ технологии именно как набор «железа», лишь 28,6 % из числа опрошенных. В то же время 3,3 % респондентов демонстрируют некую поведенческую крайность -проецирование моделей поведения из ИКТ-среды в реальный офф-лайн мир, что можно охарактеризовать как переход информатизационного сознания в подсознание. Еще 14,6 % опрошенных признают, что такого рода «замещения» имеют место в ряде случаев.

Проблемным полем экологии информатизаци-онного сознания является и низкий уровень осознания личностью вопросов эргономики при взаимодействии с ИКТ. Как известно, эргономика - это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу. В основу эргономики легли многие дисциплины -

от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня. Как показало авторское исследование, элементарное соблюдение правил организации рабочего места пользователя ИКТ представляется актуальным только для 20,7 % опрошенных пользователей. Вместе с тем, соблюдение эргономических требований при работе с ИКТ регламентируются, в частности, принятым еще почти десять лет назад международным стандартом КО 9241-11 с требованиями по эргономике рабочих мест с визуальными дисплейными терминалами. От того, насколько компьютерный стол, стул, сам компьютер, монитор, принтер, сканер, мышь будут грамотно расположены, насколько они сочетаются с физической конституцией пользователя, зависит не только его самочувствие, но и работоспособность. Привычная и на первый взгляд удобная посадка может быть основной причиной дискомфорта и нарушения режима работы.

Общеизвестно, что любая сидячая работа (в том числе работа за компьютером) сопровождается основными повреждающими здоровье неспецифичными (т. е. не связанными именно с работой за компьютером) факторами, такими как:

- длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата, кроме того, ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах;

- нефизиологическое положение различных частей тела;

- длительно повторяющиеся однообразные движения;

- долгое пребывание в замкнутом, а подчас и плохо кондиционируемом помещении;

- световое, электромагнитное и прочее излучения.

Продолжительная сидячая работа в целом вредна любому человеку - она приводит к деформации позвоночника, травмирующей диски; к болевым ощущениям в плечах и предплечьях, находящихся в постоянном напряжении; к увеличению нагрузок на сердце в результате того, что сосуды пережимаются и, наконец, к хроническим растяжениям сухожилий кистей рук и ухудшению зрения. Хотя посадка, выбранная поза и, соответственно, здоровье, зависят, в конечном итоге, от размеров и дизайна рабочего места.

Но даже при достижении эргономичности рабочего места чувства комфортности и улучшения

работоспособности может не наступить, если пренебречь пользовательской техничностью. Основные недостатки используемого большинством начинающих пользователей зрительного метода набора текста - постоянная необходимость зрительного контроля как движения пальцев, так и наличия ошибок в набранном тексте, постоянные остановки в работе с целью переключения внимания на первоисточник (поиск нужного места в тексте), запоминание его отрывка и последующее переключение на клавиатуру. Все перечисленное ведет к повышенной утомляемости, низкой производительности и возможной потере вдохновения вследствие постоянных отвлечений. Кроме того, по мнению руководителя Центра образовательной кинесиологии В. Латышева, длительное взаимодействие с ИКТ может стать причиной аутизма (избегания социума), развития одностороннего мышления и снижения его образности, потери чувства опасности, сокращения периферического зрения, ориентации на фиксированный источник звука, ухудшения памяти и снижения ки-нестетики (ориентации преимущественно по зрительному каналу и застой других органов восприятия). В частности, работа за компьютером в течение 2 часов снижает активность головного мозга на 7 %, в течение 4 часов - на 20 % [2].

Экологические проблемы информатизацион-ного сознания проявляют себя и в системе ценностей пользователя ИКТ. Это выражается в естественном отборе ценностей информационного пространства, в котором пользователь ИКТ осуществляет свою деятельность. Так по мере накопления опыта «обитания» в информационном сетевом пространстве многие ценности пересматриваются и «отпадают», появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию, составляющие некое «ядро», которое постепенно расширяется. Не вызывает сомнения, что привитие ценности общения, преодоление дистанций и культурного, и политического плана, расширение, например, коммуникативных, познавательных возможностей человека и сред его присутствия, в основном -явления положительные. Проблемной зоной экологического сознания оказываются так называемые компьютерные Интернет-аддикции - разновидности зависимостей, характеризующиеся «выключением» субъекта из окружающей физической и социальной среды, нарушением чувства времени, параллельно приобретаемые в информа-тизационной среде знания, опыт, навыки становятся доминирующими для субъекта и даже способны вступать в конфликт с имеющимся у него компетенциями; в свою очередь виртуальные ки-

берсообщества оказываются привлекательнее «офф-лайн» социума [3].

Говоря об ИКТ-опосредованных аддикциях, следует остановиться на еще одном немаловажном моменте. Как показывает практика, в инфраструктуру компьютерных игровых клубов в России большие средства вкладываются криминальным бизнесом, и она не может исчезнуть только потому, что государство не приветствует такую деятельность. Соответственно, данная инфраструктура будет развиваться и дальше любыми способами, поскольку она обеспечивает весомые доходы и основана на использовании именно феномена компьютерной Интернет-аддикции. Опыт других стран, практически не изученный в России, свидетельствует о том, что добывание средств на игру в компьютерных клубах осуществляется посредством воровства денег, как у родителей, так и у сверстников. Следующим шагом может быть разбой и иные противоправные деяния со стороны молодежи, но уже под руководством взрослых преступников. Кроме того, исходя из опыта США и других стран, в подпольных и полулегальных компьютерных клубах процесс инфосоциализации усугубляется тренировками на слаженность действий с применением многопользовательских ролевых игр участниками оффлайновых преступных группировок, а также созданием сетей связи участников террористических организаций [1].

В силу трендов современных масс-медиа и Интернет, связанных с фетишизацией образов хакеров, крэкеров, фрикеров и других субъектов девиантной информационной деятельности и, одновременно, популярностью, востребованностью и сравнительной дешевизной пиратского программного обеспечения для пользователей ИКТ, в обществе формируется еще одна проблемная зона экологии информатизационного сознания -нравственно-правовая. Вследствие дефицита в обществе агентов инфосоциализации формального характера, способных обеспечивать овладение социумом ИКТ-компетенциями, и наличия актуальной потребности в них, их место занимают неформальные агенты, в том числе и девиантного характера, параллельно формирующие низкий уровень информационной культуры и нравственности.

Возрастание роли ИКТ в обществе повлекло за собой превращение всевозможных служб электронных он-лайн и офф-лайн коммуникаций в гигантское рекламное пространство. Стремясь донести информационное сообщение о продукте или услуге до потенциального потребителя рекламные службы активно используют спам, pop-up

(всплывающую) рекламу, теоретически способную вызывать информационную перегрузку пользователя ИКТ или его переключение с целевого контента на рекламируемый, что вполне может быть рассмотрено как воздействие на экологию информатизационного сознания. В современных браузерах, чатах, почтовых и других коммуникационных программах зачастую предлагается включить спам и рор-ир анализаторы с целью уменьшения информационной нагрузки на их пользователя. Вместе с тем показательна защитная реакция экологической составляющей ин-форматизационного сознания: проведенное наблюдение демонстрирует, что для пользователей спам стал таким же привычным и заурядным явлением, как и реклама в других СМИ. В результате, спам, что называется «на автомате», отсеивается сознанием большинства людей в случае их незаинтересованности в рекламном сообщении.

Современный Интернет, как ни одна другая ИТ-сеть, оказалась привлекательной для общения, творческого (и не очень) времяпрепровождения. В последнее десятилетие Интернет настолько активно стал стремиться копировать элементы, структуры человеческого общества и способы взаимодействия в нем, что привело к появлению и стремительной популяризации Web 2.0 - феномена социальных сетей. Одновременно возникли опасения, что человечеству помимо компьютерной Интернет-аддикции, угрожает фрагментация общества, как следствие нарушения экологии ин-форматизационного сознания. Действительно, некоторые пользователи социальных сетей проводят в них по несколько часов. Так, согласно проведенному недавно исследованию среди молодых людей, выявлено, что почти 90 % студентов тамбовских вузов ежедневно пользуются такими социальными сетями, как: vkontakte, odnoklassniki, ЖЖ, facebook, twitter и др. 39 % из них проводят в этих сетях по 3-4 часа и более, заходя в социальные сети, как с компьютеров, так и с мобильных устройств. Помимо поиска «друзей», увлечения медиа и поиска информации, пользователи указанных сетей испытывают потребность в регулярном бытовании в рамках выбранных сообществ, виртуальном своем присутствии на блогах и в комментариях. Примечательно, что более трети респондентов отмечают, что указанные сети отвлекают их от образования, работы, существенно сокращают время на несетевое общение и активный досуг. Факт включения пользователей в эти виртуальные сообщества зачастую рассматривается как основа фрагментации общества, как кризис традиционных социальных институтов [12].

Объединение посредством Сетей с индивидами со схожими взглядами, интересами, но географически удаленными, приводит к усилению интеллектуальной стратификации и ассоциативной фрагментации общества, разрушающей культурную идентичность традиционных локальных сообществ. По мнению исследователей П. Левина, К. Санштейна, Р. Уочбрайта, Э. Шапиро, такие ассоциации не способствуют развитию толерантности, демократии, так как без реализованного публичного пространства минимизируется вероятность коммуникации с представителями других сообществ, обладающих иными взглядами и отличными интересами, что сказывается на неспособности осознания чужих прав и свобод, неспособности к пониманию и диалогу, поляризации общества [6]. При отсутствии должного внимания со стороны государства и социальных институтов, призванных обеспечивать инфосоциализацию, нарушается гуманитарная составляющая информационной безопасности личности и общества [4]. Неразвитость информатизационого сознания и его экологической составляющей в условиях современного кризиса традиций, ценностей, размытости мировоззренческих и идеологические установок, может вызвать серьезные последствия: уничтожение традиционных ценностей, дезинтеграцию общества, аномию.

Также Р. Уочбрайт обращает внимание на фрагментацию информационно-технологическую, вызванную самой спецификой Интернет. Проанализировав работу Интернет-фильтров и поисковых машин, он обнаружил, что они находят пользователям лишь часть информации - ту, которую сам пользователь желает видеть или думает, что желает [6]. Данное явление усугубляется самой спецификой поисковых машин, каждая из которых индексирует не более 16 % от всего информационного объема Сети [7], поисковых машин, обладающих «тонкими настройками» в угоду политической конъюнктуре и заказчикам релевантных мест участниками рекламных компаний. В результате, по мнению исследователей политики поисковых машин Хелен Рюссбаум и Лукаса Д. Интрона, реализуется ситуация, «при которой высокий процент поисковых запросов (скажем, 80 %) направляется на небольшой процент (скажем, 20 %) крупных рынков, которые с лихвой будут представлены в результатах поиска» [6, с. 26]. Как отмечает Р. Уочбрайт, в условиях, когда именно результаты работы поисковых машин более чем в 80 % случаев являются основными источниками информации, получается, что «мы стали лучше осведомлены в избранных нами темах за счет тем,

важных для других людей» [6, с. 51]. Разумеется, такая специфика поисковых машин подрывает доверие общества к Интернет, как феномену информационного пространства и как к информационному источнику.

Заслуживающей отдельного рассмотрения оказывается мода на использование корпорациями и профессиональными сообществами технологий Web 2.0 - социальных сетей в качестве полуформального, а то и формального способа коммуникации. В социальных сетях оказались как официально, так и неофициально представлены Президент, члены правительства, главы корпораций, врачи и пациенты, представители спецслужб, образовательных сообществ, медиа, домохозяйки и даже виртуальные личности. Достаточно иллюстративной является победа Президента России Д. А. Медведева в номинации «Главный блогер Рунета» третьего ежегодного конкурса «Блог Рунета», награжденного за ведение блога в социальной сети «Twitter», 10 февраля 2011 г. Одновременно, среди номинантов указанного конкурса был заявлен и двойник-подделка блога Д. А. Медведева в сети - «Твиттер Медведева», впоследствии удаленный [7]. Изначально сама идеология социальных сетей была связана с относительно высоким духом свободы ее пользователей, низким уровнем формализации их поведения и отношений. Разумеется, администраторы подобных сетей, групп по интересам, блогов и т. п. выполняли роль своеобразных сторожей-цензоров, законодателей стиля и манеры общения, обладали правом воздействия на участников своих обсуждений, но в целом, данные сети всегда поддерживали и постулировали принципы свободных сообществ. Вводимые же сейчас в профессиональный обиход корпоративные социальные сети часто являют собой пример «гремучей смеси» инновационных коммуникационных методов (преимущественно горизонтальных) и издержек традиционных иерархических отношений профессиональных офф-лайн сообществ. Время уточнит их формат, а также целесообразность существования подобных сайтов, но, безусловно, что командно-административное управление не способно породить инициативу, доверие, открытость и саму потребность к взаимодействию внутри такой социальной сети.

Сами по себе ИКТ традиционно рассматриваются как некий набор инструментов, способствующий человеку в разрешении его информационных запросов. Так с точки зрения русско-английского глоссария по информационному обществу, информационно-коммуникационные тех-

нологии представляют собой совокупность методов, производственных процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [9]. Говоря об ИКТ в контексте информатизационного сознания важно понимать, что данные технологии способны выступать как в качестве блага, так и, наоборот, в зависимости от целей, преследуемых осознанно или неосознанно пользователем. ИКТ изменяют характер и границы неприкосновенности частной жизни, отношение к интеллектуальной собственности, безопасности, культурным нормам и ценностям в целом, расширяют возможности само-презентации личности, рождают проблему собственной и чужой идентичности. Поражает количество пользователей сетей, наивно скрывающих или искажающих свои личные данные, и, одновременно, изыскивающих способы проникнуть на чужой или скрытый аккаунт. С печальной регулярностью вскрывается (похищается) и продается или выставляется на показ информация о счетах, клиентах, персональных данных, регистрационных ключах и т. д. в Интернет, но пользователи ИКТ продолжают настойчиво строить новый тип социальных отношений. Нам представляется, что любые обвинения ИКТ и сети Интернет, в частности, в каких-либо культурных и социальных проблемах некорректны, так как они являются лишь инструментом оперирования информацией в руках человека. Движущей силой развития современного общества становятся все формы производства и потребления информационного продукта, что приводит к изменению не только производства, но жизненного уклада и системы ценностей - к трансформации сознания в целом. Модели поведения в Сети - это, прежде всего, отражение, перенесение имеющихся проблем традиционного офф-лайн пространства на формирующееся информационное. Степень его цивилизованности будет напрямую зависеть от инфосоциализи-рованности членов информационного пространства, развитости их информатизационного сознания и сформированности ее экологической составляющей.

Процесс формирования информатизационно-го сознания может быть затруднен закономерной для России проблемой - ограниченной практической инновационностью, которая имеет две формы проявления: институциональную и личностную. Первая проявляется в наличии монополизма ведомств на достижения науки и техники, слабой ориентации многих организаций на реальное вне-

дрение в профессиональную деятельность ИКТ, на усвоение прогрессивного мирового опыта, на соответствующую переквалификацию персонала. Вторая, личностная форма находит свое выражение в масштабах инновационного поведения субъектов, развитости их установок на разработку и внедрение новшеств. В этом случае низкая инновационность отражает неразвитость ценностей, регулирующих преобразовательную деятельность: ценности творчества, успеха, риска, нетривиальных достижений, отсутствие питающих их стимулов, ориентации на внедрение ИКТ [4].

С нашей точки зрения, важной и неотъемлемой чертой информатизационного сознания является развитая его экологическая составляющая, способствующая умению мыслить системно, даже глобально, видеть все богатство взаимосвязей и противоречий современного общества, находящегося на пути сложного перехода к информационному. Абсолютизация локальных процессов, ограниченность кругозора ближайшими задачами и перспективами, а также интересы сиюминутной выгоды, свойственные индустриальному этапу общественного развития, побуждали, например, игнорировать экологические последствия принимаемых решений и практических действий, поскольку эти последствия обнаруживаются, как правило, в отдаленной перспективе. Именно поэтому стратегический тип информатизационного сознания, столь важный и необходимый в современных условиях, нужен при решении проблем любого уровня на современном (информационном) этапе развития общества.

Литература

1. Бондаренко С. В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения // Профилактика девиантного поведения молодежи Дона и Юга России / отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д, 2003. С. 54-88.

2. Воейков Д. Дети и Интернет глазами экспертов // PC Week/RE. 2008. № 4. С. 28.

3. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М., С. 251-253.

4. Жилкин В. В. Инфосоциализация в образовании. СПб., 2007.

5. Жилкин В. В. Инфосоциализация в условиях информатизации сознания личности // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2009. № 2.

6. Интернет в общественной жизни. М., 2006.

7. Конкурс «Блог Рунета». URL: http://2011. blogruneta.ru.

8. Коэн Р. Социальные последствия современного технического прогресса // Новая технократическая

волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М., 1986. С. 212-219.

9. Русско-английский глоссарий по информационному обществу / сост. О. Н. Вершинская [и др.]. М., 2001. URL: http://www.iis.ru.

10. Эйдман И. В. Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции. М., 2007.

11. Martin W.J. The Information Society. L, 1988. P. 40.

12. Marsh P., Khor Z. Life online: Mouse rage! // Social Issues Research Centre. URL: http://www.sirc.org/ publik/mouse_rage.pdf >.

13. Putnam, R. Bowling Alone. The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon and Schuster, 2000.

* * *

PROBLEM OF ECOLOGY OF INFORMATIVE CONSCIOUSNESS

V. V. Zhilkin

The article is devoted to ecological component of new type of consciousness - informativeconsciousness. The developed ecological component informativeconsciousness is its important and integral line that promotes ability to think systematically, even globally, to see all riches of interrelations and contradictions of the modern society which are on a way of difficult transition to information.

Key words: information consciousness, information-

communication technologies, consciousness ecology, consciousness protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.