Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Социология
УДК 316
Особенности организации процесса социализации молодёжи в экстремальных климатических условиях (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Акулич М.М.
Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и экономической социологии Тюменского государственного университета
Павлова М.А.
Заместитель директора филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой
На современном этапе российской экономики важное стратегическое значение придаётся развитию Арктических территорий, богатых энергетическими и другими природными ресурсами. Их дальнейшее освоение связано с молодым поколением северян, социальное становление и развитие которых проходит в экстремальных климатических условиях. В статье предлагаются подходы и принципы организации процесса социализации молодёжи Крайнего Севера.
Ключевые слова: Крайний Север, молодёжь, социализация, системный подход, межведомственное взаимодействие, социальное партнёрство, преемственность.
В сложном современном обществе, отличающимся полярностью и калейдоскопичностью мен-талитетов, идеологических установок, ценностных ориентаций, стремительной скоростью смены событий, огромным информационным потоком, становится чрезвычайно важным управление позитивными процессами, имеющим целью развитие общества и государства. Особенно это касается социального становления и развития молодого поколения как будущего нации. Необходимо целенаправленно управлять процессом социализации молодёжи, направлять его в положительное русло, создавать условия для успешной самореализации молодых людей. В отдельном регионе страны, учитывая его специфические особенности, важно использовать все имеющиеся возможности, потенциал, всю совокупность административных мер для построения эффективной системы социализации подрастающих поколений.
Социализация молодёжи представляет собой вхождение молодого человека в жизнь общества, суть которого составляет триединство процессов: социальной адаптации - социальной идентификации - индивидуализации.
Нейл Смелзер, известный американский социолог, определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [1]. Польский социолог, академик Ян Щепаньский понимает социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [2, с. 51].
«Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном
163
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Социология
обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни», - такова трактовка понятия «социализация» в Энциклопедическом социологическом словаре [3].
В «Современной энциклопедии социальной работы» под редакцией В.И. Жукова под термином «социализация» (от лат. socialis - общественный) понимается комплексный процесс обучения, воспитания, развития и усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей, установок и образцов поведения того общества, социальной группы и общности, к которым он принадлежит. Социализация - та часть процесса становления личности, где формируются наиболее общепринятые, распространённые черты индивида, которые проявляются в социально организованной деятельности и регулируются обществом. Она достигается как в ходе целенаправленного воздействия на человека, так и под влиянием семейного и внесемейного общения, средств массовой информации, литературы, искусства. Социализация индивида происходит в основном в трёх сферах: деятельности, общения и самосознания» [4].
В любом обществе создаются условия для взращивания следующих поколений, их подготовки к выполнению определённых социальных ролей. Другими словами, создаются специальные общественные институты для социализации молодых людей. Н. Смелзер считает, что «агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности» [1].
Приведём понятие «социальный институт» из Энциклопедического социологического словаря: «Институты социальные - относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность института социального определяется, во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля» [3]. Каждый социальный институт отличается собственной целью, характеризуется присущими только ему социальными ролями и статусами.
164
Институт семьи - один из древнейших институтов социализации личности в человеческом обществе. Доктор социологических наук, профессор М.М. Акулич рассматривает семью в качестве важнейшего фактора формирования социального согласия. Это представляется, несомненно, важным для понимания процессов социализации молодежи [5, с. 64-77].
Об институте образования и воспитания Э. Дюркгейм в своей книге «Социология образования» размышляет: «... воспитание, применяемое в определенном обществе и рассматриваемое в определенный момент его развития, представляет собой совокупность практик, способов их осуществления, обычаев (привычек), составляющих вполне определенные факты, которые имеют ту же реальность, что и другие социальные факты. Это - не более или менее произвольные и искусственные соединения, как считалось долгое время, обязанные своему существованию лишь своенравному влиянию всегда случайных капризов. Напротив, они представляют подлинные социальные институты. Напрасно считать, что мы воспитываем своих детей, как мы хотим. Мы вынуждены следовать правилам, господствующим в той социальной среде, где мы живем» [6].
К определённым выводам пришли отечественные учёные Т.Н. Кухтевич и В.И. Добрынина при исследовании проблем современной молодёжи. Согласно мнению учёных, современная система образования во всём мире не предоставляет равных возможностей для всех членов общества. Лишь определённая его часть - элитное образование выявляет одарённых молодых людей, формирует у них активное отношение к миру, развивает интеллектуальные творческие способности [7].
В процессе социализации индивид приобретает необходимые социальные знания и навыки, которые помогут ему почувствовать себя членом общества, своей социальной группы, стать одним из её активных участников, эффективно взаимодействовать с другими представителями. Благодаря усвоенной совокупности нравственных норм, ценностей, культурных традиций, моделей поведения молодой человек отождествляется с другими членами общества, демонстрирует окружающим его людям, что он разделяет их взгляды и убеждения. Усвоение новыми членами общества общепринятых ценностей, ролей поведения и соответствующее их применение в практике позволяют сохранить само общество.
В современной России наблюдается дифференциация в структуре молодёжи как демографической группы общества. Начинает преобладать региональный аспект в социальном облике молодых людей в связи с развитием отдалённых от центра страны территорий. Условно можно провести разделение по территориальному признаку на Центральный регион страны, Сибирь, Дальний Восток и Аркти-
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Социология
ческий регион. В каждом из них сформировался специфический образ жизни населения, выработались ценности, цели и стратегии проживающих в них молодых людей. Важно понимать, что именно в местном сообществе происходят процессы социализации следующих поколений молодёжи с влиянием присущих для местного региона характерных особенностей.
Сегодня вектор российской экономики направлен на развитие слабо освоенных и малозаселённых территорий Дальнего Востока, Сибири и Арктических широт как основных стратегических территорий Российской Федерации в условиях глобализирующегося миропорядка.
Освоение огромных природных ресурсов и возможностей Арктики, в том числе энергетических, становится одной из центральных энергоэкологических, геополитических и экономических проблем XXI в. как для Российской Федерации, так и для многих стран мира.
Арктическому региону - Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО) для его развития необходимы инициативные, предприимчивые люди, творцы-созидатели. Ямал - территория голой тундры, где нет того социального фундамента, который имеют регионы центральной России: опыт истории и культуры, национальных традиций, формирующий и питающий духовный мир людей. Современная история освоения территории автономного округа только формируется, складывается из калейдоскопа событий производственной и социальной сферы. Только человек, сообщество инициативных людей способны создать в этом регионе человеческую цивилизацию. Поколение первых мигрантов в 70-80-е гг. XX в. заложило этот фундамент, основы цивилизационного освоения Арктических земель. Теперь дело за продолжателями - детьми, следующим поколением молодых северян.
В процессах социализации второго поколения мигрантов Крайнего Севера важно учитывать мировоззренческие основы двух поколений северян - отцов и детей. Родители - это продукт социалистической эпохи воспитания со всеми характерными чертами того времени, идеологией, ценностями; их дети - второе поколение мигрантов - социально сформировавшихся в новую эпоху рыночных отношений, отрицания идейных основ социализма. Для первых характерен трудовой энтузиазм, инициативность, коллективизм, преодоление трудностей во имя идеи, для вторых - прагматизм, индивидуализм, меркантильные интересы, неопределённость траекторий трудовой деятельности.
Малые северные города имеют ограниченное пространство для общественного развития, их отличает компактность застройки объектов социальной инфраструктуры. В большинстве - это моногорода, смысл и цель проживания трудового населения
в них - интенсивная работа, на общественную деятельность остаётся мало сил и времени. Экстремальные климатические условия не позволяют проводить общественные мероприятия максимально публично, открыто, с массовым скоплением людей на улицах и площадях, как это делается в крупных городах центральной части страны. В силу данных обстоятельств молодому человеку сложно себя реализовать на благо общества. Он зачастую вынужден ограничиваться теми условиями, которые созданы в образовательных либо трудовых коллективах для занятия общественной деятельностью, при этом необходимо учитывать степень его сформированной гражданской активности для данного вида социальной работы.
Детей и молодёжь, родившихся и выросших в условиях Крайнего Севера, в определённом смысле можно назвать «тепличными», оберегая от негативного влияния экстремального климата, родители зачастую решали многие вопросы их жизни. Всё это порождает безынициативность, вялость и инерцию в поведении молодых людей. С другой стороны, молодые северяне имеют высокие требования к качеству жизни, поскольку такой образ сложился в большинстве ямальских семей, что также можно рассматривать как фактор, сдерживающий развитие их гражданской и личностной активности.
В связи с этим для успешной организации процессов социализации подрастающих поколений в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера в образовательных учреждениях всех типов и видов, в трудовых коллективах различной организационной формы необходимо осознанно создавать социально-активную среду для их развития. Недостаточно для единичного мероприятия находить и внедрять новые формы и методы, стимулирующие молодых людей к саморазвитию и творчеству. Что более важно - разработать систему мер для постоянной поддержки инициативы и интереса молодёжи к занятиям общественно-полезным трудом, собственному личностному росту и проявлению активной гражданской позиции. Для этого необходимо предложить яркие, захватывающие, интересные идеи и проекты, которые увлекут детей и молодёжь на долгосрочный период.
Известны следующие закономерности: чем меньше территория города или населённого пункта с небольшим количеством жителей, тем теснее взаимодействуют учреждения, организации и население друг с другом в решении существующих проблем. И наоборот, чем крупнее город, муниципальное образование и количество проживающих в них людей, тем более разобщены в нём различные структуры, затруднены деловые и социальные взаимоотношения. Поэтому в условиях малых северных городов и поселений важно учитывать данный феномен, максимально использовать его преимущества в процес-
165
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Социология
се социального становления и развития молодого поколения, в сближении и интеграции институтов и агентов социализации.
Проведённый авторами анализ факторов, влияющих на социализацию второго поколения мигрантов Крайнего Севера, структуры работы по социальному развитию молодёжи Арктического региона позволил определить подходы и принципы, способствующие успешной социализации молодого поколения северян [8; 9]. Многие из них эффективно применяются авторами на протяжении многолетнего педагогического опыта и воспитательной практики с молодёжью Ямало-Ненецкого автономного округа.
Предлагаем системный подход в организации процесса социализации второго поколения мигрантов Крайнего Севера. Как показывает практика, системные продуманные поступательные действия в рамках любой идеи, проекта обязательно приводят к лучшим результатам, к положительной динамике конкретного явления.
Считаем целесообразным выстраивать работу по социальному развитию молодёжи на основе системного подхода, опирающегося на принципы:
- межведомственного взаимодействия;
- социального партнёрства;
- сетевой основы;
- преемственности;
- цикличности.
В решении проблемы социализации молодёжи Арктического региона межведомственное взаимодействие должно являться одним из действенных эффективных механизмов. При значительной географической удалённости приполярных территорий от более южных регионов страны органам власти важно на местах создавать условия и решать многие проблемы, опираясь на опыт специ-алистов-профессионалов, проживающих на Крайнем Севере, и их тесную интеграцию. Возникает уникальная ситуация: практические знания и опыт во всех сферах человеческой жизнедеятельности, приобретённые специалистами в различных регионах страны с учётом их специфики и приехавшими работать на Крайний Север, привносятся ими через процесс трудовой деятельности на Арктическую территорию, объединяются в единый сплав методов и приёмов. Полученная совокупность адаптируется к местным экстремальным условиям и порождает новое качество в практической деятельности, помогает выработать новые оригинальные пути решения производственных и социальных задач. Этот опыт необходимо в полной мере использовать в социальной практике.
Характерной чертой общественной жизни в Арктическом регионе является тесное взаимодействие представителей органов власти, местного самоуправления с населением, с различными социальными группами, в том числе с молодёжью. Руко-
водство автономного округа, его муниципалитетов, жители городов и поселений Ямала хорошо знают, видят работу государственных и муниципальных служащих на объектах социальной сферы, в период Гражданских и Инновационных форумов, многочисленных культурных мероприятиях, проходящих в различных муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа. Доступность представителей региональной власти для общения с жителями автономного округа позволяет им лучше понимать существующие проблемы, причины их возникновения, услышать общественное мнение, находить более эффективные решения по каждой из них. Благодаря такому подходу удаётся добиться положительных результатов и в работе с молодёжью, в организации процессов её социализации.
Так, в реализацию комплексных и целевых окружных и муниципальных программ вовлекаются практически все структурные подразделения государственных органов, органов местного самоуправления, силовые структуры, некоммерческие организации, образовательные организации, бизнессообщество. Например, в выполнении мероприятий окружной целевой программы «Молодёжь Ямала» участвуют не только все структурные подразделения и учреждения департамента молодёжной политики и туризма ЯНАО, но и многие учреждения системы образования региона, социальной защиты, сферы культуры и спорта. Зачастую инициатива в проведении тех или иных мероприятий, в решении конкретных социальных задач поступает от самих учреждений и организаций, работающих с различными группами молодёжи. Такие предложения вносятся в план мероприятий целевой программы, обеспечиваются финансированием и организационной помощью с заинтересованными структурами. Вопросы эффективности межведомственного взаимодействия в работе с молодёжью оперативно решаются на систематических заседаниях координационных советов, организационных комитетов по различным проблемам.
Социальное партнёрство является эффективным инструментом социального становления и развития молодого поколения северян. В условиях малых северных городов и тесной интеграции местного сообщества какая-либо организация социальной сферы (учреждение образования, культуры и др.) берёт на себя функцию смыслового центра, инициирует и организует крупный проект по социализации молодёжи. Подобные проекты реализуются на протяжении ряда лет, многие из них становятся традиционными. Для их воплощения учреждения-организаторы могут вступать в отношения социального партнёрства с различными структурами, способствующими успешной деятельности проекта на территории муниципального образования или автономного округа: с Управлением культуры,
166
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Социология
Управлением физической культуры, спорта и туризма, Управлением по работе с молодёжью и общественностью, Управлением социальной защиты, Советами ветеранов, Советами солдатских матерей, Советами воинов-интернационалистов, организацией «Ямал - потомкам», с различными общественными организациями, средствами массовой информации. При таком подходе будут созданы максимально комфортные условия для успешной самореализации молодёжи. В качестве примера приведём опыт образовательной системы города Новый Уренгой по проведению на протяжении более пятнадцати лет Фестиваля детского творчества «Радуга». Площадками для его мероприятий становились концертные залы общеобразовательных школ, детских школ искусств, городских Дворцов культуры, помещения городских библиотек и др. Для выступлений перед обучающимися приглашались представители органов местного самоуправления, специалисты структурных подразделений Администрации города, учреждений культуры (рис. 1).
В приполярном регионе система социального партнёрства помогает содействовать профессиональному самоопределению молодёжи.
Новое поколение молодых северян связывает определённый этап своей будущей профессиональной и трудовой деятельности с северными городами, в которых они родились, обучались и выросли.
Опыт социального партнёрства филиала Тюменского государственного университета (ТюмГУ) в г. Новый Уренгой позволяет говорить о положительных результатах социализации молодёжи.
Структурное подразделение вуза является одним из активных участников научной и инновационной деятельности региона. Его коллектив педагогов, сотрудников и студентов реализует инновационный проект «Подготовка молодёжи к инновационному развитию экономики ЯНАО».
Филиал университета выполняет важную социальную задачу - является центром интеллектуального и инновационного развития молодого поколения Арктического региона.
Научно-исследовательская деятельность студентов, аспирантов, молодых учёных организована в форме региональной общественной организации «Академия молодых учёных Ямало-Ненецкого автономного округа» (РАМУ). Реализация научно-исследовательской работы студентов в филиале ТюмГУ в г. Но-
вый Уренгой позволяет вузу взаимодействовать с заинтересованными учреждениями, предприятиями, организациями инновационной инфраструктуры, быть востребованным в современных условиях (рис. 2).
В последние годы в ЯНАО созданы благоприятные условия для внедрения и развития инноваций: разработана нормативно-правовая основа, создана инфраструктура (технопарки, фонды, инкубаторы), действует система мотивации и поддержки инноваторов, проводятся конкурсы инновационных проектов, патентов, изобретений, Ямальские инновационные форумы и др.
С целью подготовки кадров для инновационной экономики региона филиал ТюмГУ сотрудничает с организациями инновационной инфраструктуры: департаментом по науке и инновациям ЯНАО, Советом молодых учёных при Губернаторе автономного округа, Фондом развития МО город Новый Уренгой, окружным и городским технопарками, Торгово-промышленной палатой ЯНАО, Новоуренгойским фондом развития предпринимательства и др. Тесное и плодотворное партнёрство позволяет создать условия для формирования и развития адаптационной готовности молодёжи к социально-экономической сфере, для развития инновационного мышления будущих специалистов, их включения в инновацион-
Рис. 1. Взаимодействие учреждений в организации содержательного досуга детей и молодёжи
Филиал Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой
_Г
Новоуренгойский техникум газовой промышленности
Региональная общественная организация «Академия молодых учёных Ямало-Ненецкого автономного округа»
(РАМУ)
Общеобразовательн ые школы г. Нового Уренгоя: № 1, 3, 6, 7, 8, 13, 15, 16, «Земля родная»
_Г
Г Л Г Л
Новоуренгойский Новоуренгойское
многопрофильный профессиональное
колледж училище
\ ) к )
Филиал
Салехардского
медицинского
училища
Рис. 2. Научные общества образовательных учреждений в структуре РАМУ
167
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Социология
ные процессы. На рисунке 3 представлена система взаимодействия филиала вуза с учреждениями и организациями ЯНАО.
Сетевая основа - данный принцип в основном распространяется на образовательные учреждения различных типов и видов автономного округа в зависимости от рода деятельности. Многолетняя практика такой работы позволяет говорить о её высокой эффективности в вопросе социализации детей и молодёжи.
В регионе сформировалась развитая система вовлечения детей и молодёжи в разнообразные виды творческих, интеллектуальных, спортивных состязаний. Отработан чёткий механизм сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями, позволяющий обеспечить эффективную работу по формированию у молодёжи активной жизненной позиции, развитию навыков социального поведения и профессиональную ориентацию.
Учреждения образования обладают штатом квалифицированных педагогов и специалистов, большим практическим опытом организации крупных массовых мероприятий разного рода для детей и молодёжи. Они объединяют в сетевую систему все образовательные учреждения северного города. На сетевой основе организуются фестивали дошкольного, детского и юношеского сценического творчества, выставки и вернисажи художественного творчества, соревнования в разных видах спорта, физкультурно-массовые турниры, состязания разнообразных видов интеллектуальной деятельности.
Ярким примером сетевого взаимодействия является один из любимых и традиционных фестивалей детского и юношеского творчества «Радуга». Это цикл из четырёх конкурсов по вокальному, хореографическому, театральному искусству, художественной декламации. В них принимают участие исполнители
и творческие коллективы всех школ города Новый Уренгой, в том числе отдалённых районов Коротчае-во и Лимбя-Яха, учреждений дополнительного и профессионального образования. Общий охват детей и молодёжи - более восьмисот человек в возрасте от семи до восемнадцати лет. Завершается фестиваль заключительным праздничным Гала-концертом, на котором демонстрируются лучшие художественные номера, награждаются Лауреаты и дипломанты. На мероприятиях фестиваля присутствуют представители Администрации города, Управления образования во главе с начальником, что очень значимо для детей и их родителей. Победители этого фестиваля направляются для участия в окружных, Российских, Международных состязаниях, где также завоёвывают призовые места.
Фестиваль детского дошкольного творчества «Семицветик» предназначен для исполнителей из дошкольных образовательных учреждений. Охват участников фестиваля - более двухсот воспитанников в возрасте от четырёх до семи лет. «Семицветик» можно считать «младшим братом» фестиваля «Радуга» в вопросе преемственности развития юных дарований.
Более десяти лет в городе Новый Уренгой проводятся вернисажи детского творчества «Зимние узоры» и «Весеннее вдохновение» по изобразительному и декоративно-прикладному искусствам. Вернисажи проходят в дни школьных каникул. Их активно посещают родители с детьми, представители общественности города, гости. Охват детей, занимающихся художественным творчеством и демонстрирующих свои творческие работы, составляет более тысячи человек.
Спортивные состязания привлекают значительное количество молодёжи, они также организованы на сетевой основе. Это городские соревнования
по пауэрлифтингу, «жиму лёжа» (охват юношей - около трёхсот человек), минифутболу, настольному теннису, шахматам, которые привлекают большое количество обучающихся, преимущественно мальчиков и юношей, выявляют одарённых спортсменов. Традиционной стала городская Семейная спартакиада «Стартуем вместе!» для детей и их родителей.
Один из центров социализации детей и
Рис. 3. Взаимодействие ТюмГУ с учреждениями и организациями ЯНАО
168
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Социология
подростков - Дом детского творчества города Новый Уренгой - постоянно инициирует новые формы мероприятий для учащихся с целью создания условий для других направлений детского и юношеского творчества, отдельные виды появились сравнительно недавно. Так, сотрудничество с муниципальной газетой «Правда Севера» открыло перспективу не только воспитанникам учреждения периодически размещать свои статьи на её страницах, но и совместно с редакцией газеты проводить городские конкурсы юных журналистов «На острие пера». Работы учащихся оценивают специалисты издания, филологи. Лучшие статьи, эссе, очерки печатаются на страницах газеты, их может читать вся общественность города и региона, что является огромным стимулом для дальнейшей работы в области журналистики для подростков.
С интенсивным внедрением информационных технологий в системе соревнований появились разнообразные компьютерные конкурсы, такие как: конкурс компьютерной графики, компьютерных открыток, юных программистов, создания VEB-сайтов и др. Компьютерные конкурсы пользуются популярностью у школьников, несмотря на сложность конкурсных заданий.
Региональный Фестиваль науки, организуемый филиалом ТюмГУ в городе Новый Уренгой, привлекает к исследовательской деятельности и интеллектуальным турнирам молодых людей из многих учреждений образований автономного округа, опираясь на сетевую основу взаимодействия. В 2014 г. он был организован в четвёртый раз и представлял собой комплексную программу научных и познавательных мероприятий для молодёжи: одарённых школьников, студентов, аспирантов, магистрантов. Они апробировали результаты своих исследований на научно-практических конференциях, дискуссиях, «Круглых столах», турнирах. IV Региональный Фестиваль науки объединил около тысячи молодых учёных из различных городов Ямало-Ненецкого автономного округа: Нового Уренгоя, Салехарда, Надыма, Ноябрьска, Тарко-Сале и др.
Сетевое взаимодействие имеет ряд преимуществ:
1. Учреждения образования и культуры - организаторы программ для молодёжи, являются в то же время методическими центрами сетевой системы взаимодействия по конкретному социальному проекту: они объединяют педагогов данного направления в единое профессиональное сообщество; проводят заседания методических объединений, на которых обсуждаются методические вопросы, принимаются положения конкурсов, утверждается тематика репертуара; организуются мастер-классы ведущих специалистов, методические учёбы, консультации, корректируется опыт прошедших мероприятий.
2. Лучшие произведения молодёжного творчества, отобранные в результате конкурсных состяза-
ний, активно используются в оформлении многих городских и окружных культурно-массовых мероприятий, тем самым стимулируют молодёжь и педагогов к совершенствованию исполнительского мастерства. На сценических площадках городов проходят торжественные мероприятия ко Дню учителя, Дню знаний, Дню защиты детей, праздничные программы в День города, в Праздник народов Севера, церемонии конкурсов «Учитель года», знаменательным событиям - это многочисленные концерты, выставки, показательные выступления, в которых выступают молодые дарования.
3. Обучающиеся осваивают новые знания, стили, образы посредством ежегодного участия в системе традиционных программ, которые посвящаются знаменательным датам и событиям (многие конкурсы связаны с памятными и юбилейными датами).
4. Ситуация постоянной конкуренции между интеллектуальными, творческими и спортивными коллективами стимулирует их на совершенствование мастерства. В результате такой многолетней практики многие талантливые воспитанники выбирают свою будущую профессию исходя из рода своего увлечения, получают профессиональное образование и возвращаются работать в родные учреждения, в родной город.
5. Привлекается внимание общественности к проблемам молодёжи в целях её развития через освещение событий образовательной, культурноспортивной жизни в средствах массовой информации автономного округа.
6. Формируется нравственный облик подрастающего поколения через освоение высокохудожественного репертуара, воспитание потребности в здоровом образе жизни, патриотизма, толерантности, общей культуры и интеллекта, что способствует высокому уровню развития личности и её социализации в обществе.
7. Развиваются социальная адаптация молодого человека в обществе, навыки коммуникативного общения для его успешной самореализации.
Преемственность является одной из главных особенностей действующей системы работы с молодёжью: воспитанники органично переходят от одной возрастной группы участников какого-либо проекта к другой, постепенно наращивая своё мастерство, находясь в состоянии здоровой состязательности практически весь период детства и юности. Кураторы проекта отслеживают личностное развитие каждого ребёнка, подростка на всех стадиях его взросления.
Организация любого мероприятия, проекта проходит в несколько этапов: первый - на уровне образовательного учреждения, далее - на городском уровне, затем победители муниципального уровня направляются для участия в окружных, Российских,
169
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1
Социология
Международных конкурсах и соревнованиях, в которых становятся победителями и призёрами.
Сложившаяся система предъявления результатов позволяет ежегодно вести мониторинг достижений молодых людей. Кроме того, разрабатывается и пополняется портфолио воспитанников, многим из них оно оказывает существенную помощь при поступлении в вузы по выбранному профилю.
Все интеллектуальные, культурно-массовые и спортивные программы организуются ежегодно, образуя систему годового круга, цикла. Такой подход требует постоянного поддержания интеллектуальной, творческой или спортивной формы, совершенствования мастерства, обновления тематики и репертуара, что является необходимым условием участия воспитанников в новом учебном году в традиционных конкурсах, проектах и программах.
Таким образом, при системном подходе к процессу социализации молодёжи, проживающей в экстремальных климатических условиях, задействованы основные социальные институты и агенты социализации: семья; образование, включающее обучение в школе, общение со сверстниками, возможности дополнительного образования детей, профессиональное образование; трудовая деятельность или работа в коллективах людей; взаимодействие с обществом через СМИ. Социальные институты работают более слаженно и интегрированно в ограниченных условиях Приполярья. Такой подход позволяет вовлекать значительно большее число молодых людей в социальную практику, отслеживать жизненный путь каждого воспитанника, его успехи, развитие, своевременно вносить положительные коррективы. В целом, при системной работе по организации процесса социализации молодёжи Крайнего Севера удаётся добиваться значительных положительных результатов её личностного и социального развития.
Литература:
1. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
2. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969. - 240 с.
3. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.
4. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Изд-во: РГСУ, 2008. - 407 с.
5. Акулич М.М. Социология согласия: учебное пособие. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2002. - 140 с.
6. Дюркгейм Э. Социология образования. -
URL: http://www.allbest.ru (дата обращения:
14.01.2015 г.).
7. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Молодёжь как глобальная проблема современного мира // Молодёжь XXI века: толерантность как способ мировосприятия. - Н. Новгород. - 2001. - С. 13-15.
8. Павлова М.А. Особенности социализации детей в условиях специфической организации труда родителей // Регионология. - 2013. - № 4. -С.217-226.
9. Павлова М.А. Особенности социализации молодёжи Крайнего Севера // Инновации в науке: пути развития: Материалы III Международной заочной научно-практической конференции. 24 сентября 2012 г. / Гл. ред. А.Н. Ярутова. -Чебоксары: Экспертно-методический центр. -2012.- С. 80-83.
Organization of the Process of Socialization of Youth in Extreme Climate Conditions (as Exemplified by the Yamalo-Nenets Autonomous District)
M.M. Akulitch Tyumen State University
M.A. Pavlova
Branch of the Tyumen State University in Novy Urengoy
Modern stage of Russian economy has traced the importance of reclamation of Arctic regions rich in energy and other natural resources. Their further exploration is connected with the young generation of northerners, whose social development occurs in extreme climatic conditions. The paper presents the approaches and principles of socialization of Far North youths.
Key words: Far North, youth, socialization, system approach, inter-agency cooperation, social partnership, continuity.
170