Научная статья на тему 'Образование и культура - продолжение культурных традиций России (на примере культуротворческой деятельности пенсионеров Усть-Илимска: плюсы и минусы)'

Образование и культура - продолжение культурных традиций России (на примере культуротворческой деятельности пенсионеров Усть-Илимска: плюсы и минусы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и культура - продолжение культурных традиций России (на примере культуротворческой деятельности пенсионеров Усть-Илимска: плюсы и минусы)»

О.А. Елиокумс

Образование и культура - продолжение культурных традиций России (на примере культуротворческой деятельности пенсионеров Усть-Илимска: плюсы и минусы)

Демографическая ситуация в России сегодня характеризуется высокой численностью старшего поколения. Согласно прогнозам, его доля в составе населения в течение нескольких лет будет увеличиваться, что объясняется спадом рождаемости в последние 15 лет.

Город Усть-Илимск не исключение. Со дня, когда первопроходцы пришли к Толстому мысу строить город будущего, прошло более сорока лет. Первостроители пос.тарели и сегодня составляют «золотой фонд» общества. Именно они несут традиции, жизненный опыт, нравственные критерии оценки жизни и поведения. К 2006 году на пенсию вышло уже третье поколение строителей Усть-Илимска. Оно составляет тридцать с половиной тысяч пенсионеров - одна треть населения города. У большинства из них в прошлом - интересная работа, активный отдых; туристические слёты, походы, рыбалка, концерты бардовской песни. А сегодня - психологический дискомфорт... его испытывает каждый, кто не нашёл для себя интересное дело, уйдя на отдых. И хотя большинство пожилых людей стараются заниматься дачей, внуками, на их настроении сказывается дефицит активного общения, положительных эмоций. Это поколение деятелей, созидателей. С потерей любимого дела теряется смысл дальнейшей жизни. Анализ общения с людьми этого поколения свидетельствует: рано или поздно большинство усть-илимских пенсионеров оказываются запертыми в четырех стенах своих квартир. Многие живут в одиночестве. Возникают болезни, депрессии, подчас отчаяние.

Старение населения само по себе является сложной и многогранной проблемой не только России, но всего цивилизованного общества. В России она усугубляется особенностями новых, во многом неблагоприятных для старшего поколения социально-экономических условий. Среднее поколение (дети вышедших на пенсию родителей) попадают в условия безработицы, падения производства и сокращения рабочих мест; нерегулярная выплата заработной платы, а вследствие этого и пенсий, нарушение соотношения между прожиточным минимумом и доходами людей старшего поколения - всё это заставляет родителей страдать, травмирует их психику, укорачивает жизнь. Социальная среда и происходящие в ней процессы сказываются на социально-психо-логическом самочувствии пожилых людей. Социологи оценивают влияние этих факторов как негативное, существенным образом ограничивающее социальные возможности пенсионеров. Так, по данным социологических исследований, 90 % пенсионеров России не уверены в

завтрашнем дне; постоянно плохое настроение отмечают около 30 % опрошенных. А между тем, большинство людей пенсионного возраста, живущих в Усть-Илимске, еще полны энтузиазма, опыта, любви к городу, желания жить и, как это ни странно, учиться, совершенствовать если не свои профессиональные знания, то разносторонние интересы, не реализованные в молодости. По сути, большинство из них - это еще молодые люди. Причина в том, что в Усть-Илимске в настоящее время на предприятиях, фирмах проводится политика омолаживания кадров, и на пенсию часто отправляют людей 48-50 лет, в самом расцвете профессиональных, творческих сил. Устьилимцы при наличии северного стажа на пенсию выходят на пять лет раньше, чем жители средней и центральной России. И вопрос их адаптации к выходу на пенсию в Усть-Илимске стоит особенно остро. Перед каждым из них неизбежно встаёт вопрос: «Как жить дальше и чем заниматься?». При выходе на пенсию человек вынужден резко изменить образ жизни, значит, у него должна быть возможность адаптироваться к новой ситуации. Кардинальной становится проблема свободного времени.

«Свободное время» - термин, который впервые начали употреблять социалисты-утописты: Р.Оуэн, Ш. Фурье, Сен-Симон, Т.Кампанелла.

Со времени разработки этой теории прошло много времени, возникло множество традиций, обусловленных идеологическими, политическими, социальными доктринами различных обществ. Сегодня определяющими являются проблемы диалога образования и культуры.

Понятие "образование" носит безграничный ряд значений. В основе же лежит триада, определяющая различные стороны целостного человека - «образование", "воспитание", "духовное (культурное) развитие», Однако при сложившейся образовательной традиции в современном обществе образование осуществляется в отрыве от воспитания и духовного развития, что само по себе неправомерно, ибо образование вне духовного развития утрачивает свои смыслы и цели и приобретает характер самодостаточности, самоцельности, т.е. образования ради образования. Конечно, в реальной практике мы имеем дело с тем, что задачи образования всегда обусловливаются поставленными целями. Но цели могут быть различны - они могут и не включать в себя целевую установку на духовное развитие, ограничиваясь задачами накопления профессионального знания, расширения кругозора, увеличения объема знаний по избранной сфере деятельности и др. Значит ли это, что духовное (культурное) развитие личности в данном слу-

Социология

чае не происходит? Происходит, конечно, но факты овладения духовной культурой в подавляющем большинстве случаев - процесс хаотический, бессистемный, приобретение и освоение новых знаний немеждисциплинарного синтеза, адекватного кульуроцентристской парадигме гуманитарного знания как знания не только и не столько информативного, объясняющего и описывающего (дескриптивного), сколько понимающего, воспитывающего, «спасительного» (прескриптивного), соответствующего вызовам конца XX века, когда социальные проблемы невозможно рассматривать и тем более решать, абстрагируясь от культуры. Культурологическое, понимающее знание основывается на примате духовно-ценностного бытия человека и социума (В.В.Селиванов). Однако в реалиях:

1. Процесс отчуждения образования от культуры -это симптом кризиса. Решение вернуть образованию утраченные культурные измерения и функции, ясные и убедительные стандарты поведения и целей образовательной деятельности взрослых может реализоваться именно в период возникновения «свободного времени».

2. Вторая, практико-ориентированная группа культурологических проблем связана с рассмотрением образования взрослых как особой подсистемы культуры, имеющей свой вектор развития и способной оказывать влияние на все другие социокультурные сферы (экономику, политику, науку, идеологию, мораль). Это влияние может быть прогрессивным (стабилизирущим) или регрессивным (дестабилизирующим). Практико-ориентированные культурологические исследования образования взрослых нацелены на его развитие как гуманизирующего, стабилизирующего, демократического социокультурного института, способствуют поиску оптимальных механизмов регулирования культурно-образовательных процессов в условиях кризисно-реформируемого социума, разработку принципов использования различных моделей и практик, складывающихся в образовательном пространстве России в целом и отдельных районах, в частности.

Культурология образования взрослых не абстрагируется от «земных», практических проблем и задач образования; она ориентирована не на их вытеснение, но на особую устремленность анализа образования как способа и механизма духовной регуляции социальной и индивидуальной жизни, в основе которого лежит совершенно новый тип мотивации - духовной и нравственной. В этом смысле образование взрослых есть важнейший (а, возможно, и единственный) цивилизованный (ненасильственный, гуманистический и демократический) способ реформации (а не ломки и «перестройки») сознания, его просветления и окультуривания.

В эпохи кризисные усиливается потребность в выборе ценностей, целей, идеалов, образования, сквозь призму которых возможен собственно культурный взгляд на все без исключения проблемы образования взрослых. Последнее давно перестало быть частной пробле-

мой и перешло в разряд философско-культурологических. Сегодня все будто околдованы словами «инновации», «инновационные подходы», «инновационные технологии».

Трактовка культуры как «сложной самоорганизующейся информационно-адаптивной системы», освобождающей культуру от духовно-ценностного начала (и тем самым взрывающая культуру изнутри) плавно переходит в педагогические «инновации». И тогда главными целями образования перестают быть « развитие личности», «формирование образа» (человеческого, и тем более «божьего»), «всесторонняя передача социокультурного опыта» и т.д. На смену им приходят новые цели - «формирование проекгно-ориентированного сознания», «реальные педагогические технологии» и т.д.. Технология есть способ избавить чужую личность от экспансии нашей собственной под видом гуманизма» (Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия. 1986-1995. -М.,1996, с.296 ,) Апологеты таких решений не хотят видеть происходящую на наших глазах смену доминант культуры, в контексте которой открываются новые ракурсы :традиции-инновации как стремление незападных обществ сохранить себя, не раствориться окончательно в Западе, всегда самоутверждавшемся как инновационное общество.

Культурологическая доминанта образования связана, помимо прочего, со стратегией защиты человека от жёстких, инновационных (модернизаторских) технологий, от знания «инновационной» подсистемы, решительно рвущей с традицией.

Возврат к идее усвоения, закрепления и продолжения традиций в образовании и культуре не может осуществляться вне связи традиции с воспитанием. И здесь «свободное время» взрослых может стать той связующей «нитью Ариадны», которая осуществит связь поколений, избавит Россию от «Иванов, не помнящих родства». Пожилые люди избавят общество от"безосновательности притязаний любых общественных идей на истину вне их связи с моралью"(И,Кант), ибо задача культуры соединять изменения в области знаний и профессиональных навыков с развитием внутреннего духовного строя личности, поднимать личность на более высокие ступени внутреннего духовного развития. Обеспечивать тем самым ей и более высокие уровни деятельности и взаимодействия с окружающей средой, наполняя их новым содержанием, новым смыслом,

Нужно заполнить свою жизнь новыми увлечениями, найти друзей по общению. Период возраста, когда человек выходит на заслуженный отдых, должен сопровождаться условиями, когда он может больше времени посвятить самому себе и реализации своей мечты. Создать такие условия - задача общества и государства, в котором живет человек. То есть, процесс старения населения России обусловливает необходимость принятия государственных мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых людей, так и на соз-

дание условий для их активного участия в жизни общества. Важным шагом в этом направлении является осуществление мероприятий по защите граждан пожилого возраста, укреплению их здоровья и оптимизации среды их жизнедеятельности, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей. И в этом отношении, по мнению автора, очень большой ресурс имеет система образования. Именно она обеспечивает стабильность общественной жизни и её всесторонний прогресс.

Опыт развитых европейских стран свидетельствует: с вступлением в пенсионный возраст у человека начинается яркая, активная, насыщенная жизнь, в основе которой лежит получение образования. Если в 17-18 лет человек идет учиться для того, чтобы получить старт для дальнейшей успешной карьеры, то после 50 - 60 лет, при выходе на пенсию, человек рассматривает образование как работу над собой, возможность самоутверждения, хобби. И некоторые успешно применяют знания в дальнейшей жизни, организуя собственную занятость. Государство, учитывая особенности и запросы пожилых людей, создает условия для них, совершенствуя систему образования. В качестве примера приведу тот факт, что сегодня во Франции в престижном университете Сорбонна на факультете психологии учится наша землячка Татьяна Манатьева, много лет жившая в Усть-Илимске. Она по российским стандартам находится в пенсионном возрасте, однако, пройдя соответствующий конкурс, зачислена в университет на правах вольного слушателя.

Образование взрослых должно стать специфическим компонентом системы образования и постоянным элементом политики социального, культурного и экономического развития России. Поэтому государству необходимо создавать соответствующие образовательные структуры, разрабатывать и выполнять образовательные программы, отвечающие потребностям и чаяниям всех категорий взрослых, независимо от пола, национальности, места жительства, мировоззрения, вероисповедания или ранее полученного образования.

Это могут быть специальные факультеты при высших школах, дающие дополнительное образование. «Народные университеты», по организационной структуре похожие на широко распространенное в советское время в СССР общество «Знание». «Университет третьего возраста». Или общественные организации, ведущие информационно-просветительскую деятельность. Формы структур, дающих пожилому человеку дополнительное образование, могут быть различными, однако цель у них одна. Необходимо создать в России условия для того, чтобы человек находился в процессе образования всю жизнь, а не только в молодые годы. Причем, у него должна быть возможность развивать свои навыки в любых отраслях знания, для полного развития собственной личности. Справедливости ради замечу, что в нашей стране взрослые учились всегда, Но учились по большей части «чему-нибудь» и «как-нибудь», осваивая те знания

и приобретая те умения, которых от них требовали изменяющиеся обстоятельства повседневной жизни. Не было в образовании какой-либо рационально выстроенной системы и заранее поставленной долговременной цели. А сегодня необходима система образования взрослых, способствующая развитию их гуманитарной культуры, формирующая мировоззрение и стимулирующая активность.

Пять лет назад общественность города Усть-Илимска, учитывая старение населения, начала создавать Университет «для взрослых третьего возраста» -университет культуры взрослого населения. Идея его создания родилась во время проведения в городе в 2001 году семинара «Социально-нравственный климат города как ресурс- устойчивого развития». Активисты начали работать с пожилыми людьми. Итогом работы семинара стало создание «Школы мудрости, добра и здоровья» и «Школы долголетия для людей старшего поколения». Сегодня действуют программы по физическому и психическому оздоровлению. Организованы хоровые студии и школа ораторского искусства. В клубах общения делятся семейным опытом, обмениваются кулинарными рецептами, семенами, секретами выращивания урожая, то есть полноценно живут в радости и творчестве. В городе работают факультеты: «Творчество», «Культура отношений», «Социальная грамотность». Работа этих школ построена по пяти направлениям на основе взаимопомощи, поддержки, достижения успеха и социального партнёрства. Здесь большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для дальнейшего развития пожилого человека. Слушателем школы может стать любой пенсионер города и района от 50 до 80 и даже старше, желающий сделать свою жизнь более интересной, наполнить ее творчеством, новыми жизненными победами и успехами. Что дает Университет «третьего возраста» конкретному человеку? Возможность развивать свои способности в группе или самостоятельно, получать новые знания, новые материальные блага и новые духовные или эстетические ценности. Быть здоровым, востребованным, творчеством заполнять свое свободное время. Что дает Университет Усть-Илимску? Высокую активность людей пожилого возраста, их участие в различных городских программах, и, как следствие -здоровую эмоциональную атмосферу; содействует осуществлению различных форм коммуникации и солидарности на семейном, местном, региональном, национальном и международном уровнях. Опыт культурной жизни людей «зрелого возраста» в г. Усть-Илимске только начинает накапливаться. Для его активной наработки требуются энтузиасты, деньги, помещения. Город нам очень помогает. Надеемся, что осмысление этой очень важной социальной работы будет произведено общественностью, получит соответствующую оценку и инвестиции.

Социология

Библиографический список

1. Селиванов.В.В. Возможно ли образовать взрослого человека? II Мат-лы Междунар. конф. «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе». 30 мая -3 июня 1999 года. ИОВ. - СПб, 1999.-С. 96-99.

2. Валицкая А.П. К неклассической парадигме образования II Мат-лы Междунар. конф. «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе». 30 мая -3 июня 1999 года. ИОВ. - СПб, 1999.-С.99 - 1001.

3. Шамес Л.Я. Социализация и культурация личности в андрагогике - системе непрерывного образования взрослых II Известия Иркутской Государственной экономической Академии. - 2004. - № 3(40) - С. 93-97.

4. Шамес Л.Я. Интенсификация образования взрослых - путь обновления российского образовательного пространства II Мат-лы Междунар. конф. «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе». 30 мая -3 июня 1999 года. ИОВ. - СПб, 1999.-С. 145-146.

Статья принята к публикации 13.12.06

АЛ. Шевченко

Всплеск политической активности женщин Иркутской области накануне объединительного референдума

Сегодня политологи констатируют слабость и разобщенность общероссийского женского движения, незначительность его влияния на политическую ситуацию в стране, Однако в отдельных регионах России в некоторые моменты исторического развития и сегодня наблюдается всплеск политической активности женщин. Об этом можно судить по участию региональных женских организаций Прибайкалья в проведении референдума

по объединению Иркутской области и Усть - Ордынского Бурятского автономного округа, который прошел 16 апреля 2006 года.

Референдум показал, что подавляющему большинству жителей двух субъектов федерации далеко не безразлично будущее региона. 98,28% жителей округа и 88,77% избирателей Иркутской области высказались за слияние двух субъектов федерации. При этом явка избирателей в обоих субъектах превысила 50%. Эти данные служат достаточным основанием для вывода: люди поняли идею объединения и потому поддержали ее.

Голосованию предшествовала большая работа всех политических партий и общественных движений, в том числе и женских организаций, проявивших особую активность.

С инициативой объединить женские формирования области для подготовки референдума выступила общественная организация «Байкальский региональный Союз женщин «Ангара». Она предложила проект проведения большого Форума под девизом «Женщины - за развитие нового Прибайкалья!», который был поддержан областным штабом по проведению референдума. Форуму предшествовали предфорумные сессии в восьми городах Иркутской области и Усть-Орде. В их работе приняли участие представительницы различных политических партий и общественных организаций региона, женщины - руководители, депутаты.

На каждой из сессий обсуждались острые проблемы территорий, которые затем были представлены

на итоговый Форум, который состоялся 2 апреля в областном центре. О значимости события свидетельствует и тот факт, что в работе Форума приняли участие вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Геннадий Истомин, заместитель председателя Усть-Ордынской Думы Ирина Морохоева, депутаты регионального парламента Виктория Дворниченко, Наталья Протопопова, представители структурных подразделений администрации области и округа.

Делегаты выразили обеспокоенность состоянием здравоохранения, ходом реализации молодежной и демографической политики в области, высоким уровнем криминогенное™ и безработицы на территории субъектов. В результате обсуждения была принята резолюция, в которую вошли рекомендации органам власти всех уровней и общественным формированиям. Следует остановиться на них подробнее.

В сфере развития женского движения предлагалось создать объединенный Совет женских организаций и инициативных групп Прибайкалья и обеспечить их участие в подготовке решений Форума в требуемых форматах реализации (поправки к законам, проекты к реализации в конкурсах социальных заказов, предложения к программам социально - экономического развития и т.д.).

В сфере построения гражданского общества

и укрепления равных прав и равных возможностей мужчин и женщин федеральным и региональным органам власти было рекомендовано принять закон, обеспечивающий квотирование женщин в списках кандидатов от политических партий на выборах в органы власти всех уровней. Кроме того, органам власти Прибайкалья предлагалось озвучить перспективы социально-экономического развития Иркутской области с пояснениями перспектив каждой отдельной территории. В резолюции отмечалась необходимость обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней, повышение ответст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.