УДК 374.8
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА
О.В. Гордина, А.И. Гордин
Аннотация. Выход человека на пенсию сопряжен с кризисом социальной и личностной идентичности, появлением чувства одиночества и невостребованности. Между тем, люди третьего возраста, так называемые «молодые старики» являются носителями уникального опыта, знаний и зачастую еще полны сил для их совершенствования и транслирования новым поколениям. Данное обстоятельство делает все более актуальной работу по развитию и активному привлечению к современным социальным практикам этого мощного человеческого ресурса. Одним из путей такой социальной реинтеграции может стать образование, которое в современном информационном обществе должно быть непрерывным.
Ключевые слова: непрерывное образование, Высшая народная школа, третичная социализация.
LIFELONG EDUCATION AS A FACTOR TO
INFLUENCE THE ELDERLY’S SOCIALIZATION
O. Gordina, A. Gordin
Abstract. Retired people face the crisis of social and personal identity; they are to fight loneliness and purposelessness. Meanwhile, the elderly so-called “young” aged people possess unique experience and knowledge, and in many cases they have enough energy to advance it and share with new generations. This fact makes it more urgent to enhance activities focused on involvement of aged people potential into modern social practices. One of the ways of social reintegration is education that in contemporary information-based society should be a lifelong one.
Keywords: lifelong education, Folk high school, tertiary socialization.
Увеличение доли пожилых (людей «третьего возраста») и престарелых (людей «четвертого возраста») в структуре населения является устойчивой тенденцией современного российского общества. Это обусловлено рядом объективных факторов: увеличением
продолжительности жизни в целом по стране, «демографической ямой», военными и иными потерями молодого населения 90-х годов, все еще низким уровнем рождаемости и др. В среднем в регионах России люди пенсионного возраста составляют около 30% населения. Это факт, который требует серьезного междисциплинарного научного исследования и глубокого осмысления специалистами-практиками в области здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения. В том числе представителями социальной педагогики как науки и сферы практической деятельности. Поскольку в фокусе внимания социальных педагогов процесс социализации личности, в контексте проблемы стареющего населения важно рассмотреть специфику и необходимые условия третичной социализации современных российских пенсионеров.
Обратимся к интерпретации основных понятий, которые будут в фокусе нашего внимания в данной статье. Третичная
социализация — это реинтеграция в общество и самореализация взрослого человека, переживающего кризис прекращения трудовой деятельности при уходе на пенсию [3, с. 2]. Третий возраст — период жизни человека, который по времени совпадает с пенсионным возрастом, но характеризуется свободной и активной жизнедеятельностью, которая является продуктом его жизненного опыта и высоких социальных потребностей. Отметим, что третий возраст означает появление новой стадии в жизненном цикле человека, в дополнение к традиционной классификации: «детство-взрослость-старость». В этой схеме старость - «четвертый возраст». Для определения границы между третьим возрастом и четвертым необходимо знать, каким запасом жизненных сил располагает человек в пожилом возрасте.
Остановимся подробнее на социальнодемографических и социально-культурных особенностях современных россиян третьего возраста. Принято считать, что это люди в возрасте 55 — 75 лет. Хотя и эти границы могут быть расширены, здесь есть исключения, и мы можем наблюдать высокий уровень социальной мобильности и интеллектуальной активности у людей, давно перешагнувших этот возрастной рубеж. Это люди, рожденные
в 40 — 50 годы ХХ века, естественно разделившие со своей страной все тяготы военного и послевоенного времени. Военное и послевоенное детство явилось не только жестоким испытанием, но и школой выживания в трудных жизненных условиях. Пожалуй, главным объединяющим социальнополитическим мотивом данных поколений является стремлению к миру, а рефреном, звучащим в общении этих людей вовсе не пафосно, а как-то по-будничному просто, фраза: «Лишь бы не было войны». Что
помогает выживать людям в трудных жизненных ситуациях? Взаимопомощь, сострадание, трудолюбие, самоотверженность, социальная активность и социальный оптимизм, патриотизм, а еще умение довольствоваться минимальными бытовыми благами, радоваться тому, что есть. Эти качества, сформированные в трудные годы детства, явились мощным духовным стержнем, позволившим представителям этих поколений совершить головокружительный прорыв в сфере науки и техники, построить новые города в Сибири и на Дальнем Востоке, включиться в освоение космоса и т.д. Задачей этих поколений было не уничтожение того, что создали предшественники, а восстановление разрушенной страны и созидание новой жизни. Это поколения людей, получивших настоящее качественное образование еще в общеобразовательной школе. Мы с сожалением признаем поверхностность, фрагментарность
современного школьного образования. Последний троечник в советской школе, тем не менее, знал историю и литературу, ориентировался в точных и естественных дисциплинах. Главное - он читал! Нынешние пенсионеры — это люди, у которых сформирована культура чтения. Характерно, что в атмосфере постоянного советского дефицита на многие продукты питания и предметы быта, был ощутимый голод на книги. Для того чтобы приобрести книгу, сдавали макулатуру, включались в различные подписки, в семьях хранились подшивки «Роман-газеты», «Нового мира», «Зарубежной литературы» и др. Стихи и целые романы передавались из рук в руки, просто распечатанные на машинке или аккуратно переписанные вручную. Читали повсюду: в транспорте, в очередях, в парках на скамейках...
Рожденные и воспитанные в СССР, они испытали и гордость за свою страну и горькие разочарования от пресса и двойной морали
партийной номенклатуры. Те качества, о которых мы говорили выше, тот духовный стержень, который был сформирован, помогали фокусировать внимание и жизненные устремления на позитиве. Советский романтизм чужд меланхолии. Нынешние пенсионеры остаются оптимистами и романтиками до сих пор. Отметим, что разрушительные 90-е годы нанесли новый жестокий удар нашим героям. Идеалы были развенчаны. Страна стремительно
разрушалась. Но многие поверили в свежий ветер перемен и попытались найти свою нишу в новых социально-экономических и социально-культурных условиях. Трудностями эти поколения удивить или напугать сложно. А вот насаждаемые бездуховность, культ денег, разобщенность, индивидуализм многими были восприняты как вызов. Первыми, кто начал создавать общественные движения и организации, были тоже нынешние пенсионеры. В стране на фоне политических разочарований начала формироваться культура неучастия («все равно мы ничего не решаем.»). Но у рожденных в 40 — 50 годы уже была сформирована культура участия. Это главный электорат всех избирательных кампаний. В подавляющем большинстве наши пенсионеры не согласны оказаться на периферии общественной жизни. Активная позиция, ответственность - это образ жизни. Активная позиция в отношении того, что происходит в мире, в стране, в городе, во дворе - для многих норма. Безусловно, люди все разные. Их отличает мировоззрение, социальный статус, собственный жизненный опыт, профессия, семейные традиции и ценности и т.д. Но общая история, общие духовные скрижали, образование, прочитанные книги, спетые песни — это тот социально-культурный пласт, который роднит и объединяет поколение.
Краткий и абсолютно не претендующий на полноту анализ некоторых характерных черт нынешних россиян третьего возраста подводит нас к размышлению о том, что, во-первых, для долголетия этим людям жизненно необходима социальная активность, позволяющая реализовать свой личностный потенциал и найти единомышленников, во-вторых, эти поколения - мощнейший социальный ресурс, на который необходимо обратить внимание. С позиций социальной педагогики, третичная социализация людей пенсионного возраста -это процесс социального оздоровления и самих пенсионеров и нашего общества в целом.
Одним из путей такой социальной реинтеграции может стать образование, которое в современном информационном обществе должно быть непрерывным. Для людей третьего возраста более приемлемым является информальное (самообразование) и неформальное образование. Неформальное образование взрослых, воспринимаемое в широком социальном контексте,
ориентировано на саморазвитие человека и обучение его навыкам участия в делах общества. Оно способствует формированию чувства социальной солидарности,
сопричастности, ответственности за общее дело, является важнейшей аксиологической и инструментальной опорой формирующегося в России гражданского общества и созвучно жизненной позиции многих современных российских пенсионеров.
Эффективной формой организации образования взрослых является Высшая народная школа (ВН111), успешно интегрирующая элементы формального и неформального образования. Именно пенсионеры в современной России являются
целевой группой народных школ. Опыт (и собственный, и коллег из других регионов) показывает, что ВНШ становится оптимальным пространством для решения задач социальной самореализации людей третьего возраста. Ключевым понятием, определяющим образование в народной школе, может быть «добровольчество». Среди основных характеристик её деятельности выделим такие как: субъектное, личностное отношение слушателей к своему образованию, ответственность за его результативность перед собой и референтной группой, развивающий, компенсирующий характер обучения, безвозмездный труд организаторов и преподавателей и другие. Ощущение свободы и ответственности, сложившиеся реальные возможности для самоизменения и изменения своего социального статуса, а следовательно, и социального окружения - это те качества, которые характеризуют пространство неформального образования в Высшей народной школе и способствуют третичной социализации слушателей пенсионного возраста.
Литература:
1. Вершловский С.Г. Непрерывное
образование: Историко-теоретический анализ
феномена: Монография. - СПб.: СПб АППО, 2008. -155 с.
2. Гордина О.В., Гордин А.И. Информальное и
неформальное образование взрослых: вопросы
теории и практики: Монография. - Иркутск:
«ВСГАО», 2010. - 184 с.
3. Гордина О.В., Гордин А.И. Концептуальная модель современной Высшей народной школы для людей третьего возраста // Современные проблемы
науки и образования. - 2015. - № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-
education.ru/127-20497
4. Литвинова Н.П. Тенденции и перспективы развития Высших народных школ // Человек и образование. - 2010. - № 4. -С. 15-19.
5. Шадрина Т.В. Андрагогические подходы к обучению будущих специалистов сферы профессионального образования // Современное образование: традиции и инновации. - 2015. - № 1. -С. 23-29.
Сведения об авторах:
Гордина Ольга Васильевна (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ИГУ, e-mail:[email protected]
Гордин Александр Иннокентьевич (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ИГУ.
Data about the authors:
O. Gordina (Irkutsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Department of Social Pedagogy and Psychology of Irkutsk State University, e-mail:[email protected]
A. Gordin (Irkutsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Department of Social Pedagogy and Psychology of Irkutsk State University.