УДК 32.019.51
ОБЩЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МАЛОЙ ПРЕССЫ
А.И. Гордин
Аннотация. В статье исследуются общественно-образовательные функции современной малой прессы и ее влияние на становление гражданского общества в России. В фокусе внимания находится то, что малая пресса может стать инструментарием: формирования дискурсивного сообщества; организации коллективно -творческого дела; информационного сопровождения и поддержки социальных проектов; конструирования социальных смыслов деятельности отдельных личностей, групп и более крупных сообществ людей; формирования социальной мобильности человека, а также индивидуальной и общественной системы ценностей.
Ключевые слова: общественно-образовательная деятельность, малая пресса, неформальное образование взрослых, гражданское общество.
SOCIAL AND EDUCATIONAL FUNCTIONS
OF CONTEMPORARY REGIONAL PERIODICALS
A. Gordin
Abstract. The article considers social and educational functions of contemporary regional periodicals and their influence on shaping civil society in Russia. The article emphasizes that regional periodicals can become the instrument for forming the discursive community; organization of collective and creative activities; information support of social institutes; constructing social rationales of individuals, small and large groups' activity; as well as contributing to social mobility of a person, and individual and collective system of values.
Keywords: social and educational activity, regional periodicals, non-formal adult education, civil society.
Малая пресса в России всегда выполняла альтернативные по отношению к официальной прессе и существующему политическому строю общественно-образовательные функции. Она способствовала формированию ценностей и норм поведения людей, способных к активным практическим социально ориентированным действиям, направленным на преобразование существующего общества. Историю развития малой прессы в России можно разделить на несколько этапов.
Первый этап: зарождение малой прессы за рубежом (1853 - 1869 гг.) как способ формирования оппозицией иной точки зрения на политическую и экономическую ситуацию в России. Создание в Лондоне Вольной русской типографии, выход в свет журнала Герцена «Полярная звезда» и газеты «Колокол», соредактором которой был Огарёв. Второй этап: появление в России частных изданий (1855 - 1917 гг.). Начало этого этапа проходило под знаком капитализации, которая сопровождалось двумя полярными типологическими процессами -массовизацией и специализацией. Пика своего развития малая пресса этого периода достигла к 1914 года, когда она, будучи малой по содержанию, стала средством получения сверхприбылей, благодаря высоким для того
времени тиражам и стоимости выпускаемых изданий. На первое место вышло предприятие Ивана Дмитриевича Сытина (Москва), которое выпускало 25% книжной продукции страны на русском языке. Третий этап: появление нелегальной политической малой прессы (1905 -1917 гг.). В.И. Лениным были заложены основные принципы политической малой печати, ориентированной на новую целевую группу -рабочий класс. Тиражи у таких изданий были, в сравнении с традиционной для того времени легальной малой прессой, небольшие, а полиграфическое исполнение менее
качественное. Четвёртый этап: советская многотиражная малая пресса, которая осуществляла идеологическую поддержку существующему коммунистическому строю. Самый распространённый вид - это многотиражная ведомственная газета, которая выходила в свет на каждом крупном предприятии, вплоть до государственного переворота в августе 1991 года. Пятый этап: формирование неформальной малой прессы (70-ые - начало 90-ых годов XX века), которая зародилась в результате демократизация жизни советского общества. Основным способом производства малой прессы в этот период был самиздат. Неформальная пресса такого рода
представляла различные общественные точки зрения на происходившие социально-политические перемены в стране, была более мобильной, с гибкой обратной связью.
Шестой этап: развитие общественно-политической, общественно-образовательной, специальной малой прессы (конец XX - начало XXI веков). Формирование малой прессы этого периода началось сразу же после государственного переворота в августе 1991 года. В положении малой прессы в этот период оказались все оппозиционные общественно-политические издания, деятельность которых не была запрещена на территории Российской Федерации. Это издания как парламентских (КПРФ, ЛДПР и др.), так и других политических партий, и движений. Сегодня на территории России их множество. Только в Иркутске и Иркутской области их несколько десятков, среди них: «Иркутская застава», «КПЕ - курсом правды и единения», «Народный контроль» и др.
Но более многочисленная в Иркутске -общественно-образовательная малая пресса, которая занимается информационным сопровождением общественных организаций и движений, среди них, выходившие в разные годы: газеты: «Иркутская культура», «Зелёная лампа», «Александровский централ», «Русская беседа», «Золотое поколение» (Твой собеседник»), «Иркутский собор», «Иркутянка»,
«Некоммерческий мир», «Маланка», «Менора», «Байкальская Сибирь», «Народное обозрение» и др.; журналы и альманахи - «Зелёная лампа», «Иркутское время», «Волна», «Народное обозрение», «Родные берега» и др.
Так же ярко представлена в Иркутске специальная малая пресса, которая осуществляет информационное сопровождение
профессиональных сообществ. Это газеты и журналы различных ведомственных, частных и муниципальных предприятий учреждений, начиная от школьных и ведомственных газет, таких как «Гудок», и заканчивая журналом «Земля иркутская» и альманахом «Сибирь».
Основные признаки современной малой прессы: сравнительно небольшой тираж (от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров); целевая аудитория,
ориентированная на удовлетворение
специальных, политических и общественно-образовательных информационных
потребностей; свободное отношение к периодичности выхода в свет; некоммерческий принцип издания.
Особую роль в формировании гражданского общества в современной России выполняет
именно общественно-образовательная малая пресса. Её информационная деятельность при осмысленной организации может стать инструментарием: формирования дискурсивного сообщества [8]; организации коллективно-творческого дела; информационного
сопровождения и поддержки социальных проектов; конструирования социальных смыслов деятельности отдельных личностей, групп и более крупных сообществ людей; формирования социальной мобильности человека, а также индивидуальной и общественной системы ценностей.
При этом в научной литературе остаются недостаточно разграниченными сходство и различие просветительской и общественно-образовательной деятельности, в частности, печатных СМИ.
Общим является то, что и просветительская, и общественно-образовательная деятельность выполняют информационную функцию СМИ, так как любая информация имеет ценностно-образовательный смысл.
Но, в отличие от просветительской деятельности СМИ, общественно-
образовательная деятельность малой прессы выполняет не только информационную функцию, но и общественно-креативную, социально-психологическую [13], социально-
педагогическую, потому что её целевая группа тематически дифференцирована, небольшая по количественному составу. Следовательно, аудитория, входящая в её состав, более мотивирована на межличностное общение в виде таких интерактивных форм, как беседа, консультация, дискуссия, общественная акция и т.п.
Информационная функция проявляется в общественно-образовательной деятельности печатных СМИ в виде оперативного доведения информации, необходимой для организации и проведения различного рода образовательных мероприятий (анонсы, положения и т.п.).
Общественно-креативная функция
проявляется в общественно-образовательной деятельности печатных СМИ в виде:
- формирования и развития различных форм опосредованной и непосредственной обратной связи аудитории с журналистами, друг с другом, с органами власти, общественными движениями и т.п.;
- организации, проведения и отражения на страницах издания различных социальных акций и общественно-полезных дел (творческих фестивалей, образовательных форумов, экологических десантов и т.п.);
- формирования дискурсивного сообщества, посредством дифференциации различных тематических групп целевой аудитории и отражения их общественно-образовательной деятельности на страницах издания (литературные, краеведческие, огороднические, детские и др. тематические страницы).
Социально-психологическая функция
проявляется в общественно-образовательной деятельности печатных СМИ в виде:
- оказания помощи в социальной ориентировке в текущих событиях с помощью получаемой разнообразной информации;
- получения возможности участвовать в формировании общественного мнения на страницах газеты в качестве внештатного автора;
- удовлетворения потребности человека в социальной самоидентификации и ценностном самоопределении в процессе сотрудничества с печатным изданием (с членами редакции издания и его референтным окружением);
- предоставления возможности в саморазвитии и самопознании как в процессе творческой деятельности в качестве внештатного сотрудника издания, так и в результате простого потребления информации образовательного характера;
- предоставления возможностей удовлетворения утилитарных потребностей, с помощью информации прикладной направленности, которую транслирует издание («Наши консультации», «Хозяйке на заметку», «Наш сад» и т.п.);
- предоставления возможности эмоциональной разрядки для читателя, через публикацию развлекательной информации.
Социально-педагогическая функция
проявляется в общественно-образовательной деятельности печатных СМИ в виде поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, способствования их информационной социализации (процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта).
Таким, образом, общественно-
образовательная деятельность журналистов, работающих в печатных СМИ, начинается тогда, когда они вступают с людьми в непосредственное или опосредованное (телефон, Интернет) межличностное интерактивное субъект-субъектное (равноправное) взаимодействие, часто имеющее вид неформального образовательного диалога, которое именуется в отношении взрослых людей - андрагогическим взаимодействием [3].
Попробуем вышеизложенные теоретические положения проиллюстрировать практической деятельностью одного из образцов общественно-образовательной деятельности г. Иркутска -научно-популярного, художественно-
публицистического альманаха «Народное обозрение». Формат издания: полоса А-5, объём -150 - 250 страниц, периодичность 1 - 2 раз в год, выходит в свет с 2014 года; направления (разделы): научно-популярная литература, публицистика, проза, поэзия, творческая лаборатория. Рубрики: «О времени и о себе», «Живое слово», «Будушелы», «Проба пера» и др. Самые распространённые жанры: эссе, зарисовка, очерк, репортаж, интервью, рассказ, повесть, стихотворение, сказка. Один раз в год выходит приложение - художественно-публицистический альманах «Родные берега» с аналогичными издательскими характеристиками. Оба альманаха осуществляют информационное сопровождение образовательной деятельности Высшей народной школы Педагогического института ИГУ. Высшая народная школа (далее - ВНШ) не имеет юридического лица. Она является общественной инициативой преподавателей и студентов Педагогического института. Целевая группа -люди третьего возраста, которые с помощью образовательной деятельности улучшают своё социальное самочувствие, продолжают своё интеллектуальное и духовно-нравственное саморазвитие, сохраняют социальную активность, которая, с одной стороны, востребована в современном российском обществе, а, с другой, ещё недостаточно полно используется как мощный социальный резерв.
Основные потребители информации альманаха: слушатели, преподаватели, студенты ВНШ, представители социальных партнёров -члены общественных организаций,
государственных, ведомственных и
муниципальных учреждений. Цель
информационной деятельности - пропаганда непрерывного образования взрослых и информационная поддержка неформальной образовательной деятельности народной школы. В процессе общественно-образовательной деятельности альманаха решаются как прикладные, так и психолого-педагогические задачи.
Прикладные задачи: предоставление возможности творческой самореализации слушателей, преподавателей, студентов и магистрантов ВНШ и презентации образцов их творчества образовательному сообществу г. Иркутска; организация общественно-образовательных акций в виде творческих
конкурсов, вечеров, фестивалей, устных журналов, с последующим освещением их на страницах издания; привлечение внимания к общественно-образовательной волонтёрской деятельности ВНШ общественности г. Иркутска; научно-популярное осмысление актуальных социальных проблем, связанных с образованием и культурой Иркутска, Иркутской области и России.
Психолого-педагогические задачи: развитие социального интеллекта, (мышления,
воображения и сензитивности); способствование пространственно-деятельностной самоидентификации, повышение уровня информационной культуры и информационной безопасности; создание условий для информационной социализации; развитие творческого, критичного и диалогичного мышления.
Альманах - коллективно-творческое дело литературного клуба ВНШ, идея создания которого возникла во время занятий. На базе этого любительского объединения возникла его общественная редакция, а на страницах альманаха публикуются лучшие литературные и публицистические произведения членов клуба. В состав общественной редакции вошли как преподаватели, так и слушатели ВНШ Из них же формируется авторский коллектив, к которому «примыкают» студенты ИГУ. Для некоторых из них это пока единственная возможность для развития и публикации своих литературных опытов. Например, во втором номере «Родных берегов» (2017 г.) увидели свет первые рассказы слушателей ВНШ О. Емельянова («Байка быль» [6]) и Н. Растошинской («Лирические миниатюры» [12]). А в третьем номере «Народного обозрения» (2016 г.) впервые опубликованы эссе и зарисовки студентов Педагогического института А. Лукьяненковой («Есть красота...», «Я рисую во сне» [11] и др.) и А. Бояринцевой («Взрослые или школьники?», «Мне интересно всё» [1] др.), а также афоризмы и бывальщины начинающего писателя И. Темникова («Иннокентики», «Спичка», «Крестносцы», «Вопрос» [13]). Продолжением авторской и редакторской деятельности альманаха стали устные журналы, которые показываются студентам ИГУ, а отдельные их «страницы» в рамках ежегодного городского образовательного проекта администрации г. Иркутска «Обучающийся город» во время «Неформальных каникул» (ноябрь), «Недели
неформального образования» (начало марта) и на «Площади талантов» (июль - август). Кроме того, выпуск каждого альманаха сопровождается его презентацией и публичными выступлениями его авторов на различных образовательных площадках города: ИГУ, Дом литераторов, библиотеки, детские дома и т.п.
Альманах осуществляет информационную поддержку более крупных издательских проектов своих авторов. Так, только в третьем номере «Народного обозрения» были опубликованы: литературоведческое эссе А. Гордина «Правёж сердца» [4] о повести А. Байбородина «Утоли мои печали»; отрывок из книги Л. Зиминой «Лялькино детство» [7] и И. Темникова «Туристические байки»; а во втором номере «Родных берегов» отрывок из ещё неопубликованной повести В. Крестьянникова «Старатели» [9]. Сам факт публикации литературных и публицистических произведений на страницах альманаха воодушевляет людей третьего возраста на дальнейшую активную интеллектуальную деятельность, во многом способствует возникновению новых жизненных смыслов, а значит и новых жизненных маршрутов. Например, слушатель ВНШ, фотохудожник Д. Шматков, после беседы с автором зарисовки о нём [11] уже в начале 2017 -2018 учебного года начал вести в народной школе фотокружок.
Особенно хотелось бы отметить жизнеутверждающее начало содержания альманаха. Оно определяется ценностями поколения, рожденного в СССР [2], которые объединяют, а не разъединяют людей разного возраста, исповедуют милосердие и бережное отношение к ближнему, осуждают и не приемлют жестокость, лицемерие, алчность, гордыню. К этому добавляется неуёмная жажда к жизни авторов, большинство которых уже давно преодолела порог своего зрелого возраста, но так умеют любить и радоваться жизни, что впору позавидовать молодым.
Проведённый нами обзор одного из образцов современной общественно-образовательной малой прессы г. Иркутска позволяет говорить о том, что именно такой её вид способствует развитию социальной активности целевой аудитории альманаха, корректировке личной системы ценностей и норм поведения его авторов и читателей в процессе их совместной образовательной деятельности.
Литература:
1. Бояринцева А.В. Взрослые или школьники? / А.В. Бояринцева // Народное обозрение. - 2016. - № 3. -С. 155-167.
2. Гордина О.В. Непрерывное образование как фактор социализации людей третьего возраста / О.В. Гордина, А.И. Гордин // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - Ч. 2. - С. 265-268.
3. Гордина О.В. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики: монография / О.В. Гордина, А.И. Гордин. - Иркутск: изд-во ВСГАО, 2010. - С. 148.
4. Гордин А.И. Правёж сердца / А.И. Гордин // Народное обозрение. - 2016. - № 3. - С. 41-61.
5. Гордин А.И. Наши родные берега / А.И. Гордин // Родные берега. - 2014. - № 1. - С. 3-4.
6. Емельянов О. Байка быль / О. Емельянов // Родные берега. - 2017. - № 2. - С. 62-68.
7. Зимина Л. Лялькино детство / Л. Зимина // Народное обозрение. - 2016. - № 3. - С. 102-112.
8. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования / В.И. Ильин. - СПБ.: Интерсоцис, 2006. - 256 с.
9. Крестьянников В. Старатели / В. Крестьянников // Родные берега. - 2017. - № 2. - С. 37-61.
10. Липина М.А. Учебное эссе как форма рефлексии студентов на тему этнической идентичности
/ М.А. Липина // Непрерывное образование как условие устойчивого развития личности и общества / Материалы международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 4 октября 2017 г.). - Иркутск: Изд-во «Иркут», 2017. - С. 110-115.
11. Лукьяненкова Т. Есть красота...Добрые глаза школы... / Т. Лукьяненкова // Народное обозрение. -2016. - № 3. - С. 168- 191.
12. Окерешко А.В. Роль информального образования в преодолении нормативных кризисов развития личности / А.В. Окерешко // Problems of development of a personality: diversity of approaches: materials of the IV international scientific conference on November 15-16, 2017. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - С. 56-66.
13. Растошинская Н. Лирические миниатюры / Н. Растошинская // Родные берега. - 2017. - № 2. - С. 7681.
14. Темников И. Иннокентики. Бывальщины / И. Темников // Народное обозрение. - 2016. - № 3. - С. 82102.
15. Фомичёва И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / И.Д. Фомичёва. - М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 66.
Сведения об авторе:
Гордин Александр Иннокентьевич (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета, e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Gordin (Irkutsk, Russia), Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogy Institute, Irkutsk State University, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2018