Научная статья на тему 'ВСЕРОССИЙСКИЕ ЮНОШЕСКИЕ ЛИГИ - ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В МИНИ-ФУТБОЛЕ(ФУТЗАЛЕ)'

ВСЕРОССИЙСКИЕ ЮНОШЕСКИЕ ЛИГИ - ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В МИНИ-ФУТБОЛЕ(ФУТЗАЛЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ(ФУТЗАЛ) / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алиев Эмиль Гуметович

В статье рассматривается актуальная проблема оптимизации структуры всероссийских юношеских соревнований по мини-футболу(футзалу), сложившейся в нашей стране с начала 90-х гг. прошедшего века. В результате проведенного социологического исследования были выявлены основные лимитирующие факторы , снижающие эффективность данной структуры, и определены пути ее оптимизации. В качестве основной практической формы совершенствования данной структуры стало учреждение всероссийских юношеских лиг(18, 17, 16 и 15 лет), что давало возможность разработать полноценный круглогодичный календарь игр для юных футболистов ведущих ДЮСШ и СДЮШОР с их оптимальной периодичностью для каждого возраста. Главной задачей таких лиг, таким образом, стала оптимизация соревновательной практики юных футболистов в целях повышения качества их подготовки как квалифицированного резерва для сборных юношеских команд России и мини-футбольных клубов - участников чемпионата и первенства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-RUSSIAN YOUTH LEAGUES ARE AN EFFECTIVE TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF SPORTS RESERVE TRAINING IN MINI-FOOTBALL (FUTSAL)

The article deals with the actual problem of optimizing the structure of the All-Russian youth competitions in mini-football (futsal), which has developed in our country since the early 90s. of the past century. As a result of the sociological study, the main limiting factors that reduce the effectiveness of this structure were identified, and ways to optimize it were identified. The main practical form of improving this structure was the establishment of all-Russian youth leagues (18, 17, 16 and 15 years old), which made it possible to develop a full-fledged year-round calendar of games for young football players of the leading Youth and Sports Schools with their optimal frequency for each age. The main task of such leagues, therefore, was to optimize the competitive practice of young football players in order to improve the quality of their training as a qualified reserve for the national youth teams of Russia and futsal clubs -participants in the national championship and championship.

Текст научной работы на тему «ВСЕРОССИЙСКИЕ ЮНОШЕСКИЕ ЛИГИ - ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В МИНИ-ФУТБОЛЕ(ФУТЗАЛЕ)»

No. 2 (202). pp. 129-134.

3. Kashuba, V.A. and Dudko, M.V. (2015), "Technology of prevention of students' posture disorders in the process of physical education", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No, 2 (11), pp. 24-30.

4. Kolos, N.A., Malinsky, I.Y. and Yaremenko, V.V. (2010), "Features of morphofunctional development of students", Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sports, No. 12, pp. 59-61.

5. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2021), "Modernization of health practices of special medical groups by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), p. 213-217.

6. Pererekov, V.S. Buldakova, N.V., Bandakov, M.P. et al. (2018), "Results of experimental methods of using statodynamic exercises in physical education classes with students of special medical groups", Man. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 3, pp. 120-134.

7. Shepel, S.P., Mikhalchenko, E.G., Vnukova, E.Y. et al. (2020), "Actual problems of health of student youth", Physical culture and health, No. 1 (73), pp. 85-89

8. Tsyglakova E.A. and Filippova, E.A. (2018), "The effect of decreased motor activity on the human body", Collection of scientific articles of the Faculty of Physical Culture and Life Safety, Saratov source, Saratov, pp. 184-187.

Контактная информация: uliasha@list.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2022

УДК 796.332.6

ВСЕРОССИЙСКИЕ ЮНОШЕСКИЕ ЛИГИ - ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В МИНИ-

ФУТБОЛЕ (ФУ ТЗАЛЕ) Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, Президент, Ассоциации мини-

футбола России, Москва

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема оптимизации структуры всероссийских юношеских соревнований по мини-футболу(футзалу), сложившейся в нашей стране с начала 90-х гг. прошедшего века. В результате проведенного социологического исследования были выявлены основные лимитирующие факторы , снижающие эффективность данной структуры, и определены пути ее оптимизации. В качестве основной практической формы совершенствования данной структуры стало учреждение всероссийских юношеских лиг(18, 17, 16 и 15 лет), что давало возможность разработать полноценный круглогодичный календарь игр для юных футболистов ведущих ДЮСШ и СДЮШОР с их оптимальной периодичностью для каждого возраста. Главной задачей таких лиг, таким образом, стала оптимизация соревновательной практики юных футболистов в целях повышения качества их подготовки как квалифицированного резерва для сборных юношеских команд России и мини-футбольных клубов - участников чемпионата и первенства страны.

Ключевые слова: мини-футбол(футзал), спортивный резерв, оптимизация, структура, соревнования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p20-24

ALL-RUSSIAN YOUTH LEAGUES ARE AN EFFECTIVE TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF SPORTS RESERVE TRAINING IN MINI-FOOTBALL (FUTSAL) Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogical sciences, President, Association of MiniFootball of Russia, Moscow

Abstract

The article deals with the actual problem of optimizing the structure of the All-Russian youth competitions in mini-football (futsal), which has developed in our country since the early 90s. of the past century. As a result of the sociological study, the main limiting factors that reduce the effectiveness of this structure were identified, and ways to optimize it were identified. The main practical form of improving this structure was the establishment of all-Russian youth leagues (18, 17, 16 and 15 years old), which made it possible to develop a full-fledged year-round calendar of games for young football players of the leading Youth and Sports Schools with their optimal frequency for each age. The main task of such leagues, therefore, was to optimize the competitive practice of young football players in order to improve the quality of their training as a qualified reserve for the national youth teams of Russia and futsal clubs -participants in the national championship and championship.

Keywords: mini-football (futsal), sports reserve, optimization, structure, competitions.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе мини-футбол (футзал) является одним из наиболее динамично развивающихся в нашей стране спортивных дисциплин [2, 3, 4]. Эта спортивная игра представляет собой не только увлекательную и постоянно развивающуюся разновидность футбола, но и эффективное средство физического воспитания людей различного возраста. Растущая популярность мини-футбола (футзала) объясняется целым рядом факторов. Прежде всего, эта спортивная игра характеризуется всеобщей доступностью (ею увлекаются школьники и студенты, мужчины и женщины, объединенные в любительские и профессиональные команды, ветераны футбола). За более чем 30-летний период становления этой модификации футбола в Российской Федерации особое развитие получило ее профессиональное направление. Не случайно в настоящее время чемпионат нашей страны стал одним из сильнейших на европейском континенте, а сборные команды России постоянно входят в когорту ведущих на планете [1, 2, 3, 4].

За прошедшие годы мини-футбол (футзал) также активно развивался и в странах всех континентов нашей планеты. Так, в отборочных соревнованиях чемпионата мира 2020г. приняли участие национальные сборные команды более чем из 130 стран. Сегодня эта разновидность футбола успешно укоренилась в странах Европы, Латинской Америки и Азии. Наибольший прогресс этой игры наблюдается в Испании, Португалии, России, Бразилии, Аргентине, Иране, Японии, Таиланде, Иране и т. д.

Бурному распространению этой спортивной игры в мире способствовало заметному росту спортивного мастерства футболистов, обострению конкуренции между сборными и клубными командами на международной арене. В связи с этим, одним из ведущих факторов сохранения конкурентно способности является совершенствование системы подготовки спортивного резерва, важнейшим элементом которой является структура всероссийских юношеских соревнований [1, 2, 5].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сложившаяся в Российской Федерации сначала 90-х гг. прошедшего века структура всероссийских юношеских соревнований по мини-футболу (футзалу) включает как турниры среди ДЮСШ и СДЮШОР, так и среди юношеских команд клубов суперлиги и высшей лиги. С появлением в международном календаре ряда важных юношеских соревнований по мини-футболу (футзалу) (Юношеские олимпийские игры, чемпионат Европы среди 19-летних футболистов) проявилось определенное несовершенство сложившейся в стране структуры всероссийских соревнований по этой спортивной дисциплине. В целях выявления и уточнения имеющихся в данной системе лимитирующих факторов и определения путей ее оптимизации было проведено социологическое исследование с привлечением 64 специалистов, представляющих мини-футбольные клубы, региональные ассоциации мини-футбола и федерации футбола. Предварительно была разработана анкета с

использованием рекомендаций ряда специалистов [6]. В ходе исследования была определена согласованность мнений экспертов ^ - коэффициент конкордации) и их статистическая достоверность (х2 - критерий), а также степень значимости выявленных факторов.

Суммируя мнения экспертов, следует сделать вывод, что в настоящее время доминирующим лимитирующим фактором в системе юношеских соревнований по мини-футболу (футзалу) является крайне низкое количество игр проводимых юными футболистами ДЮСШ и СДЮШОР на предварительном и финальном этапах всероссийских турниров. Так, 92% респондентов дали этому фактору оценку «очень важно», 6% - «важно», а 2% - «не важно».

На второе ранговое место респонденты поставили отсутствие возможности участвовать во всероссийских турнирах по мини-футболу (футзалу) целой группы юных футболистов ДЮСШ и СДЮШОР, представляющих отдаленные регионы страны. При этом 84% опрошенных специалистов поставили этой проблеме оценку «очень важно», 10% -«важно», а 6% - «не важно».

Третье ранговое место эксперты отдали проблеме отсутствия должной соревновательной практики для юных футболистов ДЮСШ и СДЮШОР на уровне региональных турниров. Так, 76% респондентов выставили этому фактору оценку «очень важно», 16% -«важно», а 8% - «не важно».

На четвертое ранговое место опрошенные специалисты поместили такой фактор, как низкий уровень селекционной работы по привлечению перспективных юных футболистов ДЮСШ и СДЮШОР из целого ряда регионов страны в сборные команды России. Оценку «очень важно» этой проблеме поставили 72% респондентов, 24% опрошенных специалистов оценку «важно», а 4% - «не важно».

Пятое ранговое место эксперты отдали низкому уровню стимулирования педагогической деятельности руководителей и тренерского состава ДЮСШ и СДЮШОР в связи с отсутствием участия их воспитанников во всероссийских соревнованиях. При этом 64% опрошенных специалистов дали этому фактору оценку «очень важно», 28% - «важно», а 8% - «не важно».

На шестое ранговое место респонденты поставили невозможность при сложившейся в стране структуре всероссийских соревнований по мини-футболу (футзалу) организовать при проведении этапов этих турниров одновременное педагогическое тестирование по единой методике большинства перспективных юных футболистов. Так, 42% экспертов поставили этому фактору оценку «очень важно», 28% - «важно», а 30% - «не важно».

Мнения экспертов, принявших участие в данном исследовании, имеет высокую статистическую согласованность и достоверность ^=0,78; х2=195,86).

Результаты исследования обсуждались на всероссийских семинарах-совещаниях спортивных менеджеров (2019, 2020 гг.), всероссийских и региональных семинаров тренеров мини-футбольных клубов и руководителей ДЮСШ и СДЮШОР (2020 г.). На основании результатов исследования и последующих обеспечений данной проблемы, Ассоциация мини-футбола России разработала план учреждения в структуре всероссийских юношеских соревнований по мини-футболу (футзалу) всероссийских юношеских лиг, которые должны были функционировать наряду с ранее утвержденными турнирами, но включать ведущие ДЮСШ и СДЮШОР с последующими расширением числа команд-участников таких лиг. В таблице показаны сроки открытия в стране всероссийских юношеских мини-футбольных лиг.

Учреждение таких лиг было рассчитано осуществить в течение 4-х сезонов. Уже в сезонах 2020-2021 гг. и 2021-2022 гг. были открыты и успешно функционировали две всероссийские юношеские лиги (и-18 и и-16), продемонстрировавшие большую заинтересованность как руководителей и тренерский состав ДЮСШ и СДЮШОР, так и трене-

ров сборных юношеских команд России.

Таблица - Сроки открытия в стране всероссийских юношеских мини-футбольных лиг

Наименование лиги Сезоны

2020-2021 гг. | 2021-2022гг. 2022-2023 гг. 2023-2024 гг.

U-18 | |

U-17

U-16

U-15

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование и широкое обсуждение его результатов позволило выявить ключевые лимитирующие факторы в сложившейся в стране с начала 90-х гг. прошедшего века всероссийской структуре всероссийских соревнований по мини-футболу (футзалу), найти практическую форму ее оптимизации, разработав 4-х летний план открытия всероссийских юношеских лиг (18, 17, 16 и 15 лет). Учреждение таких лиг дает возможность создать полноценный круглогодичный календарь для юных футболистов ведущих ДЮСШ и СДЮШОР с оптимальным количеством игр, и соблюдением периодичности их проведения. Данная акция в целом в значительной степени обеспечивает полноценную соревновательную практику для перспективных юных футболистов, способствуя повышению качества подготовки квалифицированного спортивного резерва для сборных юношеских команд России и мини-футбольных клубов - участников чемпионата и первенства страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Э.Г. Проблемы организации подготовки спортивного резерва в мини-футбольных клубах / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, К.В. Еременко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 3-5.

2. Алиев Э.Г Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола(футзала) / Э.Г Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011.-№ 10 (80). - С. 16-19.

3. Андреев С.Н. Эволюция мини-футбола(футзала) в современную автономную разновидность классического мини-футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.

4. Андреев О.С. Организационно-педагогические аспекты развития мини-футбола в Российской федерации: афтореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев Олег Семенович. - Малаховка, 2008. - 27 с.

5. Иванов О.Н. Соревновательная деятельность спортсменов различной квалификации, специализирующихся в мини-футболе: методическое пособие / О.Н. Иванов, В.С. Левин. - Малаховка, 2009. - 48 с.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А.Я Ядов. - Москва : Добросвет: Университет, 1998.- 569 с.

REFERENCES

1. Aliev, E.G, Andreyev, O.S. and Eremenko, K.V. (2008), "Problem of the organization of preparation of a sports reserve in mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 3-5.

2. Aliev, E.G., Andreev, O.S. and Demin, A.A. (2011), "Interrelation of mass and professional mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (80), pp. 16-19.

3. Andreev, S.N. (2007), "The evolution of mini-football (futsal) into a modern stand-alone version of classic football", Theory and methodology of football, No. 1, pp. 6-7.

4. Andreyev, O.S. (2008), Organizational and pedagogical aspects of development of minifootball in the Russian Federation, dissertation, Malakhovka.

5. Ivanov, O.N. and Levin V.S. (2009), Competitive activity of athletes of various qualifications, specializing in mini-football: a methodological guide, Malakhovka.

6. Yadov, V.A. (2000), Strategy of sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, Moscow.

Контактная информация: aleksa.v19@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.12.2022

УДК 796.078

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 11-12 ЛЕТ

Наталья Александровна Амбарцумян, старший преподаватель, Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Владимировна Гилдаш, магистрант, Ирина Станиславовна Горенюк, учитель физической культуры, Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время комплекс ГТО стал моделью физической подготовки и подготовленности граждан нашей страны. Помимо тестов и нормативов в Комплексе представлены рекомендации к двигательной активности участников разного возраста. Однако специалисты считают, что данные рекомендации недостаточно объективно отражают необходимый объем двигательной активности. В этой связи представляется актуальным проведение исследования, направленного на выявление зависимости качества выполнения нормативов ВФСК ГТО от уровня физической активности. Цель исследования - определение взаимосвязи между уровнем физической активности детей среднего школьного возраста и степени их готовности к выполнению отдельных нормативов и нормативных требований комплекса ГТО. Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, шагометрия, математическая статистика. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что доля подростков 11-12 лет обоего пола, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО III ступени составляет в среднем 20-23%; временные параметры регламентированной физической активности детей среднего школьного возраста, способных выполнить нормативные требования комплекса ГТО, составляют примерно 5 часов в неделю; выявлена статистически значимая положительная взаимосвязь между временными параметрами физической активности, количественными показателями двигательной активности подростков 11-12 лет с показателями их готовности выполнить нормативные требования, а также отдельных испытаний ВФСК ГТО.

Ключевые слова: комплекс ГТО, подростки, физическая активность, двигательная активность, физическая подготовленность, нормативные требования, корреляционный анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p24-31

CORELATION OF THE QUALITY OF COMPLIANCE WITH THE STANDARDS OF THE VFSK RLD WITH THE INDICATORS OF PHYSICAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS AGED 11-12 YEARS

Natalia Aleksandrovna Ambartsumyan, the senior teacher Sergey Pavlovich Arshinnik, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Maria Vladimirovna Gildash, the master's student, Irina Stanislavovna Gorenyuk, the physical education teacher; Mikhail Yuryevich Pushkarny,

the candidate ofpedagogical sciences, docent, Kuban State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The analysis of literary sources indicates that at present the RLD complex has become a model of physical fitness and preparedness of citizens of our country. In addition to the tests and standards, the

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.