Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО РЕЗЕРВА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО РЕЗЕРВА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ (ФУТЗАЛ) / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Эмиль Гуметович

В статье рассматривается процесс развития мини-футбола (футзала) в России за прошедшее 30-летие: создание разветвленной организационной структуры этой игры, открытие региональных ассоциаций, достижения сборных команд России на международной арене, качественное проведение чемпионата и первенства страны с участием более 40 клубов и т.д. В тоже время отмечается, что в последнее время все более ощущается дефицит перспективных молодых игроков в клубах и сборных командах страны, что связано с наличием в организации подготовки спортивного резерва целого ряда проблем и нерешенных задач. Учитывая интенсивное развитие мини-футбола в мире, активизацию УЕФА и МОК по развитию юношеского направления этой игры, сегодня перед региональными федерациями футбола и ассоциациями мини-футбола, Ассоциацией мини-футбола России встает серьезная задача по совершенствованию организации подготовки квалифицированного резерва. Проведенное социологическое исследование позволило выявить наиболее актуальные направления этой проблемы, определить их иерархию. Важно, что выявленные факторы легли в основу разработанного Ассоциацией мини-футбола России плана развития этой модификации футбола на период 2021-2025гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO IMPROVE THE ORGANIZATION OF THE PREPARATION OF THE QUALIFIED RESERVE IN MINI-FOOTBALL (FUTSAL)

The article examines the development process of mini-football (futsal) in Russia over the past 30 years: the creation of the extensive organizational structure of this game, the opening of the regional associations, the achievements of the Russian national teams in the international arena, the high-quality holding of the championship and national championship with the participation of more than 40 clubs and etc. At the same time, it is noted that in the recent years there has been growing shortage of the promising young players in clubs and national teams of the country, which is associated with the presence of a number of problems and unsolved problems in the organization of training the sports reserve. Taking into account the intensive development of mini-football in the world, the activation of UEFA and the IOC to develop the youthful direction of this game, today the regional football federations and mini-football associations, the Mini-football Association of Russia face a serious task to improve the organization of training a qualified reserve. The sociological research carried out made it possible to identify the most topical areas of this problem, to determine their hierarchy. It is important that the identified factors formed the basis for the development plan of this modification of football for the period 2021-2025, developed by the Russian Mini-Football Association.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО РЕЗЕРВА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ)»

Педагогические науки

УДК 796.332.6

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО РЕЗЕРВА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ)

Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, президент, Ассоциация мини-

футбола России, Москва

Аннотация

В статье рассматривается процесс развития мини-футбола (футзала) в России за прошедшее 30-летие: создание разветвленной организационной структуры этой игры, открытие региональных ассоциаций, достижения сборных команд России на международной арене, качественное проведение чемпионата и первенства страны с участием более 40 клубов и т.д. В тоже время отмечается, что в последнее время все более ощущается дефицит перспективных молодых игроков в клубах и сборных командах страны, что связано с наличием в организации подготовки спортивного резерва целого ряда проблем и нерешенных задач. Учитывая интенсивное развитие мини-футбола в мире, активизацию УЕФА и МОК по развитию юношеского направления этой игры, сегодня перед региональными федерациями футбола и ассоциациями мини-футбола, Ассоциацией мини-футбола России встает серьезная задача по совершенствованию организации подготовки квалифицированного резерва. Проведенное социологическое исследование позволило выявить наиболее актуальные направления этой проблемы, определить их иерархию. Важно, что выявленные факторы легли в основу разработанного Ассоциацией мини-футбола России плана развития этой модификации футбола на период 2021-2025гг.

Ключевые слова: мини-футбол (футзал), спортивный резерв, организация, планирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p3-6

TO IMPROVE THE ORGANIZATION OF THE PREPARATION OF THE QUALIFIED RESERVE IN MINI-FOOTBALL (FUTSAL) Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogical sciences, President, Association of MiniFootball of Russia, Moscow

Abstract

The article examines the development process of mini-football (futsal) in Russia over the past 30 years: the creation of the extensive organizational structure of this game, the opening of the regional associations, the achievements of the Russian national teams in the international arena, the high-quality holding of the championship and national championship with the participation of more than 40 clubs and etc. At the same time, it is noted that in the recent years there has been growing shortage of the promising young players in clubs and national teams of the country, which is associated with the presence of a number of problems and unsolved problems in the organization of training the sports reserve. Taking into account the intensive development of mini-football in the world, the activation of UEFA and the IOC to develop the youthful direction of this game, today the regional football federations and mini-football associations, the Mini-football Association of Russia face a serious task to improve the organization of training a qualified reserve. The sociological research carried out made it possible to identify the most topical areas of this problem, to determine their hierarchy. It is important that the identified factors formed the basis for the development plan of this modification of football for the period 2021-2025, developed by the Russian Mini-Football Association.

Keywords: mini-football (futsal), sports reserve, organization, planning.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской федерации, благодаря активной целенаправленной деятельности Ассоциации мини-футбола России, являющейся ведущим автономным подразделением Рос-

сийского футбольного союза, и региональных физкультурно-спортивных организаций за прошедшее 30-летие создана достаточно разветвленная организационная структура этой спортивной дисциплины. Во многих субъектах РФ открыты региональные ассоциации, являющиеся главными организаторами массовых соревнований. В чемпионате и первенстве страны состязаются 40 мини-футбольных клубов. При этом клубы суперлиги-участники чемпионата России имеют профессиональный статус. Также проводятся и всероссийские юношеские турниры. Настоящим флагманом отечественного мини-футбола стала национальная сборная страны, постоянно занимающая в рейтинге УЕФА ведущие позиции [1, 2, 3, 5]. В то же время, несмотря на целый ряд положительных моментов в развитии в Российской Федерации данной модификации футбола, в последнее время все острее ощущается нехватка перспективных молодых игроков. Особенно дефицит таких футболистов испытывают ведущие мини-футбольные клубы- участники европейских официальных соревнований и сборные команды страны. Во многом данная проблема связана с недостаточным уровнем организации региональных и всероссийских юношеских соревнований, низкой квалификацией тренеров, привлекаемых на местах для работы в ДЮСШ СДЮШОР. Существует ряд других нерешенных вопросов в этой сфере подготовки спортивных резервов.

Сегодня мини-футбол (футзал), как и любой вид спорта не стоит на месте, а находится в постоянном движении, развитии. Активно развивается эта спортивная игра в Азии, Латинской Америке, Африке. В Европе подавляющее большинство стран и ведущие клубы являются участниками официальных европейских соревнований. Важно, что МОК УЕФА в последние годы стали активными пропагандистами этой спортивной игры. Так, МОК включил соревнования по мини-футболу (футзалу) в программу Юношеских Олимпийских Игр, а УЕФА стала проводить чемпионат Европы для юношеских сборных команд. Активизировали работу по подготовке квалифицированного резерва испанцы, португальцы, хорваты, итальянцы, чехи, и др. Сильные сборные юношеские команды имеют Бразилия, Аргентина, Гватемала, Япония, Иран. Учитывая интенсивное развитие юношеского мини-футбола в большинстве стран, являющихся на международной арене основными конкурентами России в этом виде спорта, сегодня отечественным специалистом предстоит серьезная задача- включить на полную мощность все основные звенья системы данной спортивной игры и в первую очередь такую важнейшую ее составляющую, как подготовка квалифицированного спортивного резерва. Только в этом случае возможно в условиях повышенной конкуренции на международной арене в ближайшей перспективе не только поддержать высокое реноме отечественного мини-футбола(футзала), но и приумножить достигнутые спортивные результаты [1, 3, 4, 5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях выявления мнений специалистов по совершенствованию в стране сложившейся системы подготовки квалифицированного резерва по мини-футболу (футзалу), было проведено социологическое исследование с участием ведущих специалистов страны по данной разновидности футбола. В опросе приняли участие 48 экспертов. Предварительно была разработана анкета с использованием рекомендаций ряда авторов [6, 7]. По итогам проведенного опроса были определены согласованность мнений экспертов: коэффициент конкордации, их статистическая достоверность (2 - критерий), а также степень важности выявленных факторов.

Первое ранговое место респонденты отдали необходимости открытия во всех регионах, имеющих клубы суперлиги и высшей лиги ДЮСШ и СДЮШОР по мини-футболу(футзалу). 88% опрошенных специалистов дали этому фактору оценку «очень важно», 8% - «важно», 4% - «не важно». Можно предположить, что высокая степень важности фактора связана с медленным развитием системы спортивных школ в регионах, использованием зачастую в соревнованиях по этой модификации футбола юных футбо-

листов из ДЮСШ и СДЮШОР по футболу.

Второе и третье ранговые места поделены между собой такими факторами, как необходимость усовершенствования работы по повышению квалификации тренеров, работающих с юными футболистами, и необходимость включения в календарь всероссийских соревнований юношеских лиг (15-16 и 17-18 лет) с участием ведущих спортивных школ страны. 82% экспертов поставили этим факторам оценку «очень важно», 12% -«важно», а 6% - «не важно». Если первый фактор объясняется общим пониманием недостаточной квалификации тренерского состава, то второй, по нашему мнению, связан с ограниченностью соревновательной практики для юных футболистов этих возрастных групп.

Четвертое ранговое место экспертами отдано необходимостью разработки и внедрению в спортивные школы новой учебной программы по мини-футболу, учитывающей современные тенденции развития мирового мини-футбола (футзала). 74% респондентов дали этому фактору оценку «очень важно», 20% - «важно», а 6% - «не важно». Высокая степень важности этого фактора объясняется объективными причинами: учебная программа по этой разновидности футбола была разработана еще в середине 90-х гг. прошедшего века и, безусловно, сегодня требует модернизации.

Пятое и шестое ранговые места опрошенные специалисты отдали таким факторам, как необходимость создания в структуре сборных команд страны юношеских сборных (14-15 и 16-17 лет), и необходимость регулярного проведения на территории Российской федерации международных юношеских турниров. 66% экспертов поставили этим факторам оценку «очень важно», 24% - «важно», а 10% - «не важно». Данными факторами взаимосвязаны и согласуются с позициями МОК и УЕФА по развитию юношеского ми-ни-футбола(футзала).

Седьмое ранговое место респонденты отдали такому фактору, как необходимость расширения выпуска научно-методической литературы по вопросам подготовки юных футболистов. 52% опрошенных специалистов дали этому фактору оценку «очень важно», 36% - «важно», а 12% - «не важно». Данное ранговое место, данное этой проблеме экспертами, можно объяснить выпуском Ассоциацией мини-футбола России целого ряда учебных и методических пособий по актуальным проблемам подготовки спортивного резерва и отсутствия в настоящее время дефицита в такой литературе.

На восьмое ранговое место эксперты поставили проблему возведения в регионах спортивных сооружений, приспособленных для занятий мини-футболом (футзалом). 34% опрошенных специалистов этому фактору оценку «очень важно», 26% - «важно», а 40% -«не важно». Такая низкая в сравнении с другими факторами значимость этой проблемы, безусловно связана с достаточно широким строительством во многих регионах страны спортивных сооружений для игровых видов спорта, в том числе и мини-футбола (футза-ла). Примечательно, что если в 90-е гг. прошедшего и первое 10-летие наступившего века эксперты проблему необходимости расширения спортивных сооружений для занятий этой модификацией футбола рассматривали как одну из самых актуальных, то на современном этапе этот фактор потерял свою былую остроту.

Мнения экспертов, принявших участие в социологическом исследовании, имеют высокую статистическую согласованность и достоверность ^=0,78; х2= 196,38).

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные в ходе социологического исследования данные позволяют определить и уточнить основные направления развития системы подготовки спортивного резерва, а также выявить их иерархию. Данная информация стала основой для разработки Ассоциацией мини-футбола России раздела юношеского мини-футбола (фут-зала) перспективного плана развития данной модификации футзала на период 2021-2025 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Э.Г. Проблемы организации подготовки спортивного резерва в мини-футбольных клубах / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, К.В. Еременко // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта/ - 2008. - № 6 (40) - C. 3-5.

2. Алиев Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А. А. Демин // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №10 (80) - С. 16-19.

3. Алиев Э.Г. Оптимизация структуры международных соревнований - важный фактор дальнейшего развития мини-футбола (футзала) / Э.Г Алиев // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта - 2014 - № 4 (110) - С. 7-9.

4. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития мини-футбола в Российской федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев Олег Семенович. - Малаховка, 2009. - 27 с.

5. Андреев С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола - 2007- №1- С. 6-7.

6. Измерение и вычисление в спортивно-педагогической практике: учебное пособие / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П. Борисенков - 2-е изд.- Москва : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.

7. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - Москва : Добросвет, 2000. - 569 с.

REFERENCES

1. Aliev, E.G, Andreyev, O. S. and Eremenko, K.V. (2008), "Problem of the organization of preparation of a sports reserve in mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 3-5.

2. Aliev, E.G., Andreev, O.S. and Demin, A.A. (2011), "Interrelation of mass and professional mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (80), pp. 16-19.

3. Aliev E.G. (2014), "Optimization of the international competitions structure - an important factor for further development of mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No.4, pp. 7-9.

4. Andreyev, O.S. (2009), Organizational and pedagogical aspects of development of minifootball in the Russian Federation, dissertation, Malakhovka..

5. Andreev, S.N. (2007), "The evolution of mini-football (futsal) into a modern stand-alone version of classic football", Theory and methodology of football, No. 1, pp. 6-7.

6. Guba, V.P., Shegakov, M.P., Bubnov M.P. and Borisenkov, M.P. (2006), Measurements and calculations in it is sports - student teaching: manual, Physical culture and sport, Moscow.

7. Yadov, V.A. (2000), Strategy of sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, Moscow.

Контактная информация: aleksa.v19@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.11.2021

УДК 796.332:796.015.15

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ

ФУТБОЛИСТОВ ЗА ТРЕХЛЕТНИЙ ПЕРИОД ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Вероника Владиславовна Амплеева, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Анатольевна Калимуллина, доктор педагогических наук, профессор, Светлана Ивановна Зизикова, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань

Аннотация

В статье представлена оценка физической подготовленности юных футболистов 14-17 лет, на протяжении трехлетнего периода тренировочной деятельности. Цель исследования - провести анализ и дать комплексную оценку динамики общей и специальной физической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.