2. Алиев Э.Г. Анализ структуры организационной деятельности территориальных федераций футбола по развитию мини-футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 12-15.
3. Андреев О.С. Совершенствовать организационно-управленческую деятельность физ-культурно-спортивных организаций / О. С. Андреев // Совершенствование системы физкультурного воспитания и физкультурного образования в Сибири : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск, 2005. - С. 135-139.
4. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.
5. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф. Ануфриев. - Москва : Ось - 89, 2004. - 112 с.
6. Кларин, М. В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. - Высшая школа, 1998. - 186 с.
REFERENCES
1. Aliev, E.G., Andreev, O.S. and Demin, A.A. (2011), "Interrelation of mass and professional mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (80), pp. 16-19.
2. Aliev, E.G., Andreev, O.S. and Demin, A.A. (2011), "Analysis of the structure of the organizational activities of territorial football federations for the development of mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (78), pp. 12-15.
3. Andreev, O.S. (2005), "To improve the organizational and managerial activity of physical culture and sports organizations", Improving the system of physical education and physical education in Siberia: materials of the IVAll-Russian scientific-practical conference, Irkutsk, pp. 135-139.
4. Andreev, S.N. (2007), "The evolution of mini-football (futsal) into a modern stand-alone version of classic football", Theory and methodology of football, No. 1, pp. 6-7.
5. Anufriev, A.F. (2004), Scientific Research. Term, diploma and dissertation work, Axis-89, Moscow.
6. Klarin, M.V. (1998), Pedagogical technologies and innovative trends in modern education (analysis of foreign experience), Higher School, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.07.2020
УДК 796.332.6
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО МИНИ-ФУТБОЛА (ФУТЗАЛА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, профессор, Президент, Ассоциация мини-футбола России, г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития в Российской Федерации такой разновидности футбола как женский мини-футбол (футзал). Приводятся данные проведенного социологического исследования с участием работников региональных федераций футбола, органов управления физической культурой и спортом субъектов РФ, тренеров сборных и клубных команд страны. Всего в опросе приняли участие 68 специалистов, непосредственно задействованных в развитии данной модификации футбола. Полученные результаты позволили выявить основные лимитирующие факторы в развитии женского мини-футбола (футзала) в нашей стране на современном этапе, а также определить их иерархию, что, безусловно, дает возможность физкультурно-спортивным организациям критически оценить свою деятельность и разработать конкретные меры по ее совершенствованию на ближайшее десятилетие.
Ключевые слова: мини-футбол (футзал), развитие, проблемы, оптимизация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p7-10
DEVELOPMENT PROBLEMS OF WOMEN'S MINI-FOOTBALL (FUTSAL) IN THE
RUSSIAN FEDERATION Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogical sciences, professor, President, MiniFootball Association of Russia, Moscow
Abstract
The article examines the current problems of development of such a kind of football as women's mini-football (futsal) in the Russian Federation. The data of the sociological study conducted with the participation of the employees of the regional football federations, physical culture and sports governing bodies of the constituent entities of the Russian Federation, coaches of national teams and club teams of the country are presented. In total, 68 specialists who are directly involved in the development of this modification of football took part in the survey. The results obtained made it possible to identify the main limiting factors in the development of women's mini-football (futsal) in our country at the present stage, as well as to determine their hierarchy, which, of course, makes it possible for physical culture and sports organizations to critically evaluate their activities and develop specific measures to improve it for the next decade.
Keywords: mini-football (futsal), development, problems, optimization.
ВВЕДЕНИЕ
Целенаправленное развитие в Российской Федерации женского мини-футбола (футзала) началось в период 2009-2010 года, когда Российский футбольный союз поручил Ассоциации мини-футбола России заняться развитием данной модификации футбола. Активная позиция последней способствовала становлению этой спортивной дисциплины в ряде регионов страны, созданию постоянно действующей национальной сборной России, совершенствованию структуры всероссийских соревнований, расширению работы по повышению классификации тренерского состава, оптимизации структуры женских сборных команд. В то же время школьные команды девочек стали участниками общероссийских проектов «Мини-футбол - в школу» в 4-х возрастных группах (10-11,12-13,1415,16-17 лет), а студенческие команды девушек участницами общероссийского проекта «Мини-футбол - в ВУЗы». Результатом такой активной деятельности стали заметные успехи национальной сборной России на международной арене в ряде престижных турниров, а также золотые медали студенческой сборной, завоеванные в 2018 г. в Казахстане. Однако, несмотря на эти достижения, в развитии женского мини-футбола (футзала), в нашей стране сохранились серьезные нерешенные задачи и острые проблемы, тормозящие дельнейший прогресс этой модификации футбола. В условиях, когда УЕФА учредила чемпионат Европы для национальных сборных команд, а МОК включил в программу Юношеских Олимпийских игр эту разновидность футбола, когда в целом ряде стран мира женский мини-футбол (футзал) стал активно развиваться и успешно конкурировать с ведущими сборными и клубными командами, наличие острых проблем в развитии данной отечественной разновидности футбола не может никого удовлетворить. Всероссийский форум мини-футбола (футзала), проведенный Ассоциацией мини-футбола России в 2019 г. показал крайне неудовлетворительную работу на местах физкультурно-спортивных организаций, требующего коренной перестройки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенное социологическое исследование с привлечением 68 специалистов, непосредственно задействованных в работе по развитию мини-футбола (футзала), дало возможность определить основные лимитирующие факторы в развитии женского мини-футбола (футзала) в стране, а также определить их иерархию. В ходе исследования были определены согласованность мнений экспертов (W - коэффициент согласованности) и их
статистическая достоверность (х2 - критерий).
На первое ранговое место респонденты поставили проблему низких кадровых возможностей у региональных федераций футбола для активного решения вопросов развития женского мини-футбола (футзала). Так, 80% экспертов отдали этому фактору оценку «очень важно», 15% - «важно», а 3% - «не важно».
Второе ранговое место было отдано экспертами ограниченность региональных календарных планов соревнований по мини-футболу (футзалу). 70% респондентов оценили эту проблему как «очень важно», 18% дали этому фактору оценку «важно» и лишь 12% -оценку «не важно».
На третье ранговое место респонденты поставили такой фактор, как отсутствие у федераций футбола субъектов РФ планов-заданий по развитию данной модификации футбола. 64% экспертов оценили эту проблему как «очень важную», 20% как «важную», а 16% как «не важную».
Четвертое ранговое место было отдано проблеме низкой заинтересованности средств массовой информации в пропаганде данной разновидности футбола. 58% респондентов поставили этому фактору оценку «очень важно», 30% - «важно», а 12% - «не важно». Недостаток квалифицированных тренеров по мини-футболу (футзалу) 38% экспертов оценили, как «как важный», 42% как «важный», а 20% как «не важный».
На шестое ранговое место респонденты поставили проблему слабой материально -технической базы для развития мини-футбола (футзала). 32% экспертов дали этому фактору оценку «очень важно», 26% - «важно», а 42% - «не важно». Низкая значимость этого фактора, как полагаем, связана с решением в большинстве регионов страны вопросов строительства спортивных сооружений для игровых видов спорта.
Мнения экспертов, принявших участие в социологическом исследовании, имеют высокие статистические согласованность, достоверность (^ = 0,78, X - критерий -194,18). Таким образом, проведение исследования позволило выявить основные лимитирующие факторы в развитии женского мини-футбола (футзала) в Российской Федерации, а также определить их иерархию.
ВЫВОДЫ
Таким образом, к доминирующим лимитирующим факторам в развитии женского мини-футбола (футзала) в Российской Федерации по итогам исследования следует отнести:
- проблему низких кадровых возможностей региональных федераций футбола;
- ограниченность региональных календарных планов соревнований по мини-футболу (футзалу);
- отсутствие у региональных федераций футбола планов-заданий по развитию данной модификации футбола;
- низкую заинтересованность средств массовой информации в пропаганде мини-футбола (футзала).
Выявленные лимитирующие факторы в развитии мини-футбола (футзала) могут быть учтены и использованы при разработке программ развития разновидностей футбола до 2030 г., осуществляемых в настоящее время Российским футбольным союзом совместно с соответствующими ассоциациями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини- футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С 16-19.
2. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.
3. Сейранов, С.Г. Введение в менеджмент физической культуры и спорта / С.Г. Сейранов. - Москва : Физкультура и спорт, 1995. - 119 с.
4. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - Москва : Добросвет, 2000. - 569 с.
REFERENCES
1. Aliev, E.G., Andreev, O.S. and Demin, A.A. (2011), "Interrelation of mass and professional mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (80), pp. 16-19.
2. Andreev, S.N. (2007), "The evolution of mini-football (futsal) into a modern stand-alone version of classic football", Theory and methodology of football, No. 1, pp. 6-7.
3. Seyranov, S.G. (1995), Introduction to the management of physical culture and sports, Physical culture and sport, Moscow.
4. Yadov, V.A. (2000), Strategy of sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.07.2020
УДК 331.5
ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Галина Анатольевна Андросова, кандидат экономических наук, доцент, Елена Янве-
ровна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме профессиональной мотивации выпускников НГУ имени П.Ф. Лесгафта по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Актуальность исследования обусловлена важной ролью обеспечения отрасли физической культуры и спорта квалифицированными трудовыми ресурсами. Цель исследования: изучение факторов, влияющих на профессионально-карьерные ожидания студентов 2 курса бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Методы и организация исследования: социологический опрос в форме анкетирования, обобщение и анализ эмпирических данных. Результаты исследования и их обсуждение. На основе анкетирования студентов и анализа полученных результатов определены и сгруппированы факторы, формирующие профессионально-карьерные ожидания будущих молодых специалистов. Обоснована возможность повышения профессиональной мотивации выпускников через акцентированное формирование профессионального мировоззрения в ходе обучения. Выводы. Профессионально-карьерные ожидания студентов бакалавриата НГУ им. П. Ф. Лесгафта складываются под воздействием факторов положительного и отрицательного влияния. Анкетирование показало, что воздействие положительных факторов обусловило высокий уровень мотивации студентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Более 20% опрошенных не имеет четких планов будущей трудовой деятельности, в результате чего отрицательные факторы способны воспрепятствовать формированию у студентов профессионально-карьерных ожиданий по профилю образования.
Основным вектором роста профессиональной мотивации выпускников Университета является формирование профессионального мировоззрения на основе усиления практической направленности учебного процесса.
Ключевые слова: отрасль физической культуры и спорта, профессиональные ожидания студентов, трудоустройство, профессиональное мировоззрение.