психологической помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учебному процессу в высших образовательных учреждениях системы МВД России / Н.А. Алексеев, Н.Б. Кутергин, А.В. Горбатенко, А.В. Апальков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 9-12.
2. Приказ Минюста России от 12.11.2001 N 301 "Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России". - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=647909-0&rnd=BA4430C7D779C7EBE757F64A71629C88&req=d0c&base=EXP&n=664174&REFD0C=64790 9&REFBASE=EXP#1jd0nky98wn (дата обращения: 01.01.2019).
3. Частихин, А. А. Физическая подготовка как фактор адаптации курсантов-первокурсников к условиям военно-учебной деятельности / А.А. Частихин, С.Н. Симонов // Вестник ТГУ - 2012. -Т. 17, № 1. - С. 268-269.
REFERENCES
1. Alexeev, N. A., Kutergin, N. B., Gorbatenko, A. V. and Apalkov V. A. (2016), "Adaptation of cadets by means of physical training to the educational process in higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1 (131). pp. 9-12.
2. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of12.11.2001 N 301 About the adoption of Manual on physical training of staff of penal correction system of the Ministry of Justice of the Russian Federation"" available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=647909-0&rnd=BA4430C7D779C7EBE757F64A71629C88&req=doc&base=EXP&n=664174&REFD0C=64790 9&REFBASE=EXP#1jd0nky98wn.
3. Chastihin, A. A. and Simonov, S. N. (2012), "Physical training as a factor of adaptation of students-freshmen to the conditions of military training activities", Bulletin of Tambov State University, Vol. 17, No.1, pp. 268-269.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2019
УДК 796.332.6
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИНИ-ФУТБОЛА (ФУТЗАЛА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, профессор президент, Ассоциация мини-футбола России, Москва
Аннотация
Мини-футбол (футзал) в Российской Федерации является одной из наиболее успешно развивающихся спортивных дисциплин. Развивается организационная структура управления этой модификацией футбола, постоянно наблюдается положительная динамика массовых занятий мини-футболом (футзалом) среди людей различного возраста, особенно среди школьников и студентов, высоких результатов на международной арене достигли и сборные команды России. Однако наряду с положительными моментами в развитии этой спортивной дисциплины еще не преодолены и определенные недостатки.
Проведенное социологическое исследование, позволившее выявить основные тенденции развития отечественного мини-футбола (футзала) на современном этапе, одновременно открывает для практических работников, методистов, ученых реальные возможности для решения имеющих проблем и нерешенных задач, а следовательно, подъёма этой спортивной дисциплины на новый, более качественный уровень.
Ключевые слова: мини-футбол (футзал), тенденции, развитие, эволюция, конкуренция, соревнования.
TOP TRENDS OF DEVELOPMENT OF FIVE-A-SIDE (FUTSAL) IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogical sciences, professor, president, Futsal Association of Russia, Moscow
Annotation
The five-a-side (futsal) in the Russian Federation is one of the most successfully developing sports disciplines. The organizational structure of management of this modification of soccer develops, positive dynamics of mass occupations by five-a-side (futsal) among people of various age, especially among school students and students, is constantly observed, good results on the international scene were achieved also by the national teams of Russia. However, along with good points in development of this sports discipline there are also certain shortcomings that have not been overcome yet.
The conducted sociological research, which allowed revealing the top trends in development of the domestic five-a-side (futsal) at the present stage, at the same time it opens for practical workers, methodol-ogists, scientists the real opportunities for the solution of the problems and unresolved tasks and, consequently, rise in this sports discipline on new, better level.
Keywords: five-a-side (futsal), trends, development, evolution, competition, competitions.
ВВЕДЕНИЕ
Мини-футбол (футзал) за 30-летний период становления в нашей стране получил популярность в большинстве регионов. В городах, в районах, областях, краях и республиках проводятся массовые соревнования среди людей различного возраста, а также организуются семинары для тренеров для тренеров, судей, менеджеров. Настоящим катализатором развития этой спортивной дисциплины в прошедшие годы являлась Ассоциация мини-футбола России, являющаяся одним из ведущих подразделений РФС. В числе основных направлений деятельности этой физкультурно-спортивной организации проведение чемпионатов и первенств страны среди мужских и женских клубов, всероссийских юношеских турниров. Сборные команды России - флагман отечественного мини-футбола (футзала) успешно выступают на международной арене. В то же время наряду с известными достижениями в развитии этой модификации футбола в нашей стране сохранились и острые проблемы, и нерешенные задачи, присущие активно прогрессирующим спортивным дисциплинам [1, 2, 3, 4].
В целях выявления основных тенденций развития отечественного мини-футбола (футзала) на современном этапе было проведено социологическое исследование с участием представителей региональных ассоциаций мини-футбола и федераций футбола, мини-футбольных федераций. Всего в опросе приняли участие 56 экспертов. Предварительно была разработана анкета с использованием рекомендаций ряда авторов [5, 6]. В ходе исследования определялись согласованность мнений экспертов (W-коэффициент конкор-дации), их статистическая достоверность (х2-критерий), а также иерархия выявленных тенденций.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первое ранговое место эксперты поставили тенденцию расширения календарей всероссийских и региональных соревнований по мини-футболу (футзалу). Так, 75% опрошенных специалистов дали этому фактору оценку «очень важно», 18% - «важно», а 7% -«не важно». Высокая оценка, данная экспертами, этой тенденции не случайна. Она связана, с одной стороны, с активизацией физкультурно-спортивных организаций в регионах по организации массовых соревнований по данной дисциплине футбола, а с другой - с расширением структуры всероссийских турниров различного уровня, что продиктовано решением УЕФА проводить официальные чемпионаты Европы среди национальных женских сборных и юниорской сборной ( до 19 лет). Второе ранговое место респонденты отдали тенденции расширения структуры сборных команд России. 70% эксперты дали этому
фактору оценку «очень важно», 20% - «важно», а 10% - «не важно». Высокая значимость этого фактора связана с созданием в структуре юношеских сборных команд, что продиктовано упомянутыми инициативами УЕФА по учреждению новых официальных турниров. На третье ранговое место опрошенные специалисты поставили тенденцию постоянного развития общероссийских проектов «Мини-футбол - в школу» и «Мини-футбол в вузы». Так, 66% экспертов этот фактор оценили как «очень важный», 18% дали ему оценку «важно», а 16% - «не важно». Данные проекты имеют из года в год положительную динамику численности школьников и студентов, систематически занимающихся этой спортивной дисциплиной. Не случайно, по оценке Минспорта РФ проекты «Мини-футбол - в школу» и «Мини-футбол в вузы» являются самыми массовыми спортивными программами среди учащейся молодежи. Четвертое ранговое место было отдано респондентами тенденции совершенствования спортивного мастерства игроков профессиональных клубов. 62% экспертов дали этому фактору оценку «очень важно», 17% - «важно», а 21% - «не важно». Отнесение специалистами этого фактора к доминирующим можно связать с заметным повышением уровня физической и тактической подготовленности игроков ведущих российских клубов, а также совершенствованием техники игры (освоение игроками скоростной и рациональной техники). Пятое ранговое место опрошенные специалистами отдали тенденции совершенствования информационно-пропагандистской деятельности физ-культурно-спортивных организаций по развитию мини-футбола футзала. 57% экспертов оценили этот фактор как «очень важный», 15% дали этому фактору оценку «важно», а 28% - «не важно». Таким образом, упомянутые тенденции развития отечественного мини-футбола (футзала) следует квалифицировать как ключевые. Также тенденции как совершенствование методики судейства, улучшение деловых контактов Ассоциации мини-футбола России с региональными физкультурно-спортивными организациями, наметившаяся коммерциализация профессиональных клубов, по мнению экспертов, являются на современном этапе менее значимыми в сравнение с вышеупомянутыми доминирующими тенденциями. Мнения специалистов, принявших участие в опросе, имеют статистическую согласованность и достоверность ^=0,72; х2-критерий=196,71).
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить ключевые тенденции развития мини-футбола (футзала) в Российской Федерации на современном этапе. Полученные результаты позволяют специалистам разных направлений, занятых в данной модификации футбола планировать опережающие шаги в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными для дальнейшего прогресса этой спортивной игры, а следовательно, для повышения спортивного мастерства футболистов мини-футбольных клубов и сборных команд страны, дальнейшего развития массовости занятий этой развивающейся спортивной игрой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Оптимизация структуры международных соревнований - важный фактор дальнейшего развития мини-футбола (футзала) / Э.Г Алиев // Учёные записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 7-9.
2. Алиев, Э.Г Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (футзала) / Э.Г Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 16-19.
3. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития мини-футбола в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев О.С. - Малаховка, 2008. - 27 с.
4. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. -С. 6-7.
5. Изменения и вычисление в спортивно-педагогической практике : учебное пособие / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П. Борисенков. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2006. -
220 с.
6. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М. : Добросвет ; Университет, 1998. - 569 с.
REFERENCES
1. Aliev E.G. (2014), "Optimization of the international competitions structure - an important factor for further development of mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No.4, pp. 7-9.
2. Aliev, E.G., Andreev, O.S., Dyomin, A.A. (2011), "Interconnection of mass and professional futsal", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No.10, pp. 16-19.
3. Andreyev, O.S. (2009), Organizational and pedagogical aspects of development of mini-football in the Russian Federation, dissertation, Malakhovka.
4. Andreyev, S.N. (2007), "Evolution of mini-football (futsal) in a modern autonomous kind of classical football", Theory and a football technique, No. 1, pp. 6-7.
5. Guba, V.P., Shegakov, M.P., Bubnov M.P. and Borisenkov, M.P. (2006), Measurements and calculations in it is sports - student teaching: manual, Physical culture and sport, Moscow.
6. Yadov, V.A. (1998), Strategy of a sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, University, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.04.2019
УДК 796.011.3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Ирина Николаевна Антонова, старший преподаватель, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент,
Алла Викторовна Носова, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Представлена динамика физической подготовленности в течение одного года учебных занятий, а также изменения реакции сердечной мышцы на физическую нагрузку. Специалисты смогут использовать нормативные показатели и полученные практические результаты в повышении эффективности физической культуры. В качестве средств физического воспитания выбраны средства фитнеса. При завершении эксперимента достигнуто незначительное улучшение физической подготовленности, реакция сердца на физическую нагрузку «ниже среднего» остается у 53,3% девушек и 61,7% юношей.
Ключевые слова: учебные занятия по физической культуре, физическая подготовленность, индекс Руфье, средства повышения мотивации.
EFFECTIVENESS OF LESSONS OF PHYSICAL TRAINING AT ECONOMIC
UNIVERSITY Irina Nikolaevna Antonova, the senior teacher, Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alla Viktorovna Nosova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The dynamics of physical fitness during one year of training sessions, as well as changes in the reaction of the heart muscle to physical activity have been presented. Specialists will be able to use the normative indicators and practical results in improving the efficiency of physical culture. As a means of physical education, the authors have chosen means of fitness. At the end of the experiment, a slight improvement in physical fitness was achieved, the heart response to physical activity "below average" remains