_______ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_________
2008 Филология № 2(3)
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2001-2007 гг.)
Кафедра общего, славяно-русского языкознания и классической филологии филологического факультета Томского государственного университета с
2001 г. ежегодно проводит Всероссийскую студенческую олимпиаду по языкознанию. Оргкомитет олимпиады твердо убежден, что система олимпиад активизирует учебный процесс высшей школы, способствует укреплению связей между студентами и преподавателями российских вузов, повышению качества филологического образования, привлечению внимания к лингвистике как к социально значимому явлению. В своей деятельности оргкомитет опирается на значительный учебно-педагогический опыт томских филологических школ в организации научных и научно-педагогических мероприятий.
В олимпиаде принимают участие студенты 1У—У курсов вузов РФ, обучающиеся по специальностям (направлениям) 520300, 5205000, 540300, 021700, 032900. С 2003 г. олимпиада проходит в два этапа. Предлагаемые участникам олимпиады задания разработаны в рамках стандарта базового высшего образования по указанным специальностям (направлениям). Олим-пиадные задания предполагают выявление знаний студентов в рамках вузовской программы. Оргкомитет олимпиады ежегодно в сентябре информирует все вузы России о сроках проведения олимпиады и о конкретной тематике конкурсных заданий.
Первый этап Томский государственный университет проводит в режиме интернет-тестирования. В нем принимают участие команды в составе 3 человек от вуза. Подобная форма выбрана организаторами не случайно: она позволяет принять участие в олимпиаде командам из разных уголков страны, не требуя никаких финансовых вложений; задания интернет-тура построены таким образом, что, с одной стороны, позволяют определить и организаторам, и самим участникам уровень базовых знаний конкурсантов в сфере заявленной тематики, а с другой стороны, помогают студентам сориентироваться в избранной для обсуждения тематической области данного года и целенаправленно подготовиться ко второму - очному - этапу.
Первый тур выявляет победителей внутри каждого федерального округа. Студенты, занявшие 1—3-е места в личном первенстве по федеральному округу, приглашаются к участию во втором туре олимпиады, который проводится на базе филологического факультета Томского государственного университета. Очный тур олимпиады состоит из двух этапов.
На первом этапе весь комплекс теоретических и теоретико-практических вопросов выстраивается на материале текста, сфокусировавшего историколингвистическую и общетеоретическую проблематику. Победителям второ-
го тура олимпиады в личном первенстве, занявшим 1-3-е места, присваивается звание лауреата. Победители награждаются дипломами Минобразования России, ценными подарками.
За годы проведения олимпиады на первом этапе участникам были предложены задания по следующей проблематике:
• история языкознания, проблемы рецепции современным языкознанием классического наследия (историческое основание современных лингвистических теорий); языковая типология (генеалогическая и типологическая классификация языков) (2001 г.);
• проблемы национальной специфики языкового миромоделирования; лингвоэкологическая проблематика; диалектное членение современного русского языка (2002 г.);
• методология лингвистических исследований (классические и современные методы в языкознании); компаративистика (принципы классификации языков) (2003 г.);
• теории лингвоконструирования (проекты искусственных языков); функциональная и структурная лингвистика (2004 г.);
• формы национального языка (стилистическая и жанровая дифференциация); типы письма (2005 г.);
• компаративистика (принципы классификации языков); языковая политика, языковые контакты (2006 г.);
• деятельностный аспект языка (дискурс, стиль, жанр, жанровая дифференциация речи); язык как исторически развивающееся явление (внешние и внутренние факторы); методы лингвистического анализа (принципы междисциплинарной методологии в лингвистике) (2007 г.).
Содержание заданий принципиально направлено на выявление знаний теоретических позиций, которые наиболее созвучны установкам языкознания рубежа XX и XXI вв., умение выделять корпус идей, изложенных в тексте, производить их экстраполяцию в современную научную парадигму, на демонстрацию историко-лингвистической компетенции, на выявление степени ориентации участников соревнования в проблематике (лингвоэкологической, дискурсивной и др.) современного гуманитарного знания. Принципиальное требование, предъявляемое к участникам на данном этапе, — применить имеющиеся теоретические знания в сфере заявленной тематики в практическом лингвистическом анализе. Конкурсантам предлагаются аутентичные тексты разной дискурсивной природы, с которыми студенты работают в течение трех часов, демонстрируя умение применить методологические установки разных научных школ, навыки лингвистического анализа и построения теоретических конструктов с опорой на эмпирический материал. Таким образом, установка организаторов — выявить умение применять полученные теоретические знания в практическом лингвистическом анализе.
Второй этап очного тура проходит в форме теста, включающего преимущественно задания по сопоставительному анализу разноуровневых единиц различных языков в синхронном и диахронном аспекте.
Дифференциализация типов заданий на первом и втором этапах очного тура позволяет студентам продемонстрировать навыки разноаспектно-
Всероссийская студенческая олимпиада по языкознанию
го анализа языковых и текстовых фрагментов на материале изучаемых индоевропейских языков, в том числе и древних, а также широту, энцик-лопедичность знаний.
Работы конкурсантов оцениваются жюри. В его состав входят преподаватели вузов, студенты которых показали лучшие результаты среди представителей вузов федерального округа. В последние годы в составе жюри работали преподаватели Амурского, Бурятского, Дагестанского, Кемеровского, Самарского госуниверситетов и других вузов России. Это позволяет объективно оценивать знания и компетенции конкурсантов и способствует расширению научных и научно-методических связей преподавателей российских вузов.
С 2001 г. по настоящее время в олимпиаде приняли участие студенты 52 вузов всех федеральных округов нашей страны. География вузов-участников олимпиады широка. Есть вузы, принимающие активное участие в соревнованиях на протяжении 7 лет: Амурский госуниверситет, Бурятский госуниверситет, Дагестанский госуниверситет, Самарский госуниверситет, Российский университет дружбы народов, вузы Сибирского и Уральского федеральных округов: Кемеровский госуниверситет, Новосибирский гос-университет, Новосибирский педагогический государственный университет, Лесосибирский педагогический институт и др. Со многими из этих вузов у кафедры сложились дружеские научные связи.
Сотрудники кафедры активно работают над внедрением новых методов обучения и оптимизацией научной деятельности студентов. С 2005 г. организаторы олимпиады предложили участникам соревнований еще одну форму неофициального общения — круглые столы, посвященные знакомству с научными школами и аспектами научно-исследовательской деятельности студентов. Знакомство участников олимпиады начинается с круглого стола «Научные школы России». После выполнения конкурсных заданий студенты и преподаватели встречаются на круглом столе «Актуальные проблемы филологии», где каждый участник имеет возможность представить результаты своего научного исследования. Подобное обсуждение научных проблем позволяет участникам круглого стола в открытом обсуждении сформировать представление о широте научного кругозора конкурсантов, а также способствует развитию творческого диалога представителей различных лингвистических и литературоведческих школ вузов России.
Победителями Всероссийской студенческой олимпиады в личном первенстве с 2001 по 2007 г. стали:
2001 г.
Кузеев С.Е. (Челябинский государственный университет) — I место
Самойлова Е.Г. (Новосибирский государственный университет) — II место
Готфрид Ю.П. (Томский государственный университет) — III место
Питина М.В. (Челябинский государственный университет) — III место
2002 г.
Бохонная М.Е. (Томский государственный университет) — I место
Деревягина Ю.А. (Новосибирский государственный университет) — II место
Затрутина А.В. (Иркутский государственный университет) — III место
2003 г.
Власов П.Н. (Самарский государственный университет) — I место Деменева К.А. (Нижегородский государственный университет) — II место Волошина С.В. (Томский государственный университет) — III место
2004 г.
Власов П.Н. (Самарский государственный университет) — I место Оленев С.В. (Кемеровский государственный университет) — II место Фуксон М.Л. (Кемеровский государственный университет) — III место Смирнов М.А. (Томский государственный университет) — III место
2005 г.
Гашеев В.В. (Омский государственный университет) — I место Маслова А.В. (Томский государственный университет) — I место Смирнов М.А. (Томский государственный университет) — II место Образцова М.Н. (Кемеровский государственный университет) — III место
2006 г.
Костяшина Е.А. (Томский государственный университет) — I место Образцова М.Н. (Кемеровский государственный университет) — II место Упоров А.Е. (Новосибирский государственный педагогический университет) — III место
2007 г.
Алексеева Н.А. (Томский государственный педагогический университет) — I место
Изиева А.К. (Дагестанский государственный университет) — II место Савинкова Д.В. (Томский государственный университет) — III место
З.И. Резанова,
проф., д-р филол. наук, зав. каф. общего, славяно-русского языкознания и классической филологии, Томский государственный университет.
Ю.А. Эмер, канд. филол. наук, доц. каф. общего, славяно-русского языкознания и классической филологии, Томский государственный университет.