ВНИМАНИЕ: ОПЫТ Капичникова Инна Юрьевна
Кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
Никитина Елена Александровна
helen168@ya.ru
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 74.58 ББК 37.013
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ПРОВЕДЕНИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»
В данной статье представлен опыт организации и проведения интеллектуальных состязаний в рамках работы с одаренными детьми в ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», показана объединяющая роль олимпиадного движения в реализации программы поддержки одаренных детей.
Ключевые слова: одаренные дети; организация олимпиад; иностранные языки; олимпиада по английскому; французскому; немецкому и испанскому языкам; Байкальская олимпиада школьников; самоопределение школьников.
HOLDING EXPERIENCE OF PUPILS’ BAIKAL COMPETITION IN IRKUTSK STATE LINGUISTIC UNIVERSITY
The article deals with the experience to organize and carry out intellectual competitions within the work with exceptional children in Irkutsk State Linguistic University. The purpose is to show a uniting role of the competition in exceptional children support program.
Key words: exceptional children; competition organization; foreign languages; competition in English; in French; in German and Spanish; Baikal competition of pupils; pupils’ self-determination.
В настоящее время процессы глобализации, модернизации и интеграции определили характер и направление развития современного мира. Следствием этих изменений стало формирование единого открытого поликультурного пространства. Современному человеку необходимо решить, с одной стороны, вопрос об интеграции в это поликультурное пространство, с другой - сохранить в процессе глобализации и унификации собственную идентичность. ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (далее ФГБОУ ВПО «ИГЛУ») обладает всеми возможностями на основе междисциплинарной интеграции (объединения усилий историков, философов, правоведов, социологов, лингвистов, регионоведов, специалистов по межкультурной коммуникации, культурологов, конфликтологов и др.) создать условия для самоидентификации школьников, живущих в современном открытом полиэтническом и поликультурном мире.
Реализуя имеющийся научный и учебно-методический потенциал, в течение последних лет ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» регулярно проводит олимпиады для школьников по лингвистике, посвященные актуальным проблемам современности. Участие школьников в данных мероприятиях формирует устойчивые ценностные ориентиры, позволяют юным гражданам России осознанно самоопределиться в постоянно меняющемся мире.
Впервые лингвистическая телекоммуникационная олимпиада «Язык до Интернета доведёт» была разработана и успешно проведена на базе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» в 1997-1998 учебном году. Цель олимпиады: способствовать совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, развивать способности грамотно оценивать собственные возможности вступления в межкультурную коммуникацию. Несмотря на то, что данная олимпиада задумывалась как региональная, по сути, она стала международной, так как в ней приняли участие не только школьники, проживающие на территории Российской Федерации, но и в странах Ближнего Зарубежья (Украина, Казахстан, Белоруссия).
Идея проведения олимпиады родилась в контексте реализации проекта «Гармония» (Project Harmony), спонсированного фондом Сороса. Координаторами проекта были Я. Быховский и Е.Н. Ястребцева (сотрудник РАО). Инициативной группе были переданы от координаторов адреса электронной почты будущих участников олимпиады. С ними была установлена связь через сайт «Педсовет по пятницам».
Олимпиада включала 5 творческих заданий, которые выполнялись конкурсантами в течение двух недель. По результатам проведения олимпиады было написано и опубликовано в 1999 году методическое пособие «Лингвистические олимпиады в телекоммуникационных сетях» (авторы Н.И. Торунова, А.И. Шарунов, В.А. Шерстеникина), объемом 103 страницы. В этом пособии представлены материалы олимпиады «Язык до Интернета доведёт», ее анализ, содержание работ учащихся по английскому, немецкому и французскому языкам, методические рекомендации к работе с материалами проекта олимпиады и заданиями, выполненными учащимися, и т. д. [Торунова
Н.И., 1999].
Вторая лингвистическая олимпиада проводилась с 1 июля по 31 декабря 2000 года. Цель олимпиады: способствовать совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, развивать способности грамотно оценивать собственные возможности вступления в межкультурную коммуникацию. В данной олимпиаде мы учли пожелания и предложения, поступившие от участников олимпиады «Язык до Интернета доведёт», изучили опыт проведения олимпиад, расширили географию олимпиады (участвовали представители Сибирского региона и Дальнего Востока). Олимпиада проводилась среди учащихся 9-10 классов и включала 3 творческих задания, одно из которых имело регионоведческую направленность. В связи с тем, что у школьников было каникулярное время, сроки олимпиады были продлены до 31 декабря.
Третьей олимпиадой стала Региональная телекоммуникационная лингвистическая олимпиада (РТЛО) «Абитуриент ИГЛУ-2007».
Целью олимпиады являлось выявление лучших выпускников средних общеобразовательных учреждений Иркутской области, готовых и способных вступать в межкультурную устную и письменную коммуникацию на иностранных языках.
Олимпиада проводилась среди учащихся 11-х классов средних общеобразовательных учреждений с 20 февраля по 31 марта 2007 года на базе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ». Данная олимпиада включала 3 номинации: «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык» - и проходила в 2 тура. Первый тур олимпиады «Я Вам пишу...» прошел в дистанционном режиме, второй тур
- «Час межкультурного общения» - в режиме непосредственного иноязычного общения.
В программу первого тура олимпиады входило 5 творческих заданий, направленных на выявление степени сформированности навыков и развития умений межкультурной устной и письменной коммуникации (сочинение, литературный перевод поэтического произведения, монологическое высказывание в письменной форме) на иностранных языках.
Содержание второго тура направлено на выявление степени владения устной формой коммуникации в процессе собеседования по тематике, определенной Государственным стандартом среднего (полного) общего образования по иностранному языку (2004) и программами по иностранным языкам (2005).
В олимпиаде приняли участие школьники 11-х классов из Иркутской и Читинской областей и Республики Бурятия.
По результатам проведения олимпиады определились 3 победителя, занявшие 1-е место (по одному школьнику в каждой номинации). Призёрами в номинации «Английский язык» стали 7 учеников (2-е место разделили четверо учащихся, 3-е место трое). Призеров в номинации «Немецкий язык», занявших 2-е место, было 1 человек, а 3-е место - 3. В номинации «Французский язык» призёров не было.
Четвертой олимпиадой стала Региональная телекоммуникационная лингвистическая олимпиада (РТЛО) «Абитуриент ИГЛУ-2008». Олимпиада была рассчитана на учащихся 11 -х классов средних общеобразовательных учреждений и проходила с 20 февраля по 31 марта 2008 года на базе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ».
Данная олимпиада включала три номинации: «Английский язык»,
«Немецкий язык», «Французский язык» - и проходила в 2 тура. Первый тур олимпиады «Я Вам пишу.» - в дистанционном режиме, второй тур «Час межкультурного общения» - в режиме непосредственного иноязычного общения.
Особенность данной олимпиады состояла в том, что все ее задания были посвящены одной теме для номинаций «Воспитание культуры здоровья у учащихся старших классов в процессе обучения иноязычному общению».
В программу первого тура олимпиады входило 5 творческих заданий, направленных на формирование и развитие креативного и критического мышления учащихся. Выявлялся уровень развития умений межкультурной устной и письменной коммуникации (эссе, творческий литературный перевод поэтического произведения с русского языка на иностранный, монологическое высказывание в письменной форме и др.).
В ходе проведения олимпиады оргкомитет по предложению жюри учредил дополнительно 3 особые номинации: «За волю в победе», «Юный талант», «За оригинальность устной и письменной коммуникации».
Согласно Положению о РТЛО п.п.1.1.,1.2., 4.4.,4. 5., 5.1. подавляющее большинство участников были из Иркутской области. В олимпиаде также приняли обучающиеся 10-11 классов Забайкальского края Республики Бурятии. Учащихся привлекали креативность содержания заданий, форма их выполнения и виртуальное общение с представителями оргкомитета олимпиады.
В 2009-2010 уч. году была проведена Байкальская лингвистическая олимпиада совместно с Министерством образования Иркутской области. В данной олимпиаде приняли участие школьники 9 регионов: Иркутской, Кемеровской, Тюменской областей, Красноярского края, республик Бурятия, Саха, Тыва, Хакасия и Ханты-Мансийского автономного округа.
Олимпиада проходила в два этапа: дистанционный и очный. В первом этапе приняло участие 546 учащихся средних школ. Участники, набравшие наибольшее количество баллов, были приглашены на очный тур. Одним из лучших заданий очного этапа, по мнению участников олимпиады и членов жюри, явилась ролевая игра на тему: “Standards of Beauty - Glamour and Glossy”. Данное задание выявило организаторские и актерские способности участников олимпиады, позволило представителям разных школ и регионов познакомиться в процессе подготовки и представления задания.
В связи с тем, что олимпиада проводилась в год 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне, для участников заключительного этапа олимпиады студентами старших курсов университета была организована экскурсия на иностранных языках к Вечному огню.
По инициативе ректора и проректора по учебной работе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» была подготовлена заявка в Российский совет олимпиад школьников на включение Байкальской олимпиады школьников по иностранным языкам в Перечень олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год. Документы данной Олимпиады успешно прошли экспертный совет и БОШ была включена (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 1162). Дистанционный тур Байкальской олимпиады школьников был проведен с 13 декабря 2010 г. В данном туре приняли участие 769 школьников из 20 субъектов Российской Федерации. Данная Олимпиада была посвящена теме «Наука и здоровьесберегающие факторы в современном мире». В заключительном (очном) этапе приняли участие 103 обучающихся из 8 субъектов РФ: Забайкальский край, Иркутская область, Красноярский край, Приморский край, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия.
В 2011-2012 учебном году начался новый этап развития Байкальской олимпиады школьников: произошло существенное увеличение количества субъектов Российской Федерации, школьники которых являются участниками Олимпиады
- в 2011 это цифра составила 20, а в 2012 - 32 участника. Предметнометодическая комиссия определила общую тему Олимпиады: роль образования в современном мире (профессиональное образование, экологическое образование, эстетическое образование, изучение иностранных языков, физическое воспитание). Впервые в практике Олимпиады в содержание заданий было включено аудирование. Целью являлось определение уровня восприятия иноязычной речи на слух. Участникам был представлен аудиотекст публицистического стиля по теме «Образование в современном мире» (время звучания 2,5-3,5 минуты) и было предоставлено определенное время для ознакомления с заданием и его выполнением. В следующем задании участникам предлагалось написать письменное высказывание с элементами рассуждения. При выполнении заданий 3 и 4 участники показали великолепное владение иностранным языком. Презентации отражали глубокие и актуальные темы современного образования («Болонский процесс», «Индекс образования в разных странах», презентация с элементами интервью, видео- и синхронного перевода и т.д.). Для командного задания в 2012 г. была предложена тема «Роль Интернета в повседневной жизни». Данная проблема нашла широкий отклик не только со стороны участников, но и явилась продолжением Олимпиады. По инициативе учителей школ, входящих в учебно-научно-производственный комплекс ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», было решено провести конкурс эссе среди старшеклассников. Следует отметить, что заключительный этап Байкальской олимпиады школьников впервые был проведен одновременно на 3 площадках: гг. Иркутске, Челябинске и Тюмени.
В ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» накоплен необходимый теоретический и практический опыт в проведении лингвистических телекоммуникационных олимпиад среди школьников Сибирского региона. Профессорско-преподавательский состав, участвующий в разработке олимпиадных материалов, в организации и проведении олимпиад, выполняет порученную работу на высоком профессиональном уровне, ответственно и с большим энтузиазмом [Матиенко, 2012].
Библиографический список
1. Торунова, Н. И. Лингвистические олимпиады в телекоммуникационных сетях [Текст] / Н. И. Торунова, В. А. Шерстеникина, А. И. Шарунов. - Иркутск : ИГЛУ, 1999. - 103 с.
2. Матиенко, А. В. Опыт проведения Всероссийской олимпиады школьников по иностранному языку в контексте интеграционных процессов в российском образовании [Электронный ресурс] / А. В. Матиенко.-URL : http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/opyt_provedeniya_vseross_iyskih_olimpiad. pdf (дата обращения: 22.10.12).