Научная статья на тему 'Всероссийская студенческая олимпиада по журналистике в Томском государственном университете: опыт проведения (2004-2010 гг. )'

Всероссийская студенческая олимпиада по журналистике в Томском государственном университете: опыт проведения (2004-2010 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская студенческая олимпиада по журналистике в Томском государственном университете: опыт проведения (2004-2010 гг. )»

2010 Филология №4(12)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ (2004-2010 гг.)

Факультет журналистики Томского государственного университета включился во всероссийское олимпиадное движение с момента своего образования в 2004 г. Именно тогда молодой факультет, имеющий за плечами более чем 25-летнюю историю профессиональной подготовки журналистов в рамках отделения журналистики филологического факультета ТГУ, впервые получил разрешение Учебно-методического объединения по журналистике (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) на проведение Всероссийской студенческой олимпиады «Журналистика» среди студентов российских вузов («III тур Всероссийской студенческой олимпиады») и с тех пор проводит олимпиаду ежегодно, семь лет подряд.

Олимпиада служит целям повышения качества университетского образования журналистов, стимулирования у студентов интереса к учебной деятельности и будущей профессии, поддержки одаренных студентов, формирования кадрового потенциала для профессиональной сферы, а также укрепления связей между студентами и преподавателями российских вузов, привлечения внимания к журналистике как к значимому социальному институту. Олимпиада - это сравнение результатов профессиональной подготовки студентов в разных вузах, обмен опытом между коллегами.

В Томском государственном университете накоплен немалый опыт проведения всероссийских студенческих олимпиад: по оптико-электронным приборам и системам, геоинформационным системам в геологии, олимпиад по математике, лингвистике, литературоведению, культурологии и т.д. Этот опыт учитывался при подготовке и проведении Всероссийской студенческой олимпиады по журналистике начиная с 2004 г.

К участию в олимпиаде приглашаются студенты Ш-1У курсов (на момент объявления о проведении олимпиады) российских вузов, обучающихся по специальности и направлениям 030600-030602 «Журналистика». Каждый вуз имеет право выставить команду студентов-участников не более 10 человек.

Олимпиада проводится в два этапа. Первый этап олимпиады проводится в мае, дистанционно, с использованием современных телекоммуникаций -«интернет-тур». Это позволяет вовлечь в соревнования значительное число студентов из всех федеральных округов РФ. В 2004-2008 гг. интернет-тур проводился на базе интернет-сайта факультета журналистики ТГУ, для чего силами сотрудников факультета было разработано оригинальное программное обеспечение. С 2009 г. интернет-тур проводится на технической базе Института дистанционного образования ТГУ, имеющего богатый опыт проведения телеконференций и электронного интернет-тестирования.

В течение двух астрономических часов студенты в режиме он-лайн выполняют задания, подготовленные преподавателями факультета журналистики ТГУ.

Предлагаемые участникам олимпиады задания разработаны в рамках базового стандарта высшего образования по специальности «Журналистика». Олимпиадное задание предполагает выявление знаний студентов в рамках вузовской программы по следующей проблематике:

- Основы журналистики.

- Правовые основы журналистики.

- Основы творческой деятельности журналиста.

- Новостная журналистика.

- Аналитические жанры журналистики.

- Художественно-публицистические жанры журналистики.

- История русской журналистики ХУШ-Х1Х вв.

- Основы телевидения и радиовещания.

Первый тур выявляет победителей внутри каждого федерального округа РФ. Студенты, занявшие 1-3-ье места в личном первенстве по федеральному округу, приглашаются для участия во втором, очном туре олимпиады, который проводится в Томском государственном университете в сентябре-октябре текущего календарного года.

Очный тур состоит из двух этапов, теоретического и практического, позволяющих не только определить базовые знания конкурсантов по программе профессиональной подготовки, но и оценить их творческие способности, уровень профессионального мастерства. На первом этапе студенты выполняют творческое задание - пишут работу в жанре эссе на заданную тему по актуальным вопросам современности и проблемам журналистики. Второй этап - ответы на вопросы по теории и истории журналистики.

Работы участников олимпиады оценивает жюри, утверждаемое приказом ректора ТГУ. В его состав входят не только преподаватели ФЖ ТГУ, но и журналисты-практики. Для участия в очном туре олимпиады в качестве членов жюри приглашаются преподаватели вузов, студенты которых показали лучшие результаты по итогам интернет-тура. Членами жюри были преподаватели Санкт-Петербургского, Поморского, Белгородского, Ставропольского, Дагестанского, Тольяттинского, Удмуртского, Челябинского, ЮжноУральского, Тюменского, Кемеровского, Алтайского, Амурского, Якутского государственных университетов, Новосибирского государственного педагогического университета, а также московского Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова.

Объективность оценки олимпиадных заданий обеспечивает их полная анонимность. В 2004-2008 гг. работы выполнялись в рукописном виде и шифровались, а с 2009 г. выполняются на персональных компьютерах в электронном виде и предоставляются для проверки жюри напечатанными на принтере без любых указаний на авторство.

При оценке ответов на теоретические задания учитываются полнота ответа, точность приводимых фактов, общая эрудиция студента, способность формулировать суждения и т. д. В творческих работах оцениваются полнота раскрытия темы, оригинальность избранного автором подхода, самостоя-

Научная жизнь

тельность мышления, наличие яркого индивидуального стиля, владение методами и приемами создания журналистских произведений и т.д. Общая оценка за олимпиадное задание очного тура складывается из суммы баллов, выставленных каждым из членов жюри, благодаря чему нивелируется возможная субъективность проверяющего.

По итогам олимпиады студенты, занявшие I место в личном зачете, объявляются победителями (лауреатами), II, III места - призерами (лауреатами); все они награждаются дипломами Министерства образования и науки РФ и ценными подарками. В 2006 г. олимпиада вошла в список всероссийских студенческих олимпиад, победители которых представляются к выдвижению кандидатами на присуждение правительственной премии для поддержки талантливой молодежи (Приоритетный национальный проект «Образование»). Наконец, на основании приказа Рособразования победители олимпиады могут быть освобождены от сдачи итогового государственного экзамена по специальности с выставлением высшего балла. Основанием для этого служат диплом победителя и выписка из протокола заседания жюри, подписанная председателем оргкомитета олимпиады и председателем жюри.

Концепция Всероссийской студенческой олимпиады по журналистике основана на том, что олимпиада - это не только борьба, это еще и возможность общения с коллегами из других российских вузов, установления научных и научно-методических связей. Участники очного тура олимпиады знакомятся с Томским государственным университетом и городом Томском - в культурную программу входят посещения музеев, памятных мест, театров, пешеходные экскурсии. В 2007 г. в программу очного тура была включена презентация факультетов и отделений журналистики вузов-участников. Участники олимпиады готовят ее самостоятельно, представляя коллегам видеофильм или электронную презентацию. Проводимая на базе мультимедийной аудитории факультета журналистики ТГУ, презентация получает самые высокие оценки хозяев и гостей, поскольку способствует расширению знаний друг о друге, дружескому и профессиональному общению.

Всего за годы проведения Всероссийской студенческой олимпиады по журналистике в Томском государственном университете в ней приняли участие 874 студента, представлявших 43 вуза из всех федеральных округов страны. Самыми активными вузами-участниками стали Санкт-Петербургский, Белгородский, Ставропольский, Удмуртский, Челябинский, Южно-Уральский, Алтайский, Кемеровский, Якутский, Амурский государственные университеты, Новосибирский государственный педагогический университет и др. В 2010 г. в олимпиаде впервые приняли участие студенты Чеченского и Дагестанского государственных университетов, представляющих вновь образованный Северо-Кавказский федеральный округ.

Всероссийская олимпиада по журналистике позволяет выявить самых активных и талантливых студентов-журналистов, обучающихся в российских вузах. С каждым годом на олимпиаде повышается уровень конкуренции, финалисты проявляют все более высокий уровень подготовки, а разрыв между местами в итоговом протоколе становится минимальным. Как показывает опыт, победители и участники олимпиады в дальнейшем достигают значительных профессиональных успехов. Большинство из них после окончания

обучения в вузе успешно работают по специальности в редакциях средств массовой информации, а некоторые продолжают обучение в аспирантуре, становятся преподавателями факультетов и отделений журналистики. Участники олимпиады являются победителями профессиональных конкурсов журналистского сообщества.

ПОБЕДИТЕЛЯМИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ В ЛИЧНОМ ЗАЧЕТЕ С 2004 ПО 2010 г. СТАЛИ:

2004 г.

Пыхтункина К. А. (Томский государственный университет) - I место Иванов А.В. (Саратовский государственный университет) - II место Исламгараева В.И (Филиал Казанского государственного университета, г. Набережные Челны) - III место

2005 г.

Сыродой П.В. (Томский государственный университет) - I место Максимова И.В. (Южно-Уральский государственный университет) - II место Хитеева В.И. (Ставропольский государственный университет) - III место

2006 г.

Лапутева К.Н (Кемеровский государственный университет) - I место Попов А.И (Челябинский государственный университет) - II место Аккерман О.П. (Челябинский государственный университет) - III место

2007 г.

Рогович Т. В. (Томский государственный университет) - I место Долгова Т.С. (Тюменский государственный университет) - II место Титов А.Г. (Санкт-Петербургский государственный университет) - III место

2008 г.

Носкова О. А. (Кемеровский государственный университет) - I место Лагуткина Я.Н. (Амурский государственный университет) - II место Степцюра А.А. (Томский государственный университет) - III место

2009 г.

Носова Е.А. (Кемеровский государственный университет) - I место Тельцова Н.А. (Томский государственный университет) - II место Чалова С. А. (Южно-Уральский государственный университет) - III место

2010 г.

Ротару И.И. (Челябинский государственный университет) - I место Голубев Н. А. (Ивановский государственный университет) - II место Шерстобитова О.С. (Челябинский государственный университет) - III место

Н.В. Жилякова, канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Томского государственного университета.

П.П. Каминский, канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Томского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.