Научная статья на тему 'О школьных физических олимпиадах в России'

О школьных физических олимпиадах в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
771
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Подлесный Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О школьных физических олимпиадах в России»

О школьных физических олимпиадах в России

Подлесный Д.В. ([email protected])

Московский Физико-технический институт

"Обществу необходима интеллектуальная элита. Она нужна прежде всего как единственная устойчивая форма существования нации. Процесс подготовки элиты длителен и дорогостоящ. Цена ошибки может быть катастрофически велика. Именно поэтому так важен олимпиадный путь формирования кадетского корпуса этой элиты ..."

(Н.В.Карлов, член-корр. РАН, председатель оргкомитета Всероссийских предметных олимпиад школьников [1, с.28].)

I. Кратко об истории школьных физических олимпиад в России.

Олимпиады возникли ещё в древней Греции в 776 году до н.э. Это были большие и красивые праздники, включающие в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств. Они просуществовали до 394 г. н.э. ...

Конкурсы по решению различных задач, включая и физические задачи, также исторически получили название олимпиад. Одной из первых "олимпиад" - прообраза современных массовых соревнований школьников можно считать Этвешское соревнование, ставшее первой математической олимпиадой, проходившей в 1894 году в Венгрии.

В России конкурсы по решению задач получили своё развитие также в конце XIX века [2; 3]. В 1884 году профессор Киевского университета В.П. Ермаков стал издавать "Журнал элементарной математики". Через год этот журнал стал издавать и редактировать Э.К. Шпачинский. Он стал называться "Вестник опытной физики и элементарной математики". ("Вестник" просуществовал до января 1917 года.) С 1885 года в журнале ежегодно стали публиковаться "задачи на премию". Этот конкурс по решению задач явился прообразом заочных олимпиад в России.

Систематически конкурсы по решению задач в России стали проводиться с 1886 года, в Румынии и Венгрии с 1894 года, в других странах они начали проводиться значительно позже.

Широкое развитие получили олимпиады в СССР, особенно по математике, но это было уже в середине 40-х годов ХХ века. Первой массовой олимпиадой в нашей стране была олимпиада по математике, проведённая в 1934 году в Ленинградском университете по ини-

циативе члена-корреспондента АН СССР Б.Н.Делоне и профессора В.А.Тартаковского. С этого времени олимпиады ЛГУ (сейчас СПГУ) проходят систематически. В Москве математические олимпиады начали проводиться с 1935 года. Вдохновителем и организатором первых московских олимпиад стал Р. Н. Бончковский.

В это время уже создавалась "почва" для проведения первых олимпиад по физике. Она и состоялась в Московском университете уже в 1938 году.

В РСФСР в 1940-1941 учебном году была организована Первая Республиканская олимпиада юных физиков. Организовывали олимпиаду Центральная детская техническая станция имени Н.М. Шверника совместно с научно-исследовательским институтом школ, Физическим институтом Академии наук СССР, Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова и другими организациями.

Первая Республиканская олимпиада юных физиков была задумана как мероприятие, которое могло быть проведено в любой средней школе. Олимпиады же, проводимые ранее, охватывали в основном учащихся только 9-10-х (по-новому 10-11-х) классов и носили явно выраженный местный характер. Они, как правило, в это время имели своей основной целью только отбор будущих студентов.

Особенно резкий подъём "олимпиадное движение" получило после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. Многие высшие учебные заведения постепенно стали уделять всё большее внимание работе со школьниками и постепенно оно перешло в пристальное внимание. Так уже с 1 947 года регулярно стали проводиться олимпиады в Вологде, Иванове, Иркутске, Смоленске, с 1949 года - в Саратове, с 1950 года - в Беларусии, на Украине и ряде других республик бывшего СССР. Однако в начале 50-х годов ХХ века в большинстве областей и во многих крупных городах олимпиады проводились чаще всего только эпизодически. Постепенно в последующие годы олимпиадное движение начинает проникать почти во все города, имеющие высшие учебные заведения. Олимпиады получают всё большее значение, как одна из форм внеклассной работы со школьниками.

Министерство просвещения РСФСР, в порядке эксперимента, в 1 960 году организует математическую олимпиаду школьников. В ней принимают участие команды 13-ти областей Российской Федерации и 9-ти союзных республик. Это была одна из самых "крупных" математических олимпиад. Эта олимпиада подготовила почву для создания и проведения в дальнейшем олимпиад союзного значения и по физике.

В феврале 1962 года силами сотрудников и студентов Московского физико-технического института (МФТИ) была проведена первая "большая" олимпиада по физике. Вдохновителем и организатором этой олимпиады был А.П.Савин. Большой вклад в организацию и проведение олимпиады внесли тогда ещё студенты МФТИ (Физтеха) Ю.М.Брук,

И.Ш.Слободецкий, Л.Г.Асламазов, А.С.Эльтеков. Руководство МФТИ и лично Д.А.Кузьмичёв, тогда секретарь парткома этого института, уделяли огромное внимание олимпиаде [4]. Олимпиада проходила весьма широко, в 58-ми городах. Следует отметить, что параллельно с ней проводилась Всероссийская олимпиада по математике и Всесибирская физико-математическая олимпиада.

Организована эта первая "большая" олимпиада по физике была следующим образом. По текстам, подготовленным оргкомитетом олимпиады МФТИ, на Центральной станции юных техников были отпечатаны афиши, анкеты и задания для участников олимпиады. Уезжавшие на каникулы студенты и аспиранты МФТИ забирали эти подготовленные материалы с собой и распрстраняли их в тех городах где они жили, или в соседних городах. Существенную помощь в организации и проведении этого мероприятия оказал отдел школьной молодёжи ЦК ВЛКСМ, который направил письма с просьбой помочь в проведении олимпиады в обкомы комсомола и местные вузы. Местные органы народного образования, печать, телевидение и радиовещание оказали большую поддержку бригадам студентов, проводившим олимпиаду. Так, новый интересный почин получил широкую поддержку со стороны всех заинтересованных организаций. Общее число участников этой олимпиады превысило шесть тысяч школьников.

В это же время, как уже отмечалось, аналогичная работа проводится в Сибири. Академик М.А.Лаврентьев, создавший Новосибирский университет на принципах Физтеха (МФТИ), начал проводить Всесибирскую олимпиаду. Первая Всесибирская физико-математическая олимпиада школьников состоялась в 1962 году. Организована она была учёными Сибирского отделения АН СССР и охватила почти все области от Урала до Дальнего Востока. Олимпиада, проводимая в Сибири, имела несколько туров, причём последний из них проводился в летней физико-математической школе, организованной в Новосибирском Академгородке в 1 962 году. Этот тур одновременно являлся вступительным экзаменом в создаваемую физико математическую школу-интернат при Новосибирском государственном университете. Аналогичная работа проводилась далее уже рядом ведущих университетов страны, так в 1 963 году школы-интернаты уже были созданы при Московском, Киевском и Ленинградском университетах.

Приобретённый опыт, полученный в процессе организации и проведении указанных выше олимпиад, позволил проводить эту работу далее ещё более интенсивно, со значительно более широким привлечением школьников, причём, по всей территории страны.

В 1963 году совместными усилиями МФТИ, физического и механико-математического факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова была проведена физико-математическая олимпиада, которая получила название Второй физико-математической

олимпиады европейской части СССР и Закавказья. Оргкомитет олимпиады возглавил академик И.Р.Шафаревич (тогда ещё член-корреспондент А.Н. СССР) Вторая олимпиада была организована, в основном, таким же образом, как и первая. Существенное отличие этой олимпиады от предыдущих состояло в том, что она проходила уже в два тура. Первый тур был заочным, а второй - очным. Проверка работ заочного тура проводилась на местах под руководством органов народного образования. Далее будут также два тура, но другие: теоретический и экспериментальный.

Подводя итоги первых "больших" олимпиад, следует отметить, что они сыграли весьма большую роль в развитии олимпиадного движения на местах. Ведущие вузы страны начали активно работать со школьниками, существенно укрепились связи между учёными и учителями школ. Наладилось чёткое взаимодействие между органами народного образования, университетами и педагогическими вузами на местах. Число городов, в которых проходили олимпиады, уже достигло 1 67. Этот момент в развитии олимпиадного движения в нашей стране был переломным. Подготовительная работа большого числа энтузиастов олим-пиадного движения создала благоприятные условия для проведения олимпиад по предметам естественно-математического цикла в масштабах всей страны.

С 1963 года олимпиады начинались с заочного тура. С заочных олимпиад неоднократно начинались олимпиады Всесибирские. Областные заочные туры олимпиад в сибирских, дальневосточных и среднеазиатских областях являлись одним из этапов Всесибирских олимпиад. Далее его победители приглашались на очные областные туры. Такая система была необходима для того, чтобы создать равные возможности участия в олимпиаде для всех желающих, вне зависимости от места их проживания. Уже с 1 970 года заочный тур олимпиад был упразднён. Здесь необходимо отметить, что в 1 970 году был организован всесоюзный физико-математический журнал "Квант", который стал систематически проводить конкурсы по решению задач, взявшие фактически на себя функцию заочного тура.

В 1 964 году создаётся оргкомитет проведения олимпиад. Это был новый, принципиально важный момент в олимпиадном движении. Председателем этого оргкомитета становится академик П.Л.Капица, который со свойственной ему пунктуальностью вникал во все аспекты олимпиады, особенно его интересовало содержание предлагавшихся задач по физике на олимпиадах. Следующим председателем оргкомитета олимпиады стал (причём по личной рекомендации П. Л. Капицы) академик И. К. Кикоин, который многие годы до самой своей кончины вёл эту большую работу и внёс неоценимый вклад в олимпиадное движение нашей страны. Ему на смену пришёл академик Ю.А.Осипьян, передавший затем её ректору МФТИ, члену-корреспонденту РАН Н.В.Карлову.

Таким образом, олимпиада 1 964 года уже имела координированное руководство и была проведена практически на всей территории нашей страны. Центральный Комитет комсомола и Центральный совет пионерской организации, заинтересовавшись развитием олим-пиадного движения, организовал совместно с оргкомитетом олимпиады специальную смену во Всероссийском пионерском лагере "Орлёнок", состоящую из призёров олимпиад 1 964 года. Ребята не только хорошо отдохнули в этом лагере, но и узнали много интересного, поскольку вожатыми у них были студенты и аспиранты МФТИ и МГУ, а ряд ведущих учёных прочитали им обзорные лекции. Эта интересная форма работы с учащимися в период летних каникул продолжает существовать и по настоящее время на местах, где есть инициативные учителя, директора школ и работники народного образования, душой болеющие за работу с талантливыми школьниками. Это было начало нового этапа в развитии олимпиадного движения в СССР.

С 1964 г. по 1967 год олимпиады носили название Всероссийских, но несмотря на это, в их заключительных турах принимали участие команды и других союзных республик. Но в 1967 году было организовано Министерство просвещения СССР и Всероссийские олимпиады, естественно были переименованы во Всесоюзные. С этого момента начинается отсчёт нумерации Всесоюзных олимпиад по физике.

На Всесоюзную олимпиаду по физике в начальном периоде собирались команды крупных городов, областей и республик, не имеющих областного деления. Таких административных единиц в СССР насчитывалось более 150. Поскольку каждая команда состояла из 4-х школьников, то на заключительные этапы первых Всесоюзных олимпиад собиралось более 600 участников. Организовать заключительный этап олимпиады в этом случае было весьма трудно, что потребовало выработки "Положения о проведении олимпиад" в таком виде, чтобы число участников заключительного тура было сокращено до разумных пределов, т.е. не превышало примерно 250 человек.

К середине 70-х годов уже сложились структура и организационные принципы проведения Всесоюзных олимпиад. Очень важно, что в этот период в организации олимпиад начали участвовать не только инициативные вузы, но и государственные органы - Министерство просвещения СССР, министерства просвещения союзных республик и другие. Это был определённый, весьма важный шаг вперёд, показывающий и даже подтверждающий огромную значимость олимпиадной формы работы с талантливой молодёжью на государственном уровне.

При Министерстве просвещения СССР был образован Центральный оргкомитет Всесоюзных олимпиад по математике, физике и химии. Первым председателем Центрального оргкомитета был академик И. К. Кикоин, внёсший, как уже отмечалось большой, даже неоце-

нимый вклад в олимпиадное движение в нашей стране. С 1988 года и по настоящее время Центральный оргкомитет (теперь не СССР, а России) возглавляет член-корреспондент РАН Н. В.Карлов. Для организации Всесоюзных олимпиад и разработки методических материалов при Центральном оргкомитете были созданы Центральные методические комиссии по предметам, руководимые крупными учёными, профессорами вузов.

Очень важно отметить, что, начиная с XI Всесоюзной олимпиады, в программу соревнований были включены не только теоретические, но и экспериментальные задачи. Большую роль в постановке первых экспериментальных туров олимпиад сыграли И. Ш. Слободецкий и А. Р. Зильберман - авторы огромного количества теоретических и экспериментальных олимпиадных задач по физике.

Следует особо отметить тот факт, который часто приводит к некоторой путанице. В РСФСР в 1 975 году была организована и проводилась ежегодно Всероссийская олимпиада школьников по физике [3]. Её не следует путать с Всероссийскими олимпиадами, которые начали проходить с 1964 года и положили начало проведению Всесоюзных олимпиад. Эти Всероссийские олимпиады проводились в четыре этапа. Первым этапом являлись школьные олимпиады, вторым этапом - районные олимпиады, третьим этапом - областные олимпиады и четвёртым заключительным этапом - зональные олимпиады. Эти этапы Всероссийской олимпиады дошли и до наших дней (подробная характеристика упомянутых этапов приводится в 1.3. диссертации). Победители зонального этапа получали путёвки в финальный этап Всесоюзной олимпиады.

Председателями жюри Всероссийских олимпиад и председателями Предметно-методической комиссии по физике в разные годы являлись профессора С.М.Козел (1976г.), Ю.М.Широков (1977-1980 гг.), Б.Б.Буховцев (1980 - 1987).

Последнее десятилетие, вполодь до своей скоропостижной кончины (2000г.), Предметно-методическую комиссию возглавлял доцент кафедры теории и методики обучения физике МПГУ Олег Юрьевич Овчинников, внёсший неоценимый вклад в развитие олимпиад-ного движения в России. Автору публикации выпала честь работать в комиссии по составлению задач, возглавляемой Олегом Юрьевичем, наряду с известными педагогами В.И.Чивилёвым, С.М.Дуниным, А.Н.Варгиным, В.С.Афанасьевым и другими составителями сборника [3].

Всесоюзные олимпиады проводились до начала 90-х годов ХХ века. Последняя XXVI олимпиада по физике была проведена в 1 992 году на базе Московского физико-технического института (г.Долгопрудный, Московской области) По существу, это была уже не Всесоюзная, а Всероссийская олимпиада, хотя официально она называлась Межреспубликанской.

В 1992 году в Госкомитете РФ по народному образованию было принято решение проводить и в дальнейшем Всероссийские олимпиады, причём на тех же организационных принципах, по которым ранее проводились Всесоюзные олимпиады. Таким образом, ныне проводимая Всероссийская олимпиада по физике стала преемницей Всесоюзной олимпиады. Это нашло своё отражение и в порядковых номерах Всероссийских олимпиад: XXVII Всероссийская олимпиада (пос. Зеркальный, Ленинградской обл., 1993 г.); XXIII Всероссийская олимпиада (г.Тула, 1994 г.);

XXIX Всероссийская олимпиада (г. Челябинск, 1995 г.);

XXX Всероссийская олимпиада (г. Орёл, 1996 г.);

XXXI Всероссийская олимпиада (г.Березники, Пермской обл., 1997г.);

XXXII Всероссийская олимпиада (г.Чебоксары, 1998 г.);

XXXIII Всероссийская олимпиада (г.Ульяновск, 1999 г.);

XXXIV Всероссийская олимпиада (г.Пермь, 2000 г.);

XXXV Всероссийская олимпиада (г.Саратов, 2001 г.).

Принципы организации и проведения олимпиад остались теме же, что и в предшествующее время, но с 1 993 года начался новый этап в истории олимпиад в России. Во-первых, это были только Российские олимпиады, во-вторых изменилась их массовость и были внесены изменения в их организацию и проведение. Всё это требует специального рассмотрения, к которому мы и переходим.

II. Всероссийские олимпиады школьников по физике в настоящее время и анализ выступлений команд регионов на них.

Согласно «Положению» Всероссийские физические олимпиады проводятся в пять этапов [5].

Первый этап - школьные олимпиады. В этих олимпиадах, организуемых самими учителями, могут принимать участие все желающие школьники с 7 по 11 класс. Первый этап олимпиады является самым массовым. В нём принимает участие более миллиона учащихся. Он проводится в ноябре.

Второй этап - районные (городские) олимпиады. Он проводится в декабре по заданиям, составленным областными (краевыми) оргкомитетами олимпиад. В нём принимают участие учащиеся 8 - 11 классов, являющиеся победителями школьных олимпиад. По правде говоря, во втором этапе могут, (и это здорово!), принять участие практически все желающие. Число участников второго этапа - приблизительно 200 тысяч школьников.

Третий этап - областные, краевые, республиканские олимпиады. Он проводится в январе. Его организуют местные органы народного образования. В олимпиаде третьего этапа

участвуют команды школьников 9-11 классов, сформированные из числа победителей районных олимпиад. Общее число участников - около 10 тысяч человек. Начиная с третьего этапа, олимпиада, наряду с теоретическим туром, включает в себя и экспериментальный тур. Теоретические и экспериментальные задания третьего этапа разрабатываются в Методической комиссии Центрального оргкомитета. Местному жюри предоставляются широкие возможности дополнять и изменять задания третьего этапа.

Четвёртый этап - зональные олимпиады. Вся территория России поделена на 4 зоны: Северо-западная, Центральная, Юго-западная и зона Сибири и Дальнего Востока. К зональным олимпиадам приравниваются городские олимпиады Москвы и Санкт-Петербурга. Зональные олимпиады проводятся в марте, в период весенних школьных каникул, по заданиям Методической комиссии Центрального оргкомитета. В них принимают участие команды школьников 9-11 классов, сформированные из числа победителей третьего этапа, а также победители зонального этапа олимпиады предыдущего года. В этом, предпоследнем, этапе принимают участие примерно 500 учащихся.

Пятый этап - заключительный (финальный). Он проводится во второй половине апреля. В нём принимают участие команды школьников 9-11 классов, сформированные из числа победителей зонального этапа, а также победители заключительного этапа олимпиады предыдущего года. Общее число участников этого этапа около 180 учащихся.

Такая многоступенчатая система проведения Всероссийской олимпиады по физике позволяет вовлечь в олимпиадное движение огромную массу школьников, повысить интерес учащихся общеобразовательных школ к изучению физики, оказать учащимся старших классов помощь в выборе профессии, выявить наиболее способных ребят, провести работу по формированию Сборной команды России на Международную олимпиаду по физике и т.д. Таким образом, Всероссийские олимпиады призваны решать широкий круг задач по работе с талантливой молодёжью.

Проведением олимпиады на всех её этапах руководят органы народного образования. Председателем Центрального оргкомитета Всероссийских олимпиад в настоящее время является член-корреспондент РАН Н.В.Карлов (ректор МФТИ в период с 1987 по 1997гг.).

Методическую комиссию Центрального оргкомитета на протяжении более 1 5 последних лет возглавляет профессор кафедры общей физики МФТИ, д.ф.-м.н. С.М.Козел.

В составлении олимпиадных задач принимает участие большой творческий коллектив, состоящий в настоящее время в основном из числа преподавателей, аспирантов и студентов МФТИ, многие из которых являются авторами сборника [5].

Автор публикации на протяжении ряда лет, начиная с 1981г., также принимал активное участие в составлении задач для этапов Всероссийской олимпиады и является автором

целого ряда теоретических и экспериментальных олимпиадных заданий и одним из составителей сборника [3].

Пятый заключительный этап Всероссийской олимпиады по физике не является в каком-то смысле последним этапом школьных олимпиад. В июле каждого, начиная с 1967 года, проводятся Международные физические олимпиады школьников. Первая Международная олимпиада по физике состоялась в Польше в 1967г. Россия стала принимать участие в Международных олимпиадах и дилигировать свою команду школьников, начиная со второй такой олимпиады, проходившей в Венгрии в 1968г.

В последние годы подготовка команды России проводится на базе МФТИ. Руководит этой подготовкой профессор кафедры общей физики МФТИ, доктор физико-математических наук С.М.Козел.

Формирование команды России, состоящей из 5 школьников, на Международную олимпиаду по физике происходит следующим образом. Каждый год победители Всероссийской олимпиады по десятому классу, а точнее обладатели дипломов Гой и П-ой степеней по этому классу, в количестве порядка 20 школьников приглашаются в июне месяце на двухнедельные учебно-тренировочные летние сборы. Затем всех этих ребят приглашают в январе месяце на десятидневные зимние сборы. И, наконец, после очередного финала Всероссийской физической олимпиады, где эти ребята принимают участие уже в качестве 11 -классников, лучшие из них в количестве 7-8 человек приглашаются в июне на заключительные сборы, по окончанию которых и формируется команда.

В течении упомянутых сборов с кандидатами в национальную сборную России проводятся учебные занятия и, главным образом, по основам физического эксперимента. Как справедливо отмечено в [5; 7], это обусловлено тем, что экспериментальная подготовка учащихся по физике - это наиболее уязвимое место нашей школьной системы. (Это появилось ещё в эпоху СССР, а сейчас резко обострилось в связи с фактической ликвидацией в школах лабораторных занятий по физике и отсутствием необходимого физического оборудования в школе из-за отсутствия должного финансирования).

Наряду с учебными занятиями для школьников (участников сборов) проводятся мини олимпиады, состоящие из теоретических и экспериментальных туров, где претенденты на место в "заветной пятёрке" набирают рейтенговые очки, которые учитываются при окончательном формировании сборной команды России.

За период с 1968г. сборная школьников СССР (России) участвовала в 28 Международных физических олимпиадах [7]. За это время наши школьники в неофициальном командном зачёте 15 раз занимали первое место в мире и только два раза наша команда выходила из первой пятёрки сильнейших. Объективности ради отметим, что на протяжении ряда

последних лет лидерство на Международной физической олимпиаде у сборной Китая, все школьники которой завоевывают практически только Золотые медали.

Мы не будем в нашей публикации затрагивать вопросы о недостатках, имеющих место при формировании и подготовке Национальной сборной России на Международные физические олимпиады. Вернёмся к Всероссийским олимпиадам и дадим краткий анализ выступлений команд регионов в последние годы на них.

На приведённых ниже диаграммах 1 -4 показано распределение призовых мест на финальных этапах Всероссийских олимпиад по физике в вышеупомянутый период. При этом использованы следующие обозначения:

I место

II место

III место

Диаграмма 1.

Распределение призовых мест на V (финальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, проходившем в г. Березники Пермской обл. в 1997 году (данные по десяти лучшим территориям)

10 987654321

Пермская Санкт- Москва Новосибирск. Нижегород. Московская Челябинская Ямало Кировская Республика

область Петербург область область область область Ненецкий АО область Чувашия

0

Диаграмма 2.

Распределение призовых мест на V (финальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, проходившем в г. Чебоксары в 1998 году (данные по десяти лучшим территориям)

10 9

Москва Нижегород. Республика Московская Санкт- Новосибирск. Челябинская Ямало- Кировкая Вологодская

область Чувашия область Петербург область область Ненецкий АО область область

Диаграмма 3.

Распределение призовых мест на V (финальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, проходившем в г. Ульяновск в 1999 году (данные по десяти лучшим территориям)

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Санкт-Петербург

Москва Московская Челябинская Нижегород. Кировская Республика Новосибирск. Вологодская Ямало-

область область область область Чувашия область область Ненецкий АО

10 9 8 7 6 54 3 2 1 0

Диаграмма 4.

Распределение призовых мест на V (финальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, проходившем в г. Пермь в 2000 году (данные по десяти лучшим территориям)

Московская область

Челябинская область

Санкт-Петербург

Нижегород. область

Кировская область

Пермская область

Республика Татарстан

Республика Чувашия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вологодская область

Приведённые диаграммы, составленные нами в соответствии с результатами финальных этапов Всероссийских олимпиад в рассматриваемый временной период [6], говорят сами за себя. В вышеприведённых диаграммах по вертикальной оси отложено суммарное количество призовых мест, завоёванных школьниками региона, в финальном этапе олимпиады.

В нижеприведенных таблицах 1-4 отмечены учебные заведения России, учащиеся которых показали высокие результаты (завоевали 2 и более призовых мест) в финале Всероссийских олимпиад в рассматриваемый период.

Москва

Лучшие школы России в финальных этапах Всероссийской физической олимпиады в последние годы

Призовое место Общая

№ Школа Город и их количество сумма

I II III призовых мест

Таблица 1. 1996-1997 уч. год ( г.Березники )

1. СШ № 3 Березники Пермской обл 0 4 5 9

2. Лицей № 40 Нижний Новгород 1 2 1 4

3. ФТШ Санкт-Петербург 2 0 1 3

4. СУНЦ Москва 2 0 1 3

5. ФМЛ № 239 Санкт-Петербург 0 2 1 3

6. СУНЦ Новосибирск 0 2 1 3

7. СШ № 130 Новосибирск 1 1 2

8. Академическ. гимназия Санкт-Петербург 0 1 1 2

9. СШ № 444 Москва 0 1 1 2

10. Лицей № 10 Ноябрьск Ямало-Нен. АО 0 1 1 2

11. ФМШ № 2 Сергиев Посад, Моск. об. 0 1 1 2

12. СШ № 1523 Москва 0 0 2 2

Таблица 2. 1997-1998 уч. год ( г.Чебоксары )

1. Лицей № 40 Нижний Новгород 0 3 3 6

2. Лицей «Вторая школа» Москва 2 0 1 3

3. СУНЦ Москва 1 1 1 3

4. Лицей № 10 Ноябрьск Ямало-Нен. АО 0 2 1 3

5. ВГЕМЛ Вологда 1 1 0 2

6. Лицей № 1 Брянск 1 1 0 2

7. ФМЛ Киров 1 0 1 2

8. ФМЛ № 31 Челябинск 0 1 1 2

9. СУНЦ Новосибирск 0 0 2 2

№ Школа Город Призовое место и их количество Общая сумма призовых мест

I II III

Таблица 3. 1998-1999 уч. год ( г.Ульяновск )

1. Лицей № 40 Нижний Новгород 1 2 1 4

2. Лицей «Вторая школа» Москва 1 1 2 4

3. ФМЛ Киров 0 2 2 4

4. Лицей «Дубна» Дубна, Московской обл. 1 2 0 3

5. ФМЛ № 31 Челябинск 1 1 1 3

6. ФТШ Санкт-Петербург 1 1 1 3

7. ВГЕМЛ Вологда 0 3 0 3

8. ФМЛ № 239 Санкт-Петербург 0 1 2 3

9. Лицей № 10 Ноябрьск Ямало-Нен. АО 0 1 2 3

10. ФМШ № 146 Пермь 0 1 1 2

11. ФМШ № 2 Сергиев Посад, Моск. об. 0 1 1 2

12. Лицей № 1 Брянск 0 1 1 2

Таблица 4. 1999-2000 уч. год ( г.Пермь )

1. ФМЛ № 31 Челябинск 3 0 2 5

2. Лицей «Дубна» Дубна, Московской обл. 1 2 1 4

3. ФМЛ Киров 0 1 3 4

4. ФТШ Санкт-Петербург 0 3 0 3

5. ВГЕМЛ Вологда 1 1 0 2

6. ФМШ № 146 Пермь 1 0 1 2

7. Гор. Лицей № 1 Брянск 1 0 1 2

8. Лицей «Вторая школа» Москва 0 2 0 2

9. ФМЛ № 239 Санкт-Петербург 0 1 1 2

10. Лицей № 40 Нижний Новгород 0 1 1 2

11. Лицей № 10 Ноябрьск Ямало-Нен. АО 0 1 1 2

Из приведённых таблиц 1-4, составленных нами в соответствии с результатами финальных этапов Всероссийских олимпиад в рассматриваемый временной период [6] видна стабильность выступлений, например, школьников из лицея № 10 г. Ноябрьска (население около 200 тыс. человек). Бросается в глаза большой прогресс в результатах выступлений учащихся ФМЛ № 10 г.Челябинска, ФМЛ г.Кирова и, конечно же, школьников лицея «Дубна» г.Дубны (население около 80 тыс. человек). К сожаленью этого нельзя сказать о результатах выступлений учащихся таких учебных заведений, как СУНЦ г.Новосибирска и СУНЦ г.Москвы.

Успех дубненских школьников хочется отметить особо. Дело в том, что подготовка команды школьников г. Дубны в последние четыре года проходила при непосредственном участии автора настоящей публикации. До этого момента дубненские школьники никогда не доходили даже до Зонального этапа Всероссийской физической олимпиады. III. Соросовские олимпиады школьников по физике.

В течение последних семи лет под эгидой Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук (ISSEP) в России по математике, физике, химии и биологии ежегодно весьма широко и открыто проводилась олимпиада школьников, получившая название Соросовской [1; 8; 9; 10]. К сожаленью, VII Соросовская олимпиада 2000-2001 не была полностью завершена и стала последней. Российское правительство не смогло (а может, и не захотело) выполнить своё обещание добавить к деньгам Джоржа Сороса такую же сумму, а это являлось заранее хорошо известным и принятым условием. Хочется верить, что

времена изменятся и Соросовская олимпиада, сыгравшая огромную образовательную роль (и не только), вновь возродится. Несмотря на "закат" Соросовских олимпиад, тем не менее, уделим им должное внимание в нашей публикации.

Соросовская олимпиада организовывалась (а так и хочется сказать организуется) по методике, заметно отличающейся от методики проводимой Всероссийской олимпиады под эгидой Министерства образования. И в этом были же, конечно, свои плюсы, так как отход от административно заорганизованной структуры официальных олимпиад был способен придать и придал олимпиадному движению большую широту и открытость и вовлёк в современный образовательный процесс новые слои молодёжи [1; 8].

Задачи для Соросовской олимпиады по физике специально создавались авторским коллективом, возглавляемым А.Р.Зильберманом - выдающимся композитором физических задач, педагогом с мировым именем. Именно его задачи были признаны учительским сообществом лучшими [8]. В этой связи нам не понятно, почему такого, всемирно известного педагога, как Александр Рафаилович Зильберман не привлекают к процессу подготовки школьников национальной сборной России на Международную физическую олимпиаду. Но вернёмся к Соросовской олимпиаде.

Эта олимпиада проводилась в три тура. Первый из них являлся заочным. Условия задач публиковались в специальных выпусках газеты «Первое сентября», а также размещались в сети Интернета. Там же, а также в «Соросовском Образовательном журнале» публиковались в последствие и решения задач заочного тура. Устроители олимпиады усматривали в проведении заочного тура целью вовлечь возможно большее количество учащихся в образовательный процесс и олимпиадное движение, приобщить их к решению оригинальных и нестандартный задач. Результаты выступлений школьников в этом туре в дальнейшем не учитывались и, тем не менее, обратная связь существовала. По рассмотрении полученных решений организаторы олимпиады высылали в те школы, где учились приславшие свои решения дети, сведения о баллах, полученным каждым из них за каждую из задач тура вместе с данными по всей России. Таким образом, каждый школьник мог найти своё место и объективно сопоставить свой результат с результатами других участников олимпиады.

Во второй тур олимпиады (первый очный тур) широко приглашались и допускались все желающие, причём вне зависимости от участия или неучастия в первом туре. Таким образом, заочный тур не служил этапом отбора для второго и последующего финального туров. Он выполнял функции подготовительные функции: знакомил участников с уровнем сложности олимпиадных задач, настраивал их на серьёзную работу, развивал мотивацию учебно-творческой деятельности у них и т. п.

По результатам второго тура происходил отбор участников для третьего (финального) тура, где окончательно и выявлялись победители олимпиады. Конкурсный отбор в третий тур олимпиады осуществлялся из примерно такой раскладки, чтобы финалистом становился один из 25-30 участников второго тура. В результате около 25 тысяч школьников приняли участие в заключительном этапе этой олимпиады за пять из семи лет её существования. Здесь стоит отметить, что VI Соросовская олимпиада 1999-2000 уже не содержала третьего тура по упомянутым выше причинам, а VII олимпиада 2000-2001 завершилась на своём заочном туре всё по тем же причинам.

Численный анализ состава финалистов Соросовской олимпиады по физике показывает, что количество финалистов этой олимпиады более чем на порядок превышало число участников финального этапа Всероссийской физической олимпиады [1]. И это делалось сознательно с целью воспитать у как можно большего числа школьников активное отношение к познавательному процессу вообще и к физике в частности.

За время своего существования Соросовская олимпиада собрала около одного миллиона участников из 88 регионов России и других стран, при этом на долю участников физической олимпиады приходится порядка 16% от общего числа участников по всем предметам (математика, физика, химия и биология). География олимпиады охватила не только все мегаполисы, региональные центры России, но и множество небольших населённых пунктов от Чукотки до Калининграда, от Мурманска до Дербента, о чём свидетельствуют сводные таблицы, опубликованные, например, в [9; 10]. Соросовская олимпиада пересекла границы России и была привлекательной для сверстников российских школьников из Армении, Белоруссии, Болгарии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Украины, Эстонии.

В своём предисловии к книге «Четвёртая Соросовская олимпиада школьников 19971998» Б.И.Миропольский (директор подпрограммы «Соросовская олимпиада школьников») отмечает: "Большой коллектив организаторов олимпиады и авторов задач всегда стремился устроить олимпиаду как праздник, открытый и доступный для всех желающих".

Действительно, открытость и доступность были главными принципами проведения Соросовской олимпиады. Каждый старшеклассник мог принять в ней участие, начиная с первого (заочного) и даже со второго (первого очного) туров. И только на основе собственного успеха во втором туре он мог выйти в третий (финальный) тур и стать победителем олимпиады. За всю историю проведения Соросовской олимпиады её устроители никогда не устанавливали никаких норм и квот на участие школьников от разных школ и регионов!

По числу участников эта олимпиада была одним из самых массовых интеллектуальных соревнований за всю историю проведения школьных олимпиад. Появление Соросовской олимпиады не только поддержало лучшие традиции предметных олимпиад, но и предало

олимпиадному движению колоссальный размах, вызвав большой интерес со стороны учащихся и педагогов, как в России, так и за её пределами.

Автор благодарен Ю.М.Бруку и А.Р.Зильберману, предоставившим ценные сведения об истории Всесоюзных физических олимпиад, проведением которых они плодотворно занимались с момента их организации, а также М.Ю.Замятнину - преподавателю физики лицея «Дубна» - соратнику по олимпиадной подготовке дубненских школьников, внёсшему неоценимый вклад в успех совместных с автором воспитанников. Автор весьма признателен профессору, доктору педагогических наук С.Е.Каменецкому - своему научному руководителю по диссертационному исследованию, носящему название: «Физические олимпиады в основной школе и методические основы подготовки к ним», неоднократно прочитавшему эту публикацию в рукописи и сделавшему ряд существенных замечаний.

Литература

1. Карлов Н.В. Кадеты интеллектуальной элиты. Препринт / МФТИ. №4 - М., 2000. - 38с.

2. Овчинников О.Ю. Олимпиады по физике как средство развития интереса к предмету и творчества учащихся: Дис. ... канд.пед.наук. - М. 1985. - 211 с.

3. Всероссийские олимпиады школьников по физике / Авт. - сост. Афанасьев В.С., Букина О.Г.,., Подлесный Д.В. и др. Под редакцией О.Ю. Овчинникова. - М.: Ротапринт НИИ школ МНО РСФСР, 1988.

4. Я - Физтех (книга очерков) / Составители: Н.В.Карлов, Н.Ф.Симонова, Л.П.Скороварова - М.: ЦентрКом, 1996. - 768 с. (с.562-570, очерк А.П. Савина "Мы «орлят» учили летать")

5. Всероссийские олимпиады школьников по физике / Под редакцией С.М. Козела. —М.: ЦентрКом, 1997. - 240 с.

6. Квант. Физико-математический журнал для школьников и студентов./ 1997, №5; 1998, №5; 1999, №5; 2000, №5;

7. Козел С.М., Слободянин В.П. 31-я Международная физическая олимпиада школьников (Июль 2000 г., Великобритания). Подготовка и выступление национальной команды России / тезисы доклада на ХЫП научной конференции МФТИ. Часть VII, с. 65-66.

8. Сойфер В.Н. Знание школьной программы и сообразительность. В книге «Вторая Соросовская Олимпиада Школьников 1995-1996» -М.: МЦНМО, 1996.

9. Миропольский Б.И. Предисловие к книге «Четвёртая Соросовская Олимпиада Школьников 19971998» -М.: МЦНМО, 1998.

10. Миропольский Б.И. Предисловие к книге «Пятая Соросовская Олимпиада Школьников 19981999» -М.: МЦНМО, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.