Научная статья на тему 'Всероссийская научно - практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»: основные итоги'

Всероссийская научно - практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»: основные итоги Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ / НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куракина И. И.

Статья посвящена анализу основных направлений работы Всероссийской научно практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем». Автор определяет векторы работы научного мероприятия, давая характеристику специфике трех секций, ориентированных на исследование проблем традиционного прикладного искусства и профессионального образования в этой области. Дополнением содержания статьи выступают отзывы самих участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Куракина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно - практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»: основные итоги»

События и памятные даты

Куракина И.И., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры истории искусств, Высшая школа народных искусств (академия), [email protected]

Kurakina I.I., PhD in pedagogical sciences, senior lecturer of the Department of art history of Higher school of folk arts (academy), ladybug90@yandex. ru

Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»: основные итоги All-Russian scientific-practical conference of students, postgraduates and young scientists "Culture of Russia in the XXI century: the past in the present, the present in the future": the main results

Аннотация. Статья посвящена анализу основных направлений работы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем». Автор определяет векторы работы научного мероприятия, давая характеристику специфике трех секций, ориентированных на исследование проблем традиционного прикладного искусства и профессионального образования в этой области. Дополнением содержания статьи выступают отзывы самих участников.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the main directions of work of the all-Russian scientific and practical conference of students, postgraduates, young scientists "Culture of Russia in the XXI century: past in the present, present in the future". The author identifies the aspects of the work of scientific events, giving the characteristics of the specificity of three sections, focused on the study of the problems of traditional applied arts and professional education in this field. The content of the article is supplemented by feedback from the participants themselves.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, Высшая школа народных искусств, научно-практическая конференция, «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем».

Keywords: traditional applied art, Higher school of folk arts, scientific and practical conference, «Culture of Russia in the XXI century: the past in the present, the present in the future».

16-17 мая 2019 г. Высшая школа народных искусств (академия) уже в пятнадцатый раз распахнула свои двери для гостей - здесь прошла традиционная ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем».

Пятнадцать лет пролетели быстро - многое уже достигнуто академией, ее студентами и преподавателями, но впереди открываются все новые

5

перспективы. Именно это стремление к сохранению, развитию и преумножению национального культурного достояния нашло отражение в теме научного мероприятия: «Подготовка высококвалифицированных кадров - ключевая задача сохранения и развития традиционных художественных промыслов России».

Основной площадкой, где проходила конференция, стал головной вуз в Санкт-Петербурге, объединивший участников из Института традиционного прикладного искусства (Москва), Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи Ф.А. Модорова, Холуйского и Рязанского филиалов академии, Рузского училища декоративно-прикладного искусства, Крымского инженерно-педагогического университета и др.

С приветственным словом выступили президент ВШНИ, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Максимович; ректор ВШНИ, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Федотова; директора филиалов - П.В. Гусева, Р.В. Гавва, К.Ж. Амиргазин, Л.С. Плавинская, В.М. Наумов, А.А. Николаева, М.А. Салтанов, пожелавшие молодым ученым интересных докладов, жарких научных дискуссий и плодотворных выступлений.

Жизнь не стоит на месте, и в коллективе Высшей школы народных искусств, как и в любой большой дружной семье, происходят события - грустные и счастливые. Много

Рис. 1. Приветствие учасгник°в теплых слов о большом художнике конференции президента ВШНИ В.Ф. Максимович нижнетагильской декоративной росписи по металлу, замечательном отзывчивом человеке, безвременно ушедшей Алевтине Николаевне Голубевой сказала В.Ф. Максимович, отметив ее бесценный вклад и в историю развития традиционного прикладного искусства, и, в частности, в формирование академии народных искусств. На конференции в торжественной обстановке были вручены дипломы кандидатов педагогических наук бывшим ее участникам, аспирантам, а ныне -

преподавателям академии - Д.Ю. Рис. 2. Приветствие у^стникот

г ~ тх тт ту ^ конференции и. о. ректора ВШНИ

Христолюбовой и И.И. Куракиной. ^ ^ 0в федотовой

Торжественная часть конференции была продолжена пленарным заседанием.

Открыл заседание кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры истории искусств С.А. Тихомиров докладом «Исследование вещи как фактор развития исследовательских навыков студентов художественного вуза», который являлся логическим продолжением темы, разрабатываемой сотрудниками кафедрами истории искусств [1].

Поставив перед собой дискуссионный вопрос: «Что дает будущим художникам традиционного прикладного искусства в общекультурном и профессиональном плане работа с музейными и обыденными вещами?», автор подробно проанализировал обновленный арсенал методических форм и приемов обучения, а также выявил некомпенсируемые результаты исследовательской деятельности, как фактора повышения качества обучаемости студентов. В заключении был сделан вывод о том, что приоритет исследовательских форм организации деятельности позволяет формировать такие качества личности будущих специалистов, которые позволят им стать востребованными современным социумом.

Если в докладе С.А. Тихомирова присутствовала характеристика подготовки художников с точки зрения влияния общепрофессиональных дисциплин, то сообщение старшего преподавателя кафедры рисунка и живописи А.Л. Уткина («Методические принципы обучения пластической анатомии будущих художников традиционного прикладного искусства») [3] было посвящено определению специфики профессиональной подготовки. После этих выступлений свой доклад об исторических этапах формирования профессионального образования («Становление и развитие профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи») [2] представила младший научный сотрудник Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова Ю.И. Уколова.

Активную полемику вызвало выступление преподавателя Талдомского филиала Московского губернского колледжа искусств Е.С. Графовой («Проблемы традиционного художественного образования в подготовке современного художника»), посвященное определению места и роли современного профессионального художественного образования в социокультурном и экономическом контексте, выявлению значимости классического художественного образования в подготовке профессионального художника, осмыслению проблемы необходимости регулирования деятельности профессионального художественного сообщества.

Обсуждение круга основных вопросов, сформулированных на пленарном заседании, было продолжено в рамках трех секций конференции.

Доклады первой секции - «Великолепие художественного наследия России: традиционные и инновационные художественные технологии, современная мода, государственная политика» - были посвящены разработке вопросов сохранения и развития традиционных художественных технологий

и техник в создании произведений традиционного прикладного искусства; анализу взаимосвязи традиционных художественных промыслов и моды, влияния современной моды на развитие художественного наследия России; определению роли нормативно-правовой базы, степени влияния общественных организаций на сохранение и развитие области традиционного народного искусства. Руководителями первой секции были: доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов ВШНИ В.В. Шапкин, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, заведующий кафедрой рисунка и живописи Н.Г. Кузнецов, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, доцент кафедры рисунка и живописи М.О. Ломакин, и, в качестве нововведения этого года - студентка IV курса кафедры ювелирного и косторезного искусства Д. Голубчикова.

Руководители второй

Рис. 3. Участники второй секции конференции

секции - кандидат

педагогических наук, заведующая музейно-педагогической научной лабораторией Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов ВШНИ (академии) Т.Е. Лончинская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств И.И. Куракина, студентка 5 курса кафедры лаковой миниатюрной живописи Е. Мельникова.

«Традиционные художественные промыслы: тенденции, факты, перспективы» - название второй секции, которая, пожалуй, по своей тематике являлась наиболее близкой студентам - будущим художникам традиционного прикладного искусства. В процессе ее работы были освещены темы истории и современного состояния традиционных художественных промыслов; выявлены художественно-технологические, социально-экономические, профессиональные тенденции развития традиционных художественных промыслов; проанализированы инновации современности и перспективные технологии изготовления изделий традиционных художественных промыслов; определено влияние профессионального образования и выявлено значение научной, выставочной и рекламной деятельности в развитии традиционных художественных промыслов.

Третья секция - «Современный художник традиционных художественных промыслов: свобода и ответственность» - была представлена доктором философских наук, доцентом, зав. кафедрой философии С.В. Лебедевым, кандидатом педагогических наук, членом Союза художников России, профессором кафедры рисунка и живописи Е.И. Васильевой, студентами III курса кафедры художественного кружевоплетения Е.

Овчинниковой и Д. Шараповой; все руководители стремились представить обобщенный портрет художника традиционного прикладного искусства XXI века. Темами для обсуждения в этой секции стали: профессиональное образование художника традиционных художественных промыслов в прошлом и настоящем; его творческая деятельность в становлении и развитии; поле ответственности художника в настоящем и будущем; важнейшие качества личности художника и способы их воспитания.

Но в продолжение работы конференции участники могли не только показать себя юными исследователями, представив аудитории результаты собственной научно-исследовательской деятельности, но и ознакомиться с выставками, принять участие в меропр

В аудиториях и рекреациях академии проходили выставки выпускных квалификационных работ и художественно-графических

проектов студентов Высшей школы народных искусств (академии) (кафедры ювелирного и косторезного искусства, лаковой миниатюрной живописи, художественного

кружевоплетения, художественной вышивки, декоративной росписи); фотовыставки работ художника холмогорского искусства резьбы по кости Н.Д. Буторина (1934-2013) и его студентов и «Поморье: мир материальной культуры»; выставки работ студентов Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова Рис. 4. Фрагмент выставки произведений «Панно-пластины в технике мстёрской АН. Голубевой и ее учшик°в

лаковой миниатюрной живописи» и лучших работ студентов Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова «Декоративное решение натюрморта» и др.

Но наиболее интересной и знаковой стала экспозиция, посвященная памяти художника и педагога А.Н. Голубевой, на которой были представлены как ее собственные авторские работы, так и работы ее учеников - студентов разных лет.

Второй день работы конференции, 17 мая, был ознаменован не только завершением работы секций, но и открытием мастер-классов, которые проводили студенты, преподаватели и гости Высшей школы народных искусств.

Уже традиционными стали мастер-классы, которые были связаны с постижением азов профессионального мастерства в конкретных видах

шятиях культурной программы.

Рис. 5-6. Мастер-классы по декоративной росписи по металлу и академической живописи

традиционного прикладного искусства -ювелирного искусства (А. Гульченко), художественного кружевоплетения (Д.Ю. Христолюбова), художественной вышивки (Е.В. Сайфулина), росписи керамических изделий (А. Татарчук, А. Ерофеева, Д. Тарасенко, Т. Замяткина), нижнетагильской маховой росписи (Е. Горохова, П.-А. Никольская), художественной росписи ткани (А. Поздеева, П. Пахомова), палехской лаковой миниатюрной живописи (О. Конопелькина) и живописи (М. Захарова, И. Калмыков, Д. Кипилова, З. Копейкина, А. Ольховая).

Абсолютно новый

мастер-класс «Технологии исследовательской работы с вещью» был подготовлен и проведен коллективом кафедры истории искусств - доктором педагогических наук, доцентом, зав. кафедрой Л.М.

Ванюшкиной, кандидатом культурологии, доцентом, доцентом кафедры истории искусств С.А. Тихомировым, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры истории искусств И.И. Куракиной. Данный мастер-класс являлся логическим продолжением теоретических вопросов, озвученных в ходе выступления С.А. Тихомирова на пленарном заседании, и позволял каждому самостоятельно на практике реализовать приобретенные знания, прикоснувшись к артефактам истории материальной культуры человечества.

Мастер-класс включал в себя несколько этапов: исследование обыденных вещей с неочевидным утилитарным значением; реконструкцию

Рис. 7. Мастер-класс «Работа с вещью»

облика вещи по ее фрагменту; сравнительное исследование утилитарного и символического значения вещи; выявление ее культурной биографии.

В качестве материалов для анализа и интерпретации участникам были предложены как обыденные вещи, еще совсем недавно бытующие в обиходе каждого советского человека или использующиеся и в наши дни, так и фрагменты керамики эпохи Византии, Древнего Новгорода, Херсонеса Таврического, возраст которых - несколько столетий или даже тысячелетий.

Заключительным аккордом насыщенного рабочего дня стал круглый стол «Возникновение и особенности развития обучения иконописи в России: Современное состояние, проблемы и перспективы развития», который поднимал острые проблемы соотношения традиций и новаций в современной практике иконописного искусства и лаковой миниатюрной живописи. Свои доклады представили: кандидат искусствоведения, член Союза художников России, зав. кафедрой рисунка и живописи Н.Г. Кузнецов, директор Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова, кандидат педагогических наук, член Союза художников России П.В. Гусева, зав. кафедрой лаковой миниатюрной живописи, кандидат педагогических наук Ю.А. Бесшапошникова, старший преподаватель кафедры, кандидат педагогических наук И.В. Костычева. В их выступлениях были даны ответы на вопросы: «В какой мере возможна "свободная" трактовка иконографии библейских сюжетов в современной лаковой миниатюрной живописи (Палех, Холуй, Мстера)?», «Есть ли место творчеству в иконописи?», «В чем заключаются отличия иконы от лаковой миниатюрной живописи на церковно-исторические темы?».

Но, наверное, лучше всего, успех конференции характеризуют отзывы и впечатления ее участников: «Конференция была очень запоминающейся, поднималось много острых вопросов, каждый мог высказать свое мнение, и оно обсуждалось всей секцией. Многие участники сопровождали свое выступление презентациями, что очень помогало в понимании затрагиваемой темы» (Г. Храброва); «Конференция мне понравилась. Все очень четко и понятно, у каждого участника есть своя программка, где все подробно расписано (такое есть не везде; а если и было, то не так подробно и понятно). Самое интересное было, конечно, само участие, так как для меня это первая конференция. После выступления решила, что буду принимать участие каждый год, так как это очень полезно для моей будущей профессии и наработки опыта» (А. Каяшова); «Открытие конференции с приветственным словом президента ВШНИ вдохновило всех участников. Оно было сфокусировано на стратегической важности народного искусства для государства и роли каждого из нас. Доклад каждого участника был наполнен личным отношением к своей тематике, они отличались искренностью и совершенно неожиданными точками зрения на проблематику. Конечно, не каждый доклад "вырастет" в серьезное научное исследование, но очень важным для каждого является получение опыта самостоятельного исследования и выступления. Итогом конференции стал мастер-класс "Работа

с вещью", который на практике показал возможности атрибуции любого предмета. Это было необычно и познавательно, работа в группе позволила решить достаточно сложные задачи, которые изначально казались сложными. Профессиональная модерация мастер-класса позволила получить профессионально необходимую практику по работе с предметами» (К. Иванова).

Подводя итоги конференции, отметим, что успешный опыт ее реализации, подчеркнутый многими участниками, станет крепкой базой для дальнейшего совершенствования научно-исследовательской деятельности молодого поколения в целом.

Литература

1. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Развитие через искусство: специфика организации исследовательской деятельности студентов художественного вуза // Вопросы культурологии. - 2017. - № 1. - С. 41-47.

2. Уколова Ю.И. Строгановская иконописная школа как база, способствующая формированию профессиональных навыков и компетенций у студентов высшего образования Мстерского филиала ВШНИ(а) // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - №2 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stroganovskaya-ikonopisnaya-shkola-kak-baza-sposobstvuyuschaya-formirovaniyu-professionalnyh-navykov-i-kompetentsiy-u-studentov (дата обращения: 31.05.2019).

3. Уткин А.Л. Специфика обучения пластической анатомии будущих художников традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - №4 (26). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7spetsifika-obucheniya-plasticheskoy-anatomii-buduschih-hudozhnikov-traditsionnogo-prikladnogo-iskusstva (дата обращения: 31.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.